Рабочая программа Группы продленного дня
календарно-тематическое планирование на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня является максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие задачи:
- Помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
- Развивать познавательные процессы и интересы личности;
- Развивать основные нравственные качества личности ребенка;
- Развивать коммуникативные отношения ребенка;
- Развивать мыслительные процессы, творческие способности;
- Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
- Формировать полезные привычки;
- Воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость
- Воспитывать чувство коллективизма;
Программа составлена на основе, проводимой в школе внеклассной работы, с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Концептуальными положениями программы являются:
- Личностно – ориентированный подход к каждому учащемуся;
- Создания условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально – ценностного, социально – личностного, познавательного, эстетического);
- Осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов деятельности: подготовки домашнего задания, игры, экскурсий, конкурсов, соревнований.
- Реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности
В основу разработанной программы положены следующие принципы:
- Системность.
- Доступность.
- Научность.
- Создание развивающей ситуации
- Занимательность.
- Сознательность и активность.
- Наглядность
- Связь теории с практикой
Преемственность.
- Природосообразность
Методологической основой программы являются следующие положения:
1.Образовательный уровень – начальный.
2. Ориентация содержания – практическая.
3.Характер освоения – развивающий.
4. Возраст обучающихся – 7-11 лет
- Форма организации учебно-воспитательного процесса – урок — игра
Большое значение в воспитании детей, расширении кругозора об окружающем мире, сообразительности, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность.
В ходе самоподготовки проводятся игры на внимание и память, физкультминутки, стихотворные паузы, задачи, игры – путешествия.
Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но самое главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам. А самые радостные моменты в жизни продлёнки – игры – конкурсы, игры – соревнования, игры – праздники.
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.
Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя.
Цель самоподготовки — привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.
Основными этапами самоподготовки являются:
- подготовка детей к работе (организационный этап);
- самостоятельное изучение материала;
- самоконтроль и самооценка;
- заключительный педагогический контроль.
Основные дидактические требования к самоподготовке:
- занятия по самоподготовке следует проводить регулярно, в одно и тоже время; занятия должны иметь определенную продолжительность;
- задание ученики выполняют самостоятельно;
- проверку рекомендуется проводить поэтапно: самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем;
- первичная поэтапная оценка выполненной работы;
- индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками;
- объем и характер заданий определяется и регулируется совместно учителями и воспитателями.
При организации самоподготовки необходимо учитывать:
- уровень общеучебных умений и навыков;
- уровень навыков самостоятельной работы;
- возрастные и индивидуальные особенности детей.
Организационный момент: начало самоподготовки занимает 1-2 минуты. Организуя детей на учебную работу, необходимо предложить им подготовить свое рабочее место. В начале учебного года учащимся можно предложить памятку по организации рабочего места («Памятку по подготовке уроков»).
Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.
Организация и проведение гигиенического обучения и воспитания школьников способствует проявлению таких форм поведения, которые поддерживали бы состояние равновесия между организмом и природно – социальной средой.
Приобретение школьниками навыков личной гигиены играет большую роль в предупреждении ряда заболеваний. Кроме этого, для сохранения здоровья необходимо научить детей соблюдать режим дня.
Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми и хорошо развитыми физически. Активный отдых, подвижные игры на воздухе вызывают положительный эффект в функциональном состоянии организма.
Особую актуальность обретает организация досуга в системе школьного продленного дня как активного, деятельностного наполнения свободного времени школьников.
Режим в группе продленного дня
12.00-12.10 | Прием детей в ГПД |
12.10-12.45 | Прогулка |
12.45-13.05 | Игры по интересам |
14.00-15.30 | Самоподготовка |
15.30-16.15 | Клубный час |
16.15-17.00 | Занимательный час |
17.00-17.50 | Подвижные игры на улице |
Режим. Основные воспитательные задачи и направления деятельности.
Прием детей в группу .
Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Обеспечение психологического комфорта. Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков.
Обед.
Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, культуры поведения за столом.
Прогулка на свежем воздухе.
Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях.
Переключение на умственную деятельность.
Развитие познавательных потребностей, интереса к политическим знаниям, событиям культурной и экономической жизни страны.
Самоподготовка.
Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи.
Клубный час.
Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека.
Подведение итогов дня.
Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться.
Индивидуальная работа с дежурными.
Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности.
Также в ГПД проводятся занятия согласно плану воспитательной работы школы на 2015 -2016 учебный год.
Система обще развивающих занятий в группе продлённого дня:
- Назначение внеклассной работы в группе продленного дня
Это активный отдых учащихся в разнообразно организующихся формах с целью предупреждения гиподинамии, восстановление работоспособности, снятие эмоционального и нервного напряжения, вызванных учебным трудом. Стремлению к общению и духовному обогащению.
Расписание занятий в группе продлённого дня
Дни недели. | На воздухе. | В помещении. |
Понедельник. | Экскурсия/ Прогулка | ИЗО деятельность |
Вторник. | Игра на воздухе/ Наблюдение | Развивающие игры. |
Среда. | Динамическая пауза. (ФОМ) | Клубный час |
Четверг. | Прогулка. | Творческая деятельность |
Пятница. | Динамическая пауза. (ФОМ) | Библиотечный час |
1 четверть
Виды деятельности | Направление | дата | |||
1 четверть | |||||
Познавательная | Игра путешествие «Здравствуй школа» | 1.09 | |||
Ценностно-ориентированная | Беседа: « Зачем нужен режим дня?» | 3.09 | |||
Познавательная | Игра: Что? Где? Когда? (литературный час) | 8.09 | |||
Ценностно-ориентированная | Чтение и обсуждение рассказа В. Крапивина «Товарищи». Цель: воспитывать чувства сопереживания товарища в их бедах, умение разделить радость. | 10.09 | |||
Познавательная | Беседа – размышление. Правила хорошего тона на тему: «Заботливое отношение к пожилым людям» | 15.09 | |||
Ценностно-ориентированная | Беседа - практикум. «Положительные и отрицательные эмоции». | 17.09 | |||
Познавательная | Игра викторина «Повторение правил дорожного движения» | 22.09 | |||
Ценностно-ориентированная | Беседа – диалог «Любить свою родину» значит быть ей полезным. | 24.09 | |||
Познавательная | Ролевая игра «Планета друзей». | 29.09 | |||
Ценностно-ориентированная | Беседа: «Правила аккуратности». | 1.10 | |||
Познавательная | Правила хорошего тона «Подарки друзьям по случаю торжеств и праздников» Цель: воспитывать заботу друг о друге. | 6.10 | |||
Ценностно-ориентированная | Беседа «Добрый и злой человек». | 8.10 | |||
Познавательная | Азбука вежливости. | 13.10 | |||
Ценностно-ориентированная | Я и мое здоровье. Встреча с медсестрой школы. | 15.10 | |||
Познавательная | О добре и зле «За правым и левым плечом». | 20.10 | |||
Ценностно-ориентированная | «Ради жизни на земле» Встреча с героями ВОВ. Воспитывать уважение к этим героям. | 22.10 | |||
Познавательная | Правила хорошего тона «В гостях у друзей» | 27.10 | |||
Ценностно-ориентированная | Беседа – диалог «Береги природу». | 29.10 | |||
2 четверть | |||||
Познавательная | Конкурс «Знай правила движения, как таблицу умножения». | 3.11 | |||
Ценностно-ориентированная | «Умей сказать нет!». Цель: познакомить детей с правилами отказа от вредных привычек. | 5.11 | |||
Познавательная | Чтение и обсуждение рассказа Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома». | 10.11 | |||
Ценностно-ориентированная | Беседа: «Сам погибай, а товарища выручай». | 12.11 | |||
Познавательная | Творческое сочинение на тему: «Если был бы я…» | 17.11 | |||
Ценностно-ориентированная | Клубный час на тему: «Их надо охранять…» | 19.11 | |||
Познавательная | Беседа – дискуссия: «Как рождаются опасные ситуации на дорогах». | 24.11 | |||
Ценностно-ориентированная | Беседа «Трудиться - всегда пригодиться!». | 26.11 | |||
Ценностно-ориентированная | Чтение художественной литературы о великих людях. | 3.12 | |||
Познавательная | Беседа: «Для чего нужны руки?». | 8.12 | |||
Ценностно-ориентированная | Беседа: «Слово убивает человека». | 10.12 | |||
Познавательная | Традиции, обычаи и праздники русского народа (Рождество, Крещение, Гадание на Руси» | 15.12 | |||
Ценностно-ориентированная | Игра минутка о дружбе. «Дружба начинается с улыбки». | 17.12 | |||
Познавательная | Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Старушка». Цель воспитывать чуткость, внимательное отношение к пожилым людям. | 22.12 | |||
Ценностно-ориентированная | Игра «Тайный друг». Цель: улучшение взаимоотношений в коллективе. | 24.12 | |||
3 четверть | |||||
Познавательная | Беседа: «Человек без друзей, что дерево без корней». | 12.01 | |||
Ценностно-ориентированная | Практикум по культуре поведения: «Как себя вести». | 14.01 | |||
Познавательная | Беседа: «Мои права – моя свобода». | 19.01 | |||
Ценностно-ориентированная | «Улица полна неожиданностей». Меры безопасного поведения на территории школы, соблюдения ПДД. | 21.01 | |||
Познавательная | Беседа: «Словарь вежливых слов». | 26.01 | |||
Ценностно-ориентированная | «Семь чудес света». | 28.01 | |||
Познавательная | Игра: Что? Где? Когда? (о животных) | 2.02 | |||
Ценностно-ориентированная | Беседа: «Отношения в классе». | 4.02 | |||
Познавательная | Поведение в транспорте. | 9.02 | |||
Ценностно-ориентированная | Час общения «Вредным привычкам – нет!». | 11.02 | |||
Познавательная | Заочная экскурсия: «Место работы мамы». | 16.02 | |||
Ценностно-ориентированная | Беседа-диалог: «Посмотри в мамины глаза». Цель: воспитание любви, уважения к самому близкому человеку. | 18.02 | |||
Познавательная | Наблюдения за изменениями в природе. | 23.02 | |||
Ценностно-ориентированная | Землю солнце красит, а человека – труд. | 25.02 | |||
Познавательная | Этикет, или просто хорошие манеры. | 1.03 | |||
Ценностно-ориентированная | Беседа: «Друг познается в беде». | 3.03 | |||
Познавательная | Игра - викторина "Отгадай сказку". | 8.03 | |||
Ценностно-ориентированная | Беседа: «Детям планеты – мир без тревог и слез». | 10.03 | |||
Познавательная | Беседа – диалог: «Поговорим о первых космонавтах». Цель: развитие знания о людях покоривших космос. | 15.03 | |||
Ценностно-ориентированная | Беседа: «Труд – дело чести, будь в труде на первом месте». | 17.03 | |||
4 четверть | |||||
Познавательная | Наш верный друг - телефон. Учимся вежливо разговаривать по телефону. | 31.03 | |||
Трудовая | Урок занимательного труда «Сувенирный бочонок». | 5.04 | |||
Познавательная | Поведение в театре. | 7.04 | |||
Трудовая | Аппликация на свободную тему. | 12.04 | |||
Познавательная | Беседа: «Телефон доверия и социальная служба». | 14.04 | |||
Ценностно-ориентированная | Беседа – игра: "Встречают по одежке, провожают по уму". | 19.04 | |||
Коммуникативная, коллективно-творческая | Великой Победе посвящается – музыкальные нотки. Клубный час | 21.04 | |||
Ценностно-ориентированная | "Добрая душа - добрые поступки". | 26.04 | |||
Ценностно-ориентированная | Беседа на тему: «Факты ДТП с участием детей» | 3.05 | |||
Коммуникативная, коллективно-творческая | КВМ (Клуб веселых математиков). Клубный час | 5.05 | |||
Ценностно-ориентированная | Беседа на тему: «Как отдыхать летом на природе». | 10.05 | |||
Познавательная | Конкурс «Самый умный» | 12.05 | |||
Ценностно- ориентированная | Клубный час «Я люблю свою планету» | 17.05 | |||
Познавательная | Конкурс «Кто больше знает» | 19.05 | |||
Познавательная | Клубный час «Конкурс чтецов» | 24.05 | |||
Ценностно-ориентированная | Клубный час «Летние каникулы» | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа группы продленного дня для 1-4 классов
После летних каникул детям тяжелее вступать в учебный процесс, а первоклассникам тем более. Им приходится вживаться в новый коллектив, знакомиться с новыми правилами. Ребенок идет в...
Рабочая программа группы продленного дня для 2 класса
В помощь учителям-воспитателям группы продленного дня...
Рабочая программа группы продленного дня 5 класса
Рабочая программа группы продленного дня 5 класса....
Рабочая программа группы продленного дня. 1 класс.
Рабочая программа содержит в себе пояснительную записку, концепцию воспитательной системы, цель и задачи воспитательной работы и тематическое планирование для 1 класса....
Рабочая программа группы продленного дня для 3 класса
Главная цель ГПД – создание условий для полноценного развития личности младшего школьника: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружаю...
рабочая программа группы продленного дня
программа разработана в соответсвии ФГОС...