"Приёмы формирования навыков смыслового чтения у младших школьников"
статья по логопедии

Гайнанова Гульнар Райхановна

    На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.

Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы формирования навыков смыслового чтения у младших школьников

                                                                                                                          Гайнанова Г. Р.,

учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ, высшая квалификационная категория

    На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.

Как научить младшего школьника "смысловому чтению"?

Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.

Основные методики работы над формированием осознанного чтения были разработаны еще К. Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». Огромную роль в занятиях по чтению отводил К.Д. Ушинский наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать наглядность при чтении, считал наглядность основным принципом обучения отечественному языку. Созданная Ушинским система получила название «Объяснительное чтение».

 В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской, которая в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения.

Чем традиционное чтение отличается от продуктивного чтения?

Этапы

Традиционное чтение

Продуктивное чтение

До чтения

Учитель готовит к восприятию текста.

Ученики прогнозируют содержание текста, предполагают, о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя.

Во время чтения

Текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают.

Читается и ведётся диалог с автором, задаются вопросы, прогнозируются ответы, самопроверка по тексту.

После чтения

Ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом  в форме беседы.

Беседа и уточнение позиции автора.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором.

Достоинства технологии.

Положительные стороны применения технологии:

  • Учащиеся учатся самостоятельно добывать знания;
  • Становятся активными участниками образовательного процесса.
  • Способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов.

Недостаток:

Занимает много времени на уроке.

Всю работу можно разделить на три этапа.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Дети высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».

Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

Приемы работы:

  • Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение слов в тексте параграфа)
  • Составление вопросов к теме высказывания;
  • Высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала;
  • Организация проблемной ситуации и др.

Виды упражнений:

  • Прочтите заглавие и скажите, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте.
  • Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в данном тексте.
  • Прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу.
  • Прочтите текст до указанного места и скажите, как, по вашему мнению, завершились события. Прочитайте текст до конца, чтобы выяснить, правы ли вы.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

            Первичное чтение текста. 

Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

  Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

         Перечитывание текста. 

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 

Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 
Выразительное чтение.

Приемы работы:

  • Комментированное чтение;
  • Чтение текста «с карандашом»;
  • Определение основных понятий (без чтения всего текста);
  • Составление таблиц (выборочное чтение);
  • Составление плана текста (для пересказа);
  • Поиск пропущенных слов

Виды упражнений:

  • Прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них.
  • Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части.
  • Прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования.
  • Скажите, какие из приведённных утверждений соответствуют

содержанию текста.

  • Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку.
  • Прочтите текст, соотнесите его содержание с заглавием.

III этап. Работа с текстом после чтения.

            Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем.

Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 

Работа с заглавием, иллюстрациями.

Обсуждение смысла заглавия.

Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). 

Приемы работы:

  • Диалог с автором
  • Постановка вопроса «почему»;
  • Повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям;
  • Выполнение творческих заданий

Виды упражнений:

  • Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.
  • Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что… . Скажите, разделяете ли вы эту точку зрения.
  • Выразите своё отношение к прочитанному.
  • Прокомментируйте часть текста, которая показалась вам наиболее интересной.
  • Сформулируйте цель, которую, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста.
  • Выразите своё отношение к прочитанному. Скажите, согласны ли вы с оценкой автором событий, фактов.
  • Скажите, какие из перечисленных фактов вы узнали впервые из прочитанного текста.

Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения.

Для развития сознательного чтения можно использовать на уроках специальные упражнения:

- логические;

- на составление слов со словами;

- с деформированными текстами; неоконченными рассказами.

- с текстом.

I. Логические упражнения.

  1. Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, желтый;

Минута, час, время, секунда;

Дорога, шоссе, тропинка, путь;

Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр;

Молоко, сметана, простокваша, мясо.

  1. Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

У них одинаковое количество букв;

они одного рода;

они состоят из двух слогов.

  1. Путём перестановки букв составь слово.

у, к, л, б, а;

с, н, о, а, с;

у, п, к, с.

  1. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза;

кора, лото, боксёр;

молоко, нерест, тарелка.

  1. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только второй слог.

Змея, рама;

Пуговица, молоток, лава.

  1. Составь слово по первым буквам слов.

Сок, ель, телефон, кактус, аист.

Кошка, улитка, ложка, ёжик, камыш.

  1. Даны три слова. Первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвёртое слово.

а) Песня – композитор; самолёт -  ?

- аэродром, горючее, конструктор, лётчик, истребитель;

б) школа – обучение; больница - ?

- доктор, ученик, лечение, учреждение, больной;

в) нож – сталь; стул - ?

- вилка, дерево, стол, пища, скатерть;

г) лес – деревья; библиотека - ?

- город, здание, библиотекарь, театр, книги;

д) утро – ночь; зима - ?

- мороз, день, январь, осень, сани.

8.  Раздели слова на группы.

Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец;

корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;

апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша.

9. Какие буква, слог, слово лишние.

а, у, р, о, ы

ма, ра, ла, ны, та

ку, на, ды, ти, ло

река, речка, ручей, ручка, ручеёк.

II. Игры по составлению слов со словами.

  1. Найди слово в слове.

гроза            газета           кустарник

шутка           поднос         шоколадка

часовщик      щепка          ярмарка

  1. Подбери пару.

песня                      практичный

площадь                примерный

подруга                  прилежный

почтальон             праздничный

подарок                 полосатый

полотенце             полотняный

портфель              прекрасный

парикмахер           приятный

  1. Прочитай слова, написанные разным шрифтом.

                   БХТАЛОРТТЕОИБНК

                      МЧкОЛисАОеКлОьЙ

                      сОСаклМаУаЛтшЕПТа

  1. Прочитай только чёрные буквы.

  1. Прочитай от самой маленькой к самой большой.

  1.  Прочитай от самой большой к самой маленькой.

      III. Работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.

  1. Составь текст (перестановка предложений). Тексты подбираются к теме урока.

  1. Составь предложения (3-4) к теме урока.

На реке.

         Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, мальчики, удочки, улов, чайки.

  1. Закончи рассказ.

                                                     Забота о птицах.

        Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…

IV. Работа с текстом.

  1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.
  2. Расположи вопросы по порядку содержания текста, зачитай ответ на второй вопрос. (Вопросы написаны на доске.)
  3. Задай вопросы по тексту или по части текста.
  4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.
  5. Работа над заголовком.

          Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.

          Выбери заголовок из предложенных.

          Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.

          Озаглавь части.

  1. Выборочное чтение.
  2. Пересказ по вопросам и без них.
  3. Составление плана текста.

Итак, смысловое чтение – это путь решения познавательных, коммуникативных задач, поиск нужной информации, её интерпретация, самоконтроль, формирование собственной точки зрения.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом, позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Использованная литература:

1.  Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе. // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru.

2. Бунеева Е. В., Чиндилова О. В. Технология формирования типа правильной читательской деятельности. – М.: Просвещение, 2007.

3. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2010, С. 25.

4. Кислицына Е.В. Упражнения по развитию навыка чтения. // Начальная школа. - 2003. -  №6.

5. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М. 2010.

6. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с

его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. - 2005.  - №4.

7.Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. – 2003. – № 1.

8. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс - М., Экзамен, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы формирования навыков смыслового чтения в начальной школе.

В статье приведены приёмы текстовой деятельности(т.е. деятельности во время чтения и работы с текстом), которые позволяют учителю существенно повысить некоторые позиции по основным качествам чте...

Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников.

В работе раскрывается технология продуктивного чтения, методы и приемы формирования смыслового чтения у обучающихся начальной школы....

Приёмы формирования навыков самооценки и самоконтроля младших школьников

Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно ...

Как формировать навык смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения

О трудностях, которые младшие школьники испытывают в процессе обучения, с тем, что дети не владеют навыком осмысленного чтения. Поэтому важнейшая задача учителя начальных классов – организовать ...

Современный подход к формированию навыков смыслового чтения у младших школьников

1986 год… Результаты исследования PISA - Progress in International Reading Literacy Study (Прогресс в Международном исследовании по изучению грамотности чтения) Это международные исследования п...

Формирование навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательного текста на уроках окружающего мира.

В данной статье  говорится о формировании навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательных текстов на уроках окружающего мира. Приводятся методы и приемы  технол...

Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников

Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников...