Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека "
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Коледина  Ольга Владимировна

Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека "2 класс дя детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arp_mir_pr_i_chel_2_kl_ras.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняя

общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

(МБОУ Тюменцевская СОШ)

Принята на заседании                                                                                      педагогического совета      

№1 от « 28» августа 2018г.

Утверждаю

Директор школы__________ (Т.Ф.Калужина)

Приказ № 88 от «31» августа 2018г.

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Мир природы и человека»

детей с РАС 2 класс

                                                                                                       

        

                                                                                                                                       

 

Составители: Жулыбина Т.Д.

                                                                                                                               Коледина О.В

Тюменцево, 2018 г                                          

                  1. Пояснительная записка

1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.                                      

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 2класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с примерной адаптированной  основной общеобразовательной программой  начального общего образования обучающихся с расстройствами  аутиcтического спектра (вариант 8.3) на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В.Воронковой (М., «Просвещение», 2013г.).                                                                                                                                                                                           

 1.2.Общие цели учебного предмета.

Целью предмета «Мир природы и человека»  является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

 1.3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы для 2 класса, адаптируем программу на 17 часов  (0,5  часа в неделю).

1.4. УМК                                                                                                                                                                                                                                  

УМК для учителя:1. «Живой мир 2 класс» учебник для СКОУ VIII вида Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова 2012 г.-в 2-х частях

2. «Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1-4 классы/ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2013г.                                                                                                                                            

УМК для учащихся: . 1«Живой мир 2 класс» учебник для СКОУ VIII вида Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова 2012 г.-в 2-х частях

2.Планируемые результаты образования.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.                                                                      Личностные результаты освоения АООП НОО обучающихся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей включают индивидуально-личностные качества, специальные требования к развитию жизненной и социальной компетенции и должны отражать:

1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;

2) развитие мотивации к обучению;

3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;                                                                                                            4) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);

5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;  

 6)развитие положительных свойств и качеств личности;                                                                                                                                                                  7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися с РАС знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.                                                                                                                                                                                                           Мир природы и человека

Минимальный уровень:

иметь представления о назначении объектов изучения;

узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

относить изученные объекты к определенным группам (видо-родовые понятия);

называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);

иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;

знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;

ухаживать за комнатными растениями; подкармливать зимующих птиц;

составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам;

знать отличительные существенные признаки групп объектов;

знать правила гигиены органов чувств;

знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), качественно осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;

проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;

совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм;

выполнять доступные природоохранительные действия;

быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы

Основные направления коррекционной работы.

  1. При утомляемости включать  в социальные формы деятельности.
  2. Не использовать многоступенчатые инструкции, предлагать короткие и четко сформулированные задания.
  3. Дозировать предъявляемую помощь и внешний контроль.
  4. Развитие познавательной активности, формирование игровых интересов.
  5. Коррекция и развитие психомоторной сферы.
  6. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
  7. Формирование и развитие коммуникативных навыков.
  8. В процессе обучения опора на практические действия с реальными предметами или их заместителями,  на возможность производить с ними действия, на  использование рисунков, иллюстраций и других опорных материалов.
  9. Выбор индивидуального темпа обучения
  10. Развитие восприятия и понимания речи.
  11.  Развитие общей и речевой моторики.    
  12.  Развитие представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
  13.  Развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности.
  14.  Формирование двусоставного простого предложения.

3.Содержание учебного предмета, курса.

 Содержание курса «Мир природы и человека» 2 класс

Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.

Примерная тематика

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение

фруктовых деревьев.

Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.

Дом, квартира, домашний адрес.

Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.

Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.

Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).

Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.

Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Овощи и фрукты. Сравнение.

Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.

Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).

Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.

Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения. Домашние и дикие животные. Сравнение.

Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.

Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду. Птицы и насекомые. Сравнение.

Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног. Повторение.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы. Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц

и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных. Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными

 растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.

                    4. Тематическое поурочное планирование

   

№ урока

Название раздела, темы урока

Кол-о часов

Расширение представлений об изменениях в природе осенью.

0,5 ч

Жизнь растений и животных в осенние месяцы.

0,5 ч

«Наша школа». Составление рассказа по плану

0,5 ч

«Пришкольный участок». Составление предложений по картине

0,5 ч

Уточнение и расширение представлений о типах домов и квартир. Подготовка к холодам. «Дом. Квартира»

0,5 ч

Закрепление правил дорожного движения. «Дорога в школу и домой»

0,5 ч

Уточнение и расширение представлений  о составе семьи и их обязанностях. «Семья»

0,5 ч

 Закрепление представлений о составе семьи и родственных отношениях. «Семья, дом»

0,5 ч

Уточнение и расширение представлений о деревьях и их строении. «Деревья: берёза, клён»

0,5 ч

Формирование понятия «овощи» на основе знакомства с особенностями строения и произрастания. «Овощи: морковь, репа, лук»

0,5 ч

Уточнение и расширение понятия «поздняя осень» и представлений о признаках зимы. «Итоги осени. Первые признаки зимы»

0,5 ч

Расширение представлений  о фруктах на основе знакомства с особенностями цитрусовых. «Фрукты: лимон, апельсин»

0,5 ч

Закрепление и уточнение понятия «фрукты», «овощи». «Овощи и фрукты»

0,5 ч

Расширение представлений  об изменениях в природе и их причинах «Сезонные изменения в природе зимой»

0,5 ч

Уточнение и расширение представлений о зимних забавах. «Зима. Зимние забавы детей»

0,5 ч

Зима и её особенности

0,5 ч

Одежда. Виды одежды. Уточнение представлений о видах одежды и способах ухода

0,5 ч

Одежда. Уход за одеждой. Сезонная одежда.

0,5 ч

Обувь. Виды обуви.  Расширение и уточнение представлений об  обуви.

0,5 ч

Сезонная обувь и уход за ней. Формирование умения ухаживать за обувью

0,5 ч

Дикие животные: заяц. Уточнение и расширение представлений о зайце

0,5 ч

Домашние животные: кролик. Расширение представлений о домашних животных

0,5 ч

Дикие и домашние животные

0,5 ч

Комнатные растения: фикус, бегония. Уход за ними.

0,5 ч

Расширение представлений  об изменениях в природе и их причинах «Сезонные изменения в природе весной»

0,5 ч

Раннецветущие растения: медуница, мать- и- мачеха. Закрепление и расширение представлений о приметах весны

0,5 ч

Птицы: ворона. Уточнение и расширение представлений о повадках и привычках птиц

0,5 ч

Птицы: воробей. Уточнение представлений о птицах на основе знакомства с воробьём

0,5 ч

Насекомые: жук. Знакомство с майским жуком

0,5 ч

Насекомые: бабочка. Закрепление представлений о строении и поведении насекомых

0,5 ч

Систематизация знаний о птицах и насекомых, их различие

0,5 ч

Охрана здоровья. Гигиена тела.

0,5 ч

Охрана здоровья. Волосы и их гигиена: стрижка, мытьё, расчесывание

0,5 ч

Охрана здоровья. Кожа и ее гигиена.

0,5 ч

17ч

                     5.Лист внесения изменений и дополнений

п/п

Дата

Характер изменений

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе

Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе реализующегоадаптированную основную общеобразовательную программу образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллект...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для учащихся 4 класса.

Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" адресована для учащегося надомного обучения.Планирование составлено на основе Примерной адаптированной основной общ...

Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...

Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...

Адаптированная рабочая программа по Миру природы и человека

Пояснительная запискаОсновная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.К...

Рабочая программа по миру природы и человека

Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида, В. В. Воронковой 1-4 классы...

Рабочая программа по миру природы и человека

Рабочая программа составлена в соответствии с ФАООП УО и включает авторское КТП (темы распределены с учетом сезонов года)...