Рабочая программа по внеурочной деятельности творческого объединения "Светофорик"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Программа кружка "Светофорик" с 1 по 4 класс, с пояснительной заниской, КТП, планируемыми результатами по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_svetoforik_po_pdd.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Пояснительная записка

          Программа кружка  «Светофорик» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».

Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.

          Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею городского общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.

         Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.  Реализация программы рассчитана на один год.      

 Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.  Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах  

Задачи программы: 

  •  Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношения ;
  •  Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;  
  • Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
  • Повысить интерес школьников к велоспорту;
  •       Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  •       Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.
  • Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.

 

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  • самостоятельности в принятии правильных решений;
  • убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
    правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей
    жизни;
  • внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
    дорожного движения;
  • здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического
    совершенства.

Ожидаемый результат:

  •  Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
  •  Формирование интереса к регулярным  занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;  
  • Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
  • Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
  • Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;
  • Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.

           

             Материально-техническое обеспечение:

  • кабинет по безопасности дорожного движения ОУ и его оснащение;

Информационное обеспечение:

  • обзор аналитической информации;
  • оформление информационных стендов;
  • банк данных (разработки уроков, беседы для уч-ся, лекции и беседы для родителей, разработки внеклассных мероприятий)
  • контрольные срезы, тесты

В тематический план включен следующий материал:

1. Правила дорожного движения:

•       общие положения;

•       обязанности пешеходов;

•       сигналы светофора;

•       правила для водителей;

•       дорожные знаки;

•       практические занятия.

2. Основы доврачебной медицинской помощи:

•   общие принципы оказания доврачебной помощи;

•   техника наложения повязок;

•        первая помощь при общих ранениях;

•        первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;

•        первая помощь при несчастных случаях;

•        первая помощь при ожогах и отморожениях;

•        транспортировка при различных видах травм.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • выставки
  • праздники
  • театрализованные представления
  • соревнования
  • конкурсы

 Основные методы, используемые для реализации программы кружка:

 В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.

 В воспитании – (по Г.И.  Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

 Работа кружка основывается на различных видах деятельности:

- Создание уголка безопасности дорожного движения;

- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;

-- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;

- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.

Материалы, используемые на занятиях: 

  • Карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы;
  • Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
  • Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
  • Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
  • Плакаты;
  • Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
  • Дорожные знаки.

Дидактические игры:

  1. «Наша улица»
  2. «Поставь дорожный знак»
  3. «Теремок»
  4. «Угадай, какой знак»
  5. «Виды перекрёстков»
  6. «Улица города»
  7. «Запрещается - разрешается»
  8. «Собери светофор»
  9. «О чём говорят знаки?»
  10.  «Где спрятался знак?»

Методические приёмы:

  • Рассказ;
  • Беседа;
  • Ролевая игра;
  • Дидактические игры;
  • Чтение и заучивание стихов;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Наблюдение;
  • Экскурсии;

На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.

По срокам реализации программа годичная.

В работе кружка участвуют учащиеся 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу .

Учащиеся должны:

знать:

  • правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
  • серии дорожных знаков и их представителей;
  • способы оказания первой медицинской помощи;

уметь:

  • работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
  • работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
  • читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
  • пользоваться общественным транспортом;

иметь навыки:

  • дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
  • взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
  • участия в конкурсах, соревнованиях.
  • активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения

Тематическое планирование

1 класс

№п\п

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

Теоретических

Практических

1

«Дорога в школу и домой»

1

+

2

«Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром». Чтение Завойская К. «Ехал странный пассажир»

2

+

+

3

4

«Правила поведения на улице»

1

+

5

Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения                       С. Михалкова «Моя улица»

1

+

+

6

«Что такое транспорт». Аппликация «Какие бывают автомобили»

2

+

+

7

8

«Наблюдение за транспортом».

1

+

9

«В городском транспорте»

1

+

+

10

«Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах». Рисование «Будь внимателен на дороге!» Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».

3

+

+

11

12

13

«Наблюдение за транспортом на сельской улице»

1

+

14

«Дорожные знаки». Чтение В.Кожевникова «Песенка о правилах»

1

+

+

15

«Светофор». Аппликация «Три глаза светофора».

2

+

+

16

17

«Наблюдение за работой светофора»

1

+

18

«Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине». Чтение стихотворения О. Бедарева «Азбука безопасности».

1

+

+

19

«Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы»

1

+

+

20

«Прогулка пешехода в зимнее время года».

1

+

21

«Особенности движения по скользкой дороге».

2

+

22

23

«Где можно и где нельзя играть». Чтение С. Михалков «Гололёд»

1

+

+

24

«Опасности нашего двора»

1

+

+

25

«Что такое пешеходный переход». Аппликация «Пешеходный переход»

2

+

+

26

27

«Как правильно переходить улицу». Чтение О. Бедарев «Если бы».

1

+

+

28

«Наша улица»

1

+

+

29

«Катание на велосипеде (самокате, роликах)». Чтение М. Дружинина «Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде» 

2

+

+

30

31

Влиятельная палочка» Чтение С.Михалков «Дядя Стёпа - милиционер»

1

+

32

«К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?» «Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь ли объяснить, где живёшь?»

1

+

33

Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков».

1

+

+

Тематическое планирование 2 класс

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

+

2

Конкурсы и игры по ПДД

1

+

3

«Дорожная азбука Пети Светофорова»

1

+

+

4

Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.

+

5

Исторический очерк о ПДД

1

+

+

6

Устный журнал

«В стране дорожных знаков»

1

+

7

Светофор и пешеходный переход. (с.40-43)

1

+

+

8

Роль автомобильного транспорта

1

+

9

Дорожная разметка

1

+

+

10

Регулировщики (с.52)

1

+

11

Игра-тренировка «К какой группе принадлежит знак?»

1

+

12

Правила движения на велосипеде.

1

+

+

13

Изучение способов оказания неотложной медицинской помощи.

1

+

+

14

«Дорожные приключения Бабы Яги»(устный журнал)

1

+

+

15

Дорожно-транспортные происшествия.(с.64-66)

1

+

+

16

Петя Светофоров оказывает неотложную помощь

Первая помощь при ушибах

1

+

+

17

Наложение различных видов повязок

1

+

18

Способы транспортировки пострадавшего

1

+

+

19

Карта улиц и перекрёсток. Правила поведения на них.

1

+

+

20

Игра – путешествие «Школьный автобус»

1

+

21

Сюжетно-ролевая игра «Кондуктор и пассажир»

1

+

22

Мы фантазируем (новые дорожные знаки)

1

+

+

23

Где можно играть, а где нет?

1

+

24

Разговор о воспитанном пассажире и пешеходе.

1

+

+

25

Пора не пора - не ходи со двора..(повторяем ПДД).

1

+

+

26

Ознакомление с понятием «автострахование»

+

+

27

Конкурс плакатов

1

+

28

Эстафета зеленого огонька

1

+

29

Дорожные ловушки

1

+

30

«Приключения озорных обезьянок»

1

+

31

Правила перевозки пассажиров

1

+

32

Причины ДТП.

Меры ответственности водителей за нарушение ПДД.

1

+

33

Подведём итоги. Срез знаний по ПДД.

1

+

34

Ответственность пешеходов за нарушение ПДД

1

+

Тематическое планирование

3 класс

№п\п

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

Теоретических

Практических

1

Основные правила поведения учащихся на улице

1

+

2

Детский дорожно-транспортный травматизм

1

+

3

Ошибки поведения на дорогах

1

+

4

Движение пешеходов по улице и дорогам

1

+

5

Как мы идём в школу

1

+

+

6

Опасные ситуации на дорогах

1

+

7

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге

1

+

8

Тормозной путь машины

1

+

9

«Ловушки» на дороге

1

+

10

Опасности на дороге зимой

1

+

11

Дорожные знаки и их группы

1

+

12

Элементы улиц и дорог

1

+

+

13

Дорожная разметка

1

+

14

Сигналы светофора

1

+

+

15

Сигналы регулировщика

1

+

+

16

Волшебный жезл

1

+

+

17

Правила перехода через улицу

1

+

+

18

Перекрёстки и их виды

1

+

19

Сигналы,  подаваемые водителями транспортных средств

1

+

20

Большой город

1

+

21

Обязанности пассажиров

1

+

22

Остановки общественного транспорта

1

+

+

23

Посадка и высадка пассажиров

1

+

24

Правила перехода улицы при выходе из транспорта

1

+

25

Знакомство с транспортом города.

1

+

26

Разметка на дорогах

1

+

27

Видеоуроки «Смешарики»

6

+

28

29

30

31

32

33

Игра «Безопасное колесо»

2

+

34

Тематическое планирование

4 класс

№п\п

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

Теоретических

Практических

1

Викторина «Знаешь ли

Ты ПДД?»

1

+

2

Месячник по ПДД

(игра, занятия с первоклассниками)

3

+

+

3

4

5

Праздники, устные журналы по ПДД

3

+

+

6

7

8

Проект «Безопасное колесо»

4

+

+

9

10

11

12

Организация просмотра видеофильмов по правилам дорожного движения

3

+

+

13

14

15

Проведение викторины «Красный, желтый, зеленый»

1

+

16

Внеклассное игровое занятие по ПДД

«Дорожная грамота – это наука быть живым».

1

+

+

17

Путешествие на станцию «Светофор»

1

+

18

Создание наглядного материала по ПДД

4

+

19

20

21

22

История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения (проект)

3

+

+

23

24

25

ГИБДД и ДПС.

1

+

26

Создание библиотеки по ПДД

3

+

27

28

29

«Добрая дорога детства» (по страницам газеты)

4

+

+

30

31

32

33

Впереди каникулы.

1

+

34

Итоговое занятие. За плечами учебный год (анализ проделанной работы, перспектива на будущий учебный год).

1

+

 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001
    года, № 196-ФЗ.
  2. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета
    Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265.
    Введены в действие с 1.07.2003 года.
  3.  Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.
  4.  «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного
    травматизма 1-11 классы.
  5. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -2008
  6.  В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2008, - 192 с.
  7. Н.Е. Щуркова  Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2009, - 224 с.
  8. Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2010. – 208 с.
  9. Н.А. Максименко Дарите детям любовь  Материалы в помощь классному руководителю . Лекции для родителей. – Волгоград : Учитель, 2010. – 150 с.
  10. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -2009

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ

  1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  3. Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  4. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 1-4 кл.– М.: Дрофа, 2009.
  5. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
  6. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  7. Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2009.
  8. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

Информация о фирмах, предлагающих учебно-методические пособия по ПДД:

  • Производственное объединение «Зарница» www.zarnitza.ru (495) 995-69-24, 724-82-40, 8-917-283-84-86
  • Компания «Профтехнология»  www.profteh.com (495) 746-38-06, 518-20-46, 158-44-41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности творческого объединения «Культура в твоей жизни»

Планирование составлено на основе программы интегрированного учебного курса «Культура России и родного края» для начальной школы. Авторы-составители: Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В. ИНФОФОНД г. Ульянов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творческая студия"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творческая студия"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Творческая мастерская"

Данная рабочая программа разработана и расчитана для детей с ОВЗ.Особенностью данного курса является  оптимальное общее развитие  каждого ребёнка и в соответствии с ФГОС НОО, в котором значи...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творческая мастерская" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности с тематическим планированием...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»

Программа внеурочной занятости «Творческая мастерская» рассчитана для детей 7-8 лет, учащихся 1 класса.В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческая мастерская»

Цель: воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству,  вовлекать детей  в активную творческую деятельность, сформировать  навыки и умения работы с материалами различного происхождени...