Адаптированная рабочая программа предмета окружающий мир 2 класса/
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Марина Александровна Назарова

Адаптированная рабочая программа предмета окружающий мир  2 класса является структурным компонентом адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

 -  Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (редакция от 02.06.2016, с изменениями и дополнениями);

-  Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий мир » для 2 «Б» класса является структурным компонентом адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, разработанной МБОУ «Глуховская школа-интернат №2» на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021, №286;

- Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024г. № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся ФОП НОО, ООО и СОО»

- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (измен. от 01.01.2021) "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

- адаптированной рабочей программой воспитания МБОУ ГШИ №2;

- учебным планом МБОУ «Глуховская школа-интернат №2» на 2024-2025 учебный год;

- федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования.

       Место предмета в учебном плане: на изучение предмета «Окружащий мир »  во 2 классе 67 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели).

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях.– М.: Просвещение, 2024г.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 2 класса начальной школы. В двух частях.  – М.: Просвещение, 2024 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Глуховская школа-интернат №2»  

                                                                                             

142402, Московская область, г. Ногинск, ул. Чапаева, д. 3

Тел./факс: 8(49651) 5-32-63, 8(49651) 5-17-23, 8(49651) 5-76-64

Эл. почта: bgrd_mbou_GSHI@mosreg.ru 

Рассмотрено на ШМО учителей начальных классов

Протокол № 1

от «       » августа 2024г.

Согласовано на педагогическом совете

Протокол № 1

от «     » августа 2024г.

Утверждаю

Директор МБОУ ГШИ №2

_____________ Шрамкова Е.В.

Руководитель ШМО

_______   /Цухт Н.В./

Приказ №

от «      » августа 2024г.

Адаптированная рабочая программа по предмету:

«Окружающий мир»

(ID 4171633)

для 2 «Б» класса

2 часа в неделю (всего 67 часов)

Начальное общее образование

Составитель:

Назарова М.А.  учитель начальных классов

на 2024-2025 уч. год

(срок реализации программы)

                                                                        г. Ногинск

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для  

2 «Б» класса является структурным компонентом адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, разработанной МБОУ «Глуховская школа-интернат №2» на основе следующих нормативно-правовых документов:

-  Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (редакция от 02.06.2016, с изменениями и дополнениями);

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021, №286;

- Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024г. № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся ФОП НОО, ООО и СОО»

- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (измен. от 01.01.2021) "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

- адаптированной рабочей программой воспитания МБОУ ГШИ №2;

- учебным планом МБОУ «Глуховская школа-интернат №2» на 2024-2025 учебный год;

- федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования.

На изучение курса «Окружающий мир» в 2 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю— 68ч.

 Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

  1. Планируемые результаты освоения предмета

 «Окружающий мир» во 2 классе

Личностные результаты:

Обучающиеся получат возможность для формирования следующих УУД:

  • чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
  • сформировать целостный, социально - ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • сформировать представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
  • понимать и принять нормы и правила школьной жизни, внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
  • иметь представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям.

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

У обучающихся будут сформированы следующие УУД:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

Обучающиеся получат возможность для формирования следующих УУД:

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные:

У обучающихся будут сформированы следующие УУД:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях;
  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

Обучающиеся получат возможность для формирования следующих УУД:

  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки.

Коммуникативные:

У обучающихся будут сформированы следующие УУД:

  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.

Обучающиеся получат возможность для формирования следующих УУД:

  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  • высказывать мотивированное суждение по теме урока;
  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие

Предметные результаты изучения предмета

 «Окружающий мир» во 2 классе

Обучающиеся научатся:

  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
  • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
  • различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
  • приводить примеры народов России;
  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;
  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
  • оценивать отношение людей к окружающему миру;
  • различать объекты и явления неживой и живой природы;
  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;
  • ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
  • различать виды транспорта;
  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
  • приводить примеры семейных традиций;
  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • находить связи в природе, между природой и человеком;
  • проводить наблюдения и ставить опыты;
  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
  • ориентироваться на местности разными способами;
  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
  • различать водные объекты, узнавать их по описанию;
  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
  1. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

2 класс

Тема 1. Где мы живём?

Родная страна. Город и село. Природа и предметы, созданные человеком. Природа в опасности!

Тема 2. Природа

Неживая и живая природа. Явления природы.  Что такое погода. В гости к осени. Звёздное небо. Планеты.

Заглянем в кладовые земли. Про воздух...  ...И про воду.

Какие бывают растения. Красота растений.

Какие бывают животные. Красота животных. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные.Комнатные растения. Про кошек и собак. Красная книга. будь природе другом!

Тема 3. Жизнь города и села

Что такое экономика.Из чего что сделано. как построить дом. Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Все профессии важны. В гости к зиме.

Тема 4. Здоровье и безопасность

Строение тела человека. если хочешь быть здоров.: режим дня, как правильно питаться, личная гигиена, измерение температуры тела. Берегись автомобиля! правила безопасного поведения в школе!Пожар! На воде и в лесу. опасные незнакомцы. Домашние опасности.

Тема 5. Общение

Наша дружная семья, семейные традиции. В школе, правила поведения в школе. Ты и твои друзья, безопасность при общении в интернете,  В мире мудрых мыслей. Мы - пассажиры..

Тема 6. Путешествия

Посмотри вокруг: горизонт,  линия горизонта, основные стороны горизонта, их определение по компас.  Глобус- модель земли.

Ориентирование на местности. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги, красота гор.

Водные богатства. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток), красота моря.

В гости к весне: неживая природа весной, живая природа весной.

Россия на карте: путешествие по родной стране, как читать карту.

Путешествие по Москве: достопримечательности Москвы.  Московский Кремль и Красная площадь. Город на Неве: достопримечательности.

Земля на карте. Путешествие по материкам и частям света. Страны мира.

Впереди лето.

7.  Обобщение и повторение.

  1. Коррекционная направленность курса

Данная рабочая программа   разработана для обучающихся 2 класса с задержкой психического развития (по варианту 7.1.), составлена с учётом   специфики коррекционно-развивающего обучения и реализуется на основе примерной программы автора А.А. Плешакова, «Окружающий мир 1- 4 класс»  (УМК  «Школа России»).

Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР, пошаговым предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету

                                     5.Учебно –тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела

Кол. часов

Проверка знаний

Электронный ресурс

Тест

П/р

Экскурсия

  1.

Где мы живём?

        5

     1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4 

  2.

Природа.

20

     1

5

       1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4 

  3.

Жизнь города и села.

7

     1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4 

  4.

Здоровье и безопасность.

8

     1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4 

  5.

Общение.

7

     1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4 

  6.

Путешествия.

14

     1

       1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4 

  7.

Обобщение и повторение

             6

       1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4 

Итого:

         67

       

6

6

          3

6.Календарно-тематическое планирование.

п/п

        Дата

Тема урока

План

Факт

Где мы живём?(5часов)

1.

03.09

Родная страна.

2.

05.09

Город и село.

3.

10.09

Природа и предметы, созданные человеком.

4.

12.09

Природа в опасности!

5.

17.09

Обобщающий урок по теме «Где мы живём?».

 Тест №1.

Природа (20часов)

6.

19.09

Живая и неживая природа.

7.

24.09

Явления природы.

8.

26.09

Что такое погода?

9.

01.10

В гости к осени. Живая природа осенью.

 Экскурсия № 1.

10.

03.10

Звёздное небо .Планеты.

11.

15.10

Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 1

12.

17.10

Про воздух. Красота неба. Практическая работа № 2

13.

22.10

И про воду..Красота воды. ».Практическая работа №3

14.

24.10

Какие бывают растения? Красота растений.

15.

29.10

Какие бывают животные? Красота животных.

16.

31.10

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.

17.

05.11

Дикорастущие и культурные растения.

18.

07.11

Дикие и домашние животные.

19.

12.11

Комнатные растения. Практическая работа 4 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями».

20.

14.11

Про кошек и собак. Практическая работа № 5 .«Отработка приёмов ухода за животными живого уголка».

21.

26.11

Красная книга.

22.

28.11

Будь природе другом!

23.

03.12

Проектные задания: « Красная  книга или Возьмем под защиту»

24

05.12

Странички для любознательных

25

10.12

Обобщающий урок по теме «Природа». Тест №2.

Жизнь города и села( 7 часов)

26.

12.12

Что такое экономика? Из истории денег.

27.

17.12

Что из чего сделано?

28.

19.12

Как построить дом?

29.

24.12

Какой бывает транспорт?

30.

26.12

Все профессии важны.

31.

09.01

 Страничка для любознательных. Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села». Тест №3

Здоровье и безопасность (8 часов)

32.

14.01

Строение тела человека.

33.

16.01

Если хочешь быть здоров.

34.

21.01

Берегись автомобиля! Правила дорожного движения.

35.

23.01

Домашние  опасности.

36.

28.01

Пожар.

37.

30.01

На воде и в лесу.

38.

04.02

Опасные незнакомцы.

39.

06.02

Страничка для любознательных. Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест №4

Общение (7 часов)

40.

11.02

Наша дружная семья.

41.

13.02

В школе.

42.

25.02

Правила вежливости.

43.

27.02

Ты и твои друзья.

44.

04.03

Мы –  пассажиры

45.

06.03

Страничка для любознательных. «Что такое этикет?»

46.

11.03

Обобщающий урок по теме «Общение».  Тест №5.

Путешествия (14часов)

47.

13.03

Посмотрите  вокруг.

48.

18.03

Ориентирование на местности.

49.

20.03

Формы земной поверхности.

50.

25.03

Водные богатства.

51.

27.03

В гости к весне. Живая природа весной. Экскурсия №3.

52.

01.04

Россия на карте. Путешествие по родной стране.

53.

03.04

Путешествие по Москве.

54.

15.04

Московский Кремль и Красная площадь.

55.

17.04

Город на Неве.

56.

22.04

Земля на карте.

57.

24.04

Путешествие по материкам и частям света.

58.

29.04

Страны мира.

59.

06.05

Впереди лето.

60.

13.05

Страничка для любознательных.Обобщающий урок по теме «Путешествия».  Тест №6.

Обобщение и повторение (6 часов)

61.

15.05

Проект « Родной город(село)»

62.

20.05

«Что означает твоё имя?»

63.

22.05

Викторина по профессиям.

64.

27.05

Коллективная работа  «Лесные опасности»

65.

29.05

Проект « Красная книга».

66.

03.06

Впереди лето. Экскурсия №4.

67.

05.06

Рисуем на асфальте.

69.

Повторение пройденного.

70.

Повторение пройденного.

7.Лист корректировки рабочей программы

«Окружающий мир»

(название программы)

учителя Назаровой  М.А.

п/п

Дата

по плану

Тема урока

Дата по факту, способ корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России для детей с овз

адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...

Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" для ребенка с РАС ( 2 вариант) 2 класс

Программа разработана для ребенка с тотальным недоразвитием тяжелой степени, отягощенной РАС. 2 класс. Рассчитана на 102 ч....

Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" ( 2 вариант) 2 класс

Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке....

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа учебного предмета «Живой мир» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможност...