Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса природы"
рабочая программа (4 класс)
Направленность программы - естественнонаучная.
Актуальность программы. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_prirody_dop.docx | 69.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования администрации
Марксовского муниципального района Саратовской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Лицей г. Маркса
«Согласовано»: На педагогическом совете Протокол заседания № ____ от ____________ 2022 | «Утверждаю» Директор МОУ- Лицей г. Маркса ____________________ С.А. Акимов Приказ № ___ от __________2022 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Чудеса природы»
Направленность: естественнонаучная
Возраст детей: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год
Составил:
педагог дополнительного образования
Газизова Алтынай Талаповна
г. Маркс
2022 год
- Комплекс основных характеристик
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса природы» разработана на основе нормативно-правовых документов:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утв. приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196, с изменениями от 30.09.2020 года)
- «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (утв. письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242)
- "Санитарных правил 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28)
- Устава МОУ-Лицей г. Маркса Саратовской области
- Положения о дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе ОУ.
Направленность программы – естественнонаучная
Актуальность программы «Чудеса природы». Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
Отличительня особенность состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Педагогическая целесообразность. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о законах существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Адресат программы
Программа предназначена для детей 10-11 лет.
Возрастные особенности обучающихся. Учебная деятельность в этом возрасте стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Дети 10-11 лет отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 68 часов
Режим занятий. Занятия проводятся 2 часа в неделю
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы:
• формирование осознанного отношения к объектам природы в процессе изучения окружающего мира
Задачи:
1.Обучающие:
- расширить знания об окружающем мире;
- сформировать опыт участия в природоохранной деятельности;
2.Развивающие:
- развить интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- развить индивидуальную творческо-поисковую деятельность, умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов
3.Воспитательные:
- воспитать ответственность за свои поступки;
- воспитать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к объектам живой и неживой природы;
- воспитать умение работать в коллективе.
1.3. Планируемые результаты
Предметные:
- расширены знания об окружающем мире;
- имеют опыт участия в природохранной деятельности
Личностные:
- умеют нести ответственность за свои поступки;
- сформировано осознание необходимости бережного отношения к окружающей среде, к объектам живой и неживой природы;
- умеют работать в коллективе.
Метапредметные:
- сформирован интерес к природе, природным явлениям и формам жизни;
- сформировано понимание активной роли человека в природе;
- умеют оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов
1.4. Содержание программы
Учебный план
№ | Темы | Кол-во часов | Форма контроля/ аттестации | ||
Всего часов | теория | практика | |||
| Вводное занятие «Да откроются тайны необъятного мира». Входной контроль Техника безопасности. | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. Тест |
Живая природа. Жизнь растений. Приспособление животных и птиц к окружающей среде. Характерные особенности сезонов | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
| Самые – самые в мире животных | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
Самые глазастые | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Самые длинные носы | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Самые странные языки | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Самые-самые зубы | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Уши, крылья, ноги. Выпуск стенгазеты «Самые-самые в мире животных» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. Самостоятельная работа | |
Погладь меня. Колючие, пушистые, рогатые | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Кто, сколько и где живет | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Дома, домики и домищи «Самые необычные гнездовья» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Нужны все на свете | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Конкурс рисунков «Самые-самые» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. Выставка | |
Что изучает география? | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
По морям вокруг Земли | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Великие географические открытия | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Метеорология – наука о погоде | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Неутомимые путешественники (туман, роса, подземные воды) | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Великие ледники. | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Айсберги – плавающие горы | 1 | 0.5 | 0.5 | Педагогическое наблюдение | |
Воздушные стихии | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Солнце – большая звезда | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Свет и темнота | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Холод и жара | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Почва – живая земля | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Подземная кладовая | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Как появились вулканы? | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Материки и страны | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. Опрос | |
Материки и страны | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. Опрос | |
| Чудеса природы мира | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
Мертвое море, Израиль и Иордания | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. | |
Каменный Лес, Китай | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. | |
Озеро Масазир, Азербайджан | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. | |
Бухта Халонг, Вьетнам | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. | |
Гейрангер-фьорд, графство Мёре-ог-Ромсдал, Норвегия | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. | |
Рейнисфьяра Бич, Вик, Исландия | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. | |
Большой Каньон, Аризона, США | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. | |
Биолюминесцентные пляжи, Мальдивы | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. | |
Вулкан Эребус, Антарктида | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. | |
Водопады Игуасу, Аргентина и Бразилия | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. | |
Каньон Блайд Ривер, Южная Африка | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. | |
Озеро Накуру, Кения | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. | |
| Чудеса природы России | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. |
Гейзеры – дети вулканов. Долина гейзеров | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
| Байкал – самое глубокое озеро в мире | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
| Эльбрус – высочайшая точка России | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
| Ленские столбы | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
Васюганские болота | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Лес Коми | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Озеро Троицкое | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Столбы выветривания (мансийские болваны) | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
| Заповедники и национальные парки России | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
| Викторина «Земля – наш дом» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. Опрос |
| Экология – наука о доме | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. |
Микроскоп и его волшебный глаз. Лупа. | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Природа моего края | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
Географическое положение Саратовской области | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
| Наш край. Воды Саратовской области. Охрана. | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. |
| Растительный мир Саратовской области | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. |
| Животный мир Саратовской области | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. |
| Заповедные места Саратовской области | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
| Экологическая обстановка в Саратовской области | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
Экологическая обстановка в Саратовской области | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение | |
| Изучение способов охраны природы | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
| Осторожно: «Красная книга» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
Правила поведения на природе. Создание экознаков. | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. Опрос. Самостоятельная работа | |
Конкурс проектов «Чудеса природы» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. Защита проектов | |
Итоговый контроль знаний. Викторина «Умники и умницы» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение. Опрос | |
68 | 34 | 34 |
Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие «Да откроются тайны необъятного мира». Входной контроль Техника безопасности. (1 час)
Теория: Знакомство с образовательной программой. Правила поведения и техника безопасности.
Практика: Начальная диагностика в форме викторины
Тема 2. Живая природа. Жизнь растений. Приспособление животных и птиц к окружающей среде. Характерные особенности сезонов (1 час)
Теория: Живая природа. Жизнь растений. Приспособление животных и птиц к окружающей среде. Характерные особенности сезонов
Практика: Характерные особенности сезонов и их влияние на живую природу (опыт)
Тема 3. Самые – самые в мире животных (1 час)
Теория: Животный мир, разнообразие форм животного мира. История возникновения животного мира на Земле.
Практика: Просмотр фильма о животных.
Тема 4. Самые глазастые (1 час)
Теория: Животные с большими и маленькими глазами, с одним глазом и множеством глаз. Необычное строение глаза мухи. Зрение птицы.
Практика: Проиллюстрировать животное
Тема 5. Самые длинные носы (1 час)
Теория: У кого из животных самый длинный нос. Самые необычные носы. Долгоносик, ехидна, слон, муравьед и др.
Практика: Рассказать о животных
Тема 6. Самые странные языки (1 час)
Теория: Необычные языки животных по цвету, размеру, строению. Ящерица, муравьед, хамелеон, жираф, саламандра и т.д.
Практика: Подбор фотографий
Тема 7. Самые-самые зубы (1 час)
Теория: Самые острые зубы. Самое большое количество зубов. У кого всего один зуб. Дельфины, нарвал, акулы, тигры, крокодилы, броненосцы и др.
Практика: Сделать поделку из пластилина
Тема 8. Уши, крылья, ноги. Выпуск стенгазеты «Самые-самые в мире животных» (1 час)
Теория: Правила составления стенгазеты
Практика: Обучающиеся самостоятельно подбирают материал к этому занятию из разных источников информации, оформляют его. На занятии подобранный материал коллективно систематизируется и создается стенгазета. Названия рубрик дети предлагают сами
Тема 9. Погладь меня. Колючие, пушистые, рогатые (1 час)
Теория Покрытие животных : колючки, шерсть, панцири. Детеныши ежиков и носорогов. Черепаха и броненосец.
Практика: Составление рассказа
Тема 10. Кто, сколько и где живет (1 час)
Теория: Места обитания и продолжительность жизни животных.
Практика: Составление таблицы продолжительности жизни животных
Тема 11. Дома, домики и домищи «Самые необычные гнездовья» (1 час)
Теория: Самые необычные гнездовья птиц.
Практика: Просмотр и обсуждение презентации
Тема 12. Нужны все на свете (1 час)
Теория: Кто красивей всех, что нужнее всех. Экологическая тревога: человек должен следовать законам природы, где его деятельность не будет наносить ей вреда. Всё, что есть в природе – должно быть сохранено
Практика: «Экотуры» – игра
Тема 13. Конкурс рисунков «Самые-самые» (1 час)
Теория: Закрепление знаний об удивительных животных
Практика: Обучающиеся готовят рисунки и создают выставку
Тема 14. Что изучает география? (1 час)
Теория: Что изучает география?
Практика: Работа с глобусом и картой
Тема 15. По морям вокруг Земли. (1 час)
Теория: Мировой океан. Какого цвета солёная вода. Как изменяется прозрачность воды.
Экологическая тревога: Балтийское, Чёрное, Каспийское моря
Практика: Почему на дне темно (опыт).
Тема 16. Великие географические открытия (1 час)
Теория: Великие географические открытия
Практика: Работа с научно - познавательной литературой, фильм про географические открытия
Тема 17. Метеорология – наука о погоде (1 час)
Теория: Метеорология – наука о погоде
Практика: Облако в бутылке (опыт)
Тема 18. Неутомимые путешественники (туман, роса, подземные воды) (1 час)
Теория: «Дворцы под землёй». Заповедная зона: Кунгурские пещеры.
Практика: «Как поймать невидимку» (опыт). Почему парит чайник (опыт). Какие вещества испаряются быстрее воды (опыт). Может ли вода растворить камень (опыт)
Тема 19. Великие ледники (1 час)
Теория: Северный и Южный полюса. Полярные станции.Экологическая тревога: «Таяние
ледников».
Практика: «Откуда берётся ветерок на дне» (опыт). Почему подо льдом темно (опыт).
«Как самому устроить холодильник» (опыт)
Тема 20. Айсберги – плавающие горы (1 час)
Теория: Айсберги – плавающие горы
Практика: Почему опасен Айсберг? (опыт)
Тема 21. Воздушные стихии (1 час)
Теория: Как можно использовать силу ветра. Места на планете, где смерчи – частые гости
Экологическая тревога: предупреждение и борьба со стихиями.
Практика: Как движется воздух в комнате (опыт). Почему под потолком всегда теплее, чем на полу (опыт)
Тема 22. Солнце – большая звезда (1 час)
Теория: Роль солнца в жизни живых организмов и человека. Солнце и здоровье человека
Практика: Есть ли лучи света в тёмной комнате (опыт). Как поймать солнечный лучик (опыт). Преломление луча (опыт). «Радуга – дуга» (моделирование)
Тема 23. Свет и темнота (1 час)
Теория: Свет в жизни живых организмов. Места, где света очень мало или вообще нет. «Периодические явления в природе» (Моделирование ситуаций)
Практика: «Кто как видит» (опыт)
Тема 24. Холод и жара (1 час)
Теория: Влияние температуры на жизнь живых организмов. Пустыня и тундра. Условия проживания человека в разных климатических условиях. Как сказывается на жизни животного и растительного мира осваивание человеком новых территорий
Практика: Растения и тепло (опыт)
Тема 25. Почва – живая земля (1 час)
Теория: Роль живых организмов в образовании почвы. Как человек относиться к земле и как её использует. Как влияет человек на жизнь подземных жителей
Практика: Какие бывают почвы (опыт). Круговорот веществ (моделирование)
Тема 26. Подземная кладовая (1 час)
Теория: Какие полезные ископаемые добываются в нашей местности. Картографические знаки. Как человек использует камни. Искусственные строительные камни. Из каких материалов сложены фундаменты домов, колонны зданий, памятники
Практика: Опыты по выращиванию кристаллов
Тема 27. Как появились вулканы? (1 час)
Теория: Как появились вулканы?
Практика: Извержение вулкана (опыт)
Темы 28-29. Материки и страны (2 часа)
Теория: Материки и страны
Практика: Работа с контурными картами
Тема 30. Чудеса природы мира (1 час)
Теория: Географические объекты мира, которые покорили людей своей красотой
Практика: «Чудеса природы мира» (проектная деятельность)
Тема 31. Мертвое море, Израиль и Иордания (1 час)
Теория: Мертвое море, Израиль и Иордания
Практика: Работа с картой
Тема 32. Каменный Лес, Китай (1 час)
Теория: Каменный Лес, Китай
Практика: Работа с картой
Тема 33. Озеро Масазир, Азербайджан (1 час)
Теория: Озеро Масазир, Азербайджан
Практика: Работа с картой
Тема 34. Бухта Халонг, Вьетнам (1 час)
Теория: Бухта Халонг, Вьетнам
Практика: Работа с картой
Тема 35. Гейрангер-фьорд, графство Мёре-ог-Ромсдал, Норвегия (1 час)
Теория: Гейрангер-фьорд, графство Мёре-ог-Ромсдал, Норвегия
Практика: Работа с картой
Тема 36. Рейнисфьяра Бич, Вик, Исландия (1 час)
Теория: Рейнисфьяра Бич, Вик, Исландия
Практика: Работа с картой
Тема 37. Большой Каньон, Аризона, США (1 час)
Теория: Большой Каньон, Аризона, США
Практика: Работа с картой
Тема 38. Биолюминесцентные пляжи, Мальдивы (1 час)
Теория: Биолюминесцентные пляжи, Мальдивы
Практика: Работа с картой
Тема 39. Вулкан Эребус, Антарктида (1 час)
Теория: Вулкан Эребус, Антарктида
Практика: Работа с картой
Тема 40. Водопады Игуасу, Аргентина и Бразилия (1 час)
Теория: Водопады Игуасу, Аргентина и Бразилия
Практика: Работа с картой
Тема 41. Каньон Блайд Ривер, Южная Африка (1 час)
Теория: Каньон Блайд Ривер, Южная Африка
Практика: Работа с картой
Тема 42. Озеро Накуру, Кения (1 час)
Теория: Озеро Накуру, Кения
Практика: Работа с картой
Тема 43. Чудеса природы России (1 час)
Теория: Географические объекты России, которые покорили людей своей красотой
Практика: «Чудеса природы России» (проектная деятельность)
Тема 44. Гейзеры – дети вулканов (1 час)
Теория: Источники воды для гейзеров. Камчатка – долина гейзеров. Экологическая тревога: ядовитые газы «Долины смерти».
Практика: «Паровая пушка» (опыт). Гейзеры – как они появляются (опыт)
Тема 45. Байкал – самое глубокое озеро в мире (1 час)
Теория: Озеро Байкал. Его особенности
Практика: Просмотр фильма
Тема 46. Эльбрус – высочайшая точка России (1 час)
Теория: Эльбрус – высочайшая точка России
Практика: Составление презентации
Тема 47. Ленские столбы (1 час)
Теория: Ленские столбы
Практика: Составление презентации
Тема 48. Васюганские болота (1 час)
Теория: Васюганские болота
Практика:
Тема 49. Лес Коми (1 час)
Теория: Лес Коми
Практика: Работа с картой
Тема 50. Озеро Троицкое (1 час)
Теория: Озеро Троицкое
Практика: Работа с картой
Тема 51. Столбы выветривания (мансийские болваны) (1 час)
Теория: Столбы выветривания (мансийские болваны)
Практика: Работа с картой
Тема 52. Заповедники и национальные парки России (1 час)
Теория: Знакомство с заповедниками и национальными парками России
Практика: Найти на карте заповедники и национальные парки России
Тема 53. Викторина «Земля – наш дом» (1 час)
Теория: Повторение изученного о Земле
Практика: Викторина «Земля – наш дом»
Тема 54. Экология – наука о доме (1час)
Теория: Экология – наука о доме
Практика: Измерение загрязнения воздуха (опыт)
Тема 55. Микроскоп и его волшебный глаз. Лупа. (1 час)
Теория: Микроскоп и его волшебный глаз. Лупа
Практика: Работа с микроскопом
Тема 56. Природа моего края (1 час)
Теория: Природа моего края
Практика: Составление презентации
Тема 57. Географическое положение Саратовской области (1 час)
Теория: Географическое положение Саратовской области
Практика: Работа с картой
Тема 58. Наш край. Воды Саратовской области. Охрана (1 час)
Теория: Наш край. Воды Саратовской области. Охрана
Практика: Изучение проб воды из реки (опыт)
Тема 59. Растительный мир Саратовской области (1 час)
Теория: Растительный мир Саратовской области
Практика: Опыты с растениями
Тема 60. Животный мир Саратовской области (1 час)
Теория: Животный мир Саратовской области
Практика: Наблюдения за животными
Тема 61. Заповедные места Саратовской области (1 час)
Теория: Заповедные места Саратовской области
Практика: Экскурсия в бор
Темы 62-63. Экологическая обстановка в Саратовской области (2 часа)
Теория: Экологическая обстановка в Саратовской области
Практика: Изучение загрязненности города бытовым мусором
Тема 64. Изучение способов охраны природы (1 час)
Теория: Охрана территории обитания животных. Ограничения добычи на отдельные виды животных, запрет на охоту.
Практика: Создание памятки
Тема 65. Осторожно: «Красная книга» (1 час)
Теория: Причины необходимости охраны живых организмов. Почему животных, растений и других организмов становится меньше: прямые и косвенные причины. Как человек охраняет природу
Практика: «Вымершие животные» (проектная деятельность). «Биоразнообразие» (игра)
Тема 66. Правила поведения на природе. Создание экознаков. (1 час)
Теория: Повторение изученных и знакомство с новыми правилами поведения в природе.
Практика: Создание экознаков
Тема 67. Конкурс проектов «Чудеса природы» (1 час)
Теория: Закрепление полученных знаний о «Чудесах природы»
Практика: Защита проектов
Тема 68. Итоговый контроль знаний. Викторина «Умники и умницы» (1 час)
Теория: Итоговый контроль знаний. Викторина «Умники и умницы»
Практика: Участие в викторине
1.5. Форма аттестации и их периодичность
Виды контроля:
Начальный или входной контроль: тест
Текущий контроль: педагогическое наблюдение, самостоятельная работа
Промежуточный контроль: опрос, защита проектов
Итоговый контроль: защита проектов, опрос
- Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Методическое обеспечение
Знакомство обучающихся с известными произведениями классиков. Просмотр репродукций великих мастеров графического и живописного жанра.
8. Экскурсии.
Походы в музеи, выставочные залы и т.п. Ознакомление обучающихся с произведениями мастеров изобразительного искусства.
9. Итоговые занятия. Подведение итогов работы за полугодие, за год. Выставки детских работ.
Методическое обеспечение программы
Образовательный процесс по программе «Чудеса природы» производится очно.
По своей специфике образовательный процесс имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей детей, возрастных и психофизиологических способностей детей и подростков; с учетом специфики изучения данного учебного предмета, направления образовательной деятельности, возможностей материально-технической базы, типа и вида занятий.
Методы обучения:
- на этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация.
- на этапе закрепления изученного материала используются беседа, дискуссия, упражнения, практическая работа, дидактическая игра.
- на этапе повторение изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками)
- на этапе проверки полученных знаний – выполнение контрольных заданий, выставка.
При организации учебно-воспитательного процесса используются методы дифференцированного и интегрированного обучения.
Методы воспитания – это способы взаимодействия педагога и детей, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотивации ребенка, его сознания и приемов поведения.
Как основу используем классификацию Ю.К. Бабанского, выделившего три группы методов по их месту в процессе воспитания:
- методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, пример;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
- методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
Одним из методов подведения итогов реализации программы является критериальная база оценивания результатов.
Учебное занятие — основная форма организации учебного процесса.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
- индивидуальная,
- групповая,
- фронтальная.
Формы проведения занятий: беседа, демонстрация, выставка, творческая мастерская, викторина, защита проектов, экскурсия
Программа включает в себя использование новых образовательных технологий, рассчитанных на самообразование детей и их максимальную самореализацию в обществе: это личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
2.2. Условия реализации программы
Материально - технические условия реализации программы:
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально – технического обеспечения:
- учебный кабинет;
- рабочие столы, стулья;
- проектор, компьютер
Информационное обеспечение программы: видеофильмы, презентации
Дидактическое обеспечение программы: литература, разработки маршрутов экскурсий,
книги, журналы, карты, шаблоны, таблицы
Создание и накопление методического материала позволит результативно использовать учебное время, учитывать индивидуальный интерес обучающегося, опыт руководителя, воспитывать самостоятельность, творческий поиск выполнения заданий, осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Кадровое обеспечение программы
В реализации программы занят один педагог, руководитель объединения «Чудеса природы» Газизова Алтынай Талаповна.
2.3. Оценочные материалы
Формы аттестации разрабатываются для отслеживания результативности освоения программы. Согласно учебно-тематическому плану это:
- творческая работа;
- выставка;
- викторина;
- самостоятельная работа;
- защита проектов
Тест (Вводная аттестация)
1.В какое время суток можно увидеть на небе звёзды?
-днём
-утром
-ночью
2.Что мы едим у огурца?
-плод
-семена
-стебель
3.Найди насекомое.
-стрекоза
-летучая мышь
-голубь
4.Как называется явление, когда испаряется вода и выпадают осадки?
________________________________________
________________________________________
5.Почему поздней осенью солнце греет слабее?
- поднимается высоко над землёй
- поднимается невысоко над землёй
6.Можно ли наблюдать за рыбами зимой? Объясни.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
7.Как называется прибор, которым измеряют температуру воздуха?
-барометр
-термометр
- манометр
8.Оттепель бывает ,когда температура воздуха:
-выше нуля градусов
-нуль градусов
- ниже нуля градусов
9. Как называется планета, на которой ты живёшь?
- Венера;
- Земля;
- Нептун.
10. Какой из газов в воздухе самый важный?
- азот;
- кислород;
- углекислый газ.
Оценка результатов:
высокий уровень – правильно ответили на 10 – 8 вопросов
средний уровень - правильно ответили на 7 – 5 вопросов
низкий уровень - меньше 5 вопросов
Викторина (Промежуточная аттестация)
1.К телам живой природы относятся:
а) вода
б) гвоздь
в) комнатная муха
2. Из цветка растения образуется:
а) стебель
б) плод с семенами
в) лист
3.Гриб состоит из:
а) из корня
б) из стебля
в) из плодового тела и грибницы, шляпки
4.Вещество – это:
а) капля росы
б) нож
в) резина
5.В состав воздуха входит:
а) азот
б) взвесь
в) вода
6.Состояние воды:
а) жидкое и газообразное.
б) твердое
в) все перечисленные
7.Простые вещества состоят из:
а) атомов одного вида
б) разных атомов
в) частиц
8. Задание « Склеенное предложение». Клей разлился - слова склеились. Отдели слова друг от друга черточками.
АТОММЕДЬКИСЛОРОДМОЛЕКУЛАМЕНДЕЛЕЕВ
9.Допиши предложения.
Животные, у которых 6 ног – это_______________________________________
_________________________________________________________________
Водные животные, покрытые чешуёй, дышащие жабрами – это_____________
_________________________________________________________________
Животные с голой кожей, живущие и в воде и на суше – это________________________________________________________________
Животные с сухой чешуйчатой кожей, ползающие – это___________________
_________________________________________________________________
Животные, выкармливающие детёнышей молоком – это___________________
_________________________________________________________________
10.Заполни таблицу:
Название растения Где выращивают Как используют
Пшеница
Капуста
Груша
Свекла
Тимофеевка
Клевер
Лён
Хлопок
Огурцы
Оценка результатов:
высокий уровень – правильно ответили на 10 – 8 вопросов
средний уровень - правильно ответили на 7 – 5 вопросов
низкий уровень - меньше 5 вопросов
Защита проектов (Итоговая аттестация)
Высокий уровень - тема проекта раскрыта, исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки программы; цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения; работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами; работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта.
Средний уровень - тема проекта раскрыта фрагментарно;
цель определена, дан краткий план её достижения; предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать её соответствующую структуру; работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества.
Низкий уровень - тема проекта не раскрыта; цель не сформирована;
работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора; в письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены серьёзные ошибки в оформлении
Формы подведения итогов: опрос, выставка, защита проектов.
Список литературы
Для педагога
- Алексеев В.А. З00 вопросов ответов о животных. Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г. Практикум по экологии: Учебное пособие / Под ред. С.В. Алексеева. – М.: АОМДС, 1996.
- Герасимов В.П. Животные нашей Родины. М.: Просвещение, 1985.
- Измайлов И.В., Михлин В.В. Биологические экскурсии. М.: Просвещение, 1993.
- Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология: Учебное пособие для общеобразовательных учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1995. 240 с.
- Мамаев Б.М. определитель насекомых Европейской части СССР. М.: Просвещение, 1990.
- Михеев А.В. Определитель птичьих гнезд. М.: просвещение, 1955.
- Молис Рик Тайны живой природы. М.: «РОСМЭН», 2003.
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1991.
- Плешаков А.А. Зеленые страницы. М.: Просвещение, 1994.
- Суравегина И. Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1995. 96 с.
- Формозов А.Н. Спутник следопыта. М.: Изд-во Московского университета, 1989.
- Чаус Б.Ю., Чаус З.А., Чаус О.Б. Учебная научно-исследовательская работа учащихся: Экологический мониторинг: научный и образовательный аспекты. /Материалы Всероссийской научно-практической конференции 9-10 октября 2002. -Киров, 2002. с. 207-209.
- Чудеса живой природы. Иллюстрированная энциклопедия. М.: Белый город, 2008 г
- Энциклопедия. Жизнь растений. М.: Просвещение, 1974.
- Энциклопедия. Жизнь животных. М.: Просвещение. 1985.
Для обучающихся и родителей
- Адольф Т.А.Заповедными тропами. Просвещение. 1988
- Барбара Вернзинг. Дневник наблюдений : Гуляем в лесу и изучаем природу / Пер. с нем. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 48 с.: ил.
- Ганзак Ян Иллюстрированная энциклопедия птиц. Прага: Изд-во Артия, 1994
- Дежкин В.В. В мире заповедной природы.М. Советская Россия, 1989
- Джилл Франкель Хаузер. Играем в науку. Открываем для себя мир /Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 48 с
- Осипов Н. Без билета по белу свету. М.: Детская литература, 1973.
- Соколов Н.Л. Любите и охраняйте птиц. М.: Просвещение, 1968.
- Удивительный мир живой природы. Иллюстрированная энциклопедия. М.: Эксмо, 2007 г
- Чудеса живой природы. Иллюстрированная энциклопедия. М.: Белый город, 2008 г
- Эттенборо Д. Живая планета. М. Мир. 1988
Список электронных ресурсов
- Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
- Григорьева Д.В., Степанова П.В. «Внеурочная деятельность школьников» [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
- Ликум А. - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
- Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"
Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей естественнонаучной направленности «Природа и мы»
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб
Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по внеурочной деятельности «Всё лучшее в природе».
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ставит перед собой целью-формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе его о...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир природы» (для детей с ОВЗ)
Программа "Мир природы" вводит ребенка в удивительный мир природы, помогает узнать что – то новое. Дополнительные занятия помогут ребёнку с ОВЗ почувствовать себя значимым, д...