Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.
рабочая программа (1 класс) на тему
Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробелов в развитии детей, тормозящих, осложняющих овладение детьми новыми, более сложными знаниями, умениями и навыками (М.И. Земцова, В.С. Изотова, И.С. Моргулис, Л.И. Плаксина, Л.В. Рудакова, Л.И. Солнцева, С.И. Хорош и др.). В возрасте от 6-ти до 11 лет (по данным нейрофизиологических исследований) зрительная система обладает высокой чувствительностью. Работа по расширению сенсорного опыта детей предотвратит необратимые изменения структуры и функции зрительной системы, т.е., позволит сохранить и развить остаточное или нарушенное зрение у детей с различной степенью тяжести зрительной патологии.
Показано, что основой успешности обучения является накопление детьми предметных представлений в результате конкретного наглядного ознакомления с пространственными признаками и отношениями, а также в непосредственных практических действиях с ними.
Профилактика возможных проблем в освоении ООП НОО, так же является важной частью тифлопедагогического сопровождения.
Нормативная основа разработки программы:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- ФГОС НОО Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
-Приказ Минобрнауки России № 1897 от 17 декабря 2010 г. об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
-Приказ Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, 2-е изд., переработанное, М., Просвещение, 2010г. (Стандарты второго поколения).
-Приказ Минобрнауки РФ от 15.01.2014г. № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования».
-«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (Приказ МОиН № 986 от 04.10.10г., зарегистрирован Минюстом № 19682 от 03 02.11г.)
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049- 13 от 15 мая 2013 года, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26;
- ООП НОО ГБОУ ШКОЛА 1375
-Заключений ПМПКонсилиума;
Основная цель, которую ставит перед собой тифлопедагог начальной школы для детей с нарушением зрения – подготовить учащихся к восприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных уроках, к самостоятельному и активному участию в учебной и повседневной деятельности.
Задачи:
- Максимальная образовательная адаптация ребенка с нарушением зрения в школьной среде, а также обеспечение своевременной помощи учащимся, которые испытывают выраженные трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы.
- а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении;
Охватывает следующие направления: диагностическое, аналитическое, консультативно –просветительское, охрана зрения, тифлопедагогическая работа с уч-ся.
Программа состоит из 3-х частей целевой( цели, принципы построения), содержательной( характеризует содержание работы) и организационной( пути реализации программы).
Обследование тифлопедагог проводит по схемам и методикам, разработанным для изучения школьников со зрительной патологией («Тифлопедагогическое обследование» - в кн.: Психолого-медико-педагогическая консультация / Методические рекомендации, Санкт-Петербург, 1999. – С. 76-82).При проведении обследования тифлопедагог пользуется тестами, диагностическими материалами, отвечающим требованиям, предъявляемым к пособиям, используемым в работе с детьми, имеющими нарушение зрения
Срок реализации программы 1 год. Количество часов для реализации программы -36.
Одно занятие в неделю с подгруппой продолжительность 30 мин.
Используемые учебники, пособия и технологии:
Р.Д. Максютова Программы Специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида для слабовидящих детей. М., «Город» 1999г.
В.З. Денискина Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида для слабовидящих детей. М., «Город» 1999г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида. Природоведение.
Б.К. Тупоногов. М., 1999г.;
Л.И .Плаксина, В.З. Денискина Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида для слабовидящих детей. М., «Город» 1999г.
Мазанова Е.В. М12 Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. — м.: издательство «Гном и Д», 2006. — 88 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа тифлопедагога НОО | 69.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа с углубленным изучением английского языка № 1375»
РАССМОТРЕНО на Методическом совете протокол № ________________ | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ СОШ № 1375 Михарева Н.Б. / ____________/ « »_______________2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА (тифлопедагога)
ГБОУ ШКОЛА № 1375
на 2015-2016 учебный год
Сопровождение обучающихся первых классов
с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.
Составитель программы:
учитель-дефектолог (тифлопедагог): Лезжова О.В.
г. Москва
2015 - 2016 г.
Содержание.
I. Целевой раздел программы
1.Пояснительная записка | 3 |
1.1.Нормативные документы для разработки Программы | 4 |
1.1.1. Принципы и подходы к формированию Программы | 5 |
1.1.2 Основные цели и задачи | 6 |
1.2 Особенности работы тифлопедагога с детьми, имеющими нарушение зрения. | 7 |
II. Содержательный раздел Программы | |
2. Содержание тифлопедагогического сопровождения | 7 |
III. Организационный раздел Программы | |
3. Организация деятельности учителя – дефектолога ( тифлопедагога) | 11 |
3.1. Учебный план | 13 |
3.2. Методическое сопровождение Программы | |
4. Список литературы | 14 |
5. Приложение | 16 |
1.Пояснительная записка
Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробелов в развитии детей, тормозящих, осложняющих овладение детьми новыми, более сложными знаниями, умениями и навыками (М.И. Земцова, В.С. Изотова, И.С. Моргулис, Л.И. Плаксина, Л.В. Рудакова, Л.И. Солнцева, С.И. Хорош и др.). В возрасте от 6-ти до 11 лет (по данным нейрофизиологических исследований) зрительная система обладает высокой чувствительностью. Работа по расширению сенсорного опыта детей предотвратит необратимые изменения структуры и функции зрительной системы, т.е., позволит сохранить и развить остаточное или нарушенное зрение у детей с различной степенью тяжести зрительной патологии.
Показано, что основой успешности обучения является накопление детьми предметных представлений в результате конкретного наглядного ознакомления с пространственными признаками и отношениями, а также в непосредственных практических действиях с ними.
Профилактика возможных проблем в освоении ООП НОО, так же является важной частью тифлопедагогического сопровождения.
1.1.Нормативные документы для разработки Программы
Рабочая программа по сопровождению первоклассников с нарушением зрения разработана на основе:
- Конвенция о правах ребёнка (ратифицированная Верховным Советом Союза ССР от 13 июля 1990 г.);
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- ФГОС НОО -Приказ Минобрнауки России № 1897 от 17 декабря 2010 г. об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
-Приказ Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, 2-е изд., переработанное, М., Просвещение, 2010г. (Стандарты второго поколения).
-Приказ Минобрнауки РФ от 15.01.2014г. № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования».
-«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (Приказ МОиН № 986 от 04.10.10г., зарегистрирован Минюстом № 19682 от 03 02.11г.)
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049- 13 от 15 мая 2013 года, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26;
- ООП НОО ГБОУ ШКОЛА 1375
-Заключение ПМПконсилиума;
- Положения о ППС и др. локальными актами ОУ.
- Принципы и подходы к формированию Программы
В наиболее общем смысле сопровождение характеризуют как помощь ребенку в преодолении возникающих трудностей, встречающихся при организации образовательного процесса, в поиске путей решения, формирования и создания условий для комфортного прохождения уровня начального обучения.
Сопровождение ребенка или группы детей с нарушением зрения в образовательном процессе как одно из направлений деятельности инклюзивного образования, может быть определено как «…система профессиональной деятельности <…>, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия.» (М.Р. Битянова, 1997). Поддержание функционирования ребенка в условиях оптимальной для успешного раскрытия своего личностного потенциала и успешности амплификации образовательных воздействий за счет недопустимости его дизадаптации (М. М.Семаго, 2003).
- Принцип интеграции тифлопедагогических приемов и технологий начального школьного образования.
- Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса тифлопедагогического сопровождения по реализации программы. Обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; активность в данном процессе всех участников образовательного процесса;
- Принцип непрерывности. Гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению;
- Принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников. Предполагает соблюдения интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах обучающегося;
- Принцип преемственности дошкольного уровня образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам с нарушенным зрением безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.
Данный принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию. Способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Кроме того, учет принципа обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся;
- Принцип вариативности. Предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
- Принцип рекомендательного характера оказания помощи. Обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) выбирать формы получения детьми образования, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные)
Работа тифлопедагога с учащимися не может проводиться в отрыве от общеобразовательного и воспитательного процесса, осуществляемого в школе. Комплекс мероприятий сопровождения:
1. Систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.
2. Созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения.
3. Созданием специальных социально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии
детей с ОВЗ (в образовательной парадигме — особыми образовательными потребностями).
В соответствии с этими компонентами процесса сопровождения определяются конкретные формы и содержание работы специалистов со провождения: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса. Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.
В ситуации совместной, фактически междисциплинарной роботы
педагога класса и психолога и тифлопедагога, логопеда содержание анализа наблюдаемых особенностей ребенка должно быть одинаковым.
Ребенок оценивается по восьми показателям:
-Поведение;
-Темповые характеристики деятельности;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Овладение программным материалом;
- Игра и общение со сверстниками;
- Эмоциональные особенности;
- Моторное развитие.
1.1.2 Основные цели и задачи
Основная цель, которую ставит перед собой тифлопедагог начальной школы для детей с нарушением зрения – подготовить учащихся к восприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных уроках, к самостоятельному и активному участию в учебной и повседневной деятельности.
Задачи:
- Максимальная образовательная адаптация ребенка с нарушением зрения в школьной среде, а также обеспечение своевременной помощи учащимся, которые испытывают выраженные трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы
Цель диагностических мероприятий:
- определение уровня актуального развития ребенка, выявление причин и механизмов трудностей в обучении, а также определение мер коррекционного воздействия.
Цель тифлопедагогического сопровождения:
- определение содержания и форм работы;
- а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении;
Задачи:
- нормализация ведущей деятельности;
- сенсорное и сенсомоторное развитие;
- формирование пространственно-временных отношений;
- развитие познавательной деятельности в соответствии с возрастом и программой обучения;
- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала;
- формирование универсальных учебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста;
- формирование и расширение представлений об окружающей действительности;
- развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром;
- формирование школьных компетенций (школьное поведение, навыки учебной деятельности);
- формирование навыков социального взаимодействия.
Цель аналитической работы:
— проведение анализа процесса тифлопедагогического воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и
оценки взаимодействия специалистов
Цель консультативно-просветительской работы:
— обеспечение сотрудничества и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Цель работы по охране зрения:
- повышение функциональной активности анализатора, улучшение состояние основных функций зрения .
- развитие анализа и синтеза сенсорной информации, ее интерпретации и категоризации; развитие мышления, речи, памяти, внимания.
- Особенности работы тифлопедагога с детьми, имеющими нарушение зрения
Успешному осуществлению работы по работе со школьниками с нарушениями зрения способствует знание тифлопедагогом зрительного диагноза ребенка и этапа в его лечебно-восстановительном периоде (ортоптика, плеоптика, стереогнозис), индивидуальных зрительных возможностей (VIS) , уровня развития зрительного восприятия.
Важнейшее средство психолого-педагогической коррекции обучающихся с нарушениями зрения и успешного обучения их в общеобразовательной школе - создание щадящего, охранительного режима в образовательном процессе, в классах охраны зрения .
При миопии и катаракте для восприятия картинок должен использоваться темный фон и даваться контрастное изображение предметов, а для демонстрации пособий при атрофии зрительного нерва рекомендован светлый фон. Учитывая это, тифлопедагог должен иметь в работе двусторонний фланелеграф (мольберт) со светло и темной стороной, а также подставку для соблюдения 45-градусного угла в направлении взора ребенка на картинке.
В тех видах деятельности, где необходимо участие зрения, у детей наблюдается быстрая утомляемость, отвлекаемость. Для снятия утомления, для активизации внимания, работоспособности тифлопедагогу необходимо использовать разгрузочные упражнения с элементами релаксации и глазной гимнастики. У школьников с нарушенным зрением отмечается в разной степени общая моторная недостаточность, а также нарушения координации пальцев кисти руки.
Совершенствовать мелкую моторику можно, выполняя различные задания в тетрадях. Например, рисуя объекты, которые имеют образно-смысловую значимость (обводка по трафаретам и штрихование по образцу и по словесному ориентиру, раскрашивание контурных изображений в заданных параметрах пространственного расположения, рисование по клеточкам различные предметы). Список обучающихся первоклассников в приложении.
II. Содержание программы сопровождения
Тифлопедагогическое сопровождение в начальной школе включает в себя следующие направления:
1.Посещение тифлопедагогом общеобразовательных уроков. Общеобразовательные уроки тифлопедагог посещает с целью изучения того, как учащиеся усваивают программный материал, какие трудности испытывают при этом. Во время занятий с детьми воспитателей во внеурочное время тифлопедагог наблюдает, насколько хорошо дети овладели специальными знаниями, умениями и навыками, сформированными у них на специальных коррекционных занятиях, умеют ли их использовать в самостоятельной деятельности.
2.Выступления тифлопедагога на педагогических советах. Тифлопедагог делает сообщения, в которых раскрывает особенности развития, воспитания и обучения младших школьников с зрительной патологией, знакомит учителей и воспитателей с результатами тифлопедагогического обследования учащихся, показывает динамику их развития и т.п.
3.Индивидуальное консультирование учителей . На этих консультациях рассматриваются трудные случаи воспитания и обучения учащихся младших классов, определяются конкретные пути оказания детям коррекционной помощи.
4.Проведение семинарских занятий. Эти занятия проходят, как правило, в форме вопросов и ответов. Обмена мнениями по обозначенной проблеме, обсуждения опыта работы с учащимися.
5.Пропаганда тифлопедагогических знаний. Тифлопедагог знакомит учителей и воспитателей с новыми исследованиями в области развития, обучения и воспитания учащихся с патологией зрения, с коррекционными программами, методическими разработками и рекомендациями. С этой целью тифлопедагог организует выставки литературы с аннотациями и рекомендациями к использованию; составляет для учителей и воспитателей списки специальной литературы по темам; выставки специальных пособий и дидактического материал, которые также снабжаются аннотациями и рекомендациями по их использованию.
6. Проведение комплексных тифлопедагогических занятий как профилактической, так и коррекционной направленности. На которых тифлопедагог проводит развивающие и коррекционные мероприятии.
7. Последнее направление работы тифлопедагога начальной школы для детей с нарушением зрения – это работа с родителями. Общение тифлопедагога с родителями является необходимой частью его работы и одним из условий успешности взаимодействия тифлопедагога с детьми. Эта работа включает в себя несколько направлений. Одним из них является выступление на общих собраниях родителей, где тифлопедагог знакомит родителей с общими проблемами в воспитании и обучении детей, имеющих нарушение зрения. Рассматриваются вопросы, интересные всем родителям учащихся начальных классов.
Основные направления тифлопедагогического сопровождения в начальной школе для детей с нарушением зрения.
Тифлопедагог в начальной школе осуществляет свою работу по следующим направлениям:
-Тифлопедагогическое обследование учащихся начальной школы.
-Проведение специальных коррекционно- развивающих и профилактических занятий с детьми.
-Участие в методической работе начальной школы.
-Работа с родителями детей, посещающих начальные классы.
Тифлопедагогическое обследование учащихся начальной школы.
Эффективность тифлопедагогического сопровождения первоклассников обусловлена четкими представлениями об индивидуальных особенностях каждого ребенка, о готовности ребенка к познавательной и коммуникативной деятельности, о возможностях коррекции и компенсации зрительного дефекта, которыми ребенок обладает.
Дети с нарушением зрения, поступающие в 1-ый класс, приходят в школу с определенным запасом знаний об окружающем мире, умений и навыков предметно-практических действий, а также пространственной ориентировки. Однако уровни их сформированности у детей различны. Обусловлены они, в первую очередь, условиями дошкольного воспитания детей.
Так, например, дошкольники с косоглазием и амблиопией и часть слабовидящих, как правило, посещают специальные детские сады или УВК (учебно-воспитательные комплексы ясли-сад-начальная школа) для детей с нарушением зрения.
Целенаправленная коррекционная работа, проводимая в этих образовательных учреждениях с детьми, позволят сформировать у них к 7-ми годам необходимые для дальнейшего обучения в школе знания, умения и навыки. Значительная часть детей с косоглазием и амблиопией поступает после успешного лечения зрения в детском саду в массовые школы. Дети, нуждаются в закреплении результатов лечения косоглазия и амблиопии или в его продолжении.
Тифлопедагогическое обследование каждого поступившего в первый класс ребенка проводится в начале, середине и конце учебного года.
Обследование тифлопедагог проводит по схемам и методикам, разработанным для изучения школьников со зрительной патологией «Тифлопедагогическое обследование» - в кн.: Психолого-медико-педагогическая консультация / Методические рекомендации, Санкт-Петербург, 1999. – С. 76-82.
При проведении обследования тифлопедагог пользуется тестами, диагностическими материалами, отвечающим требованиям, предъявляемым к пособиям, используемым в работе с детьми, имеющими нарушение зрения (см. приложение1, 2)
Следующее направление работы тифлопедагога – проведение специальных занятий с детьми. Специфика занятий комплексное проведение.
4.Система тифлопедагогического сопровождения младших школьников, имеющих нарушение зрения.
Развитие зрительного восприятия.
В начальных классах школы для детей с нарушением зрения продолжается специальная коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей, начатая в детском саду. У детей формируют зрительные образы тех объектов, которые изучаются на общеобразовательных уроках.
В ходе занятий совершенствуются способности детей к зрительному выделению, восприятию основных информационных признаков (формы, величины, цвета, яркости, контраста и др.), позволяющих безошибочно опознавать объекты. Младших школьников с нарушением зрения учат опознавать и сравнивать объемные геометрические тела, предметы с их контурными, силуэтными, точечными, черно-белыми и цветными изображениями.
Программой предусмотрена также система игр и упражнений, направленных на совершенствование цветовосприятия, восприятия формы и величины предметов, их расположения и удаленности в пространстве.
Значительное место в коррекционном курсе по развитию зрительного восприятия отводится формированию у детей зрительных образов и представлений об окружающем мире, буквенных и цифровых изображений.
Применяются эти методики в комплексе.
Специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия у школьников с нарушением зрения теснейшим образом связаны с развитием других – несенсорных психических функций (зрительной памяти и зрительного внимания, мышления, мотивации деятельности, интересов, эмоций). Осуществляется не только стимуляция зрительных функций, но и познавательной, творческой деятельности детей.
Ориентировка в пространстве.
Несмотря на некоторую специфичность в постановке задач обучения пространственной ориентировке важнейшей задачей является обучение детей полисенсорному восприятию окружающего пространства и расположенных в нем объектов и умению использовать получаемую информацию в практической ориентировке в пространстве.
В начальных классах школ для детей с нарушением зрения огромное значение имеет работа по развитию зрительно-пространственного восприятия у детей. Тифлопедагог учит детей выделять, сравнивать, анализировать и обобщать окружающие предметы по сходству и различию пространственных признаков, как с помощью нарушенного зрения, так и других анализаторов. Это позволяет слабовидящим учащимся успешно ориентироваться в макропространстве, т.к. находящиеся в нем предметы и объекты в результате подготовительной работы безошибочно узнаются детьми даже на значительном расстоянии.
При обучении пространственной ориентировке младших школьников с диагнозами косоглазие и амблиопия (функциональное слабовидение) большое значение приобретает развитие стереоскопического зрения. В этом смысле весьма эффективны игры и упражнения, требующие оценки детьми глубины пространства, удаленности предметов и объектов, расстояния между ними.
Формирование у учащихся с нарушением зрения начальных классов умений моделировать пространственные отношения, читать схемы пространства, соотносить расположение реальных предметов в пространстве со схемой, а также самостоятельно составлять схемы пространства является важнейшим средством коррекции нарушений зрительно-пространственной ориентировки, (Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина), поэтому обучению детей ориентировке в пространстве с помощью схем отводится значительное место на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога.
Социально-бытовая ориентировка.
Специальные коррекционные занятия тифлопедагога по социально-бытовой ориентировке призваны подготовить учащихся с зрительной патологией к самостоятельной жизни и труду в современном обществе. Для этого необходимо формировать у них знания, умения и навыки, способствующие социальной адаптации. Это, прежде всего, те навыки, которые связаны с организацией ребенком своего поведения и общения с окружающими в различных социально-бытовых ситуациях.
Основными задачами курса по социально-бытовой ориентировке в начальной школе являются следующие:
-познакомить со службами быта, учреждениями и организациями, в которые может возникнуть необходимость обратиться;
-научить детей следить за своим внешним видом, контролировать поведение, самостоятельно вступать в контакт с окружающими в различных бытовых и социальных ситуациях.
- Обогащение знаний и представлений учащихся по изучаемым темам на общеобразовательных занятий;
Следует отметить, что на занятиях по социально-бытовой ориентировке тифлопедагог создает условия для активного использования детьми знаний,
Профилактика проблем усвоения ООП НОО
- своевременное выявление проблем и их устранение.
- формирование у детей алгоритма действий, различные способы их выполнения, учит выполнять их как на предметно-практическом уровне, так и в плане словесной интерпретации.
Результаты тифлопедагогического сопровождения
Личностные результаты:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
- способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
-умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
-способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,
распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы;
- умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнера. формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-формирование учебной компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
-умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимание необходимости их проверки;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Весь содержательный раздел программы тесно связан с тематическим планированием в 1 классах по разным предметам.
III. Организационный раздел программы сопровождения
Перспективный план тифлопедагогического сопровождения младших школьников.
I этап (май-сентябрь). Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом работы на данном этапе должна стать оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического, материально-технической и кадровой базы учреждения.
II этап (октябрь-май). Этап планирования, организации и координации (организационно - исполнительская деятельность). Практическая реализация Программы тифлопедагогического сопровождения. Результатом работы на этом этапе является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно – развивающую направленность, а также процесс специального тифлопедагогического сопровождения обучающихся первоклассников с нарушением зрения и группы риска.
III этап (май – июнь). Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям обучающихся с нарушением зрения.
IV этап (август – сентябрь). Этап регуляции и корректировки (регулятивно – корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушением зрения), корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
С младшими школьниками, имеющими особые трудности в овладении программным материалом, тифлопедагог проводит подгрупповые занятия.
В неделю с учащимися проводится 1 занятие, длительность каждого занятия – 25 – 30 минут - в 1-ом классе.
Схема проведения специальных коррекционных занятий тифлопедагога:
1) закрепление материала предыдущих занятий;
2) преподнесение нового материала;
3) физкультминутка;
4) закрепление нового материала;
5) заключительная часть.
Следует отметить, что в начальных классах школы для детей с нарушением зрения нет необходимости, так, как это осуществляется в детском саду, проводить специальные коррекционные занятия разных видов в полном их объеме. Тифлопедагог начальной школы выявляет учащихся, у которых наиболее страдает тот или иной вид деятельности и проводит с ними соответствующую работу именно в этом направлении.
Специфика организации специальных занятий тифлопедагога в начальной школе состоит в том, что проводить их можно только по окончании уроков. В течение недели каждый ребенок посещает занятие тифлопедагога минимум один раз. Дети разбиты на 4 подгруппы.
Учебный план работы с младшими школьниками
Наблюдение за адаптацией и диагностика | |||||
классы | Время проведения | итого | |||
1ж | сентябрь | 2 | |||
1д | сентябрь | 1 | |||
1и | сентябрь | 1 | |||
1к | сентябрь | 1 | |||
1б | сентябрь | 1 | |||
Помощь в усвоение программного материала, профилактика дисграфии (оптическая, кинестетическая) | |||||
Обязательная коррекционная подготовка осуществляется с обучающимися индивидуально или по группам. На каждое занятие отводится 25-30 минут учебного времени на одного обучающегося или группу (4-6 обучающихся): | |||||
Классы: 1 Ж,Д,Б,К,И | 1кл. | Итого в неделю: | |||
Коррекционно-компенсаторная область | Охрана зрения и развитие зрительного восприятия (ОЗ и РЗВ), Пространственная ориентировка (РПО), дисграфии. | 1 | 1 | ||
Коррекция недостатков усвоения ООП и предметно-практическая деятельность (ППД), Развитие ВПФ. | 1 | 1 | |||
Всего в неделю: | 4 | ||||
Консультативная | Консультирование учащихся, родителей и педагогов | 2- | 2- | ||
Всего: | 6 |
Учебно – тематический план
Раздел | Темы занятий | Соотнесение компонентов в комплексном занятии |
1.Диагностика |
| |
2. В мире цвета | 1. Знакомство с цветом 2. Основные цвета 3. Узнавание цвета 4. Цветовые ряды 5. Игры на сочетание цветов 6. Распознавание изображений школьного курса окружающего мира. Математики, русского языка | 1 1 1 1 1 |
3. Восприятие формы | 1.Знакомство с геометрическими фигурами 2. Чувственное восприятие формы: «Обведи фигуру по контуру», «Узнай на ощупь». 3. Игры на узнавание формы: «Найди похожие фигуры», Из каких фигур рисунок», «Какой формы предмет». | 1 1 1 |
4. Восприятие величины | 1. Восприятие параметра величины: большой - маленький. 2. Восприятие параметра высоты: высокий – низкий. 3. Восприятие параметра длины: а) сравнение предметов; б) упорядочивание; в) измерение; г) игры на восприятие длины. 4. Восприятие параметра ширины: узкий – широкий: а) сравнение; б) упорядочивание; в) измерение. 5. Восприятие параметра толщины: толстый - тонкий. | 1 1 1 1 1 |
5. Восприятие пространства | 1. Я и мое тело. 2. Ориентировка на своем теле. а) лево-право, верх-низ. 3. Восприятие направления: а) влево-вправо, вверх-вниз; б) справа, слева, впереди, позади; в) впереди справа, впереди слева;. г) вверху справа, вверху слева; д) правее, левее, выше, ниже, близко, далеко. е) друг за другом, рядом, около. 4. Посередине, между, у, над, под. 5. Ориентировка в тетради. | 1 1 1 1 |
6. Восприятие количественных соотношений | 1. Один - много, больше - меньше, равно, столько же. | 1 |
7. Восприятие времени
| 1. Части суток. 2. Времена года. 3. Чувство времени. 4. Определение времени по часам. | 1 1 0,5 0,5 |
9. Восприятие целостного предмета | 1. Игра на конструирование предметов и изображений. 2. Игра на узнавание предметов и изображений. | 1 1 |
10. Закрепление программного материала | 1. Упражнения на корректировку усвоения школьного материала по курсам | 1 |
11. Развитие памяти, мышления, внимания | 1. Слухо-речевые упражнения, зрительно-двигательные, соотнесение и различение, анализ изображений, воспроизведение материала воспринимаемого на полисенсорном уровне. 2. Построение логических связей, умозаключений (выводов). 3.Развитие объема воспринимаемого и запоминаемого материала. | 1 |
12. Профилактика дисграфии | 1. На уровне букв, слогов, предложений. | 1 |
12. Диагностика | Динамика развития. 6 | |
Компонентов в занятии | Итого: | 4 компонента в занятии |
Всего занятий в год | Комплексные занятия (форма проведения подгрупповая, время проведения 30 мин.) | 36 |
Календарно-тематическое планирование.
№ занятия | Направления работы (кол-во часов) | дата проведения | |
Раздел | Диагностика, наблюдение (8). | ||
1-4 | Сентябрь-октябрь | ||
1-4 | Апрель-май | ||
Раздел | Адаптационное(2-4) | октябрь | |
1 | Развитие тактильной, зрительной памяти; Развитие фонетического слуха и кинестетической памяти; Стимулирование зрительного анализатора; Развитие графо-моторных навыков, расширение поля зрительного восприятия; Развитие межполушарных связей. | октябрь | |
2 | Развитие тактильной, зрительной памяти; Развитие фонетического слуха и кинестетической памяти; Стимулирование зрительного анализатора; Развитие графо-моторных навыков, расширение поля зрительного восприятия; Развитие межполушарных связей. | ноябрь | |
Раздел (основной) | Профилактика оптической и кинестетической дисграфии. Развитие ВПФ. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Развитие графомоторных навыков (22-26). | Ноябрь-апрель | |
3 | Развитие зрительного гнозиза (буквы и цифры, формы) 1)Развитие буквенного гнозиса: дифференциация расположения элементов букв, изолировано (а-о, и-у). 2) Развитие зрительного анализа и синтеза. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): а) развитие запоминания формы предметов; б) развитие запоминания цвета; в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы). Формирование пространственного восприятия и представлений: дифференциация правых и левых частей предмета; Проработка тетрадей. анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах; | октябрь | |
4 | Развитие зрительного гнозиза (буквы и цифры, формы); Развитие ориентировки на листе в линейку и клетку. Развитие буквенного гнозиса: дифференциация расположения элементов букв, изолировано ( а-о, и-у, ш*). Развитие зрительного анализа и синтеза. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): а) развитие запоминания формы предметов; б) развитие запоминания цвета; в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы). Формирование пространственного восприятия и представлений: линейки-клетки. Развитие графомоторных навыков. Закрепление и уточнение, пройденного материала. | октябрь | |
5 | Развитие буквенного гнозиса: дифференциация расположения элементов букв, изолировано ( а-о, и-у, о-э, и-ы, и-м, и-ш). Развитие зрительного анализа и синтеза. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. Дифференциация гласных букв: а) изолированно (написание); б) в слогах и в словах; в) в словосочетаниях; Формирование пространственного восприятия и представлений: линейки-клетки. Развитие пространственного воображения. Развитие графомоторных навыков( линии , элементы). | октябрь | |
6 | Дифференциация гласных букв сходных по написанию в словосочетаниях, предложениях и тексте(г,п,р). - развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание; - расширение поля зрительного восприятия; - развитие пространственных представлений; - закрепить у детей знания правил орфографии; - устранять у детей кинетические и оптические нарушения; - развитие межполушарных связей, способности к произвольному самоконтролю; - развитие мелкой моторики | октябрь | |
7 | Дифференциация гласных букв сходных по написанию в словосочетаниях, предложениях и тексте». Дифференциация букв и – ш – у - развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание; - расширение поля зрительного восприятия; - развитие пространственных представлений; - закрепить у детей знания о буквах, сходных по начертанию; устранять у детей кинетические и оптические нарушения; - научить дифференцировать буквы и – ш – у изолированно, в слогах и в словах; - учить соотносить букву, звук и символ для его обозначения; - развитие межполушарных связей, способности к произвольному самоконтролю; - развитие мелкой моторики. | ноябрь | |
8 | Дифференциация букв и — ш- щ в словосочетаниях, предложениях и тексте. - закрепить знания детей о буквах и — ш без объяснения щ; - научить детей дифференцировать буквы и - ш в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; - работать с изографами, соотносить букву и символ; - устранить у детей кинетические нарушения; - развивать у детей кинетические представления; - развитие зрительных функций (различение, выделение) - развитие сенсомоторной координации, ориентировка на листе и в клетке. | ноябрь | |
9 | Дифференциация букв б – д, научить детей сравнивать буквы б - д по начертанию, соотносить эти буквы с символами и звуками, дифференцировать буквы изолированно, в слогах и в словах; - развивать у детей оптические представления, слуховое внимание и память, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание. - развивать умение записывать слова под самостоятельную диктовку; - развивать зрительное восприятие; - профилактика кинетических и оптических нарушений; - развитие межполушарных связей, способности к произвольному самоконтролю; - развитие мелкой моторики. | ноябрь | |
10 | Дифференциация букв б - д в словосочетаниях, предложениях и тексте. - закрепить у детей знания о буквах б - д; - научить детей сравнивать буквы по элементам (их количеству и расположению), дифференцировать буквы б - д в словосочетаниях, предложениях и тексте, работать со словами-паронимами; - научить детей грамматическому оформлению предложений; развивать у детей пространственные и кинетические представления. | ноябрь | |
11 | Творческая работа1. Практическое закрепление пройденного материала. Тема: « Буквы рукописного шрифта имеющие оптическое и кинестетическое сходство». Цели: Закрепить зрительное и моторное различение элементов букв. Задачи: - развитие зрительного гнозиса; - закрепление схожих по написанию прописных букв (оптическое и кинестетическое различение); - развитие мелкой моторики; - стимулирование зрительных функций глаза; - развитие межполушарных связей, способности к произвольному самоконтролю; Итог : составление альбома с оптически и кинестетически сходными буквами. | декабрь | |
12 | Дифференциация ранее пройденных гласных и согласных букв, сходных по написанию в словосочетаниях, предложениях и тексте. Дифференциация букв о, а, и, у, ы, э, ш, г, п, р, в, д. - развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание; - расширение поля зрительного восприятия; - закрепление лево-правосторонних пространственных представлений; - закрепить у детей знания о буквах, сходных по начертанию; устранять у детей кинетические и оптические нарушения; -закрепить навык дифференцировать буквы в слогах, словах и предложениях; - закрепить умение на соотнесение буквы, звука. - развитие межполушарных связей, способности к произвольному самоконтролю; - развитие моторной памяти при написании букв. | декабрь | |
13 | Дифференциация букв п - т, П – Т, в словосочетаниях, предложениях и тексте. Профилактика дисграфии (оптической и кинестетической), развитие зрительного восприятия. - развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание; - расширение поля зрительного восприятия; - развитие пространственных представлений; - научить детей дифференцировать буквы п-т, П-Т в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; - закрепить знания о написании букв занятия. - развитие межполушарных связей, способности к произвольному самоконтролю; - развитие мелкой моторики, умение конструировать и реконструировать. | декабрь | |
14 | Дифференциация букв л - м, Л - М. Дифференциация сходных по написанию в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. - познакомить детей с буквами л - м; - научить детей соотносить звук, символ и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях, давать сравнительную характеристику звуков и букв занятия; - уточнить у детей знания об элементах букв занятия; - уточнить и обогатить словарь на изучаемые буквы; развивать у детей умение строить словосочетания, зрительное и слуховое восприятие, кинетические представления, логическое мышление. - Развитие межполушарного взаимодействия. | декабрь | |
15 | Дифференциация букв к-н, К - Н. Дифференциация сходных по написанию в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. - развитие пространственной ориентировки с разными ориентирами; - познакомить детей с буквами занятия; -научить детей дифференцировать буквы занятия, работать с анаграммами; - формировать у детей навыки слогового анализа и синтеза; - способствовать преодолению детьми кинетических нарушений; - развивать у детей логическое мышление, зрительное восприятие. - развивать межполушарные взаимодействие. | январь | |
16 | Дифференциация букв ш - щ, Ш - Щ. - Развитие зрительно-пространственной ориентировки; - познакомить детей с буквами занятия; научить детей сравнивать буквы ш-щ, Ш - Щ, ш - щ, Ш - Щ по начертанию, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах; - развивать у детей зрительное внимание, кинестетические ощущения; - способствовать преодолению кинетических нарушений у детей. - развивать межполушарные связи; - ориентировка во времени . | январь | |
17 | Дифференциация букв н-п, Н-П - Развитие зрительно-пространственной ориентировки; - познакомить детей с буквами занятия; научить детей сравнивать буквы н-п. Н-П по начертанию, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах; - развивать у детей зрительное внимание, кинестетические ощущения; - способствовать преодолению кинетических нарушений у детей. - развивать межполушарные связи; - ориентировка во времени. | февраль | |
18 | Дифференциация букв и-ц, И - Ц. - Развивать зрительно-пространственную ориентировку; - познакомить детей с буквами занятия; научить детей сравнивать буквы и-ц, И-Ц по начертанию, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах; развивать у детей навыки словообразования, звукового анализа, зрительное восприятие; - развивать у детей зрительное внимание, кинестетические ощущения; - способствовать преодолению кинетических нарушений у детей. - развивать межполушарные связи; | февраль | |
19 | Дифференциация букв ц-щ, Ц - Щ. -закрепить временные представления; - познакомить детей с буквами ц - щ; - научить детей соотносить буквы занятия со звуками и символами, сравнивать буквы по написанию в разном шрифте и различной величины; - развивать у детей зрительное восприятие, кинетические представления, логическое мышление; - пополнять словарь детей словами на изучаемые буквы; - развивать межполушарные связи. | Февраль-март | |
20 | Дифференциация букв З-Е. - закрепить знания детей о написании букв Е - 3; научить детей дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах, соотносить буквы занятия со звуками и символами для схематичного их обозначения; - развивать у детей логическое мышление, кинетические, пространственные и зрительно-пространственные представления, зрительное восприятие; - научить детей дифференцировать понятия «правый»-«левый »; - закрепить у детей навыки ориентировки во времени; - развивать межполушарные связи. | март | |
21 | Дифференциация букв с-е. - закрепить знания детей о написании букв с-е; научить детей дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах, соотносить буквы занятия со звуками и символами для схематичного их обозначения; - развивать у детей логическое мышление, кинетические, пространственные и зрительно-пространственные представления, зрительное восприятие; - научить детей дифференцировать понятия «правый» - «левый »; - закрепить у детей навыки ориентировки во времени; - развивать межполушарные связи. | март | |
22 | Тема: Окружающий нас мир, в словах и ощущениях. - продолжить развивать зрительно-пространственную ориентировку; - закрепить умение собирать предложения; - развивать у детей зрительное внимание, кинестетические ощущения; - способствовать преодолению кинетических нарушений у детей; - развивать межполушарные связи; - ориентировать на позитивное отношение к школьному обучению. | март | |
23 | Тема: Закрепление, повторение. - продолжить развивать зрительно-пространственную ориентировку; - закрепить умение собирать предложения; - развивать у детей зрительное внимание, кинестетические ощущения; - способствовать преодолению кинетических нарушений у детей; - развивать межполушарные связи; - ориентировать на позитивное отношение к школьному обучению. | апрель | |
24 | Итоговое комплексное занятие ( творческие задания). - развитие зрительного восприятия, сенсомоторной координации; - развитие воображения. | апрель | |
25 | Повторение по сходным элементам написания (тестирование) | Апрель - май | |
26 | Повторение по сходным элементам написания (тестирование) | Апрель -май | |
итого | 36 часов | Сентябрь-май |
IV. Литература
1. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения // Учебно-методическое пособие.- М.: АПН СССР НИИ Дефектологии, 1990.–58 с.
2. Денискина В.З. Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей /Под ред. Л.И.Солнцевой – М.:ВОС, 1990. – 130 с.
3. Денискина В.З. Особенности ознакомления слепых младших школьников с объемными геометрическими фигурами // Дефектология, 1987, № 5. – С. 43-47.
4.Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения: Методическое пособие. - Верхняя Пышма, 1997.-22 с.
5. Денискина В.З. Формирование специальных знаний, умений и навыков у слепых и слабовидящих учащихся начальных классов на занятиях по социально-бытовой ориентировке // Система непрерывного образования – средство интеграции лиц с нарушением зрения в современное общество: Материалы международной научно-практической конференции незрячих специалистов. – Нижний Новгород, 1999. – С. 13-14.
6. Денискина В.З., Костючек Н.С. Содержание и методы коррекционной работы по развитию осязания // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.И.Солнцевой. – М., 1990. – С. 25-45.
7. Денискина В.З., Плаксина Л.И. Развитие осязания и мелкой моторики // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1У вида. – М.: Просвещение, 1997. – С. 113 – 120.
8. Кульбуш Е.А. Обучение пространственной ориентировке слепых младших школьников. – Л., 1988. – 59 с.
9. Лурье Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками. – М.: Просвещение, 1979. – 103 с.
10. Моргулис И.С. Организация коррекционно-воспитательного процесса в школе слепых. – Киев, 1992. – 94 с.
11. Моргулис И.С. Теоретические основы коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых: Автореф. дис. д-ра пед. наук. – М., 1984. – 31 с.
12. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. – М.: ВОС, 1982. – 116 с.
13.Г.В Никулиной, Л.В. Фомичёвой, Е.В. Замашнюк разработана программа развития зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего школьного возраста, посещающих классы охраны зрения при массовых общеобразовательных школах.
14. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения: Методическое пособие / Под ред. В.А. Феоктистовой. – СПБ,: Образование, 1995. – 130 с.
14.Организация учебных занятий в специальных общеобразовательных школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей (Гигиенические рекомендации).-М., 1978.
15. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции Под ред. Л.И. Солнцевой. – М.: ВОС, 1990. – 127 с.
16. Плаксина Л.И. Некоторые особенности зрительной ориентации детей с нарушением зрения // Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах / Под ред. Л.И. Плаксиной.- Калуга,: Адель, 1998. – С. 3-33.
17.Плаксина Л.И. Реабилитация средствами образования детей с нарушением зрения //В кн.: Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения. – М., 1997.- С.100-105.
18. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционно-педагогической работы в детских садах для детей с нарушением зрения.–М.: Город, 1998 – 105 с.
19.Подколзина Е.Н. Методика формирования умений ориентироваться в пространстве у младших школьников с нарушением
зрения //В кн.: Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах-Калуга, 1998.– С. 78-99.
20.Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения //Дефектология, 2001. №2. С.84-88.
21.Примерное содержание коррекционных занятий в специальной общеобразовательной школе для слабовидящих детей /Под ред. В.П.Ермакова. – М. –1988. – 62 с.
22.Программы и примерные разработки занятий по коррекции недостатков развития познавательной деятельности слабовидящих учащихся 1 – 4 классов /Сост. Т.П.Свиридюк. – Киев, 1989. – 90 с.
23.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1У вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад-начальная школа). – М.: Просвещение, 1997.
24.Семенов Л.А., Солнцева Л.И. Обучение ориентированию в пространстве и мобильности слепых учащихся начальных классов: Учебно-методическое пособие, М., 1991.
25.Слабовидящие дети //Под ред. Ю.А.Кулагина, Н.Г.Морозовой, М.Б.Эйдиновой. – М.: Просвещение3 1967. – 250
26.Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. – М.: Полиграф Сервис, 2000. – 249 с.
27.Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности: Учебно-методическое пособие.-М., 1989.
28.Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические требования к современному уроку. – М., 1999. – 40 с.
29. Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические основы коррекционно-развивающего обучения: Автореф. дис. Д-ра пед. наук.- М.,1996. – 45 с.
30. Уфимцевой Л.П. и Т.А. Грищенко разработана Программа развития зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида.
31.Феоктистова В.А. Совершенствование обучения слепых младших школьников ориентировке в пространстве // Дефектология, 1987, № 4. – С. 60-65.
32. Формирование навыков социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах. – Калуга, Адель, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся с РАС
Рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся с РАС первого и подготовительного класса...
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с нарушением слуха для 1 - 5 классов
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением слуха разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовате...
Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». (для детей с ТМНР) 1-4 класс
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...
Рабочая программа по предмету «Технология» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) 1-4 классов УМК «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа по предмету «Технология» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) 1-4 классов УМК «Начальная школа XXI века»...
Рабочая программа по предмету «Ритмика»» для обучающихся с тяжелым нарушением речи
Рабочая программа по предмету «Ритмика»» для обучающихся с тяжелым нарушением речи...
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 класса (вариант 1)
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обу...
Рабочая программа по речевой практике для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 класса (вариант 1)
Рабочая программа курса «Речевая практика» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся ...