Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
рабочая программа (3 класс) на тему

Клюева Татьяна Юрьевна

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями зрения (АООП НОО УО) Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_sotsialnyy_mir.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий социальный мир

Основа АОП:

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями зрения (АООП НОО УО) Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения

Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.

Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).

Общая характеристика учебного предмета:

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Целью обучения по предмету «Окружающий социальный мир» является формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Основные задачи: формирование представлений о явлениях социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения). Формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Программа по предмету «Окружающий социальный мир» включает разделы: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

Темы уроков по предмету «Окружающий социальный мир» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Домоводство», «Речь и альтернативная коммуникация», «Изобразительная деятельность», «ручной труд», «Человек», а также в логопедической и психокоррекционной работе.


ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

на 2017\18 учебный год

1 четверть – 8 занятий

N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

1,2

Диагностика.

2

Представление о себе как о школьнице, третьекласснице.

3

Школа. Помещения школы: класс, коридор

1

Изучение нового материала

Экскурсия по школе (с учетом возможностей здоровья).

4

Школа. Школьные принадлежности.

1

Изучение нового материала

Обследование пальцами рук кисточки для рисования, красок, пластилина, знакомство с их функциональным назначением и свойствами. Поиск глазами на столе школьных принадлежностей. Работа с художественными изображениями школьных принадлежностей. Слушание детских песенок про школу. Чтение сказки.

5

Предметы быта. Посуда.

1

Комбинированный

Обследование пальцами рук и глазами тарелки и кружки, знакомство с их функциональным назначением и свойствами. Ученик обследует пальцами рук кружки пластмассовые и стеклянные. Работа с художественными изображениями тарелки и кружки. Ролевая игра «Накорми куклу». Чтение детских стихотворений про посуду.

6

Предметы быта. Столовые приборы.

1

Комбинированный

Обследование пальцами рук и глазами ложки и ножа (пластикового), знакомство с их функциональным назначением и свойствами. Ученик обследует пальцами рук ложки деревянные и алюминиевые. Работа с художественными изображениями ложки и ножа. Игра «Возьми ложку», «Возьми нож». Чтение детских стихотворений про столовые приборы.

7

Предметы быта. Разделочная доска.

1

Изучение нового материала

Понятие: разделочная доска. Обследуем пальцами рук разделочную доску, рассматриваем ее глазами. Назначение разделочной доски. Упражнение «Дай разделочную доску», «Возьми разделочную доску».

8

Резервный урок

1

        

II четверть – 8 занятий

N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

1

Квартира, дом, двор. Помещения квартиры. Прихожая (коридор), кухня.

1

Изучение нового материала

Экскурсия по квартире (с учетом возможностей здоровья). Ученик находит на кухне посуду и столовые приборы. Работа с художественными изображениями мебели для прихожей и кухни. Ученик, находясь на кухне, прислушивается к шуму бытовой техники, принюхивается к запахам. Чтение фрагмента сказки «Три медведя» (про столовую).

2

Предметы и материалы, изготовленные человеком. Бумага. Знакомство с туалетной бумагой.

1

Изучение нового материала

Понятие: бумага, туалетная бумага. Обследование пальцами рук бумаги, знакомство с ее свойствами: мнется, рвется. Ученик пробует зафиксировать взгляд на бумаге. Обследование пальцами рук туалетной бумаги, знакомство с ее функциональным назначением, свойствами. Игра «Дай рулон туалетной бумаги». Упражнение «Оторви туалетную бумагу».

3

Квартира, дом, двор. Помещения квартиры. Ванная комната, санузел (туалет).

1

Изучение нового материала

Экскурсия по квартире (с учетом возможностей здоровья). Работа с художественными изображениями мебели для ванной комнаты и санузла. Ученик, находясь в ванной, прислушивается к звуку воды, идущей из крана с разным напором, трогает воду холодную и горячую. Чтение фрагмента сказки «Мойдодыр».

4

Предметы и материалы, изготовленные человеком. Предметы, изготовленные бумаги. Знакомство с книгой.

1

Изучение нового материала

Понятие: бумага. Обследование пальцами рук бумаги, знакомство с ее свойствами: мнется, рвется, мягкая, твердая. Ученик обследует мягкий лист бумаги и лист картона. Ученик обследует пальцами рук книгу. Ученик при помощи учителя открывает книгу, перелистывает страницы.

5

Предметы быта. Мебель.

1

Комбинированный

Понятие: стол, стул, шкаф, кровать. Ученик обследует пальцами рук игрушечные модели стола, стула, шкафа, кровати, знакомство с их функциональным назначением. Работа с художественным изображением мебели. Сопоставление художественного изображения и игрушечной модели реального предмета мебели. Игра «Найди шкаф», «Найди стул», «Найди стол», «Найди кровать». Чтение сказки.

6

Квартира, дом, двор. Помещения квартиры. Комната: спальная, детская. Балкон.

1

Изучение нового материала

Экскурсия по квартире (с учетом возможностей здоровья). Работа с художественными изображениями мебели для спальни и детской комнаты. Ученик, находясь на балконе, прислушивается к шуму улицы, ощущает холод улицы, принюхивается к запахам. Чтение фрагмента сказки «Три медведя» (про спальню).

7

Традиции, обычаи. Праздник Новый год.

1

Комбинированный

Понятие: праздник, Новый год, ель. Ученик обследует пальцами рук ветку ели, определяет ее по запаху, рассматривает ее. Работа с художественными изображениями символов Нового года: ель, мандарины. Ученик обследует пальцами рук новогодние игрушки, рассматривает их, выделяет среди них игрушки шарообразной формы. Ученик с помощью учителя украшает ветку ели елочными игрушками.

8

Резервный урок.

1

III четверть – 10 занятий

N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

1

Город. Знакомство с профессиями: дворник, повар.

1

Изучение нового материала

Ученик смотрит фрагмент мультфильма, в котором рассказывается про профессии. Работа с художественными изображениями профессий. Ученик играет в ролевые игры, отображающие профессиональную деятельность: повар, дворник. Слушание детских песенок.

2

Город. Знакомство с профессиями: врач, пожарный.

1

Изучение нового материала

Ученик смотрит фрагмент мультфильма, в котором рассказывается про профессии. Работа с художественными изображениями профессий. Ученик играет в ролевые игры, отображающие профессиональную деятельность: врач, пожарный. Слушание детских песенок.

3

Предметы быта. Посуда для приготовления пищи: кастрюля.

1

Изучение новых знаний

Обследование пальцами рук кастрюли, рассматривание ее глазами. Работа с художественным изображением. Игра «Закрой кастрюлю крышкой». Ученик пробует выбрать кастрюлю по словесному названию и по предъявлению карточки с художественным изображением. Игра «Переставь кастрюлю». Свойства материала из которого изготовлена кастрюля. Знакомство с назначением кастрюли.

4

Предметы быта. Посуда для приготовления пищи: сковорода.

1

Изучение новых знаний

Обследование пальцами рук сковороды, рассматривание ее глазами. Работа с художественным изображением. Ученик пробует выбрать сковороду по словесному названию и по предъявлению карточки с художественным изображением. Игра «Переставь сковороду». Свойства материала из которого изготовлена сковорода. Знакомство с назначением сковороды. Упражнение «Большая и маленькая сковорода».

5

Обращение с кухонным инвентарем. Посуда для приготовления пищи: кастрюля, сковорода

1

Комбинированный

Работа с художественными изображениями кастрюли и сковороды. Различение кастрюли и сковороды. Уточнение назначения кастрюли и сковороды. Ученик пробует с помощью учителя поднимать кастрюля двумя руками, а сковородку держать за ручку.

6

Традиции, обычаи. Праздник Масленица.

1

Комбинированный

Понятие: блины. Слушание детского рассказа о Масленице. Ученик обследует пальцами рук испеченный блин, рассматривает глазами, пробует его на вкус. Игра «Испеки блины». Упражнение «Сверни блин».

7

Традиции, обычаи. Международный женский день.

1

Комбинированный

Я-девочка. Ученик обследует пальцами рук несколько видов цветов, рассматривает их, сравнивает их по запаху. Ученик совместно с учителем составляет букет из полевых цветов. Творческая работа «Открытка маме». Слушание детских песенок. Чтение стихотворений.

8

Город. Знакомство с профессиями. Профессия мамы и папы.

1

Комбинированный

Ученик смотрит видеозапись с «посланиями» от членов семьи. Пробуем ответить на вопросы «Это мама?», «Это папа?» с ориентировкой на звучащий голос и изображение. Знакомство с профессиональной деятельностью родителей. Ученик обследует пальцами рук атрибут, характеризующий профессиональную деятельность мамы и папы. Работа с художественными изображениями профессиональной деятельности родителей.

9,10

Резервный урок

2

IV четверть – 8 занятий

N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

1

Страна. Моя страна – Россия.

1

Изучение нового материала

Ученик обследует рельефное изображение карты России, рассматривает ее глазами, знакомится с названиями основных городов. Слушание гимна страны. Понятие: столица. Слушание песен про Москву и Санкт-Петербург.

2

Транспорт. Знакомство с автобусом.

1

Изучение нового материала

Ученик обследует пальцами рук игрушечную модель автобуса, рассматривает ее. Работа с художественным изображением автобуса. Чтение детских рассказов о автобусах и водителях. Игра «Прокати автобус». Знакомство с профессией водителя. Ролевая игра «Водитель автобуса».

3

Продукты питания. Напитки: вода, сок.

1

Изучение нового материала

Ученик пробует на вкус воду и сок. Знакомство с технологией приготовления сока. Ученик с помощью учителя наливает в кружку воду. Ученик пробует самостоятельно пить из бутылочки для питья. Ученик с помощью учителя пробует пить из кружки.

4

Квартира, дом, двор. Двор. Детская площадка.

1

Изучение нового материала

Экскурсия во двор, на детскую площадку (с учетом возможностей здоровья). Ученик на детской площадке обследует скамейку, газон (траву), песочница, качели. Ученик слушает звуки детской площадки: песок падает на дерево, качели скрипят, голоса других детей; птицы на улице поют. Ученик при помощи учителя и родителей пробует покачаться на качели (с учетом возможностей здоровья).

5

Традиции, обычаи. Праздник День Победы.

1

Комбинированный

Понятие: День Победы, память. Слушание военных песен. Чтение фрагментов детских произведений о войне. Творческая работа «Подарок ветерану».

6

Страна. Санкт-Петербург.

1

Комбинированный

«Виртуальная» экскурсия по Санкт-Петербургу (с учетом возможностей здоровья). Ученик с помощью учителя обследует руками макеты основных достопримечательностей города, знакомится с их историей. Слушание звуков, иллюстрирующих экскурсию: выстрел пушки, колокольный звон.

7,8

Резервный урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура»

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Домоводство»

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность»

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Математические представления»

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир»

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс

Адаптированнаярабочая программа по учебному предмету«Окружающий социальный мир»для детей с тяжелой умственной отсталостью  1 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету Окружающий социальный мир для ученика 2 класса обучающегося с ОВЗ по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования

Данная  программа  разработана в  соответствии  с  требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройст...