Рабочая программа . Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения в образовательном процессе.
рабочая программа (1 класс) на тему
Аннотация к рабочей программе
УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА (тифлопедагога) на 2016-2017 учебный год
Сопровождение обучающихся первых классов
с нарушением зрения в образовательном процессе.
Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробелов в развитии детей, тормозящих, осложняющих овладение детьми новыми, более сложными знаниями, умениями и навыками (М.И. Земцова, В.С. Изотова, И.С. Моргулис, Л.И. Плаксина, Л.В. Рудакова, Л.И. Солнцева, С.И. Хорош и др.). В возрасте от 6-ти до 11 лет (по данным нейрофизиологических исследований) зрительная система обладает высокой чувствительностью. Работа по расширению сенсорного опыта детей предотвратит необратимые изменения структуры и функции зрительной системы, т.е., позволит сохранить и развить остаточное или нарушенное зрение у детей с различной степенью тяжести зрительной патологии.
Показано, что основой успешности обучения является накопление детьми предметных представлений в результате конкретного наглядного ознакомления с пространственными признаками и отношениями, а также в непосредственных практических действиях с ними.
Профилактика возможных проблем в освоении ООП НОО, так же является важной частью тифлопедагогического сопровождения.
Нормативная основа разработки программы:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- ФГОС НОО Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
-Приказ Минобрнауки России № 1897 от 17 декабря 2010 г. об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
-Приказ Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, 2-е изд., переработанное, М., Просвещение, 2010г. (Стандарты второго поколения).
-Приказ Минобрнауки РФ от 15.01.2014г. № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования».
-«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (Приказ МОиН № 986 от 04.10.10г., зарегистрирован Минюстом № 19682 от 03 02.11г.)
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049- 13 от 15 мая 2013 года, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26;
- Заключение ЦПМПК (АООП НОО 4.1)
Основная цель, которую ставит перед собой тифлопедагог начальной школы для детей с нарушением зрения – подготовить учащихся к восприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных уроках, к самостоятельному и активному участию в учебной и повседневной деятельности.
Задачи:
- Максимальная образовательная адаптация ребенка с нарушением зрения в школьной среде, а также обеспечение своевременной помощи учащимся, которые испытывают выраженные трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы.
- а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении;
Охватывает следующие направления: диагностическое, аналитическое, консультативно –просветительское, охрана зрения, тифлопедагогическая работа с уч-ся.
Программа состоит из 3-х частей целевой ( цели, принципы построения), содержательной( характеризует содержание работы) и организационной( пути реализации программы).
Обследование тифлопедагог проводит по схемам и методикам, разработанным для изучения школьников со зрительной патологией («Тифлопедагогическое обследование» - в кн.: Психолого-медико-педагогическая консультация / Методические рекомендации, Санкт-Петербург, 1999. – С. 76-82).При проведении обследования тифлопедагог пользуется тестами, диагностическими материалами, отвечающим требованиям, предъявляемым к пособиям, используемым в работе с детьми, имеющими нарушение зрения
Срок реализации программы 1 год. Количество часов для реализации программы -64.
Два занятие в неделю с подгруппой продолжительность не более 40 мин.
Используемые учебники, пособия и технологии:
Р.Д. Максютова Программы Специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида для слабовидящих детей. М., «Город» 1999г.
В.З. Денискина Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида для слабовидящих детей. М., «Город» 1999г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида. Природоведение.
Б.К. Тупоногов. М., 1999г.;
Л.И .Плаксина, В.З. Денискина Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида для слабовидящих детей. М., «Город» 1999г.
Мазанова Е.В. М12 Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. — м.: издательство «Гном и Д», 2006. — 88 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа . АООП 4.1 | 87.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа с углубленным изучением
английского языка № 1375»
ОГРН 1027739549507, ИНН 7725144330, КПП 772501001, 115533, г. Москва, Нагатинская наб., д.24
тел./факс:8-499-618-98-80, 8-499-618-50-84 e-mail: 1375@edu.mos.ru; MikharevaNB@edu.mos.ru;
сайт : www.sch1375u.mskobr.ru
«Утверждаю»
Директор ГБОУ Школа № 1375
Михарева Н.Б.
Приказ № ____от 29.08.2016
Рабочая программа
Сопровождение обучающихся первых классов
с нарушением зрения в образовательном процессе
на 2016-2017 учебный год
Программа на 2 часа в неделю/ 64 часа в год
Составитель: учитель-дефектолог (тифлопедагог) Лезжова О.В.
«Согласовано» Руководитель кафедры ___________________ФИО протокол № 1 от 28.08.2016г. | «Согласовано» Председатель Методического совета ГБОУ Школа № 1375 _____________ Корнеева И.Г. протокол № 1 от 28.08.2016г |
2016-2017 уч. г.
Содержание
I. Целевой раздел программы
1.Пояснительная записка | 3 | |
1.1.Нормативные документы для разработки Программы | 3 | |
1.1.1. Принципы и подходы к формированию Программы | 4 | |
1.2. Основные цели и задачи | 5 | |
1.3. Планируемые результаты | 7 | |
II. Содержательный раздел Программы | ||
2. Содержание тифлопедагогического сопровождения и коррекционной работы | 9 | |
III. Организационный раздел Программы | ||
3. Организация деятельности учителя – дефектолога (тифлопедагога) | 15 | |
3.1. Учебный план | 18 | |
IV. Список литературы | 24 | |
I. Целевой раздел программы
1.Пояснительная записка
Данная рабочая Программа предназначен для слабовидящих обучающихся первого класса, которые достигли к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе, компенсаторных способов деятельности), близкого к возрастной норме, имеющих заключение ЦПМПК (с рекомендациями образования по АООП 4.1 для слабовидящих обучающихся).
В системе начального общего образования тифлопедагогическое сопровождение образовательного процесса – курс, который одновременно охватывает содержание общего и специального образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения зрения при сохранном интеллекте. Это позволяет одновременно корректировать и развивать у учащихся умения и навыки, необходимые для полноценного усвоения программы по русскому языку и литературному чтению, математике и окружающему миру.
Программа коррекционной и развивающей работы разработана с целью организации сопровождения обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с нарушениями зрения. Данная программа является органичной частью адаптированной основной образовательной программы образовательного учреждения в рамках введения (С)ФГОС начального образования.
- Нормативные документы для разработки Программы
Рабочая программа по сопровождению первоклассников с нарушением зрения разработана на основе:
- Конвенция о правах ребёнка (ратифицированная Верховным Советом Союза ССР от 13 июля 1990 г.);
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федеральных Государственных Образовательных стандартов начального общего образования».
- Приказ Минобрнауки РФ от 15.01.2014г. № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования».
-Приказ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (Приказ МОиН № 986 от 04.10.10г., зарегистрирован Минюстом № 19682 от 03 02.11г.)
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049- 13 от 15 мая 2013 года, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26;
- Заключений ЦПМПК г. Москва
- АООП 4.1 НОО ГБОУ ШКОЛА 1375
На основе методических пособий и программ:
- Уфимцевой Л.П. и Т.А. Грищенко разработана Программа развития зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида.
- Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические требования к современному уроку. – М., 1999. – 40 с.
- Программы и примерные разработки занятий по коррекции недостатков развития познавательной деятельности слабовидящих учащихся 1 – 4 классов /Сост. Т.П. Свиридюк – Киев, 1989. – 90 с.
- Подколзина Е.Н. Методика формирования умений ориентироваться в пространстве у младших школьников с нарушением зрения //В кн.: Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах-Калуга, 1998.– С. 78-99.
- Плаксина Л.И. Некоторые особенности зрительной ориентации детей с нарушением зрения // Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах / Под ред. Л.И. Плаксиной.- Калуга,: Адель, 1998. – С. 3-33.
- Денискина В.З., Плаксина Л.И. Развитие осязания и мелкой моторики // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1У вида. – М.: Просвещение, 1997. – С. 113 – 120.
- Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения // Учебно-методическое пособие.- М.: АПН СССР НИИ Дефектологии, 1990.–58 с.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1У вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад-начальная школа). / Под ред. Л.И. Плаксиной – М.: Просвещение, 1997.
- Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — Конспекты занятий для логопеда - 3 изд. Мазанова Е.В. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
- Принципы и подходы к формированию Программы
В наиболее общем смысле сопровождение характеризуют как помощь ребенку в преодолении возникающих трудностей, встречающихся при организации образовательного процесса, в поиске путей решения, формирования и создания условий для комфортного прохождения уровня начального обучения.
Сопровождение ребенка или группы детей с нарушением зрения в образовательном процессе как одно из направлений деятельности инклюзивного образования, может быть определено как «…система профессиональной деятельности <…>, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия.» (М.Р. Битянова, 1997). Поддержание функционирования ребенка в условиях оптимальной для успешного раскрытия своего личностного потенциала и успешности амплификации образовательных воздействий за счет недопустимости его дизадаптации (М. М.Семаго, 2003).
- Принцип интеграции тифлопедагогических приемов и технологий начального школьного образования.
- Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса тифлопедагогического сопровождения по реализации программы. Обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; активность в данном процессе всех участников образовательного процесса;
- Принцип непрерывности. Гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению;
- Принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников. Предполагает соблюдения интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах обучающегося;
- Принцип преемственности дошкольного уровня образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам с нарушенным зрением безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.
Данный принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию. Способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Кроме того, учет принципа обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся;
- Принцип вариативности. Предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
- Принцип рекомендательного характера оказания помощи. Обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) выбирать формы получения детьми образования, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные)
Работа тифлопедагога с учащимися не может проводиться в отрыве от общеобразовательного и воспитательного процесса, осуществляемого в школе. Комплекс мероприятий сопровождения:
1. Систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.
2. Созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения.
3. Созданием специальных социально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с ОВЗ.
В соответствии с этими компонентами процесса сопровождения определяются конкретные формы и содержание работы специалистов сопровождения: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса. Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.
1.2. Основные цели и задачи
Основная цель Программы, которую ставит перед собой тифлопедагог осуществляющий сопровождение обучающихся в начальной школе детей с нарушением зрения – подготовить учащихся к восприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных уроках, к самостоятельному и активному участию в учебной и повседневной деятельности.
Задачи:
- Максимальная образовательная адаптация ребенка с нарушением зрения в школьной среде, а также обеспечение своевременной помощи учащимся, которые испытывают выраженные трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы;
- Минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся на освоение АООП НОО;
- Комплексная коррекционная тифлопедагогическая работа по преодолению нарушений зрительного восприятия окружающего пространства ( предметность, сюжетность, перспектива, целостность) с целью формирования полноценных навыков познавательной деятельности учащихся в соответствии с возрастом;
- Создание условий для реализации личностно-ориентированного учебного процесса, обеспечивающего овладение учащимися базовым уровнем образованности;
- Развитие личности ребенка на основе усвоения универсальных учебных действий; развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать;
- Развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Формирование умения планировать сотрудничество с учителем (тифлопедагогом) и сверстниками, проявлять инициативу в поиске и сборе информации, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- Формирование личностных, познавательных и регулятивных действий, логических действий, анализа, сравнения, синтеза, установление причинно-следственных связей. Ориентация в развитие знаково-символических изображений предметов (так же букв, цифр и др.).
Цель диагностических мероприятий:
- Определение уровня актуального развития ребенка, выявление причин и механизмов трудностей в обучении, а также определение мер коррекционного воздействия.
Цель тифлопедагогического сопровождения:
- Определение содержания и форм работы;
- Непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении;
Задачи:
- нормализация ведущей деятельности;
- сенсорное и сенсомоторное развитие;
- формирование пространственно-временных отношений;
- развитие познавательной деятельности в соответствии с возрастом и программой обучения;
- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала;
- формирование универсальных учебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста;
- формирование и расширение представлений об окружающей действительности;
- развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром;
- формирование школьных компетенций (школьное поведение, навыки учебной деятельности);
- формирование навыков социального взаимодействия.
Задачи курса «Развитие зрительного восприятия»:
- Развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств, зрительных функций;
-Развитие восприятия простых изображений, количественных и пространственных отношений; развитие восприятия сложных сюжетных рисунков;
- Накопление и обогащение запаса зрительных представлений;
- Развитие способности использования накопленных представлений в учебно-познавательной деятельности;
- Формирование, обогащение, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
- Овладение знаниями о возможностях сохранения и развития нарушенного зрения;
- Формирование навыков охраны и рационального использования нарушенного зрения.
Цель аналитической работы:
— Проведение анализа процесса тифлопедагогического воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия специалистов
Цель консультативно-просветительской работы:
— Обеспечение сотрудничества и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Цель работы по охране зрения:
- повышение функциональной активности анализатора, улучшение состояние основных функций зрения .
- развитие анализа и синтеза сенсорной информации, ее интерпретации и категоризации; развитие мышления, речи, памяти, внимания.
Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие зрительного восприятия; обучение использованию всех анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; формирование основных навыков ориентировки в микро-пространстве; овладение основными навыками ориентировки в макро-пространстве; формирование адекватных (в соответствии с возрастом) предметных (конкретных и обобщенных), пространственных, представлений; развитие познавательного интереса, познавательной активности; формирование представлений (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активное их использование; использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности, доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися; соблюдение регламента зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога); соблюдение светового режима (необходимость дополнительного источника света, уменьшение светового потока и другое); рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала; использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения; использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым образовательным потребностям слабовидящих; использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей слабовидящих обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности, индивидуальных пособий, оптических, тифлотехнических и технических средств, облегчающих, учебно-познавательную деятельность слабовидящих обучающихся; соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний); необходимость при выполнении слабовидящими обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 1,5 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
1.3 Планируемые результаты
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы выступает наличие положительной динамики развития обучающихся в интегративных показателях ( академический компонент/ компонент жизненной компетенции в соотнесении ½ ) .
К таким интегративным показателям в соответствии со СФГОС НОО относятся:
- сформированность умения использовать все анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;
- сформированность навыков ориентировки в микро-пространстве и умений ориентироваться в макро-пространстве;
- сформированность адекватных (в соответствии с возрастом) предметных (конкретных и обобщенных), пространственных представлений о предметах, объектах и явлениях окружающей жизни;
- проявление познавательного интереса, познавательной активности;
- наличие представлений (соответствующих возрасту) о современных тифлотехнических, оптических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и готовности их активного использования;
- проявление стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в бытовых вопросах);
- сформированность умений адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;
- способность к проявлению социальной активности;
- способность осуществления самоконтроля и саморегуляции;
готовность учета имеющихся противопоказаний и ограничений в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни.
Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности.
Предметные результаты овладения содержанием коррекционно-развивающей области обеспечивают обучающимся с ОВЗ эффективное освоение АООП НОО, коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию.
Коррекционно-развивающая область «Развитие зрительного восприятия» включает освоение обучающимися:
- умение обучающимися рационально использовать нарушенное зрение в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни;
- способность использовать полисенсорные способы чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира.
- обеспечение развития зрительного восприятия, его механизмов и свойств (объём, константность, осмысленность, обобщённость, целостность и детальность, категоризация и др.).
- сформированность навыков ориентировочно-поисковой, информационно-познавательной, регулирующей и контролирующей функций зрения, способов решения зрительных задач на поиск и обнаружение, на сличение, идентификацию, локализацию, соотнесение, узнавание и называние;
- обеспечение развития зрительной работоспособности;
- способность использовать тонко координированных действий в системе зрительно-моторной координации.
- способен выполнять упражнения по снятию зрительного утомления, повышению тонуса глаз;
- способен выполнять простые содружественные движения глаз и рук;
- сформированы точные графические действия: раскрашивание, штриховка, обводка по контуру и др.;
- способен быстро и правильно ориентироваться на любом листе бумаги (находить вверх, низ, середину листа, нужную клетку и линейку); использовать клетки как меры измерения; увеличивать и уменьшать изображения предметов, фигур; перемещать изображение в выбранном направлении; изменять направленность;
- способен классифицировать печатные буквы по разным основаниям;
- способен при выполнении заданий составлять простой и сложный план, схемы, таблицы, диаграммы;
- сформирован навык узнавать с помощью зрения цвета, геометрические фигуры простой формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), контуры, силуэты изображений окружающих предметов, простые пространственные отношения; описывать цвета предметов находящихся на расстоянии; конструировать предмет из знакомых геометрических фигур, составлять целое из частей предметного изображения; узнавать, соотносить, локализовать ранее усвоенные формы в новом пространственном положении; определять величины предметов и соотношения величины, опираясь на единицы измерения; понимать характер картины, осуществляя ее анализ и делая правильные выводы; узнавать и называть в процессе зрительного восприятия предметы и объекты, понимать предметно-пространственные отношения; причинно-следственные связи.
- способен представлять и отражать в схемах пространственное расположение предметов;
- способен использовать пространственные, социально-бытовые представления, умения и навыки в коммуникативной деятельности; регулировать совместные с партнером действия.
Результаты освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку.
II. Содержательный раздел программы
2. Тифлопедагогическое сопровождение и коррекционно-развивающая работа согласно АООП 4.1(цензовое образование) в начальной школе включает в себя следующие направления:
1.Посещение тифлопедагогом общеобразовательных уроков. Общеобразовательные уроки тифлопедагог посещает с целью изучения того, как учащиеся усваивают программный материал, какие трудности испытывают при этом. Во время занятий с детьми воспитателей во внеурочное время тифлопедагог наблюдает, насколько хорошо дети овладели специальными знаниями, умениями и навыками, сформированными у них на специальных коррекционных занятиях, умеют ли их использовать в самостоятельной деятельности.
2.Выступления тифлопедагога на педагогических советах. Тифлопедагог делает сообщения, в которых раскрывает особенности развития, воспитания и обучения младших школьников с зрительной патологией, знакомит учителей и воспитателей с результатами тифлопедагогического обследования учащихся, показывает динамику их развития и т.п.
3.Индивидуальное консультирование учителей . На этих консультациях рассматриваются трудные случаи воспитания и обучения учащихся младших классов, определяются конкретные пути оказания детям коррекционной помощи.
4.Проведение семинарских занятий. Эти занятия проходят, как правило, в форме вопросов и ответов. Обмена мнениями по обозначенной проблеме, обсуждения опыта работы с учащимися.
5.Пропаганда тифлопедагогических знаний. Тифлопедагог знакомит учителей и воспитателей с новыми исследованиями в области развития, обучения и воспитания учащихся с патологией зрения, с коррекционными программами, методическими разработками и рекомендациями. С этой целью тифлопедагог организует выставки литературы с аннотациями и рекомендациями к использованию; составляет для учителей и воспитателей списки специальной литературы по темам; выставки специальных пособий и дидактического материал, которые также снабжаются аннотациями и рекомендациями по их использованию.
6. Проведение комплексных тифлопедагогических занятий как профилактической, так и коррекционной направленности. На которых тифлопедагог проводит развивающие и коррекционные мероприятии.
7. Последнее направление работы тифлопедагога начальной школы для детей с нарушением зрения – это работа с родителями. Общение тифлопедагога с родителями является необходимой частью его работы и одним из условий успешности взаимодействия тифлопедагога с детьми. Эта работа включает в себя несколько направлений. Одним из них является выступление на общих собраниях родителей, где тифлопедагог знакомит родителей с общими проблемами в воспитании и обучении детей, имеющих нарушение зрения. Рассматриваются вопросы, интересные всем родителям учащихся начальных классов.
