Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» (1-4 кл.)
рабочая программа на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» (1-4 кл.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._mir_v_kotorom_ya_zhivu.1-4kl.doc | 90.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Мир, в котором я живу»
(1-4 кл.)
- Пояснительная записка.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.
Цель: формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Соответствие целям и задачам основной образовательной программы.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
2. Общая характеристика учебного курса.
Содержание программы внеурочной деятельности "Мир в котором я живу» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4классов. Образовательная программа обучения начальной школы ориентирована на единство учебной и внеурочной деятельности, учитывает особенности контингента учащихся. Данная программа внеурочной деятельности взаимосвязана и основана на единых принципах, целях и задачах, школы – создание условий для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса.
Связь содержания программы с учебными предметами. Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).
Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической.
Учебная - информация, связанная с содержанием учебного материала.
Научная - информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий.
Познавательная - информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире.
Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной.
Коммуникативная - информация, необходимая школьникам для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так и вне школы.
Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, ИЗО, музыкой, технологией).
Учебная деятельность | Внеурочная деятельность |
Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.). Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д. Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.). Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).
| – экскурсии, –беседы; – ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, – осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их; – ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора ;
|
Окружающий мир , – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка». Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории. Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.
| –классный час “Дедушкины ордена и медали”. Творческая работа «Расскажи о своем герое»; – просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации; – экскурсии и путешествия – встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;.
|
Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п. Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы. Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов Получение трудового опыта в процессе учебной работы . Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества. Презентация своих учебных и творческих достижений.
| - изготовление подарков,; - клуб интересных встреч; - мини проекты |
Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы. Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях. – сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п | – экскурсии в краеведческий музей, парк; -экскурсии по улицам города; - заочные путешествия; - беседы о природе родного края |
Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности. Литературное чтение – приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ. Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности. | - конкурсы рисунков; - фотовыставки |
3. Место курса в системе начального образования. Сроки реализации данного курса
Содержание программы рассчитано на занятия с обучающимися, проявляющих интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению. Занятия проводятся во второй половине дня. Программа рассчитана на 270 часов.
1 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 2 часа в неделю в школе. Таким образом, общий объём занятий составляет 66 часов.
2класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 2 часа в неделю. Таким образом, общий объём занятий составляет 68 часов.
3класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 2 часа в неделю. Таким образом, общий объём занятий составляет 68 часов.
4 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 2 часа в неделю. Таким образом, общий объём занятий составляет 68 часов.
4. Ценностные ориентиры
Особенности реализации программы: формы, методы, место проведения занятий.
Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна более двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки). Занимающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу
5. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
10) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
6.Умение применять освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях.
6. Содержание программы внеурочной деятельности.
1 класс (66 часов) | 2 класс (68 часов) | 3 класс (68 часов) | 4 класс (68 часов) |
Я – Россиянин. (2 часа) | «Моя семья» (16 часов) | Мой дом, моя семья (12часов) | Я и школа. (7ч.) |
Наша дружная семья. (6 часов) | «Я и школа» (6 часов) | Школа – наш второй дом (13часов) | Родной край – часть большой страны. (17ч.) |
Школа – наш второй дом. (5 часов) | «Край, в котором я живу» (46 часов) | Самара – наша малая родина (22 часа) | Мой дом, моя семья (21ч.) |
Горжусь я красотою Родины моей. (7 часов) | Люби и знай самарский край (21час) | Люби и знай свой край родной край!(22ч.) | |
Их именами славится Россия. (3 часа) | Подведение итогов. (1ч.) | ||
Здоровые дети - богатство страны.(2 часа) | |||
Зимние праздники. (13 часов) | |||
Народ и армия - едины. (6 часов) | |||
Мы - жители Самары. (6 часов) | |||
Береги природу. (8 часов) | |||
Мы - достойные граждане. (8 часов) |
Тематическое планирование
1 класс (66 ч.)
№ | Тема | Количество часов | Основные виды деятельности |
1 | Я – Россиянин.( 2 ч.) Я – Россиянин. | 1 | Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Исследовать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города. Находить место России на земном шаре, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России. |
2 | Знакомство с государственной символикой. Конкурс рисунков. | 1 | |
3 | Наша дружная семья. (6 ч.) Твои родственники, твой род. | 1 | Определять своими словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда. Фиксировать при помощи фотосъёмки важнейшие моменты совместной работы, результаты труда. Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье. |
4 | Презентация семьи (мини-проект). | 1 | |
5 | Презентация семьи (мини-проект). | 1 | |
6 | В традициях семьи- традиции народа. Мое генеалогическое древо. Выставка фотографий; генеалогических деревьев. | 1 | |
7 | В традициях семьи- традиции народа. Мое генеалогическое древо. Выставка фотографий; генеалогических деревьев. | 1 | |
8 | «Королевство доброты» - семейная викторина, посвященная Дню матери. | 1 | |
9 | Школа – наш второй дом. (5 ч.) Школа – наш второй дом. Экскурсия по школе. | 1 | Различать, определять и называть объекты природы и предметы культуры. Сравнивать современную и старинную классную комнату. Различать старинные и современные школьные принадлежности. Моделировать ситуацию обучения в старинной школе, в том числе школе недавнего, ХХ века. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
10 | Школа – наш второй дом. Экскурсия по школе. | 1 | |
11 | Учеба - тоже труд. Культура поведения в школе. Конкурс на лучшее оформление классного уголка. | 1 | |
12 | Учеба - тоже труд. Культура поведения в школе. Конкурс на лучшее оформление классного уголка. | 1 | |
13 | Конкурс запрещающих знаков « В школе». | 1 | |
14 | Горжусь я красотою Родины моей. (7 ч.)
Горжусь я красотою Родины моей. | 1 | Характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира персонажами картин отечественных художников. Оценивать мастерство художников в передаче особенностей и красоты окружающего мира.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Рассказывать о личных впечатлениях от посещения ботанического сада. Узнавать на рисунке известные растения ботанического сада, раскрашивать рисунок, осуществлять самопроверку. Предлагать и обосновывать правила поведения в ботаническом саду. Фиксировать свои наблюдения в ботаническом саду в форме рисунков или фотографий. Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в ботанический сад. |
15 | Праздник «В гостях у осени». | 1 | |
16 | Традиции бережного отношения к природе у народов России, правила поведения на природе. | 1 | |
17 | Традиции бережного отношения к природе у народов России, правила поведения на природе. Конкурс поделок « Осенние фантазии». | 1 | |
18 | Экскурсия в ботанический сад. | 1 | |
19 | Экскурсия в ботанический сад. | 1 | |
20 | Экскурсия в ботанический сад. | 1 | |
21 | Их именами славится Россия.(3 ч.) Их именами славится Россия. Конкурс проектов. | 1 | Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее. |
22 | Экскурсия в музей А.Н.Толстого. | 1 | |
23 | Экскурсия в музей А.Н.Толстого. | 1 | |
24 | Здоровые дети - богатство страны. (2 ч.) Здоровые дети - богатство страны. Скажем курению:«НЕТ!» (конкурс рисунков). | 1 | Формулировать правила здорового образа жизни осенью. |
25 | Здоровые дети - богатство страны. Игровое занятие «Грипп нам не страшен». | 1 | |
26- | Зимние праздники на Руси и в России.(13 ч.) Зимние праздники на Руси и в России. | 1 | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Выявлять характерные черты предметов в экспозициях и высказывать мотивированное суждение об их особенностях. Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее. |
27 | Зимние праздники на Руси и в России. | 1 | |
28 | Конкурс чтецов « Поэты о зиме». | 1 | |
29 | Экскурсия в музей Алабина. | 1 | |
30 | Экскурсия в музей Алабина. | 1 | |
31 | Экскурсия в музей Алабина. | 1 | |
32 | Конкурс новогодних и Рождественских открыток. | 1 | |
33 | Ярмарка елочных игрушек. | 1 | |
34 | Ярмарка елочных игрушек. | 1 | |
35 | Зимние забавы (конкурс снеговиков). | 1 | |
36 | Операция «Кормушка». | 1 | |
37 | Проводы зимы- широкая масленица (игровая программа). | 1 | |
38 | Проводы зимы- широкая масленица (игровая программа). | 1 | |
39 | Народ и армия - едины.(6 ч.) Народ и армия - едины. | 1 | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее |
40 | Веселые старты для мальчиков и пап. | 1 | |
41 | Литературная викторина « Защитники земли русской». | 1 | |
42 | Экскурсия в музей армии. | 1 | |
43 | Экскурсия в музей армии. | 1 | |
44 | Экскурсия в музей армии. | 1 | |
45 | Мы - жители Самары. (6 ч.) Их именами названы улицы. Выставка рисунков « Мой город». | 1 | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках. Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвящённых прославленным землякам и согражданам. |
46 | Конкурс проектов «Известные женщины Самары». | 1 | |
47 | Конкурс проектов «Известные женщины Самары». | 1 | |
48 | Обзорная экскурсия по городу. | 1 | |
49 | Обзорная экскурсия по городу. | 1 | |
50 | Обзорная экскурсия по городу. | 1 | |
51 | Береги природу. (8 ч.) Традиции бережного отношения к природе у народов России, правила поведения на природе. | 1 | Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы. Работать со взрослыми: участвовать в посильной природоохранной деятельности. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
52 | Традиции бережного отношения к природе у народов России, правила поведения на природе. | 1 | |
53 | Конкурс плакатов «Берегите Землю». | 1 | |
54 | Экскурсия на станцию юннатов. | 1 | |
55 | Экскурсия на станцию юннатов. | 1 | |
56 | Экскурсия на станцию юннатов. | 1 | |
57 | Экологическая конференция (защита экопроектов). | 1 | |
58 | Экологическая конференция (защита экопроектов). | 1 | |
59 | Мы- достойные граждане своей страны. (8 ч.) Мы- достойные граждане своей страны. | 1 | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию. |
60 | Мы- достойные граждане своей страны. | 1 | |
61 | Экскурсия в парк Победы. | 1 | |
62 | Экскурсия в парк Победы. | 1 | |
63 | Экскурсия в парк Победы. | 1 | |
64 | Дню славянской письменности и культуры посвящается (конкурс выразительного чтения). | 1 | |
65 | Моими успехами можно гордиться» (презентация своих успехов за год). | 1 | |
66 | Моими успехами можно гордиться» (презентация своих успехов за год). | 1 | |
Итого: | 66 часов |
Тематическое планирование
2 класс (68 ч.)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1 | Моя семья (16 часов) Вводное занятие. Что такое семья? | 1 | Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье. Заполнять по образцу схему родословного древа семьи. Приводить примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края. Называть ласкательные формы терминов родства, в том числе в языках народов своего края. |
2 | Кто я? Где живу? | 1 | |
3 | Моё имя и фамилия. | 1 | |
4 | Лента времени моей жизни. | 1 | |
5 | Мой папа. Моё отчество. | 1 | |
6 | Моя мама. | 1 | |
7 | Я - сын. Я – дочь. Каков я? | 1 | |
8 | Знакомство с профессиями. Презентация «Такие разные профессии». | 1 | |
9 | Экскурсия на производство. | 1 | |
10 | Любимые занятия моих родителей. | 1 | |
11 | Моя бабушка. Мой дедушка. | 1 | |
12 | Род и родословная. | 1 | |
13 | Дом, в котором я живу. | 1 | |
14 | Моя улица. | 1 | |
15 | Конкурс рисунков «Моя семья». | 1 | |
16 | Обобщение по разделу «Моя семья». | 1 | |
17 | Я и школа (6 часов) Наша школа. | 1 | Составлять предложения со словами «мы», «я», «дружный класс». Оценивать сложившиеся отношения в классе, выявлять положительные, предлагать изменения негативных ситуаций. Оказывать посильную помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, в учебной и внеклассной деятельности. Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса. |
18 | Экскурсия по школе и школьному двору. | 1 | |
19 | Экскурсия по школе и школьному двору. | 1 | |
20 | Конкурс рисунков «Я в школе». | 1 | |
21 | Традиции школы. Законы и заповеди. | 1 | |
22 | Мой класс. Правила поведения в классе. (ролевая игра) | 1 | |
23 | Край, в котором я живу (46 часов). История образования г. Самара. Экскурсия. | 1 | Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках. Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвящённых прославленным землякам и согражданам. Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!» Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке. В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам. Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Исследовать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и показывать свой край в соотнесением с уже известными по учебнику городами России. В Интернете рассматривать снимок своего местожительства из космоса. Находить место России на земном шаре, встреча на космодроме, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России. Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины. Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны. Сравнивать природу разных районов России с природой своего края. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы. Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы. Работать со взрослыми: участвовать в посильной природоохранной деятельности. Рассказывать о заповеднике родного края, выражать своё отношение к нему. |
24 | История образования г. Самара. Экскурсия. | 1 | |
25 | История образования г. Самара. Экскурсия. | 1 | |
26 | Символика города Самара. | 1 | |
27 | Исторические места моего города. Экскурсия. | 1 | |
28 | Исторические места моего города. Экскурсия. | 1 | |
29 | Исторические места моего города. Экскурсия. | 1 | |
30 | Мир живой природы родного края. | 1 | |
31 | Народный календарь. | 1 | |
32 | Что дает наш город стране? | 1 | |
33 | Наш город богат талантами. Экскурсия в театр. | 1 | |
34 | Наш город богат талантами. Экскурсия в театр. | 1 | |
35 | . Наш город богат талантами. Экскурсия в театр. | 1 | |
36 | Наш город в годы Великой Отечественной войны. | 1 | |
37 | Экскурсия в школьный музей Боевой Славы. | 1 | |
38 | Экскурсия в школьный музей Боевой Славы. | 1 | |
39 | Ветераны ВОВ в моём городе. | 1 | |
40 | Экскурсия к памятнику Вечной славы. | 1 | |
41 | Экскурсия к памятнику Вечной славы. | 1 | |
42 | Город в наши дни. | 1 | |
43 | Город в наши дни. | 1 | |
44 | Экскурсия в городскую детскую библиотеку | 1 | |
45 | Экскурсия в городскую детскую библиотеку. | 1 | |
46 | Экскурсия в городскую детскую библиотеку. | 1 | |
47 | Конкурс знатоков «Знай и люби свою малую Родину». | 1 | |
48 | Проектная работа «Самара- город мой любимый». | 1 | |
49 | Проектная работа «Самара- город мой любимый». | 1 | |
50 | Проектная работа «Самара- город мой любимый». | 1 | |
51 | Красная книга родного края. | 1 | |
52 | Климат Самарской области. | 1 | |
53 | Природные зоны Самарской области. | 1 | |
54 | Разнообразие растительного мира нашего края. | 1 | |
55 | Богатый животный мир нашего края. Исследовательская работа «Кто где живет?» | 1 | |
56 | Урок – путешествие «В гости к Берендею». Экскурсия в лес. | 1 | |
57 | Урок – путешествие «В гости к Берендею». Экскурсия в лес. | 1 | |
58 | Урок – путешествие «В гости к Берендею». Экскурсия в лес. | 1 | |
59 | Водные ресурсы нашего края. | 1 | |
60 | Волшебница вода. Природные источники. Экскурсия. | 1 | |
61 | Волшебница вода. Природные источники. Экскурсия. | 1 | |
62 | Волшебница вода. Природные источники. Экскурсия. | 1 | |
63 | Сказочный мир подводного царства. | 1 | |
64 | Человек и природа в произведениях Самарских писателей. | 1 | |
65 | Художники Самарского края. Экскурсия в картинную галерею. | 1 | |
66 | Художники Самарского края. Экскурсия в картинную галерею. | 1 | |
67 | Художники Самарского края. Экскурсия в картинную галерею. | 1 | |
68 | Викторина «Край, в котором я живу». | 1 | |
Итого: | 68 (ч.) |
Тематическое планирование
3 класс (68 ч.)
№ п/п | Тема | Кол- во часов | Основные виды деятельности. |
1 | Мой дом, моя семья (12ч.) «Моя семья». Сочинение. | 1 | Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье. Заполнять по образцу схему родословного древа семьи. Приводить примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края. Называть ласкательные формы терминов родства, в том числе в языках народов своего края. |
2 | У моих родителей (бабушек, дедушек) «зо- лотые» руки. Выставка семейных поделок. | 1 | |
3 | Герб моей семьи. Практикум. | 1 | |
4 | Моя родословная. | 1 | |
5 | Моя родословная. Конкурс плакатов. | 1 | |
6 | У семейного очага. | 1 | |
7 | Великая Отечественная война в истории. | 1 | |
8 | Великая Отечественная война в истории. | 1 | |
9 | Великая Отечественная война в истории. | 1 | |
10 | Подвижные семейные игры. | 1 | |
11 | Подвижные семейные игры. | 1 | |
12 | Поздравление бабушек и дедушек с Днём пожилого человека. | 1 | |
13 | Школа – наш второй дом (13ч.) Моя школа – мой дом. | 1 | Составлять предложения со словами «мы», «я», «дружный класс». Оценивать сложившиеся отношения в классе, выявлять положительные, предлагать изменения негативных ситуаций. Оказывать посильную помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, в учебной и внеклассной деятельности. Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса. |
14 | Я работаю в библиотеке. Ролевая игра. | 1 | |
15 | С днём рождения, школа! | 1 | |
16 | Что растёт на территории школы? | 1 | |
17 | Что растёт на территории школы? Викторина | 1 | |
18 | Всё о школе. | 1 | |
19 | Всё о школе. | 1 | |
20 | Школьный этикет. В чём его секрет? | 1 | |
21 | Школьный этикет. В чём его секрет? | 1 | |
22 | «Моя школьная жизнь». Конкурс | ||
23 | «Моя школьная жизнь». Конкурс | 1 | |
24 | Чистота в школе – чистота в городе. Трудовой десант. | 1 | |
25 | Чистота в школе – чистота в городе. Трудовой десант. | 1 | |
26 | Самара – наша малая родина (22ч.) Исторические места города. Экскурсия | 1 | Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках. Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвящённых прославленным землякам и согражданам. Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!» Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке. В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам. Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Исследовать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и показывать свой край в соотнесением с уже известными по учебнику городами России. В Интернете рассматривать снимок своего местожительства из космоса. находить место России на земном шаре, встреча на космодроме, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России. Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины. Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны. Сравнивать природу разных районов России с природой своего края. |
27 | Исторические места города. Экскурсия | 1 | |
28 | Исторические места города. Экскурсия | 1 | |
29 | Исторические места города. Экскурсия | 1 | |
30 | Моему городу больше 400 лет. Экскурсия в музей. | 1 | |
31 | Моему городу больше 400 лет. Экскурсия в музей. | 1 | |
32 | Промышленные предприятия города. | 1 | |
33 | Промышленные предприятия города. | 1 | |
34 | Промышленные предприятия города. | 1 | |
35 | Великая Отечественная война в истории моего города. | 1 | |
36 | Великая Отечественная война в истории моего города. | 1 | |
37 | Великая Отечественная война в истории моего города. | 1 | |
38 | Экскурсия по городу. | 1 | |
39 | Экскурсия по городу. | 1 | |
40 | Экскурсия по городу. | 1 | |
41 | Знаменитые люди Самары и Самарской области. Выставка фотографий. | 1 | |
42 | Знаменитые люди Самары и Самарской области. Выставка фотографий. | 1 | |
43 | Знаменитые люди Самары и Самарской области. Выставка фотографий. | 1 | |
44 | Знаменитые люди Самары и Самарской области. Выставка фотографий. | 1 | |
45 | Знай, люби и гордись своим городом. Конкурс чтецов. | 1 | |
46 | Знай, люби и гордись своим городом. Конкурс чтецов. | 1 | |
47 | Знай, люби и гордись своим городом. Конкурс чтецов. | 1 | |
48 | Люби и знай самарский край (21ч.) Самара в далёком прошлом. Презентация. | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы. Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы. Работать со взрослыми: участвовать в посильной природоохранной деятельности. Рассказывать о заповеднике родного края, выражать своё отношение к нему. Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках. Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвящённых прославленным землякам и согражданам. Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!» Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке. В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам. Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Исследовать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и показывать свой край в соотнесением с уже известными по учебнику городами России. В Интернете рассматривать снимок своего местожительства из космоса. Находить место России на земном шаре, встреча на космодроме, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России. Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины. Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны. Сравнивать природу разных районов России с природой своего края. |
49 | Самара в далёком прошлом. Презентация. | 1 | |
50 | Окрестности Самары. Города сёла. Поисковое задание. | 1 | |
51 | Окрестности Самары. Города сёла. Поисковое задание. | 1 | |
52 | Окрестности Самары. Города сёла. Поисковое задание. | 1 | |
53 | Памятники природы Самарской области. Проект. | 1 | |
54 | Памятники природы Самарской области. Проект. | 1 | |
55 | Родная Самарская земля. Экскурсия. | 1 | |
56 | Родная Самарская земля. Экскурсия. | 1 | |
57 | Юный краевед. Игра. | 1 | |
58 | Юный краевед. Игра. | 1 | |
59 | Главная река города. Почему река называется Волга. Поисковое задание. | 1 | |
60 | Многонациональная Самарская область. | 1 | |
61 | Многонациональная Самарская область. | 1 | |
62 | О чём говорят названия улиц. | 1 | |
63 | О чём говорят названия улиц. | 1 | |
64 | Самара космическая. Экскурсия. | 1 | |
65 | Самара космическая. Экскурсия. | 1 | |
66 | Самара космическая. Экскурсия. | 1 | |
67 | Альбом «Знай и люби свой город». | 1 | |
68 | Альбом «Знай и люби свой город». | 1 | |
Итого: | 68 (ч.) |
Тематическое планирование
4 класс (68 ч.)
№ | Тема | Кол- во часов | Основные виды деятельности. |
1 | Я и школа. (7ч.) Как, когда и почему возникли школы. | 1 | Составлять предложения со словами «мы», «я», «дружный класс». Оценивать сложившиеся отношения в классе, выявлять положительные, предлагать изменения негативных ситуаций. Оказывать посильную помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, в учебной и внеклассной деятельности. |
2 | Как, когда и почему возникли школы. | 1 | |
3 | История моей школы. | 1 | |
4 | История моей школы. | 1 | |
5 | Мои права и обязанности. Устав школы. | 1 | |
6 | Мои права и обязанности. Устав школы. | 1 | |
7 | Тест «Познай себя». | 1 | |
8 | Родной край – часть большой страны. (17ч.) Мой край на карте Родины. | 1 | Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках. Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвящённых прославленным землякам и согражданам. Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!» Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке. В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам. Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Исследовать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и показывать свой край в соотнесением с уже известными по учебнику городами России. В Интернете рассматривать снимок своего местожительства из космоса. Находить место России на земном шаре, встреча на космодроме, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России. Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины. Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны. Сравнивать природу разных районов России с природой своего края. |
9 | Мой край на карте Родины. | 1 | |
10 | Экскурсия в исторический музей. | 1 | |
11 | Экскурсия в исторический музей. | 1 | |
12 | Экскурсия в исторический музей. | 1 | |
13 | В гостях у предков. Сказочный марафон. | 1 | |
14 | В гостях у предков. Сказочный марафон. | 1 | |
15 | В гостях у предков. Сказочный марафон. | 1 | |
16 | В гостях у предков. Сказочный марафон. | 1 | |
17 | В гостях у предков. Сказочный марафон. | 1 | |
18 | В гостях у предков. Сказочный марафон. | 1 | |
19 | Обычаи и традиции коренных народов. | 1 | |
20 | Обычаи и традиции коренных народов. | 1 | |
21 | Обычаи и традиции коренных народов. | 1 | |
22 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |
23 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |
24 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |
25 | Мой дом, моя семья (21ч.) «Моя дружная семья». Проект. | 1 | Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках. Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвящённых прославленным землякам и согражданам. Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!» Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке. В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам. Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Исследовать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и показывать свой край в соотнесением с уже известными по учебнику городами России. В Интернете рассматривать снимок своего местожительства из космоса. Находить место России на земном шаре, встреча на космодроме, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России. Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины. Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны. Сравнивать природу разных районов России с природой своего края |
26 | «Моя дружная семья». Проект. | 1 | |
27 | «Моя дружная семья». Проект. | 1 | |
28 | «Моя дружная семья». Проект. | 1 | |
29 | В традициях семьи- традиции народа. Ролевая игра. | 1 | |
30 | В традициях семьи- традиции народа. Ролевая игра. | 1 | |
31 | Откуда я родом. Архивные раскопки. | 1 | |
32 | Откуда я родом. Архивные раскопки. | 1 | |
33 | Откуда я родом. Архивные раскопки. | 1 | |
34 | Откуда я родом. Архивные раскопки. | 1 | |
35 | Конкурс плакатов. «Моя семья». | 1 | |
36 | Конкурс плакатов. «Моя семья». | 1 | |
37 | Семейные традиции. Поисковое задание. | 1 | |
38 | Семейные традиции. Поисковое задание. | 1 | |
39 | «Кладовая моих предков». Выставка семейных поделок. | 1 | |
40 | «Кладовая моих предков». Выставка семейных поделок. | 1 | |
41 | Подвиги и трудовые достижения моих предков. Проект. | 1 | |
42 | Подвиги и трудовые достижения моих предков. Проект. | 1 | |
43 | Подвиги и трудовые достижения моих предков. Проект. | 1 | |
44 | Подвиги и трудовые достижения моих предков. Проект. | 1 | |
45 | Подвиги и трудовые достижения моих предков. Проект. | 1 | |
46 | Люби и знай свой край родной край!(22ч.) Самара в далёком прошлом. Презентация | 1 | Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках. Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвящённых прославленным землякам и согражданам. Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!» Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке. В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам. Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Исследовать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и показывать свой край в соотнесением с уже известными по учебнику городами России. В Интернете рассматривать снимок своего местожительства из космоса. Находить место России на земном шаре, встреча на космодроме, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России. Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины. Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны. Сравнивать природу разных районов России с природой своего края. |
47 | Самара в далёком прошлом. Презентация | 1 | |
48 | Самара в далёком прошлом. Презентация | 1 | |
49 | Родная Самарская земля. Фотоконкурс. | 1 | |
50 | Родная Самарская земля. Фотоконкурс. | 1 | |
51 | Родная Самарская земля. Фотоконкурс. | 1 | |
52 | Памятники природы Самарской области. Проект. | 1 | |
53 | Памятники природы Самарской области. Проект. | 1 | |
54 | Памятники природы Самарской области. Проект. | 1 | |
55 | Экскурсия по паркам и скверам. | 1 | |
56 | Экскурсия по паркам и скверам. | 1 | |
57 | Экскурсия по паркам и скверам. | 1 | |
58 | Многонациональная Самарская область. Проект. | 1 | |
59 | Многонациональная Самарская область. Проект. | 1 | |
60 | Многонациональная Самарская область. Проект. | 1 | |
61 | Посещение музея «Горница». | 1 | |
62 | Посещение музея «Горница». | 1 | |
63 | Посещение музея «Горница». | 1 | |
64 | История моего города в названиях улиц. Поисковое задание. | 1 | |
65 | История моего города в названиях улиц. Поисковое задание. | 1 | |
66 | История моего города в названиях улиц. Поисковое задание. | 1 | |
67 | История моего города в названиях улиц. Поисковое задание. | 1 | |
68 | Подведение итогов. | (1 ч) | Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе; называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявление общенациональной российской солидарности. |
Итого: | 68 (ч) |
8. Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса.
Печатные пособия:
- Плакаты по основным темам природоведения, обществоведения, истории, культурологи.
- Портреты выдающихся людей России.
- Географические и исторические настенные карты.
- Атлас географических и исторических карт.
- Иллюстративные материалы ( альбомы, комплекты открыток и др.)
Компьютерные и информационно- коммуникативные средства:
- Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» (диск CD-ROM), презентации к урокам (диск CD).
Технические средства обучения.
1. Мультимедийный проектор
2. Экран
3. DVD проигрователь
4. Персональный компьютер
5. Магнитофон
Экранно-звуковые пособия.
- Видеофильмы (в том числе в цифровой форме):
- Мультимедийный учебник. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. Компания «Кирилл и Мефодий». 2007 г. (DVD-диск)
- Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Мультимедийное пособие
- Компакт – диск «Мир музыки»
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
1. Портреты писателей и поэтов
2. Репродукции картин
3. Таблички с терминами
4. Наборы иллюстраций
5. Наборы сюжетных картинок
6. Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
7. Термометр медицинский.
8. Лупа.
9. Компас.
Литература.
- Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. М.: Агропромиздат, 1989.
- Афанасьева В.И. Экология не знает границ. // Юный натуралист. 1990, №1.
- Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями. // НШ. 1996, №3.
- Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. // НШ. 1997, №4.
- Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ, 1998, №6.
- Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1985.
- Дерябко О.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. 1998, №6.
- Жестгрва Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. 1989, № 10.
- Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1981.
- Ишутинова Л.М. Грибы – это грибы. // НШ. 2000, №6.
- Ладвинская А.А. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
- Плешаков А.А. Планета загадок. М.: Просвещение 1996.
- Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево. // НШ. 1997, №4.
- Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. 1999, № 5.
- Симонова Л.П. «Зеленый дом». // НШ. 1998, № 6.
- Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. М.: Металлургия, 1987.
- 11. Титова К.Д. Комнатные растения. Определитель. М.: АСТ «Астрель», 2002.
- Тихонова А.Е. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. 1991, № 9.
- Филатова Л.М. По страницам Красной книги. // НШ. 1991.
- Хессайон Д.Г. Энциклопедия «Все о комнатных растениях». М.: «Кладезь-Букс», 2002.
- Хефлинг Г. Все «чудеса» в одной книге. М.: Прогресс, 1983.
- Хефлинг Г. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: Колос, 1994.
- Чижевский А.Е. Экология у нас дома. // НШ. 1998, № 6.
- Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся н...
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу" для учащихся 1-4 классов...
Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу»
Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу» тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова. ,составлена на основе авторской программы кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу" (социальное направление)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу" (социальное направление)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» 1-2 класс
Рабочая программа курса «Край, в котором мы живем» для 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу», социальное направление 3 класс...