Групповое занятие по развитию речи и познавательных процессов 3 класс Тема: «Ударение. Его значение и влияние.»
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Туровская Лидия Эдуардовна

Красивая и правильная речь, показатель мастерства. Ударение является важным аспектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_udarenie.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат

 станицы Николаевской

 Групповое занятие по развитию речи и познавательных процессов

3 класс

Тема: «Ударение. Его значение и влияние.»

                                                            Подготовила:

                                                                           Учитель – дефектолог

                                                                Туровская Л.Э.

Тема: «Ударение. Его значение и влияние.»

Цель занятия: знакомство учащихся с понятием ударение и с условиями его постановки.

Задачи:

1. Учить находить в слове ударный слог и ударную гласную.

2. Познакомить детей с понятием “ударение”

3. Развитие познавательных процессов, внимания учащихся.

4. Расширять активный словарный запас учащихся по лексической                            теме занятия.

Оборудование: набор карт – схем, раздаточный материал, азбука разрезная, набор цветных карандашей.

Ход занятия

1. Организационный момент:

- Приветствие ( мальчики садятся  на три хлопка , девочки на два)

-  Рассказ учителя – дефектолога  о девочке Зое, которую утащил Змей Горыныч, запер ее в своем замке и повесил замок. Мы сможем ей помочь, если откроем замок. А откроем мы его в том, случае, если правильно выполним задания. Нужно выложить слова из фишек ЗАМОК, ЗАМОК затем заменить фишки буквами.

2. Основная часть:

-  Знакомство с понятием «ударение». Предлагается учащимся послушать, как произносятся слова, делается ударение на нужном слоге

    /                     /

за—мок, за—мок.

Оказывается слова можно различить. Есть такой значок — ударение.

-  Давайте поучимся ударять, это нам пригодится, чтобы спасти Зою.

Дети выстукивают ритмические рисунки.

 /                          /                         /

х—х—х х—х—х; х—х—х...

х—Х, х—Х...         (х — тихий слог, Х – громкий)

-  Затем тренируются уже на словах: КОНИ, САНИ, КОСЫ, ТАЗЫ.

Дети читают слова и пишут слог, который звучит громче. Заучивается текст:

Ударный слог, ударный слог!

Он назван так недаром

Эй, невидимка молоток,

Отметь его ударом.

Шутник он, невидимка молоток

Тук — и ударил в безударный слог.

И сразу же исчез огромный замок

И появился маленький замок.

-  Пальчиковая гимнастика “Замок”.

Теперь-то мы его сможем открыть. Дети выполняют движения и произносят слова.

На стене висит замок

Кто открыть его бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли.

-  Замок открыли. Зоя на свободе. Но ее нужно расколдовать. Для этого надо правильно найти ударный слог. Учитель - дефектолог знакомит детей со схемами:

       /                                                                               /

 --------      --------                               ---------          ---------

К какой из этих схем подойдут слова:

чудно, чудно, мука, мука, ирис, ирис, хлопок, хлопок.

Дети выполняют задания и тем самым помогают Зое.

Вывод: как от перестановки ударения меняется смысл слова.

-  Нахождение ударной гласной в слове. Учитель – дефектолог  читает слова, голосом выделяя ударную гласную. Дети определяют. (Слова любые).

Дается понятие, что в односложном слове одна гласная, она всегда под ударением. Также дается понятие, что в слове только одна ударная гласная.

- Печатание в тетрадях слов:

     /                /         /            /

мука — мука, замок — замок с постановкой ударения.

3. Заключительная часть:

- Закрепительная беседа.

- Задание на вечер: тренироваться в нахождении ударной гласной в словах, произносимых воспитателем, подбор картинок к нужной схеме :

   /                                 /

----   ----               -----          -----


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования пальчиками на занятиях школьного компонента «Развитие речи и познавательных процессов»

На коррекционных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое внимание уделяется развитию ручной  мелкой моторики, т.к. развитие руки, кисти, ручных умений воспита...

Коррекционное развивающие занятия по развитию речи с элементами пальчиковой гимнастики. Тема: Лесные ягоды

Цель: формировать представления о ягодах,познакомить детей с понятиями «облепиха», «черника», учить составлять рассказ по плану.Коррекционно-образовательные  цели: Расширить знания о разнови...

Баранова Анна Викторовна. Интегрированное занятие по развитию речи и моторике в классе предшкольного образования Тема: «Морское дно»

Занятие на котором ребята 6 лет знакомятся с обитателями морских глубин. Через включение в игру дети обогащают свой словарный запас, совершенствуют общие речевые навыки, развивают коммуникативные умен...

Открытое занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов на тему "День рождение Слоненка"

Тема: «День рождение Слоненка». Развитие наглядно-образной памяти.Цель:  развитие  наглядно-образной памяти, через операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения.Задачи:ü Развитие зрительно...

Групповое занятие по развитию речи и когнитивных процессов 2 класс Тема: "Времена года. Зима"

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов 2 класс....

Групповое занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс Тема: «Растения».

Групповое занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс. Лексическая тема: "Растения"...

Конспект группового занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 1 классе Тема: «Восприятие цвета и формы предметов»

Занятие является обобщающим. Обучающиеся, путешествуя, закрепляют знания о форме и цвете предметов. На занятии используется интерактивная песочница....