Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»
рабочая программа на тему
Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vershinina_l.v.docx | 406.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия№2
г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края
Содержание
1. Паспорт Проекта
2. Обоснование актуальности Проекта
3. Нормативно-правовое обоснование Проекта
4. Пояснительная записка
- цели,
- задачи,
- сроки,
- участники,
- ценностные приоритеты,
- ожидаемый результат проектной деятельности в целом.
5. Этапы реализации Проекта.
6. Содержание Проекта
- Концептуальные положения.
- Методы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Механизм реализации Проекта.
- Ожидаемые результаты.
- План.
- Литература.
1. Паспорт проекта
Наименование Проекта | Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования |
Заказчик Проекта | Субъекты образовательного процесса |
Основание для разработки Проекта | Конституция РФ; Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31); Закон РФ "Об образовании"; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998г. N 124-ФЗ); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (в частности, направления «Переход на новые образовательные стандарты», «Развитие системы поддержки талантливых детей», «Сохранение и укрепление здоровья школьников»(04февраля 2010г. Пр-271); Национальный проект «Образование»; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.); Доклад Правительства РФ "Образовательная политика России на современном этапе". Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения; |
Разработчик Проекта | Вершинина Людмила Владимировна учитель начальных классов МБОУ Гимназия№2 |
Цель Проекта | Разработка и внедрение модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения. |
Задачи Проекта | 1.Создание безбарьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности. 2.Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями. 3.Разработка нормативно-правовой базы по проблеме. 4.Организация системы психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультивного, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности. 5.Разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме. 6.Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования. 7. Выявить и экспериментально обосновать педагогические, психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов (разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ. |
Продолжительность, сроки реализации проекта | 1 года |
Этапы реализации проекта | I этап – организационный - 01.02.2016г. – 31.08.2016г. II этап –основной - 01.09.2016г – 30.05.2017г. III этап – контрольно-диагностический -01.12.2018 - 30.08.2018г. |
Ожидаемые результаты Проекта | После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты: · психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности; · оказание доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ в образовательном учреждении; · условие организации дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательные учреждения; · различных возможностей для самореализации и социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через различные виды социальной деятельности; · уровни мотивации обучающихся. |
Объем и источники финансирования Проекта | · Федеральный бюджет · Муниципальный бюджет |
Организация контроля за исполнением Проекта | Координацию работ и контроль за исполнением Проекта осуществляет администрация школы. Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет директор школы. |
2. Обоснование актуальности Проекта
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Программа инклюзивного образования — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования.
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы инклюзивного образования являются следующие нормативные документы:
Важнейшим условием инклюзии является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения. Данный проект направлен на оказание поддержки в МБОУ Гимназия№2 в котором развивается инклюзивное образование, где дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды обучаются вместе с обычными детьми.
3. Нормативно-правовое обоснование Проекта
1. «Всеобщая декларация прав человека», принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года.
2. «Декларация ООН о правах инвалидов», провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года.
3. «Всемирная программа действий в отношении инвалидов», принята 3 декабря 1982 года.
4. «Конвенция ООН о правах ребенка» от 01.01.01 года (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 01.01.01 года.
4. Пояснительная записка
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Программа инклюзивного образования — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования. Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы инклюзивного образования являются следующие нормативные документы:
На Федеральном уровне Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и среднего общего образования; СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.; Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования; О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МОРФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.) Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124ФЗ)
На уровоне образовательного учреждения: Положение о психологическом кабинете Положение об организации инклюзивного обучения Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения
Цель программы: разработка и реализация инклюзивных подходов как средства обеспечения доступности качественного образования для детей с ОВЗ, в том числе детейинвалидов.
Задачи программы:
1. Создать специальные условия для организации инклюзивного образования в школе
2. Обеспечить индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в условиях преемственности ступеней образования
3. Обеспечить доступ детей с ОВЗ, детей-инвалидов к дополнительному образованию в образовательном учреждении
4. Формировать толерантное отношение школьного и городского сообщества к детям с ОВЗ, детям-инвалидам.
5. Развить социальное партнерство с общественными организациями, учреждениями социальной защиты и медицины для координации помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам.
6.Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования
7. Выявить и экспериментально обосновать педагогические, психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов (разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ.
Сроки проекта: внедрение Проекта выполнимо в течение 2016 – 2018 гг.
Участники Проекта: субъекты образовательного процесса МБОУ Гимназия№2
Ценностные приоритеты:
5. Этапы реализации Проекта.
I этап реализации проекта (организационный –( 01.02.2016г. – 31.08.2016г.)
Цель: создание условий в лицее для разработки и внедрения модели инклюзивного образования.
Основные задачи на данном этапе:
- изучение потребностей социума в организации инклюзивного образовательного пространства,
- изучение возможностей лицея для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями;
- разработка нормативно-правовой базы Лицея в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании;
- разработка программно-методическое обеспечения.
Формирование инклюзивных классов.
Прогнозируемый результат:
- Повышение педагогической компетентности и ответственности родителей.
- Рост профессионального мастерства педагогов.
- Расширение образовательного пространства лицея, повышение социального статуса учебного заведения в районе, городе.
II этап реализации проекта - основной (01.09.2016г – 30.05.2017г)
Цель на данном этапе: внедрение в практику модели инклюзивного образовательного пространства.
Построение инклюзивного образовательного процесса выполняется следующим образом:
1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов.
2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление Индивидуальных образовательного маршрута и Индивидуальных образовательных планов.
3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся
4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса
5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.
Методическое обеспечение инклюзивных классов выбирается в равной мере с ориентиром на детей с ОВЗ, обычно развивающихся школьников и детей, опережающих возрастные нормативы.
Прогнозируемый результат реализации данного этапа:
- Устойчивое продвижение детей в развитии.
- Увеличение доли детей, которым созданы условия для получения качественного образования в условиях инклюзии.
- Совершенствование психолого-педагогической и медико-социальной помощи с применением современного коррекционно-развивающего, лечебно-оздоровительного, психодиагностического оборудования.
- Расширение социальных связей лицея, увеличение количества партнеров по реализации модели инклюзивного образования.
- Увеличение количества специалистов, прошедших повышение квалификации по инклюзивному образованию.
III этап реализации проекта (контрольно-диагностический(01.12.2018 - 30.08.2018г.)
Цель работы на этом этапе: обобщение опыта, диагностика и контроль.
На данном этапе ведется подготовка отчетной документации и презентации проекта.
Эффективность работы в рамках проекта будет оцениваться по следующим критериям: реализация индивидуального подхода к детям; обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка; активное включение в образовательный процесс всех его участников; междисциплинарный подход; вариативность образовательного и воспитательного процесса; взаимодействие с семьей; динамическое развитие образовательного учреждения.
6. Содержание Проекта
- Концептуальные положения.
На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.
Инклюзивное образование можно рассматривать как социальный феномен развития образовательной системы. Если отойти от формы, то можно объяснить этот термин как включение ребенка-инвалида в общеобразовательный процесс вместе со здоровыми детьми.
Освоение детьми инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социализации.
Именно родители "особых" детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего, это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация "особого" ребенка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.
В качестве основной концептуальной идеи выступает создание условий для получения качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Принципиальными являются современные подходы к организации и содержанию образовательной деятельности на основе диалектического единства интеграции и дифференциации.
- Методы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления:
- Анализ развития детей два раза в год.
- Реализация мониторинга качества образования.
- Создание личностно-ориентированной системы оценивания результатов развития ребенка.
- Создание портфолио ребёнка и наполнение портфолио педагога материалами по данному направлению.
- Проведение открытых семинаров с целью тиражирования опыта работы, выявления трудностей и путей их преодоления.
- Подготовка статей и методических пособий из опыта работы.
В ходе эксперимента будут применяться следующие методы:
- теоретические: изучение философской, социологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы, учебно-программной документации учебников, учебных пособий, документов по вопросам образования, методических писем и рекомендаций по организации обучения детей с ограниченными возможностями в массовых школах; логико-исторический, теоретический и системный анализ и синтез исследуемой проблемы, изучение и обобщение существующего педагогического опыта в стране и за рубежом;
- практические: прямое, косвенное, включенное наблюдение за деятельностью детей; анкетирование, тестирование, глубинное интервьюирование, беседы с учителями и родителями, регистрация наблюдений в протоколах;
- опытно-экспериментальная работа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент; статическая и математическая обработка результатов исследования.
Важнейшим элементом механизма реализации Программы является связь
• планирования;
• реализации;
• мониторинга;
• уточнения и корректировки целевых показателей, мероприятий Программы;
• уточнения и корректировки ресурсов для их реализации.
- Ожидаемые результаты.
При условии успешной реализации данного проекта:
- будет разработана модель инклюзивного образовательного пространства школы;
- создана единая психологически комфортная образовательная среда для детей с разными стартовыми возможностями;
- разработана система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;
- повысится профессиональный уровень и компетентность педагогов области инклюзивного образования;
- повысится информационная компетентность родителей детей с ОВЗ;
- разработана серия научно-практических семинаров по теме проекта.
Оценка результатов
Для оценки результативности проекта были разработаны объективно проверяемые показатели и источники проверки к каждому результату проектной деятельности (Приложение 1).
Дальнейшее развитие проекта
Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В дальнейшем образовательное учреждение может стать ресурсным районным центром по проблемам инклюзивного образования.
- План мероприятий
№ | Наименование мероприятий
| Срок исполнения | Исполнители |
1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение | |||
1.1. | Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов | февраль-май 2016 | Администрация |
1.2. | Разработка плана мероприятий по реализации инклюзивного образования | 2016 год | Администрация |
1.3. | Кадровое обеспечение: организация системного повышения профессиональных компетенций педагогических работников (тема самообразования, обобщение и распространение опыта) Научно-практические конференции, семинары, мастер-классы, тренинги, междисциплинарные консилиумы, городское методическое объединения. | В течение всего периода | Директор |
1.4. | Методическое обеспечение (разработка и реализация практико-ориентированных программ и технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ) . | Январь-август 2016 | Заместитель директора по УВР |
1.5. | Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования (информация на сайте школы, семинаров, открытых уроков и занятий публикации т. д.). Укрепление социального партнерства с общественными организациями. | В течение всего периода | Заместитель директора по УВР |
1.6. | Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения. Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание доступной среды. | февраль-август 2016 | Администрация |
2. Работа с родителями | |||
2.1 | Анкетирование. Вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс. | февраль-август 2016 | Заместитель директора по УВР, социальный педагог |
2.2. | Организация родительского клуба.. | 01.09.2016-31.05.2017г. | Педагог-психолог |
2.3 | Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин, препятствующих развитию. | В течение всего периода | Специалисты, учителя |
2.4 | Спортивные мероприятия: чемпионат «Веселого мяча», дни Здоровья | В течение всего периода | Специалисты |
3. Организация образовательного процесса | |||
Обучающиеся | |||
3.1. | Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий | 01.09.2016-31.052017 | Педагог- психолог |
3.2 | Акции милосердия. Проведение тематических культурно-просветительских экскурсий для детей с ОВЗ, развитие кружков и объединений, отвечающих запросам современных учащихся | 01.09.2016-31.052017 | Специалисты, учителя |
3.3 | Участие в кампании «Все дети должны учиться в школе». | 01.09.2016-31.052017 | Классные руководители |
3.4 | Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий | 01.09.2016-31.052017 | Учителя, классные руководители |
Учителя | |||
3. 5. | Индивидуальное планирование работы учителями | Сентябрь 2016 | Учителя |
3.6 | Разработка форм проведения занятий и методик проведения уроков | 01.09.2016-31.05.2017 | Учителя |
3.7 | Проведение открытых уроков, занятий учителями-экспериментаторами. Организация и проведение внеклассных мероприятий по воспитанию толерантных отношений. | 01.09.2016-31.05.2017 | Учителя |
3.8 | Научно-методический семинар педагогов: «Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС» | Сентябрь 2016г. | Администрация |
3.9 | Подготовка и проведение тематического семинара по итогам второго года эксперимента . | Август 2017г. | Администрация, учителя |
- Литература.
- Андреева Л.В. Бойков Д.И, Войлокова Е.Ф.и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско “Образование для всех”: опыт России./ под ред. акад. Г.А. Бордовского СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена.- 2007
- Битова А.Л., Борисовская О.Б., Габдракипова А.Л.: Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми
- Дробинская А.О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. - 2006.
- Касицына Н. В., Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя иученика. СПб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 20с.
- Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Материалы Интернет-конференции «Современные дети: какие они?» Электронная публикация. URL: http://www. *****/article. php? article=129 (Дата обращения 17.11.2010).
- Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Психологическая наука и образование. 2010. № 1. С. 5–12.
Ресурсы Интернета
1. Абазалиева Л.Х. Доклад уполномоченного по правам ребенка в КЧР за 2013 годhttp://kchr.ru/news/detailed/16138/
2. Инклюзивное обучение Сайт Нижегородского института развития образованияhttp://www.niro.nnov.ru/?id=8314
3. Материалы Московского городского педагогического университета Московского городского психолого-педагогического университета Государственная программа "Доступная среда" 2011-2015 годы http://edu-pmpk.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзивное и интегрированное образование
Разработка плана работы с родителями детей с ОВЗ «Родительского клуба «Солнышко»...
Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»
Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования» на 2года...
Разработка образовательной программы с учётом инклюзивного и интегрированного образования
Образовательный проект...
Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и интегрированного образования
Обучение детей с ОВЗ в условиях интегрированного и инклюзивного образования....
«Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной организации в условиях инклюзивного и интегрированного образования»
Реализация инновационного проекта МБОУ СШ №31 с УИПХЭП позволит в условиях общеобразовательной школы обеспечить действие принципов ФГОС для детей с ОВЗ:-создание благоприятной социальной ситуации разв...
Методическая разработка. Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста социально-педагогической направленности «Я живу в Санкт-Петербурге»
Цель программы:Воспитание детей истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.Задачи программы:Обучающие:1.формироват...