Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … с нарушением темпо-ритмической организации речи (заиканием)
методическая разработка по логопедии (2 класс)
В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредметные, предметные), основные методы обучения, краткое содержание и форма организации деятельности учащихся (индивидуальная) с количеством занятий на учебный год с учётом количества в неделю. Учебно-тематический план логопедических занятий также прилагается с конкретным количеством часов на данную коррекционно-развивающую тему. В представленной разработке предлагается Программа индивидуального логопедического сопровождения на обучающегося 2 класса с нарушением темпо-ритмической организации речи (заиканием).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа индивидуального логопедического сопровождения
обучающегося 2 класса … с заиканием
Логопедическое заключение: ОНР-3 уровня. Ротацизм. Тоно-клоническое заикание средней степени тяжести с выраженной судорожностью в артикуляционном, голосовом аппарате.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа обеспечивает достижение определённых результатов у обучающегося:
- сформированность правильного произношения фонем русского языка; умение различать оппозиционные фонемы; развитие артикуляционной моторики; развитие фонематических процессов: анализ, синтез, сравнение; сформированность речевого дыхания; умение звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза; умение правильного построения связного высказывания; обогащение и активизация словарного запаса; развитие коммуникативных навыков; развитие связной речи; проявление интереса при открытии новых знаний о звуках;
- снижение уровня эмоционального напряжения через снижение речевой активности; формирование техники нормативной речи через создание координации в работе дыхательного, голосового и артикуляторного аппаратов; активация развернутой речи на постепенно усложняющемся речевом материале; закрепление навыков плавной слитной интонационно выразительной речи.
По окончании курса коррекции заикания у ребёнка должны наблюдаться следующие позитивные изменения: нормализация речевого статуса в результате устранения судорожного компонента речевого нарушения (устранения проявлений заикания в разных формах речи) или улучшение речевого статуса за счет снижения в значительной степени частоты, силы, длительности судорог, их распространенности в формах речи (т.е. изменение степени выраженности заикания); улучшение состояния дыхательной функции (нормализация вдоха, формирование выдоха, соответствующего количеству слов во фразе); совершенствование просодического компонента речи; развитие экспрессивной речи ребенка; расширение коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения; создание условий для преодоления сопутствующих речевых и неречевых расстройств; совершенствование моторики; создание в семье условий для закрепления положительных результатов коррекционной работы с целью профилактики рецидивов заикания.
Личностные результаты:
- адекватное понимание причины успешности/неуспешности учебной деятельности;
-широкая мотивация, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
-принятие и сохранение учебной задачи;
- самостоятельный учёт выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;
- выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные УУД:
- осознанное и произвольное построение сообщения в устной и письменной форме;
-ориентирование на смысловое восприятие текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельное достраивание и восполнение недостающих компонентов;
- построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
- учёт разных мнений и интересов и обоснование собственной позиции;
- задавание вопросов, необходимых для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром (учителем);
- адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
- воспроизведение интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты;
- демонстрирование сформированных произносительных навыков (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов;
- различие на слух слов с близкими по артикуляционным и акустическим признакам фонемами;
- дифференцирование твердых/мягких, звонких/глухих, свистящих/шипящих согласных;
- определение последовательности, количества, места звука в словах сложной звукослоговой структуры;
- произношение сонорных звуков в прямых, обратных, закрытых слогах и со стечением согласных;
- сравнение звукового и буквенного состава слова.
Основные методы обучения, используемые на занятиях: словесные (устное или печатное слово); наглядные (наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); практические методы (умения и навыки при выполнении практических действий); метод проблемного обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
В содержании реализуются задачи в ходе изучения следующих тем:
-Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности.
-Закрепление имеющегося уровня звукового анализа, синтеза.
-Введение в речь поставленного звука: а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте; б) устный и письменный анализ и синтез слов.
-Дифференциация изученного и раннее поставленных звуков.
Форма организации деятельности: индивидуальная.
