Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 2 – 4 класса (ФГОС)
рабочая программа по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_prirody_i_cheloveka_2-4.docx | 77.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Мир природы и человека»
для 2 – 4 класса (ФГОС)
Составитель: Тоярова Е.В.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 2 – 4 класса по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью разработана на основе:
1.Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
2.Федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП - приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями».
3.Программы по русскому языку для 1-4 классов общеобразовательных учреждений VIII вида: под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2015
Рабочая программа рассчитана во 2 – 3 – 4 классе на 1 ч в неделю, 34 учебных недели.
Для реализации данного планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для 2 – 4 класса «Мир природы и человека».
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Структура документа
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание; планируемые результаты изучения учебного предмета.
Специфика
программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении, специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и содержании материала, в структуре его размещения.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи курса « Мир природы и человека»:
- уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
- сформировать знания учащихся о природе своего края;
- сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
- развитие пространственной ориентации,
- развитие основных мыслительных операций,
- коррекция речи и мышления,
- коррекция фонематического слуха,
- коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,
- обогащение словаря,
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
- словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
- наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
- практический метод (упражнения, практическая работа);
- репродуктивный метод (работа по алгоритму);
- коллективный, индивидуальный;
- творческий метод;
- совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
- рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
- соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
- наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия. Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы и человека» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому большое значение придаётся экскурсиям, позволяющими организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. Кроме того, на уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, слайдовые презентации. Ведущими методами являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность под руководством учителя.
Типы уроков:
1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
2. Урок закрепления знаний.
3. Комбинированный урок.
Последовательность тем в разделе «Сезонные изменения» изменена в соответствии с порядком следования времен года по календарю и климатическими особенностями нашего региона. Темы раздела «Безопасное поведение» включены в другие разделы программы при изучении близких тем в течение всего учебного года.
Выполнение национально-регионального компонента (НРК) будет осуществляться за счёт включения в содержание уроков сведений о жизни и быте народов, проживающих на территории ЯНАО, об особенностях природы и труда людей нашего края. Вышеуказанные сведения планируется включать в содержание бесед, проводимых в процессе работы в соответствии с программным материалом. Промежуточная аттестация в соответствии с Уставом образовательного учреждения не проводится. Используется качественная оценка успешности усвоения учебной программы («усвоил», «не усвоил»), т.е. без отметочная система
Основное содержание предмета
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями
Сезонные изменения
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений)
Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе,
жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году,
начиная с января. Календарь Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина, конец
зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года.
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания
качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег –
дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое,
большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом,
теплая – холодная вода), почвы (сухая – влажная – заморозки).
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян.
Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление
растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры,
наблюдения, Игры детей в разные сезоны года.
Неживая природа
Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным
параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место
в природе, значение.
Живая природа
Растения
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни
человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Значение
растений в природе. Охрана, использование человеком.
Животные
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами
животные. Животные дикие. Звери. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ
жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением,
бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод.
Человек
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе.
Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов,
полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа).
Безопасное поведение
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации
приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход,
правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по
пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:
Предметные результаты
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
иметь представления о назначении объектов изучения; узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; относить изученные объекты к определенным группам (видо-родовые понятия); называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда); иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения; знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни; ухаживать за комнатными растениями; подкармливать зимующих птиц; составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. | иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам; знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать правила гигиены органов чувств; знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач. отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), качественно осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу; проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм; выполнять доступные природоохранительные действия; быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы. |
Формирование базовых учебных действий
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие доступных для понимания ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель − класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видородовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Календарно - тематическое планирование
2 класс
№ | Тема урока. | Содержания | Работа с терминами и понятиями | Коррекционная работа. | Диагностика результатов обучения |
1 четверть – 7 часов | |||||
1 | Долгота дня. Влияние солнца на смену времён года. Сутки. Долгота дня летом. | Правила безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов для практических работ, с инвентарём для уборки класса. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля. Изменения, происходящие в природе в разное время. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. | Словарь в учебнике | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании; воспитание мотивации к учению. | Входной |
2 | НРК «Долгота дня зимой и летом на Севере». Долгота дня зимой. | Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля. Изменения, происходящие в природе в разное время. Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. | Словарь в учебнике | Коррекция эмоционально – интонационной стороны речи. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
3 | Времена года. Экскурсия «Осень. Основные признаки». Практическая работа «Сбор листьев, плодов и семян». | Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки). Сбор листьев, плодов и семян. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие зрительной памяти на основе упражнений в запоминании, мышления – на основе упражнении в установлении логических связей; воспитание эмоциональной адекватности | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
4 | Растения осенью. «Животные осенью». НРК «Животные Ямала». | Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Ознакомление с названиями животных. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие внимания. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
5 | Занятия и одежда людей осенью. Профилактика простуд и вирусных заболеваний. Поведение во время болезни. | Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия). Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие интонационной стороны речи. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
6 | Экскурсия «Зима. Основные признаки». | Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки). Сбор листьев, плодов и семян. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие зрительной памяти, речи. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
7 | Растения и животные зимой. | Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Ознакомление с названиями животных. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
2 четверть – 7 часов | |||||
1 | НРК «Особенности смены времён года на Севере». Занятия людей зимой. | Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие интонационной стороны речи: формирование умения использовать интонацию как средство смыслового оформления фразы. | Входной |
2 | Неживая природа. Вода. Свойство воды. | Правила безопасного использования инструментов для практических работ. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
3 | Вода горячая и холодная. Температура воды. | Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам. Правила безопасного обращения с горячей водой (в кране, в чайнике). | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
4 | Вода в природе. Значение воды. Экскурсия. | Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
5 | Живая природа. Комнатные растения. Части растений. Жизнь растений. | Название. Внешний вид, использование. Значение для жизни человека. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие памяти, мышления на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
6 | Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Растения светолюбивые и тенелюбивые. | Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Бережное отношение к дикорастущим растениям. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в установлении причинно – следственных связей. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
7 | Уход за комнатными растениями. | Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Уход за комнатными растениями. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
3 четверть – 10 часов. | |||||
1 | Огород. Овощи. Овощи в питание человека. | Овощи. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком. | Словарь в учебнике | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | Входной |
2 | Сад. Фрукты. Фрукты в питание человека. | Фрукты. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком. | Словарь в учебнике | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
3 | Уход за растениями сада и огорода. | Фрукты и овощи. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком. | Словарь в учебнике | Коррекция зрительного восприятия, памяти, внимания на основе упражнений в запоминании. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
4 | Животные. Домашние и дикие животные. | Звери. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека. Роль в природе. Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
5 | Кошка и рысь. Породы кошек. | Звери. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека. Роль в природе. | Словарь в учебнике | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
6 | Собака и волк. Породы собак. | Звери. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека. Роль в природе. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в сравнении. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
7 | НРК «Животные нашей местности». | Звери. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека. Роль в природе Севера. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
8 | Рыбы. НРК «Рыба в водоёмах Ямала». | Рыба. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека. Роль в природе. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие интонационной стороны речи. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
9 | Человек. Гигиена тела человека. Органы пищеварения. Практическая работа «Мытьё рук». | Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой). Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы). | Словарь в учебнике | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно – следственных связей и отношений. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
10 | Питание человека. Правила питания человека. Профилактика отравлений. | Профилактика отравлений. Гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Здоровый образ жизни: гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
4 четверть – 9 часов | |||||
1 | Экскурсия «Весна. Основные признаки». | Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки). Сбор листьев, плодов и семян. | Словарь в учебнике | Коррекция вербальной и зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | Входной |
2 | Растения весной. | Жизнь растений в разные сезоны года. Ознакомление с названиями животных. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия, пространственной ориентировки. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
3 | Животные весной. НРК «Животные Ямала». | Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Ознакомление с названиями животных. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в сравнении. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
4 | Занятия людей весной. | Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия). Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями. | Словарь в учебнике | Коррекция образной памяти на основе упражнений в запоминании; | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
5 | Экскурсия «Лето». Основные признаки». | Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки). Сбор листьев, плодов и семян. | Словарь в учебнике | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно – следственных связей и отношений. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
6 | Растения летом. | Жизнь растений в разные сезоны года. Ознакомление с названиями растений Севера. | Словарь в учебнике | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно – следственных связей и отношений. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
7 | Животные летом. | Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Ознакомление с названиями животных. | Словарь в учебнике | Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
8 | Занятия людей летом. НРК «Занятие коренных жителей Ямала». | Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия). Игры детей в разные сезоны года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями. | Словарь в учебнике | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
9 | НРК «Особенности лета на Севере». Правила поведения в лесу, на воде, в грозу. | Безопасное поведение в природе. Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью ко взрослым, к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи. | Словарь в учебнике | Коррекция внимания, общей моторики личности; | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
3 класс
№ | Тема урока. | Виды деятельности | Работа с терминами и понятиями | Коррекционная работа. | Диагностика результатов обучения | |
1 четверть – 7 часов | ||||||
1 | Времена года. Осень. Признаки осени. Растения осенью. | Ведут наблюдение за изменениями в природе по намеченному плану под руководством учителя. Дают ответы. Участвуют в беседе учителя, отвечают на вопросы. Делятся собственными впечатлениями. На уроке составляют короткий рассказ. | Словарь в учебнике | Коррекция устной речи через формирование умения отвечать на вопрос ы учителя, используя слова вопроса. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
2 | Животные и птицы осенью. | Используя имеющиеся знания, принимают участие в беседе. Участвуют в беседе, наблюдают, отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с названиями птиц и животных. Рассматривают части тела, устанавливают сходство и различия. Отгадывают загадки. | Словарь в учебнике | Коррекция общих представлений об окружающем мире. Коррекция устной речи через формирование умения составлять описание по плану. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
3 | Занятия людей осенью. | Работа с раздаточным материалом; составление предложений по опорным картинкам. Участвуют в беседе учителя, отвечают на вопросы. Делятся собственными впечатлениями. | Словарь в учебнике | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения сопоставлять факты, делать простые выводы. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
4 | Зима. Признаки зимы. Растения зимой. | Ведут наблюдение за изменениями в природе по намеченному плану под руководством учителя. Дают ответы. На уроке составляют короткий рассказ. Работа с учебником. | Словарь в учебнике | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения наблюдать, сопоставлять факты, делать простые выводы. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
5 | Животные зимой. | Используя имеющиеся знания, принимают участие в беседе. Участвуют в беседе, наблюдают, отвечают на вопросы учителя. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
6 | Занятия людей зимой. | Составление предложений по опорным картинкам. Участвуют в беседе учителя, отвечают на вопросы. Делятся собственными впечатлениями. | Словарь в учебнике | Коррекция устной речи через формирование понятийного словаря. Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в сравнении, классификации. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
7 | Весна. Признаки весны. Растения весной. | Работа с сюжетными картинками. Ведут наблюдение за изменениями в природе по намеченному плану под руководством учителя. Дают ответы. На уроке составляют короткий рассказ. | Словарь в учебнике | Коррекция устной речи через формирование понятийного словаря. Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в сравнении, классификации. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
2 четверть – 7 часов | ||||||
1 | Животные весной. | Участвуют в беседе, наблюдают, отвечают на вопросы учителя. Рассматривают картинки, выявляют общие признаки, существенные отличия. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие интонационной стороны речи: формирование умения использовать интонацию как средство смыслового оформления фразы. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
2 | Занятия людей весной. | Работа с сюжетными картинками. Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
3 | Лето. Признаки лета. Растения летом. | Ведут наблюдение за изменениями в природе по намеченному плану под руководством учителя. Дают ответы. На уроке составляют короткий рассказ. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
4 | Животные летом. | Участвуют в беседе, наблюдают, отвечают на вопросы учителя. Рассматривают картинки, выявляют общие признаки, существенные отличия. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
5 | Занятия людей летом. | Работа с раздаточным материалом; составление предложений по опорным картинкам. Участвуют в беседе учителя, отвечают на вопросы. Делятся собственными впечатлениями. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие памяти, мышления на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
6 | Неживая природа. Солнце в разные времена года. Восход и закат солнца. | Работа с учебником. Ведут наблюдение за изменениями в природе по намеченному плану под руководством учителя. Дают ответы. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в установлении причинно – следственных связей. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
7 | Календарь. Воздух. Значение воздуха. | Работа с учебником. Ведут наблюдение за изменениями в природе по намеченному плану под руководством учителя. Дают ответы. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
3 четверть – 10 часов. | ||||||
1 | Термометр. Ветер. Направления ветра. | Работа с учебником. Работа в рабочих тетрадях. Участвуют в беседе в процессе наблюдения, привлекают имеющиеся знания. | Словарь в учебнике | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
2 | Живая природа. Растения. Сравнение растений. | Работа в рабочих тетрадях. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Участвуют в беседе в процессе наблюдения, привлекают имеющиеся знания. Отгадывают загадки. | Словарь в учебнике | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
3 | Части растений. Стволы и стебли растений. Листья. Цветы. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Отгадывают загадки. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |||
4 | Растения сада. Лес. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Отгадывают загадки. | Словарь в учебнике | Коррекция зрительного восприятия, памяти, внимания на основе упражнений в запоминании. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
5 | Плоды и семена. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Знакомятся с внешним видом. Составляют описание. Выделяют общие и отличительные признаки. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
6 | Грибы. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с внешним видом. Составляют описание. Выделяют общие и отличительные признаки. Отгадывают загадки. | Словарь в учебнике | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
7 | Травы. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Знакомятся с внешним видом. Составляют описание. Выделяют общие и отличительные признаки. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в сравнении. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
8 | Животные. Дикие животные. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с внешним видом. Составляют описание. Выделяют общие и отличительные признаки. Отгадывают загадки. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
9 | Домашние животные. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с внешним видом. Составляют описание. Выделяют общие и отличительные признаки. Отгадывают загадки. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие интонационной стороны речи. Коррекция устной речи через формирование умения составлять описание по плану. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
10 | Птицы. Перелётные и зимующие птицы. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с внешним видом. Составляют описание. Выделяют общие и отличительные признаки. Отгадывают загадки. | Словарь в учебнике | Коррекция общих представлений об окружающем мире. Коррекция устной речи через формирование умения составлять описание по плану. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
4 четверть – 9 часов | ||||||
1 | Хищные птицы. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с внешним видом. Составляют описание. Выделяют общие и отличительные признаки. Отгадывают загадки. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
2 | Певчие птицы. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с внешним видом. Составляют описание. Выделяют общие и отличительные признаки. Отгадывают загадки. | Словарь в учебнике | Коррекция общих представлений об окружающем мире. Коррекция устной речи через формирование умения составлять описание по плану. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
3 | Человек. Дыхание человека. | Работа с учебником. Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. | Словарь в учебнике | Коррекция вербальной и зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
4 | Профилактика простудных заболеваний. | Работа с сюжетными картинками. Участвуют в беседе в процессе наблюдения, привлекают имеющиеся знания. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия, пространственной ориентировки. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
5 | Кровь. Сердце. Пульс. | Работа с учебником. Работа в рабочих тетрадях. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в сравнении. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
6 | Окружающая среда и здоровье человека. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Участвуют в беседе в процессе наблюдения, привлекают имеющиеся знания. | Словарь в учебнике | Коррекция образной памяти на основе упражнений в запоминании; | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
7 | Питание человека. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Участвуют в беседе в процессе наблюдения, привлекают имеющиеся знания. | Словарь в учебнике | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно – следственных связей и отношений. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
8 | Повторение. | Участвуют в беседе учителя, отвечают на вопросы. Делятся собственными впечатлениями. Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. | Словарь в учебнике | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно – следственных связей и отношений. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
9 | Итоговое занятие. | Участвуют в беседе учителя, отвечают на вопросы. | Словарь в учебнике | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
4 класс
№ | Тема урока. | Виды деятельности | Работа с терминами и понятиями | Коррекционная работа. | Диагностика результатов обучения | ||
1 четверть – 7 часов | |||||||
1 | Времена года. Осень. Признаки осени. Растения осенью. | Ведут наблюдение за изменениями в природе по намеченному плану под руководством учителя. Дают ответы. Участвуют в беседе учителя, отвечают на вопросы. Делятся собственными впечатлениями. На уроке составляют короткий рассказ. | Словарь в учебнике | Коррекция устной речи через формирование умения отвечать на вопрос ы учителя, используя слова вопроса. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
2 | Животные осенью. | Используя имеющиеся знания, принимают участие в беседе. Участвуют в беседе, наблюдают, отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с названиями птиц и животных. Рассматривают части тела, устанавливают сходство и различия. Отгадывают загадки. | Словарь в учебнике | Коррекция общих представлений об окружающем мире. Коррекция устной речи через формирование умения составлять описание по плану. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
3 | Труд людей осенью. | Работа с раздаточным материалом; составление предложений по опорным картинкам. Участвуют в беседе учителя, отвечают на вопросы. Делятся собственными впечатлениями. | Словарь в учебнике | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения сопоставлять факты, делать простые выводы. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
4 | Зима. Признаки зимы. Растения зимой. | Ведут наблюдение за изменениями в природе по намеченному плану под руководством учителя. Дают ответы. На уроке составляют короткий рассказ. Работа с учебником. | Словарь в учебнике | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения наблюдать, сопоставлять факты, делать простые выводы. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
5 | Животные зимой. | Используя имеющиеся знания, принимают участие в беседе. Участвуют в беседе, наблюдают, отвечают на вопросы учителя. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
6 | Труд людей зимой. | Составление предложений по опорным картинкам. Участвуют в беседе учителя, отвечают на вопросы. Делятся собственными впечатлениями. | Словарь в учебнике | Коррекция устной речи через формирование понятийного словаря. Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в сравнении, классификации. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
7 | Весна. Признаки весны. Растения весной. | Работа с сюжетными картинками. Ведут наблюдение за изменениями в природе по намеченному плану под руководством учителя. Дают ответы. На уроке составляют короткий рассказ. | Словарь в учебнике | Коррекция устной речи через формирование понятийного словаря. Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в сравнении, классификации. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
2 четверть – 7 часов | |||||||
1 | Животные весной. | Участвуют в беседе, наблюдают, отвечают на вопросы учителя. Рассматривают картинки, выявляют общие признаки, существенные отличия. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие интонационной стороны речи: формирование умения использовать интонацию как средство смыслового оформления фразы. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
2 | Труд людей весной. | Работа с сюжетными картинками. Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
3 | Лето. Признаки лета. Растения летом. | Ведут наблюдение за изменениями в природе по намеченному плану под руководством учителя. Дают ответы. На уроке составляют короткий рассказ. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
4 | Животные летом. | Участвуют в беседе, наблюдают, отвечают на вопросы учителя. Рассматривают картинки, выявляют общие признаки, существенные отличия. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
5 | Труд людей летом. | Работа с раздаточным материалом; составление предложений по опорным картинкам. Участвуют в беседе учителя, отвечают на вопросы. Делятся собственными впечатлениями. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие памяти, мышления на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
6 | Неживая природа. Почва. | Работа с учебником. Ведут наблюдение за изменениями в природе по намеченному плану под руководством учителя. Дают ответы. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в установлении причинно – следственных связей. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
7 | Рельеф. | Работа с учебником. Ведут наблюдение за изменениями в природе по намеченному плану под руководством учителя. Дают ответы. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
3 четверть – 10 часов. | |||||||
1 | Живая природа. Огород. | Работа с учебником. Работа в рабочих тетрадях. Участвуют в беседе в процессе наблюдения, привлекают имеющиеся знания. | Словарь в учебнике | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
2 | Лес. | Работа в рабочих тетрадях. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Участвуют в беседе в процессе наблюдения, привлекают имеющиеся знания. Отгадывают загадки. | Словарь в учебнике | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
3 | Сад. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Отгадывают загадки. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||||
4 | Растения культурные и дикорастущие. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Отгадывают загадки. | Словарь в учебнике | Коррекция зрительного восприятия, памяти, внимания на основе упражнений в запоминании. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
5 | Лекарственные растения. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Знакомятся с внешним видом. Составляют описание. Выделяют общие и отличительные признаки. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
6 | Парки. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с внешним видом. Составляют описание. Выделяют общие и отличительные признаки. Отгадывают загадки. | Словарь в учебнике | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
7 | Растения поля. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Знакомятся с внешним видом. Составляют описание. Выделяют общие и отличительные признаки. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в сравнении. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
8 | Животные. Домашние животные. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с внешним видом. Составляют описание. Выделяют общие и отличительные признаки. Отгадывают загадки. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
9 | Птицы. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с внешним видом. Составляют описание. Выделяют общие и отличительные признаки. Отгадывают загадки. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие интонационной стороны речи. Коррекция устной речи через формирование умения составлять описание по плану. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
10 | Дикие птицы. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с внешним видом. Составляют описание. Выделяют общие и отличительные признаки. Отгадывают загадки. | Словарь в учебнике | Коррекция общих представлений об окружающем мире. Коррекция устной речи через формирование умения составлять описание по плану. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
4 четверть – 9 часов | |||||||
1 | Домашние птицы. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с внешним видом. Составляют описание. Выделяют общие и отличительные признаки. Отгадывают загадки. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
2 | Насекомые. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с внешним видом. Составляют описание. Выделяют общие и отличительные признаки. Отгадывают загадки. | Словарь в учебнике | Коррекция общих представлений об окружающем мире. Коррекция устной речи через формирование умения составлять описание по плану. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
3 | Человек. Мозг человека. | Работа с учебником. Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. | Словарь в учебнике | Коррекция вербальной и зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
4 | Режим дня. | Работа с сюжетными картинками. Участвуют в беседе в процессе наблюдения, привлекают имеющиеся знания. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия, пространственной ориентировки. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
5 | Охрана природы. | Работа с учебником. Работа в рабочих тетрадях. | Словарь в учебнике | Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в сравнении. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
6 | Безопасное поведение. Правила поведения дома. Правила поведения в школе. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Участвуют в беседе в процессе наблюдения, привлекают имеющиеся знания. | Словарь в учебнике | Коррекция образной памяти на основе упражнений в запоминании; | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
7 | Правила дорожного движения. Дорога. Пешеходный переход. | Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. Участвуют в беседе в процессе наблюдения, привлекают имеющиеся знания. | Словарь в учебнике | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно – следственных связей и отношений. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
8 | Транспорт. Мы – пассажиры. | Участвуют в беседе учителя, отвечают на вопросы. Делятся собственными впечатлениями. Работа в рабочих тетрадях. Работа с сюжетными картинками. | Словарь в учебнике | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно – следственных связей и отношений. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
9 | Итоговое занятие. | Участвуют в беседе учителя, отвечают на вопросы. | Словарь в учебнике | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
Литература:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2016.
- Мир природы и человека. Учебник – 2 класс, 3 класс, 4 класс (1 – 2 часть) Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова для ФГОС ОВЗ VIII вид М.: «Просвещение», 2017- 2018-2019
- Рабочая тетрадь «Мир природы и человека» 2 – 3 – 4 класс Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, М.: «Просвещение» 2017-2018-2019. В 2 частях.
- Мир природы и человека. Методические рекомендации 1 – 4 класс. Пособие для учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида ФГОС ОВЗ Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, М.: «Просвещение» 2016
Приложение 1
Система оценки:
0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла – преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнить действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла – способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации
№ | Учебный раздел | Планируемый результат | Ступени начального обучения | ||||
0 класс (подготовительный) | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
1 | Аудирование | Выполнение одночленной инструкции | |||||
Выполнение двучленной инструкции | |||||||
Слушание | |||||||
Запоминание | |||||||
Воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога) | |||||||
Умение подобрать картинку к предложению | |||||||
Слушание сказок, рассказов в устном изложении учителя | |||||||
2 | Дикция и выразительность речи | Заучивание чистоговорок с голоса учителя | |||||
Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений | |||||||
Различение громкой и тихой речи | |||||||
Выбор и использование правильной силы голоса | |||||||
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов, слов | |||||||
Разучивание стихотворений | |||||||
Использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях | |||||||
Соотнесение выражений лица с символическим рисунком | |||||||
3 | Подготовка речевой ситуации и организации высказывания | Называние предметов и действий с ними | |||||
Характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу | |||||||
Составление предложений по вопросам учителя | |||||||
Сравнение двух предметов по заданному признаку | |||||||
Внятное выражение просьбы и желания | |||||||
Участие в ролевой игре | |||||||
4 | Культура общения | Соблюдение правил этикета при встрече и прощании | |||||
Употребление «вежливых» слов | |||||||
Умеет назвать своё имя и фамилию | |||||||
Умеет назвать И.О. ближайших родственников | |||||||
Умеет назвать И.О. учителей, воспитателей | |||||||
Освоение программы | Минимальный уровень | ||||||
Достаточный уровень |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ.
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа).
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс.
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, по предмету "Мир природы и человека" (2 класс)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. ...
Рабочая программа и КТП по учебному предмету " Мир природы и человека" 2 класс ФГОС для УО
Рабочая программа по учебному предмету « Мир природы и человека» ( вариант 1, вариант 8.3)образовательной области «Окружающий мир» составлена н...
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» 2 класс ФГОС ОВЗ.
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» 2 класс ФГОС ОВЗ....