Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир»
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему
Цель предмета: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи предмета: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_sotsialnyy_mir.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями».
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель предмета: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи предмета: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Место учебного предмета
В соответствии с Федеральным примерным базисным учебным планом и учебным планом образовательной МБОУ «Образовательная школа психолого- педагогической поддержки № 104» предмет «Окружающий социальный мир» изучается в1 классе по 1 часу в неделю (33 ч в год).
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи»
Общая характеристика предмета
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания.
ЛИЧНОСТНЫ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к
обучению и познанию и отражают умения:
Предметными результатами изучения курса «окружающий природный мир» является формирование базовых учебных действий (БУД).
Регулятивные БУД:
- проговаривать последовательность действий на уроке за учителем, умение выполнять инструкции педагога.
Познавательные БУД:
-формирование представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте;
-умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;
- иметь представления о деятельности и профессиях людей.
Коммуникативные БУД:
- безопасное поведение дома, во дворе, на улице, на транспорте.
- слушать и понимать речь других;
Содержание учебного предмета «Окружающий социальный мир»
Раздел «Школа»
Школа, правила поведения в школе. Школьные принадлежности: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования.
Раздел: « Квартира, дом, двор»
Типы домов (одноэтажный (многоэтажный) каменный (деревянный), городской (сельский, дачный), части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, потолок. Помещения квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Правила поведения в доме и квартире, дворе. Аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет).
Раздел «Предметы быта»
Электробытовые приборы (телевизор, утюг, обогреватель, микроволновая печь электрический чайник). Соблюдение правил техники безопасности при пользовании электробытовыми приборами. Предметы мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать). Предметы посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник). Предметы интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза).
Раздел «Продукты питания»
Напитки (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот). Молочные продукты (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое). Мясные продукты, готовые к употреблению (колбаса, ветчина). Рыбные продукты, готовые к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая). Мучные изделия, готовые к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари. Кондитерские изделия (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).
Раздел «Предметы и материалы, изготовленные человеком»
Бумага, ее свойства (рвется, мнется, намокает), предметы из бумаги. Деревья, предметы, изготовленные из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.) Стекло, предметов, изготовленные из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.).
Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся). Предметы, изготовленные из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё).
Раздел «Город»
Название города, улиц, проспектов. Назначение зданий: кафе, больница, магазин, театр, цирк,
Разнообразие профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, ). Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице.
Раздел «Транспорт»
Наземный транспорт (рельсовый, безрельсовый), его назначение. Узнавание воздушного транспорта, его назначения. Профессии людей, работающих на транспорте. Узнавание специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте.
Раздел «Традиции, обычаи»
Традиции и атрибуты праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, 23 февраля). Школьные традиции.
Раздел «Страна»
Знание названия государства, в котором мы живем, государственная символика (герб, флаг, гимн, президент РФ.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Содержание | Количество часов |
1 | Школа | Школа, правила поведения в школе. Школьные принадлежности: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. | 2 |
2 | Квартира, дом, двор | Типы домов (одноэтажный (многоэтажный) каменный (деревянный), городской (сельский, дачный), части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, потолок. Помещения квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Правила поведения в доме и квартире, дворе. Аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет). | 4 |
3 | Предметы быта | Электробытовые приборы (телевизор, утюг, обогреватель, микроволновая печь электрический чайник). Соблюдение правил техники безопасности при пользовании электробытовыми приборами. Предметы мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать). Предметы посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник). Предметы интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза). | 5 |
4 | Продукты питания | Напитки (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот). Молочные продукты (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое). Мясные продукты, готовые к употреблению (колбаса, ветчина). Рыбные продукты, готовые к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая). Мучные изделия, готовые к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари. Кондитерские изделия (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). | 6 |
