Тема самообразования: "Способы и приёмы формирования рефлексивных действий на уроках математики в условиях ФГОС"
статья на тему

Пименова Светлана Витальевна

В данной статье можно познакомиться с понятием "рефлексия", с видами и приёмами рефлексии, для чего она нужна на уроке. Также можно узнать, когда проводить рефлексию на уроке, и,  какие приёмы я использую на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_tema_samoobrazovaniya.docx52.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования:

«Способы и приёмы формирования рефлексивных действий на уроках математики в условиях ФГОС»

Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и осознанности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.В связи с этим одной из задач современного урока  является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, необходимых в современных условиях:

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно

Рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Виды

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

       Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • "Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая: на доске таблица со знаками

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/21656849.jpg

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

  • Анкета

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

  • "Три М"

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

Приёмы рефлексии:

1.«Зарядка»

Цель применения: смена вида деятельности, активизация рефлексивной деятельности участников взаимодействия.

Содержание : учащимся предлагается выполнять определенные движения, соответствующие заявленной оценке. Для оценивания учитель предлагает 7-8 критериев с целью получить информацию о ходе и предварительных результатах занятия. Оценки - «движения» могут варьироваться в зависимости от степени необходимой двигательной активности, которую следует организовать с учащимися: «присесть на корточки» - очень низкая оценка, «полу присед, руки вперед» - ниже среднего, «стоя, руки по швам» - средняя оценка, «стоя, руки вверх» - хорошая оценка, «хлопки над головой» - отличная оценка. Например, учитель предлагает оценить формы работы, домашнее задание, содержание изучаемой темы, необходимость самостоятельной работы и т.д. «Зарядка» может быть построена на оценке таких критериев: 1. Какое у тебя настроение? 2. На сколько тебе нравится сегодняшняя погода? 3. Насколько понятна новая тема? 4. Насколько интересна новая тема? 5. Насколько хорошо ты запомнил новый материал? 6. Как бы ты оценил свою работу на занятии? 7. Насколько нужна полученная тобой информация? 8. Как ты себя сейчас чувствуешь?

2.Метод «График»

Цель применения: организация самооценочной деятельности учащегося в различных направлениях, получение учителем информации по обозначенному критерию с целью ее использования для корректировки хода занятия.

Оборудование: рисунок системы координат (ось у - баллы от 0 до 10 (от 0 до 7, от 1 до 5), ось х — предлагаемые критерии для оценки (3-5 делений).

Содержание : учитель предлагает учащимся в системе координат показать оценку предложенных критериев при помощи точки, соединить их, провести сравнительный анализ полученных оценок. Например, использование «Графика» в течение занятия предполагает оценку следующих критериев:

 1. Насколько готов сегодня к занятию? 2. Насколько сложным было домашнее задание? 3. Насколько понятна новая тема? 4. Как бы ты оценил сложность самостоятельной работы? 5. Насколько хорошо ты запомнил изученные термины

3.Ладошка

Цель применения: организация самооценочной деятельности учащегося.

Содержание: на листе бумаги обвести свою ладошку. Каждый палец – это позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

большой – «для меня это важно и интересно …»

указательный – «я бы смог, но не спросили...»

средний – « У меня всё время вертелось в голове...»

безымянный – « Если бы я был учителем...»

мизинец – « Мне понравилось...»

4.Оценка в стихах

Цель: активизация рефлексивной деятельности учащихся

Содержание: на доске записаны фразы, ученики подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

5.”Слон”

Цель: организация оценочной деятельности учащихся.

Содержание: Ученикам дается задание на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.

Уши - значит, человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность

6. Рефлексия 3+2+1

Цель: подведение итогов урока

Содержание: обучающимся предлагается назвать/ написать:

- 3 положительных момента

-2 отрицательных момента

-Задай 1 вопрос

7.Письменное интервью

Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Содержание: учащиеся дописывают фразу, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

8.Таблица «Для меня сегодняшний урок…»

Цель: организация оценочной деятельности учащихся.

Содержание: учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

9.Анкета «Анализ субъективного опыта»

Цель: самоанализ, качественная и количественная оценка урока.

Содержание: обучающимся предлагается отметить или дописать фразы. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

Вариант 1.

  • На уроке я работал
  • Своей работой на уроке я
  • Урок для меня показался
  • За урок я
  • Мое настроение
  • Материал урока мне был
  • Домашнее задание

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно

Вариант 2.

"Каким было общение на уроке?.

- занимательным

- познавательным

- интересным

- игровым

- необычным

- скучным

-радостным

-дружелюбным

Вариант 3. «Незаконченное предложение»

Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать

Мне больше всего удалось на уроке…

Я могу себя похвалить…

Я могу похвалить одноклассников…

Я приобрёл…

Меня удивило…

Для меня было открытием то, что…

Мне удалось…

Мне не удалось …, потому что…

Мне надо учесть на будущее…

Мои достижения на уроке…

Сегодня на уроке я:

- научился…

- заинтересовался…

- испытывал затруднения …

- научился на занятии…

-нашел интересными и важными задания ….

- понял, что…

Урок

-заставил задуматься…

-навёл меня на размышления…

Что нового вы узнали на уроке?

Что вы считаете нужным запомнить?

Над чем ещё надо поработать?

Своей работой на уроке я:

- доволен

- не совсем доволен,

Я недоволен, потому что…

Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

-они мне нравятся больше остальных;

- я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями

-они легче остальных заданий.

10.«Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться)

Содержание: Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

11.«Комплимент»

Цель: оценить свою активность и качество работы.

Содержание: учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

12. «Поезд»

Цель: оценка содержания урока

Содержание: На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «смайлик » в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

13.Прием «Телеграмма»

Цель: подведение итогов урока.

Содержание: После завершения занятия каждому ученику предлагается заполнить бланк телеграммы: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Предлагается написать короткое послание – телеграмму из 11 слов

14. ПОПС-формула

Интерактивный приём формирования рефлексивных действий создан профессором праваДэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР.

Цель: кратко и всесторонне выразить собственную позицию учащемуся по изученной теме, определить насколько свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его.

Содержание: учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

В таблице представлены ключевые фразы для рефлексии по ПОПС –формуле:

ПОПС -формула

План выступления

Пояснение

Позиция

Я считаю,что…

В чем заключается ваша точка зрения

Обоснование

Потому,что…

На чем основано

Пример

Я могу это доказать это на примере ...

подтвердите довод фактами

Следствие

Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…

Сделать вывод на основании своей точки зрения

Таким образом, мы получаем возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени « погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке события, явления, факта. А самое  главное, ученикам предлагается выразить собственное мнение, собственную позицию. Пример ученической работы:

«Я считаю, что опричнина это явление, повлекшее для Руси крайне опасные последствия.
Потому что опричнина стала началом социального и экономического кризиса на Руси.

Я это могу доказать на примере того, что во время опричнины  произошла массовая гибель людей, была разрушена экономика страны, усилилось крепостничество  из-за  введения «заповедных лет».

Исходя из этого, я делаю вывод о том, чтоо причнина отрицательно повлияла на развитие России».

15.Синквейн

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Все выше перечисленные приемы рефлексии можно использовать на разных этапах урока ( см. таблица 1)

Для отслеживания уровня сформированности рефлексивных действий у обучающихся, можно обратиться к следующим критериям сформированности рефлексивных действий (А.Б. Воронцов), уровень которых визуально отмечает педагог у обучающихся:

- умение обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного;

-умение указать в недоопределённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;

-умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;

- умение критично, но не категорично анализировать мысли и действия других учащихся, обращаясь к основаниям их действий.

На уроках математики и на остальных уроках  я использую  рефлексию настроения и  эмоционального состояния в виде стихов или жестов. Также при выполнении заданий использую прогнозирующую рефлексию деятельности, задавая вопрос: « Кто уверен в том . что справиться с заданием, поднимите руки?». После выполнения и проверки снова задаётся вопрос: «Кто не ошибся в своём прогнозе?» . В конце урока проводятся устная рефлексия в форме «Незаконченное предложение», «Светофор». «Лесенка успеха».

Использование разнообразных форм рефлексии на уроке позволяет учителю сформировать у учащихся потребности в осмыслении своих учебных действий, желания анализировать, размышлять, исследовать. Рефлексия должна работать на главную учебную цель-повышение эффективности самой учебной деятельности, развитие учебных компетенций обучающихся.

В заключении хочется сказать, что организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повышению мотивации ребёнка. А учебная мотивация-залог повышения качества образования, одна из ведущих задач Концепции модернизации российского образования. Умение рефлексировать пригодится ребёнку не только в процессе учебной деятельности, но и в течение всей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средовый подход к организации образовательного процесса на уроках математики в условиях ФГОС

Средовый подход к образованию – дошкольному, школьному и особенно, к образованию непрерывному уже зафиксирован как перспективный на уровне «Всемирных докладов по образованию» ЮНЕСКО. Так что эта тема ...

Современные образовательные технологии на уроках математики в условиях ФГОС.

Современные образовательные технологии на уроках математики в условиях ФГОС.Актуальность применения выбранных образовательных технологий        В Законе РФ «Об образ...

Развитие логического мышления на уроках математики в условиях ФГОС

Развивая логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек испо...

Поэтапное формирование умственных действий на уроках математики.

Все мы прекрасно понимаем, что в современном мире активно происходят разного рода изменения, процессы. Естественно они затрагивают образование и требуют от него высокой мобильности и возможности соотв...

Доклад по теме: «Развитие способностей учащихся в процессе игровой деятельности на уроках математики в условиях введения новых ФГОС»

Доклад по теме:«Развитие способностей учащихся в процессе игровой деятельности  на уроках математики в условиях введения новых ФГОС»...

Доклад на тему " Развитие способностей обучающихся в процессе игровой деятельности на уроках математики в условиях введения новых ФГОС"

Развитие способностей обучающихся в процессе игровой деятельности  на уроках математики в условиях введения новых ФГОС...