Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … с нарушением темпо-ритмической организации речи (заиканием)
методическая разработка по логопедии (2 класс)

Аширова Елена Васильевна

В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредметные, предметные), основные методы обучения, краткое содержание и форма организации деятельности учащихся (индивидуальная) с количеством занятий на учебный год с учётом количества в неделю. Учебно-тематический план логопедических занятий также прилагается с конкретным количеством часов на данную коррекционно-развивающую тему. В представленной разработке предлагается Программа индивидуального логопедического сопровождения на обучающегося 2 класса с нарушением темпо-ритмической организации речи (заиканием).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа индивидуального логопедического сопровождения

обучающегося 2 класса … с заиканием

Логопедическое заключение: ОНР-3 уровня. Ротацизм. Тоно-клоническое заикание средней степени тяжести с выраженной судорожностью в артикуляционном, голосовом аппарате.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа обеспечивает достижение определённых результатов у обучающегося:

- сформированность правильного произношения фонем русского языка; умение различать оппозиционные фонемы; развитие артикуляционной моторики; развитие фонематических процессов: анализ, синтез, сравнение; сформированность речевого дыхания; умение звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза; умение правильного построения связного высказывания; обогащение и активизация словарного запаса; развитие коммуникативных навыков; развитие связной речи; проявление интереса при открытии новых знаний о звуках;

- снижение уровня эмоционального напряжения через снижение речевой активности; формирование техники нормативной речи через создание координации в работе дыхательного, голосового и артикуляторного аппаратов; активация развернутой речи на постепенно усложняющемся речевом материале; закрепление навыков плавной слитной интонационно выразительной речи.

По окончании курса коррекции заикания у ребёнка должны наблюдаться следующие позитивные изменения: нормализация речевого статуса в результате устранения судорожного компонента речевого нарушения (устранения проявлений заикания в разных формах речи) или улучшение речевого статуса за счет снижения в значительной степени частоты, силы, длительности судорог, их распространенности в формах речи (т.е. изменение степени выраженности заикания); улучшение состояния дыхательной функции (нормализация вдоха, формирование выдоха, соответствующего количеству слов во фразе); совершенствование просодического компонента речи; развитие экспрессивной речи ребенка; расширение коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения; создание условий для преодоления сопутствующих речевых и неречевых расстройств; совершенствование моторики; создание в семье условий для закрепления положительных результатов коррекционной работы с целью профилактики рецидивов заикания.

Личностные результаты:

- адекватное понимание причины успешности/неуспешности учебной деятельности;

-широкая мотивация, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

-принятие и сохранение учебной задачи;

- самостоятельный учёт выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;

- выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные УУД:

- осознанное и произвольное построение сообщения в устной и письменной форме;

-ориентирование на смысловое восприятие текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельное достраивание и восполнение недостающих компонентов;

- построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

- учёт разных мнений и интересов и обоснование собственной позиции;

- задавание вопросов, необходимых для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром (учителем);

- адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

  • воспроизведение интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты;
  • демонстрирование сформированных произносительных навыков (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов;
  • различие на слух слов с близкими по артикуляционным и акустическим признакам фонемами;
  • дифференцирование твердых/мягких, звонких/глухих, свистящих/шипящих согласных;
  • определение последовательности, количества, места звука в словах сложной звукослоговой структуры;
  • произношение сонорных звуков в прямых, обратных, закрытых слогах и со стечением согласных;
  • сравнение звукового и буквенного состава слова.

Основные методы обучения, используемые на занятиях: словесные (устное или печатное слово); наглядные (наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); практические методы (умения и навыки при выполнении практических действий); метод проблемного обучения.

СОДЕРЖАНИЕ

В содержании реализуются задачи в ходе изучения следующих тем:

-Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности.

-Закрепление имеющегося уровня звукового анализа, синтеза.

-Введение в речь поставленного звука: а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте; б) устный и письменный анализ и синтез слов.

-Дифференциация изученного и раннее поставленных звуков.

Форма организации деятельности: индивидуальная.

Количество занятий: 102 (3 раза в неделю)

п/п

Содержание программы

по коррекции ОНР -3 уровня, заикания

Содержание программы по коррекции звукопроизношения

Кол-во часов

Раздел 1. Диагностика речи ребёнка

1-6

Ограничение речи, щадящий режим 

Исследование общительности, подражательности, моторики, импрессивной и экспрессивной речи, особенностей личности заикающегося.

При обследовании определить: место и частоту возникновения и форму речевых судорог; сохранные речевые возможности; сопутствующие нарушения речи, двигательные нарушения; отношение заикающегося к своему речевому дефекту, наличие психологических особенностей.

Исследование экспрессивной речи: общая характеристика речи, звукопроизношение, строение артикуляторного аппарата, речевой моторики, состояние слухо-произносительной дифференциации фонем; состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.

6

I. Подготовительный этап

Подготовительный этап

7-9

Ограничения речевой деятельности.

Режим молчания. Школа.

Режим молчания. Осень.

Режим молчания. Лето-осень.

Режим молчания. Нормализация физиологического и речевого дыхания.

Формирование и совершенствование артикуляционной базы звуков. Закрепление знаний о строении артикуляционного аппарата. «Сказка о Весёлом язычке»

3

10-11

Ограничения речевой деятельности: шёпотная речь.

Релаксация. Расслабляющие упражнения.

Формирование и совершенствование артикуляционной базы звуков. Звуки речи.

Способы образования звуков /р/, /р’/, артикуляция.

2

12-14

Строение и функции речевого аппарата.

Части тела и лица (артикуляционная гимнастика, мимические упражнения)

Пространственно-временные представления.

Формирование и совершенствование артикуляционной базы звуков. Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /р/.

3

II. Тренировочный этап 

Сопряженная речь (облегчённые формы речи)

Этап воспитания правильного произношения звука /р/ (постановка звука)

15-20

Гласные звуки.

Времена года. Лето-осень.

«Осенние деревья»

«Листья деревьев»
«Овощи», «Фрукты»

«Грибы», «Лес».
«Ягоды», «Лес», «Поляна».

Воспитание правильного произношения звука /р/.

6

21-26

Согласные звуки.

 Времена года. «Осень-Зима.»

«Хвойные деревья»

«Праздники» или «Зимние забавы»

«Мой дом, моя квартира, моя семья»

Сказки. Басни

Стихи, скороговорки

«Почта»

«Транспорт» ПДД

Воспитание правильного произношения звука /р/.

6

27-32

«Птицы домашние»

«Птицы дикие, зимующие, перелетные»

Домашние-дикие птицы

Воспитание правильного произношения звука /р/. Изолированное произношение /р/ или звукосочетаний /тр/, /др/.

6

33-38

Домашние животные.

Дикие животные.

Домашние-дикие животные

Воспитание правильного произношения звука /р/. Изолированное произношение /р/ или звукосочетаний /тр/, /др/.

6

Отраженная речь (облегчённые формы речи)

Этап автоматизации звука /р/

39-41

Стихи. Загадки.

Скороговорки

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в закрытом слоге.

3

42-44

Промежуточная диагностика устной речи

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в закрытом слоге и в начале слова.

3

45-47

Вопросно-ответная речь (облегчённые формы речи)

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в закрытом слоге и в середине слова.

3

48-50

Составление вопросов-ответов по тексту, на заданную тему. Новый год.

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге.

3

51-53

Составление вопросов-ответов по тексту, на заданную тему. Каникулы.

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова.

3

54-56

Составление вопросов-ответов по тексту, на заданную тему. Одежда-обувь-головные уборы (по времени года)

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова.

3

57-59

Составление вопросов-ответов по тексту, на заданную тему. Посуда. Мебель. Бытовые приборы (техника)

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в сочетании с согласными.

3

60-62

Пересказ текста (подготовленная речь)

Пересказ текста (программный материал)

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в словосочетаниях.

3

63-68

Пересказ текста (предложенный учителем)

Пересказ текста (самостоятельно подобранный)

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в предложениях.

6

69-74

Рассказ (подготовленная речь)

Рассказ по образцу

Рассказ по опорным словам

Рассказ по вопросам

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в тексте.

6

75-78

Рассказ по сюжетной картинке

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в связной речи.

4

79-82

Рассказ по серии сюжетных картинок

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в письменной речи.

4

III. Заключительный этап (контекстная речь)

Этап постановка звука) / р’/

83-87

Чтение рассказов.

Самостоятельный рассказ на заданную тему.

Рассказ по впечатлениям.

Уточнение произнесения изолированного звука /р’/. Воспитание правильного, чёткого произнесения изолированного звука /р’/

5

Самостоятельная, спонтанная речь

88-92

Диалог: сказочных персонажей, литературных героев, на заданную тему.

Уточнение произнесения изолированного звука /р’/. Воспитание правильного, чёткого произнесения изолированного звука /р’/

5

93-96

Монолог: рассуждения, доказательства,

Сравнения.

Уточнение произнесения изолированного звука /р’/. Воспитание правильного, чёткого произнесения изолированного звука /р’/

4

Диагностика речи ребёнка

97-102

Обследование состояния импрессивной и экспрессивной речи                                                                                                                

Этап автоматизации звука /р’/ - логопедическая работа переходит на следующий учебный год

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы

В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа пс...

Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ОВЗ, имеющего ЗПР, как часть АОП (вариант 7.2) (ученик 1 класса доп.) пояснительная записка

Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, п...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса «Коррекция чтения и письма».

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1)

Рабочая программа состоит из блоков "Произношение", "Развитие речи". Блок "Логоритмика" включен в виде элементов в  два ранее названых блока.Программа рассчитана на ...

Логопедическое сопровождение обучающихся с речевыми нарушениями в общеобразовательном учреждении.

Статья. Логопедическое сопровождение обучающихся с речевыми нарушениями в общеобразовательном учреждении....

Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … с сенсомоторной алалией.

В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредмет...

Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … со стёртой формой дизартрии.

В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредмет...