Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учётом ведения в неё основных требований ФГОС
учебно-методический материал на тему
Методическая рекомендация педагога дополнительного образвания МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара Романовской Аллы Леонтьевны по теме: "Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учётом введения в неё мосновных требований ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romanovskaya_metodicheska_produktsiya.docx | 39.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Восход» городского округа Самара
Методическая разработка по теме:
«Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учетом введения в нее основных требований ФГОС»
Автор-составитель:
Романовская Алла Леонтьевна
педагог дополнительного образования
2014г.
Оглавление
1. Вводная часть или «проблемно-целевой блок ПП»
1.1. Паспорт СДП
1.2. Актуальность и обоснование темы со ссылками на нормативно-правовую базу
1.3.Анализ результатов образовательной деятельности по теме ПП с выводами о выявленных образовательных достоинствах, недостатков, противоречий, проблемы по теме ПП
1.4. Цели и задачи ПП
1.5.Ожидаемые результаты ПП
2.Основная часть «Содержательно-технологический блок»
3.1.Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи, теории, обоснование темы и идеи, и др.);
3.2. Характеристика изменений в результатах, образовательном процессе, условиях с учетом введения новых технологий ;
3.3. Контрольно-оценочная часть
3. Заключение
3.1. Выводы по ПП
3.2. Прогноз: эффекты и риски
- Список использованных информационных источников
I. Вводная часть или «проблемно-целевой блок ПП»
1.1.Паспорт ИР
• Форма ИР- модернизация общеразвивающей программы;
• СДП направлена на целевую аудиторию детей 7-12 лет;
• Вид ПП по срокам его осуществления - долгосрочный, так как будет реализован с 01.09 2014г. по 31.05 2017г, май 2014г-июль 2014г внесение изменений;
• В ПП представлена система деятельности педагога на примере модернизации всей общеразвивающей дополнительной программы по ДПИ «Радуга»
1.2. Актуальность и обоснование темы со ссылками на нормативно-правовую базу
Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время появились нормативно-правовые документы, регламентирующие работу по дополнительным общеразвивающим программам.
В новых федеральных документах: Законе «Об образовании в РФ» говорится, что «При реализации программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронные.» [статья 13].
В федеральном документе – Приказе Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» говорится, что «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы, с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы» [статья 11].
В региональном документе – Концепции развития дополнительного образовательных услуг образования детей в Самарской области до 2015г представлено. что для расширения сферы образовательных услуг необходимо «Разработка инновационных образовательных программ, в том числе интегрирующих различные области знаний и обеспечивающих гибкость, вариативный характер дополнительного образования. Создание новых программ, нацеленных на развитие духовно-нравственных качеств личности, повышение культурного потенциала региона» [з.3].
На уровне своего учреждения – повысить качество образовательных услуг, сделать программу конкурентноспособной.
1.3. Анализ результатов образовательной деятельности по теме ПП
Анализ результатов образовательной деятельности, проведенный в 2013 учебном году на основе наблюдения (тестирования, анкетирования и т. п. методами) показал, что, существуют в анализируемой образовательной деятельности как позитивные результаты исследования:
-обучающиеся принимают активное участие в выставках и фестивалях различного уровня, показывают хорошие результаты;
-у детей есть заинтересованность в обучении в данном объединении;
-у детей есть возможность самореализовываться;
так и недостатки:
- обучающиеся, пока не владеют проектно-исследовательскими технологиями;
- у обучающихся не достаточно развиты познавательные учебные действия;
- в образовательном процессе недостаточно реализуются современные образовательные технологии;
- в образовательном процессе не хватает разнообразия форм и методов преподнесения материала;
Исходя из недостатков в результатах деятельности, образовательном процессе и условиях мы можем сформулировать возникшие противоречия:
- между современными нормативно-правовыми документами , регламентирующими работу дополнительного образования и между реализуемой программой.
На основе проведенного анализа, выявленных недостатков и противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему: Общеразвивающая дополнительная программа детского объединения «Радуга» не отвечает современным требованиям, устарели в ней задачи, ожидаемые результаты, контрольно-оценочные блок, а также содержание.
Для решения проблемы необходимо сформулировать цель, поставить задачи и представить ожидаемые результаты по изменению образовательного процесса, путем внедрения новых технологий, методик.
1.4. Цель – Создание эффективных условий, способствующих развитию у детей творческих способностей.
Задачи:
- Развить творческие способности, фантазию, воображение и творческую интуицию;
- Внедрить в образовательный процесс современные технологии:
«Игровую технологию», «Технологии коллективного творчества», «Проектные технологии»;
- Изменить условия в образовательном процессе: усовершенствовать материально-техническое оснащение, научно-методическое обеспечение;
- Внедрить в образовательный процесс инновационные формы и методы;
1.5.Ожидаемые результаты
От обучающихся:
- Учащиеся демонстрируют уровень сформированности творческого воображения, фантазии, творческую интуицию и творческие способности;
- Обучающиеся умеют осуществлять самостоятельный способ решения проблемы творческого и поискового характера, умеют договариваться и находить общее решение, улучшилась эмоциональная отзывчивость;
- Обучающиеся стали проявлять больший интерес к предмету;
- Обучающиеся умеют преобразовывать информационную задачу в творческую практическую;
В образовательном процессе:
Создана комфортная образовательная среда: психологическая обстановка комфортная, преобладает конструктивное общение, существует свобода проявления учащимися творческих способностей, осуществляется индивидуальный подход;
- Учащимся предоставляется возможность самостоятельного поиска необходимого материала и его преобразования;
- Пополнилась база материально-технического оснащения и научно-методического обеспечения;
- Изменились формы и методы преподнесения учебного материала- организуются интегрированные занятия с применением игровых технологий и синтезом других видов искусств, изменилась информационная емкость занятия – больше времени отводится на практическую деятельность;
- Внедрены технологии коллективной творческой деятельности:
даются задания, где необходимо детям проявить умение договариваться и находить общее решение, проявить взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
3.1 Словарь применяемых в итоговой работе терминов:
Модернизация- обновления объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами. (свободная энциклопедия- ВикипедиЯ)
Формирование- процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности. (краткий словарь психологических терминов)
Развитие- процесс направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. (свободная энциклопедия- ВикипедиЯ)
Творчество- процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.
(свободная энциклопедия- ВикипедиЯ)
Дополнительная образовательная программа- программа, направленная на реализацию потребностей и запросов обучающихся (воспитанников) помимо деятельности в рамках основной образовательной программы.(АНО «Институт проблем образовательной политики»)
Занятия- гибкая организационная форма образовательного процесса, предполагающая реализацию инициативы учащихся при поддержке педагога.
(АНО «Институт проблем образовательной политики»)
3.2. Характеристика изменений в результатах, образовательном процессе, условиях с учетом модернизации общеобразовательной дополнительной программы
Для того, чтобы активизировать учебный процесс, расширить возможности роста творческих способностей обучающихся, необходимо поэтапно спланировать модернизацию программы:
Разделы программы | Вводимые новые технологии, формы и методы | Ожидаемые результаты |
Пояснительная записка | Обозначена актуальность программы, педагогическая целесообразность, внесены методы и формы, в основе которых лежит уровень деятельности, внесены воспитательные моменты, отмечены используемые современные образовательные технологии. | Покажет какая цель лежит в основе реализации программы. Какие формы, методы и современные образовательные технологии используются в данной программе и для чего. Чем данная программа отличается от других подобных. Дает возможность определить организацию учебного процесса. |
Задачи | Внесены метапредметные, предметные и личностные задачи. | Даст точную возможность определения ожидаемых результатов при реализации программы. Покажут результаты тех конкретных стадий реализации программы, которые поддаются фиксации и измерению. |
Учебный план | Добавлены новые темы с учетом внесения технологий. Внесены темы дополняющие друг друга. Пересмотрено количество часов на изучение определенных тем. | Раскроет технологию реализации программы по этапам. |
Содержание | Изменены формы организации занятий с использованием новых образовательных технологий: (интегрированные, с элементами игровых моментов, занятия поискового характера, занятия с использованием синтеза искусств, занятия представляющие коллективное творчество). Большее количество заданий определено на практическую творческую деятельность. Внесены итоговые мероприятия по изучаемым темам. | Дает возможность раскрыть разнообразие использованных технологий. Понять способ реализации учебного плана и преподносимого материала. |
Контрольно-оценочный блок | Внесена методика контрольно-оценочных действий и диагностики. | Поможет определить базовый объем знаний и успешность обучающихся, определить творческую реализацию учащихся. |
3.3. Контрольно-оценочный блок
Контроль деятельности по общеразвивающей дополнительной программе предполагает :
1.Определение базового объема знаний;
2.Осуществление личностно-ориентированного подхода;
3.Проявление творчества и самостоятельности;
Особенностью обучения в дополнительном образовании можно считать практическую деятельность, ориентацию не только на усвоение знаний, сколько на способность его применения, использования в практике. Поэтому технологии оценивания индивидуальных достижений учащихся ориентированы на созданный им самостоятельный продукт, имеющий прикладную ценность.
Аутентичное оценивание (истинное, настоящее, подлинное) ориентировано преимущественно на практические результаты учащихся, стремлении к самосовершенствованию и личностному росту. Это создание «Тетради успешности» или «Портфолио достижений воспитанников».
В «Тетрадь успешности» вносятся достижения воспитанника- участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Критерии оценки:
Участие в выставках международного, всероссийского, областного, городского уровня оцениваются в 5 баллов;
Участие в выставках областного, городского, районного уровня оцениваются в 4 балла;
Участие в выставках только учрежденческого уровня
оцениваются в 3 балла;
Проводится анализ результатов по следующим позициям:
1.Положительная динамика;
2.Отрицательная динамика;
3.Отсутствие изменений ;
Затем делается вывод.
Методика определения креативного мышления по Торренсу:
Дети дорисовывают незаконченные рисунки, затем идет обработка результатов по оценки 5 показателей , ключ к тексту показывает насколько развито у детей креативное мышление.
Проводится педагогическая диагностика по ключевым точкам учебного материала, которые обеспечивают учащимся успешное освоение материала и творческая реализация его в готовом продукте.
Этапы диагностики:
1.Предварительный этап. Проводится в начале учебного года или в начале изучения нового раздела программы, для выявления уровня знаний учащихся .Формы: Беседа, тестирование, опрос.
2.Текущая проверка. В процессе усвоения каждой изученной темы, даются задания и определяется уровень знаний по качеству его исполнения.
3.Повторная проверка. Параллельно с изучением нового материала, учащиеся повторяют материал, изученный ранее.
4.Итоговая проверка. Это задания , в которых можно определить уровень ЗУН и творческого проявления на всех этапах реализации общеразвивающей дополнительной программы.
В рамках всей контрольно-оценочной работы прежде всего оценивается умение воспитанников применить полученные ЗУН в творческой работе.
При оценке работ обучающихся учитываются:
- степень внесения творческого замысла;
- объем работы;
- аккуратность,
- самостоятельность;
- индивидуальные качества учащегося;
Изменения в ресурсном обеспечении
- Дидактическое обеспечение: наглядные пособия, раздаточный материал достаточной комплектности и качества;
- Научно-методическое обеспечение: разработка сценариев интегрированных занятий и конспектов уроков с применением современных технологий, выступление на педсоветах и мастер-классы;
- Психолого-педагогическое сопровождение учащихся: тестирование психолога, анкетирование.
- Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, комплекты дисков по предмету, образцы, кабинет отвечающий нормам САНпина
- Кадровые ресурсы: педагог, прошедший инвариативный учебный блок: «Основные направления региональной политики в контексте модернизации российского образования», посещающий обучающие семинары и мастер-классы, занимающийся самообразованием.
3. Заключение
3.1. Выводы по итоговой работе:
В результате модернизации общеразвивающей дополнительной программы:
1.Программа будет отвечать нормативно-правовым документам – современным требованиям;
2.Мы получим творческую личность, умеющую проявлять свою фантазию, реализовывать в готовом продукте свои задумки;
3.Существенно повыситься мотивация и интерес к изучению материала;
4.Учащимся предоставиться возможность самостоятельного движения в изучаемом материале;
- Список использованных информационных источников
Использованные источники:
Нормативно-правовая база:
1.Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» ;
2. Концепции развития дополнительного образовательных услуг образования детей в Самарской области до 2015г ;
3. Закон «Об образовании в РФ»;
4.Федеральные Государственные образовательные стандарты.
Основная литература:
1. Инновационные образовательные технологии в системе дополнительного образования детей. - Калининград, 2010
2.Железнова Л.Б..- Результативность образовательной деятельности в сфере дополнительного образования»
3.КаргинаЗ.А. Мониторинг в дополнительном образовании детей /Внешкольник,-2009№1-с.15-20
4. Дополнительные образовательные программы. - http://www.edu.spbu.ru/index.php/uchebnaya-deyatelnost/studentu-slushatelyu/dopolnitelnye-obrazovatelnye-programmy
Дополнительная литература:
1.Свободная энциклопедия- ВикипедиЯ;
2. Краткий словарь психологических терминов.
« Когда творим мы чудеса,
Порой не осознавая,
Мы вносим в детские сердца
Крупинки радости и смеха и тепла,
Мы учим видеть и ценить
То, что другие не замечают
Мы вносим в мир прекрасные дела
Тогда , когда творим мы чудеса»
А.А. Киселева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
презентация "Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения"
В презентации рассказывается о предметных и метапредметных результатах, о группах УУД и их функциях....
Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения
Методическая статья из опыта работы...
Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках в начальной школе как основное требование ФГОС НОО
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современный урок пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, ориентирует на пере...
«Метапредметный подход в обучении информатике, как основное требование ФГОС НОО»
Творческий отчет в форме презентации «Метапредметный подход в обучении информатике, как основное требование ФГОС НОО»...
Контрольная работа "Основные требования ФГОС к образовательной среде школы"
Образовательная среда в психологическом аспекте выполняет роль атмосферы, благоприятного климата для реализации образовательного процесса и учебного взаимодействия. Источником этого климата является в...