"Наблюдаем. Исследуем. Экспериментируем"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Программа доп.образования, но можно использовать во внеурочной деятельности (с корректировкой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nie.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеразвивающая программа
дополнительного образования
«Наблюдаем.Исследуем.
Экспериметируем»
1 класс
2 часа в неделю
Составитель: Тербова Е.В.
2016-2017 уч. гг
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка......................................................................................3
2. Общая характеристика курса............................................................................5
3. Ценностные ориентиры содержания курса .......................................................8
4. Ожидаемые результаты изучения курса .............................................................8
5. Личностные и метапредметные результаты изучения курса…….…….……..9
6. Планируемые результаты изучения курса …………..………………….……12
7. Содержание курса……………..............................................................................12
8. Тематическое планирование…………….......................................................13
9. Материально - техническое обеспечение......................................................15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643).
- Приказ Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
- Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312».
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по разработке рабочих программ.
- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72 г. Москва "О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни.
Развитие личности, её исследовательских способностей становится главной задачей системы образования. Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития исследовательского потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности.
Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов.
Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий исследовательский поиск.
Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования.
Новизна настоящей программы создаёт условия для развития исследовательских способностей и психических качеств ребёнка, а также комплексном подходе: неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов младших школьников.
Занятия проводятся для учащихся начальных классов по 2 часа в неделю в каждом классе, всего 74 часа в 1 классе, по 76 часов во 2-4 классах. Общее количество часов - 302 ч. Состав группы занимающихся постоянный, возраст —6,5- 11 лет. Срок реализации 4 года.
Цели программы:
- Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путём совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития;
- Подготовка учащихся начальных классов к проектной деятельности, развитие мышления и логики.
Задачи программы:
- Развитие познавательных способностей младших школьников;
- Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- Формировать умения и навыки выполнения нестандартных заданий различной направленности, навыки самостоятельной деятельности: определения цели, планирования этапов работы, самоконтроля, самоанализа, самооценки;
- Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
- Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии
Формы организации занятий:
- работа в группах,
- работа в парах,
- индивидуальная работа,
- работа с привлечением родителей.
Формы представления результатов: выставка, презентация, выступление, проектные и исследовательские работы, портфолио достижений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Материал программы курса опирается на следующие понятия:
- Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что? предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.
- Тема исследования отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, чёткая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
- Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.
- Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
- Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.
- Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
Предлагаемая программа состоит из трёх относительно самостоятельных разделов:
- тренинг исследовательских способностей;
- самостоятельная исследовательская практика;
- мониторинг исследовательской деятельности учащихся.
Тренинг исследовательских способностей
В ходе этого тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг в первом классе, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвёртом классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Самостоятельная исследовательская практика
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот раздел выступает в качестве основного, центрального. Занятия в его рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и проектов). Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.
Самостоятельная исследовательская работа в первом классе не планируется (это возможно только для одарённых детей). По возможности исследовательская практика выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога. Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований. Выделено специальное время для участия первоклассников в качестве зрителей в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся 2-4 классов.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создаёт условия для работы с семьёй, с социальным окружением, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
В каждый год обучения необходимо акцентировать внимание на речевой культуре говорящего и умении других ребят слушать своего товарища.
С точки зрения внутренней организации, учебное исследование школьника является целенаправленной деятельностью. Как и любая другая деятельность подобного рода, она связана со следующими составляющими:
• внутренним представлением цели;
• мотивацией;
• критериями достижения цели и организацией процесса;
• основными операциями и действиями, направленными на реализацию цели;
• последовательность операций и действий;
• контролем за исполнением операций и получением промежуточного результата;
• коррекцией операций или представления цели;
• критериями прекращения реализации действий;
• фиксацией результата деятельности.
Во время занятий у ребёнка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определённого вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
В предлагаемой программе создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие исследовательских процессов у младших школьников с целью усиления их всестороннего развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
- Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- Умение получать первичные сведения из научной литературы и справочников;
- Умение обобщать, анализировать и классифицировать изучаемый материал;
- Знание структуры исследовательской работы, плана подготовки и организации исследования;
- Умение работать в группе, прислушиваться к мнению других, отстаивать собственную точку зрения;
- Владение планированием и постановкой опыта, эксперимента;
- Умение представить работу.
- Увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
- Повышение интереса учащихся к учебным предметам, расширение кругозора.
Личностные и метапредметные результаты изучения курса
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- делать выбор при поддержке других участников группы и педагога.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретрооценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
К концу обучения во 1 классе
Обучающиеся должны научиться:
- слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
- вести рассказ от начала до конца;
- ставить вопросы;
- классифицировать;
- объяснять и защищать свои идеи;
- наблюдать.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
В основе построения курса выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
I | Тренинг исследовательских способностей | 20 |
II | Самостоятельная исследовательская практика | 38 |
III | Мониторинг исследовательской деятельности учащихся | 9 |
IV | Резерв рабочего времени | 8 |
ИТОГО | 74 |
Основные особенности программы первого класса:
- Самостоятельная исследовательская практика в 1 классе не предусмотрена.
- Результаты собственных исследовательских работ первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс - исследований.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КЛАССАМ
1 класс (74 ч)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | |
Тренинг исследовательских способностей (20 ч) | |||
1 | Что такое научное исследование? | 1 | |
2 | Что такое научное открытие? | 1 | |
3 | Знакомство с основными доступными методами исследования. | 1 | |
4 | Наблюдение как метод исследования. | 1 | |
5 | Наблюдение и наблюдательность. | 1 | |
6 | Что такое гипотеза? | 1 | |
7 | Учимся вырабатывать гипотезы. | 1 | |
8 | Классификация предметов. | 1 | |
9 | Что такое эксперимент? | 1 | |
10 | Что такое эксперимент и модель? | 1 | |
11 | Знакомство с логикой. | 1 | |
12 | Как задавать вопросы? | 1 | |
13 | Учимся выделять главное и второстепенное. | 1 | |
14 | Что такое вывод? | 1 | |
15 | Знакомство с понятиями: схема, чертеж | 1 | |
16 | Как делать схемы? | 1 | |
17 | Знакомство с понятиями: рисунок, график, формула. | 1 | |
18 | Правила работы с книгой. | 1 | |
19 | Что такое доклад? | 1 | |
20 | Исследование и проект. | 1 | |
Самостоятельная исследовательская практика (38 ч) | |||
16 | Какой разнообразный окружающий мир. Экскурсия. | 1 | |
17 | Мини-конференция по итогам экскурсии. | ||
18 | Как можно изучать окружающий мир? Игра. | 1 | |
19 | Практическое занятие «Учимся наблюдать». | 1 | |
20 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. | 1 | |
21 | Что такое исследование? План исследования. | 1 | |
22 | Учимся наблюдать. Экскурсия (изменения в природе). | 1 | |
23 | Мини-конференция по итогам экскурсии. | 1 | |
24 | Учимся наблюдать. Экскурсия (изменения в жизни животных). | 1 | |
22 | Экскурсия-исследование «Наблюдение за воробьями». | 1 | |
25 | Мини-конференция по итогам экскурсии. | 1 | |
26 | Учимся наблюдать. Экскурсия (изменения в людей). | 1 | |
27 | Мини-конференция по итогам экскурсии. | 1 | |
28 | Какой разнообразный мир? Игра. | 1 | |
29 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. | 1 | |
30 | Учимся проводить опыты. Игра. | 1 | |
31 | Учимся проводить опыты. Игра. | 1 | |
32 | Учимся проводить опыты. Игра. | 1 | |
33 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. | 1 | |
34 | Какие бывают книги (учебная литература). Экскурсия в библиотеку. | 1 | |
35 | Какие бывают книги (художественная литература). Экскурсия в библиотеку. | 1 | |
36 | Мини-конференция по итогам экскурсий. | 1 | |
37 | Путешествие на книжную полку. Журналы. | 1 | |
38 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. | 1 | |
39 | Эксперимент. Проводим опыты с водой. | 1 | |
40 | Экспресс-исследование «Свойства воды». | 1 | |
41 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. | 1 | |
42 | Работа в паре. Поиск информации. | 1 | |
43 | Знакомство с компьютером. Работа с компьютером. | 1 | |
44 | Интернет – источник информации. | 1 | |
45 | Учимся задавать вопросы. | 1 | |
46 | Анкета. Оформление анкет. | 1 | |
47 | Работа в паре. Словари. Исследование. | 1 | |
48 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. | 1 | |
49 | Компьютер и книга. Источники информации. | 1 | |
50 | Пробуем найти ответы. Книги, журналы, Интернет. | 1 | |
51 | Пробуем найти ответы. Книги, журналы, взрослые. | 1 | |
52 | Работа в группе. Поиск информации. | 1 | |
53 | Экспресс-исследование «Полезные и вредные продукты». | 1 | |
54-55 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. | 2 | |
56 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. | 1 | |
57 | Отбор нужной информации. Работа со словарями. | 1 | |
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (9 ч) | |||
58-59 | Мини-конференция по итогам экспресс-исследований. | 2 | |
60-62 | Мини-конференция по итогам собственных исследований. | 3 | |
63 | Подготовка собственных работ к защите. | 1 | |
64-65 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов уч.2 кл. в качестве зрителей. | 2 | |
66 | Участие в школьной конференции «Первые шаги в науку». | 1 | |
Резерв рабочего времени (8 ч) | |||
67-74 | Резервные занятия | 8 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- список используемой литературы:
- Господникова М.К., Полянина Н.Б., Самохвалова Е.И. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. – М.: Учитель, 2014.
- Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителя общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.
- Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников.- Волгоград: Учитель, 2009.
- Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2000. - 342с.
- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по разработке рабочих программ.
- Пержинская Е.В. Как организовать исследовательскую работу в первом классе // Начальная школа.- 2008.- №5.
- Пичугин С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики // Начальная школа.- 2008.- № 6
- Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт.- М., 2000.
- Приказ Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
- Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312».
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] – М.: Просвещение, 2011. – III серия.
- Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: сборник программ/составитель Е.Н. Петрова. - 2-е изд. - Самара: Учебная литература,2012.
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.-М.: АРКТИ, 2008.
- Развитие исследовательских умений младших школьников /[Н. Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под редакцией Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение. 2011.
- Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. - Самара: Учебная литература, 2010.
- Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. - Самара: Учебная литература, 2010.
- Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет. - Самара: Учебная литература, 2011.
- Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет. - Самара: Учебная литература, 2011
- Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. - Самара: Учебная литература, 2010.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Учебная литература, 2011.
- Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2010г
- Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2012.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996.
- печатные пособия:
- Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в рабочей программе курса (в том числе в цифровой форме).
- Словари различного назначения.
- Репродукции картин и художественные фотографии, отражающие красоту природы.
- технические средства:
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- экранно-звуковые пособия:
- Аудиозаписи и видеозаписи материалов, необходимых для занятий.
- Видеофильмы, соответствующие тематике программы.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
- интернет – ресурсы:
- Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
- «Жидкие» фокусы http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml
- Занимательные научные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml
- Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml
- Занимательные опыты на кухне http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml
- Изучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml
- Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
- Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок изобразительного искусства во 2 классе по теме "Пейзаж.Наблюдаем и изображаем осенний пейзаж"
1. Урок изобразительного искусства во 2 классе по программе «Школа 21 века»;2. «Пейзаж. Наблюдаем и изображаем осенний пейзаж»;3. Проблемный урок изучения нового материала;• 4 Оборудование: мультимеди...
Обучение грамоте. Урок чтения.Читаем, наблюдаем, сравниваем.
Обучение грамоте. Чтение. 1 класс. Тема: Читаем и наблюдаем. ( Букварь стр. 102-103).Цель урока: обобщение и повторение изученного; упражнение в чтении; раскрытие для детей красоты и богатства р...
Учимся наблюдать, обобщать, делать выводы.
Конспект занятия научного общества "Юный исследователь"...
Живой мир "Наблюдаем за деревьями" 2 класс для детей с умеренной умственной отсталостью
Живой мир "Наблюдаем за деревьями" 2 класс для детей с умеренной умственной отсталостью...
Урок обучения грамоте по теме:Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами
Конспект урока, презентация, самоанализ....
«Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами»
Базовый учебник: «Букварь» Р. Н. Бунеев, Е. В.Бунеева, О. В. Пронина.Цель урока: знакомство с согласными звуками [д], [д`], буквой д. (2 ч.)Задачи:- обучающие: формировать умение различать гласн...
Экспериментируй с палитрой цветовых контрастов. 2 класс
На данном уроке учащиеся закрепляют свои знания о холодных и теплых цветах с помощью новой для них техникой рисования - монотипия....