Урок "Дружба"ОРКСЭ Модуль "Основы светской этики"
проект по окружающему миру (3 класс) на тему

Пугина Татьяна Валентиновна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_o_polze_moloke.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Богородская средняя общеобразовательная школа

Районная научно – исследовательская конференция обучающихся

«Шаг в науку»

Предмет «Окружающий мир»

 «О пользе молока»

                                                                        Работу выполнил: Егошин Илья

                                                                         ученик 3 класса.

                                                                       Руководитель : Пугина Т.В.

                                                                       учитель начальных классов

                                             Богородское  - 2012

СОДЕРЖАНИЕ

I.  Введение

II. Основная часть

III. Выводы

IV. Список литературы

V. Приложение

 

 

 

 

Введение

История молока столь же древняя, как и история самого человечества. Только появившись на земле, человек сразу же познал вкус молочных продуктов. Молоко употреблялось в пищу более 6000 лет назад. Молоко сельскохозяйственных животных – ценный пищевой продукт. Молочные продукты просто необходимы для питания человека во все периоды его жизни, особенно для питания детей, пожилых людей и больных. Молоко содержит более двухсот компонентов! Важнейшими, из них, являются вода, легкоусвояемые белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и другие вещества, необходимые для обеспечения нормального роста и жизнедеятельности организма человека любого возраста.

 Но не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов (каши, молочные супы, творожные запеканки, сыр, бутерброды с маслом). Проблема правильного питания очень актуальна для нас - школьников, необходимо говорить о пользе и значимости молока и молочных продуктов.  Я  решил собрать как можно больше информации о пользе молока и молочных продуктов, выяснить состав молока. Обратился  к истории употребления молока. Собрал материал о животных, которых содержат в личных хозяйствах села Кузьминки  для получения молока.

Цель исследования:

Раскрыть значение молока и молочных продуктов для правильного питания младшего школьника. 

Задачи:

1. Расширить знания о молоке и молочных продуктах.

2.Дать представление о значении молока и молочных продуктов для детского организма, выявить  роль молока в жизни человека.

3.Формировать у школьников осознанное отношение к здоровому питанию.

4.Формировать исследовательские навыки (поиск информации в энциклопедиях и других литературных источниках, из общения со взрослыми, телевизионных передач и т.д.).

5.Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

Тип проекта: учебный, информационно-исследовательский.

Темы исследований:

Молоко и его состав.

Молоко разных животных.

Из истории употребления молока.

Методы исследования:

наблюдение;

поисковая работа с литературными источниками;

анкетирование;

опрос.

Основная часть

Мы с руководителем провели тестирование среди учащихся 3 класса, опросом было охвачено 9 человек.

Слайд 1

Анкета включала следующие вопросы:

1.  Какие напитки вы любите?

2.  Любите ли вы молоко?

3.  Чем полезно молоко?

4.  Какие молочные продукты вы знаете?

Мы выяснили, что из 9 учащихся 3 класса  только 3 человек  назвали молоко среди своих любимых напитков, остальные дети отдают предпочтение газированным напиткам, чаю, компотам.

Вызывает тревогу тот факт, что дети не осознают важность значения молока и молочнокислых продуктов для растущего организма. В списке любимых продуктов молока у многих ребят нет. На вопрос о пользе молока только 2 человек дали ответ, что в нем содержатся витамины, и молоко укрепляет кости.

На 4 вопрос  были перечислены сгущенное молоко, творог, сметана, йогурт, сыр.

Я решил выяснить какие витамины содержатся в молоке и обратился к папе.  Мой папа биолог. Он рассказал,  что молоко всегда считалось одним из самых ценных продуктов, потому, что корова пасется на лугу, ест траву, цветы. В них много разных витаминов и они передаются в коровье молоко. По статистике за год человек выпивает около 260 литров молока, если перевести это в стаканы, - то получится 1 040 стаканов. А если посчитать количество молока, выпитое всеми россиянами за год, то получится целая молочная река.

В молоке есть витамины,

Оно полезно и любимо.

Настроенье повышает

И здоровье укрепляет

Дарит бороду, усы,

Исполняет все мечты!

Вот как выпьешь молоко,

Жить станет весело, легко

- Витамины, витамины А и В и С и Д

  В жизни нам необходимы и хранятся в молоке.

В  молоке есть все, что нужно малышу: в нем есть  вода,  жир,  сахар,  белок, соли и витамины.

 Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты.

 Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов. А без них человек просто не может жить.

 Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.

•        Белок – необходим для укрепления мышц, восстановления их для тяжелой работы.

•        Жир (молочный)  - обеспечивает организм энергией.

•        Сахар – углерод (лактоза) – еще один источник энергии.

Лактоза необходима для работы сердца, печени, почек, питания головного мозга, деятельности нервной системы. Лактоза играет важную роль в формировании кишечной микрофлоры.

•        Минеральные соли – требуются для укрепления и формирования костей, хрящей, волос, ногтей и производства новой крови.

•        В молоке содержатся: фосфор, кальций, железо, медь, марганец. А так же в нем присутствуют магний, хлор, йод и другие элементы.

•        Витамины (около 30): В, А, С, Д.

Слайд 2

Я спросил у мамы что можно сделать из молока в домашних условиях?

Мама  объяснила, что из молока в домашних условиях  можно приготовить различные молочные продукты.

В магазине, на витрине

Завязался разговор.

Что нужнее? Что вкуснее?

Разгорелся жаркий спор.

Сыр головастый

Перед всеми хвастал:

«Я запашистый,

Твёрдый, душистый,

С кругленькими дырами,

Нет вкуснее сыра!

Я не то, что молоко,

Ведь его разлить легко».

А сметана белая

Вдруг тоже стала смелая:

«Я, послушайте, ребята,

Разливаюсь по салатам,

По супам и овощам,

Запеканкам и борщам.

Без меня и торты —

Все второго сорта.

Я нужнее молока,

Я послаще творожка».

Тут вмешался творог:

«Вот из нас-то прок.

Уваженье к творогам:

Мы — начинка к пирогам.

Я нужнее молока

И сметаны... Ну, слегка».

Масло тоже не молчало,

Очень громко всем сказало:

«Чтобы сделать бутерброд,

К хлебу масло надо. Вот.

Без меня блины и кашу

Есть никто не будет даже.

Я жирнее молока,

Сыра, сливок, творожка».

Тут и мороженое

Воскликнуло восторженно:

«А меня-то, а меня-то

Очень любят все ребята:

И с клубникой, и с печеньем,

И с орехом, и с вареньем».

Помолчало молоко,

Повздыхало глубоко:

«Глупые продукты,

Как же вы забыли,

Что коровьим молоком

Все когда-то были?

Сделан сыр из молока,

И творог — из молока,

И сметана с маслом —

Это детям ясно!»

 Мама  предложила мне осуществить опыты  с молоком. И мы с ней организовали домашнюю  исследовательскую лабораторию. Она рассказала о том, что из молока  можно собрать сливки.  Для этого мы налили молоко в банку и оставили её постоять в теплом  месте. Через некоторое время я заметил, что сливки поднялись вверх.

Слайд 3

Потом мы решили взбивать сливки миксером.

 В результате получилось сливочное масло.

 Я выложил его в холодную воду, для того чтобы застыло.

Слайд 4

 Я оставил молоко в теплом месте на несколько дней

Через некоторое время оно  загустело. Я его попробовал.

 Оказывается, у нас получилась очень вкусная простокваша.

Слайд 5

Я задал вопрос «Что произойдёт, если прокисшее молоко поставить на огонь? ». Мы попробовали это сделать.  Подогрели в кастрюле простоквашу. Простокваша превратилась в  сыворотку, в которой плавали  белые хлопья.

Слайд 6

Когда простокваша остыла, процедили.  Получился замечательный продукт – творог.

Слайд 7

Мне стало интересно как получить сыр. Тогда мама еще раз отварила творог , но только в молоке. А когда он стек  добавила сливочное масло, яйца, соль и все поставила варить на медленный огонь.

Слайд 8

Я предложил ребятам нарисовать корову, которая дает молоко. И вот, что у нас получилось.

Слайд 9

Во время исследования я собирал интересные сведения  о людях, которые ухаживают за коровами, козами.

Я  посетил личное подсобное хозяйство Корсаковых, жителей села Кузьминки.  При беседе с хозяйкой я узнал, что клички у коровы нет, порода шведская.  В сутки даёт 10-12 литров молока. Кормят её сеном, соломой, жомом и дают 1 ведро свеклы и  5 кг фуража в день. Летом корова пасётся на лугах и, следовательно, в сутки даёт 15-20 литров молока.  Они сами заготавливают сено на зиму для коровы.  Хозяйка объяснила, что на качество молока влияет  правильный уход и содержание в помещении.

Слайд 10        

Потом я посетил бабушку Валю Луневу, в её хозяйстве содержится коза. Она рассказала, что коза очень чистоплотное и брезгливое животное.   На пастбищах козы поедают многие лечебные травы: полынь, чистотел, цикорий, лопух, крапиву, полевой хвощ, тысячелистник, донник.. . У козьего молока есть определенные преимущества перед коровьим, например, оно гораздо лучше переваривается, в нем намного больше некоторых витаминов, оно имеет лечебные свойства, что особенно важно в питании младенцев. В козьем молоке очень много кальция и фосфора.  Козье молоко переваривается в шесть раз быстрее, чем коровье, а это очень важно при составлении диеты для стариков, выздоравливающих больных малышей.  В козьем молоке витамина А наполовину, а в некоторых случаях вдвое больше, чем в коровьем.  Все  взрослые и младенцы, "аллергичные" к коровьему молоку хорошо переносят козье. Оно целебный и приятный продукт.

Слайд 11

С вопросом «Какими целебными свойствами обладает молоко?», я обратился к нашему фельдшеру Лазаревой Н.Ю.

Она рассказала что с  древнейших времен молоко и молочные продукты употреблялись не только в пищу, но и в качестве целебного средства. Гиппократ назначал молоко больным, особенно тем, кто болел туберкулезом. Он рекомендовал пить молоко и нервным людям, считая его успокаивающим средством.

Молоком лечились внутренние воспаления, нарывы, опухоли. При ангине и других заболеваниях горла древние римляне полоскали его горячим молоком с добавлением соли. При заболеваниях зубов им смазывали десна. Молоко активно использовалось и в народной косметике.  Из него делали маски и использовали их против морщин.        Стакан теплого молока с медом на ночь – универсальное снотворное. Молоко способно обезвреживать некоторые ядовитые вещества.

Слайд 12

Я услышал от старшей сестры, что бывают молочные часы.

Об этих молочных часах я прочел в одной старой книге о часовом искусстве.

В ней говорится, что в древнем Египте на одном из Нильских островов был храм бога Озириса. Посреди храма стояло вокруг триста шестьдесят больших сосудов с отверстиями у дна. К каждому сосуду был приставлен особый жрец, так что всего было триста шестьдесят жрецов. Ежедневно один из жрецов наполнял свой сосуд молоком. Молоко выливалось ровно в двадцать четыре часа. Тогда другой жрец наполнял следующий сосуд, и так далее — круглый год.

 Мне стало интересно,  молоко, каких животных употребляет человек в пищу в других странах? И я решил это узнать из интернета.

Самое известное в мире животное, которое дает молоко – это корова.

В Индии она считается священным животным.

В Испании употребляют овечье молоко.

В Аравийских пустынях молоко берут от верблюдов.

В Египте молоко дает буйвол.

В Перу молочным животным является лама.

В Тибете люди получают молоко от яка.

На севере - от северного оленя.

Во многих странах молоко людям дает коза.

Слайд  13

Издавна народ слагал о молоке пословицы и поговорки. Я предложил своим одноклассникам объяснить их смысл.

«В молоке – здоровье, в молоке – благо, в мясе – сила»

«Корова во дворе, еда на столе»

«Заварил кашу, так не жалей ни молока , ни масла»

«Корова рогата, да на молоко богата»

«Обожжешься на молоке, станешь дуть и на воду»

Слайд 14

 У  одноклассников я поинтересовался, как  называются  произведения, в которых упоминается молоко?

1.  «Что делать? Побежала она к молочной речке – кисельным берегам.

– Речка, речка, – спрячь меня! («Гуси лебеди»)

2.  «Козлятушки, ребятушки!

Отопритесь, отворитесь!

Ваша мать пришла – молока принесла.

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка – по копытечку,

Из копытечка – во сыру землю!» («Волк и козлята»)

3.  «Принесла сено корове – корова дала маслица. Принесла курочка маслица петушку. Петушок сглотнул маслица – и бобок проглотил. Вскочил и запел: Ку-ка- ре-ку!» («Петушок и бобовое зернышко»)

Слайд 15

 Я предложил ребятам нарисовать корову, которая дает молоко. И вот, что у нас получилось.

Слайд 16

                                                   Заключение

В результате проведенной работы я изменил свое мнение о молоке и молочных продуктах, и буду теперь употреблять молоко в пищу. Также я узнал, что из молока можно приготовить много полезных молочных продуктов: сливки, простоквашу, сливочное масло, творог.

 Для тех ребят, которые не любят молоко, хочу сделать рекламу:

 С детства пьём мы молоко,

В нем и сила и тепло!

Ведь оно волшебное,

 Доброе, полезное!

 С ним расту я по часам

 И совет хороший дам –

 Вместо пепси, лимонада

Молоко пить чаще надо!

Слайд 17

Результаты работы над проектом :

Слайд  18

Приложение

•        выпущены буклеты «Путешествие по Молочной реке»

•        создана презентация «Молоко и молочные продукты»

•        собраны пословицы и поговорки о молоке и молочных продуктах

•        проведен конкурс рисунков

•        проведен классный час «Здоровое питание младшего школьника»

•        ведется информационно-разъяснительная работа среди учащихся о пользе молока.

Данные материалы могут быть использованы на уроках окружающего мира, во внеклассной работе по программе «Здоровье»

Таким образом, изучив литературу, материалы на Интернет-сайтах, я  пришел  к следующим выводам:

• Молоко – жизненно необходимый продукт питания практически для всех живых организмов;  это источник веществ, необходимых человеческому организму, поэтому следует отдавать предпочтение не сладким газированным напиткам, а молоку;

• В молоке содержится свыше 200 ценнейших компонентов – это все виды витаминов и минеральные вещества;

• Молоко является сырьём для получения кисломолочных продуктов, сыров, масла и т.д.;

• Качество молока зависит от многих показателей: кормов, способов переработки, методов ухода за животными. Их состоянием здоровья и многих других;

Литература

1. Горбатов К.К.Биохимия молока и молочных продуктов. М.: «Легкая промышленность»; 1984 г.

 2. Детская энциклопедия «Большая книга обо всем на свете», «Планета детства» Астрель, АСТ

3. Лебедько Е.Я. Корова в личном хозяйстве. Москва: Аквариум, 2007.

4.  Панфилова Н.Е. Молоко и здоровье. Минск: Ураджай, 1998.

5. Шалыгина А. М., Калинина Л. В. Общая технология молока и молочных продуктов, М.: Колос, 2007 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курс ОРКСЭ "Основы светской этики" тема урока "Добро и зло"

Конспект и презентация разработаны для курса ОРКСЭ "Основы светской этики" для урока по теме "Добро и зло". Материал можно использовать на классных часах, диспутах, внеклассных мероприятиях...

ОРКСЭ Основы светской этики 14 урок Дружба

Урок курса поможет формированию представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности. Учащиеся узнают, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг,  научатся рассуждать и аргумент...

Методическая разработка урока"Свобода и ответственность" курса ОРКСЭ, модуль "Светская этика"

В материале содержится подробное поэтапное описание урока по заданной теме, использованных приёмов и методов...

Презентация открытого урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика".

Данная презентация представляет собой фото материалы про проведённомуоткрытому уроку для родителей по курсу ОРКСЭ, модуль "Светская зтика".Тема урока: "Духовные традиции многонационального народа Росс...

Урок в 4 классах по ОРКСЭ модуль "Светская этика". Тема "Фестиваль проектов. История развития этики".

На уроке использовалась проектная деятельность, технология интегрированного обучения.В разработку урока входят;- план урока- приложение (карточки группам)- технологическая карта урока- презентация к у...

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»...