«Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами»
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Базовый учебник: «Букварь» Р. Н. Бунеев, Е. В.Бунеева, О. В. Пронина.
Цель урока: знакомство с согласными звуками [д], [д`], буквой д. (2 ч.)
Задачи:
- обучающие: формировать умение различать гласные и согласные звуки;
формировать умение выделять звук в слове;
формировать умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
формировать умение писать предложения;
формировать умение анализировать текст.
-развивающие: развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения младшего школьника;
формирование умения создавать связанные высказывания в соответствии с темой и главной мыслью;
способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности.
-воспитательные: воспитывать, аккуратность, вежливость, уважение; прививать любовь к чтению, к книге;
Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eor_ios_konspekt_uroka_kalaeva_s.s._mbou_sosh_no3_g._ardona.rar | 729.76 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
обучения грамоте
- ФИО: Калаева Светлана Сосланбековна
- Место работы: МБОУ СОШ №3 г. Ардона РСО-А
- Должность: учитель начальных классов
- Предмет: начальные классы
- Класс: 1 класс
- Тема: «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д,
наблюдение над однокоренными словами». Порядковый номер урока: урок 43. Продолжительность урока: 45 минут.
- Базовый учебник: «Букварь» Р. Н. Бунеев, Е. В.Бунеева, О. В. Пронина.
- Цель урока: знакомство с согласными звуками [д], [д`], буквой д. (2 ч.)
- Задачи:
- обучающие: формировать умение различать гласные и согласные звуки;
формировать умение выделять звук в слове;
формировать умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
формировать умение писать предложения;
формировать умение анализировать текст.
-развивающие: развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения младшего школьника;
формирование умения создавать связанные высказывания в соответствии с темой и главной мыслью;
способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности.
-воспитательные: воспитывать, аккуратность, вежливость, уважение; прививать любовь к чтению, к книге;
- Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний)
- Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная, групповая, учебный диалог.
- Необходимое техническое оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, экран, ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях ЦОР school-collection.edu.ru.
- Структура и ход урока: (в таблице)
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Формирование УУД | Вре мя (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Мотивация учащихся к учебной деятельности. Цель этапа: Подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой. | Представьте, что к вам на ладошки опустилось солнышко, какое оно? Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе… А давайте мы с ним немного поиграем. Скажите, а у вас хорошее настроение? -Да. Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом и с солнышком. А теперь, поднимем ручки вверх и отпустим солнышко – пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке. (На доску вывешивается солнышко) | Вытягивают руки и поворачивают их ладонями вверх. Ответы уч-ся. Перебрасывают «солнышко» с руки на руку. Улыбаются друг другу. Поднимают руки вверх и подбрасывают солнышко | Личностные: 1). Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | 1 мин | |
2. | Актуализация знаний. Постановка проблемы. Цель этапа: актуализировать знания о согласных звуках; построить проект выхода из затруднения; согласовать тему и цель урока. | 1.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a39eb-0a01-0180-01d7-bd04728c4f85/view/ | Работа с текстом. Выделение звуков [д], [д`] из слов. Читаю текст и выставляю таблички со словами на доску в определённой последовательности ( это опора для запоминания ). Это…(дом). Из трубы идёт…(дым). У дома растёт…(дуб). На дубе…(дупло). У дупла…(дятел). У дома сидит…(дед). Рядом с дедом играют…(дети). - Какие слова помогли нам создать эту картинку? - Что общего в этих словах? - Какой это звук? - Почему? -Послушайте внимательно. Демонстрация ЦОР. Звуки [д], [д`] В каких словах вы услышали звуки [д], [д`] – Произнесите эти слова. Назовите звуки, с которых они начинаются. -Как мы их обозначим? -Проверим. - Как вы думаете, какая будет тема урока? А цель? Составляем план работы на уроке. 1.Знакомство со звуками [д], [д`]. 2.Знакомство с новой буквой. 3.Письмо букв, слогов, слов. 5.Чтение слогов, слов. 6.Работа с предложением. 7.Работа с текстом. 8.Работа с иллюстрацией. - Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) – Каким кружком обозначаем такие действия? | Диалог учителя и учеников. Обозначают зелёным кружком. Обозначают синим кружком. | Познавательные: 1).Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2). Формировать умение выявлять сущность, особенности объектов. Регулятивные: 1). Формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план). | 4-5 мин |
3. | Открытие нового знания. Цель этапа: познакомить с новыми согласными звуками и буквами. | 2.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a3a12-0a01-0180-008b-b9d1aa91b914/view/ | (Планировали свою деятельность.) Физкультминутка (Буратино). Показываю на схемах синие и зелёные кружочки, дети называют звуки [д], [д’]. – Какой буквой обозначают на письме эти звуки? Найдите её на доске (ленте букв). Демонстрация ЦОР. Буква Д. – На что похожа эта буква? – Вот стоит, дымок пуская, Буква Д – труба печная. Этот домик – буква Д. – Звонкий звук или глухой? – Какой головной убор нарисовать человечку? (Кладём ладонь на горлышко и произносим звуки, чувствуем дрожь, вибрацию – следовательно, эти звуки звонкие, потому нарисуем звоночек.) - А как сделать, чтобы в доме было тепло и уютно? 1. Работа в «Букваре», с. 92. Работа со схемой-человечком (звуковичком). Работа со схемой. Заполняем схему-«звуковичка» в «Букваре». – Итак, что мы узнали про новую букву Д? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) - Какие новые знания мы открыли? - Какой пункт плана выполнили (отметили). | Диалог ученика и учителя. Дети произносят звуки. Делают вывод. Дают устную характеристику звукам. Работа в парах (выполненные работы вывешивают на доску). Рассказ о букве и звуках по схеме-человечку (проверка). | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Познавательные: Формирование умения извлекать информацию из схем иллюстраций текстов. | 9-10 мин |
3.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a4b0b-0a01-0180-015b-f0c5edd13283/view/ | 2. Работа в тетради для печатания, с. 30. – Прочитайте слоги. – Напечатайте их. – С печатной буквой познакомились, давайте посмотрим, как пишется прописная буква Д. Где мы сейчас будем работать? 3. Работа в прописи. (стр. 14) работа с иллюстрацией. - Рассмотрите иллюстрацию. - Как думаете, а в этом доме тепло и уютно? Почему? - Назовите, глядя на рисунок. Как можно больше слов со звуками [д], [д`]. 4. Демонстрация ЦОР. «Сколько звуков [д] в скороговорке». – Откройте прописи на с. 14. Посмотрите на табло. Письмо буквы д. 1). - Из каких элементов состоит буква д? - В каких буквах мы встречаем эти элементы? - Что показывают точки? - Что показывает стрелка? 2). Показываю (под счёт – раз и два). 3). Обведение буквы д в табло. 4). Письмо букв. Физкультминутка Гимнастика для пальцев: постукивание, сжимание, разжимание, поглаживание. 1 строка: обведите красной ручкой овал, зелёной ручкой – петлю. Красной ручкой 3 – букву О. Зелёной ручкой 3 – букву Д. 2 строка: элементы буквы д – красной, зелёной ручкой; | Обводят букву д. | Познавательные: 1). Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы. 2). Формирование умения находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные: 1). Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: 1). Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
4. 5. 6. 7. 8. 9. | Применение нового знания. Цель этапа: формировать навыки правильного слогового чтения. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: зафиксировать способ действия, тренировать способность проговаривать свои действия. Самостоятельная работа. Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю и самооценке; Включение в систему знаний и повторения. Цель этапа: проверка умения работать с текстом. Итог урока. Цель этапа: подвести итог урока, проверить, как дети запомнили новые звуки буквы. Рефлексия учебной деятельности. Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности; | 4.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a4af2-0a01-0180-00b5-622964328eb7/view/ | Наклонные линии – синей ручкой; Буква д – красной, зелёной, красной… Какой цвет дальше? Обозначьте самую красивую букву. - Какой пункт плана выполнили (отметили). 5.Составление рассказа по опорным словам. Букварь (стр. 92) - Прочитайте слова, в которых звук [д] твёрдый. - Прочитайте слова, в которых звук [д`] мягкий. - Кто попробует вспомнить нашу картинку и составить рассказ с помощью опорных слов? Дети составляют текст и рассказывают его друг другу. Одного- двоих учеников попрошу озвучить текст. - Можно ли сказать, что это – текст? Почему? - Где происходят события? - Как можно назвать наш текст? – Озаглавьте этот текст. – Подберите имя дедушке. Вы догадались, с какой буквы должно начинаться имя деда? (Д: Денис, Дима, Демьян.) Повторение рассказа с названием и именем дедушки. – Что мы сейчас с вами делали? – Какое умение формировали? (Умение владеть речью). – Обведите линии на рисунке. – Чему мы сейчас научились? (Познакомились с печатной и письменной буквой Д.) – Что теперь мы сумеем сделать? (Прочитать слоги.) - Какой пункт плана выполнили (отметили). 1. Работа в «Букваре». 1) Звуко- буквенный анализ. – Вернёмся к словам нашего рассказа (картинкам на доске). – У каких слов поставили синий кружок? Почему? – У каких слов – зелёный кружок? Почему? – Назовите ещё раз слова с твёрдым согласным звуком. – Назовите слова с мягким согласным звуком. 2) Чтение слогов (с. 92). – Подготовимся к чтению слогов: ДА ТА АД АТ ДО ТО ОД ОТ ДУ ТУ УД УТ ДЫ ТЫ ЫД ЫТ ДИ ТИ ИД ИТ а) чтение про себя; б) работа в парах (один читает слова с буквой д, другой – с т, потом - наоборот). в) поменялись ролями; г) чтение вместе: с буквой Д – громко, а с буквой Т – тихо. – Что мы сейчас делали? (Читали слоги, составляли рассказ.) – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией, умение владеть речью.) 2. Игра «Доскажи словечко» (выбираем слог, дополняем до слова). 3. Работа в прописи. Письмо слогов. (использую карточки с цифрами) ДО (синий) – 3 ОД (зелёный) – столько же, сколько слогов ДО – Чем отличаются соединения в написании до и од? (До – о пишется сверху, в од – о начинаем писать снизу.) ДА (красный), АД (зелёный), ДУ (синий) – 2 ДЫ (синий), ЫД (зелёный), ДИ (красный) – 1 УД (зелёный, красный), ИД (зелёный, красный) - Какой пункт плана выполнили (отметили). 1. Звуко-буквенный анализ слова Родина. Загадка: Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Поле с тонким колоском, Тёплый вечер за окном. Как всё это мы зовём? (Р1А) - Ребята, а зачем нам уметь делать звуко-буквенный анализ слова? 2. Работа со словами. - Прочитайте слова. - Подчеркните слова, которые можно отнести к теме «Родина»: дом, дуб, дорога, душа, дырка, ладони, родник. - Какое слово лишнее? Почему? - Чем слово дом отличается от слова домик? – Найдите слова, близкие по смыслу. (Дол и долина.) – Подготовьтесь к чтению 3-го столбика. – Можно ли объединить слова этого столбика в группы? – В какие? (По каким признакам?) – Прочитайте эти группы. – Что общего в словах 4-го столбика? – А что приятнее: дарить или получать в дар? – Можно ли сказать, что слова 5-го столбика тоже имеют что-то общее, похожее? – Прочитайте слова, где все согласные звуки звонкие. – Прочитайте слова с приставками. – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией, понимать речь.) 6. Работа в прописи. 1)Письмо слов (цветными ручками). Родина, дом, род, родник, друг, подруга. 2) Образование и запись однокоренных слов по картинкам (дома, домик, домики, домишко), выделение корня и суффикса, беседа о лексическом значении слов. 3) Знакомство со словарными словами город – огород. (По происхождению это однокоренные слова.) – Сравните слова: о-город, город, из-городь, город-ить. Все эти слова образовались от слова город, что означало «обнесённый частоколом». Запись слов, постановка ударения, подчёркивание букв безударных гласных звуков. 4) Работа над предложением. У Лиды подруга Лада. - повторение правописания заглавной буквы в словах. Чтение и анализ предложения. Запись с изменённым порядком слов. - Какую работу мы сейчас выполняли? 1. Самостоятельная работа в парах со схемами- «звуковичками»: завершение и самопроверка схем. Проверка работы. 2.Самооценка работы в прописи. - Какую работу мы сейчас выполняли? – Что у вас на этой странице получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? – В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданиями в прописях на с. 9. – Как оценили свою работу? Почему? 1. Работа с текстом до чтения. - Что изобразил наш художник? - Прочитайте название текста В. Хмельницкого. - Как думаете, это сказка или рассказ? 2. Чтение по предложениям с комментированием (учитель). Над трубой появился белый дымок. - Представьте, какой был дымок. Осмотревшись, он быстро помчался вверх. - Автор оживил его, заметили? - Постой, не спеши! – стала учить труба. – Некогда мне, - запыхтел дымок. – Я хочу всё увидеть. - Каким был дымок? - А как в тексте об этом узнаём? - Мир велик, - возразила труба. – Вряд ли тебе это удастся. - Почему так думает труба? А что ответит дымок? Предположите. - А я сразу на все четыре стороны полечу! – выпалил дымок. И… не успела труба его предупредить, как дымок растаял. - Каким образом ответил дымок трубе? Что значит слово выпалил? - Что случилось с дымком? Почему? Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что дымок растаял. - Слишком он у меня горячий, - огорчённо вздохнула труба и посмотрела вверх: там, в голубом небе, плыли чьи-то послушные дети. - А как об этом говорится в тексте? Размышляем дальше. Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш дымок? 3. Выявление первичного восприятия. - За какие важные мысли можно тексту сказать «спасибо». - Сказку подарил нам В. Хмельницкий или рассказ? 4. Творческое задание. - Мы не узнали, какие путешествия и приключения ждали нашего героя. Пофантазируйте. А о чём вы мечтаете, когда смотрите на облака? – Какая была тема урока? – Что нового мы узнали сегодня о русском языке? 5. Демонстрация ЦОР «Найди схему буквы Д» – А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках? – Все ли пункты плана выполнили? – Чему научились на уроке? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? У каждого из вас на столе лежит буква «Д». Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось, понравился урок, вы много узнали нового. Цель, которую вы ставили перед собой достигнута – закрасьте букву жёлтым карандашом, если не получилось – красным. Пока вы будете работать я включу вам веселую песенку «Дорогою добра». Давайте, посмотрим, что получилось: поднимите свои буквы вверх и я покажу, в какой цвет раскрасила букву. Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались. Спасибо вам за урок. | Оцениваем работу по алгоритму. Коллективная работа. Работа в парах. В деревне. Во дворе. У дедушки. Работа в парах Проверка: сверяют с образцом на доске. Оцениваем по алгоритму. Выполняют анализ по моему плану. Взаимопроверка. Работа в парах Проверка фронтальная. С комментированием. Проверка (сверяют с образцом). Оцениваем по алгоритму. Самооценка детей. Отвечают на вопросы Дети раскрашивают буквы. | Познавательные: 1). Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Коммуникативные: 1). Формирование умения слушать и понимать других. 2). Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); Личностные: 1). Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: 1). Формируем умение представлять информацию в виде схемы. Познавательные: 1). Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы. Личностные: 1). Формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание Регулятивные: 1). Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: 1). Формирование умения ориентироваться на развороте учебника. Регулятивные: 1). Формирование умения высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника. Личностные: 1). Формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2). Формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Духовно-нравственное развитие воспитания. 1). Воспитание нравственного чувства, этического сознания готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2). Гражданско-патриотическое воспитание. 3). Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4). Воспитание ЗОЖ. 5). Эстетическое воспитание. | 8-9 мин 9-10 мин 1-2 мин 4-5 мин 2 мин 1 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.
Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....
Урок обучения грамоте по теме:Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами
Конспект урока, презентация, самоанализ....
Урок обучения грамоте на тему «Согласные звуки [х], [х , ], буква Х. Слова-междометия. Написание строчной буквы х, слогов, слов с буквой х»
Данный урок разработан в системе УМК "Школа 2100"....
Согласные звуки [б], [б’], буква Б. Написание строчной буквы б, слогов, слов с буквой б.
Цель: - познакомить с звуками [б], [б’], и строчной буквой б; - учить писать строчную букву б.Задачи:– формируем умение выделять звук в слове;– формируем умение овладевать начертаниями письм...
Согласные звуки [З],[З’],буква З. Написание строчной буквы з,слогов и слов с буквой з
Урок обучения грамоте 1 класс "Согласные звуки [З],[З’],буква З.Написание строчнойбуквы з,слогов и слов с буквой з"...
Согласные звуки [б], [б’], буква Б. Написание строчной буквы Б, слогов, слов с буквой Б.
мультимедийный урок по обучению грамоте...
«Согласные звуки [ м ], [ м, ], буквы «М», «м». Написание строчной буквы «м». Чтение и письмо слов с изученной буквой».
Урок обучения грамоте в первом классе. Комбинированный урок.Познакомить учащихся с новыми звуками и буквами....