Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
рабочая программа (3 класс) на тему
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями зрения (АООП НОО УО) Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_sotsialnyy_mir.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий социальный мир
Основа АОП:
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями зрения (АООП НОО УО) Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Целью обучения по предмету «Окружающий социальный мир» является формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основные задачи: формирование представлений о явлениях социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения). Формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Программа по предмету «Окружающий социальный мир» включает разделы: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
Темы уроков по предмету «Окружающий социальный мир» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Домоводство», «Речь и альтернативная коммуникация», «Изобразительная деятельность», «ручной труд», «Человек», а также в логопедической и психокоррекционной работе.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2017\18 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
1,2 | Диагностика. | 2 | Представление о себе как о школьнице, третьекласснице. | |
3 | Школа. Помещения школы: класс, коридор | 1 | Изучение нового материала | Экскурсия по школе (с учетом возможностей здоровья). |
4 | Школа. Школьные принадлежности. | 1 | Изучение нового материала | Обследование пальцами рук кисточки для рисования, красок, пластилина, знакомство с их функциональным назначением и свойствами. Поиск глазами на столе школьных принадлежностей. Работа с художественными изображениями школьных принадлежностей. Слушание детских песенок про школу. Чтение сказки. |
5 | Предметы быта. Посуда. | 1 | Комбинированный | Обследование пальцами рук и глазами тарелки и кружки, знакомство с их функциональным назначением и свойствами. Ученик обследует пальцами рук кружки пластмассовые и стеклянные. Работа с художественными изображениями тарелки и кружки. Ролевая игра «Накорми куклу». Чтение детских стихотворений про посуду. |
6 | Предметы быта. Столовые приборы. | 1 | Комбинированный | Обследование пальцами рук и глазами ложки и ножа (пластикового), знакомство с их функциональным назначением и свойствами. Ученик обследует пальцами рук ложки деревянные и алюминиевые. Работа с художественными изображениями ложки и ножа. Игра «Возьми ложку», «Возьми нож». Чтение детских стихотворений про столовые приборы. |
7 | Предметы быта. Разделочная доска. | 1 | Изучение нового материала | Понятие: разделочная доска. Обследуем пальцами рук разделочную доску, рассматриваем ее глазами. Назначение разделочной доски. Упражнение «Дай разделочную доску», «Возьми разделочную доску». |
8 | Резервный урок | 1 |
II четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
1 | Квартира, дом, двор. Помещения квартиры. Прихожая (коридор), кухня. | 1 | Изучение нового материала | Экскурсия по квартире (с учетом возможностей здоровья). Ученик находит на кухне посуду и столовые приборы. Работа с художественными изображениями мебели для прихожей и кухни. Ученик, находясь на кухне, прислушивается к шуму бытовой техники, принюхивается к запахам. Чтение фрагмента сказки «Три медведя» (про столовую). |
2 | Предметы и материалы, изготовленные человеком. Бумага. Знакомство с туалетной бумагой. | 1 | Изучение нового материала | Понятие: бумага, туалетная бумага. Обследование пальцами рук бумаги, знакомство с ее свойствами: мнется, рвется. Ученик пробует зафиксировать взгляд на бумаге. Обследование пальцами рук туалетной бумаги, знакомство с ее функциональным назначением, свойствами. Игра «Дай рулон туалетной бумаги». Упражнение «Оторви туалетную бумагу». |
3 | Квартира, дом, двор. Помещения квартиры. Ванная комната, санузел (туалет). | 1 | Изучение нового материала | Экскурсия по квартире (с учетом возможностей здоровья). Работа с художественными изображениями мебели для ванной комнаты и санузла. Ученик, находясь в ванной, прислушивается к звуку воды, идущей из крана с разным напором, трогает воду холодную и горячую. Чтение фрагмента сказки «Мойдодыр». |
4 | Предметы и материалы, изготовленные человеком. Предметы, изготовленные бумаги. Знакомство с книгой. | 1 | Изучение нового материала | Понятие: бумага. Обследование пальцами рук бумаги, знакомство с ее свойствами: мнется, рвется, мягкая, твердая. Ученик обследует мягкий лист бумаги и лист картона. Ученик обследует пальцами рук книгу. Ученик при помощи учителя открывает книгу, перелистывает страницы. |
5 | Предметы быта. Мебель. | 1 | Комбинированный | Понятие: стол, стул, шкаф, кровать. Ученик обследует пальцами рук игрушечные модели стола, стула, шкафа, кровати, знакомство с их функциональным назначением. Работа с художественным изображением мебели. Сопоставление художественного изображения и игрушечной модели реального предмета мебели. Игра «Найди шкаф», «Найди стул», «Найди стол», «Найди кровать». Чтение сказки. |
6 | Квартира, дом, двор. Помещения квартиры. Комната: спальная, детская. Балкон. | 1 | Изучение нового материала | Экскурсия по квартире (с учетом возможностей здоровья). Работа с художественными изображениями мебели для спальни и детской комнаты. Ученик, находясь на балконе, прислушивается к шуму улицы, ощущает холод улицы, принюхивается к запахам. Чтение фрагмента сказки «Три медведя» (про спальню). |
7 | Традиции, обычаи. Праздник Новый год. | 1 | Комбинированный | Понятие: праздник, Новый год, ель. Ученик обследует пальцами рук ветку ели, определяет ее по запаху, рассматривает ее. Работа с художественными изображениями символов Нового года: ель, мандарины. Ученик обследует пальцами рук новогодние игрушки, рассматривает их, выделяет среди них игрушки шарообразной формы. Ученик с помощью учителя украшает ветку ели елочными игрушками. |
8 | Резервный урок. | 1 |
III четверть – 10 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
1 | Город. Знакомство с профессиями: дворник, повар. | 1 | Изучение нового материала | Ученик смотрит фрагмент мультфильма, в котором рассказывается про профессии. Работа с художественными изображениями профессий. Ученик играет в ролевые игры, отображающие профессиональную деятельность: повар, дворник. Слушание детских песенок. |
2 | Город. Знакомство с профессиями: врач, пожарный. | 1 | Изучение нового материала | Ученик смотрит фрагмент мультфильма, в котором рассказывается про профессии. Работа с художественными изображениями профессий. Ученик играет в ролевые игры, отображающие профессиональную деятельность: врач, пожарный. Слушание детских песенок. |
3 | Предметы быта. Посуда для приготовления пищи: кастрюля. | 1 | Изучение новых знаний | Обследование пальцами рук кастрюли, рассматривание ее глазами. Работа с художественным изображением. Игра «Закрой кастрюлю крышкой». Ученик пробует выбрать кастрюлю по словесному названию и по предъявлению карточки с художественным изображением. Игра «Переставь кастрюлю». Свойства материала из которого изготовлена кастрюля. Знакомство с назначением кастрюли. |
4 | Предметы быта. Посуда для приготовления пищи: сковорода. | 1 | Изучение новых знаний | Обследование пальцами рук сковороды, рассматривание ее глазами. Работа с художественным изображением. Ученик пробует выбрать сковороду по словесному названию и по предъявлению карточки с художественным изображением. Игра «Переставь сковороду». Свойства материала из которого изготовлена сковорода. Знакомство с назначением сковороды. Упражнение «Большая и маленькая сковорода». |
5 | Обращение с кухонным инвентарем. Посуда для приготовления пищи: кастрюля, сковорода | 1 | Комбинированный | Работа с художественными изображениями кастрюли и сковороды. Различение кастрюли и сковороды. Уточнение назначения кастрюли и сковороды. Ученик пробует с помощью учителя поднимать кастрюля двумя руками, а сковородку держать за ручку. |
6 | Традиции, обычаи. Праздник Масленица. | 1 | Комбинированный | Понятие: блины. Слушание детского рассказа о Масленице. Ученик обследует пальцами рук испеченный блин, рассматривает глазами, пробует его на вкус. Игра «Испеки блины». Упражнение «Сверни блин». |
7 | Традиции, обычаи. Международный женский день. | 1 | Комбинированный | Я-девочка. Ученик обследует пальцами рук несколько видов цветов, рассматривает их, сравнивает их по запаху. Ученик совместно с учителем составляет букет из полевых цветов. Творческая работа «Открытка маме». Слушание детских песенок. Чтение стихотворений. |
8 | Город. Знакомство с профессиями. Профессия мамы и папы. | 1 | Комбинированный | Ученик смотрит видеозапись с «посланиями» от членов семьи. Пробуем ответить на вопросы «Это мама?», «Это папа?» с ориентировкой на звучащий голос и изображение. Знакомство с профессиональной деятельностью родителей. Ученик обследует пальцами рук атрибут, характеризующий профессиональную деятельность мамы и папы. Работа с художественными изображениями профессиональной деятельности родителей. |
9,10 | Резервный урок | 2 |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
1 | Страна. Моя страна – Россия. | 1 | Изучение нового материала | Ученик обследует рельефное изображение карты России, рассматривает ее глазами, знакомится с названиями основных городов. Слушание гимна страны. Понятие: столица. Слушание песен про Москву и Санкт-Петербург. |
2 | Транспорт. Знакомство с автобусом. | 1 | Изучение нового материала | Ученик обследует пальцами рук игрушечную модель автобуса, рассматривает ее. Работа с художественным изображением автобуса. Чтение детских рассказов о автобусах и водителях. Игра «Прокати автобус». Знакомство с профессией водителя. Ролевая игра «Водитель автобуса». |
3 | Продукты питания. Напитки: вода, сок. | 1 | Изучение нового материала | Ученик пробует на вкус воду и сок. Знакомство с технологией приготовления сока. Ученик с помощью учителя наливает в кружку воду. Ученик пробует самостоятельно пить из бутылочки для питья. Ученик с помощью учителя пробует пить из кружки. |
4 | Квартира, дом, двор. Двор. Детская площадка. | 1 | Изучение нового материала | Экскурсия во двор, на детскую площадку (с учетом возможностей здоровья). Ученик на детской площадке обследует скамейку, газон (траву), песочница, качели. Ученик слушает звуки детской площадки: песок падает на дерево, качели скрипят, голоса других детей; птицы на улице поют. Ученик при помощи учителя и родителей пробует покачаться на качели (с учетом возможностей здоровья). |
5 | Традиции, обычаи. Праздник День Победы. | 1 | Комбинированный | Понятие: День Победы, память. Слушание военных песен. Чтение фрагментов детских произведений о войне. Творческая работа «Подарок ветерану». |
6 | Страна. Санкт-Петербург. | 1 | Комбинированный | «Виртуальная» экскурсия по Санкт-Петербургу (с учетом возможностей здоровья). Ученик с помощью учителя обследует руками макеты основных достопримечательностей города, знакомится с их историей. Слушание звуков, иллюстрирующих экскурсию: выстрел пушки, колокольный звон. |
7,8 | Резервный урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура»
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Домоводство»
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность»
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Математические представления»
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир»
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс
Адаптированнаярабочая программа по учебному предмету«Окружающий социальный мир»для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету Окружающий социальный мир для ученика 2 класса обучающегося с ОВЗ по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройст...