Тема урока: Дружба. ОРКСэ.
материал (4 класс) на тему

Коростелева Ольга Витальевна

Создание условий для воспитания у младших подростков мотивации к проявлению осознанных дружеских отношений  в социуме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka._druzhba.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Дружба.

Цель: создание условий для воспитания у младших подростков мотивации к проявлению осознанных дружеских отношений  в социуме.

Задачи:

*подвести учащихся к пониманию основных категорий морали: дружба, порядочность, бескорыстие, доброта, честность, понимание, доверие;

* способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

*способствовать развитию  добрых качеств и умений дружить, социальных эмоций переживания, проявления доброжелательности, отношения с пониманием друг к другу;

* способствовать развитию учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умению ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения её важности, учиться слушать товарищей и анализировать представленную ими информацию, делать выводы и обобщения;

* способствовать развитию кругозора  учащихся, обогащения словарного  запаса.

Планируемые результаты.

Предметные:

-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: дружба, порядочность, бескорыстие, доброта, честность, понимание.

Метапредметные:

- участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений;

-формировать готовность  к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.

Личностные :

-развивать умения анализировать собственные поступки, и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

Оборудование:

м/медийная установка, экран, толковые словари, словари пословиц и поговорок, альбомные листы, карточки с притчей «Дружба», карточки с синонимами к слову «дружба», мр3 «Друзья» (в исполнении ансамбля «Барбарики»), мр3 «Если с другом вышел в путь».

Методы: проблемно - поисковый; репродуктивный, работа.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: дружба, бескорыстность,  порядочность, взаимная симпатия.

Ход урока:

I. Организационный момент:

«С улыбкой солнце дарит свет

Нам посылая свой ПРИВЕТ!

Давайте дружно все в ответ

Друг другу скажем мы ПРИВЕТ!»

-Уважаемые ребята. Я рада вас приветствовать на нашем уроке, посвященной  одной важной теме. Мы продолжаем наш разговор о человеке и его личностных качествах.

III. Введение в новую тему.

Психологический настрой.

- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном. Тему нашего разговора вам подскажет песня.

Слайд 1:  (аудиозапись «Дружба начинается с улыбки».) Щелчок

Учитель: - Вы догадались, о чем пойдет разговор? (О дружбе)

IV. Постановка темы, цели, задачи урока.

Слайд 2.

- Что такое настоящая дружба?

- Как проявляется она?

- Кого человек вправе назвать другом?

Однозначных ответов на эти вопросы не существует, но задуматься над этими вопросами должен каждый. Без друзей человек не может быть счастлив. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы.

- Ребята, а что, по-вашему, означает слово «дружба»? (Это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу и т.д.)

- А что о дружбе говорит словарь?

Слайд 3.

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

- А в учебнике какое дано определение дружбы? Давайте откроем стр. 32 и прочтем это определение.

- Немного сложно, но мы попробуем разобраться.

- Для начала узнаем, когда же появился первый друг? Для этого мы отправимся в далекое прошлое.

Слайд 4.

Стихотворение «Слово Друг»

Чтец 1

Когда еще никто не знал ни слова

Ни «здравствуй», ни «солнце», ни «корова»,

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык.

И корчить рожи, что одно и то же.

Но словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленней лицо, умнее руки,

И человек придумал слово «друг»

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих!

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей – людей, которых я люблю, -

Я никогда ничем не оскорблю.

- Человеку всегда были необходимы друзья.

Слайд 5.

- Сегодня я хотела бы познакомить вас с одной очень старой и мудрой историей. Щелчок.

(Притча рассказывается под спокойную тихую мелодию, аудиозапись «Одинокий пастух»)  Вы послушайте и скажите, зачем человеку друзья?

     Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и много друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

Щелчок.

- Вам понравилась история? Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться?

- Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость.

Я предлагаю вам поработать в парах.

Слайд 6.

Игровой момент «Собери пословицу».

  •  « Друга за деньги не купишь».
  •  «Дружба дороже золота».
  •  «Друзья познаются в беде».
  •  «Без беды друга не узнаешь».

-Я предлагаю вам вспомнить или узнать еще пословицы о дружбе, которые придумал наш мудрый русский народ.

Слайд 7.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друг познается в беде.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

Дружба, как стекло, разобьешь – не сложишь.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Прочитаем и объясним их.

А сейчас я хочу вам зачитать легенду о возникновении пословицы                                                «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Слайд 8.

                                                            Легенда.

       К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им:                                                                                    - Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей.                                                                                               Кто что выбирает?                                                                                                                                                                          Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец-старик пожелал им счастья и встречу через три года.                                                                                            – Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить? Прошло три года и у того, у кого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и он кочевал из стороны в сторону, ища покой.                                                                                                 А у того, у кого были друзья, по-настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай. Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить, и с друзьями поделиться и кое-что продать. Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть друзья, которые могут во всём помочь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Слайд 9.

Подберите слова, связанные с дружбой.

Д – доверие, доброта, доброжелательность

Р - радость

У – уважение, ум, уверенность

Ж – жизнь, желание

Б – борьба, благодушие

А – активность, аккуратность

Из первых букв названных слов получилось слово…?

VI.  Работа в группах.

- Я предлагаю вам сейчас провести исследование по вопросу: «Какой он - настоящий друг?» и составить «Модель настоящего друга».

- Сядьте, пожалуйста, по группам. Вы составляете модель настоящего друга и представляете ее нам.

На листочках написаны слова. Ваша задача, выбрать те, которые характеризуют настоящего друга.

Слайд 10.

- модно одет

- надежный

- веселый

- не признает свои ошибки

- отзывчивый

- не подойдет первым мириться

- добрый

- поддержит словом и делом

- верный

- не скажет правду

- вместе в горе и радости

- выручит в трудную минуту

- Итак, сейчас какова же «Модель настоящего друга», составленная на основе мнения ребят нашего класса.

(Дети называют качества).

4. Закрепление социальных понятий.

- Нужно решить проблемные ситуации, которые бывают очень часто в жизни детей, выразив общее мнение группы.

Слайд 11.

Ситуация 1.

Твой друг получает плохие отметки и тебе запрещают с ним дружить.

Слайд 12.

Ситуация 2.

Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

Слайд 13.

Ситуация 3.

Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Слайд 14.

Ситуация 4.

Твой  друг подводит команду на спортивных соревнованиях.

(Дети по очереди зачитывают ситуацию и комментируют свое мнение – как поступить)

Слайд 15.

- А знаете ли вы, что ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой.  Вывели

10 законов дружбы. Прочитайте их:

  • Помогай другу в беде.
  • Умей с другом разделить радость.
  • Не смейся над недостатками друга.
  • Останови друга, если он делает что-то плохое.
  • Умей принять помощь, совет.
  • Не обманывай друга.
  • Не предавай друга.
  • Относись к другу как к себе.
  • Умей признавать свои ошибки.
  • Всегда выполняй свои обещания

Учитель каждому ученику раздаёт  листочки с законами дружбы.

VII. Игра «Волшебная рука».

Я предлагаю на альбомных листах обвести свою руку и на каждом пальчике написать  свои достоинства и хорошие качества.

- А теперь свои ладони подарите  тому, с кем бы вы хотели подружиться.

- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познаётся в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества, как бескорыстие, доброта, отзывчивость.

VIII. Творческая работа «Дерево дружбы».

Учитель: Ребята, как вы думаете, может ли дружба распасться? По каким причинам? Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в парах и создайте правила дружбы. Напишите свои правила на  зелёных листиках (5 минут). Затем каждый ученик выходит, зачитывает своё правило и прикрепляет к дереву  (нарисовано на доске).

Учитель: Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друг друга.

Рефлексия.

- Давайте, каждый для себя сделает вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга. Ваши записи предназначены только для вас, их никто не будет смотреть. Возьмите  листочки оцените себя, как друга. Поставьте столько баллов(по 5 шкале): на сколько вы – настоящий друг.

- Посмотрите и подумайте, вам нужно что-то в себе изменить?

- Возьмите листочек и рядом напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом.

Сомните эти листочки. Вы их потом выбросите, будем верить, что вы сможете изменить в себе то, в чем признались только себе.

- Давайте, пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, в нашем мире, если  все вокруг будут дружить. (Дети по цепочке отвечают.)

- А от кого это зависит?

 В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

 Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

Слайд 16.

Предлагаю закончить наш урок дружным чтением  стихотворения

В. Можной  «Дружба – это…». Глазками про себя прочтите. А теперь встаньте, и хором прочтем это стихотворение.

        Дружба – это теплый ветер,

        Дружба – это светлый мир,

        Дружба – солнце на рассвете,

        Для души веселый пир.

        Дружба – это только счастье,

        Дружба у людей одна.

        С дружбой не страшны ненастья,

        С дружбой жизнь весной полна.

        Друг разделит боль и радость,

        Друг поддержит и спасет.

        С другом -  даже злая слабость

         Вмиг растает и уйдет.

        Верь, храни, цени же дружбу,

        Это высший идеал,

        Тебе она сослужит службу.

        Ведь дружба – это ценный дар!

X. Итог.

- Спасибо вам за урок. А закончить я хотела бы такой веселой песенкой.

Слайд 17.

-О чем говорили на уроке? Что такое дружба?

- Чему научил вас этот урок? Когда дружбу можно считать настоящей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

по Основам религиозных культур и светской этики. Тема урока: «Дружба», 4 класс.

Технологическая карта урока Предмет: ОРКСЭ. Модуль: Основы светской этики.     Количество часов: 1 час. Класс: 4 классБазовый: учебник: Основы религиозных культур и светс...

Тема урока «Дружба»

Тема урока «Дружба» ...

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность» Дата:  9 октября, 2018 г.Школа: № 148Класс: 4 «д»Урок: 3Кабинет: 224 Учитель: Кейзер.А.ВСтуде...