5 | Предметы и материалы, изготовленные человеком | Бумага, ее свойства (рвется, мнется, намокает), предметы из бумаги. Деревья, предметы, изготовленные из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.) Стекло, предметов, изготовленные из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся). Предметы, изготовленные из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё). | 4 |
6 | Город | Название города, улиц, проспектов. Назначение зданий: кафе, больница, магазин, театр, цирк, Разнообразие профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, ). Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. | 3 |
7 | Транспорт | Наземный транспорт (рельсовый, безрельсовый), его назначение. Узнавание воздушного транспорта, его назначения. Профессии людей, работающих на транспорте. Узнавание специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. | 5 |
8 | Традиции, обычаи | Традиции и атрибуты праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, 23 февраля). Школьные традиции. | 2 |
9 | Страна | Знание названия государства, в котором мы живем, государственная символика (герб, флаг, гимн, президент РФ. | 3 |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Школа, правила поведения в школе. | 1 | |
2 | Школьные принадлежности: ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, фломастер. | 1 | |
3 | Типы домов (одноэтажный (многоэтажный) каменный (деревянный), городской (сельский, дачный), части дома. | 1 | |
4 | Помещения квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, балкон). | 1 | |
5 | Аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет). | 1 | |
6 | Правила поведения в доме и квартире, дворе. | 1 | |
7 | Электробытовые приборы (телевизор, утюг, микроволновая печь электрический чайник). | 1 | |
8 | Соблюдение правил техники безопасности при пользовании электробытовыми приборами. | 1 | |
9 | Предметы мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать). | 1 | |
10 | Предметы посуды (тарелка, стакан, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник). | 1 | |
11 | Предметы интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза). | 1 | |
12 | Напитки (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот). | 1 | |
13 | Молочные продукты (молоко, йогурт, творог, сметана, масло, мороженое). | 1 | |
14 | Мясные продукты, готовые к употреблению (колбаса, ветчина). | 1 | |
15 | Рыбные продукты: крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая. | 1 | |
16 | Мучные и кондитерские изделия: хлеб, батон, торт, конфеты | 1 | |
17 | Бумага, ее свойства, предметы из бумаги. | 1 | |
18 | Деревья, предметы, изготовленные из дерева (стол, полка, деревянные игрушки) | 1 | |
19 | Стекло, предметы из стекла (ваза, стакан, очки ). | 1 | |
20 | Свойства ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся). Предметы, из ткани (одежда, штора, постельное бельё). | 1 | |
21 | Название города, улиц, проспектов. Назначение зданий: кафе, больница, магазин, театр, цирк. | 1 | |
22 | Разнообразие профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон). | 1 | |
23 | Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил перехода улицы. | 1 | |
24 | Наземный транспорт (рельсовый, безрельсовый), его назначение. | 1 | |
25 | Воздушный транспорт, его назначение. | 1 | |
26 | Профессии людей, работающих на транспорте. | 1 | |
27 | Специальный транспорт (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). | 1 | |
28 | Профессии людей, работающих на специальном транспорте. | 1 | |
29 | Традиции и атрибуты праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, 23 февраля). | 1 | |
30 | Школьные праздники и традиции. | 1 | |
31 | Знание названия государства, в котором мы живем, государственная символика (герб, флаг, гимн, президент РФ) | 1 | |
32 | Города России. | 1 | |
33 | Закрепление изученного. | 1 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104»
РАССМОТРЕНО на заседании МО «____» ________ 2016 г. | СОГЛАСОВАНО с методическим Советом школы №104 «____» ________ 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы № 104 Загляда И. Г. «____» _________2016 г. |
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Окружающий социальный мир»
1И класс
Составитель: учитель начальных классов Тарабыкина О.А
2016- 2017 уч. год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104»
РАССМОТРЕНО на заседании МО «____» ________ 2016 г. | СОГЛАСОВАНО с методическим Советом школы №104 «____» ________ 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы № 104 Загляда И. Г. «____» _________2016 г. |
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Окружающий социальный мир»
1И класс
Составитель: учитель начальных классов Тарабыкина О.А
2016- 2017 уч. год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спе...
Рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Окружающий социальный мир» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Предметные результаты:Учащиеся должны знать:- использовать простейших эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе.- иметь представления об окружающих людях: овладение первоначальными...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс
Адаптированнаярабочая программа по учебному предмету«Окружающий социальный мир»для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету Окружающий социальный мир для ученика 2 класса обучающегося с ОВЗ по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройст...
Адаптированная образовательная программа по индивидуальному плану по предмету "Окружающий социальный мир"
Адаптированная образовательная программа по индивидуальному плану по предмету "Окружающий социальный мир" предназначена для обучающихся с с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...
Адаптированная рабочая программа предмета окружающий мир 2 класса/
Адаптированная рабочая программа предмета окружающий мир 2 класса является структурным компонентом адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся...