Дополнительные общеразвивающие программы: "Чудеса из бумаги", "Куклы по календарю".
рабочая программа (4 класс)

Михеева Наталия Владимировна

Дополнительные общеразвивающие программы "Чудеса из бумаги", "Куклы по календарю". Адресована педагогам доп.образования, учителям начальной школы, технологии. Содержит пояснительную записку, все структурные элементы, приложения. Програмы апробированы, дают хорошие результаты. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«КРАСНОГОРСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

                  «УТВЕРЖДАЮ»

директор МОУ ДОД «Красногорский

Дом детского творчества»

________________________ Т.П. Савичева

                        «ОДОБРЕНО»

на заседании методсовета

протокол №____ от «___»________ 20____г.

«Куклы по календарю»

Дополнительная общеразвивающая программа

объединения «Домовенок»

художественной направленности

для детей  10 – 13 лет

срок реализации – 3 года

Программа разработана:

педагогом дополнительного образования  МОУ ДОД «Красногорский  ДДТ»

Михеевой Наталией Владимировной

Республика Марий Эл,

Звениговский район,

п. Красногорский,

2017 г.

Пояснительная  записка

Народная тряпичная кукла как составная часть народной культуры заключает в себе особый сложный пласт жизни народа, с которым необходимо знакомить детей для целостности восприятия русского наследия. Сегодня силы компьютерного века угрожающе соединяются с моралью века «каменного». Опыт работы с детьми показывает, как пагубно действует на детские души виртуальная агрессия, управляющая их эмоциями. Они становятся нетерпимыми, глухими к чужой боли, беде. Поэтому  назрела необходимость обратиться к нравственному опыту русского народа и использовать потенциал народной педагогики. Обучаясь по данной программе,  дети имеют возможность не только получать практические навыки  изготовления кукол, но и изучать быт, обряды, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют «погружению» в удивительный мир славянской культуры.

Направленность дополнительной образовательной программы

Программа объединения «Куклы по календарю»» имеет художественную направленность и рассчитана на 3 года обучения. Данная программа предлагается для детей с 10 до 13 лет. На программы  первого  года  обучения  отводится  144  часа,  второго  и  третьего  по 216  часов.  Продолжительность  занятий  первого  года  обучения  –  2  раза  в неделю по 2 часа, т.е. 4 часа в неделю, второго и третьего года обучения - 3 раза в неделю по 2 часа (6 часов в неделю). Количество детей в группе первого года  -  15 человек, второго и третьего -  12  человек.  Группы  детей  первого  года обучения  набираются  без  предъявления  каких-  либо  требований  к   знаниям, умениям и навыкам.

 При  составлении  программы  были  проанализированы  программы:

«Декоративно-прикладное  творчество.  Дизайн»  Ермаковой  М.Д.,

«Художественная вышивка» Толокновой З.А. В содержании использованы разработки занятий и уроков  педагогов  Гончаровой  Н.В.,  Девятиной  Е.В.,  Кирсановой  Н.В., Кураловой С.А., Гринько А.Н., Харламовой Е.А., Быковой  О.В., Соломатиной Е.А.,   Дедовой  М.В.  Программа  разработана  на  основе  Закона  РФ  «Об образовании», «Концепции о правах ребенка», типовых программ министерства образования РФ.

Новизна и актуальность, педагогическая целесообразность образовательной программы

Издавна ребёнок рос, развивался и воспитывался в условиях традиционной культуры. Учителями ребёнка, его этическими воспитателями были родители, а нормы морали, знания и навыки переходили «из поколения в поколение». Со временем историческая закономерность развития общества, а также ряд изменений в социальной среде стали одной из причин разрушения связей между поколениями, утрачивания общечеловеческих ценностей.

Народная педагогическая практика имеет глубочайшие исторические корни. Она выработала многочисленные педагогические нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, ребенок также естественно включался в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь ребенка с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом отношение взрослого населения общины к детям отличалось любовью, заботой и терпимостью.

Современные же условия жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. Основное время дети проводят среди сверстников. Уходят из жизни детей и «живой» фольклор, дети не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь», утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка.

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.

Как известно, в последние годы в нашей стране произошли общественно – политические, экономические, социальные преобразования, сменились ценностные ориентации. Идет активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения, переоценивается и роль народного творчества в эстетическом воспитании школьников.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Закладывая в детстве знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры.

Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов - одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества. Эта задача должна решаться, прежде всего, на общепедагогическом уровне - в учреждениях общего и дополнительного образования.

Новизна программы заключается в форме проведения занятий, говорят: « Все новое – хорошо забытое старое», занятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Занятие выстроено  в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Педагог одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы.

Цели и задачи

Цель  программы:    развитие  творческих  способностей  детей,

формирование  у  них  высокого  уровня  потребностей  к  саморазвитию  и

самосовершенствованию  на  основе  приобщения  к  традиционной  русской

культуре и изобразительному искусству.

Задачи программы:

 Обучающие:                        

-  сформировать  элементарные  знания  и  умения  в  изучаемых  видах

декоративно-прикладного творчества;

-  обеспечить самореализацию детей через выполнение творческих проектов;

-  научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;

-  познакомить детей с историей кукольного рукоделия.      

Развивающие:                        

-  развивать  творческие  способности  ребёнка;

-   развивать познавательные интересы;

-  развивать  художественный  вкус,  фантазию;

-  развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук, глазомер;

-  способствовать  ранней  профориентации  через  включение  в  практическую деятельность;

-  содействовать  укреплению  общих  семейных  интересов  путем  привлечения детей и взрослых к проведению совместных мероприятий.

Воспитательные:

-  формировать  у  ребёнка   нравственные  и  культурные

ценности  посредством изучения и изготовления народной  куклы;

- воспитывать коммуникативную культуру;

-  воспитывать  аккуратность,  трудолюбие,  целеустремлённость, терпение, бережливость, положительное отношение к труду.

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.

Обучение начинается с самых простых куколок, с учетом возрастных особенностей детей, т. к. некоторые куклы требуют умения и ловкости рук даже для взрослых.

Реализации основных целей и задач программы способствуют следующие педагогические и дидактические принципы:

- принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения;

- принцип целостного представления о мире предполагает формирование у обучающихся обобщённого системного представления о мире;

- принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в учреждении и на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

- принцип вариативности предполагает формирование у обучающихся способностей к принятию решений в ситуациях выбора в условиях решения задач и проблем;

- принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

    На занятиях используются анализ, синтез, сравнение, обобщение и прочие мыслительные операции, направленные на решение познавательных задач. Развитие мелкой моторики пальцев рук на занятиях является дополнительным фактором, стимулирующим развитие речевого центра коры головного мозга.

      И, наконец, применение знаний и умений одного вида деятельности в других положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей ребёнка, является показателем его умственного развития.

      Таким образом, народное творчество становится не только средством эстетического, нравственного и трудового воспитания, но и средством формирования интеллектуальной творческой личности.

         Программа предусматривает помимо традиционных использование нетрадиционных форм проведения занятий (сказка, заочное путешествие и т.д.). Обучение в объединении предусматривает обязательное участие в выставках и конкурсах.

        Основа для организации занятий в объединении «Домовенок» - календарные циклы жизнедеятельности людей, завершающиеся традиционными праздниками.

        Приобщение детей к народному творчеству немыслимо без создания особой атмосферы увлечённости и заинтересованности. Чтобы создать такую атмосферу, используются различные формы образовательной деятельности: беседы, игровые ситуации, нестандартные формы проведения занятий, конкурсы, викторины, посещение музеев и выставочных залов и т.д.

        В программе отведено место региональному компоненту: изучению традиций и обрядов нашего края, освоению традиционной вышивки и костюма при создании этнографических кукол к конкурсам декоративно-прикладного творчества.

Структура занятия:

1.Ознакомительная часть.

        Педагог демонстрирует готовое изделие-куклу. Знакомит с её историей, приводит интересные факты, рассказывает о функциях данной куклы, о технологии изготовления, проверяет все необходимое для работы.

2.Процесс изготовление.

        Педагог поэтапно показывает, как создается изделие. Воспитанники повторяют весь процесс шаг за шагом. Педагог после каждого этапа проверяет успешность выполнения, указывает на ошибки и помогает в случае необходимости.

3. Подведение итогов.

Закрепление полученных знаний в виде опроса, самоанализа и само оценивания. Запись последовательности изготовления и зарисовки, по необходимости. Получение готового продукта.

Прогнозируемые результаты I года обучения

 Учащиеся должны знать:

- основные виды народного и декоративно-прикладного искусства;

- технику безопасности при работе с инструментами;

- виды тканей, используемых для изготовления традиционных кукол;

- особенности простейших,  украшающих швов;

- историю народной куклы;

- анатомию текстильной куклы;

- типы и назначение традиционных тряпичных кукол;

- технику изготовления простейших  кукол;

-  основы цветоведения; основные законы композиции; народный орнамент;

-  материалы  для набивки куклы;

-  правила подбора цветовой гаммы материалов для изготовления   кукол;

- основные элементы народного костюма.

уметь:

- правильно организовать рабочее место, работать с инструментами;

- работать со специальной учебно-методической литературой;

- выполнять простейшие и украшающие швы;

-правильно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления куклы;

- изготовить тряпичную куклу в соответствии с программой обучения;

- работать индивидуально и коллективно.

Прогнозируемые результаты II года обучения

Учащиеся должны знать:

- цветовые сочетания в изделии;

- правила работы по технологическим картам;

- народные традиции, в которых задействованы куклы;

- виды  кукол к различным возрастным женским переходам;

- типы и назначение традиционных  кукол;

- основные календарные праздники и обрядовые куклы к каждому из них;

- технологию изготовления игровых и  обереговых  кукол;

- виды русских народных костюмов, их названия;

- традиционные исторические  названия деталей русских народных костюмов, их значение (в костюме);

- правила  сбора этнографического материала и беседы с информатором во время летних исследовательских экспедиций по родному краю.

уметь:

- разбираться в схемах пошагового изготовления игровых, обереговых и обрядовых кукол;

- работать индивидуально с инструкционными  технологическими  картами;

- грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол;

- подбирать цветовую гамму  для отделки костюма куклы;

- украсить предметы одежды вышивкой (простейшими и счётными швами);

- оформлять работу до готового изделия;

- самостоятельно составить и воплотить на практике технологическую цепочку для выполнения работ на конкурсы декоративно-прикладного творчества;

- собирать этнографический материал и беседовать с информатором во время летних исследовательских экспедиций по родному краю.

Прогнозируемые результаты III года обучения

должны знать:

- понятие: «декор», «проект», «каркас», «манекен», «тильда», «интерьерные куклы», «этнос»;

- последовательность этапов выполнения творческого проекта;

- законы цветоведения, понятия комбинирования, равновесия в изделии;

- виды русских и северных орнаментов, их символика;

- терминологию ручных и машинных швов,

- декорирование костюмов народов России и Мари;

- традиционные и современные техники изготовления кукол (авторских, зарубежных);

- различные приемы декоративной отделки изделий;

- технологию изготовления интерьерных текстильных изделий

уметь:

- самостоятельно изготовить лекала для кукол;

- самостоятельно планировать свою деятельность;

- выполнять сложные работы: куклы, украшения, панно, сувениры и т.д.;

- самостоятельно изготовить и оформить изделия из тканевого, природного, бросового материалов;

- технически правильно выполнять и комбинировать изученные приемы работы;

- рисовать эскиз будущего изделия, создавать эскиз в программах Word, Mikrosoft Office Publisher.

- подбирать самостоятельно основные, дополнительные, клеящие материалы, фурнитуру, наполнители;

- изготавливать различные по объему и сложности работы: сувениры, украшения, интерьерные изделия;

- самостоятельно декорировать изделия, создавать композиции из кукол.

должны иметь представление: о работе мастера - кукольника, о понятиях: сувенирная продукция, выставочные изделия, интерьерные изделия, аксессуары, фурнитура, основные и дополнительные материалы, современные клеящие материалы, наполнители, влажно-тепловая обработка и др.

Учебно-тематический план программы

«Кукла по календарю»

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество  

Теорет.

Практ.

Первый год обучения

Вводное занятие

1.

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.  

 2

 2

 -

Виды простейших и украшающих швов

2.

«Вперед иголку».

4

2

2

3.

«Назад иголку».

4

2

2

4.

Тамбурный.

4

2

2

5.

Стебельчатый.

4

2

2

Волшебство славянских кукол

6.

 История народной куклы.

2

 2

 -

7.

 Традиционный русский костюм.

2

2

-

8.

Колористика и орнамент в декоративно-прикладном искусстве.

4

2

2

Виды традиционных народных кукол. Игровая кукла

9.

Зайчик на пальчик.

4

2

2

10.

Хороводница.

6

2

4

11.

Кулачник.

6

2

4

12.

Кукла на ложке.

4

2

2

13.

Бессонница.

4

2

2

14.

Сороки.

6

2

4

Обрядовая кукла

15.

Пеленашка.

4

2

2

16.

Куватка.

4

2

2

17.

Масленица.

6

2

4

18.

Колокольчик.

8

2

6

19.

Мировое дерево.

6

2

4

20.

Зернушка.

8

2

6

Обереговая кукла

21.

День-ночь.

6

2

4

22.

Кукла счастья.

6

2

4

23.

Солнечный конь.

8

2

6

24.

Травница.

6

2

4

25.

Шестиручка.

4

2

2

26.

Неразлучники.

6

2

4

Праздники и подготовка к ним

Изготовление сувениров.

8

2

6

Выставки.

6

6

-

Итоговое занятие.

2

-

2

Итого:

144

60

84

Второй год обучения

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество  

Теорет.

Практ.

Вводное занятие

1.

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.  

2

2

-

Народный календарь

2.

Праздники.

6

2

4

3.

Обряды.

6

2

4

4.

Обычаи.

6

2

4

5.

Приметы.

6

2

4

Осенние традиционные  куклы

6.

Рябинка.

12

2

10

7.

Десятиручка.

8

2

6

8.

Филипповка.

6

-

6

9.

Крупеничка.

8

2

6

10.

Неразлучники.

8

2

6

Зимние традиционные  куклы

11.

Спиридон – солнцеворот.

 8

 2

 6

12.

Недоля.

6

 2

4

13.

Рождественский ангел.

6

2

4

14.

Коляда.

6

2

4

15.

Лихорадки.

 10

 2

 8

16.

Санница.

8

2

6

17.

Коза-дереза.

 8

2

6

Весенние традиционные  куклы

18.

Птица-радость.

 10

2

8

19.

Мартеночки.

 6

2

4

20.

Масленница.

8

2

6

21.

Вербница.

 8

2

6

22.

 Пасхальница.

 8

2

6

Летние традиционные куклы

23.

Кубышка-травница.

 8

 2

 6

24.

Купавка.

 8

 2

 6

25.

Мотанка.

8

2

6

Праздники и подготовка к ним

26.

Изготовление сувениров.

22

4

18

27.

Выставки.

8

8

-

Итоговое занятие.

2

-

 2

 Итого:

216

 60

156

Третий год обучения

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество  

Теорет.

Практ.

 Вводное занятие

1.

 Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

2

2

-

Куклы из бабушкиного сундука 

2.

История народной вышивки. Виды старинной вышивки.

6

2

4

3.

Обережная вышивка крестиком.

12

2

10

4.  

Пояс – важная часть костюма. Плетение поясков.

12

2

10

 Вепсские куклы

5.

«Нянюшка».

10

2

8

6.

«Капустка».

10

2

8

7.

«Радостея».

10

2

8

8.

«Покосница».

10

2

8

Куклы Столбушки

9.

Владимирская.

12

2

10

10.

Курская.

12

2

10

11.

Орловская.

12

2

10

12.

Архангельская.

10

2

8

13.

«Мамка с детьми».

10

2

8

Игровые куклы возрастного женского перехода «Хозяюшка» и «Невеста»

14.

1 цикл "Рождение. Младенчество" -  кукла от колик.

10

 2

8

15.

2 цикл "Детство" – кукла «Отдарок  на подарок».

10

 2

 8

16.

3 цикл "Хозяюшка" - кукла "Каша".

10

2

 8

17.

4 цикл "Невеста " – кукла на выхвалку.

 10

 2

 8

18.

5 цикл "Свадьба" - Мировое древо.

10

2

8

19.

6 цикл "Материнство" – кукла Московка.

12

2

10

Творческая мастерская

20.

Изготовление сувениров на выставки и ярмарки.

24

-

24

21.

Итоговое занятие.

2

-

2

 Итого:

216

38

178  

Введение в образовательную программу:

Цель и задачи на год. История возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Правила внутреннего распорядка. Организация занятий. Содержание рабочего места.

История народной куклы, русский костюм:

История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами. Рассказ об истории русского костюма,  о различии костюмов русских губерний.  Показ презентаций.

Типы и назначения кукол:

Информация  о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. Показ образцов.

Тряпичная народная кукла:

Рассказ – информация по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы. Изготовление поделок на заданную тему.

2-й год обучения:

 Кукла в русском быту. Традиционная русская кукла в праздничной символике. Праздники на Руси. Язык орнамента. Календарь:

Знакомство с историей русского костюма, рассказ о жизни и быте  русского народа, о народных праздниках. Язык символов в орнаменте. Народный календарь. Календарь кукол. Показ иллюстраций и презентаций на тему.

Изготовление кукол:

Продолжение тем 1-го года обучения. Знакомство с новыми видами кукол, их предназначением. Изготовление кукол под руководством педагога и самостоятельно.

Методическое обеспечение образовательной  программы

Для обучения изготовлению народной куклы на занятиях используются объяснительно-иллюстративные методы. Приёмы и методы организации учебного процесса соответствуют возрастным особенностям обучающихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству. Основным принципом организации содержания, учебного курса является принцип единства воспитания и обучения. Это означает, что воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в учебных видах деятельности, в которых ребёнок сохраняет себя как ценность.   Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основное место отводится на занятиях практическим работам, которые включают в себя выполнение графических зарисовок, изготовление кукол, подготовка к выставкам. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных воспитанниками.

Итог работы:  выставка в конце 1 года обучения, по две выставки на втором и третьем году обучения.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы «Куклы по календарю» необходимо иметь:

  1. Материально-техническую базу:

• специально оборудованный кабинет для занятий с детьми;

• зал для проведения подвижных и обрядовых игр, праздников;

• столы;

• стулья;

• шкафы для хранения готовых и фондовых изделий, литературы, папок, пособий и т.д.;

• доску классную;

• полки для тематической выставки, образцов.

Инструменты и приспособления:

• ножницы;

• иглы, игольницы;

• приспособления для набивки изделий.

Материалы:

• хлопчатобумажные, льняные ткани;

• хопчатобумажные и шерстяные нитки;

• тесьма, кружево, сутаж;

• синтепон, вата, крупы;

• заготовки из дерева, береста.

  1. Методическое оборудование и пособия:

• учебные и методические пособия по  тряпичной кукле;

• подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов по различным видам тряпичных кукол;

• подборка журналов и других материалов из различных средств массовой информации по  тряпичной кукле;

• информация о музеях, выставочных залах г. Липецка, где представлены кукольные экспозиции; предметы быта и одежды, украшенные вышивкой;

• портфолио детского объединения, где представлены материалы, отражающие достижения учащихся;

• указатель литературы для педагога и для детей;

• образцы готовых изделий по программе обучения.

Педагогический мониторинг

   Педагогический мониторинг позволяет системно отслеживать результативность образовательного процесса и включает в себя: входную (диагностическую) аттестацию (проводится в сентябре), текущий контроль,  промежуточную аттестацию (проводится в середине года) и промежуточную (итоговую) аттестацию (проводится в конце учебного года).

Входная (диагностическая) аттестация: определение уровня подготовки обучающихся в начале цикла обучения, т. е. начальное диагностирование. Тестирование, анкетирование, практические задания.

Текущий контроль осуществляется регулярно руководителем детского объединения.

• проверка репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием тестов по темам изученного курса;

• фронтальная и индивидуальная беседа;

• выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности;

• решение художественных задач, направленных на проверку практических знаний, умений и навыков на практике;

• участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества разного уровня.

Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в конце года по данной образовательной программе.

Для выявления результативности усвоения образовательной программы в начале каждого этапа обучения проводится тестирование исходного уровня владения навыками. Итоговый контроль предусматривает выполнение комплексной работы, включающей выполнение изделия по предложенной схеме с введением творческих художественных нюансов и индивидуальные творческие работы по собственным эскизам с использованием различных материалов, приёмов и техник.

Итоговая аттестация представляет собой оценку качества усвоения учащимися содержания образовательной программы за весь период обучения.

        Конечным результатом выполнения программы предполагается  участие обучающихся в выставках, смотрах и конкурсах.

 Используемая литература

Список литературы для педагога:

1.Дайн Г.Л. Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Детская литература, 2001.

2.Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007.

3.Демидова Н.Г. Моя народная кукла //Я вхожу в мир искусств. – 1999. – №8.

4.Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / Авт.-сост. О.Я.Воробьёва. – Волгоград: Учитель, 2009.

5.Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие: В 2 ч. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.2.

6.Дикова С.И. Шьём тряпичные куклы //Школа и производство. – 1995. – №2. – С. 55-57.

7.Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / Авт.-сост. Е.А.Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2009.

8.Колесникова В. Праздники Руси православной. – М.:ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.

9.Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. – 2002. – №1. – С. 40-51.

10.Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками /Авт.-сост. Е.В.Берстенёва, Н.В.Догаева. – М.: Белый город, 2011.

11.Осиненко Г.П. Столбик против Барби //Народное творчество. – 1997. – №5. – С. 44-45.

12.Русский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О.А.,Зязева Л.К.

Список литературы для детей:

1.Н. Русский народный календарь. Обычаи, поговорки и приметы на каждый день. – М .,2005.

2.Берстенева Е., Догаева Н. Кукольный сундучок. М.,2010.

3.Воздвиженский П.Н.  Священная история. – М.,2004.

4.Войдинова Н.М.  Куклы в доме. – М.,2000.

5.Все святые, молите бога о нас. Чудеса и жития всех святых. – Сибирская благозвонница, 2004

6.Дайн Г. Детский народный календарь.

7.Дайн Г., Дайн Мария. Русская тряпичная кукла. – М.,2008.

8.Котов И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – С.-П., 2003.

9.Максименко О. Куклы для девочек. – М., 2003.

10.Максимова И., Кузьмина М. Девичьи хлопоты. – М.,2003.

11.Саффот Ш. Рождественские мотивы.  Шьём из лоскутков. – М.,2003.

 

Мониторинг образовательных результатов

Параметры

Критерии

Методика и периодичность

Показатели уровня подготовленности

высокий

выше среднего

средний

ниже среднего

низкий

1. ЗУН

Теорет. знания

Тестирование.

3 раза в год

80-100% прав, ответов

60 -80 % прав, ответов

40-60 % прав, ответов

20-40 % прав, ответов

До 20 % прав, ответов

Работа с технологи-ческими картами

Наблюдение. Постоянно

Самостоя-тельное выполнение

Выполнение карты со словесной помощью педагога

Выполнение карты с практической помощью педагога

Работа выполнена частично

Работа не выполнена

Практ. работа

Наблюдение. Постоянно

Самостоя-тельное выполнение

Выполнение карты со словесной помощью педагога

Выполнение карты с практической помощью педагога

Работа выполнена частично

Работа не выполнена

Интерес к занятиям

Посещаемость

Анализ посещаемости по журналу. 1 раз в год

Отсутствие пропусков

Пропуски по уважительным причинам

Редкие пропуски без уважительных причин

Частые пропуски без уважительных причин

Нестабильная посещае-мость

Достижения воспитанника

Участие в конкурсах различного уровня

Портфолио воспитанника

1 раз в год

Призеры международ-ного, российского, регионального уровня

Призеры республи-канского уровня

Призеры муниципаль-ного уровня

Призеры учережден-ческого уровня

Участники конкурсов

Приложение

Индивидуальный образовательный маршрут обучения воспитанников

по программе «Куклы по календарю»:

Пояснительная записка

        Проблема профессионального самоопределения старшеклассников в настоящее время становится все более актуальной.  Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, в поколении свободных творцов, способных генерировать принципиально новые идеи.  

Раннее выявление, обучение и воспитание способных, целеустремлённых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.  

Способные, талантливые, одарённые дети нуждаются в помощи педагогов, в особом внимании и руководстве. Однако, в силу личностных, возрастных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Особенно старшеклассники склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему миру.

Старшеклассники достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения.  Очень важно, что возможность индивидуального, дополнительного образование дает большие возможности для развития способностей и самоопределения в будущей профессии.  Чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче будет ему найти свое призвание.  Для развития творческих способностей личности старшеклассников необходимы индивидуальные формы обучения.

Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основаны на следующих принципах:  

- индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности воспитанника и педагога;  

- вариативность программ, учебных курсов, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей;  

- качественное обучение, развитие и воспитание воспитанников   без ущерба для их здоровья.  

Главное в построенном таким образом учебном процессе – признание за каждым воспитанником права на значительную автономию, свой темп работы, специфические способы овладения знаниями.  Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка ______________________, направлен на личностное развитие и успешность, составлен с учетом уровня подготовленности и направлений интересов по художественно-эстетическому профилю.

Целевое назначение:

 Создание условий для формирования и развития у обучающегося творческих способностей, практических знаний и умений, способность самостоятельно приобретать и применять знания для последующего профессионального самоопределения.  

Задачи:  

- создание условий для углубления знаний по программе художественная деятельность;

- систематизация знаний по направлениям ДПИ;

- предоставление воспитанникам возможности развивать свои способности средствами  художественного мастерства;  

- формирование умения применять теоретические знания для решения практических задач;

- овладение алгоритмами и приёмами решения творческих задач повышенного уровня сложности;

- развитие творческих способностей в процессе решения творческих задач;

- вовлечение старшеклассников в конкурсную, выставочную деятельность.

        Ожидаемый результат:

- Успешное освоение дисциплины;  

- Овладение навыками самостоятельной работы;

- Развитие привычки к самоконтролю и самооценке;

- Повышение мастерства в прикладной деятельности.

Лист индивидуального образовательного маршрута:

Ф.И.О. воспитанника_____________________________________________________

на _______/_______ учебный год

 

Направления

Ф.И.О. педагога

Кол-во часов

Результаты

Подпись педагога

11.

Декоративно-прикладное творчество

 

Способность решать задачи повышенного уровня сложности в области ДПИ.

Итого:



Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«КРАСНОГОРСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

                  «УТВЕРЖДАЮ»

директор МОУ ДОД «Красногорский

Дом детского творчества»

________________________ Т.П. Савичева

                        «ОДОБРЕНО»

на заседании методсовета

протокол №____ от «___»________ 20____г.

«Куклы по календарю»

Дополнительная общеразвивающая программа

объединения «Домовенок»

художественной направленности

для детей  10 – 13 лет

срок реализации – 3 года

Программа разработана:

педагогом дополнительного образования  МОУ ДОД «Красногорский  ДДТ»

Михеевой Наталией Владимировной

Республика Марий Эл,

Звениговский район,

п. Красногорский,

2017 г.

Пояснительная  записка

Народная тряпичная кукла как составная часть народной культуры заключает в себе особый сложный пласт жизни народа, с которым необходимо знакомить детей для целостности восприятия русского наследия. Сегодня силы компьютерного века угрожающе соединяются с моралью века «каменного». Опыт работы с детьми показывает, как пагубно действует на детские души виртуальная агрессия, управляющая их эмоциями. Они становятся нетерпимыми, глухими к чужой боли, беде. Поэтому  назрела необходимость обратиться к нравственному опыту русского народа и использовать потенциал народной педагогики. Обучаясь по данной программе,  дети имеют возможность не только получать практические навыки  изготовления кукол, но и изучать быт, обряды, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют «погружению» в удивительный мир славянской культуры.

Направленность дополнительной образовательной программы

Программа объединения «Куклы по календарю»» имеет художественную направленность и рассчитана на 3 года обучения. Данная программа предлагается для детей с 10 до 13 лет. На программы  первого  года  обучения  отводится  144  часа,  второго  и  третьего  по 216  часов.  Продолжительность  занятий  первого  года  обучения  –  2  раза  в неделю по 2 часа, т.е. 4 часа в неделю, второго и третьего года обучения - 3 раза в неделю по 2 часа (6 часов в неделю). Количество детей в группе первого года  -  15 человек, второго и третьего -  12  человек.  Группы  детей  первого  года обучения  набираются  без  предъявления  каких-  либо  требований  к   знаниям, умениям и навыкам.

 При  составлении  программы  были  проанализированы  программы:

«Декоративно-прикладное  творчество.  Дизайн»  Ермаковой  М.Д.,

«Художественная вышивка» Толокновой З.А. В содержании использованы разработки занятий и уроков  педагогов  Гончаровой  Н.В.,  Девятиной  Е.В.,  Кирсановой  Н.В., Кураловой С.А., Гринько А.Н., Харламовой Е.А., Быковой  О.В., Соломатиной Е.А.,   Дедовой  М.В.  Программа  разработана  на  основе  Закона  РФ  «Об образовании», «Концепции о правах ребенка», типовых программ министерства образования РФ.

Новизна и актуальность, педагогическая целесообразность образовательной программы

Издавна ребёнок рос, развивался и воспитывался в условиях традиционной культуры. Учителями ребёнка, его этическими воспитателями были родители, а нормы морали, знания и навыки переходили «из поколения в поколение». Со временем историческая закономерность развития общества, а также ряд изменений в социальной среде стали одной из причин разрушения связей между поколениями, утрачивания общечеловеческих ценностей.

Народная педагогическая практика имеет глубочайшие исторические корни. Она выработала многочисленные педагогические нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, ребенок также естественно включался в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь ребенка с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом отношение взрослого населения общины к детям отличалось любовью, заботой и терпимостью.

Современные же условия жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. Основное время дети проводят среди сверстников. Уходят из жизни детей и «живой» фольклор, дети не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь», утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка.

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.

Как известно, в последние годы в нашей стране произошли общественно – политические, экономические, социальные преобразования, сменились ценностные ориентации. Идет активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения, переоценивается и роль народного творчества в эстетическом воспитании школьников.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Закладывая в детстве знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры.

Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов - одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества. Эта задача должна решаться, прежде всего, на общепедагогическом уровне - в учреждениях общего и дополнительного образования.

Новизна программы заключается в форме проведения занятий, говорят: « Все новое – хорошо забытое старое», занятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Занятие выстроено  в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Педагог одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы.

Цели и задачи

Цель  программы:    развитие  творческих  способностей  детей,

формирование  у  них  высокого  уровня  потребностей  к  саморазвитию  и

самосовершенствованию  на  основе  приобщения  к  традиционной  русской

культуре и изобразительному искусству.

Задачи программы:

 Обучающие:                        

-  сформировать  элементарные  знания  и  умения  в  изучаемых  видах

декоративно-прикладного творчества;

-  обеспечить самореализацию детей через выполнение творческих проектов;

-  научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;

-  познакомить детей с историей кукольного рукоделия.      

Развивающие:                        

-  развивать  творческие  способности  ребёнка;

-   развивать познавательные интересы;

-  развивать  художественный  вкус,  фантазию;

-  развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук, глазомер;

-  способствовать  ранней  профориентации  через  включение  в  практическую деятельность;

-  содействовать  укреплению  общих  семейных  интересов  путем  привлечения детей и взрослых к проведению совместных мероприятий.

Воспитательные:

-  формировать  у  ребёнка   нравственные  и  культурные

ценности  посредством изучения и изготовления народной  куклы;

- воспитывать коммуникативную культуру;

-  воспитывать  аккуратность,  трудолюбие,  целеустремлённость, терпение, бережливость, положительное отношение к труду.

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.

Обучение начинается с самых простых куколок, с учетом возрастных особенностей детей, т. к. некоторые куклы требуют умения и ловкости рук даже для взрослых.

Реализации основных целей и задач программы способствуют следующие педагогические и дидактические принципы:

- принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения;

- принцип целостного представления о мире предполагает формирование у обучающихся обобщённого системного представления о мире;

- принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в учреждении и на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

- принцип вариативности предполагает формирование у обучающихся способностей к принятию решений в ситуациях выбора в условиях решения задач и проблем;

- принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

    На занятиях используются анализ, синтез, сравнение, обобщение и прочие мыслительные операции, направленные на решение познавательных задач. Развитие мелкой моторики пальцев рук на занятиях является дополнительным фактором, стимулирующим развитие речевого центра коры головного мозга.

      И, наконец, применение знаний и умений одного вида деятельности в других положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей ребёнка, является показателем его умственного развития.

      Таким образом, народное творчество становится не только средством эстетического, нравственного и трудового воспитания, но и средством формирования интеллектуальной творческой личности.

         Программа предусматривает помимо традиционных использование нетрадиционных форм проведения занятий (сказка, заочное путешествие и т.д.). Обучение в объединении предусматривает обязательное участие в выставках и конкурсах.

        Основа для организации занятий в объединении «Домовенок» - календарные циклы жизнедеятельности людей, завершающиеся традиционными праздниками.

        Приобщение детей к народному творчеству немыслимо без создания особой атмосферы увлечённости и заинтересованности. Чтобы создать такую атмосферу, используются различные формы образовательной деятельности: беседы, игровые ситуации, нестандартные формы проведения занятий, конкурсы, викторины, посещение музеев и выставочных залов и т.д.

        В программе отведено место региональному компоненту: изучению традиций и обрядов нашего края, освоению традиционной вышивки и костюма при создании этнографических кукол к конкурсам декоративно-прикладного творчества.

Структура занятия:

1.Ознакомительная часть.

        Педагог демонстрирует готовое изделие-куклу. Знакомит с её историей, приводит интересные факты, рассказывает о функциях данной куклы, о технологии изготовления, проверяет все необходимое для работы.

2.Процесс изготовление.

        Педагог поэтапно показывает, как создается изделие. Воспитанники повторяют весь процесс шаг за шагом. Педагог после каждого этапа проверяет успешность выполнения, указывает на ошибки и помогает в случае необходимости.

3. Подведение итогов.

Закрепление полученных знаний в виде опроса, самоанализа и само оценивания. Запись последовательности изготовления и зарисовки, по необходимости. Получение готового продукта.

Прогнозируемые результаты I года обучения

 Учащиеся должны знать:

- основные виды народного и декоративно-прикладного искусства;

- технику безопасности при работе с инструментами;

- виды тканей, используемых для изготовления традиционных кукол;

- особенности простейших,  украшающих швов;

- историю народной куклы;

- анатомию текстильной куклы;

- типы и назначение традиционных тряпичных кукол;

- технику изготовления простейших  кукол;

-  основы цветоведения; основные законы композиции; народный орнамент;

-  материалы  для набивки куклы;

-  правила подбора цветовой гаммы материалов для изготовления   кукол;

- основные элементы народного костюма.

уметь:

- правильно организовать рабочее место, работать с инструментами;

- работать со специальной учебно-методической литературой;

- выполнять простейшие и украшающие швы;

-правильно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления куклы;

- изготовить тряпичную куклу в соответствии с программой обучения;

- работать индивидуально и коллективно.

Прогнозируемые результаты II года обучения

Учащиеся должны знать:

- цветовые сочетания в изделии;

- правила работы по технологическим картам;

- народные традиции, в которых задействованы куклы;

- виды  кукол к различным возрастным женским переходам;

- типы и назначение традиционных  кукол;

- основные календарные праздники и обрядовые куклы к каждому из них;

- технологию изготовления игровых и  обереговых  кукол;

- виды русских народных костюмов, их названия;

- традиционные исторические  названия деталей русских народных костюмов, их значение (в костюме);

- правила  сбора этнографического материала и беседы с информатором во время летних исследовательских экспедиций по родному краю.

уметь:

- разбираться в схемах пошагового изготовления игровых, обереговых и обрядовых кукол;

- работать индивидуально с инструкционными  технологическими  картами;

- грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол;

- подбирать цветовую гамму  для отделки костюма куклы;

- украсить предметы одежды вышивкой (простейшими и счётными швами);

- оформлять работу до готового изделия;

- самостоятельно составить и воплотить на практике технологическую цепочку для выполнения работ на конкурсы декоративно-прикладного творчества;

- собирать этнографический материал и беседовать с информатором во время летних исследовательских экспедиций по родному краю.

Прогнозируемые результаты III года обучения

должны знать:

- понятие: «декор», «проект», «каркас», «манекен», «тильда», «интерьерные куклы», «этнос»;

- последовательность этапов выполнения творческого проекта;

- законы цветоведения, понятия комбинирования, равновесия в изделии;

- виды русских и северных орнаментов, их символика;

- терминологию ручных и машинных швов,

- декорирование костюмов народов России и Мари;

- традиционные и современные техники изготовления кукол (авторских, зарубежных);

- различные приемы декоративной отделки изделий;

- технологию изготовления интерьерных текстильных изделий

уметь:

- самостоятельно изготовить лекала для кукол;

- самостоятельно планировать свою деятельность;

- выполнять сложные работы: куклы, украшения, панно, сувениры и т.д.;

- самостоятельно изготовить и оформить изделия из тканевого, природного, бросового материалов;

- технически правильно выполнять и комбинировать изученные приемы работы;

- рисовать эскиз будущего изделия, создавать эскиз в программах Word, Mikrosoft Office Publisher.

- подбирать самостоятельно основные, дополнительные, клеящие материалы, фурнитуру, наполнители;

- изготавливать различные по объему и сложности работы: сувениры, украшения, интерьерные изделия;

- самостоятельно декорировать изделия, создавать композиции из кукол.

должны иметь представление: о работе мастера - кукольника, о понятиях: сувенирная продукция, выставочные изделия, интерьерные изделия, аксессуары, фурнитура, основные и дополнительные материалы, современные клеящие материалы, наполнители, влажно-тепловая обработка и др.

Учебно-тематический план программы

«Кукла по календарю»

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество  

Теорет.

Практ.

Первый год обучения

Вводное занятие

1.

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.  

 2

 2

 -

Виды простейших и украшающих швов

2.

«Вперед иголку».

4

2

2

3.

«Назад иголку».

4

2

2

4.

Тамбурный.

4

2

2

5.

Стебельчатый.

4

2

2

Волшебство славянских кукол

6.

 История народной куклы.

2

 2

 -

7.

 Традиционный русский костюм.

2

2

-

8.

Колористика и орнамент в декоративно-прикладном искусстве.

4

2

2

Виды традиционных народных кукол. Игровая кукла

9.

Зайчик на пальчик.

4

2

2

10.

Хороводница.

6

2

4

11.

Кулачник.

6

2

4

12.

Кукла на ложке.

4

2

2

13.

Бессонница.

4

2

2

14.

Сороки.

6

2

4

Обрядовая кукла

15.

Пеленашка.

4

2

2

16.

Куватка.

4

2

2

17.

Масленица.

6

2

4

18.

Колокольчик.

8

2

6

19.

Мировое дерево.

6

2

4

20.

Зернушка.

8

2

6

Обереговая кукла

21.

День-ночь.

6

2

4

22.

Кукла счастья.

6

2

4

23.

Солнечный конь.

8

2

6

24.

Травница.

6

2

4

25.

Шестиручка.

4

2

2

26.

Неразлучники.

6

2

4

Праздники и подготовка к ним

Изготовление сувениров.

8

2

6

Выставки.

6

6

-

Итоговое занятие.

2

-

2

Итого:

144

60

84

Второй год обучения

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество  

Теорет.

Практ.

Вводное занятие

1.

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.  

2

2

-

Народный календарь

2.

Праздники.

6

2

4

3.

Обряды.

6

2

4

4.

Обычаи.

6

2

4

5.

Приметы.

6

2

4

Осенние традиционные  куклы

6.

Рябинка.

12

2

10

7.

Десятиручка.

8

2

6

8.

Филипповка.

6

-

6

9.

Крупеничка.

8

2

6

10.

Неразлучники.

8

2

6

Зимние традиционные  куклы

11.

Спиридон – солнцеворот.

 8

 2

 6

12.

Недоля.

6

 2

4

13.

Рождественский ангел.

6

2

4

14.

Коляда.

6

2

4

15.

Лихорадки.

 10

 2

 8

16.

Санница.

8

2

6

17.

Коза-дереза.

 8

2

6

Весенние традиционные  куклы

18.

Птица-радость.

 10

2

8

19.

Мартеночки.

 6

2

4

20.

Масленница.

8

2

6

21.

Вербница.

 8

2

6

22.

 Пасхальница.

 8

2

6

Летние традиционные куклы

23.

Кубышка-травница.

 8

 2

 6

24.

Купавка.

 8

 2

 6

25.

Мотанка.

8

2

6

Праздники и подготовка к ним

26.

Изготовление сувениров.

22

4

18

27.

Выставки.

8

8

-

Итоговое занятие.

2

-

 2

 Итого:

216

 60

156

Третий год обучения

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество  

Теорет.

Практ.

 Вводное занятие

1.

 Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

2

2

-

Куклы из бабушкиного сундука 

2.

История народной вышивки. Виды старинной вышивки.

6

2

4

3.

Обережная вышивка крестиком.

12

2

10

4.  

Пояс – важная часть костюма. Плетение поясков.

12

2

10

 Вепсские куклы

5.

«Нянюшка».

10

2

8

6.

«Капустка».

10

2

8

7.

«Радостея».

10

2

8

8.

«Покосница».

10

2

8

Куклы Столбушки

9.

Владимирская.

12

2

10

10.

Курская.

12

2

10

11.

Орловская.

12

2

10

12.

Архангельская.

10

2

8

13.

«Мамка с детьми».

10

2

8

Игровые куклы возрастного женского перехода «Хозяюшка» и «Невеста»

14.

1 цикл "Рождение. Младенчество" -  кукла от колик.

10

 2

8

15.

2 цикл "Детство" – кукла «Отдарок  на подарок».

10

 2

 8

16.

3 цикл "Хозяюшка" - кукла "Каша".

10

2

 8

17.

4 цикл "Невеста " – кукла на выхвалку.

 10

 2

 8

18.

5 цикл "Свадьба" - Мировое древо.

10

2

8

19.

6 цикл "Материнство" – кукла Московка.

12

2

10

Творческая мастерская

20.

Изготовление сувениров на выставки и ярмарки.

24

-

24

21.

Итоговое занятие.

2

-

2

 Итого:

216

38

178  

Введение в образовательную программу:

Цель и задачи на год. История возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Правила внутреннего распорядка. Организация занятий. Содержание рабочего места.

История народной куклы, русский костюм:

История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами. Рассказ об истории русского костюма,  о различии костюмов русских губерний.  Показ презентаций.

Типы и назначения кукол:

Информация  о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. Показ образцов.

Тряпичная народная кукла:

Рассказ – информация по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы. Изготовление поделок на заданную тему.

2-й год обучения:

 Кукла в русском быту. Традиционная русская кукла в праздничной символике. Праздники на Руси. Язык орнамента. Календарь:

Знакомство с историей русского костюма, рассказ о жизни и быте  русского народа, о народных праздниках. Язык символов в орнаменте. Народный календарь. Календарь кукол. Показ иллюстраций и презентаций на тему.

Изготовление кукол:

Продолжение тем 1-го года обучения. Знакомство с новыми видами кукол, их предназначением. Изготовление кукол под руководством педагога и самостоятельно.

Методическое обеспечение образовательной  программы

Для обучения изготовлению народной куклы на занятиях используются объяснительно-иллюстративные методы. Приёмы и методы организации учебного процесса соответствуют возрастным особенностям обучающихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству. Основным принципом организации содержания, учебного курса является принцип единства воспитания и обучения. Это означает, что воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в учебных видах деятельности, в которых ребёнок сохраняет себя как ценность.   Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основное место отводится на занятиях практическим работам, которые включают в себя выполнение графических зарисовок, изготовление кукол, подготовка к выставкам. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных воспитанниками.

Итог работы:  выставка в конце 1 года обучения, по две выставки на втором и третьем году обучения.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы «Куклы по календарю» необходимо иметь:

  1. Материально-техническую базу:

• специально оборудованный кабинет для занятий с детьми;

• зал для проведения подвижных и обрядовых игр, праздников;

• столы;

• стулья;

• шкафы для хранения готовых и фондовых изделий, литературы, папок, пособий и т.д.;

• доску классную;

• полки для тематической выставки, образцов.

Инструменты и приспособления:

• ножницы;

• иглы, игольницы;

• приспособления для набивки изделий.

Материалы:

• хлопчатобумажные, льняные ткани;

• хопчатобумажные и шерстяные нитки;

• тесьма, кружево, сутаж;

• синтепон, вата, крупы;

• заготовки из дерева, береста.

  1. Методическое оборудование и пособия:

• учебные и методические пособия по  тряпичной кукле;

• подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов по различным видам тряпичных кукол;

• подборка журналов и других материалов из различных средств массовой информации по  тряпичной кукле;

• информация о музеях, выставочных залах г. Липецка, где представлены кукольные экспозиции; предметы быта и одежды, украшенные вышивкой;

• портфолио детского объединения, где представлены материалы, отражающие достижения учащихся;

• указатель литературы для педагога и для детей;

• образцы готовых изделий по программе обучения.

Педагогический мониторинг

   Педагогический мониторинг позволяет системно отслеживать результативность образовательного процесса и включает в себя: входную (диагностическую) аттестацию (проводится в сентябре), текущий контроль,  промежуточную аттестацию (проводится в середине года) и промежуточную (итоговую) аттестацию (проводится в конце учебного года).

Входная (диагностическая) аттестация: определение уровня подготовки обучающихся в начале цикла обучения, т. е. начальное диагностирование. Тестирование, анкетирование, практические задания.

Текущий контроль осуществляется регулярно руководителем детского объединения.

• проверка репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием тестов по темам изученного курса;

• фронтальная и индивидуальная беседа;

• выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности;

• решение художественных задач, направленных на проверку практических знаний, умений и навыков на практике;

• участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества разного уровня.

Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в конце года по данной образовательной программе.

Для выявления результативности усвоения образовательной программы в начале каждого этапа обучения проводится тестирование исходного уровня владения навыками. Итоговый контроль предусматривает выполнение комплексной работы, включающей выполнение изделия по предложенной схеме с введением творческих художественных нюансов и индивидуальные творческие работы по собственным эскизам с использованием различных материалов, приёмов и техник.

Итоговая аттестация представляет собой оценку качества усвоения учащимися содержания образовательной программы за весь период обучения.

        Конечным результатом выполнения программы предполагается  участие обучающихся в выставках, смотрах и конкурсах.

 Используемая литература

Список литературы для педагога:

1.Дайн Г.Л. Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Детская литература, 2001.

2.Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007.

3.Демидова Н.Г. Моя народная кукла //Я вхожу в мир искусств. – 1999. – №8.

4.Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / Авт.-сост. О.Я.Воробьёва. – Волгоград: Учитель, 2009.

5.Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие: В 2 ч. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.2.

6.Дикова С.И. Шьём тряпичные куклы //Школа и производство. – 1995. – №2. – С. 55-57.

7.Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / Авт.-сост. Е.А.Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2009.

8.Колесникова В. Праздники Руси православной. – М.:ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.

9.Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. – 2002. – №1. – С. 40-51.

10.Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками /Авт.-сост. Е.В.Берстенёва, Н.В.Догаева. – М.: Белый город, 2011.

11.Осиненко Г.П. Столбик против Барби //Народное творчество. – 1997. – №5. – С. 44-45.

12.Русский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О.А.,Зязева Л.К.

Список литературы для детей:

1.Н. Русский народный календарь. Обычаи, поговорки и приметы на каждый день. – М .,2005.

2.Берстенева Е., Догаева Н. Кукольный сундучок. М.,2010.

3.Воздвиженский П.Н.  Священная история. – М.,2004.

4.Войдинова Н.М.  Куклы в доме. – М.,2000.

5.Все святые, молите бога о нас. Чудеса и жития всех святых. – Сибирская благозвонница, 2004

6.Дайн Г. Детский народный календарь.

7.Дайн Г., Дайн Мария. Русская тряпичная кукла. – М.,2008.

8.Котов И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – С.-П., 2003.

9.Максименко О. Куклы для девочек. – М., 2003.

10.Максимова И., Кузьмина М. Девичьи хлопоты. – М.,2003.

11.Саффот Ш. Рождественские мотивы.  Шьём из лоскутков. – М.,2003.

 

Мониторинг образовательных результатов

Параметры

Критерии

Методика и периодичность

Показатели уровня подготовленности

высокий

выше среднего

средний

ниже среднего

низкий

1. ЗУН

Теорет. знания

Тестирование.

3 раза в год

80-100% прав, ответов

60 -80 % прав, ответов

40-60 % прав, ответов

20-40 % прав, ответов

До 20 % прав, ответов

Работа с технологи-ческими картами

Наблюдение. Постоянно

Самостоя-тельное выполнение

Выполнение карты со словесной помощью педагога

Выполнение карты с практической помощью педагога

Работа выполнена частично

Работа не выполнена

Практ. работа

Наблюдение. Постоянно

Самостоя-тельное выполнение

Выполнение карты со словесной помощью педагога

Выполнение карты с практической помощью педагога

Работа выполнена частично

Работа не выполнена

Интерес к занятиям

Посещаемость

Анализ посещаемости по журналу. 1 раз в год

Отсутствие пропусков

Пропуски по уважительным причинам

Редкие пропуски без уважительных причин

Частые пропуски без уважительных причин

Нестабильная посещае-мость

Достижения воспитанника

Участие в конкурсах различного уровня

Портфолио воспитанника

1 раз в год

Призеры международ-ного, российского, регионального уровня

Призеры республи-канского уровня

Призеры муниципаль-ного уровня

Призеры учережден-ческого уровня

Участники конкурсов

Приложение

Индивидуальный образовательный маршрут обучения воспитанников

по программе «Куклы по календарю»:

Пояснительная записка

        Проблема профессионального самоопределения старшеклассников в настоящее время становится все более актуальной.  Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, в поколении свободных творцов, способных генерировать принципиально новые идеи.  

Раннее выявление, обучение и воспитание способных, целеустремлённых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.  

Способные, талантливые, одарённые дети нуждаются в помощи педагогов, в особом внимании и руководстве. Однако, в силу личностных, возрастных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Особенно старшеклассники склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему миру.

Старшеклассники достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения.  Очень важно, что возможность индивидуального, дополнительного образование дает большие возможности для развития способностей и самоопределения в будущей профессии.  Чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче будет ему найти свое призвание.  Для развития творческих способностей личности старшеклассников необходимы индивидуальные формы обучения.

Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основаны на следующих принципах:  

- индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности воспитанника и педагога;  

- вариативность программ, учебных курсов, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей;  

- качественное обучение, развитие и воспитание воспитанников   без ущерба для их здоровья.  

Главное в построенном таким образом учебном процессе – признание за каждым воспитанником права на значительную автономию, свой темп работы, специфические способы овладения знаниями.  Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка ______________________, направлен на личностное развитие и успешность, составлен с учетом уровня подготовленности и направлений интересов по художественно-эстетическому профилю.

Целевое назначение:

 Создание условий для формирования и развития у обучающегося творческих способностей, практических знаний и умений, способность самостоятельно приобретать и применять знания для последующего профессионального самоопределения.  

Задачи:  

- создание условий для углубления знаний по программе художественная деятельность;

- систематизация знаний по направлениям ДПИ;

- предоставление воспитанникам возможности развивать свои способности средствами  художественного мастерства;  

- формирование умения применять теоретические знания для решения практических задач;

- овладение алгоритмами и приёмами решения творческих задач повышенного уровня сложности;

- развитие творческих способностей в процессе решения творческих задач;

- вовлечение старшеклассников в конкурсную, выставочную деятельность.

        Ожидаемый результат:

- Успешное освоение дисциплины;  

- Овладение навыками самостоятельной работы;

- Развитие привычки к самоконтролю и самооценке;

- Повышение мастерства в прикладной деятельности.

Лист индивидуального образовательного маршрута:

Ф.И.О. воспитанника_____________________________________________________

на _______/_______ учебный год

 

Направления

Ф.И.О. педагога

Кол-во часов

Результаты

Подпись педагога

11.

Декоративно-прикладное творчество

 

Способность решать задачи повышенного уровня сложности в области ДПИ.

Итого:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учётом ведения в неё основных требований ФГОС

Методическая рекомендация педагога дополнительного образвания МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара Романовской Аллы Леонтьевны по теме: "Модернизация дополнительной  общеразвивающей про...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических...

Дополнительная общеразвивающая программа "Вокальная студия"

Программа «Вокальная студия»  адресована учащимся  дошкольного и младшего школьного возраста.  Срок реализации - 5 лет.Работа в рамках программы осуществляется  по двум...

Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка"

Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка" для учащихся дошкольного возраста. Срок реализации - 2 года....

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса природы"

Направленность программы - естественнонаучная.Актуальность программы. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание....