Инклюзивное и интегрированное образование
материал на тему
Разработка плана работы с родителями детей с ОВЗ
«Родительского клуба «Солнышко»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_plana_raboty_s_roditelyami_detey_s_ovz_roditelskogo_kluba_solnyshko.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка плана работы с родителями детей с ОВЗ
«Родительского клуба «Солнышко»
на 2016– 2017 учебный год.
Пояснительная записка
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, врач, др., однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Цель Родительского клуба «Солнышко» - повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение их к сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане единых подходов воспитания ребенка.
Системная работа с семьями обучающихся с ОВЗ, обеспечивающая комплексную социально-психолого-педагогическую реабилитацию и профилактику детского и семейного неблагополучия.
Задачи Клуба «Солнышко»:
- оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей;
- формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;
- формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;
- повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;
- просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Виды деятельности Клуба «Солнышко»:
1. Совместные акции и дела
1.2 Первое собрание клуба.
Тема: “ Увлечения, хобби, интересы семей класса с ОВЗ”:
- выставка увлечений и достижений детей (поделки, коллекции. фото);
- изготовление семейных фотоколлажей и рассказ каждой семьи о своих увлечениях, отдыхе;
- выставка семейных стендов, сопровождаемая рассказом родителей (увлечение фотографией, вышивкой, шитьем, рисунками и пр.);
- создание коллективного коллажа пожеланий от каждой семьи другим семьям;
- чаепитие.
1.2. Второе собрание клуба
Тема: “ «Волшебная книга» нашего класса”
- выступление председателя клуба по итогам работы за год;
- поздравления семьям, в которых появился новорожденный;
- вручение благодарностей самым активным членам клуба;
- создание «Волшебной книги» класса ( семья – страница книги, семья представлена маленьким отдельным фото каждого члена семьи, сопровождаемым пояснением);
- чаепитие.
2. Психолого-педагогическая подготовка родителей
2.1.консультации родителей у школьного психолога.
2.2.выступление психолога на родительских собраниях на темы “Воспитание в семье и школе детей имеющих проблемы в здоровье”, “ Психологический комфорт в семье и школе”
3. Мониторинг динамики отношений детей ОВЗ и родителей
- диагностика детского коллектива на начало учебного года;
- диагностика способностей и возможностей родителей для оказания помощи организационного, обучающего и воспитательного характера;
- индивидуальные собеседования, беседы с родителями в классе;
- диагностика детского коллектива на конец учебного года.
Привлечение специалистов:
- учитель-логопед,
- педагог-психолог;
- музыкальный руководитель,
- воспитатели, медицинские работники.
Критериями эффективности модели консультационного пункта являются: востребованность предоставляемых услуг, оказание квалифицированной помощи детям с ОВЗ, педагогическая просвещенность родителей детей с ОВЗ;
Особенность организации работы специалистов:
- ранняя диагностика и профилактика отклонений в развитии ребенка;
- индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ с учетом структуры дефекта, его возможностей и способностей;
- повышение роли семьи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ;
- индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с ОВЗ ориентирован на структуру его дефекта, где учреждение должно подстроиться под ребенка, а не наоборот, когда ребенок должен подчиниться общей системе обучения и воспитания.
Результатом работы специалистов является:
- создание благоприятных условий для развития и воспитания детей с ОВЗ;
- предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно-ориентированной помощи ребенку с особыми потребностями и семье, что содействует его оптимальному развитию и адаптации в обществе.
Прогнозируемые результаты:
Дети:
- позитивная адаптация к условиям ДОУ;
- динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно - развивающую работу;
- эффективное формирование нарушенных функций;
- развитие личности ребенка, развитие навыков общения;
- приобретение социального опыта
Родители:
- информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ;
- получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
- адекватности установок в отношении перспектив ребенка;
- информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком;
- гармонизации детско-родительских отношений;
- увеличение количества родителей, вовлеченных в коррекционный процесс, в качестве активных его участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект родительского собрания. Тема: инклюзивное воспитание и образование
План-конспект родительского собрания.Тема: инклюзивное воспитание и образование...
Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»
Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»...
Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»
Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования» на 2года...
Разработка образовательной программы с учётом инклюзивного и интегрированного образования
Образовательный проект...
Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и интегрированного образования
Обучение детей с ОВЗ в условиях интегрированного и инклюзивного образования....
«Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной организации в условиях инклюзивного и интегрированного образования»
Реализация инновационного проекта МБОУ СШ №31 с УИПХЭП позволит в условиях общеобразовательной школы обеспечить действие принципов ФГОС для детей с ОВЗ:-создание благоприятной социальной ситуации разв...