Овладение способами и приёмами познавательных УУД
материал на тему

Ивлева Юлия Александровна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovladenie_sposobami_i_priyomami_poznavatelnyh_uud.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Овладение способами и приёмами познавательных УУД

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). 

Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос “Сколько?” уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике тех знаний и т.д. Судить о школе будут не по количеству “4” и “5”, а по сформированности личности в целом.

УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Важно создать новые условия для такой деятельности, изменить сам образовательный процесс:

  • Освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
  • Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор умений универсальных учебных действий учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.
  • Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы.
  • В качестве результатов обучения рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.

Что дают универсальные учебные действия?

  • Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер;
  • реализуют целостность общекультурного,
  • личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.
  • Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
  • Качество усвоения знаний определяетсямногообразием и характером видов универсальных действий.

В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Где же идёт развитие познавательных УУД?

Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий.

.Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Успешность формирования УУД зависит от использования базовых образовательных технологий:

  1. Обучение на основе «учебных ситуаций».
  2. Проектная деятельность.
  3. Уровневая дифференциация.
  4. Информационные и коммуникационные технологии.

Знакомство с педагогическими приёмами, способствующих формированию УУД . 

Русский язык:

  • В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ.

Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.

Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?

  • Соотнесите предметы и звуковые модели слов.
  • Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

Окружающий мир:

  • Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.
  • Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему

Литературное чтение:

  • Почему репка выросла большая – пребольшая?
  • Сочини продолжение сказки с друзьями.

Таким образом, основным результатом должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих учебных умений и навыков и овладение способами деятельности в процессе освоения предметного содержания начального общего образования

  Школа может быть для ребенка счастьем, окном в широкий мир природы и общества, в глубины собственной души и может стать бедой, унынием, принудительным существованием. Этот климат з...

Использование способов и приёмов моделирования при решении текстовых задач.

Данная работа может быть актуальна для учителей начальных классов в связи с введением в школах новых образовательных стандартов....

Тема самообразования: "Способы и приёмы формирования рефлексивных действий на уроках математики в условиях ФГОС"

В данной статье можно познакомиться с понятием "рефлексия", с видами и приёмами рефлексии, для чего она нужна на уроке. Также можно узнать, когда проводить рефлексию на уроке, и,  какие...

Способы и приёмы оценивания на уроках в начальной школе

Примеры оценочных листов для самооценки, оценки работы группы, листы взаимооценки...

Программа практической части ВКР на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьников".

В данном документе представлена таблица-программа практической части выпускной квалификационной работы на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьн...

Программа практической части ВКР по теме «Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьников».

В данном документе представлена таблица-программа практической части выпускной квалификационной работы на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьн...