Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
материал по математике (1 класс)
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обучающегося. Программа направлена на развитие навыков устного счета, памяти, логического мышления детей. Уровень освоения программы: ознакомительный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mentalnaya_matematika_2019-2020.docx | 244.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Сосновского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей
естественнонаучной направленности
«Ментальная математика»
Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации:1 год
(уровень освоения - стартовый)
Автор составитель:
Скоробогатова Татьяна Михайловна
педагог дополнительного образования
р.п. Сосновка 2019г.
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2 |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Ментальная математика» |
3. Сведения об авторе: 3.1. Ф.И.О., должность | Скоробогатова Татьяна Михайловна, педагог дополнительного образования |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Нормативная база: |
Устав МБОУ Сосновской СОШ № 2 |
4.2. Область применения | Дополнительное образование |
4.3. Направленность | Естественнонаучная |
4.4. Тип программы | Модифицированная |
4.5. Целевая направленность программы | Общеразвивающая |
4.6. Возраст обучающихся по программе | 7-10 лет |
4.7. Продолжительность обучения | 1 год |
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. Пояснительная записка
Программа имеет естественнонаучную направленность и составлена в соответствии с нормативными документами: ФЗ РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Устав МБОУ Сосновской СОШ № 2;
ФГОС начального общего образования.
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обучающегося. Программа направлена на развитие навыков устного счета, памяти, логического мышления детей. Уровень освоения программы: ознакомительный.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что в процессе обучения дети учатся правильно общаться друг с другом. Программа дает развитие социальности, возможность активно и плодотворно работать, быть адаптированным в современном быстро меняющемся обществе, чувствовать себя нужным, общительным, толерантным и отзывчивым, одновременно помогая более слабым или отстающим в математическом плане детям.
Актуальность и практическая значимость
Ментальная математика представляет собой систему развития детей средствами математических вычислений, специальных упражнений по синхронизации полушарий мозга, развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, речи. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей с рождения до десяти лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее вашего ребенка. Данные международных исследований свидетельствуют о положительном влиянии ментальной математики на умственное развитие детей.
Педагогическая целесообразность
программы обусловлена важностью создания условий для формирования у обучающихся навыков абстрактного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также необходимости повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации. Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации постоянно растет. И очень важно уметь грамотно с ней работать, «пропускать» огромные ее объемы через себя. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у обучающихся эти навыки, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Отличительными особенностями программы от ранее существующих
является то, что ментальная математика способствует совершенствованию вычислительных навыков с помощью абакуса. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия. Абакус отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются на нем горизонтально слева направо. Числовую информацию мы читаем, произносим, пишем слева направо. Устные вычисления производим тоже слева направо. При работе с абакусом не нарушается этот алгоритм, что способствует улучшению вычислительных навыков обучающихся. В отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые дети осваивают рано, и которые могут тормозить мозговую деятельность, счет на абакусе наоборот повышает умственное развитие комплексом манипуляций.
Адресат программы
Программа «Ментальная математика» адресована детям 7-10 лет.
Условия набора учащихся
- обучению по программе принимаются все желающие мальчики и девочки в возрасте от 7 до 10 лет. Обучение по данной программе будет актуальным для х детей, проявляющих интерес к изучению математики. При зачислении в объединение проводится стартовая диагностика с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей.
Количество учащихся
Для обучения формируются группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий 7-10 лет, являющиеся основным составом объединения. Наполняемость группы: 12-15 человек. Состав группы постоянный.
Объем и срок освоения программы
Программа «Ментальная математика» рассчитана на 1 год обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 72 часа.
Формы и режим занятий
Форма обучения – очная. Программа предусматривает 2 вида занятий: теоретические занятия и практические занятия. В обучении применяется групповая форма с индивидуальным подходом, включающая обучение в малых группах.
Режим занятий. На освоение программы отводится 2 часа в неделю. Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий - 45 минут. По окончании обучения с обучающимися проводится итоговая диагностика.
Цель и задачи программы
Цель программы - развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.
Задачи
Обучающие:
- совершенствование вычислительных навыков с помощью арифметических счет Абакус;
- обучение умению выстраивать мысленную картину чисел на абакусе, увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти.
Развивающие:
- развитие концентрации внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности, способности к визуализации;
- развитие мелкой моторики детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
- развитие познавательной активности через применение технологии личностно-ориентированного деятельностного подхода;
Воспитательные:
- воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.
- воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.
- воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.
1.2. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации /контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ детей. Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья». Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. | 4 | 2 | 2 | Наблю-дение, решение примеров на время |
2 | Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 5-9. Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9. | 5 | 2 | 3 | Наблю-дение, решение примеров на время |
3 | Набор чисел от 10 до 99. Определение чисел с абакуса. Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99. | 5 | 2 | 3 | Наблю-дение, решение примеров на время |
4 | Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Определение чисел с абакуса в пределах 100-999. Простое сложение в пределах 100-999. Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999. Простое вычитание в пределах 100-999. Решение примеров на простое вычитание в пределах 100-999. Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах 100-999. | 6 | 2 | 4 | Наблю-дение, решение примеров на время |
5 | Сложение с 5 методом «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4. Базовые упражнения на сложение с 5. Решение примеров на сложение методом «Помощь брата». Вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые упражнения на вычитание с 5. Выполнение примеров методом «Помощь брата». Сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». Решение примеров на сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». | 12 | 5 | 7 | Наблю-дение, решение примеров на время |
6 | Сложение с 10 методом «Помощь друга». Формулы добавления чисел 1-9. Базовые упражнения на сложение с 10. Решение примеров на сложение с 10 методом «Помощь друга». Вычитание с 10 методом «Помощь друга». Формулы вычитания с 10 методом «Помощь друга». Базовые упражнения на вычитание с 10. Решение примеров на вычитание с 10 методом «Помощь друга». Выполнение заданий на сложение и вычитание с 10 методом «Помощь друга». | 18 | 8 | 10 | Наблю-дение, решение примеров на время |
7 | Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения сложения комбинированным методом. Вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения вычитания комбинированным методом. Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом. | 12 | 4 | 8 | Наблю-дение, решение примеров на время |
8 | Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных чисел. Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь друга», комбинированным методом. Диагностика. | 8 | 2 | 6 | Наблю-дение, решение примеров на время |
9 | Итоговая диагностика. | 2 | 2 | ||
Итого | 72 | 27 | 45 |
Содержание учебного плана
Раздел 1
Теория: Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ детей.Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья». Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев.(2 часа)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы. (2 часа)
Раздел 2.
Теория: Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 5-9. Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9. (2 часа)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (3 часа)
Раздел 3.
Теория: Набор чисел от 10 до 99. Определение чисел с абакуса. Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99. (2 часа)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы. (3 часа)
Раздел 4.
Теория: Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Определение чисел с абакуса в пределах 100-999. Простое сложение в пределах 100-999. Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999. Простое вычитание в пределах 100-999. Решение примеров на простое вычитание в пределах 100-999. Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах 100-999.(2 часа)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы. (4 часа)
Раздел 5.
Теория: Сложение с 5 методом «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4. Базовые упражнения на сложение с 5. Решение примеров на сложение методом «Помощь брата». Вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые упражнения на вычитание с 5. Выполнение примеров методом «Помощь брата». Сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». Решение примеров на сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». (5 часов)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы. (7 часов)
Раздел 6
Теория: Сложение с 10 методом «Помощь друга». Формулы добавления чисел 1-9. Базовые упражнения на сложение с 10. Решение примеров на сложение с 10 методом «Помощь друга». Вычитание с 10 методом «Помощь друга». Формулы вычитания с 10 методом «Помощь друга». Базовые упражнения на вычитание с 10. Решение примеров на вычитание с 10 методом «Помощь друга». Выполнение заданий на сложение и вычитание с 10 методом «Помощь друга». (8 часов)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы. (10 часов)
Раздел 7.
Теория: Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения сложения комбинированным методом. Вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения вычитания комбинированным методом. (4 часа)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы. (8 часов)
Раздел 8.
Теория: Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных чисел.
Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь друга», комбинированным методом. Диагностика. (2 часа)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (6 часов)
Раздел 9.
Итоговая диагностика. (2 часа)
1.3. Планируемые результаты
В результате освоения программы дети должны:
Знать:
-элементарное представление о ментальной арифметике, об Абакусе и его конструкции (братья и друзья);
-правила передвижения бусинок (цифры от 0 до 9), использования большого и указательного пальцев;
- представления о составе многозначных чисел;
Уметь:
-правильно использовать обе руки при работе с абакусом;
-набирать числа (1-10000) на абакусе;
-простое сложение и вычитание на абакусе;
- уметь оперировать многозначными числами на абакусе.
Освоить:
-метод сложения и вычитания «Помощь брата» на абакусе;
-метод сложения и вычитания «Помощь друга» на абакусе;
-комбинированный метод сложения и вычитания.
В результате прохождения программы у обучающихся повысятся вычислительные навыки и улучшится успеваемость в школе. У обучающихся повысится познавательная активность, улучшится интеллектуальные и творческие способности, а также возможности восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе. Обучающиеся станут более социально адаптированными, общительными, отзывчивыми, уверенными в себе,
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель – 36.
Дата начала и окончания учебных периодов
Начало занятий обучения с 10 сентября, окончание занятий 31 мая.
Продолжительность каникул с 1 июня по 31 августа.
2.2. Условия реализации программы
Санитарно-гигиенические требования
Для проведения занятий требуется учебный кабинет, соответствующий санитарно - гигиеническим нормам и требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи. Кабинет должен быть оснащен персональным компьютерам с доступом в интернет, мультимедийным проектором с экраном.
Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
2.3. Форма аттестации.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы.
- целью установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным целям и планируемым результатам проводятся промежуточная и итоговая аттестация. Промежуточная аттестация проходит в
конце первого полугодия в форме практических заданий, итоговая – в конце учебного года в виде выполнения практических заданий.
Для полноценной реализации данной программы используются следующие виды контроля:
вводный - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий и собеседования с ним;
текущий - мониторинг, тестирование, учебные тренинги, выполнение учащимися практических заданий;
итоговый – выполнение практических заданий.
Подведение итогов реализации программы происходит по окончании учебного года, где на практике проверяются знания, умения и навыки каждого обучающегося.
2.4. Оценочные материалы
Решение детьми примеров на время, проверка освоения детьми первого (второго, третьего, четвертого) уровня работы с абакусом, показательные выступления детей.
Мониторинг проводится после каждого уровня счета на скорость .
Высокий уровень (ребенок говорит ответ в течении 5 секунд)
Средний уровень (ребенок говорит ответ в течении 6 -7 секунд)
Низкий уровень (ребенок говорит ответ в течении 8 секунд и более)
Таблица индивидуального мониторинга освоения программы (диагностическая карта)
ФИО обучающегося ___________________________ Возраст (класс) ________ | ||
Показатели для мониторинга | Уровень на начало учебного года | Уровень на конец учебного года |
Эмоциональная вовлеченность ребенка в работу на занятии | ||
Умение набирать и распознавать числа 1-1000 на абакусе (работа двумя руками, работа пальцами) | ||
Умение складывать и вычитать числа на абакусе простым способом | ||
Умение складывать и вычитать числа на абакусе с пятеркой методом «Помощь брата» | ||
Умение складывать и вычитать числа на абакусе с десяткой методом «Помощь друга» | ||
Умение складывать и вычитать числа на абакусе комбинированным методом | ||
Ментальный счет | ||
Сформиро-ваны увлеченность, толерантное поведение, готовность и способность вести диалог со сверстниками и педагогом | ||
Способен к самостоятельному поиску методов решения практических задач | ||
Скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий: | ||
на счётах «Абакус» | ||
при ментальном счете (скорость, кол-во чисел) |
По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка для наиболее успешного овладения. Уровни освоения программы 1 балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными полученными знаниями. 2 балла - СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога. 3 балла - ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами. Самостоятелен при выполнении заданий. Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих результатов. |
2.5. Методические материалы
При составлении учебно-тематического плана педагог должен действовать в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Использовать разнообразные формы организации занятий и методы обучения. На занятиях, сочетать групповую и индивидуальную работу, что требует от обучающихся общения друг с другом и педагогом.
Занятия в учебном кабинете состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает беседы, рассказы, показы, которые способствуют эффективному усвоению знаний. При проведении занятий большую роль играет использование дидактических материалов, наглядных пособий, презентаций, учебных фильмов. Практическая часть занятий предполагает учебно – деятельностную работу обучающихся, выполнение практических упражнений по изучаемой теме. При проведении занятий применяются технологии проблемного и диалогового обучения, поисково - исследовательские и игровые технологии, интерактивные методики, проводится рефлексия.
Вне сетки часов происходит участие обучающихся в олимпиадах, викторинах, конкурсах, проектной деятельности.
Методическое обеспечение программы.
Название темы | Формы занятий | Методы, приемы | Вид контроля |
Знакомство с детьми. Знакомство с ментальной арифметикой | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья» | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. Тренировка пальцев. | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Выполнение заданий на добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа | Решение примеров |
Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 5-9 | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9. | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Набор чисел от 10 до 99 | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Определение чисел с абакуса. Набор чисел от 10 до 99 | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99. | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Простое сложение. Примеры на простое сложение | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Простое вычитание. Примеры простое вычитание | беседа, практическая деятельность, сравнение | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах 100-999. | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Закрепление пройденного. Решение примеров на простое сложение и вычитание. | беседа, практическая деятельность, сравнение | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Сложение с помощью пятерки методом «Помощь брата». Формула сложения с 5: +1=+5-4 и базовое упражнение к ней: 4+1 | беседа, практическая деятельность, сравнение | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формула сложения с 5: +2=+5-3 и базовые упражнения к ней: 3+2 и 4+2 | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формула сложения с 5: +3=+5-2 и базовые упражнения к ней: 2+3, 3+3, 4+3 | беседа, практическая деятельность, сравнение | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формула сложения с 5: +4=+5-1 и базовые упражнения к ней: 1+4, 2+4, 3+4, 4+4 | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Закрепление пройденного. Выполнение базовых упражнений на сложение с 5. | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Вычитание с помощью пятерки методом «Помощь брата». Формула вычитания с помощью пятерки: -4= -5+1 и базовое упражнение к ней: 5-4, 6-4, 7-4, 8-4 | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формула вычитания с помощью пятерки: -3=-5+2 и базовые упражнения к ней: 5-3, 6-3, 7-3 | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формула вычитания с помощью пятерки: -2=-5+3 и базовые упражнения к ней: 5-2 и 6-2 | беседа, практическая деятельность | Совместный поиск решения проблем | Решение примеров |
Формула вычитания с помощью пятерки: -1=-5+4 и базовые упражнения к ней: 5-1 | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Закрепление пройденного. Сложение и вычитание с пятеркой методом «Помощь брата» | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Решение примеров на сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата» | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Сложение с 10 методом «Помощь друга» | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формула добавления с помощью десятки: +9=+10-1 и базовые упражнения к ней 1+9, 2+9, 3+9, 4+9, 6+9, 7+9, 8+9, 9+9. Решение специально подобранных примеров. | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формула добавления с помощью десятки: +8=+10-2 и базовые упражнения к ней: 2+8, 3+8, 4+8, 7+8, 8+8, 9+8. Решение специально подобранных примеров. | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формула добавления с помощью десятки: +7=+10-3 и базовые упражнения к ней 3+7, 4+7, 8+7, 9+7. Решение специально подобранных примеров. | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формула добавления с помощью десятки: +6=+10-4 и базовые упражнения к ней 4+6, 9+6. Решение специально подобранных примеров. | практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формула добавления с помощью десятки: +5=+10-5 и базовые упражнения к ней 5+5, 6+5, 7+5, 8+5, 9+5. Решение специально подобранных примеров. | практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формула добавления с помощью десятки: +4=+10-6 и базовые упражнения к ней 6+4, 7+4, 8+4, 9+4. Решение специально подобранных примеров. | практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формула добавления с помощью десятки: +3=+10-7 и базовые упражнения к ней: 7+3, 8+3, 9+3. Решение специально подобранных примеров. | практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формула добавления с помощью десятки: +2=+10-8 и базовые упражнения к ней: 8+2, 9+2. Решение специально подобранных примеров. | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формула добавления с помощью десятки: +1=+10-9 и базовые упражнения к ней: 9+1. Решение специально подобранных примеров. | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Закрепление пройденного. Решение примеров на сложение с 10. | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Вычитание с 10 методом «Помощь друга» | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формулы вычитания с помощью десятки -9=-10 +1 и базовые упражнения к ней: 10-9, 11-9, 12-9, 13-9, 15-9, 16-9, 17-9, 18-9. Решение специально подобранных примеров. | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формулы вычитания с помощью десятки -8 = -10 +2 и базовые упражнения к ней: 10-8. 11-8, 12-8, 15-8, 16-8, 17-8. Решение специально подобранных примеров. | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формулы вычитания с помощью десятки -7 = -10 +3 и базовые упражнения к ней: 10-7, 11-7, 15-7, 16-7. Решение специально подобранных примеров. | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формулы вычитания с помощью десятки: -6 = -10 +4 и базовые упражнения к ней: 10-6, 15-6. Решение специально подобранных примеров. | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формулы вычитания с помощью десятки: -5 = -10 +5 и базовые упражнения к ней: 10-5, 11-5, 12-5, 13-5, 14-5. Решение специально подобранных примеров. | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формулы вычитания с помощью десятки: -4 = -10 +6 и базовые упражнения к ней: 10-4, 11-4, 12-4, 13-4. Решение специально подобранных примеров. | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формулы вычитания с помощью десятки: -3 = -10 +7 и базовые упражнения к ней: 10-3, 11-3, 12-3. Решение специально подобранных примеров. | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формулы вычитания с помощью десятки: -2 = -10 +8 и базовые упражнения к ней: 10-2, 11-2. Решение специально подобранных примеров. | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формулы вычитания с помощью десятки: -1 = -10 +9 и базовые упражнения к ней: 10-1. Решение специально подобранных примеров. | беседа, практическая деятельность, сравнение | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Закрепление пройденного. Решение примеров на вычитание с десяткой методом «Помощь друга». | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Сложение комбинированным методом | беседа, практическая деятельность, сравнение | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формула сложения комбинированным методом: +6= +11 -5 или +10-4 (-5+1) и базовые упражнения к ней: 5+6, 6+6, 7+6, 8+6 | беседа, практическая деятельность, сравнение | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формула сложения комбинированным методом: +7= +12-5 или +10-3 (-5+2) и базовые упражнения к ней: 5+7, 6+7, 7+7 | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формула сложения комбинированным методом: +8= +13-5 или +10-2 (-5+3) и базовые упражнения к ней: 5+8, 6+8 | беседа, практическая деятельность, сравнение | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формула сложения комбинированным методом: +9= +14-5 или +10-1 (-5+4) и базовые упражнения к ней: 5+9 | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Вычитание комбинированным методом | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формулы вычитания комбинированным методом: -6= -11+5 или -10+4 (+5-1) и базовые упражнения к ней: 11-6, 12-6, 13-6, 14-6 | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формулы вычитания комбинированным методом: -7= -12 +5 или -10+3 (+5-2) и базовые упражнения к ней: 12-7, 13-7, 14-7 | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Формулы вычитания комбинированным методом: -8= -13 +5 или -10+2 (+5-3) и базовые упражнения к ней: 13-8, 14-8 | беседа, практическая деятельность | самостоятельная работа | Решение примеров |
Формулы вычитания комбинированным методом: -9= -14 +5 или -10+1 (+5-4) и базовое упражнение к ней: 14-9 | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Закрепление пройденного. Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом. | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных чисел | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь друга», комбинированным методом. | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Сложение и вычитание многозначных чисел методом «Помощь друга» | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Сложение и вычитание многозначных чисел комбинированным методом | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Использование формул сложения и вычитания вперемежку при сложении и вычитании многозначных чисел | беседа, практическая деятельность | мозговой штурм, самостоятельная работа, | Решение примеров |
Решение примеров с многозначными числами, используя все пройденные формулы | практическая деятельность, игра | самостоятельная работа | Решение примеров |
Работа на онлайн-тренажерах | практическая деятельность ,игра | самостоятельная работа | Решение примеров |
Диагностика | практическая деятельность | самостоятельная работа | Решение примеров |
Итоговое занятие. Повторение пройденного материала | практическая деятельность | самостоятельная работа | Решение примеров |
Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
Материал | Количество | Примечание |
Ноутбук | 1 | Для работы педагога |
Демонстрационный стол | 1 | Для демонстрации информации |
Индивидуальные счёты Абакус | 15 | Для работы детей в классе и дома |
Демонстрационные счеты Абакус | 1 | Для работы педагога |
Стол, стул | 10, 20 | Индивидуальное рабочее место ребенка |
Принтер | 1 | Для распечатки материала |
Флеш-карты | 11 | Для работы педагога и детей |
Информационное обеспечение: видео (ютуб) «Ментальная арифметика для каждого», «Маленькие гении»
Алгоритм учебного занятия
1.Постановка цели для каждого занятия в соответствии с программой.
2.Постановка задач, подбор необходимой литературы и материалов, в зависимости от темы занятия.
3.Выбор оптимальной формы работы с детьми в зависимости от темы занятия.
4.Использование различных методов и приемов работы с детьми.
5.Осуществление контроля на занятии и соблюдение правил техники безопасности.
2.6. Список литературы
Литература для педагога
1.Ментальная арифметика «Абакус», сложение и вычитание, 2014, 68 с.2.
2.Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 1, 2014, 84с.3.
3.Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 2, 2014, 74с.4.
4.Ментальная арифметика «Абакус» Упражнения к урокам, 2014, 54 с.5.
5.Артур Бенджамин, Майкл Шермер «Магия чисел».
6.Моментальные вычисления в уме и другие математические фокусы. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2013,500с
Литература для учащихся
1.Х. Шен. «Менар. Абакус1,2,3,4,5,6»
2. Г.П. Шалаева «Решаем задачи»; «Меры измерения»
3. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). С. 53-59.
4. Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.
5. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
6.Михеева Людмила Александровна «Ментальная арифметика»
7..Учебник по ментальной арифметике
8..Книга Малсан Би «Ментальная арифметика. Для всех»
9.http://menar.ru.com
10.YouTube «Ментальная арифметика для каждого
11.Онлайн-тренажер «Абакус»
Приложение
Календарный учебный график занятий
№ п/п | Дата | Название темы | Коли-чество занятий | Вид кон-троля |
1 | Знакомство с детьми. Знакомство с ментальной арифметикой | 1 | Решение примеров | |
2 | Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья» | 1 | Решение примеров | |
3 | Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. Тренировка пальцев. | 1 | Решение примеров | |
4 | Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. | 1 | Решение примеров | |
5 | Выполнение заданий на добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. | 1 | Решение примеров | |
6 | Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 5-9 | 1 | Решение примеров | |
7 | Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9. | 1 | Решение примеров | |
8 | Набор чисел от 10 до 99 | 1 | Решение примеров | |
9 | Определение чисел с абакуса. Набор чисел от 10 до 99 | 1 | Решение примеров | |
10 | Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99. | 1 | Решение примеров | |
11 | Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе | 1 | Решение примеров | |
12 | Простое сложение. Примеры на простое сложение | 1 | Решение примеров | |
13 | Простое вычитание. Примеры простое вычитание | 1 | Решение примеров | |
14 | Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах 100-999. | 1 | Решение примеров | |
15 | Закрепление пройденного. Решение примеров на простое сложение и вычитание. | Решение примеров | ||
16 | Сложение с помощью пятерки методом «Помощь брата». Формула сложения с 5: +1=+5-4 и базовое упражнение к ней: 4+1 | 1 | Решение примеров | |
17 | Формула сложения с 5: +2=+5-3 и базовые упражнения к ней: 3+2 и 4+2 | 1 | Решение примеров | |
18 | Формула сложения с 5: +3=+5-2 и базовые упражнения к ней: 2+3, 3+3, 4+3 | 1 | Решение примеров | |
19 | Формула сложения с 5: +4=+5-1 и базовые упражнения к ней: 1+4, 2+4, 3+4, 4+4 | Решение примеров | ||
20 | Закрепление пройденного. Выполнение базовых упражнений на сложение с 5. | 1 | Решение примеров | |
21 | Вычитание с помощью пятерки методом «Помощь брата». Формула вычитания с помощью пятерки: -4= -5+1 и базовое упражнение к ней: 5-4, 6-4, 7-4, 8-4 | 1 | Решение примеров | |
22 | Формула вычитания с помощью пятерки: -3=-5+2 и базовые упражнения к ней: 5-3, 6-3, 7-3 | 1 | Решение примеров | |
23 | Формула вычитания с помощью пятерки: -2=-5+3 и базовые упражнения к ней: 5-2 и 6-2 | 1 | Решение примеров | |
24 | Формула вычитания с помощью пятерки: -1=-5+4 и базовые упражнения к ней: 5-1 | 1 | Решение примеров | |
25 | Закрепление пройденного. Сложение и вычитание с пятеркой методом «Помощь брата» | 1 | Решение примеров | |
26 | Решение примеров на сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата» | 1 | Решение примеров | |
27 | Сложение с 10 методом «Помощь друга» | 1 | Решение примеров | |
28 | Формула добавления с помощью десятки: +9=+10-1 и базовые упражнения к ней 1+9, 2+9, 3+9, 4+9, 6+9, 7+9, 8+9, 9+9. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
29 | Формула добавления с помощью десятки: +8=+10-2 и базовые упражнения к ней: 2+8, 3+8, 4+8, 7+8, 8+8, 9+8. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
30 | Формула добавления с помощью десятки: +7=+10-3 и базовые упражнения к ней 3+7, 4+7, 8+7, 9+7. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
31 | Формула добавления с помощью десятки: +6=+10-4 и базовые упражнения к ней 4+6, 9+6. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
32 | Формула добавления с помощью десятки: +5=+10-5 и базовые упражнения к ней 5+5, 6+5, 7+5, 8+5, 9+5. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
33 | Формула добавления с помощью десятки: +4=+10-6 и базовые упражнения к ней 6+4, 7+4, 8+4, 9+4. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
34 | Формула добавления с помощью десятки: +3=+10-7 и базовые упражнения к ней: 7+3, 8+3, 9+3. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
35 | Формула добавления с помощью десятки: +2=+10-8 и базовые упражнения к ней: 8+2, 9+2. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
36 | Формула добавления с помощью десятки: +1=+10-9 и базовые упражнения к ней: 9+1. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
37 | Закрепление пройденного. Решение примеров на сложение с 10. | 1 | Решение примеров | |
38 | Вычитание с 10 методом «Помощь друга» | 1 | Решение примеров | |
39 | Формулы вычитания с помощью десятки -9=-10 +1 и базовые упражнения к ней: 10-9, 11-9, 12-9, 13-9, 15-9, 16-9, 17-9, 18-9. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
40 | Формулы вычитания с помощью десятки -8 = -10 +2 и базовые упражнения к ней: 10-8. 11-8, 12-8, 15-8, 16-8, 17-8. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
41 | Формулы вычитания с помощью десятки -7 = -10 +3 и базовые упражнения к ней: 10-7, 11-7, 15-7, 16-7. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
42 | Формулы вычитания с помощью десятки: -6 = -10 +4 и базовые упражнения к ней: 10-6, 15-6. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
43 | Формулы вычитания с помощью десятки: -5 = -10 +5 и базовые упражнения к ней: 10-5, 11-5, 12-5, 13-5, 14-5. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
44 | Формулы вычитания с помощью десятки: -4 = -10 +6 и базовые упражнения к ней: 10-4, 11-4, 12-4, 13-4. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
45 | Формулы вычитания с помощью десятки: -3 = -10 +7 и базовые упражнения к ней: 10-3, 11-3, 12-3. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
46 | Формулы вычитания с помощью десятки: -2 = -10 +8 и базовые упражнения к ней: 10-2, 11-2. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
47 | Формулы вычитания с помощью десятки: -1 = -10 +9 и базовые упражнения к ней: 10-1. Решение специально подобранных примеров. | 1 | Решение примеров | |
48 | Закрепление пройденного. Решение примеров на вычитание с десяткой методом «Помощь друга». | 1 | Решение примеров | |
49 | Сложение комбинированным методом | 1 | Решение примеров | |
50 | Формула сложения комбинированным методом: +6= +11 -5 или +10-4 (-5+1) и базовые упражнения к ней: 5+6, 6+6, 7+6, 8+6 | 1 | Решение примеров | |
51 | Формула сложения комбинированным методом: +7= +12-5 или +10-3 (-5+2) и базовые упражнения к ней: 5+7, 6+7, 7+7 | 1 | Решение примеров | |
52 | Формула сложения комбинированным методом: +8= +13-5 или +10-2 (-5+3) и базовые упражнения к ней: 5+8, 6+8 | 1 | Решение примеров | |
53 | Формула сложения комбинированным методом: +9= +14-5 или +10-1 (-5+4) и базовые упражнения к ней: 5+9 | 1 | Решение примеров | |
54 | Вычитание комбинированным методом | 1 | Решение примеров | |
55 | Формулы вычитания комбинированным методом: -6= -11+5 или -10+4 (+5-1) и базовые упражнения к ней: 11-6, 12-6, 13-6, 14-6 | 1 | Решение примеров | |
56 | Формулы вычитания комбинированным методом: -7= -12 +5 или -10+3 (+5-2) и базовые упражнения к ней: 12-7, 13-7, 14-7 | 1 | Решение примеров | |
57 | Формулы вычитания комбинированным методом: -8= -13 +5 или -10+2 (+5-3) и базовые упражнения к ней: 13-8, 14-8 | 1 | Решение примеров | |
58 | Формулы вычитания комбинированным методом: -9= -14 +5 или -10+1 (+5-4) и базовое упражнение к ней: 14-9 | 1 | Решение примеров | |
59 | Закрепление пройденного. Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом. | 1 | Решение примеров | |
60 | Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных чисел | 1 | Решение примеров | |
61 | Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь друга», комбинированным методом. | 1 | Решение примеров | |
62 | Сложение и вычитание многозначных чисел методом «Помощь друга» | 1 | Решение примеров | |
63 | Сложение и вычитание многозначных чисел комбинированным методом | 1 | Решение примеров | |
64 | Использование формул сложения и вычитания вперемежку при сложении и вычитании многозначных чисел | 1 | Решение примеров | |
65 | Решение примеров с многозначными числами, используя все пройденные формулы | 1 | Решение примеров | |
66 | Работа на онлайн-тренажерах | 1 | Решение примеров | |
67 | Диагностика | 1 | Решение примеров | |
68-72 | Итоговое занятие. Повторение пройденного материала | 5 | Решение примеров |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования культурологической направленности "Занимательная математика"
Программа дополнительного образования культурологической направленности "Занимательная математика"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...
Рабочая программа курса «Современные подвижные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главны...
Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...
Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Ступеньки к школе» (программа «Преемственность»)
Цель программы - всестороннее развитие ребёнка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих спо...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Занимательная математика»
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...