Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка"
рабочая программа по музыке по теме

Данилова Лиана Александровна

Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка" для учащихся дошкольного возраста. Срок реализации - 2 года.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Музыка»

для учащихся дошкольного возраста

срок реализации — 2 года

Автор:

Данилова Лиана Александровна,

педагог дополнительного образования

Надым

Пояснительная записка

Музыкальное воспитание - это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке. Музыкальное развитие - это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Определенное значение имеют индивидуальные особенности каждого ребенка. Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации и целенаправленного обучения.

    Обучение музыке - воспитывающий процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальный опыт, приобрести элементарные сведения. Задача педагога - ввести ребенка в мир музыки и воспитать эмоциональное и осознанное отношение к ней. Приобщение ребенка к музыке проходит успешно, если у него развивается способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные образы. Постепенно накапливается запас любимых произведений, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Пение - основной и наиболее доступный вид музыкальной деятельности детей. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: слух, память, чувство ритма.

Дополнительная общеразвивающая программа «Музыка» разработана в соответствии с «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей» согласно письма Министерства образования РФ № 06-1844 от 11.12.2006г., Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008).

Данная программа имеет художественную направленность и способствует развитию художественно-эстетического вкуса, музыкальных способностей и познавательного интереса у детей.

        Программа отличается новизной в последовательности и системе приобщения детей к музыкальному искусству. Предлагаемый практический материал доступен всем учащимся, независимо от их возможностей и способностей, но главное - эффективен при формировании певческой интонации детей.

Актуальность разработки данной дополнительной общеразвивающей программы заключается в создании условий для развития творческой личности ребенка через освоение музыкальной культуры, формировании у учащихся музыкальных способностей, что способствует более полному раскрытию себя и успешной реализации своего творческого потенциала. Поэтому музыкальное воспитание необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости. Важно, чтобы уже в раннем детстве перед ребенком смогли раскрыть всю красоту музыки, дали возможность ее прочувствовать.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте и жизни, что является педагогически  целесообразным.

Цель программы - развитие  музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста путем введения в мир музыкального искусства.

Задачи программы:

образовательные:

  • познакомить учащихся с элементарными музыкальными понятиями,
  • обучить простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности;
  • формировать и воспитывать исполнительскую культуру;

развивающие:

  • содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, ладово-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос;

воспитательные:

  • воспитывать правильное понимание содержания музыкальных образов, проявлять свои чувства в пении, в музыкально-ритмических движениях;
  • воспитывать готовность и потребность к музыкальной деятельности.

Решение поставленных задач базируется на следующих  принципах:

  • гуманизации, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе восприятия музыкальных произведений;
  • личностно-ориентированного и дифференцированного обучения;
  • учета возрастных и индивидуальных особенностей учащегося;
  • учета музыкальных  интересов и направленности ребенка на конкретный вид детской  музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта;
  • субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации музыкальной деятельности. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности;
  • систематичности и последовательности в организации процесса обучения музыки, предполагающий планомерную работу, постепенное усложнение музыкального содержания и приемов работы с учащимися на разных этапах педагогической технологии, связь содержания, форм, средств и методов работы;
  • продуктивности образовательной деятельности;
  • сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное взаимодействие педагога, учащихся, родителей в процессе всего музыкального воспитания и развития дошкольников.

Отличительной особенностью программы «Музыка» является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в различных видах музыкальной деятельности: хоровое пение, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, самостоятельная творческая деятельность. Такая разнонаправленность способствует   более многогранному и полному раскрытию себя в будущем.

Срок реализации программы: 1 год обучения – 28 часов в год, 2 год обучения - 36 часов в год. Групповые занятия проводятся один раз в неделю для детей 4 лет по 20 минут, для детей 5-6 лет по 25 минут. Наполняемость групп – не менее 12 человек. Программа адресована учащимся дошкольного возраста. Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных особенностей учащихся, допустимой нагрузки в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41.  

Формы организации занятий

     В работе с детьми дошкольного возраста применяют следующие формы работы: музыкальные игры, игры-драматизации, викторины, концерты, которые являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия.

Музыкальные игры и игры-забавы – это своеобразные формы обучения и развлечения, позволяющие педагогу создавать непринужденную обстановку на занятии.

Использование педагогом игр-забав способствуют переключению внимания учащихся, снятию утомления. Различные ритмические попевки и проговаривания с одновременным прохлопыванием, притопыванием интересны для детей и могут выполняться вместе с педагогом или самостоятельно. Музыкальные игры более развернуты по содержанию, чем игры-забавы.

Игры-драматизации - наиболее распространенная форма развлечения. Учащиеся сами обыгрывают песни, разыгрывают действия сказок. Педагог помогает детям осваивать ту или иную роль, согласовывать свои действия с действиями других участников. Музыка в играх-драматизациях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на музыкальных инструментах. Музыка вводится с целью создания определенного настроения, в качестве музыкального оформления.

    Урок – концерт, это итоговое мероприятие, которое позволяет выявить уровень музыкальной культуры учащихся:

- развитие эмоционального восприятия музыкального произведения;

- усвоение материала по программе;

- исполнительский уровень и репертуар учащихся.

Структура занятия

1 год обучения

2 год обучения

Подготовительная часть:

  • организационный момент – 2 мин.;
  • распевание, вокальные упражнения, попевки – 3 мин.

Основная часть:

  • объяснение нового и повторение пройденного материала – 10 мин.;
  • слушание музыки – 3 мин.

Заключительная часть:

  • подведение итогов  занятия – 2 мин.

Подготовительная часть:

  • организационный момент – 2 мин.;
  • распевание, вокальные упражнения, попевки – 3 мин.

Основная часть:

  • объяснение нового и повторение пройденного материала – 12 мин.;
  • слушание музыки – 3 мин.;
  • игра на музыкальных инструментах – 3 мин. Заключительная часть:
  • подведение итогов  занятия – 2 мин.

Условия реализации программы

     Музыкальные занятия должны проводиться в просторном, светлом помещении. Для оформления кабинета используются портреты композиторов, рисунки детей и т. д.

     Для фортепиано следует выбрать такое место, чтобы сидя за инструментом, возможно, было видеть всех детей.

Организация процесса музыкального воспитания предполагает оснащение его всем необходимым оборудованием - музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими пособиями и играми, техническими средствами обучения, всевозможной методической литературой, специальной мебелью.

Использование на музыкальных занятиях музыкально-дидактических игр, пособий, активизирует детей и позволяет в доступной, интересной форме приблизить ребенка к музыке.

Музыкальная запись может обеспечить высокий уровень исполнения различных музыкальных произведений, дать наглядное представление об инструментальной и вокальной музыке, познакомить со звучанием хора и оркестра, значительно обогатить педагогический процесс.

Можно записать необходимые педагогу музыкальные произведения, музыкально-литературную композицию для развлечений, детских праздников. Музыкальный центр дает возможность фиксировать удачное или менее удачное исполнение детьми песен, и прослушивая их с учащимися, педагог активизирует их внимание, вызывает стремление исправить свои ошибки.

Предполагаемый конечный результат реализации программы

В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы у учащихся формируются следующие компетенции:

Ключевые:

Ценностно-смысловые:

  •  способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение.

Общекультурные:

  •  умение организовать свободное время;
  • наличие внутренних мотивов личности для занятий музыкой;
  • проявление интереса к собственной деятельности.

Учебно-познавательные:

  •  готовность к восприятию информации;
  •  умение отличать реальные события от домыслов.

Информационные:

  • умение усваивать нужную информацию из разных источников (телевизор, магнитофон, компьютер).

Коммуникативные:

  • приобретение и развитие коммуникативных способностей, активности, сообразительности;
  • умение  взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Личностного самосовершенствования:

  • владение правилами личной гигиены и способами безопасной жизнедеятельности;
  • развитие личностных качеств, саморегуляции.

Специальные:

  •  владение певческими навыками: звукообразованием, дикцией, дыханием, артикуляцией.
  •  развитие слуха, памяти, чувства ритма;
  •  владение простейшими приемами игры на музыкальных инструментах; умение играть на музыкальных инструментах в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп.

Механизм промежуточной и итоговой аттестации

в ходе реализации программы

Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, является контроль знаний, умений и навыков, который проводится три раза в год.

Начальный контроль ЗУН – в начале освоения программы для 1 года обучения с 1 по 10 октября.

Стартовый контроль ЗУН – в начале второго года обучения, с 15 по 25 сентября.

Промежуточная аттестация  -  с 20 по 26 декабря и  с 20 по 30 апреля.

Итоговая аттестация – в конце освоения программы, с 12 по 19 мая.

Контроль знаний, умений и навыков на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям: усвоение теоретического материала, владение практическими умениями и навыками, владение специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой. Текущий контроль проводится в процессе обучения на практических  занятиях.

Знания, умения и навыки обучающихся оцениваются  по 4 бальной системе, от 2 -5 баллов.

Критерии оценивания начального контроля: музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, выразительное исполнение репертуара.

Критерии оценивания стартового и промежуточного контроля: музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, певческие навыки, художественное исполнение репертуара.

Методы контроля: опрос, наблюдение, выполнение практической работы.

Формы проведения контроля:

На начальном и стартовом этапе:

  • практическое занятие;
  • занятие-игра;

На промежуточном этапе:

  • открытое занятие;
  • контрольное занятие.

Программа итоговой аттестации содержит проверку теоретических знаний и практических знаний и умений учащихся.

Критерии итогового контроля:

  • элементарные теоретические знания;
  • певческие навыки;
  • художественное исполнение репертуара.

Формы итогового контроля:

  • итоговое занятие, концертное прослушивание.

Методы контроля: опрос, наблюдение, беседа.

Мониторинг личностного развития учащихся в процессе освоения ими образовательной программы осуществляется на основе диагностики личностного развития. В ходе реализации программы отслеживается уровень сформированности организационно-волевых качеств (терпение, воля, самоконтроль); ориентационных качеств (самооценка, интерес к занятиям); поведенческих качеств (конфликтность, тип сотрудничества).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учётом ведения в неё основных требований ФГОС

Методическая рекомендация педагога дополнительного образвания МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара Романовской Аллы Леонтьевны по теме: "Модернизация дополнительной  общеразвивающей про...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических...

Дополнительная общеразвивающая программа "Вокальная студия"

Программа «Вокальная студия»  адресована учащимся  дошкольного и младшего школьного возраста.  Срок реализации - 5 лет.Работа в рамках программы осуществляется  по двум...

Дополнительная общеразвивающая программа "Страна театральных игр" (144 ч.)

Данная программа отредактированна  в связи с последними требованиями к оформлению программ,  на основе следующих нормативных документов:1. Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 201...

Дополнительная общеразвивающая программа "Страна театральных игр" (72 ч.)

Даная программа разработанна на основе нормативных документов. Программа расчитана на 72 часа (занятия 2 часа в неделю). В содержании программы имеются подробное календарно-тематическое планирование и...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...