Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Болдина Ольга Николаевна

 

Адаптированная

рабочая программа по учебному предмету

«Окружающий социальный мир»

для детей с тяжелой умственной отсталостью  

1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kl_okr.sots_.mir_.docx42.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Санталовская средняя школа»

Ясногорского района Тульской области

Адаптированная

рабочая программа по учебному предмету

«Окружающий социальный мир»

для детей с тяжелой умственной отсталостью  

1 класс

2019

   

Аннотация

Наименование дисциплины

Окружающий социальный мир

Краткое описание программы

Рабочая программа по предмету:  окружающий социальный мир составлена на основе ФГОС НОО ОВЗ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями / Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г., № 1599.

Примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2017.

Количество часов определено в соответствии с календарным учебным графиком на 2019-2020 учебный год.

  Класс

Кол-во часов

УМК предмета, курса

Общее кол-во часов

Контрольных работ

Практических работ

1

33

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  • формирование уважительного отношения к окружающим;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.)
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Предметные результаты

Представления о мире, созданном руками человека:

  • Интерес к объектам, созданным человеком.
  • Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
  • Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей:

  • Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,  водитель и т.д.).
  • Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
  • Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
  • Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,

Развитие межличностных и групповых отношений:

  • Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
  • Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
  • Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:

  • Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

2.Содержание учебного предмета

Школа

Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.

Этот рукотворный мир

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). 

Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся).

Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).

Дом, в котором я живу

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).

Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта  и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Написание своего домашнего адреса. Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) часов (механические (наручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер и др.). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом и др.): включение, использование (связь, игра и т.п.), выключение.

Предметы быта

Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.

Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи).  Знание назначения предметов интерьера.

Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).

Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов).

Транспорт

Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного транспортного средства. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного транспортного средства. Узнавание (различение) космического транспорта. Знание назначения космического транспорта. Узнавание (различение) составных частей космического транспортного средства. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).

Город

Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (районы (Завеличье, Запсковье и др.), улицы (проспекты, переулки), площади (Октябрьская, Ленина и др.), здания, парки). Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах.  Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города (например) (Кремль, Троицкий собор, Приказные палаты, памятник княгине Ольге, памятник героям-десантникам и др.).

3.Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Планируемые предметные результаты

Виды деятельности

1. Школа (6ч)

1

Здравствуй, школа!

Мой класс.

1

Представления о школе. Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Получит представления об основных помещениях школы.

2

Я- ученик. Моя парта.

1

Представления о мире, созданном руками человека:

Интерес к объектам, созданным человеком.

Умение находить свою парту, занимать ее по сигналу

3

 Девочки и мальчики

1

Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»

4

Девочки и мальчики

1

Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками

Получит представления о разделении людей на 2 пола (мальчики и девочки).

5

Школьные принадлежности (действия с ними).

1

Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

Получит представления о школьных принадлежностях (тетрадь, карандаш, портфель).

6

Школьные принадлежности (действия с ними).

Тетрадь, карандаш, портфель

1

Умение пользоваться школьными принадлежностями. Представления о дружбе, товарищах, сверстниках

Получит представления о школьных принадлежностях (тетрадь, карандаш, портфель).

2.Этот рукотворный мир (6ч)

1

Бумага.

1

Будет иметь возможность понимать язык эмоций (одобрения – неодобрения) с помощью поз, мимики, жеста.

Получит возможность познакомиться с бумагой

2

Свойства бумаги.

1

Способствовать развитию умения сминать бумагу

Получит возможность познакомиться с бумагой и её свойствами

3

Игрушки.

1

Проявление интереса к игрушкам

Получит представления об игрушках.

4

Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики)  

(узнавание,  способы игры, работа с пиктограммами)

1

Представления о доме, о расположенных в них объектах (игрушки.).

Получит возможность адекватно манипулировать с игрушками. Способствовать выбору нужного изображения из 2х.

5

Игрушки

(узнавание,  способы игры)

1

Представления о доме, о расположенных в них объектах (игрушки.).

Получит возможность адекватно манипулировать с игрушками.

6

Игрушки

(работа с пиктограммами)

1

Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме

Получит возможность адекватно манипулировать с игрушками.

3.Дом, в котором я живу(4ч)

1

Мой дом (квартира).

1

Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме

Получит представление о доме.

2

Мой дом (квартира). Части дома

1

Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

Получит возможность построить дом из кубиков

3

Комнаты.

1

Умение соблюдать правила поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях

Познакомиться с назначением комнат с помощью пиктограмм, картинок

4

Комнаты. Назначение комнат

1

Представления о доме, о расположенных в нем и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.)

Познакомиться с назначением комнат с помощью пиктограмм, картинок

4. Предметы быта (8ч)

1

Помощники в доме (бытовые приборы)

1

Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов

Получит возможность узнать о бытовых приборах

2

Помощники в доме (бытовые приборы). Пылесос, чайник.

1

Представления о доме, о расположенных в нем и рядом объектах (посуда.)

Получит возможность узнавать о бытовых приборах, их назначении

3

Мебель

1

Представления о доме, о расположенных в нем объектах (мебель)

Выбирать нужную пиктограмму из 2х

4

Мебель. Назначение мебели.

1

Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Получит возможность узнавать среди других предметов стол, стул, шкаф, кровать)

5

Мебель (стол, стул, кровать)

1

Представления о доме, о расположенных в нем объектах (мебель)

Получит возможность узнавать среди других предметов стол, стул, шкаф, кровать)

6

Посуда

1

Представления о доме, о расположенных в нем и рядом объектах (посуда)

Нахождение и узнавание посуды

7

Посуда. Назначение посуды.

1

Представления о доме, о расположенных в нем и рядом объектах (посуда)

Нахождение и удержание предметов быта

8

Посуда (ложка, тарелка, стакан)

1

Представления о доме, о расположенных в нем и рядом объектах (посуда)

Выполняет действие способом рука в руке

5. Транспорт (5ч)

1

Наземный транспорт. Части наземного транспорта.

1

Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения  на улице, в транспорте

Получит представления о  транспорте

2

Автобус.  Машина. (узнавание).

1

Представления о транспорте

Получит представления об автобусе, его назначении

3

Автобус.  Машина. Назначение. Аппликация.

1

Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения  на улице, в транспорте

Получит представления о машинах, их назначении

4

Мы едем, едем. (игровые действия )

1

Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения на улице, в транспорте, в общественных местах.

Получит представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход,  правилах поведения согласно социальным ролям.

5

Мы едем, едем. (игровые действия )

1

Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения на улице, в транспорте, в общественных местах.

Получит представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход,  правилах поведения согласно социальным ролям.

6.Город (4ч)

1

Магазин.

1

Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (продавец, учитель,  водитель и т.д.).

Ознакомления с  алгоритмом совершения покупок в магазине

2

Магазин. Правила поведения в магазине

1

Ознакомления с  алгоритмом совершения покупок в магазине

3

Я- покупатель (игровые действия)

1

Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель)

Получит представления о социальных ролях людей (покупатель, продавец), правилах поведения согласно социальным ролям.

4

Я- покупатель (игровые действия)

1

Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Получит представления о социальных ролях людей (покупатель, продавец), правилах поведения согласно социальным ролям.

Учебно-методическое и  материально-техническое обеспечение

 -компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)

- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты .

- детские наборы посуды, предметы быта;

- предметные, сюжетные  картинки

- дидактические игры: « Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий», «Транспорт»  

- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей,   правила поведения в общественных местах.

тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира.

- комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".

-  детские наборы «Больница», «Магазин»;  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

     Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир»

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программы. Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающ...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программы.Тип программы: программа по предмету ≪Окружающий социальный мир≫ для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптирова...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) для ученика 4 класса (обучение на дому)

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4  кл.: В 4 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2017....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету Окружающий социальный мир для ученика 2 класса обучающегося с ОВЗ по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования

Данная  программа  разработана в  соответствии  с  требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройст...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКААдаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для обучающихся с умственной отсталостью ...