Основные направления тифлопедагогического сопровождения в начальной школе для детей с нарушением зрения согласно АООП 4.1.
Тифлопедагог в начальной школе осуществляет свою работу по следующим направлениям:
-Тифлопедагогическое обследование учащихся начальной школы.
-Проведение специальных коррекционно- развивающих и профилактических занятий с детьми.
-Участие в методической работе начальной школы.
-Работа с родителями детей, посещающих начальные классы.
Тифлопедагогическое обследование учащихся начальной школы.
Эффективность тифлопедагогического сопровождения первоклассников обусловлена четкими представлениями об индивидуальных особенностях каждого ребенка, о готовности ребенка к познавательной и коммуникативной деятельности, о возможностях коррекции и компенсации зрительного дефекта, которыми ребенок обладает.
Дети с нарушением зрения, поступающие в 1-ый класс, приходят в школу с определенным запасом знаний об окружающем мире, умений и навыков предметно-практических действий, а также пространственной ориентировки. Однако уровни их сформированности у детей различны. Обусловлены они, в первую очередь, условиями дошкольного воспитания детей.
Так, например, дошкольники с косоглазием и амблиопией и часть слабовидящих, как правило, посещают специальные детские сады или УВК (учебно-воспитательные комплексы ясли-сад-начальная школа) для детей с нарушением зрения.
Целенаправленная коррекционная работа, проводимая в этих образовательных учреждениях с детьми, позволят сформировать у них к 7-ми годам необходимые для дальнейшего обучения в школе знания, умения и навыки. Значительная часть детей с косоглазием и амблиопией поступает после успешного лечения зрения в детском саду в массовые школы. Дети, нуждаются в закреплении результатов лечения косоглазия и амблиопии или в его продолжении.
Тифлопедагогическое обследование каждого поступившего в первый класс ребенка проводится в начале и конце учебного года.
Обследование тифлопедагог проводит по схемам и методикам, разработанным для изучения школьников со зрительной патологией «Тифлопедагогическое обследование» - в кн.: Психолого-медико-педагогическая консультация / Методические рекомендации, Санкт-Петербург, 1999. – С. 76-82.
При проведении обследования тифлопедагог пользуется тестами, диагностическими материалами, отвечающим требованиям, предъявляемым к пособиям, используемым в работе с детьми, имеющими нарушение зрения (см. приложение1, 2)
Следующее направление работы тифлопедагога – проведение специальных занятий с детьми. Специфика занятий комплексное проведение.
Содержание тифлопедагогического сопровождения и комплексных занятий младших школьников, имеющих нарушение зрения.
В начальных классах школы для детей с нарушением зрения продолжается специальная коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей, начатая в детском саду. У детей формируют зрительные образы тех объектов, которые изучаются на общеобразовательных уроках.
Коррекционная работа включает формирования универсальных учебных действий по направлению
«Развитие зрительного восприятия»
40 часа:
- осознание необходимости охраны нарушенного зрения, умение им пользоваться в учебной и практической деятельности;
- установление связи между целью деятельности по развитию зрения и зрительного восприятия, мотивом, результатом развития базовых зрительных функций;
- развитие потребности к сенсорно-перцептивной деятельности, использование адекватных учебным задачам способов чувственного познания;
- развитие зрительного восприятия как перцептивного познавательного процесса;
- осуществление итогового и пошагового контроля зрительного перцептивного действия по результату с целью корректировки действий;
- умение оценивать правильность выполнения перцептивного действия на уровне соответствия результатов требованиям поставленной задачи;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели в условиях зрительной перцептивной деятельности;
- алгоритмизация зрительных действий как компенсаторный способ достижения результата деятельности;
- анализ объектов с целью выделения опознавательных признаков (цвет, форма, величина);
- адекватное использование информационно-познавательной и ориентировочно-поисковой роли зрения;
- осуществлять аналитико-синтетическую деятельность сравнения, классификации, выбирать основания и критерии для указанных логических операций;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие зрительно-пространственного восприятия;
- умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий - нормально видящий», «слабовидящий - слабовидящий» с использованием нарушенного зрения.
По направлению «Пространственная ориентировка»
18 часов :
- личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта, взаимодействующего с окружающим пространством; - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий при овладении топографическими представлениями; - овладение конкретными пространственными представлениями об окружающих предметах и действиях с ними; - выбор наиболее эффективных способов решения задач ориентировки в пространстве в зависимости от конкретных условий;
- использование всех анализаторов при овладении практическими умениями и навыками пространственной ориентировки;
- овладение сравнением, анализом, группировкой окружающих объектов (предметов) в процессе обучения пространственной ориентировке;
- умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе пространственной ориентировки.
По направлению «Социально-бытовая ориентировка»
комплексно с другими направлениями :
- личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта социально-бытовой деятельности;
- оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; - ориентация в оценках взрослых и сверстников, понимание причин успеха/неуспеха в бытовой, коммуникативной сферах деятельности;
- выбор наиболее эффективных способов решения социально-бытовых задач в зависимости от конкретных условий;
- овладение сравнением, анализом, группировкой окружающих объектов (предметов) в процессе обучения социально-бытовой ориентировке;
- развитие коммуникативной компетентности слабовидящих обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;
-построение речевого высказывания в устной и письменной форме при общении в социально-бытовой ситуации;
По направлению «Развитие коммуникативной деятельности»
комплексно с другими направлениями:
- установка на деловое общение, социальное взаимодействие в учебной и внеурочной деятельности;
использование знаний и умений в области вербальной и невербальной коммуникации;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, владение диалогической формой речи;
- постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами в системе координат «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий- слабовидящий»;
- умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя.
Выбор видов упражнений осуществляется в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся.
Содержание модуля коррекционно-развивающей работы
(общее число 64 часа )
Развитие зрительного восприятия -
Охрана зрения и стабилизация зрительных функций:
Зрение и его роль в жизни человека. Зрительная работоспособность. Зрительное утомление. Профилактика зрительного утомления и её приёмы. Упражнения для глаз. Связь осанки и зрения. Связь дыхания и зрения. Гигиенические требования к оптическим средствам. Тифлотехнические средства, оптимизирующие зрительную работу.
Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения:
Ориентировка на листе клетчатой бумаги. Выполнение простых графических диктантов (до 9-10 команд). Обведение по внешнему и внутреннему контуру. Построение фигуры равной данной (с помощью кальки). Составление орнаментов из геометрических фигур и выкладывание из мозаики. Размещение предмета в заданной точке. Использование клетки как меры измерения. Изменение выбранной мерки в несколько раз и увеличение или уменьшение изображения. Перемещение всех точек фигур или предметов на одинаковое расстояние в выбранном направлении (параллельный перенос). Выполнение работ с изменением направленности объектов (в противоположные стороны).
Упражнение в отличиях точки от маленького круга, объемной и плоской фигуры путем выполнения работ при рисовании по клеточкам. Знакомство с прямой линией, расположенной в разном положении (горизонтальная, вертикальная, наклонная) и их сочетаниями.
Выполнение различных видов штриховок. Нахождение в заданиях закономерности и продолжение их по аналогии.
Зарисовка, конструирование, вырезание геометрических фигур. Выполнение графических работ по готовому образцу и зрительной памяти. Расширение представлений о геометрических фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Составление предметов из контуров известных геометрических фигур. Сравнение, выражение в слове результата наблюдения, обоснование своего варианта. Конструирование из геометрических фигур по замыслу и зарисовка результата.
Выполнение графических заданий на листе в широкую линейку. Понятие о симметрии предмета. Расположение предметов в ряд по горизонтали и вертикали на одной линии, сообразуясь с высотой предмета, определяя большие и маленькие строки.
Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения:
Формирование умения копировать объекты с большим количеством мелких деталей.
Формировать умение классифицировать письменные буквы алфавита – строчных и заглавных – по равным основаниям: по количеству элементов, по открытости – закрытости букв. Формировать умение искать ошибки и их исправлять. Отыскивание чисел в таблицах. Кроссворды. Заполнение таблиц с использованием шифра. Лабиринты.
Развитие зрительной дифференцировки расстояния между предметами. Зрительная дифференцировка расстояния между предметами (5 предметов). Описание предметов в пространственном положении по зрительной памяти. Использование в речи пространственной терминологии. Восприятие пространственных отношений между частями одного предмета, умение видеть зависимость изменения характеристики предмета от изменения пространственных отношений между частями.
Зрительная оценка пространственных отношений между предметами, оценка положения одного предмета относительно других, отражение этих отношений в практической деятельности.
Развитие умения использовать технические средства для рассматривания мелких объектов на иллюстрациях.
Формирование зрительных способов выделения пространственного расположения предмета в группе предметов, определение изменения его местоположения.
Формирование представлений о протяженности пространства, о расстоянии между предметами в процессе передвижения.
Упражнение в узнавании предметов на большом расстоянии.
Определение удаленность объектов в большом пространстве в зависимости от насыщенности окраски. Перечисление по памяти предметов наблюдаемых вблизи и вдали. Закрепление умения отражать изобразительными средствами глубину пространства.
Перевод пространственных, линейных отношений в смысловые.
Оценивание на глаз расстояния до определённого предмета.
Развитие информационно-познавательной роли зрения: Совершенствование умения узнавать предметы в натуральном виде и их изображения (реальное, силуэтное, контурное). Выделение главных отличительных признаков предметов одного вида и рода, узнавание по ним предметов в новых усложненных условиях восприятия и в новых причинно-следственных связях.
Совершенствование операций узнавания, локализации из множества, соотнесения, сравнения.
Закрепление представлений о цвете. Совершенствование навыков различения оттенков цветов. Формирование умения создавать цветовые гаммы по насыщенности цвета: от светлого к темному и по контрасту: от яркого к светлому, создавать узоры. Совершенствование способности различать цветов при увеличении поля восприятия и расстояния между цветными объектами.
Целостное прослеживание контуров предметов сложной формы. Составление сложной конфигурации из простых форм. Локализация заданных форм из множества других, определения формы предмета или его частей.
Формирование умения узнавания геометрических фигур в разных положениях по основным признакам, несмотря на варьирование несущественных. Сравнение предлагаемых изображений с эталонами. Поиск определенных фигур, предметов расположенных на зашумленном контуре (до 8-и фигур). Узнавание, локализация, соотнесение ранее усвоенных форм, если объект восприятия предлагается в новом пространственном положении.
Сравнение величины предметов по переменным параметрам.
Конструирование по представлению, опираясь на образы зрительной памяти. Использование сформированных представления для более точного отображения свойств предмета.
Выделение на предметных изображениях схематические изображения (не готовые изображения, а мелкие детали, включенные в изображения). Рассматривание сюжетной картины по плану. Понимание характера картины: изображения знакомых предметов, ситуации, обстановки, действий, выполняемых персонажами. Описание действий персонажей, изображенных на картине, выделение основных признаков и установление коротких функциональных связей. Выделение главного и называние картины. Использование явлений природы, изображенных на картине для ориентировки во времени.
Узнавание и воспроизведение эмоции и позы человека по схеме. Понимание позы человека и ее истолкование как «застывшего момента» в зависимости от того предмета, с которым действует изображенный на картине человек.
Пространственная ориентировка -
Развитие навыков ориентировки в микро-пространстве:
Обучение ориентировке на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом. Правильное понимание и использование в речи пространственной терминологии: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже, рядом. Пространственные направления слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, наискось – для двухмерного и трехмерного пространства.
Ориентировка на схемах замкнутого и свободного пространства. Условные изображения на схемах.
Формирование предметных и пространственных представлений
Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство класса, столовой, квартиры (мебель, посуда, одежда). Использование предметных и пространственных представлений в практической деятельности и при ориентировке. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами, контурными и силуэтными изображениями.
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений
Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «карта – путь». Перенос топографических представлений обучающихся на реальное замкнутое пространство и ориентировка в нем.
Самостоятельное составление плана замкнутого и свободного пространства по словесному описанию.
Ориентировка во времени по часам.
Общение и его роль в жизни человека
Общение в жизни человека. Человек как адресат и адресант общения. Нормы и правила общения. Средства речевого и неречевого общения. Ситуации общения. Виды взаимодействия с партнёром по общению. Роль слуха, речи, движений, зрения в общении.
Формирование образа человека
Формирование образа о себе. Развитие психомоторного образования «схема тела». Обогащение опыта самовыражения. Формирование образа другого человека. Имя человека. Внешний облик человека. Движения и действия человека в ситуации общения. Образ человека в соответствии с его деятельностью и родом занятий. Обогащение опыта восприятия и понимания партнера по общению.
Формирование коммуникативной грамотности
Развитие знаний и умений в области невербальной коммуникации. Формирование представлений о мимических, пантомимических, интонационных средствах невербального общения. Ознакомление с фонациональными (темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз) и кинетическими (жесты, поза, мимика) невербальными средствами. Развитие двигательно-мышечного компонента невербальных средств общения.
Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия
Формирование умений привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению, к другому человеку, предлагать и вступать во взаимодействие, брать предметы и др. Совершенствование пространственных, предметно-пространственных, социально-бытовых представлений и умений, актуальных для социального взаимодействия с партнером по общению.
Профилактика проблем усвоения АООП НОО 4.1(индивидуально по мере необходимости):
- своевременное выявление проблем и их устранение.
- формирование у детей алгоритма действий, различные способы их выполнения, учить выполнять их как на предметно-практическом уровне, так и в плане словесной интерпретации.
III. Организационный раздел программы
3. Организация деятельности учителя-дефектолога (тифлопедагога)
В ходе занятий совершенствуются способности детей к зрительному выделению, восприятию основных информационных признаков (формы, величины, цвета, яркости, контраста и др.), позволяющих безошибочно опознавать объекты. Младших школьников с нарушением зрения учат опознавать и сравнивать объемные геометрические тела, предметы с их контурными, силуэтными, точечными, черно-белыми и цветными изображениями.
Программой предусмотрена также система игр и упражнений, направленных на совершенствование цветовосприятия, восприятия формы и величины предметов, их расположения и удаленности в пространстве.
Значительное место в коррекционном курсе по развитию зрительного восприятия отводится формированию у детей зрительных образов и представлений об окружающем мире, буквенных и цифровых изображений.
Применяются эти методики в комплексе.
Специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия у школьников с нарушением зрения теснейшим образом связаны с развитием других – несенсорных психических функций (зрительной памяти и зрительного внимания, мышления, мотивации деятельности, интересов, эмоций). Осуществляется не только стимуляция зрительных функций, но и познавательной, творческой деятельности детей.
Несмотря на некоторую специфичность в постановке задач обучения пространственной ориентировке важнейшей задачей является обучение детей полисенсорному восприятию окружающего пространства и расположенных в нем объектов и умению использовать получаемую информацию в практической ориентировке в пространстве.
В начальных классах школ для детей с нарушением зрения огромное значение имеет работа по развитию зрительно-пространственного восприятия у детей. Тифлопедагог учит детей выделять, сравнивать, анализировать и обобщать окружающие предметы по сходству и различию пространственных признаков, как с помощью нарушенного зрения, так и других анализаторов. Это позволяет слабовидящим учащимся успешно ориентироваться в макропространстве, т.к. находящиеся в нем предметы и объекты в результате подготовительной работы безошибочно узнаются детьми даже на значительном расстоянии.
При обучении пространственной ориентировке младших школьников с диагнозами косоглазие и амблиопия (функциональное слабовидение) большое значение приобретает развитие стереоскопического зрения. В этом смысле весьма эффективны игры и упражнения, требующие оценки детьми глубины пространства, удаленности предметов и объектов, расстояния между ними.
Формирование у учащихся с нарушением зрения начальных классов умений моделировать пространственные отношения, читать схемы пространства, соотносить расположение реальных предметов в пространстве со схемой, а также самостоятельно составлять схемы пространства является важнейшим средством коррекции нарушений зрительно-пространственной ориентировки, (Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина), поэтому обучению детей ориентировке в пространстве с помощью схем отводится значительное место на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога.
Перспективный план тифлопедагогического сопровождения младших школьников и коррекционной работы.
I этап (май-сентябрь). Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом работы на данном этапе должна стать оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического, материально-технической и кадровой базы учреждения.
II этап (октябрь-май). Этап планирования, организации и координации (организационно - исполнительская деятельность). Практическая реализация Программы тифлопедагогического сопровождения. Результатом работы на этом этапе является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно – развивающую направленность, а также процесс специального тифлопедагогического сопровождения обучающихся первоклассников с нарушением зрения и группы риска.
III этап (май – июнь). Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям обучающихся с нарушением зрения.
IV этап (август – сентябрь). Этап регуляции и корректировки (регулятивно – корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушением зрения), корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
С младшими школьниками, имеющими особые трудности в овладении программным материалом, тифлопедагог проводит подгрупповые комплексные занятия.
В неделю с учащимися проводится 1 занятие ( индивидуальное или подгрупповое от 4 до 6 человек), длительность каждого занятия – 30 минут - в 1-ом классе.
Схема проведения специальных коррекционных занятий тифлопедагога:
Орг. момент
1) закрепление материала предыдущих занятий;
2) преподнесение нового материала;
3) упражнения на снятия зрительного и общего утомления;
4) закрепление нового материала;
5) заключительная часть.
Рекомендации по домашнему закреплению.
Тифлопедагог начальной школы выявляет учащихся, у которых наиболее страдает тот или иной вид деятельности и проводит с ними соответствующую работу именно в этом направлении.
Специфика организации специальных занятий тифлопедагога в начальной школе состоит в том, что проводить их можно только по окончании уроков. В течение недели каждый ребенок посещает занятие тифлопедагога минимум один раз.
Документация учителя-дефектолога (тифлопедагога) включает:
- Протокол первичного обследования учащегося (или заключение ЦПМПК, ПМПк);
- Список учащихся, зачисленных на занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога).
- Согласие на работу.
- Состав групп.
- Журнал посещаемости занятий.
- Рабочую программу.
- Журнал движения ребенка/динамика развития.
ФИО /класс | Дата зачисления | Направление коррекционной работы | Форма работы (гупп., индив.) | Дата выпуска/наблюдения | Примечание |
Катя П. 1 В | 15.09.20.. | Развитие зрительного восприятия… | группа № 3 | 25.05… | отмечена положительная динамика, требуется продолжение коррекционной работы в след. учебном году |
7. Циклограмма деятельности специалиста.
8. График работы специалиста.
9. Учебный план.
10. Годовой отчет.
3.1. Учебный план (Календарно-тематическое планирование)
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Лекции ак. часов | Практические, лабораторные, семинарские занятия (виды деятельности) часов | Формы контроля | |
Вводное занятие. | 1 | 1 | ||||
I. | Диагностический раздел Выявление уровня развития зрительного восприятия в единстве с развитием познавательных процессов. | 4 | 4 Беседа, наблюдение, выполнение диагностических заданий. | Составление заключения | ||
II. | Адаптационный раздел Мир во круг меня, что изменилось? | 2 | 1 | 1 Практическая работа « Что я могу сказать о мире вокруг меня», составление рассказа в картинках. 1 Игра-тренинг « Кто мой сосед?» | ||
III. | Ознакомительный Способы восприятия информации окружающего мира | 6 | 5 | 1 Практическая работа « Способы восприятия окружающего мира» | Обсуждение работ | |
1. | Строение глаза как органа зрения, функции глаза, охране зрения. | 1 | 1 | 1 Комбинированное занятие с использованием видео материалов. Практикум - Глазные гимнастики | ||
2. | Строение уха как органа слуха, функции уха, охрана слуха | 1 | 1 | 1 Комбинированное занятие с использованием видео материалов. Практикум - Элементы массажа | ||
3. | Строение носа как органа обоняния, функции носа. | 1 | 1 | 1 Комбинированное занятие с использованием видео материалов. | ||
4. | Строение языка как органа вкуса | 1 | 1 | 1 Комбинированное занятие с использованием видео материалов. Практикум - Артикуляционная гимнастика | ||
5. | Строение кожи, руки как органов осязания | 1 | 1 | 1 Комбинированное занятие с использованием видео материалов. Практикум - Пальчиковая гимнастика | ||
6. | Способы получения информации, восприятие окружающего пространства. | 1 | 1 Практическая работа « Способы восприятия окружающего мира» | |||
IV | Основной Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Развитие графомоторных навыков. Профилактика оптической и кинестетической дисграфии. Развитие ВПФ. | 49 | Творческие работы | |||
Развитие цветовосприятия и формы предметного мира | 8 | |||||
1. | Цвета спектра. Основные цвета и оттенки. | 1 | 1 Комбинированное занятие, размышление, осмысление. | |||
2. | « Теплые» и «Холодные» цвета спектра | 1 | 1 Практическая работа « Веер снов» | |||
3. | Нахождение отличий в наглядном материале. Форма | 1 | 1 Комбинированное занятие. Практикум « Выделение фигур из фона» | |||
4. | Различение плоских геометрических форм. Выделение фигур из фона. | 1 | 1 Комбинированное занятие с использованием видео материалов. « Что спряталось» | |||
5. | Пространственная геометрия | 2 | 1 | 1 «Конструирование геометрических форм» | ||
6. | Отражение объемных тел на плоскости | 1 | 1 Составление Схемы « Город на листе» | |||
7. | Рисуем коврик | 1 | 1. Практическая работа «Коврик» раскрась коврик в разные оттенки | Выставка работ | ||
Развитие пространственно- временной ориентировки | 7 | 3 | 4 | |||
1. | «Календарь. Прошлое, настоящее, будущее» | 2 | 1 | 1 Творческая мастерская « Календарь событий» | ||
2. | «Приборы для измерения времени. Секунда, минута, час». | 1 | 1 Проблемное занятие. Определение времени. | |||
3. | « Пространство вокруг нас» ориентировка на плоскости, графические диктанты. | 2 | 1 | 1 Комбинированное занятие, «Графический диктант». 1Практическая работа « Составление плана пришкольного участка» | Выполненные упражнения | |
5 | «Прямое и зеркальное копирование с образца с опорой на клетки» | 1 | 1 « Зазеркалье» | Выполненные упражнения, рисунки на листе. | ||
6 | «Оригами» | 1 | 1 Творческая работа « Мир из бумаги» | |||
VI | Знаково-символьное отображение образов (зрительных, слуховых и др.) | 32 | 28 | 4 « Смотри не перепутай», составление альбома | Альбом букв | |
1 | Развитие буквенного гнозиса: дифференциация расположения элементов букв, изолировано (а-о, и-у). | 1 | 1 Комбинированное занятие с элементами поиска, практическая работа. | |||
2 | Дифференциация гласных и согласных букв сходных по написанию в словосочетаниях, предложениях и тексте (а-о, и-у). | 1 | 1 Комбинированное занятие с элементами поиска, практическая работа. | |||
3 | Дифференциация гласных и согласных букв сходных по написанию в словосочетаниях, предложениях и тексте ( а-о, и-у, ш*). | 2 | 2 Комбинированное занятие с элементами поиска, практическая работа. | |||
4 | Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв ( а-о, и-у, о-э, и-ы, и-м, и-ш). | 1 | 1 Комбинированное занятие с элементами поиска, практическая работа. | Творческое задание: используя полученные сведения | ||
5 | Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв, гласных и согласных букв сходных по написанию в словосочетаниях, предложениях и тексте (г, п, р) | 2 | 2 Комбинированное занятие с элементами поиска, практическая работа. | |||
6 | Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв ( и – ш – у) | 2 | 2 Комбинированное занятие с элементами поиска, практическая работа. | |||
7 | Развитие буквенного гнозиса: дифференциация расположения элементов букв, изолировано , в слогах, словах, предложениях (и — ш- щ) | 2 | 2 Комбинированное занятие с элементами поиска, практическая работа. | |||
8 | Развитие буквенного гнозиса: дифференциация расположения элементов букв, изолировано, в слогах, словах, предложениях (б – д). | 1 | 1 Комбинированное занятие с элементами поиска, практическая работа. | |||
9 | Дифференциация гласных и согласных букв сходных по написанию в словосочетаниях, предложениях и тексте (о, а, и, у, ы, э, ш, г, п, р, в, д). | 2 | 2 Комбинированное занятие с элементами поиска, практическая работа. | Творческое задание: используя полученные сведения | ||
10 | Развитие буквенного гнозиса: дифференциация расположения элементов букв, изолировано, в слогах, словах, предложениях (п – т, П – Т) . | 2 | 2 Комбинированное занятие с элементами поиска, практическая работа. | |||
11 | Развитие буквенного гнозиса: дифференциация расположения элементов букв, изолировано, в слогах, словах, предложениях( л – м, Л – М) | 2 | 2 Комбинированное занятие с элементами поиска, практическая работа. | |||
12 | Развитие буквенного гнозиса: дифференциация расположения элементов букв, изолировано, в слогах, словах, предложениях (к-н, К – Н) | 2 | 2 Комбинированное занятие с элементами поиска, практическая работа. | |||
13 | Развитие буквенного гнозиса: дифференциация расположения элементов букв, изолировано, в слогах, словах, предложениях (ш – щ, Ш – Щ). | 2 | 2 Комбинированное занятие с элементами поиска, практическая работа. | |||
14 | Развитие буквенного гнозиса: дифференциация расположения элементов букв, изолировано, в слогах, словах, предложениях ( н-п, Н-П). | 2 | 2 Комбинированное занятие с элементами поиска, практическая работа. | |||
15 | Развитие буквенного гнозиса: дифференциация расположения элементов букв, изолировано, в слогах, словах, предложениях (и-ц, И – Ц) | 2 | 2 Комбинированное занятие с элементами поиска, практическая работа. | |||
16 | Развитие буквенного гнозиса: дифференциация расположения элементов букв, изолировано, в слогах, словах, предложениях ( ц-щ, Ц – Щ) | 2 | 2 Комбинированное занятие с элементами поиска, практическая работа. | |||
17 | Дифференциация гласных и согласных букв сходных по написанию в словосочетаниях, предложениях и тексте (З-Е). | 2 | 2 Комбинированное занятие с элементами поиска, практическая работа. | |||
18 | Дифференциация гласных и согласных букв сходных по написанию в словосочетаниях, предложениях и тексте (с-е) | 1 | 1 Комбинированное занятие с элементами поиска, практическая работа. | |||
19 | Дифференциация сходных по написанию в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | 1 Правописание под диктовку. | |||
V | Итоговый | 2 | 1 Творческие работы « Сказки про буквы» | Творческое задание: используя полученные сведения | ||
Итого | 62 ак. часа |
IV. Литература
1. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения // Учебно-методическое пособие.- М.: АПН СССР НИИ Дефектологии, 1990.–58 с.
2. Денискина В.З. Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей /Под ред. Л.И.Солнцевой – М.:ВОС, 1990. – 130 с.
3. Денискина В.З. Особенности ознакомления слепых младших школьников с объемными геометрическими фигурами // Дефектология, 1987, № 5. – С. 43-47.
4.Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения: Методическое пособие. - Верхняя Пышма, 1997.-22 с.
5. Денискина В.З. Формирование специальных знаний, умений и навыков у слепых и слабовидящих учащихся начальных классов на занятиях по социально-бытовой ориентировке // Система непрерывного образования – средство интеграции лиц с нарушением зрения в современное общество: Материалы международной научно-практической конференции незрячих специалистов. – Нижний Новгород, 1999. – С. 13-14.
6. Денискина В.З., Костючек Н.С. Содержание и методы коррекционной работы по развитию осязания // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.И.Солнцевой. – М., 1990. – С. 25-45.
7. Денискина В.З., Плаксина Л.И. Развитие осязания и мелкой моторики // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1У вида. – М.: Просвещение, 1997. – С. 113 – 120.
8. Кульбуш Е.А. Обучение пространственной ориентировке слепых младших школьников. – Л., 1988. – 59 с.
9. Лурье Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками. – М.: Просвещение, 1979. – 103 с.
10. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — Конспекты занятий для логопеда - 3 изд. Мазанова Е.В. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
11. Моргулис И.С. Организация коррекционно-воспитательного процесса в школе слепых. – Киев, 1992. – 94 с.
12. Моргулис И.С. Теоретические основы коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых: Автореф. дис. д-ра пед. наук. – М., 1984. – 31 с.
13. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. – М.: ВОС, 1982. – 116 с.
14. Г.В Никулиной, Л.В. Фомичёвой, Е.В. Замашнюк разработана программа развития зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего школьного возраста, посещающих классы охраны зрения при массовых общеобразовательных школах.
15. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения: Методическое пособие / Под ред. В.А. Феоктистовой. – СПБ,: Образование, 1995. – 130 с.
16. Организация учебных занятий в специальных общеобразовательных школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей (Гигиенические рекомендации).-М., 1978.
17. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции Под ред. Л.И. Солнцевой. – М.: ВОС, 1990. – 127 с.
18. Плаксина Л.И. Некоторые особенности зрительной ориентации детей с нарушением зрения // Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах / Под ред. Л.И. Плаксиной.- Калуга,: Адель, 1998. – С. 3-33.
19.Плаксина Л.И. Реабилитация средствами образования детей с нарушением зрения //В кн.: Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения. – М., 1997.- С.100-105.
20. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционно-педагогической работы в детских садах для детей с нарушением зрения.–М.: Город, 1998 – 105 с.
21. Подколзина Е.Н. Методика формирования умений ориентироваться в пространстве у младших школьников с нарушением зрения //В кн.: Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах-Калуга, 1998.– С. 78-99.
22.Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения //Дефектология, 2001. №2. С.84-88.
23. Примерное содержание коррекционных занятий в специальной общеобразовательной школе для слабовидящих детей /Под ред. В.П.Ермакова. – М. –1988. – 62 с.
24. Программы и примерные разработки занятий по коррекции недостатков развития познавательной деятельности слабовидящих учащихся 1 – 4 классов /Сост. Т.П.Свиридюк. – Киев, 1989. – 90 с.
25. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1У вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад-начальная школа). – М.: Просвещение, 1997.
26. Программы и примерные разработки занятий по коррекции недостатков развития познавательной деятельности слабовидящих учащихся 1 – 4 классов /Сост. Т.П.Свиридюк. – Киев, 1989. – 90 с.
27. Семенов Л.А., Солнцева Л.И. Обучение ориентированию в пространстве и мобильности слепых учащихся начальных классов: Учебно-методическое пособие, М., 1991.
28. Слабовидящие дети //Под ред. Ю.А.Кулагина, Н.Г.Морозовой, М.Б.Эйдиновой. – М.: Просвещение3 1967. – 250.Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. – М.: Полиграф Сервис, 2000. – 249 с.
29.Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности: Учебно-методическое пособие.-М., 1989.
30.Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические требования к современному уроку. – М., 1999. – 40 с.
31. Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические основы коррекционно-развивающего обучения: Автореф. дис. Д-ра пед. наук.- М.,1996. – 45 с.
32. Уфимцевой Л.П. и Т.А. Грищенко разработана Программа развития зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида.
33.Феоктистова В.А. Совершенствование обучения слепых младших школьников ориентировке в пространстве // Дефектология, 1987, № 4. – С. 60-65.
34. Формирование навыков социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах. – Калуга, Адель, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия кружка «Волшебный пластилин» с обучающимися 4 класса с нарушениями зрения по теме «Изготовление панно «В гостях у сказки»
План-конспект внеурочного занятия для обучающихся 4 класса с нарушениями зренияПанно «В гостях у сказки». Цели: обучить детей с нарушениями зрения новым приемам изготовления панно в технике «плас...
«Коррекционно-развивающая программа для обучающихся первых классов по профилактике нарушений письменной речи»
Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи. I этап коррекционной работы является самым продолжитель...
Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.
Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробело...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся начальных классов, имеющих нарушения письменной речи
Календарно-тематическое планирование логопедического сопровождения для 1-2 классов...
рабочая программа для обучающихся 3 класса( интеллектуальные нарушения развития)
Представленная мною программа имеет пояснительную записку( описание контингента обучающихся, краткая психолого-педагогическая характеристика), планируемые предметные результаты,содержание учебных пред...
Программа по развитию мыслительных процессов у обучающихся 3 класса с нарушением зрения
данная программа направлена на оказание помощи в освоение учебной деятельности через развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, мелкая моторика).В программе конкретизированы ...
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … с нарушением темпо-ритмической организации речи (заиканием)
В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредмет...