Программа по развитию мыслительных процессов у обучающихся 3 класса с нарушением зрения
методическая разработка (3 класс)
данная программа направлена на оказание помощи в освоение учебной деятельности через развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, мелкая моторика).
В программе конкретизированы игры и упражнения, необходимые для данной группы детей – обучающихся с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv._progr._3_kl._novaya.docx | 63.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Специальная коррекционная начальная школа – детский сад № 144»
Нижегородская обл. г.Дзержинск.
Адрес: улица Советская,11А; тел/факс: 22 29 64
http:// mdoy.ru/dz/144
_____________________________________________________________________________
Рассмотрено:
на заседании Педагогического совета
ГБОУ «СК НШ – ДС № 144»
от 30.08.2023г. протокол № 1
Утверждаю:
Директор ГБОУ «СК НШ-ДС № 144»
Приказ № 154 от 31.08.2023г.
_________________ Синицына Н.В.
Программа развивающих занятий
для обучающихся 3 класса
(познавательные процессы)
Срок освоения программы: 9 месяцев (сентябрь-май)
Программа составлена
Педагогом-психологом
ГБОУ «СК НШ-ДС № 144»
Волковой И.Н.
2023 г
Пояснительная записка
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно- логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу. Даже хорошо подготовленные дети часто показывают нестабильные результаты в освоении программы. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе. Таким образом, данная программа направлена на оказание помощи в освоение учебной деятельности через развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, мелкая моторика).
В программе конкретизированы игры и упражнения, необходимые для данной группы детей – обучающихся с нарушением зрения.
Актуальность программы обусловлена тем, что нарушения зрения, слепота и слабовидение, оказывают влияние на формирование всей психологической системы человека. Для слепых и слабовидящих характерно недостаточное осмысление запоминаемого наглядного материала. Трудности классификации, сравнения, анализа и синтеза, связанные с нечетко воспринимаемыми качествами объектов, трудностями дифференцирования существенных и несущественных качеств, приводят к недостаточности логической памяти. Вместе с тем запоминание логически связанных стимулов у этих детей, как и в норме, более эффективно, нежели материала, не объединенного смысловыми связями. Совершенствование мнемических процессов у слепых и слабовидящих состоит не только в многочисленных повторениях и тренировках, но и в логической обработке материала, уточнении образов, в показе значимости усваиваемой информации для жизни и деятельности.
В связи с перечисленными особенностями данной группы детей, учащиеся с нарушением зрения нуждаются в дополнительной психолого - педагогической помощи при освоении учебной программы.
Программа развивающих занятий для обучающихся 3 класса (познавательные процессы) составлена в соответствии с обновленными ФГОС НОО, ФАОП НОО, адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения ГБОУ «СК НШ – ДС № 144».
Задачи:
1.Способствовать положительной мотивации к учению.
2.Содействовать развитию большей произвольности при выполнении заданий.
3.Способствовать созданию атмосферы принятия и взаимопонимания в детском коллективе.
Контингент: обучающиеся 3 класс.
Занятия с детьми проводятся 1раз в неделю, продолжительностью 30 минут, в групповой форме, с сентября по май
Взаимодействие происходит с детьми от 14 до 17 человек с различными офтальмологическими диагнозами.
В результате цикла занятий воспитанник должен уметь использовать
-логические приемы запоминания;
-уметь исключать лишние понятия;
-владеть обобщающими словами;
-составлять логические цепочки;
Тематический план развивающей программы
по развитию познавательных процессов
Тема (раздел) | Задачи | Кол-во часов | Литера- тура |
1.Диагностика | Определение уровня умственного развития младших школьников, внимания и учебной мотивации. | 1 | №6 с. 29, №7 с.57 |
2.Свойства памяти. Запоминание на слух, с опорой на наглядность. Межполушарное взаимодействие. | Развивать способность к запоминанию на слух, с помощью зрения, Развитие сенсомоторных и графических навыков. | 2 | №1 с.26,28; № 2 с.14; № 3 с.104; № 4 с.6 |
3. Свойства памяти. Ассоциативное запоминание. Операция сравнения. | Развивать способность к запоминанию по ассоциации, учить находить существенные признаки сходства. | 2 | № 1 с.26, 28, 29, 30; № 3 с.104,105; |
4.Свойства памяти. Запоминание с опорой на наглядность. Операция обобщения. | Развивать способность к запоминанию с опорой на наглядность, учить находить существенные признаки сходства и различия, называть одним словом. | 2 | № 1 с.26, 31, 33. 35; № 4 с.9, 10, 11, 12, 13; № 3 с.104, 105; № 5 с.5,6; |
5. Мышление. Операции сравнения и обобщения. Межполушарное взаимодействие | Учить находить существенные признаки сходства и различия, обобщать предметы и явления. Развивать нейронные связи в обоих полушариях. | 2 | № 1 с.26, с.29, с.36, 38; № 4 с.6, № 5 с.6, 8, 9,10 |
6.Ассоциативное запоминание. Образное мышление. | Развивать способность к запоминанию по ассоциации. Развивать абстрактное мышление. | 2 | № 1 с.38,39; № 4 с.6, 8, 21; № 5 с.11, 12, 14 |
7. Развитие концентрации внимания, процессов сравнения и обобщения | Способствовать целенаправленной концентрации внимания, умения работать по аналогии | 2 | № 1 с.26, 36, 44, 45; № 4 с.6, 17; № 5 с.15, 17; |
8. Развитие концентрации внимания. Запоминание на слух, с опорой на наглядность, ассоциативное запоминание. Развитие мыслительных операций. | Способствовать целенаправленной концентрации внимания, развивать способность к запоминанию. Учить находить существенные признаки сходства, отличия, обобщать, классифицировать. | 3 | № 1 с.29, 38, 44, 46, 47; № 3 с.105; № 4 с.6, 21, 23; № 5 с.20; |
9.Ассоциативное запоминание. Развитие ассоциативного мышления. | Развивать способность к запоминанию по ассоциации. Развивать абстрактное мышление. | 2 | № 1 с.33,44, 46, 52; № 2 с.15; № 3 с.105 № 4 с.20,23 |
10.Развитие пространственной ориентировки, координации тонких движений рук одновременно. | Развивать межполушарное взаимодействие | 2 | № 1 с.36,38; № 3 с.105,106; № 4 с.6,23,26; |
11.Развитие образного мышления, ориентировке на листе бумаги | Учить мыслить образами, ориентироваться на ограниченной плоскости | 2 | № 1 с.44; № 2 с.18; № 3 с.106,107; № 4 с.6,.21,23 |
12.Развитие способности к анализу на вербальном уровне, описанию придуманного сюжета | Способствовать умению описывать сюжет, так, чтобы поняли другие. | 2 | № 1 с.35,38,46; № 3 с.108,109; № 4 с.8,20,23 |
13.Развитие умения выделять существенные признаки предметов и явлений, концентрировать внимание на конкретном обьекте | Учить отличать существенные признаки от несущественных, сосредотачиваться на объекте. | 2 | № 1 с.29,44,52,66,67,68; № 3 с.110; № 4 с.6,17 |
14.Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости, находить главный смысл в тексте | Учить делить текст на абзацы, выделять главный смысл прочитанного | 2 | № 1 с.44,46,70,72; № 3 с.111,112; № 4 с.20,26 |
15.Развитие ассоциативной памяти, межполушарного взаимодействия, умения анализировать текст | Развивать способность к запоминанию по ассоциации. Развивать абстрактное мышление. | 2 | № 1 с.29,46,72,73; № 3 с.113,114; № 4 с.6, 21,23 |
16.Развитие целенаправленного внимания, умения анализировать текст, строить сообщение по алгоритму | Развивать все свойства внимания, находить главное в тексте, грамотно выстраивать свое сообщение. | 3 | № 1 с.38,44,46,68,.72,73; № 3 с.112,113,114; № 4 с.20,21,23 |
17. Диагностика | Определение уровня умственного развития младших школьников, внимания и учебной мотивации. | 1 | №6 с. 57, №7 с.29 |
Общее количество часов | 34 ч. |
Содержание развивающей программы
по развитию познавательных процессов
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать учебную программу. Зачастую подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени подкрепляются. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.
Перед началом цикла занятий проходит групповая диагностика по определению уровня умственного развития младших школьников, внимания и учебной мотивации.
Автор методики Э.Ф. Замбацявичене, его методика состоит из 4 субтестов. По количеству набранных баллов определяется уровень умственного развития. Изучение внимания проводится по методике «Корректурная проба» (буквенный вариант) Б.Бурдона, диагностика учебной мотивации включает в себя анкету А.Н.Лускановой и метод наблюдения.
В разделе «Процессы памяти» делается акцент на упражнения, способствующие развитию слуховой, зрительной, ассоциативной памяти. Упражнения выполняются на наглядном и вербальном уровне.
Тема «Пространственная ориентация» актуальна для учащихся с нарушением зрения, т.к. из-за особенностей офтальмологических диагнозов дети испытывают трудности при ориентировке на листе бумаги, в окружающем пространстве. Это упражнения на развитиесенсомоторики (рисование обеими руками одновременно по образцу и по словесному указанию), штриховка предметов – развитие мелкой моторики.
Развитие мыслительных операций включает в себя анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию на вербальном и наглядном уровне. Чем шире сформируется понятийный аппарат у воспитанников, тем полнее они будет воспринимать окружающий мир, понимать более сложные мысли и точнее выражать свои. Это упражнения на род-вид; вид-род (обобщение); пятый лишний; вид-вид; часть-целое; противоположности; задания на аналогии, сравнения, описания предмета;
Закрепление пройденного материала позволяет актуализировать полученные знания, еще раз повторить упражнения на более высоком уровне.
В конце цикла занятий проходит групповая диагностика по определению уровня умственного развития младших школьников, внимания и учебной мотивации. По итогам диагностики составляется справка.
Структура занятий включает в себя:разминка, основная часть, подведение итогов;
Методы и приемы: игры, упражнения, зрительная гимнастика.
Ожидаемые результаты:
-умеет использовать логические приемы запоминания;
-умеет исключать лишние понятия;
-владеет обобщающими словами;
-составляет логические цепочки;
-повышается уровень внимания;
-формируется учебная мотивация.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет, столы, стулья.
Тетради, листы бумаги, карандаши.
Цветные карточки с изображением предметов для запоминания слов.
Распечатанные бланки с заданиями.
Презентации с заданиями.
Литература
1.Глазунов Д.А.Психология. Развивающие занятия 3 класс. М.: «Глобус», 2010. – 190с.
2.Голубь В.Т. Графические диктанты. М.: «ВАКО», 2009. -144с.
3.Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции. Ростов на Дону: «Феникс», 2010. – 349с.
4.Коновалнеко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Москва: «Издательство Гном и Д» 2000. – 64с.
5.Любимова Т.Г. Подумай и ответь. Чебоксары, 1997. – 89с.
6.Альманах психологических тестов. Москва «КСП», 1996. – 198с.
7.Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалий, развития личности. В сб.: Здоровье, развитие, личность. М.: Медицина, 1990.
Приложение
Конспекты развивающих занятий в 3 классе
Занятие №1 Диагностика.
Определение уровня умственного развития (№6 с.29)
Определение внимания и учебной мотивации (№7, с.57)
Занятие №2
Упражнение 1 Движение глазами по четырем направлениям и диагоналям (№ 1, с.26)
Упражнение 2.Развитие слуховой памяти (10 слов) (№ 1, с.26)
Упражнение 3.Развитие координации движений и графических навыков (графический диктант)(№ 2, с.14)
Упражнение 4.Гимнастика для глаз (6 кругов по часовой стрелке, 6 против)(№4, с.6)
Упражнение 5. Работа в тетради «Найди 10 отличий»
Упражнение 6.Припоминание 10 слов из упр.2
Подведение итогов
Занятие №3
Упражнение 1. Движение глазами по четырем направлениям и диагоналям (№ 1,с.26)
Упражнение 2.Запомни и ответь (Сюжетные рисунки)(№ 1,с.28)
Работа в тетради «Найди 10 отличий»
Упражнение 3. «Исключение лишнего» (№ 3, с.104)
Упражнение 4.Гимнастика для глаз (6 кругов по часовой стрелке, 6 против)(№ 4, с.6)
Подведение итогов
Занятие №4
Упражнение 1. Развитие межполушарного взаимодействия («Лезгинка»)(№ 1,с.29)
Упражнение 2.Развитие ассоциативной памяти («Слово-подсказка») (№ 1 с.29)
Упражнение 3. «Комиксы» (№ 1,с.30)
Упражнение 4.Гимнастика для глаз (9 кругов по часовой стрелке, 9 против) (№ 4, с.6)
Работа в тетради «Найди 10 отличий»
Упражнение 5. «Поиск аналогов» (№ 3, с.105)
Упражнение 6. «Слова-подсказки» (припоминание слов) (№ 1, с.29)
Подведение итогов
Занятие №5
Упражнение 1.Развитие сенсомоторики (нарисовать одновременно обеими руками по образцу) (№ 4 , с.9)
Упражнение 2.Выделение существенных свойств объекта «Сравни пару» (№ 1,с.31)
Упражнение 3.Гимнастика для глаз (глазами написать свое имя и фамилию) (№ 4, с.10)
Работа в тетради «Найди 10 отличий»
Упражнение 4. «Способы применения предметов» (№ 3, с.105)
Подведение итогов
Занятие №6
Упражнение 1. Движение глазами по четырем направлениям и диагоналям (№ 1, с.26)
Упражнение 2.Запомни и ответь (Сюжетные рисунки) (№ 1,.с.33)
Упражнение 3.Гимнастика для глаз (написать глазами цифры от 0 до 9)(№ 4, с.12)
Работа в тетради
Упражнение 4. «Обобщение и исключение» (с запоминанием) (№ 4, с.11)
Подведение итогов
Занятие №7
Упражнение 1.Развитие сенсомоторики (нарисовать одновременно обеими руками по образцу) (№ 4, с.13)
Упражнение 2. Смешанный рассказ (на бланках два рассказа, не связанных между собой по смыслу) (№ 1, с.35)
Упражнение 3.Гимнастика для глаз (написать глазами сегодняшнюю дату)(№ 4, с.13)
Работа в тетради
Упражнение 4.Установление ассоциаций (назвать все знакомые слова, связанные с данным понятием) (№ 5, с.5)
Упражнение 5.Написать видовые понятия (№ 5, с.6)
Подведение итогов
Занятие №8
Упражнение 1. Развитие межполушарного взаимодействия («Лезгинка»)( № 1,с.29)
Упражнение 2. Сравни пару (Два слова, общие и различные признаки)(№ 1, с.36)
Упражнение 3.Двойной диктант (лист на две половины разделен, одновременно двумя руками) (№ 1, с.36)
Упражнение 4.Гимнастика для глаз (6 кругов по часовой стрелке, 6 против)(№ 4, с.6)
Работа в тетради
Упражнение 5. «Назови одним словом» (№ 5, с.6)
Упражнение 6. «Четвертый лишний» (№ 5, с.8)
Подведение итогов
Занятие №9
Упражнение 1. Движение глазами по четырем направлениям и диагоналям (№ 1, с.26)
Упражнение 2. Нарисуй и опиши (рисунок на листе на заданную тему, 10 минут) (№ 1, с.38)
Упражнение 3.Гимнастика для глаз (9 кругов по часовой стрелке, 9 против)(№ 4, с.6)
Работа в тетради
Упражнение 4. «Продолжите» (вид-вид) (№ 5, с.9)
Упражнение 5. Сравнение видового и родового понятия (№ 5, с.10)
Подведение итогов
Занятие №10
Упражнение 1. Развитие пространственной ориентации и координации тонких движений (нарисовать одновременно обеими руками по образцу) (№3, с.9)
Упражнение 2. «Мысль другими словами»(записать фразу другими словами, 5 минут) (№ 1, с.39)
Упражнение 3.Гимнастика для глаз (нарисовать перевернутые восьмерки глазами)(№ 4, с.6)
Работа в тетради
Упражнение 4. «Продолжите» (части-целое)(№ 5, с.11)
Упражнение 5. «Назовите части, которые составляют целое» (№ 5, с.11)
Упражнение 6. «Укажите целое, частью которого являются…(№ 5, с.11)
Подведение итогов
Занятие №11
Упражнение 1. Развитие ассоциативной памяти (10 картинок-10 слов) (№ 4, с.8)
Упражнение 2. Нарисуй и опиши (рисунок на листе на заданную тему, 10 минут) (№ 1, с.38)
Упражнение 3.Гимнастика для глаз (глазами нарисовать 6 горизонтальных восьмерок и 6 вертикальных)(№ 4, с.21)
Работа в тетради
Упражнение 4. «Противоположности» (№ 5, с.12)
Упражнение 5. «Назови причины следующих событий»(установление причинно-следственных отношений) (№ 5, с.14)
Подведение итогов
Занятие №12
Упражнение 1. Движение глазами по четырем направлениям и диагоналям (№ 1, с.26)
Упражнение 2. «Спрятанное слово» (бланки с буквами)
Упражнение 3.Гимнастика для глаз (9 кругов по часовой стрелке, 9 против)(№ 4, с.6)
Работа в тетради
Упражнение 4. Аналогии (№ 5, с.15)
Подведение итогов
Занятие №13
Упражнение 1. «Горизонтальная восьмерка» (№ 1, с.44)
Упражнение 2. Сравни пару (Два слова, общие и различные признаки) (№ 1, с.36)
Упражнение 3. «Комиксы» (зарисовка рассказа и воспроизведение по памяти) (№ 1, с.45)
Упражнение «Пружинки» (нарисовать глазами пружинки) (№ 4 с.17)
Работа в тетради
Упражнение 4. Определение понятий (№ 5 с.17)
Подведение итогов
Занятие №14
Упражнение 1. «Движение по 4 направлениям с привлечением движения языка» (№ 1,с.46)
Упражнение 2. «Симметричный рисунок»(фигуры, простые рисунки, повторяющиеся элементы) (№ 1, с.46)
Упражнение 3. «Мысль другими словами» (записать фразу другими словами, 5 минут) (№ 1, с.47)
Упражнение 4. «Глазами нарисовать 6 горизонтальных восьмерок и 6 вертикальных восьмерок» (№ 4, с. 21)
Работа в тетради
Упражнение 5. «Найди отличия»(№ 5, с.20)
Подведение итогов
Занятие №15
Упражнение 1.Развитие сенсомоторики (нарисовать одновременно обеими руками любые фрукты) (№ 4, с.23)
Упражнение 2. Нарисуй и опиши (рисунок на листе на заданную тему, 10 минут) (№ 1, с.38)
Упражнение 3. «Глазами написать числа от 1 до 10» (№ 4, с.23)
Работа в тетради
Упражнение 4. «Поиск общего» (№ 3, с.106)
Подведение итогов
Занятие №16
Упражнение 1 «Горизонтальная восьмерка» (№ 1, с.44)
Упражнение 2.Развитие ассоциативной памяти («Слово-подсказка») (№ 1, с.29)
Упражнение 3. «Симметричный рисунок» (фигуры, простые рисунки, повторяющиеся элементы) (№ 1, с.46)
Упражнение 4.Гимнастика для глаз (нарисовать перевернутые восьмерки глазами)(№ 4, с.6)
Работа в тетради
Упражнение 5.«Найди общее» (два понятия) (№ 5,с.20)
Подведение итогов
Занятие №17
Упражнение 1 «Горизонтальная восьмерка» (№ 1, с.44)
Упражнение 2. «Интервью» (опиши предмет и задай вопросы о нем) (№ 1, с.52)
Упражнение 3.Запомни и ответь (Сюжетные рисунки)(№ 1,с.33)
Упражнение 4.Напиши глазами сегодняшнюю дату (№ 4, с.20)
Работа в тетради
Подведение итогов
Занятие №18
Упражнение 1. «Движение по 4 направлениям с привлечением движения языка» (№ 1, с.46)
Упражнение 2. Графический диктант (№ 2, с.15)
Упражнение 3. «Глазами написать числа от 1 до 10» (№ 4, с.23)
Работа в тетради
Упражнение 4. «Поиск аналогов» (№ 3, с.105)
Подведение итогов
Занятие №19
Упражнение 1.Развитие сенсомоторики (нарисовать одновременно обеими руками любые овощи) (№ 4, с.23)
Упражнение 2. Нарисуй и опиши (рисунок на листе на заданную тему, 10 минут) (№ 1, с.38)
Упражнение 3.Гимнастика для глаз (9 кругов по часовой стрелке, 9 против)(№ 4, с.6)
Работа в тетради
Упражнение 4. «Способы применения предметов» (№ 3,с.105)
Подведение итогов
Занятие №20
Упражнение 1. Развитие пространственной ориентации и координации тонких движений (нарисовать одновременно обеими руками по образцу) (№ 4, с.9)
Упражнение 2.Двойной диктант (лист на две половины разделен, одновременно двумя руками) ( № 1,.с.36)
Упражнение 3.Глазами написать цифры от 0 до 10 и наоборот (№ 4, с.26)
Работа в тетради
Упражнение 4. «Поиск общего» (№ 3, с.106)
Подведение итогов
Занятие №21
Упражнение 1. «Горизонтальная восьмерка» (№ 1, с.44)
Упражнение 2. «Спрятанное слово» (бланки с буквами)
Упражнение 3.Гимнастика для глаз (9 кругов по часовой стрелке, 9 против)(№ 4, с.6)
Работа в тетради
Упражнение 4. «Поиск предмета по заданным признакам» (№ 3,с.106)
Подведение итогов
Занятие №22
1.Развитие сенсомоторики (нарисовать одновременно обеими руками любые ягоды) (№ 4, с.23)
Упражнение 2. Графический диктант (№ 2,с.18)
Упражнение 3.Гимнастика для глаз (Глазами нарисовать 6 треугольников по часовой стрелке, 6 – против часовой стрелки) (№ 4, с.26)
Работа в тетради
Упражнение 4. «Поиск соединительных звеньев» (№ 3, с.107)
Подведение итогов
Занятие №23
Упражнение 1. «Движение по 4 направлениям с привлечением движения языка» (№ 1,с.46)
Упражнение 2. Нарисуй и опиши (рисунок на листе на заданную тему, 10 минут) (№ 1,с.38)
Упражнение 3.Напиши глазами сегодняшнюю дату (№ 4, с.20)
Работа в тетради
Упражнение 4. «Формулирование определений» (№ 3,с.108)
Подведение итогов
Занятие №24
Упражнение 1. Развитие ассоциативной памяти (10 картинок-10 слов) (№ 4, с.8)
Упражнение 2. Смешанный рассказ (на бланках два рассказа, не связанных между собой по смыслу) (№ 1, с.35)
Упражнение 3. «Глазами написать числа от 1 до 10» (№ 4, с.23)
Работа в тетради
Упражнение 4. «Выражение мысли другими словами» (№ 3, с.109)
Подведение итогов
Занятие №25
Упражнение 1 «Горизонтальная восьмерка» (№ 1, с.44)
Упражнение 2 «Угадай по описанию» (8-10 предметов, похожие по определенному признаку) (№ 1, с.67)
Упражнение 3. «Небылицы» (Текст со смысловыми ошибками) (№ 1, с.66)
Упражнение 4.«Пружинки» (нарисовать глазами пружинки) (№ 4,с.17)
Работа в тетради
Упражнение 5. «Перечень возможных причин» (№ 3, с.110)
Подведение итогов
Занятие №26
Упражнение 1. Развитие межполушарного взаимодействия («Лезгинка») (№ 1,.с.29)
Упражнение 2.«Спрятанное слово» (бланки с буквами) ( № 1,с.68)
Упражнение 3. «Интервью» (опиши предмет и задай вопросы о нем) (№ 1, с.52)
Упражнение 4.Гимнастика для глаз (9 кругов по часовой стрелке, 9 против)(№ 4, с.6)
Работа в тетради
Упражнение 5. «Построение системы причин» (№ 3, с.110)
Подведение итогов
Занятие №27
Упражнение 1 «Движение по 4 направлениям с привлечением движения языка» (№ 1,с.46)
Упражнение 2. «Инопланетянин» (Предметы для описания) (№ 1, с.70)
Упражнение 3.Графический диктант (№ 2, с.24)
Упражнение 4. .Гимнастика для глаз (Глазами нарисовать 6 треугольников по часовой стрелке, 6 – против часовой стрелки) (№ 4, с.26)
Работа в тетради
Упражнение 5. «Перечень заглавий к рассказу» (№ 3,с.111)
Подведение итогов
Занятие №28
Упражнение 1 «Горизонтальная восьмерка» (№ 1, с.44)
Упражнение 2. «Слово-трансформер» (Из букв заданного слова составить другие слова) (№ 1, с.72)
Упражнение 3.Напиши глазами сегодняшнюю дату (№ 4, с.20)
Работа в тетради
Упражнение 4. «Построение сообщения по алгоритму» (№ 3, с.112)
Подведение итогов
Занятие №29
Упражнение 1.Развитие сенсомоторики (нарисовать одновременно обеими руками любые овощи) (№ 4, с.23)
Упражнение 2. Развитие ассоциативной памяти «Вспомни по описанию» (7-10 слов, записать к каждому по 2 ассоциативных слова) (№ 1, с.73)
Упражнение 3.Гимнастика для глаз (глазами нарисовать 6 горизонтальных восьмерок и 6 вертикальных)(№ 4, с.21)
Работа в тетради
Упражнение 4. «Путаница» (№ 3, с.113)
Упражнение 5. Развитие ассоциативной памяти (попросить вспомнить слова из упражнения 2, ориентируясь на собственные описания и записать) (№ 1, с.73)
Подведение итогов
Занятие №30
Упражнение 1. Развитие межполушарного взаимодействия («Лезгинка») (№ 1, с.29)
Упражнение 2. «Симметричный рисунок» (фигуры, простые рисунки, повторяющиеся элементы) (№ 1, с.46)
Упражнение 3. «Слово-трансформер» (Из букв заданного слова составить другие слова) (№ 1, с.72)
Упражнение 4.Гимнастика для глаз (6 кругов по часовой стрелке, 6 против)(№ 4, с.6)
Работа в тетради
Упражнение 5. «Найди ошибку» (№ 3, с.114)
Подведение итогов
Занятие №31
Упражнение 1. «Движение по 4 направлениям с привлечением движения языка» (№ 1, с.46)
Упражнение 2.«Спрятанное слово» (бланки с буквами) (№ 1, с.68)
Упражнение 3. Нарисуй и опиши (рисунок на листе на заданную тему, 10 минут) (№ 1, с.38)
Упражнение 4.Гимнастика для глаз (нарисовать перевернутые восьмерки глазами)(№ 4, с.6)
Работа в тетради
Упражнение 5. «Найди ошибку» (№ 3, с.114)
Подведение итогов
Занятие №32
Упражнение 1 «Горизонтальная восьмерка» (№ 1, с.44)
Упражнение 2. «Слово-трансформер» (Из букв заданного слова составить другие слова) (№ 1, с.72)
Упражнение 3.Напиши глазами сегодняшнюю дату (№ 4, с.20)
Работа в тетради
Упражнение 4. «Построение сообщения по алгоритму» (№ 3, с.112)
Подведение итогов
Занятие №33
Упражнение 1.Развитие сенсомоторики (нарисовать одновременно обеими руками любые овощи) (№ 4, с.23)
Упражнение 2. Развитие ассоциативной памяти «Вспомни по описанию» (7-10 слов, записать к каждому по 2 ассоциативных слова) (№ 1, с.73)
Упражнение 3.Гимнастика для глаз (глазами нарисовать 6 горизонтальных восьмерок и 6 вертикальных)(№ 4, с.21)
Работа в тетради
Упражнение 4. «Путаница» (№ 3, с.113)
Упражнение 5. Развитие ассоциативной памяти (попросить вспомнить слова из упражнения 2, ориентируясь на собственные описания и записать) (№ 1, с.73)
Подведение итогов
Занятие №34 Диагностика
Определение уровня умственного развития (№6 с.29)
Определение уровня внимания и учебной мотивации (№7, с.57)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 4 класса с нарушенным слухом
Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....
Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.
Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробело...
Рабочая программа . Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения в образовательном процессе.
Аннотация к рабочей программе УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА (тифлопедагога) на 2016-2017 учебный годСопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения в образовательном процессе....
Результаты оценки уровня развития мыслительных процессов обучающихся
Результаты оценки уровня развития мыслительных процессов обучающихся...
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ на занятиях учителя-дефектолога
Данная статья поможет учиителям-дефектологам разработать план занятия с учетом развития обучающихся....
Стендовое сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла «Развитие фонематических процессов у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на коррекционных занятиях по логопедии как фактор повышения качества освоения программ учебных предметов"
В настоящее время проблема возникновения и коррекции нарушений письменной речи у детей является одной из самых актуальных, так как навык грамотной речи расценивается как средство к усвоению базовых уч...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция и развитие познавательных процессов» для обучающихся 4 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата ТМНР (6.4)
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция и развитие познавательных процессов» для обучающихся 4 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата ТМНР (6.4) Рабочая программа пред...