Количество занятий: 102 (3 раза в неделю)
№ п/п | Содержание программы по коррекции ОНР -3 уровня, заикания | Содержание программы по коррекции звукопроизношения | Кол-во часов |
Раздел 1. Диагностика речи ребёнка | |||
1-6 | Ограничение речи, щадящий режим Исследование общительности, подражательности, моторики, импрессивной и экспрессивной речи, особенностей личности заикающегося. При обследовании определить: место и частоту возникновения и форму речевых судорог; сохранные речевые возможности; сопутствующие нарушения речи, двигательные нарушения; отношение заикающегося к своему речевому дефекту, наличие психологических особенностей. | Исследование экспрессивной речи: общая характеристика речи, звукопроизношение, строение артикуляторного аппарата, речевой моторики, состояние слухо-произносительной дифференциации фонем; состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений. | 6 |
I. Подготовительный этап | Подготовительный этап | ||
7-9 | Ограничения речевой деятельности. Режим молчания. Школа. Режим молчания. Осень. Режим молчания. Лето-осень. Режим молчания. Нормализация физиологического и речевого дыхания. | Формирование и совершенствование артикуляционной базы звуков. Закрепление знаний о строении артикуляционного аппарата. «Сказка о Весёлом язычке» | 3 |
10-11 | Ограничения речевой деятельности: шёпотная речь. Релаксация. Расслабляющие упражнения. | Формирование и совершенствование артикуляционной базы звуков. Звуки речи. Способы образования звуков /р/, /р’/, артикуляция. | 2 |
12-14 | Строение и функции речевого аппарата. Части тела и лица (артикуляционная гимнастика, мимические упражнения) Пространственно-временные представления. | Формирование и совершенствование артикуляционной базы звуков. Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /р/. | 3 |
II. Тренировочный этап Сопряженная речь (облегчённые формы речи) | Этап воспитания правильного произношения звука /р/ (постановка звука) | ||
15-20 | Гласные звуки. Времена года. Лето-осень. «Осенние деревья» «Листья деревьев» «Грибы», «Лес». | Воспитание правильного произношения звука /р/. | 6 |
21-26 | Согласные звуки. Времена года. «Осень-Зима.» «Хвойные деревья» «Праздники» или «Зимние забавы» «Мой дом, моя квартира, моя семья» Сказки. Басни Стихи, скороговорки «Почта» «Транспорт» ПДД | Воспитание правильного произношения звука /р/. | 6 |
27-32 | «Птицы домашние» «Птицы дикие, зимующие, перелетные» Домашние-дикие птицы | Воспитание правильного произношения звука /р/. Изолированное произношение /р/ или звукосочетаний /тр/, /др/. | 6 |
33-38 | Домашние животные. Дикие животные. Домашние-дикие животные | Воспитание правильного произношения звука /р/. Изолированное произношение /р/ или звукосочетаний /тр/, /др/. | 6 |
Отраженная речь (облегчённые формы речи) | Этап автоматизации звука /р/ | ||
39-41 | Стихи. Загадки. Скороговорки | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в закрытом слоге. | 3 |
42-44 | Промежуточная диагностика устной речи | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в закрытом слоге и в начале слова. | 3 |
45-47 | Вопросно-ответная речь (облегчённые формы речи) | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в закрытом слоге и в середине слова. | 3 |
48-50 | Составление вопросов-ответов по тексту, на заданную тему. Новый год. | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге. | 3 |
51-53 | Составление вопросов-ответов по тексту, на заданную тему. Каникулы. | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова. | 3 |
54-56 | Составление вопросов-ответов по тексту, на заданную тему. Одежда-обувь-головные уборы (по времени года) | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова. | 3 |
57-59 | Составление вопросов-ответов по тексту, на заданную тему. Посуда. Мебель. Бытовые приборы (техника) | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в сочетании с согласными. | 3 |
60-62 | Пересказ текста (подготовленная речь) Пересказ текста (программный материал) | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в словосочетаниях. | 3 |
63-68 | Пересказ текста (предложенный учителем) Пересказ текста (самостоятельно подобранный) | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в предложениях. | 6 |
69-74 | Рассказ (подготовленная речь) Рассказ по образцу Рассказ по опорным словам Рассказ по вопросам | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в тексте. | 6 |
75-78 | Рассказ по сюжетной картинке | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в связной речи. | 4 |
79-82 | Рассказ по серии сюжетных картинок | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в письменной речи. | 4 |
III. Заключительный этап (контекстная речь) | Этап постановка звука) / р’/ | ||
83-87 | Чтение рассказов. Самостоятельный рассказ на заданную тему. Рассказ по впечатлениям. | Уточнение произнесения изолированного звука /р’/. Воспитание правильного, чёткого произнесения изолированного звука /р’/ | 5 |
Самостоятельная, спонтанная речь | |||
88-92 | Диалог: сказочных персонажей, литературных героев, на заданную тему. | Уточнение произнесения изолированного звука /р’/. Воспитание правильного, чёткого произнесения изолированного звука /р’/ | 5 |
93-96 | Монолог: рассуждения, доказательства, Сравнения. | Уточнение произнесения изолированного звука /р’/. Воспитание правильного, чёткого произнесения изолированного звука /р’/ | 4 |
Диагностика речи ребёнка | |||
97-102 | Обследование состояния импрессивной и экспрессивной речи | Этап автоматизации звука /р’/ - логопедическая работа переходит на следующий учебный год | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы
В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа пс...
Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ОВЗ, имеющего ЗПР, как часть АОП (вариант 7.2) (ученик 1 класса доп.) пояснительная записка
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, п...
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса «Коррекция чтения и письма».
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1)
Рабочая программа состоит из блоков "Произношение", "Развитие речи". Блок "Логоритмика" включен в виде элементов в два ранее названых блока.Программа рассчитана на ...
Логопедическое сопровождение обучающихся с речевыми нарушениями в общеобразовательном учреждении.
Статья. Логопедическое сопровождение обучающихся с речевыми нарушениями в общеобразовательном учреждении....
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … с сенсомоторной алалией.
В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредмет...
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … со стёртой формой дизартрии.
В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредмет...