Адаптированная рабочая программа по предмету «Человек»
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему
Целью обучения: формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи программы:
· формирование гигиенических навыков;
· развитие мелкой моторики рук;
· обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;
· формирование навыков культурой еды;
· воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_chelovek.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Человек» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями».
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Целью обучения: формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи программы:
- формирование гигиенических навыков;
- развитие мелкой моторики рук;
- обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;
- формирование навыков культурой еды;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
Место учебного предмета
В соответствии с Федеральным примерным базисным учебным планом и учебным планом образовательной МБОУ «Образовательная школа психолого- педагогической поддержки № 104» предмет «Человек» изучается в1 классе по 3 часа в неделю (99 ч в год).
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Общая характеристика предмета
На уроках «Человек» ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую, элементарную трудовую, конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития представлений и речи детей.
ЛИЧНОСТНЫ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию и отражают умения:
Предметными результатами изучения курса «Человек» является формирование базовых учебных действий (БУД).
Регулятивные БУД:
- проговаривать последовательность действий на уроке за учителем, умение выполнять инструкции педагога.
Познавательные БУД:
- Формирование представлений о своем теле, его строении;
- Соблюдение режима дня;
- Формирование правильно одеваться, раздеваться, содержать свою одежду в порядке
Коммуникативные БУД:
- соблюдать правила поведения дома, в лесу, на воде, за столом.
- слушать и понимать речь других;
Содержание учебного предмета «Человек»
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет».
В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится принимать душ, мыть голову и т.д.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.
Для реализации программы предмета «Человек» материально-техническое обеспечение включает: предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов. По возможности, используются технические средства: компьютер.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Содержание | Количество часов |
1 | Представления о себе. | Идентификация себя как мальчика, девочки. Части тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Части лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста. | 10 |
2 | Гигиена тела. | Горячая и холодная вода. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки. Подстригание ногтей ножницами. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица. Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой. Очищение носового хода. Расчесывание волос. Мытье ушей. Чистка ушей. | 12 |
3 | Обращение с одеждой и обувью. | Предметы одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер, кофта, рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Назначение предметов одежды. Детали предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Обувь: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Виды обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Сезонная обувь (зимняя, летняя, демисезонная). Головные уборы (шапка, шляпа, кепка, панама, платок), сезонные головные уборы. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды. | 28 |
4 | Туалет | Сообщение о желании сходить в туалет. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук. | 6 |
5 | Прием пищи. | Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку. | |
6 | Семья. | Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье. |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Знакомьтесь, это я. | 1 | |
2 | Части тела (голова (волосы, уши, шея, лицо) | 1 | |
3 | Туловище (спина, живот) | 1 | |
4 | Руки (локоть, ладонь, пальцы) | 1 | |
5 | Ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). | 1 | |
6 | Части лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). | 1 | |
7 | Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста. | 1 | |
8 | Режим дня школьника. | ||
9 | Прогулка и ее значение. | ||
10 | Сон и его значение. | ||
11 | Режим питания школьника. | ||
12 | Самые полезные овощи и фрукты. | ||
13 | Игра «В мире фруктов и овощей» | ||
14-16 | Закрепление изученного | 3 | |
17 | Горячая и холодная вода. Смешивание воды до комфортной температуры. | 1 | |
18 | Мытье рук. Вытирание рук полотенцем. | 1 | |
19 | Практическое занятие « Чистота рук- залог здоровья» | 1 | |
20 | Уход за руками. | 1 | |
21 | Мытье лица, последовательность действий. | 1 | |
22 | Гигиена полости рта. | ||
23 | Чистка зубов. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта. | 1 | |
24 | Гигиена носа. | 1 | |
25-26 | Уход за волосами. Расчесывание волос. | 2 | |
27 | Уход за ушами: мытье, чистка . | 1 | |
28 | Просмотр мультфильма К.И. Чуковского « Мойдодыр» | 1 | |
29-31 | Закрепление изученного | 3 | |
32 | Предметы одежды: пальто, куртка | 1 | |
33 | Предметы одежды: плащ, шуба | 1 | |
34 | Шапка, шарф, варежки (перчатки) | 1 | |
35 | Предметы одежды: свитер, кофта, жилет. | 1 | |
36 | Предметы одежды: рубашка, блузка, футболка. | ||
37 | Нижнее белье: майка, трусы, носки, колготки. | ||
38 | Одежда девочек: юбка, платье, сарафан. | 1 | |
39 | Одежда мальчиков: брюки, джинсы, шорты. | 1 | |
40-41 | Назначение предметов одежды. | 2 | |
42-43 | Детали предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки) | 2 | |
44 | Детали предметов одежды: воротник, манжеты. | 1 | |
45 | Обувь: сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, тапки. | 1 | |
46 | Закрепление изученного «Моя одежда» | 1 | |
47 | Ирга «Одежда» | 1 | |
48 | Сезонная обувь (зимняя, летняя). | 1 | |
49 | Головные уборы (шапка, кепка, платок), сезонные головные уборы. | 1 | |
50 | Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий | 1 | |
51-53 | Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). | 3 | |
54-55 | Одевание предметов одежды: кофты, рубашки, блузки. | 2 | |
56-57 | Снятие предмета одежды: кофты, рубашки, блузки. | 2 | |
58-59 | Снятие и обувание обуви: ботинок, сандалий. | 2 | |
60-61 | Контроль своего внешнего вида. | 2 | |
62-63 | Закрепление изученного «Одежда» | 2 | |
64 | Игра «Моя одежда» | 1 | |
65-66 | Правила посещения туалета. | 2 | |
67 | Пользование туалетной бумагой. | 1 | |
68-69 | Соблюдение последовательности действий в туалете мытье рук. | 2 | |
70 | Закрепление изученного | 1 | |
71 | Наливание жидкости в кружку. | 1 | |
72 | Правила питья жидкостей из кружки, стакана. | 1 | |
73 | Практическое занятие «Питье жидкостей» | 1 | |
74-75 | Соблюдение правил этикета за столом. | 2 | |
76-77 | Правильное использование ложки во время еды. | 2 | |
78-79 | Правильное использование вилки во время еды. | 2 | |
80-81 | Использование ножа и вилки во время приема пищи. | 2 | |
82 | Накладывание пищи в тарелку. | 1 | |
83 | Использование салфетки во время приема пищи | 1 | |
84 | Практическое занятие «Мы за столом» | 1 | |
85 | Игра «Мы в гостях» | 1 | |
86 | Моя семья. | 1 | |
87 | Семья: мама, папа, брат, сестра. | 1 | |
88 | Семья: бабушка, дедушка. | 1 | |
89 | Выходные дни в моей семье | 1 | |
90 | Любимые занятия моей семьи | 1 | |
91 | Профессии в моей семье | 1 | |
92 | Безопасность в доме. Электроприборы. | 1 | |
93 | Безопасность в доме. Пожарная безопасность. | 1 | |
94 | Безопасность при общении с животными | 1 | |
95 | Правила поведения в лесу. | 1 | |
96 | Игра «Прогулка в лес» | 1 | |
97 | Правила поведения на воде. | 1 | |
98-99 | Закрепление изученного | 2 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104»
РАССМОТРЕНО на заседании МО «____» ________ 2016 г. | СОГЛАСОВАНО с методическим Советом школы №104 «____» ________ 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы № 104 Загляда И. Г. «____» _________2016 г. |
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Человек»
1И класс
Составитель: учитель начальных классов Тарабыкина О.А
2016- 2017 уч. год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104»
РАССМОТРЕНО на заседании МО «____» ________ 2016 г. | СОГЛАСОВАНО с методическим Советом школы №104 «____» ________ 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы № 104 Загляда И. Г. «____» _________2016 г. |
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Человек»
1И класс
Составитель: учитель начальных классов Тарабыкина О.А
2016- 2017 уч. год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104»
РАССМОТРЕНО на заседании МО «____» ________ 2016 г. | СОГЛАСОВАНО с методическим Советом школы №104 «____» ________ 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы № 104 Загляда И. Г. «____» _________2016 г. |
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Математические представления»
1И класс
Составитель: учитель начальных классов Тарабыкина О.А
2016- 2017 уч. год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104»
РАССМОТРЕНО на заседании МО «____» ________ 2016 г. | СОГЛАСОВАНО с методическим Советом школы №104 «____» ________ 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы № 104 Загляда И. Г. «____» _________2016 г. |
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Математические представления»
1И класс
Составитель: учитель начальных классов Тарабыкина О.А
2016- 2017 уч. год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" для ребенка с РАС ( 2 вариант) 2 класс
Программа разработана для ребенка с тотальным недоразвитием тяжелой степени, отягощенной РАС. 2 класс. Рассчитана на 102 ч....
Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" ( 2 вариант) 2 класс
Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке....
Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека "
Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека "2 класс дя детей с РАС...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для учащихся 4 класса.
Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" адресована для учащегося надомного обучения.Планирование составлено на основе Примерной адаптированной основной общ...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 2 – 4 класса (ФГОС)
Настоящая рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 2 – 4 класса по адаптированной образовательной программе ...
Рабочая программапо предмету "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ), 4 класс
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерал...
Адаптированная рабочая программа предмета окружающий мир 2 класса/
Адаптированная рабочая программа предмета окружающий мир 2 класса является структурным компонентом адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся...