Выступление на педагогическом совете по теме: «Способы и приёмы работы с обучающимися при подготовке к ВПР по предметам»
материал
Способы и приёмы работы с обучающимися
при подготовке к ВПР по предметам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (военвед) г. Зернограда
Выступление на педагогическом совете
по теме:
«Способы и приёмы работы с обучающимися
при подготовке к ВПР по предметам»
Учитель Сидоренко Марина Николаевна
2019-2020
учебный год
В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).
Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Нужно помнить о том, что Всероссийские проверочные работы не являются итоговой аттестацией обучающихся начальной школы, а представляют собой аналог годовых контрольных работ, традиционно проводившихся ранее в школах. Всероссийские проверочные работы лишь часть комплексной итоговой оценки выпускника начальной школы.
Мудрые учителя философски относятся к этим работам, понимая, что натаскать детей за пару дней и даже месяцев невозможно. Но если учитель обладает всеми качествами настоящего профессионала, то он и сам не боится такой работы, не будет она стрессом и для учеников. В нашей школе учатся обычные дети, работаем мы по программе «Школа России», которую очень часто называют неперспективной, но наши ученики с честью выдержали это первое взрослое испытание, показав, насколько выпускники начальной школы готовы к обучению в среднем звене. А всё потому, что это была система работы учителей по формированию у учеников УУД начиная с 1 класса. 4 класс – это время систематизации и обобщения знаний.
С чего начать подготовку к ВПР? Прежде всего, каждому учителю необходимо изучить все имеющиеся по данному вопросу материалы.
Алгоритм подготовки к ВПР
- Повторить перечень планируемых результатов по предмету (русский язык, математика, окружающий мир).
- Подобрать задания для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов.
- Провести повторение по разделам учебной предметной программы.
- Выполнить проверочные работы на все разделы программы, вместе обсуждая план выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.
- Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в их ликвидации.
Система заданий для достижения планируемых результатов освоения предмета в сочетании со следующими принципами:
1) задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково, с другой стороны, для того, чтобы научить применять знания в разных ситуациях;
2) заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным;
3) задания должны быть разноуровневыми: часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, другая часть - на повышенном уровне.
Для разработки заданий используется:
1) тестовые задания для проведения независимой оценки индивидуальных учебных достижений;
2) практикум по выполнению для подготовки к ВПР (под редакцией Е.В. Волковой, С.В. Бахтина, 2017 г.);
3) контрольно-измерительные материалы. Русский язык. Математика. Окружающий мир. 2,3,4 класс /О. Н. Крылова /;
4) тесты по русскому языку 2-4 класс (Тихомирова Е. М.);
5) тематический контроль знаний учащихся 2-4 класс (В. Т. Голубь)
Из них можно составить банк тренировочных заданий, которые ежедневно включаются в уроки на орфографических пятиминутках, устном счете, на обобщающих уроках. При выполнении обсуждается с детьми, как составлено задание, в чем его особенность, какой планируемый результат оценивается.
Большую работу по подготовке к ВПР веду во время внеурочной деятельности на кружках «В мире интересного», «Доноведение» и «Умникам и умницам». На этих занятиях особое внимание уделяется выполнению заданий повышенной сложности, расширению кругозора, развитию познавательных способностей.
Остановимся на подготовке к проведению ВПР по математике.
Работа содержит 11 заданий.
В заданиях 1, 2, 7 проверяется умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Эти навыки отрабатываются на каждом уроке.
Задание 4 выявляет умение читать, записывать и сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними.
Умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры проверяется заданием 5. Пункт 1 задания предполагает вычисление периметра прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и квадрата. Пункт 2 задания связан с построением геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника.
Практика показывает, что данный материал является одним из трудных в изучении разделов начального курса математики.
Типовыми являются задания: «Измерьте длину отрезка», «Выполните действия» (с величинами), «Найдите периметр (площадь) прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами» и др.
Чаще всего учащиеся допускают ошибки в преобразованиях величин, в действиях с величинами, выраженными в различных единицах, в ходе решения задач на нахождение периметра (площади) прямоугольника (квадрата), при записи единиц периметра (площади) прямоугольника (квадрата), в ходе решения составных задач с пропорциональными величинами. Причинами возникновения указанных ошибок являются:
- несформированность понятия о величине;
- незнание единиц измерения величин и соотношения между ними;
- незнание алгоритмов преобразования величин, действий с величинами, выраженными в одинаковых или разных единицах;
- несформированность общего умения решать текстовые задачи.
На разных этапах урока предлагаются обучающимся следующие задания:
Задания для устного счета
1. Вставьте в окошко число: 8м= дм, 2ч 15мин = мин
2. Запишите величины в порядке уменьшения(увеличения):
5085 см, 5085 дм, 5085мм, 5085 м.
3. Составь по правилу столбики для величин:
9 м 1 сут 80 кг
4. Выбери единицы массы (времени, длины, площади):
5 дм, 1 м, 9 ч, 100 кг
5. Какая величина лишняя?
3080 см, 5407 дм, 4078 кг, 19063 м
6. Сравни: 7300 мм* 73 м, 35см* 35 дм
Задания для закрепления арифметических действий с именованными числами.
1. Задание на нахождение ошибок «Красный карандаш»
2. Выбери правильное решение. Обоснуй свой выбор. (предлагается 2 решения)
3. Выполнение арифметических действий.
Решение задач
1. Нахождение площади, периметра прямоугольника (квадрата)
2. Выполнение несложных чертежей, рисунков, технологических карт для изготовления модели изделий. Тесная связь с предметом технология.
3. Задача с недостающими данными.
Предлагается внести в задачу недостающие данные, либо сформулировать вопрос, а затем решить её.
4. По краткой записи детям предлагается составить текст и решить задачу.
5. Составление задачи по равенству. (Р = (4+5)*2)
При выполнении заданий используется преобразование величин:
а) перевод величин из различных единиц в одинаковые;
б) наоборот, перевод величин из одинаковых единиц в различные.
Необходимо вооружить обучающихся алгоритмом разных видов преобразований. Кроме этого, на этапе знакомства с этими алгоритмами полезно требовать от учащихся подробного изложения их применения.
При изучении действий с однородными величинами, выраженными в одинаковых или различных единицах используется алгоритм (сложения, вычитания, сравнения):
1. Определи, в каких единицах выражены величины.
2. Вырази единицы в одинаковых величинах.
3. Выполни заданное действие.
4. Преобразуй полученный результат.
5. Проверка.
Рабочая тетрадь к учебнику также содержит задания на формирование умений читать, записывать, сравнивать величины, используя основные единицы измерения, поэтому систематически работаю по данным тетрадям.
Большое внимание уделяется развитию логического мышления и пространственного воображения, для этого включаются задания, направленные на логическое мышление, воображение, тренировку памяти, внимания. Подобные задания есть в ВПР. В задании 6 проверяется умение работать с таблицами, схемами, графиками и т. д. Задание предполагает чтение и анализ несложных готовых таблиц. Овладение основами логического и алгоритмического мышления контролируется заданиями 9 и 11.Овладение основами пространственного воображения выявляется заданием 10.
Очень важно подключить к подготовке к всероссийским проверочным работам и родителей обучающихся. Большинство из них заинтересованы в результатах обучения своего ребенка. Необходимо познакомить родителей с результатами ВПР, рассказать им о причинах невыполнения тех или иных заданий. Дать возможность родителям вместе с детьми прорешать те задания, в которых были допущены ошибки, поработать с демоверсиями проверочных работ. При этом должна быть создана доброжелательная атмосфера в общении между администрацией, педагогом, обучающимся и его родителями.
Педагогам необходимо правильно и грамотно объяснять родителям, что такое Всероссийские проверочные работы, с какой целью они проводятся. А чтобы это сделать, необходимо самим обстоятельно изучить все материалы по ВПР. Доступ к этим материалам открыт. Можно дать родителям адреса, где в свободном доступе они могут самостоятельно ознакомиться со всеми материалами по подготовке к ВПР.
Важно понимать, что подготовка к ВПР – это не «натаскивание» обучающихся к выполнению тех или иных заданий, а целенаправленный труд педагога и родителей по освоению обучающимися предметных и метапредметных результатов образования в период всего обучения в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Если пропустил урок …» - сетевой проект по подготовке домашних заданий."
Выступление на педагогическом совете на тему: «Если пропустил урок …» - сетевой проект по подготовке домашних заданий."...
Выступление на педагогическом совете "Приёмы создания проблемных ситуаций в начальной школе"
Мастер-класс. Выступление на педагогическом совете....
Выступление на педагогическом совете по теме "Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения в начальных классах"
В докладе говорится о видах работ с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальных классах, приводится фрагмент урока, сопровождающийся презентацией....
Выступление на педагогическом совете на тему: «Система профилактической работы с детьми, требующими особого внимания».
В выступлении есть особенности, рекомендации педагоуг по работе с тревожными, демонстративными, агрессивными, конфликтными, медлительными детьми....
выступление на педагогическом совете "Трудности при подготовке к ВПР
выступление на педагогическом совете "Трудности при подготовке к ВПР...
Презентация для выступления на педагогическом совете школы МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
В презентации рассмотрены методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся...