Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»
рабочая программа на тему

Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vershinina_l.v.docx406.89 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»

            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия№2

                                 г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края

Содержание

1.  Паспорт Проекта

2.  Обоснование актуальности Проекта

3.  Нормативно-правовое обоснование Проекта

4.  Пояснительная записка

-  цели,

-  задачи,

-  сроки,

-  участники,

-  ценностные приоритеты,

-  ожидаемый результат проектной деятельности в целом.

5.  Этапы реализации Проекта.

6.  Содержание Проекта

-  Концептуальные положения.

-  Методы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

-  Механизм реализации Проекта.

-  Ожидаемые результаты.

-  План.

-  Литература.

1. Паспорт проекта

Наименование Проекта

Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования

Заказчик Проекта

Субъекты образовательного процесса

Основание для разработки Проекта

Конституция РФ; Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31); Закон РФ "Об образовании"; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998г. N 124-ФЗ); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (в частности, направления «Переход на новые образовательные стандарты», «Развитие системы поддержки талантливых детей», «Сохранение и укрепление здоровья школьников»(04февраля 2010г. Пр-271); Национальный проект «Образование»; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.); Доклад Правительства РФ "Образовательная политика России на современном этапе". Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения;

Разработчик Проекта

Вершинина Людмила Владимировна учитель начальных классов МБОУ Гимназия№2

Цель Проекта

Разработка и внедрение модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения.

Задачи Проекта

1.Создание безбарьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности.

2.Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями.

3.Разработка нормативно-правовой базы по проблеме.

4.Организация системы психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультивного, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности.

5.Разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме.

6.Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования.

7.  Выявить и экспериментально обосновать педагогические, психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов (разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ.

Продолжительность,

сроки реализации проекта

1 года

Этапы реализации проекта

I этап – организационный - 01.02.2016г. – 31.08.2016г.

II этап –основной - 01.09.2016г – 30.05.2017г.

III этап – контрольно-диагностический -01.12.2018 - 30.08.2018г.

Ожидаемые результаты Проекта

После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:

·  психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

·  оказание доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ в образовательном учреждении;

·  условие организации дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательные учреждения;

·  различных возможностей для самореализации и социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через различные виды социальной деятельности;

·  уровни мотивации обучающихся.

Объем и источники финансирования Проекта

·  Федеральный бюджет

·  Муниципальный бюджет

Организация контроля за исполнением Проекта

Координацию работ и контроль за исполнением Проекта осуществляет администрация школы.

Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет директор школы.

2.  Обоснование актуальности Проекта

          Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Программа инклюзивного образования — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования.

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы инклюзивного образования являются следующие нормативные документы:

     Важнейшим условием инклюзии является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения. Данный проект направлен на оказание поддержки в МБОУ Гимназия№2  в котором развивается инклюзивное образование, где дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды обучаются вместе с обычными детьми.

3.  Нормативно-правовое обоснование Проекта

1.  «Всеобщая декларация прав человека», принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года.

2.  «Декларация ООН о правах инвалидов», провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года.

3.  «Всемирная программа действий в отношении инвалидов», принята 3 декабря 1982 года.

4.  «Конвенция ООН о правах ребенка» от 01.01.01 года (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 01.01.01 года.

4.  Пояснительная записка

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Программа инклюзивного образования — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего и среднего  общего образования. Программа  направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы основного общего и среднего  общего образования.  

Нормативно-правовой и документальной  основой Программы инклюзивного образования являются следующие нормативные документы:  

На Федеральном уровне  Федеральный Закон  «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и среднего общего образования; СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.; Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования;  О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МОРФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.) Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124ФЗ)  

На уровоне образовательного учреждения: Положение о психологическом кабинете  Положение об организации инклюзивного обучения  Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения  

Цель программы: разработка и реализация инклюзивных подходов как средства обеспечения доступности качественного образования для детей с ОВЗ, в том числе детейинвалидов.  

Задачи программы:

1. Создать специальные условия для организации инклюзивного образования в школе

2. Обеспечить индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в условиях преемственности ступеней образования

3. Обеспечить доступ детей с ОВЗ, детей-инвалидов к дополнительному образованию в образовательном учреждении

4. Формировать толерантное отношение школьного и городского сообщества к детям с ОВЗ, детям-инвалидам.

5. Развить социальное партнерство с общественными организациями, учреждениями социальной защиты и медицины для координации помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам.  

6.Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования

7.  Выявить и экспериментально обосновать педагогические, психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов (разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ.

Сроки проекта: внедрение Проекта выполнимо в течение 2016 – 2018 гг.

Участники Проекта: субъекты образовательного процесса МБОУ Гимназия№2

Ценностные приоритеты:

http://orellicet21.my1.ru/_si/0/00629881.png

5.  Этапы реализации Проекта.

I этап реализации проекта (организационный –( 01.02.2016г. – 31.08.2016г.)

Цель: создание условий в лицее для разработки и внедрения модели инклюзивного образования.

Основные задачи на данном этапе:

  • изучение потребностей социума в организации инклюзивного образовательного пространства,
  • изучение возможностей лицея для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями;
  • разработка нормативно-правовой базы Лицея в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании;
  • разработка программно-методическое обеспечения.

Формирование инклюзивных классов.

Прогнозируемый результат:

  • Повышение педагогической компетентности и ответственности родителей.
  • Рост профессионального мастерства педагогов.
  • Расширение образовательного пространства лицея, повышение социального статуса учебного заведения в районе, городе.

II этап реализации проекта - основной (01.09.2016г – 30.05.2017г)

Цель на данном этапе: внедрение в практику модели инклюзивного образовательного пространства.

Построение инклюзивного образовательного процесса выполняется следующим образом:

1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов.

2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление Индивидуальных образовательного маршрута и Индивидуальных образовательных планов.

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся

4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса

5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.

Методическое обеспечение инклюзивных классов выбирается в равной мере с ориентиром на детей с ОВЗ, обычно развивающихся школьников и детей, опережающих возрастные нормативы.

Прогнозируемый результат реализации данного этапа:

  • Устойчивое продвижение детей в развитии.
  • Увеличение доли детей, которым созданы условия для получения качественного образования в условиях инклюзии.
  • Совершенствование психолого-педагогической и медико-социальной помощи с применением современного коррекционно-развивающего, лечебно-оздоровительного, психодиагностического оборудования.
  • Расширение социальных связей лицея, увеличение количества партнеров по реализации модели инклюзивного образования.
  • Увеличение количества специалистов, прошедших повышение квалификации по инклюзивному образованию.

III этап реализации проекта (контрольно-диагностический(01.12.2018 - 30.08.2018г.) 

Цель работы на этом этапе: обобщение опыта, диагностика и контроль.

На данном этапе ведется подготовка отчетной документации и презентации проекта.

Эффективность работы в рамках проекта будет оцениваться по следующим критериям: реализация индивидуального подхода к детям; обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка; активное включение в образовательный процесс всех его участников; междисциплинарный подход; вариативность образовательного и воспитательного процесса; взаимодействие с семьей; динамическое развитие образовательного учреждения.

6.  Содержание Проекта

- Концептуальные положения.

На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.

Инклюзивное образование можно рассматривать как социальный феномен развития образовательной системы. Если отойти от формы, то можно объяснить этот термин как включение ребенка-инвалида в общеобразовательный процесс вместе со здоровыми детьми.

Освоение детьми инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социализации.

Именно родители "особых" детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего, это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация "особого" ребенка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.

В качестве основной концептуальной идеи выступает создание условий для получения качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Принципиальными являются современные подходы к организации и содержанию образовательной деятельности на основе диалектического единства интеграции и дифференциации.

-  Методы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления:

  • Анализ развития детей два раза в год.
  • Реализация мониторинга качества образования.
  • Создание личностно-ориентированной системы оценивания результатов развития ребенка.
  • Создание портфолио ребёнка и наполнение портфолио педагога материалами по данному направлению.
  • Проведение открытых семинаров с целью тиражирования опыта работы, выявления трудностей и путей их преодоления.
  • Подготовка статей и методических пособий из опыта работы.

В ходе эксперимента будут применяться следующие методы:

  • теоретические: изучение философской, социологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы, учебно-программной документации учебников, учебных пособий, документов по вопросам образования, методических писем и рекомендаций по организации обучения детей с ограниченными возможностями в массовых школах; логико-исторический, теоретический и системный анализ и синтез исследуемой проблемы, изучение и обобщение существующего педагогического опыта в стране и за рубежом;
  • практические: прямое, косвенное, включенное наблюдение за деятельностью детей; анкетирование, тестирование, глубинное интервьюирование, беседы с учителями и родителями, регистрация наблюдений в протоколах;
  • опытно-экспериментальная работа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент; статическая и математическая обработка результатов исследования.

Важнейшим элементом механизма реализации Программы является связь

•        планирования;

•        реализации;

•        мониторинга;

•        уточнения и корректировки целевых показателей, мероприятий Программы;

•        уточнения и корректировки ресурсов для их реализации.

-  Ожидаемые результаты.

При условии успешной реализации данного проекта:

  • будет разработана модель инклюзивного образовательного пространства школы;
  • создана единая психологически комфортная образовательная среда для детей с разными стартовыми возможностями;
  • разработана система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;
  • повысится профессиональный уровень и компетентность педагогов области инклюзивного образования;
  • повысится информационная компетентность родителей детей с ОВЗ;
  • разработана серия научно-практических семинаров по теме проекта.

Оценка результатов

Для оценки результативности проекта были разработаны объективно проверяемые показатели и источники проверки к каждому результату проектной деятельности (Приложение 1).

Дальнейшее развитие проекта

Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В дальнейшем образовательное учреждение может стать ресурсным районным центром по проблемам инклюзивного образования.

-  План мероприятий

Наименование мероприятий

 

Срок исполнения

Исполнители

1.                        Нормативно – правовое и организационное обеспечение

1.1.

Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов

февраль-май 2016

Администрация

1.2.

Разработка плана мероприятий по реализации инклюзивного образования

2016 год

Администрация

1.3.

Кадровое обеспечение:

организация системного повышения профессиональных компетенций педагогических работников (тема самообразования, обобщение и распространение опыта)  Научно-практические конференции, семинары, мастер-классы, тренинги, междисциплинарные консилиумы, городское методическое объединения.

В течение всего периода

  Директор

1.4.

Методическое обеспечение (разработка и реализация практико-ориентированных программ и технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ) .

Январь-август 2016

Заместитель директора по УВР

1.5.

Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования (информация на сайте школы, семинаров, открытых уроков и занятий публикации т. д.). Укрепление социального партнерства с общественными организациями.

В течение всего периода

Заместитель директора по УВР

1.6.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения.

Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание доступной среды.

февраль-август 2016

Администрация

2.                                                        Работа с родителями

2.1

Анкетирование. Вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс.

февраль-август 2016

Заместитель директора по УВР, социальный педагог

2.2.

Организация родительского клуба..

01.09.2016-31.05.2017г.

Педагог-психолог

2.3

Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин, препятствующих развитию.

В течение всего периода

Специалисты,

учителя

2.4

Спортивные мероприятия: чемпионат «Веселого мяча», дни Здоровья

В течение всего периода

 Специалисты

3.                                    Организация образовательного процесса

Обучающиеся

3.1.

Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий

01.09.2016-31.052017

 Педагог-   психолог

3.2

Акции  милосердия. Проведение тематических культурно-просветительских экскурсий для детей с ОВЗ, развитие кружков и объединений, отвечающих запросам современных учащихся

01.09.2016-31.052017

 Специалисты,

  учителя

3.3

Участие в кампании «Все дети должны учиться в школе».

01.09.2016-31.052017

 Классные   руководители

3.4

Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий

01.09.2016-31.052017

 Учителя,

 классные  руководители

Учителя

  3. 5.

Индивидуальное планирование работы учителями

Сентябрь 2016

  Учителя

3.6

Разработка форм проведения занятий и методик проведения уроков

01.09.2016-31.05.2017

  Учителя

3.7

Проведение открытых уроков, занятий учителями-экспериментаторами. Организация и проведение внеклассных мероприятий по воспитанию толерантных отношений.

01.09.2016-31.05.2017

  Учителя

3.8

Научно-методический семинар педагогов: «Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС»

Сентябрь 2016г.

Администрация

3.9

Подготовка и проведение тематического семинара по итогам второго года эксперимента .

Август 2017г.

Администрация,

  учителя

-  Литература.

  1. Андреева Л.В. Бойков Д.И, Войлокова Е.Ф.и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско “Образование для всех”: опыт России./ под ред. акад. Г.А. Бордовского СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена.- 2007
  2. Битова А.Л., Борисовская О.Б., Габдракипова А.Л.: Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми
  3. Дробинская А.О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. - 2006.
  4. Касицына Н. В., Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя иученика. СПб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 20с.
  5.  Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Материалы Интернет-конференции «Современные дети: какие они?» Электронная публикация. URL: http://www. *****/article. php? article=129 (Дата обращения 17.11.2010).
  6.  Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Психологическая наука и образование. 2010. № 1. С. 5–12.

Ресурсы Интернета

1.        Абазалиева Л.Х. Доклад уполномоченного по правам ребенка в КЧР за 2013 годhttp://kchr.ru/news/detailed/16138/

2.        Инклюзивное обучение Сайт Нижегородского института развития образованияhttp://www.niro.nnov.ru/?id=8314

3.        Материалы Московского городского педагогического университета Московского городского психолого-педагогического университета Государственная программа "Доступная среда" 2011-2015 годы http://edu-pmpk.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное и интегрированное образование

Разработка плана работы с родителями детей с ОВЗ «Родительского клуба «Солнышко»...

Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»

Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования» на 2года...

Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и интегрированного образования

Обучение детей с ОВЗ в условиях интегрированного и инклюзивного образования....

«Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной организации в условиях инклюзивного и интегрированного образования»

Реализация инновационного проекта МБОУ СШ №31 с УИПХЭП позволит в условиях общеобразовательной школы обеспечить действие принципов ФГОС для детей с ОВЗ:-создание благоприятной социальной ситуации разв...

Методическая разработка. Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста социально-педагогической направленности «Я живу в Санкт-Петербурге»

Цель программы:Воспитание детей истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.Задачи программы:Обучающие:1.формироват...