Рабочая программапо предмету "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ), 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики», модуль«Основы светской этики» А.И.Шемшуриной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_4_kl._novoe.docx | 72.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ), 4 класс
Модуль: Основы светской этики
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» для 4 класса
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики», модуль, «Основы светской этики» А.И.Шемшуриной (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России».4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2018 г.)
Нормативные документы и методические рекомендации, на основании которых разработана рабочая программа:
- «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изм. и доп., вступ. в силу с 6 октября 2009 г. № 373);
- «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изм. и доп., вступ. в силу с 6 октября 2009 г. № 373);
- Мин. Обр. и Науки РФ. Письмо от 25 мая 2015 г. N 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно - нравственной культуры народов России»;
- Примерные основные образовательные программы начального общего образования (одобрены решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15);
- Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ АО АСШИ № 1;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015г.№ 08-1786“О рабочих программах учебных предметов”
- Базисный учебный план школы.
1.2 Цели и задачи изучения учебного курса ОРКСЭ
Цель учебного курса ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Цели и задачи изучения модуля «Основы светской этики»:
1. Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям.
Технология реализации данной цели возможна в логике осознания воспитанниками нравственных ценностей и ценностной основы собственного Я. Такому осознанию служит диалоговая технология уроков, ориентированных на возрастной и субъектный подходы к воспитанию, стимулирующих приобретение школьниками опыта нравственного поведения, гуманистических отношений, способствующих их эмоциональному благополучию. Главное здесь — создание условий для эмоционального включения детей в процесс урока, их приобщение к нравственным ценностям как субъективно значимым, устойчивым жизненным ориентирам.
2. Достижение нравственных и культурных оснований в ценностных ориентациях и опыте поведения развивающейся личности.
Эта цель может быть реализована через разнообразные методики, активизирующие нравственный потенциал личности с помощью использования ситуаций нравственного выбора, альтернативных суждений, стимулирующих поиск собственных решений.
3. Ориентация развивающейся личности на критерии, интегрирующие сущностные характеристики отношения человека к окружающему миру и людям: гуманность, ответственность, чувство собственного достоинства, самоуважение, основанное на уважении к другим; совестливость, патриотизм.
4. Актуализация нравственного потенциала личности.
Достижение этих целей возможно при использовании индивидуального и дифференцированного подходов к обучению, психолого-педагогического моделирования ситуаций, реализующих нравственные устремления воспитанников, создающих условия успешной самореализации, расширяющих нравственный горизонт личности.
Если период детства протекает у ребёнка в сфере нравственности и культуры, то его дальнейшая жизнедеятельность обретает позитивную и созидательную направленность, он приобщается к моральной основе взаимоотношений с другими людьми, учится действовать на их благо.
Всё вышеизложенное лежит в определении задач курса «Основы светской этики»:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
– развитие и систематизация этических знаний ребёнка;
– формирование логического мышления детей путём развивающего этического диалога как основного метода познания в процессе занятий;
– овладение умениями и навыками диалогического взаимодействия с окружающими;
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ
– развитие интереса к этике и её определяющим жизнь смыслам;
– расширение словарного запаса в процессе освоения этических понятий и определения нравственных качеств;
– развитие речи в процессе построения этического диалога;
– развитие умений нравственного анализа поступков, сопоставлений моральных характеристик, этически выраженных оценок;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
– становление и развитие этической культуры школьников, их ценностных ориентаций;
– формирование нравственно ориентированных взаимоотношений школьников, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому;
– развитие адекватной нравственной самооценки учеников в процессе этических занятий;
– развитие позитивных оценок в построении отношений с
одноклассниками;
– повышение авторитета нравственных норм в поведении учащихся;
– развитие способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях.
Цели и задачи определяют содержание курса, где главное — организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния детей, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность создания ситуации успеха для каждого, условий для этической рефлексии. В данной логике все воспитательные, образовательные и развивающие задачи взаимосвязаны, взаимообусловлены и системно структурированы.
1.3 Общая характеристика учебного курса
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального народа России;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
- Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений.
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
- Патриотизм.
- Социальная солидарность.
- Гражданственность.
- Семья.
- Труд и творчество.
- Наука.
- Традиционные российские религии.
- Искусство и литература.
- Природа.
- Человечество.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры.
2. Основы исламской культуры.
3. Основы буддийской культуры.
4. Основы иудейской культуры.
5. Основы мировых религиозных культур.
6. Основы светской этики.
Один из модулей изучается учащимися с их согласия и по выбору родителей (законных представителей) на основании заявлений. С учетом этого в 4классе разработана данная рабочая программа по шестому модулю «Основы светской этики».
Этот учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. И выбранный обучающимися и их родителями модуль согласуется по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей учащихся.
В учебном плане на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» в 4 классе отведено 34 часа в год из расчета 1 час в неделю (34 учебные недели)
1.4 Планируемые результаты освоения модуля «Основы светской этики»
Личностные результаты:
• формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
• формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
• развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
• развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
• развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
• формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
• овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их
достижения;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
• совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное ис-пользование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
• совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
• знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
• знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
• формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
• развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
• формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться |
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.); – на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества; – излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики; – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. | – развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики; – устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; – акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. |
2.1. Содержание курса
Модуль «Основы светской этики» (А.И. Шемшурина)
Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Введение | 2 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и не сплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). |
Этика – наука о нравственной жизни человека | ||
Этика общения | 4 | |
Добрым жить на белом свете веселей | ||
Правила общения для всех | ||
От добрых правил- добрые слова и поступки | ||
Каждый интересен | ||
Этикет | 4 | |
Премудрости этикета | ||
Красота этикета | ||
Простые школьные и домашние правила этикета. | ||
Чистый ручеёк нашей речи. | ||
Этика человеческих отношений | 4 | |
В развитии добрых чувств - творение души. | ||
Природа – волшебные двери к добру и доверию. | ||
Чувство Родины. | ||
Жизнь протекает среди людей. | ||
Этика отношений в коллективе. | 4 | |
Чтобы быть коллективом | ||
Коллектив начинается с меня. |
| |
Мой класс- мои друзья. Презентации. Проекты. | ||
Ежели душевны вы и к этике не глухи. | ||
Простые нравственные истины | 4 | |
Жизнь священна | ||
Человек рождён для добра. | ||
Милосердие – закон жизни. | ||
Жить во благо себе и другим. | ||
Душа обязана трудиться. | 4 | |
Следовать нравственной установке. | ||
Достойно жить среди людей. | ||
Уметь понять и простить. | ||
Простая этика поступков. | ||
Посеешь поступок – пожнёшь характер. | 4 | |
Общение и источники преодоления обид. | ||
Ростки нравственного опыта поведения. | ||
Доброте сопутствует терпение. | ||
Действия с приставкой «со». | ||
Судьба и Родина едины. | 4 | |
С чего начинается Родина В тебе рождается патриот и гражданин. | ||
Человек – чело века. | ||
Слово, обращённое к себе. | ||
Обобщающий урок по курсу. Творческая мастерская. | ||
Всего часов: | 34 |
3.1 Календарно – тематическое планирование
Содержание программного материала
Название раздела | Количество часов | Практические работы | Творческие работы | Диагностические работы | Проекты | Региональное содержание |
Вводный урок | 2 | 1 | ||||
«Этика общения» | 4 | 2 | 2 | |||
«Этикет» | 4 | 2 | 3 | |||
«Этика человеческих отношений» | 4 | 1 | 4 | 2 | ||
«Этика отношений в коллективе» | 4 | 2 | 3 | 1 | 1 | |
«Простые и нравственные истины» | 4 | 1 | 2 | 1 | 1 | |
«Душа обязана трудиться» | 4 | 1 | 3 | |||
«Посеешь поступок – пожнёшь характер» | 4 | 2 | 3 | |||
«Судьба и Родина едины» | 4 | 2 | 4 | 1 | 1 | 1 |
Всего часов | 34 | 13 | 25 | 2 | 3 | 4 |
№ урока | Дата | Тема урока | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Региональное содержание |
1 четверть - 9 часов | |||||
Часть I Введение (1 час) | |||||
1 | 1.09 | Этика – наука о нравственной жизни человека. (1 ч) | Этика — наука о нравственной жизни человека, о нравственных нормах его поведения в окружающем мире и в отношениях с людьми. Понятие «воспитанность», определяющее культуру поведения человека. Вежливость как основа воспитанности. Древнегреческий мыслитель Аристотель — основатель этической науки. Вековой человеческий опыт о смысловой сущности норм поведения человека. | Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям. Различать хорошие и плохие поступки. | |
Раздел 1. Этика общения (4 ч.) | |||||
2 | 8.09 | Добрым жить на белом свете веселей (1 ч) | Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Понятие «доброта» и его смысловое значение. Взаимосвязь понятий «добро», «доброта». Значение понятия «зло» и его связь с названными понятиями | Вести учебный, социокультурный диалог. Определять понятия добра и зла. Сопоставлять проявления добра и зла. Аргументировать свою точку зрения. Применять полученные знания в жизни. Составлять небольшой текст-рассуждение на темы добра и зла | |
3 | 15.09 | Правила общения для всех (1 ч) | Общение как одна из основных потребностей человека. Главное в общении – стремление к пониманию. Тактичность — важное условие общения. Сопутствующие качества общения (чуткость, деликатность и др.) | Объяснять значение изучаемых понятий. Определять основные характеристики общения. Анализировать особенности общения на основе золотого правила нравственности. Аргументировать свою позицию | |
4 | 22.09 | От добрых правил добрые слова и поступки (1 ч) | Вековой опыт о доброй основе человека. Проявление добра в нашей повседневной жизни. Суть взаимосвязи доброго и злого в человеке. Копилка добрых слов и поступков | Различать проявления добра и зла. Осмысливать с этих позиций своё поведение и поведение окружающих. Осознавать с позиции нравственности свои поступки. Характеризовать примеры добрых правил. Уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков. | |
5 | 29.09 | Каждый интересен (1 ч) | Этические основы правил общения в классе для каждого. Проявление индивидуальной особенности личности. Признаки дружбы и её сохранения | Определять особенности индивидуального проявления окружающих. Находить нужные слова при общении с другими. Осознанно определять значение моральных норм во взаимодействии людей. С пониманием отвечать на учебные вопросы разных типов | |
Раздел 2. Этикет (4 ч) | |||||
6 | 06.10 | Премудрости этикета | Этикет как понятие. Его этическая сущность и содержание. Основные нормы этикета и их смысловые значения. История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность, точность как первооснова этикета. Привлекательность правил этикета | Уметь охарактеризовать правила этикета. Осознанно соблюдать правила этикета. Вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета. С пониманием комментировать иллюстрации правил. Соотносить с ними свое поведение. Обосновывать свою точку зрения | |
7 | 13.10 | Красота этикета (1 ч) | Целесообразность и красота этикета. Основные принципы правил этикета, их разумность. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами | Обозначать сущность понятия «этикет». Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета. Накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать их значение и смысл | |
8 | 20.10 | Простые школьные и домашние правила этикета (1 ч) | Общее и особенное в правилах школьного и домашнего этикета. Суть требований этикета в различных жизненных ситуациях. Отражение правил этикета в пословицах и поговорках | Знать основные правила этикета. Уметь обосновать необходимость соблюдения правил этикета в школе и дома, обозначать их перечень. Осознанно комментировать текст учебника | |
9 | 27.10 | Чистый ручеёк нашей речи (1 ч) | Характеристика и определение понятия «речь», её смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о главном в речи | Осознавать значение понятия «речь». Видеть и выражать многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка». Характеризовать образную выразительность слова. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи. Составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства | |
2 четверть – 7 часов | |||||
Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч) | |||||
10 | 10.11 | В развитии добрых чувств — творение души (1 ч) | Этическая основа понятия «душа», её образные характеристики и определения. Смысловые и эмоциональные основания содержания данного понятия. Сочетание и взаимодействие разума и чувств в состояниях души. Характеристика производного понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души | Объяснять, в чём этическая и эмоциональная основа понятия «душа». Использовать индивидуальные знания по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение» для объяснения данного понятия. Осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность». Соотносить понятия «душа», «духовность» | |
11 | 17.11 | Природа – волшебные двери к добру и доверию (1 ч) | Природа как добрая основа жизни. Эмоциональный личностный смысл этой основы. Значимость природы для человека. Внимание к живой природе, бережное отношение к ней. Природа – книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе | Определять смысловое значение понятия «справедливость». Иллюстрировать примеры значимости природы в жизни человека из личного опыта и опыта других людей. Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания | Кладовая Севера |
12 | 24.11 | Чувство Родины (1 ч) | Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Эмоциональная взаимосвязь человека с Родиной, различие и разнообразие чувств. Индивидуальность и взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностно - смысловое со-держание пословиц о Родине. Суть выражения «судьба и Родина едины». Смысловая характеристика понятия «патриотизм» | Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина». Осознанно определять, что значит быть патриотом. Анализировать текст учебника в соответствии с изучаемыми понятиями. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему родины, патриотизма. Находить в литературе иллюстрации обсуждаемых понятий | «Вот она какая, Дорогая родина моя!» |
13 | 01.12 | Жизнь протекает с людьми (1 ч) | Многообразие видов взаимодействий человека с людьми и его содержательная основа. Осознание себя через общение с людьми и познание людей во взаимодействии с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя – одни из ведущих качественных характеристик человека в его отношениях с другими людьми | Понимать значение понятия «человечности». Осознанно аргументировать влияние взаимодействий с людьми на нравственный рост человека. Расширять знания, дополненные другими учебными предметами, обогащённые личным опытом и опытом людей, в определении изучаемых понятий. Осознанно комментировать текст учебника | |
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4 ч) | |||||
14 | 08.12 | Чтобы быть коллективом (1 ч)
| Смысловое содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива в ситуациях практического взаимодействия. Значение нравственной установки поведения в коллективе | Аргументированно отвечать на вопрос «Что такое коллектив? Анализировать особенности коллектива. Объяснять соотношение понятий «коллектив» и «личность». Приводить примеры взаимодействия коллектива и личности из собственного опыта и материала других предметов | |
15 | 15.12 | Коллектив начинается с меня (1 ч) | Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути развития коллективных отношений. Важные правила для каждого члена коллектива. Самооценка, самоопределение, самовоспитание. Реализация задачи стать единомышленниками | Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба», «уважение». Анализировать возможности улучшения отношений в коллективе. Уметь вырабатывать правила для себя и для других. Аргументированно объяснять, что значит быть единомышленником в коллективе
| |
16 | 22.12 | Мой класс – мои друзья (1 ч) | Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него. Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений к дружеским отношениям. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке | Умение понять состояние другого человека. Разумно, с пониманием реагировать на состояние другого человека. Осознавать значение семьи для человека, общества и государства. Стремиться корректировать своё поведение в процессе преодоления обид | |
3 четверть – 10 часов | |||||
17 | 12.01 | Скажи себе сам (1 ч) | Творческая работа, подводящая итоги изучения предмета в 1-м полугодии. Это может быть сочинение-эссе, проект, совместное мероприятие и т. д
| Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою деятельность. Раскрывать содержание изучаемых понятий. Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Аргументировать свою точку зрения | |
Часть II Введение (1 час) | |||||
18 | 19.01 | Ежели душевны вы и к этике не глухи… (1 ч) | Золотое правило этики, его сущность и содержание. Вежа — знаток правил поведения. Суть простых нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных истинах. Основы восприятия человеком простых нравственных истин. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и особенное в традициях, единое в нравственных нормах отношений к человеку. Сущность и содержание общечеловеческих ценностей | Осознавать значение золотого правила этики. Размышлять о причинах появления золотого правила этики и его применении. Объяснять сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Аргументировать свою точку зрения | |
Раздел 1. Простые нравственные истины (4 ч) | |||||
19 | 26.01 | Жизнь священна (1 ч) | Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна — главная нравственная истина. Отличие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни. Жизнь и человек — основные нравственные ценности. Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни | Понимать значение понятий «смысл», «нравственный закон», «жизнь». Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни человека. Аргументировать свою точку зрения. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи | |
20 | 02.02 | Человек рождён для добра (1 ч) | Благо жизни — в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве, его смысловая направленность. Сказки как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Необходимость отойти от зла и сотворить благо | Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть». Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними. Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему добра и бескорыстия | |
21 | 09.02 | Милосердие — закон жизни (1 ч) | Значимость этических понятий «сочувствие», «сопереживание», «сострадание, «милосердие», «участие». Их взаимосвязь и обоюдная действенность. Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия. Суть противоположности благодарности и неблагодарности. | Объяснять значение понятий «сочувствие» и «со- Осознанно аргументировать роль совести как внутреннего регулятора человеческого поведения. Использовать знания по литературному чтению, примеры из личного опыта и опыта других людей для характеристики действия совести. | |
22 | 16.02 | Жить во благо себе и другим (1 ч) | Конфликтные ситуации и возможности их благоприятного решения. Необходимость нравственно ориентированного выхода из любой ситуации взаимодействия с людьми другой национальности и вероисповедания. Недопустимость осуждения любого человека и недоброжелательности к нему. Тактичность и простые правила справедливости. | Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая возможные способы выхода из неё. Доброжелательно взаимодействовать с людьми любой национальности. Осознанно следовать правилам тактичного поведения. Применять усвоенные знания в общении | «Славные поморы» |
Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 ч) | |||||
23 | 02.03 | Следовать нравственной установке (1 ч) | Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Позиция добра как нравственная установка в действиях человека. Её суть и содержание. Труд и необходимые нравственные усилия души. Дерево мудрости векового опыта как ориентир в нравственных действиях и поступках | Устанавливать связь между намерением и поступком. Осознанно раскрывать суть понятия «нравственная установка». Сопоставлять понятия «нравственная установка», «нравственные усилия». Составлять небольшой текст-рассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в современной жизни». Аргументировать свою точку зрения. | |
24 | 09.03 | Достойно жить среди людей (1 ч) | Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение в свой внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя в собственных действиях. Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное следование нравственным канонам в собственных действиях | Обосновывать значение понятий «достоинство», «бескорыстие», «гуманность». Анализировать свои поступки, чувства, помыслы. Осознавать необходимость соблюдения норм этикета. Совершенствовать умения в области коммуникации. Аргументировать свои рассуждения | |
25 | 16.03 | Уметь понять и простить (1 ч) | Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений. Типичные моменты семейной жизни и достижение гармонии отношений. Как контролировать свои необдуманные порывы. Со- веты векового человеческого опыта | Чётко представлять, что такое понимание, гармония, прощение. Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему. Контролировать свои поступки и высказывания. Соотносить своё поведение с опытом поколений | |
26 | 23.03 | Простая этика поступков (1 ч) | Сущность простой этики поступков. Их основной ориентир — любые наши действия всегда не во вред другим людям. Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В его основе лежит такое понятие как дружелюбие. Закономерность простой этики поступков | Аргументированно объяснять, что означает нравственный выбор. Совершенствовать умения в области общения. Корректировать свои высказывания и поведение с учётом этики поступков. Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии с окружающими | |
4 четверть – 8 часов | |||||
Раздел 3. Посеешь поступок — пожнёшь характер (4 ч) | |||||
27 | 06.04 | Общение и источники преодоления обид (1 ч) | Основные формы общения и возможные источники возникновения обид. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Их общее и особенное. Характеристики общения, при котором возникают обиды, неприятности, плохое настроение, грустное состояние души. Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, отражённые в мире мудрых мыслей, в народной мудрости, помогающие гармоническому общению | Комментировать основное содержание урока и его важнейшие понятия. Отвечать на учебные вопросы. Систематизировать и обобщать полученные знания. Делать выводы. Адекватно использовать полученные знания в практике общения | |
28 | 13.04 | Ростки нравственного опыта поведения (1 ч) | Направленность и содержа- тельные основы душевных усилий каждого на развитие нравственного опыта поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения. Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно вести себя. Параметры данного соответствия. Практические действия сокращения расстояния между «знаю» и «поступаю». Сочетание руководства разума и чувств в формировании привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами | Объяснять понятие «нравственность». Систематизировать и обобщать полученные знания. Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии. Соотносить морально-нравственные проблемы с анализом личного опыта поведения. Аргументировать свои рассуждения | |
29 | 20.04 | Доброте сопутствует терпение (1 ч) | Закономерность сочетания и взаимодействия добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора. Причины и результаты терпеливости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости | Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность». Соотносить свои представления с опытом поведения других людей. Анализировать своё поведение и высказывания. Обобщать полученные знания | |
30 | 27.04 | Действия с приставкой «со» — вместе (1 ч) | Действия с приставкой «со» — вместе. Их содержательная и ценностно-смысловая значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании. Осознание необходимости своего участия и полезность его для другого человека. Равнодушие, зависть как антиподы нравственности. Образ жизни неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности | Систематизировать и обобщать этические знания. Анализировать и сопоставлять факты поведения человека. Находить аналогии. Рассуждать на морально-этические темы. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом | |
Раздел 4. Судьба и Родина едины (4 ч) | |||||
31 | 04.05 | С чего начинается Родина… (1 ч) | Смысловой оттенок чувства Родины. Соотношение понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины начинается с семейного порога и колыбельной песни, она крепнет и расширяется в годы взросления. Ценностно-смысловые оттенки этой связи. Значимость лада в семье. Простые правила его сохранения. Напутствия векового опыта | Соотносить понятия «Родина», «Отечество». Осознанно анализировать изучаемые понятия. Находить аналогии. Вырабатывать умение, рассуждать на морально- этические темы и делать выводы. Осмысливать морально-нравственные проблемы в соотнесении с личным опытом поведения | Северяне – Победе. |
32 | 11.05 | В тебе рождается патриот и гражданин
| Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот – сын Отечества, гражданин – его защитник. Когда взрослеет гражданин, Родине спокойно | Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность». Выделять главное в тексте учебника. Соотносить полученные знания с собственным опытом поведения, уметь анализировать его | |
33 | 18.05 | Человек — чело века (1 ч) Промежуточная аттестация (зачет) | Человек как образ века. Суть современного человека. Главные ценности и смыслы важных качеств человека. | Сравнивать чувство любви к Родине и матери. Выделять общее и различия. Аргументировать свои высказывания. Объяснять, что значит быть защитником Отечества | |
34 | 25.05 | Слово, обращённое к себе (1 ч) | Итоговая творческая работа: сочинение, проект, совместное мероприятие, презентация и т. д. | Обобщать знания, полученные при изучении курса. Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою работу. Подводить её итоги, представлять результаты. Аргументировать свою позицию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»
Доклад на тему: «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»...
Основы религиозных культур и светской этики ОРКСЭ презентация
С нового учебного года вводится новый предмет: ОРКСЗ. По этому поводу очень много возникает вопросов как у родителей, так и у учителей. В данной презентации кратко и лаконично рассказывается об этом у...
«Дорожная карта» введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в МБОУ ГИМНАЗИИ в 2011-2013 гг.
«Дорожная карта» введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)в МБОУ ГИМНАЗИИ в 2011-2013 гг....
Статья. "В помощь родителям учащихся младших классов. Особенности изучения нового культурологического курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классах."
Статья адресована в первую очередь родителям учеников младших классов, которые в 4 классе начинают изучение нового предмета ОРКСЭ - " Основы религиозных культур и светской этики" , так же в статье мож...
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» («ОРКСЭ») Проектная деятельность и ее результаты
Новая предметная область: «Основы духовно нравственной культуры народов России» Возрождение России – это, прежде всего, духовно нравственное воспитание подрастающего поколения, т.е., воспитание б...
Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) и православной культуры
Данный урок предназначен при изучении курса «ОРКСЭ» в 4 классе, модуль «Основы православной культуры» к теме «Икона» после проведенияэкскурсий в храмы Сычевск...
методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), (4 класс) Тема: «Любовь и уважение к Отечеству»
методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)...