по Основам религиозных культур и светской этики. Тема урока: «Дружба», 4 класс.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Технологическая карта урока
Предмет: ОРКСЭ. Модуль: Основы светской этики.
Количество часов: 1 час.
Класс: 4 класс
Базовый: учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение,2010.Автор: А.Я.Данилюк.
Тема урока: Урок 14. «Дружба».
Цель урока: формирование представления о понятии «дружба», как о важнейшей нравственной ценности, о качествах, которыми должен обладать настоящий друг.
Задачи урока:
1. уточнить детские представления о понятии «дружба», познакомить с истинным толкованием слова «друг»:
2. развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
3. развивать критическое мышление детей, требовательное отношение к себе, к своему умению дружить, творческие способности, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения;
4. воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними;
5. учить слушать, понимать и помогать друг друга;
6. формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.
7. развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
8. воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Необходимое оборудование: учебник А. Я. Данилюк «Основы светской этики», Толковый словарь С. И. Ожегова, печатный раздаточный материал.
Критерии достижения цели урока:
Предметные результаты: Понимание дружбы как ценностной ориентации, присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.
Общий прием решение задач.
Способность к анализу и синтезу информации.
Способность делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике; представление информации в виде схемы (кластера).
Регулятивные УУД:
Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке.
Самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение.
Контролировать и оценивать свои действия.
Определение важности или необходимости выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях; использование в работе литературу.
Коммуникативные УУД:
Умение работать в команде (в паре).
Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные результаты: Формирование у обучающихся ответственности за проявление дружбы, дружеских отношений. Роли доверия в укреплении дружбы, качеств настоящего друга.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по ОРКСЭ | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: ОРКСЭ. Модуль: Основы светской этики.
Количество часов: 1 час.
Класс: 4 класс
Базовый: учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение,2010.Автор: А.Я.Данилюк.
Тема урока: Урок 14. «Дружба».
Цель урока: формирование представления о понятии «дружба», как о важнейшей нравственной ценности, о качествах, которыми должен обладать настоящий друг.
Задачи урока:
- уточнить детские представления о понятии «дружба», познакомить с истинным толкованием слова «друг»:
- развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
- развивать критическое мышление детей, требовательное отношение к себе, к своему умению дружить, творческие способности, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения;
- воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними;
- учить слушать, понимать и помогать друг друга;
- формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.
- развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
- воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Необходимое оборудование: учебник А. Я. Данилюк «Основы светской этики», Толковый словарь С. И. Ожегова, печатный раздаточный материал.
Критерии достижения цели урока:
Предметные результаты: Понимание дружбы как ценностной ориентации, присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.
Общий прием решение задач.
Способность к анализу и синтезу информации.
Способность делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике; представление информации в виде схемы (кластера).
Регулятивные УУД:
Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке.
Самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение.
Контролировать и оценивать свои действия.
Определение важности или необходимости выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях; использование в работе литературу.
Коммуникативные УУД:
Умение работать в команде (в паре).
Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные результаты: Формирование у обучающихся ответственности за проявление дружбы, дружеских отношений. Роли доверия в укреплении дружбы, качеств настоящего друга.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент. Цель: Создать условия для мобилизации внимания учащихся и положительного эмоционального настроя. | - Я рада приветствовать вас на уроке, посвященном одной важной теме. Мы продолжим наш разговор о человеке и его личностных качествах. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Если у вас хорошее настроение, то, как вы можете подарить его друзьям при встрече? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие. Давайте улыбнёмся друг другу. Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на работу. | Проверяют готовность к уроку. Высказывают предположения о том, что пригодиться для успешной работы на уроке. | Личностные УУД: Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место. |
2 | Актуализация знаний Цель: сообщение целей и темы урока. | -Сегодняшний урок мы начнем с притчи. Давайте ее прочитаем. Она выдана вам на листках. Притча о настоящей дружбе. Формулирует задание и контролирует его выполнение. - Как вы считаете, о чем эта притча? Как на ваш взгляд можно озаглавить притчу? Чему учит нас эта притча? - О чем сегодня пойдет речь на уроке? - Какие задачи поставите перед собой? Организует поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий. — Мы поговорим с вами о дружбе, друзьях — о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. | Читают притчу и определяют тему и задачи на уроке. - О настоящем друге, признаках дружбы, видах дружбе, и можем ли каждый из вас назвать себя настоящим другом и т.д. Отвечают на вопросы учителя. (при затруднении обратить внимание обучающихся к учебнику стр.32-33. рубрика «Вы узнаете»). | Регулятивные УУД: Определение цели учебной деятельности с помощью самостоятельно. Познавательные УУД: планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. |
3 | Сообщение нового материала. Цель: обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, «открытие» нового знания. | —Взрослые часто говорят вам, что нужно быть дружными, уметь дружить, т. е. дружно жить. Так что же такое дружба? Побуждает к высказыванию своего мнения. — Давайте расшифруем слово «дружба» необычным способом. Используя каждую букву, назвать слова, объясняющие, что такое дружба. — Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова. Найдите в словаре слово «дружба» и узнайте его значение. Обеспечивает мотивацию выполнения поиска информации в словаре. Контролирует выполнение работы. — А теперь мы узнаем ещё одно мнение о понятии дружба. Учебник с. 32., 2 абзац. Осуществляет выборочный контроль. |
Отвечают на вопросы учителя. Приводят свои примеры. Находят и озвучивают понятие «Дружба» из словаря. ( Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.) Находят в тексте учебника понятие «Дружба». | Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определение важности или необходимости выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях; использование в работе литературу; Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике; представление информации в виде схемы (кластера). Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; читать вслух и про себя тексты учебников. |
— Что нужно, чтобы дружба была прочная? Организует поисковую работу обучающихся. Организует самостоятельную работу с учебником — Ребята, назовите однокоренные слова к слову дружба. Подберите к нему синонимы. Мы провели с вами полный анализ слова. -А сейчас послушайте, как о дружбе говорят поэты. Мотивирует детей на внимательное слушание своего одноклассника ребятами. —Считаете ли вы что дружить должны все на свете? А кто это все на свете? Почему должны дружить все на свете? Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. -Действительно, как сказал древний философ Цицерон «Без истиной дружбы жизнь—ничто». Объясните смысл этих слов. | Находят в тексте учебника информацию. Называют слову дружба однокоренные слова и синонимы. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Что такое дружба». Остальные ребята слушают стихотворение и отвечают на вопросы учителя после. Анализируют смысл пословицы. Высказывают свои предположения. | |||
-Дружба имеет свои отличительные черты. Пользуясь учебником, найдите этот материал. При чтении делайте пометки на полях «+« — знаю, «v» — новое. Организует самостоятельную работу с учебником. Контролирует выполнение работы. — Составим кластер (в центре ключевое слово дружба). Назовите отличительные черты дружбы. -Что у нас получилось? (солнышко) Дружба — это солнце, которое согревает нас, когда мы счастливы. Значит и дружба важна для человека? Подводит обучающихся к выводу о важности дружбы в жизни человека. | Читают текст учебника. Находят в тексте знакомую и неизвестную информацию. Называют отличительные черты дружбы. (Вокруг ключевого слова понятия: избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, общность интересов). Проводят анализ между дружбой и солнышком. Называют свои ассоциации. Приходят к выводу о важности дружбы для человека. Она необходима нам как солнце для жизни. | |||
4 | Физкультминутка. Цель: снять усталость и напряжение. | « Если нравится тебе, то делай так»! + гимнастика для глаз. Контролирует выполнение работы. | Выполняют физкультминутку под руководством двух дежурных. | |
5 | Первичное осмысление и закрепление. Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся по данной теме. | — А сейчас мы поговорим о том, какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить. Прошу вас поработать в парах. Перед вами карточки со словами, обозначающими качество человека. Подчеркните те из них, которыми должен обладать друг. Организует работу в парах. Контролирует выполнение работы. — Какие слова вы бы добавили к подчеркнутым? — А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами, как и ваш друг? Почему? - А теперь мы представим себе несколько интересных ситуаций. -Вы выполнили задание, но ваш друг не может с ним справиться. Как вы поступите? — Ребята, что же может разрушить дружбу? -Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом? Как вы считаете? | Выполняют задания по карточкам в парах. Высказывают свои предположения в паре. Высказывают свое мнение о том, кто такой друг. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свой ответ примерами из жизни. Высказывают свои мнения. | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. Коммуникативные УУД: выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. — Посмотрите в учебник на с. 33.С кем дружит мальчик? Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. — Да, дружба может быть и необычной. – Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте по 4 человека, создайте правила дружбы. Организует работу в группах. Контролирует выполнение работы. Высказывание мнений групп. |
Составляют правила дружбы. | |||
6 | Подведение итогов: рефлексия достижения цели. Цель: сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы. | -Давайте вернемся к началу урока. -Получены ли на уроке ответы на поставленные вопросы? -Настоящий друг – кто он? Какими качествами должен обладать настоящий друг? -Почему важно дружелюбно относиться друг к другу? | Отвечают на вопрос учителя. Проводят анализ между задачами, которые стояли в начале урока и результатами. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. Регулятивные УУД: фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. соотнесение цели и результатов, фиксация степени их соответствия. Коммуникативные УУД: |
-Что такое дружба? Определение перспектив последующей работы. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. -В конце нашего занятия закончите предложения. — Вот и подошел к концу наш урок. Пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца будут наполнены добротой, уважением, бескорыстием. |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. (Сегодня я узнал….Я понял, что…… Я почувствовал, что. Я попробую……) | адекватная передача информации и отображение предметного содержания и условия деятельности в речи. Личностные УУД: рефлексивная адекватная самооценка. | ||
7 | Домашнее задание и инструктаж по его выполнению |
| Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Приложение 1.
Притча о настоящей дружбе.
В одной далёкой стране жили два друга.
Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе праздновали успех.
Любые решения они принимали сообща.
Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом недовольны. Но что самое главное - друзья, ни разу не поставили свои личные отношения в зависимость от мнения окружающих.
Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили.
И велел он привести к себе неразлучных друзей.
- Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто казню осведомителей, да и дело с концом.
- Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведенья, мы действительно настоящие друзья. Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае, мне приятно было бы убедиться, что настоящая дружба существует.
С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого - в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен касаться их лиц. Между узниками был исключён малейший контакт.
Стражники получили исчерпывающее указание: "Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!".
Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и проведут остаток своих дней, если: Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью.
Страшный эксперимент длился целый месяц.
Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства.
А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил к себе.
- Герои! Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства: Зато теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует.
Приложение 2.
Подчеркните те качества человека, которыми должен обладать друг.
Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность.
Приложение 3
Составьте свои правила дружбы.
1. __________________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________________
4. __________________________________________________________________________
5. __________________________________________________________________________
6. __________________________________________________________________________
7. __________________________________________________________________________
8. __________________________________________________________________________
Приложение 4
(Для выступающего ученика.)
Что такое дружба?
Спросила я у птицы.
— Это, когда коршун
Летит рядом с синицей.
Спросила я у зверя:
«Что такое дружба?»
— Это, когда зайцу
Лисицы бояться не надо.
А после спросила я у девочки:
«Дружба что такое?»
— Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это, когда ребята все сразу,
Вместе играют.
Это, когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по программе "Основы религиозной культуры и светской этики". Тема:"Дружба"
Тема урока: "Дружба"Цель: Формирование у младших школьников понятие "дружба", "друг", "приятель", "дружеские отношения"; ознакомление с понятием "служебные отношения".Задачи урока: 1. выявить уро...
Урок в 4 классе по предмету: Основы религиозных культур и светской этики Тема: Справедливость и милосердие
Урок в 4 классе по предмету: Основы религиозных культур и светской этики Тема: Справедливость и милосердиеЦели: 1-я линия развития личности:Анализировать и объяснять п...
Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: Как христианство пришло на Русь. для учащихся 4-го класса
Данный урок знакомит с верованиями древних славян и принятием христианства на Руси, произведениями живописи на библейские сюжеты....
Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Добро и зло». 4 класс
Цели и задачи:1. познакомить с понятиями «добро и зло»;2. воспитывать нравственные чувства и этическое сознание....
Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро и зло?» 4 класс
На данном уроке обучающиеся учаться отличать добро от зла: собирают пословицы на данную тему, учатться делать сравнительный анализ двух деревьев, стараются ответить на вопрос "Что олицетворяет одно де...
Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Культура и мораль»
Технологическая карта урока "Культура и мораль"...
Основы религиозных культур и светской этики Тема урока: «Дружба» Модуль «Основы светской этики»
Цель: развитие духовных ценностей у детей через формирование понятия-дружбана основе разбора рассказа В.Ю.Драгунского«Он живой и светится…»Задачи.Образовательные: Углубить пре...