Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу" (социальное направление)
рабочая программа на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу" (социальное направление)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_v_kotorom_ya_zhivu.docx | 375.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность «Мир, в котором я живу»
(социальное направление)
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу » разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 9 имени адмирала П.С. Нахимова.
Нормативной базой, лежащей в основе разработки программы, являются следующие документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Конституция Российской Федерации;
Программа «Мир, в котором я живу» предоставляет возможность ребенку познать мир и проявить свою индивидуальность через активное включение в дела и мероприятия класса и образовательной организации. Школа – образовательная среда, создающая условия для индивидуального развития и духовно-нравственного становления личности школьника. Программа позволяет обучающимся продемонстрировать и реализовать свои способности, удовлетворить свои интересы, развить коммуникативные навыки, скорректировать межличностные отношения в детском коллективе, включиться в деятельность органов ученического самоуправления.
Данная программа предоставляет возможность эффективно и результативно организовать внеурочную деятельность в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Цель программы: способствовать развитию и воспитанию высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своей страны, семьи, ведущей здоровый образ жизни, ценностно относящейся к природе, окружающей среде
Задачи программы:
- развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;
- развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире.
- формировать коммуникативную и социальную компетентность школьников;
- формировать экологическую культуру, культуру здорового и безопасного образа жизни.
- приобщать к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.
.
Основные технологии, используемые при реализации данной программы, ориентированы на индивидуальные возможности ребенка, развитие его личности через включение в различные виды деятельности:
- технология коллективной творческой и организаторской деятельности;
- методы проектной деятельности;
- методики предметных, сюжетных, ролевых, деловых, имитационных игр;
- здоровьесберегающие информационно-обучающие методики;
- информационные и коммуникативные технологии.
Формы работы:
- беседа, обсуждение, презентации,
- конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, концерты, фестивали;
- дискуссии, встречи в семейном клубе «Роза»;
- встречи с интересными людьми;
- Ролевые игры: «Волшебный стул», «Пять минут с искусством», «Магазин одной покупки», Приглашение к чаю». «Лукошко», «Калейдоскоп»,« Проблема на ладошке», «Конверт дружеских вопросов», «Когда говорят предметы», «Путешествие в свое прошлое», «По секрету всему свету», «День добрых сюрпризов», «Листая словарь», «Смешинки», «Свободный разговор», «Дискуссионные качели», «Турнир знатоков этикета», «Предлагаем-выбираем», «Три желания»
Общая характеристика курса «Мир, в котором я живу»
Программа предусматривает реализацию по пяти основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, духовно-нравственное), с включением школьников в различные виды деятельности, способствующие формированию нравственных ценностей, основных компетенций (коммуникативной, информационной, проблемной), социализации личности обучающихся.
Программа имеет цикличный характер и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения.
Название модуля | Направления деятельности | Задачи |
«Я и Отечество» | Социальное | Дать возможность проявить патриотические чувства и активную жизненную позицию в делах социальной направленности укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны; |
«Моё здоровье и безопасность» | Спортивно-оздоровительное | Способствовать развитию и укреплению навыков здорового образа жизни |
«Мой мир» | Духовно-нравственное Социальное Общекультурное | Дать возможность учащимся раскрыть свой внутренний мир и потенциал формировать экологическую культуру, ресурсосбережение; развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими |
«Я – в мире» | Общекультурное Социальное | укрепление внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; осуществление нравственного самоконтроля, требования от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; развитие доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям |
«Мир во мне» | Общеинтеллектуальное Социальное | развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм; |
Описание ценностных ориентиров содержания курса
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своему городу; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Планируемые результаты деятельности
Личностные результаты
В области социального развития: ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
В области духовно-нравственного развития – развитие нравственных чувств и этического сознания:
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
В области общеинтеллектуального развития - развитие трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
В области спортивно-оздоровительного направления - ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни:
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
В области общекультурного развития - ценностное отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме,
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в обществе и в семье.
Метапредметные результаты
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную,
- умение планировать собственную деятельность
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Предметные результаты
В результате освоения данной Программы, обучающиеся смогут применить на практике систему предметных знаний и осуществить действия с предметным содержанием в соответствии с ООП НОО школы
Данная программа реализуется в 1-4-х классах и рассчитана на весь период начального обучения. На занятия по данной программе отводится 33 часа -1класс, 34 часа -2-4 класс. Продолжительность одного занятия 45 минут.
Содержание программы
1класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
«Я и Отечество» | 7ч | 7 ч | 8 ч | 7 ч |
«Мое здоровье и безопасность» | 6 ч | 7 ч | 6 ч | 6 ч |
«Мой мир» | 6 ч | 5 ч | 8 ч | 8 ч |
«Я в мире» | 7 ч | 7 ч | 6 ч | 7 ч |
«Мир во мне» | 7ч | 8 ч | 6 ч | 6 ч |
33ч | 34ч | 34ч | 34ч |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№/№ | Дата | СОДЕРЖАНИЕ |
«Я и Отечество» | ||
1. | Край, в котором мы живем | |
2. | Моя малая Родина | |
3. | Символы России | |
4. | Первоначальное знакомство с Конституцией РФ. | |
5. | Город Вязьма над Вязьмою-речкой | |
6. | "Наша страна - Россия" ( конкурс чтецов) | |
7. | "О героях былых времён" | |
«Моё здоровье и безопасность» | ||
8. | Дорога в школу. Азбука безопасности | |
9. | Здоровье в порядке-спасибо зарядке | |
10. | Город, в котором живут Опасные ситуации | |
11. | «Румяные щечки». Спорт в жизни человека | |
12. | В гостях у Мойдодыра. Что такое гигиена? | |
13. | Викторина «Вопросы инспектора Сфетофорика» | |
14 | Соблюдаем мы режим, быть здоровым мы хотим | |
«Мой мир» | ||
15. | Знакомьтесь: юннаты! | |
16. | Правила общения с окружающими | |
17. | По соседству мы живем | |
18. | Как стать прилежным и старательным | |
19. | Волшебны слова | |
«Я в мире» | ||
20 | А ты вежлив? | |
21. | Моя дружная семья | |
22. | Культурный человек: кто он такой? | |
23. | Правила общения с окружающими | |
24. | Быть честным – хорошо или плохо? | |
25. | Как можно узнать настроение человека? | |
26. | ||
«Мир во мне» | ||
27 | Все профессии важны - все профессии важны | |
28 | «Терпенье и труд все перетрут» | |
29 | Храни порядок и порядок сохранит тебя | |
30. | Хочу быть аккуратным | |
31 | Когда мама может отдохнуть | |
32 | Учусь быть трудолюбивым | |
33 | Мое «Я» и мое достоинство |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2класс
№/№ | Дата | СОДЕРЖАНИЕ |
«Я - гражданин своего Отечества» | ||
1. | Правила человеческого быта | |
2. | Россия – многонациональное государство | |
3. | Великие люди земли Смоленской | |
4. | «Их помнит мир спасенный» | |
5. | Скажи спасибо… | |
6. | Наши традиции | |
«Мое здоровье и безопасность» | ||
8. | Разрешается-Запрещается | |
9. | Мой здоровый образ жизни | |
10. | Вредные привычки | |
11. | Каша - кормилица наша | |
12. | Под ногтями спит зараза – незаметная для глаза | |
13. | Русские народные игры | |
14 | Ролевая игра «Мегаполис» | |
«Мой мир» | ||
15. | Чувство любви к красоте | |
16. | Моя внимательность и внимание | |
17. | В дружбе - сила | |
18. | Жизнь дана на добрые дела | |
19. | Разговор об увлечениях | |
20. | А у нас в квартире пес | |
«Я в мире» | ||
21 | Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят. | |
22. | Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора) | |
23. | Оцени других и себя | |
23. | Посеешь характер - пожнешь судьбу | |
24. | Ответственность и я | |
25. | Чем отличается фантазия от лжи? | |
26. | Вежливость - основа воспитанности | |
«Мир во мне» | ||
27 | Как научиться жить с людьми | |
28 | Быть трудолюбивым - это хорошо или плохо? | |
29 | Жизнь дана на добрые дела | |
30. | Самые нужные профессии | |
31 | Начатое дело доводим до конца | |
32 | Человек познает мир | |
33 | Будущее в моих руках |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№/№ | Дата | СОДЕРЖАНИЕ |
«Я - гражданин своего Отечества» | ||
1. | Откуда пошла земля русская | |
2. | Их имена вошли в историю страны | |
3. | Будущее в моих руках | |
4 | Мы разные, но мы вместе | |
5. | Память прошлое хранит | |
6. | Два мира – сущий и ложный | |
7. | Моя родословная | |
8. | Они стояли за Родину | |
«Мое здоровье и безопасность» | ||
9. | Как устроен человек (гигиена) | |
10. | Правильное питание – залог здоровья | |
11. | Самые опасные вредные привычки | |
12. | Я – пешеход и пассажир | |
13. | Презентация проектов «Моя безопасность» | |
14. | Ролевая игра «Мегаполис» | |
«Мой мир» | ||
15. | Как принять правильное решение? | |
16. | Мальчик и девочка – дружить или ссориться | |
17. | Рукотворное чудо | |
18. | Я - ребенок, я -человек. Я – гражданин России | |
19. | Волшебники добра | |
20. | Ты и твои друзья | |
21. | Я и мои права | |
22. | Ответственность в семье и в обществе | |
«Я в мире» | ||
23. | Культпоход в… | |
24. | Приятного аппетита! | |
25. | Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других | |
26. | Быть личностью | |
27. | Какими в жизни следует быть? | |
28. | Быть скромным - это хорошо или плохо? | |
«Мир во мне» | ||
29 | Этюды для моделирования положительных черт характера | |
30 | Добрые дела. «Доброе дело два века живет» | |
31 | Порядок в доме и в учебе | |
32. | Через терни к звездам | |
33 | Человек хозяин жизни | |
34 | Труд и творчество |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№/№ | Дата | СОДЕРЖАНИЕ |
«Я – гражданин своего Отечества» | ||
1. | Мои смоляне-земляки мои | |
2. | Война в судьбе моей семьи | |
3. | Жизнь замечательных людей | |
4 | Жизнь человека – счастье, совесть, долг, свобода | |
5. | Знамя Победы | |
6. | Отмеряя шаги в истории | |
7. | Строить жизнь или устраиваться в ней | |
«Мое здоровье и безопасность» | ||
8. | Физическая активность – залог здоровья | |
9. | Наши эмоции и как ими управлять | |
10. | В лес по грибы, по ягоды | |
11. | Спортивное путешествие по России | |
12. | Ролевая игра «Мегаполис» | |
13. | Разговор о правильном питании. Гигиена и культура питания | |
«Мой мир» | ||
14. | Хочу и надо | |
15. | Герои книг имеют право | |
16. | Как надо относиться к животным и природе | |
17. | Подари улыбку миру | |
18. | Учись смело говорить правду | |
19. | Эмоции и поведение | |
20. | Учимся принимать самостоятельное решение | |
21. | Что значит быть в ответе за себя и за других | |
«Я в мире» | ||
22 | Я – неповторимый человек | |
23. | Путь к себе | |
24. | Моя будущая семья | |
25. | Рядом со взрослыми, вместе со сверстниками | |
26. | Я знаю все, но только не себя | |
27. | Час нравственного разговора «Что такое хорошо» | |
28. | Совесть – регулятор моей нравственности | |
«Мир во мне» | ||
29 | В поисках своего «Я» | |
30 | Азбука профессий | |
31 | Культура учебного труда | |
32. | Забытые ремесла | |
33 | Труд как условие нравственной жизни | |
34 | Слово и дело |
ЛИТЕРАТУРА.
- Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. - Киев: Освита, 1992.
- Аванесян И.Д. Освоение педагогической концепции Игоря Петровича Иванова – путь к совершенствованию воспитательного процесса.- СПб: Нестор, 2002.
- Титова Е.В. Если знать как действовать. - М.: Просвещение, 1993.
- Т.П.Артюхова, Е.Н.Барышников, Н.А.Жукова, Е.Н.Шавринова. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе: модели и методы: методическое пособие - СПб: СПб АППО, 2011.
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. - Начальная школа. 2004. №2.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. – Начальная школа. 2005 №6.
- Финогенов А.В. В.Э. Филиппов. Игровые технологии в школе: учебно-методическое пособие. - Красноярск: КГУ, 2001.
- Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М: Просвещение, 1994.
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2004.
- Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. - М.: Академия. 2008.
- Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД и ОБЖ. - М.: 2004.
- Радзиевская, Л.И. Ты один дома - М.: ООО «Издательство Оникс», 2008.
- Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры. - Ростов на Дону: Феникс, 2008.
- Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. — www. pedsovet.org
- Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М. : Флинта, 2003. -128 с.
- Кащенко, В.В. Педагогическая коррекция / В.В. Кащенко. - М. : Просвещение, 1994.
- Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития,1997. – 240 с.
- Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М., 1998. – 130 с.
- Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности / Н.Е. Щуркова. - М. :1994. 107 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе (Спортивно-оздоровительное направление)
"Расти здоровым!"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Азбука волейбола» для обучающихся 3 класса
Программа «Азбука волейболал» для 3-4 классов общеобразовательных учреждений основывается на курсе «Физическая культура», что является составной частью программы по физическому воспитанию для 1-11 кла...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Маленький патриот» по духовно-нравственному направлению в рамках ФГОС НОО. в 1 классе.
Программа внеурочной деятельности младших школьников "Маленький патриот реализует духовно-нравственноенаправление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО...
Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности « Театральная студия» по духовно- нравственному направлению 3-4 класс
Учебная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения , воспитания и развития учащихся средств...