Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу" (социальное направление)
рабочая программа на тему

Дмитриева Елена Вячеславовна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу" (социальное направление)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_v_kotorom_ya_zhivu.docx375.78 КБ

Предварительный просмотр:

F:\SCAN_00\SCAN0012.JPG

Внеурочная деятельность «Мир, в котором я живу»

(социальное направление)

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Мир, в котором я  живу »  разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования,   основной образовательной программы начального общего образования МБОУ  СОШ № 9 имени адмирала П.С. Нахимова.

Нормативной базой, лежащей в основе разработки программы, являются следующие документы:

  1.  Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
  5. Конвенция о правах ребёнка;
  6. Конституция Российской Федерации;

Программа «Мир, в котором я живу» предоставляет возможность ребенку познать мир и проявить свою индивидуальность через активное включение в дела и мероприятия класса и образовательной организации. Школа – образовательная среда, создающая условия для индивидуального развития и духовно-нравственного становления личности школьника.  Программа позволяет обучающимся продемонстрировать и реализовать свои способности, удовлетворить свои  интересы, развить коммуникативные навыки, скорректировать межличностные отношения в детском коллективе, включиться в деятельность органов ученического самоуправления.

Данная программа предоставляет возможность эффективно и результативно организовать внеурочную деятельность в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Цель программы: способствовать развитию и воспитанию высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своей страны, семьи, ведущей здоровый образ жизни, ценностно относящейся  к природе, окружающей среде 

Задачи программы:

  • развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;
  • развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире.
  • формировать коммуникативную и социальную компетентность школьников;
  • формировать экологическую культуру, культуру здорового и безопасного образа жизни.
  • приобщать  к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.

.

Основные технологии, используемые при реализации данной программы,  ориентированы на индивидуальные возможности ребенка, развитие его личности через включение в различные виды деятельности:

  • технология коллективной творческой и организаторской деятельности;
  • методы проектной деятельности;
  • методики предметных, сюжетных, ролевых, деловых, имитационных игр;
  • здоровьесберегающие информационно-обучающие методики;
  • информационные и коммуникативные технологии.

Формы работы:

  • беседа, обсуждение,  презентации,
  • конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, концерты,  фестивали;
  •  дискуссии, встречи в семейном клубе «Роза»;
  • встречи с интересными людьми;
  • Ролевые игры: «Волшебный стул», «Пять минут с искусством», «Магазин одной покупки», Приглашение к чаю». «Лукошко», «Калейдоскоп»,« Проблема на ладошке», «Конверт дружеских вопросов», «Когда говорят предметы», «Путешествие в свое прошлое», «По секрету всему свету», «День добрых сюрпризов», «Листая словарь», «Смешинки», «Свободный разговор», «Дискуссионные качели»,  «Турнир знатоков этикета», «Предлагаем-выбираем», «Три желания»

Общая характеристика курса «Мир, в котором я живу»

Программа предусматривает реализацию по пяти основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, духовно-нравственное), с включением школьников в различные виды деятельности, способствующие формированию нравственных ценностей, основных компетенций (коммуникативной, информационной, проблемной),  социализации личности обучающихся.

Программа имеет цикличный характер и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения.

Название модуля

Направления деятельности

Задачи

 «Я и Отечество»

Социальное

Дать возможность проявить  патриотические чувства и активную жизненную позицию в делах социальной направленности

укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

«Моё здоровье и безопасность»

Спортивно-оздоровительное

Способствовать развитию и укреплению навыков здорового образа жизни

«Мой мир»

Духовно-нравственное

Социальное

Общекультурное

Дать возможность учащимся раскрыть свой внутренний мир и потенциал

формировать экологическую культуру,

 ресурсосбережение;

развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими

«Я – в мире»

Общекультурное

Социальное

укрепление внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

      осуществление нравственного самоконтроля, требования от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

      развитие доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям

«Мир во мне»

Общеинтеллектуальное

Социальное

      развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

Описание ценностных ориентиров содержания курса

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своему городу; служение Отечеству);

социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).


Планируемые результаты деятельности

Личностные результаты

В области  социального развития:  ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

В области  духовно-нравственного развития – развитие  нравственных чувств и этического сознания:

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

В области общеинтеллектуального развития  - развитие трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и  привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

        В области спортивно-оздоровительного направления -  ценностное  отношение к здоровью и здоровому образу жизни:

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

     В области общекультурного развития - ценностное отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме,
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в обществе и в семье.

Метапредметные результаты

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную,
  • умение планировать собственную деятельность
  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Предметные результаты

В результате освоения данной Программы, обучающиеся смогут применить на практике систему предметных знаний и осуществить действия с предметным содержанием в соответствии с ООП НОО школы

Данная программа реализуется в 1-4-х классах и рассчитана на весь период начального обучения. На занятия по данной программе отводится 33 часа -1класс, 34 часа -2-4 класс. Продолжительность одного занятия 45 минут.

Содержание программы

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

«Я и Отечество»

7 ч

8 ч

7 ч

«Мое здоровье и безопасность»

6 ч

7 ч

6 ч

6 ч

«Мой мир»

6 ч

5 ч

8 ч

8 ч

«Я в мире»

7 ч

7 ч

6 ч

7 ч

«Мир во мне»

8 ч

6 ч

6 ч

33ч

34ч

34ч

34ч

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№/№

Дата

СОДЕРЖАНИЕ

«Я и Отечество»

1.

Край, в котором мы живем

2.

Моя малая Родина

3.

Символы России

4.

Первоначальное знакомство с Конституцией РФ.

5.

Город Вязьма над Вязьмою-речкой

6.

"Наша страна - Россия" ( конкурс чтецов)

7.

"О героях былых времён" 

«Моё здоровье и безопасность»

8.

Дорога в школу. Азбука безопасности

9.

 Здоровье в порядке-спасибо зарядке

10.

Город, в котором живут Опасные ситуации

11.

«Румяные щечки». Спорт в жизни человека

12.

В гостях у Мойдодыра. Что такое гигиена?

13.

Викторина «Вопросы инспектора Сфетофорика»

14

Соблюдаем мы режим, быть здоровым мы хотим

«Мой мир»

15.

Знакомьтесь: юннаты!

16.

Правила общения с окружающими

17.

По соседству мы живем

18.

Как стать прилежным и старательным

19.

Волшебны слова

«Я в мире»

20

А ты вежлив?

21.

Моя дружная семья

22.

Культурный человек: кто он такой?

23.

Правила общения с окружающими

24.

Быть честным – хорошо или плохо?

25.

Как можно узнать настроение человека?

26.

«Мир во мне»

27

Все профессии важны - все профессии важны

28

«Терпенье и труд все перетрут»

29

Храни порядок и порядок сохранит тебя

30.

Хочу быть аккуратным

31

Когда мама может отдохнуть

32

Учусь быть трудолюбивым

33

Мое «Я» и мое достоинство

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2класс

№/№

Дата

СОДЕРЖАНИЕ

«Я - гражданин своего Отечества»

1.

Правила человеческого быта

2.

Россия – многонациональное государство

3.

Великие люди земли Смоленской

4.

«Их помнит мир спасенный»

5.

Скажи спасибо…

6.

Наши традиции

«Мое здоровье и безопасность»

8.

Разрешается-Запрещается

9.

Мой здоровый образ жизни

10.

Вредные привычки

11.

Каша - кормилица наша

12.

Под ногтями спит зараза – незаметная для глаза

13.

Русские народные игры

14

Ролевая игра «Мегаполис»

«Мой мир»

15.

Чувство любви к красоте

16.

Моя внимательность и внимание

17.

В дружбе  - сила

18.

Жизнь дана на добрые дела

19.

Разговор об увлечениях

20.

А у нас в квартире пес

«Я в мире»

21

Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.

22.

Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)  

23.

Оцени других и себя

23.

Посеешь характер - пожнешь судьбу

24.

Ответственность и я

25.

Чем отличается фантазия от лжи?

26.

Вежливость - основа воспитанности

«Мир во мне»

27

Как научиться жить с людьми

28

Быть трудолюбивым - это хорошо или плохо?

29

Жизнь дана на добрые дела

30.

Самые нужные профессии

31

Начатое дело доводим до конца

32

Человек познает мир

33

Будущее в моих руках

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс

№/№

Дата

СОДЕРЖАНИЕ

«Я - гражданин своего Отечества»

1.

Откуда пошла земля русская

2.

Их имена вошли в историю страны

3.

Будущее в моих руках

4

Мы разные, но мы вместе

5.

Память прошлое хранит

6.

Два мира – сущий и ложный

7.

Моя родословная

8.

Они стояли за Родину

«Мое здоровье и безопасность»

9.

Как устроен человек (гигиена)

10.

Правильное питание – залог здоровья

11.

Самые опасные вредные привычки

12.

Я – пешеход и пассажир

13.

Презентация проектов «Моя безопасность»

14.

Ролевая игра «Мегаполис»

«Мой мир»

15.

Как принять правильное решение?

16.

Мальчик и девочка – дружить или ссориться

17.

Рукотворное чудо

18.

Я - ребенок, я -человек. Я – гражданин России

19.

Волшебники добра

20.

Ты и твои друзья

21.

Я и мои права

22.

Ответственность в семье и в обществе

«Я в мире»

23.

Культпоход в…

24.

Приятного аппетита!

25.

Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других

26.

Быть личностью

27.

Какими в жизни следует быть?

28.

Быть скромным - это хорошо или плохо?

«Мир во мне»

29

Этюды для моделирования положительных черт характера

30

Добрые дела. «Доброе дело два века живет»

31

Порядок в доме и в учебе

32.

Через терни к звездам

33

Человек хозяин жизни

34

Труд и творчество

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

№/№

Дата

СОДЕРЖАНИЕ

«Я – гражданин своего Отечества»

1.

Мои смоляне-земляки мои

2.

Война в судьбе моей семьи

3.

Жизнь замечательных людей

4

Жизнь человека – счастье, совесть, долг, свобода

5.

Знамя Победы

6.

Отмеряя шаги в истории

7.

Строить жизнь или устраиваться в ней

«Мое здоровье и безопасность»

8.

Физическая активность – залог здоровья

9.

Наши эмоции и как ими управлять

10.

В лес по грибы, по ягоды

11.

Спортивное путешествие по России

12.

Ролевая игра «Мегаполис»

13.

Разговор о правильном питании. Гигиена и культура питания

«Мой мир»

14.

Хочу и надо

15.

Герои книг имеют право

16.

Как надо относиться к животным и природе

17.

Подари улыбку миру

18.

Учись смело говорить правду

19.

Эмоции и поведение

20.

Учимся принимать самостоятельное решение

21.

Что значит быть в ответе за себя и за других

«Я в мире»

22

Я – неповторимый человек

23.

Путь к себе

24.

Моя будущая семья

25.

Рядом со взрослыми, вместе со сверстниками

26.

Я знаю все, но только не себя

27.

Час нравственного разговора «Что такое хорошо»

28.

Совесть – регулятор моей нравственности

«Мир во мне»

29

В поисках своего «Я»

30

Азбука профессий

31

Культура учебного труда

32.

Забытые ремесла

33

Труд как условие нравственной жизни

34

Слово и дело

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. - Киев: Освита, 1992.
  2. Аванесян И.Д. Освоение педагогической концепции Игоря Петровича Иванова – путь к совершенствованию воспитательного процесса.- СПб: Нестор, 2002.
  3. Титова Е.В.  Если знать как действовать. -  М.: Просвещение, 1993.
  4. Т.П.Артюхова, Е.Н.Барышников, Н.А.Жукова, Е.Н.Шавринова. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе: модели и методы: методическое пособие -  СПб: СПб АППО, 2011.
  5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. -  Начальная школа.  2004. №2.
  6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. – Начальная школа. 2005 №6.
  7. Финогенов А.В. В.Э. Филиппов.  Игровые технологии в школе: учебно-методическое  пособие. -  Красноярск: КГУ, 2001.
  8. Шмаков С.А. Игры учащихся -  феномен культуры. М: Просвещение, 1994.
  9. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2004.
  10. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. -  М.: Академия. 2008.
  11. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД и ОБЖ. -  М.: 2004.
  12. Радзиевская, Л.И. Ты один дома -  М.: ООО «Издательство Оникс», 2008.
  13. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры. - Ростов на Дону: Феникс, 2008.
  14. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. —  www. pedsovet.org
  15. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М. : Флинта, 2003. -128 с.
  16. Кащенко, В.В. Педагогическая коррекция / В.В. Кащенко. - М. : Просвещение, 1994.
  17. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития,1997. – 240 с.
  18. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М., 1998. – 130 с.
  19. Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности / Н.Е. Щуркова. - М. :1994.  107 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Азбука волейбола» для обучающихся 3 класса

Программа «Азбука волейболал» для 3-4 классов общеобразовательных учреждений основывается на курсе «Физическая культура», что является составной частью программы по физическому воспитанию для 1-11 кла...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса  «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Маленький патриот» по духовно-нравственному направлению в рамках ФГОС НОО. в 1 классе.

Программа внеурочной деятельности младших школьников "Маленький патриот реализует духовно-нравственноенаправление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО...

Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности « Театральная студия» по духовно- нравственному направлению 3-4 класс

    Учебная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения , воспитания и развития учащихся средств...