Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческая мастерская»
элективный курс (4 класс)

Агзамова Ольга Васильевна

Цель: воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству,  вовлекать детей  в активную творческую деятельность, сформировать  навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить  изготавливать поделки из различных материалов.

Задачи курса:

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-studiya.docx53.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

Рассмотрено на заседании

МО учителей начальных классов

Руководитель МО

Ефремкина Л.И. ___________.  

Протокол № 1 от 28.08.2018 г.

Согласовано

зам. директора по ВР

________ Халилова Г.Н.

Утверждено

приказом по школе №410

от 31.08.2018 г.

Директор МБОУ «ООШ №6»

__________ Ашуркина Т.И.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Творческая мастерская»

для 1-4 классов

                                                                                             Учителя начальных классов

г. Губкинский

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Нормативно правовых документов федерального уровня:

Федерального закона от 29.12.2012 г. No273 ФЗ «Закон об образовании в  Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

Методических  рекомендаций, направленных по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки  России от 18.08.2017 № 09-1672;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81«О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».

Основной образовательной программой начального общего образования.

Цель: воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству,  вовлекать детей  в активную творческую деятельность, сформировать  навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить  изготавливать поделки из различных материалов.

Задачи курса:

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Сроки реализации программы

На изучение курса «Арт-студия» выделяется в 1 классе –33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели),  во 2 - 4 классах по 34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).

  1. Планируемые результаты освоения программы курса                                           «Арт-студия»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •         проявлять познавательную инициативу;
  •         самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  •         преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  •         самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

o            учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

o           формулировать собственное мнение и позицию;

o           договариваться, приходить к общему решению;

o           соблюдать корректность в высказываниях;

o           задавать вопросы по существу;

o           использовать речь для регуляции своего действия;

  • контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  •   владеть монологической и диалогической формой речи.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  •  обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  •  подводить под понятие;
  •  устанавливать аналогии;
  •  проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий учащиеся получат возможность:

  • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • Достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • Сформировать систему универсальных учебных действий;
  • Сформировать навыки работы с информацией.

  1. Содержание программы с указанием форм и видов контроля

Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важное направление в содержании программы «Творческая мастерская» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

o        патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

o        трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

o        ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

o        ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

o        ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Творческая мастерская» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.

  1. Вводное занятие. Знакомство детей   с режимом работы, инструментами, материалами, техникой безопасности.
  2. Работа с бумагой и картоном. Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика – изготовление аппликаций и объёмных форм. Знакомство с техникой оригами, модульным оригами. Изготовление объёмных игрушек и фоторамок.
  3. Работа с текстильными материалами. Теория – первоначальные сведения о тканях.

Технология изготовления поделок. Практика – изготовление салфеток, ковриков.

  1. Работа с пластическими материалами. Знакомство с правилами работы с пластическими материалами. Правила изготовления поделок из пластических материалов (пластилин, солёное тесто).  Изготовление объёмных поделок и композиций.

Формы и виды контроля

  • выставки, презентации
  • коллективные проекты
  • работа в парах, малых группах
  • индивидуальные работы
  • коллективные игры и праздники

  1. Тематическое планирование

1 класс

33 часа (1 ч. в неделю)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Фактически

1.

Подготовка к празднику «С Днем рождения, любимый город!»

1

04.09

2.

Экскурсия в природу. Сбор листьев

1

11.09

3.

Выставка рисунков «Край, в которым мы живем!»

1

18.09

4.

Участие в акции «Дорогой мира и добра»

1

25.09

5.

Подготовка к конкурсу стихотворений о природе «Моя планета прекрасней всех!»

1

02.10

6.

Посвящение в первоклассники «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики…»

1

09.10

7.

Акция, посвященная Дню пожилого человека «Твори добро»

1

16.10

8.

Осенние балы и классные мероприятия «Праздник золотой осени»

1

23.10

9.

Экскурсии на перекресток.

Муниципальный этап окружного конкурса творческих работ (заочно) «Мы за здоровый образ жизни»

1

13.11

10.

Праздничные классные мероприятия, посвященные Дню Матери

1

20.11

11.

Конкурс рисунков «Береги природу»

1

27.11

12.

«Веселые старты» среди учащихся начальных классов.

1

04.12

13.

Ярмарка-распродажа в рамках акции «Милосердие»

1

11.12

14.

Конкурс поделок «Экологическая елка»

1

18.12

15.

Праздник “Новогодняя волшебная сказка”

1

25.12

16.

Участие в городской акции «Письмо  солдату»

1

15.01

17.

Экологический час «Я берегу природу»

1

22.01

18.

Спортивные эстафеты по правилам дорожного движения

1

29.01

19.

Праздничные классные мероприятия, посвященные Дню Защитников Отечества

1

05.02

20.

Смотр строя и песни 1- 4 классы

1

19.02

21.

Выставка рисунков «Я и дорога»

1

26.02

22.

Подготовка к конкурсу – выставке  плакатов,  коллажей и рисунков, посвященных Дню Защитников Отечества.

1

05.03

23.

«Папа, мама, я – веселая семья»

Конкурс  фотографий « Наша весёлая семейка»

1

12.03

24.

Литературная викторина «В гостях у сказки»

1

19.03

25.

Подготовка к участию выставке рисунков и газет, посвященных 8 марта.

1

02.04

26.

«Весёлые старты» между родителями, детьми и учителями.

1

09.04

27.

Весенняя Неделя Добра

1

16.04

28.

Фестиваль Проектов

1

23.04

29.

«Весёлые старты» в параллели

1

30.04

30.

Шефская помощь ветеранам ВОВ и труженикам тыла

1

07.05

31.

«Весёлые старты», посвященные Международному дню Семьи

1

14.05

32.

Беседы о ПДД, правилах поведения на воде, оказание первой помощи при травмах.

1

21.05

2 класс

34 часа (1 ч. в неделю)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Фактически

1

Инструктаж по технике безопасности. Беседа и демонстрация различных материалов.

1

1 неделя

2

Подготовка рабочего места. Особенности работы с различными материалами.

1

2 неделя

3

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

Работа с шаблонами. Выполнение эскиза.

1

3 неделя

4

Работа с засушенными листьями. Оформление работы.

1

4 неделя

5

Подготовка материалов к выполнению коллективной работы.

1

5 неделя

6

Стенгазета « С Днем учителя!»- бумага, ткань- выполнение работы.

1

6 неделя

7

Оформление работы.

1

7 неделя

8

Особенности и техника работы с пуговицами и фетром

1

8 неделя

9

«Бабочка» - фетр, пуговицы

1

9 неделя

10

Изготовление подарков к Дню Матери. Работа с шаблонами.

1

10 неделя

11

« Солнышко»- ткань, нитки

1

11  неделя

12

Аппликация «Елочка»- нитки, тесьма, ленты, бумага. Коллективное панно «Зимний лес».

1

12 неделя

13

Подготовка к городской выставке-конкурсу

« Рождественский сувенир».

1

13 неделя

14

Выставка поделок в классе и гимназии к Новому году. Украшение класса к празднику.

1

14 неделя

15

«Петушок»- изготовление шаблонов, выбор материала- фетр, кожа.

1

15 неделя

16

Продолжение работы.

1

16 неделя

17

Оформление работы.

1

17 неделя

18

Квиллинг. Техника работы с бумагой

1

18 неделя

19

Цветы в технике квиллинг.

1

19 неделя

20

Продолжение работы.

1

20 неделя

21

Подарок любимой маме. Магнитик «Мартовские кошечки»- фетр, кожа

1

21 неделя

22

Продолжение работы, оформление.

1

22 неделя

23

Приемы торцевания. Аппликация в технике торцевания на свободную тему.

1

23 неделя

24

Продолжение работы.

1

24 неделя

25

«Пасхальный зайчик»- бумага, ткань, тесьма, природный материал.

1

25 неделя

26

Продолжение работы.

1

26 неделя

27

Панно « Весенняя полянка»- коллективная работа в разной технике.

1

27 неделя

28

Продолжение работы.

1

28 неделя

29

Оформление работы.

1

29 неделя

30

Подготовка творческих работ к итоговой выставке для родителей.

1

30 неделя

31

Оформление выставки

1

31 неделя

32

Работа над оформлением класса к городскому летнему лагерю  ( аппликации, панно)

1

32 неделя

33

1

33 неделя

34

1

34 неделя

3 класс

34 часа (1 ч. в неделю)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Фактически

1

«Унылая пора! Очей очарованье!». Осенний пейзаж.

1

1 неделя

2

 Работа с природным материалом. Поделки из листьев.

1

2 неделя

3

Работа с природным материалом. Пейзаж «Осенний листопад»

1

3 неделя

4

Гжель.  «Чудесная сказка». Роспись чайника.

1

4 неделя

5

Хохлома. Роспись посуды.

1

5 неделя

6

Городецкая роспись.

1

6 неделя

7

Жостовская роспись. Расписной поднос.

1

7 неделя

8

Дымковская игрушка.

1

8 неделя

9

Каргопольская игрушка.

1

9 неделя

10

Изготовление тарелочки из папье-маше.

1

10 неделя

11

Декорирование тарелочки.

1

11  неделя

12

Поделка «Кофейное дерево»

1

12 неделя

13

Магнит из кофейных зерен «Кот Кофеич»

1

13 неделя

14

Работа с бисером. «Стрекоза»

1

14 неделя

15

Работа с бисером. «Цветок - огонек»

1

15 неделя

16

Работа с бисером. «Вишенки»

1

16 неделя

17

Новогодние украшения. Шары из гречки.

1

17 неделя

18

Рождественский снежный шар.

1

18 неделя

19

Оригами. «Морской мир» (фигурки морского льва, дельфина)

1

19 неделя

20

Оригами «Цветочная поляна»

1

20 неделя

21

Оригами. «Животный мир»

1

21 неделя

22

Снеговик из бросового материала.

1

22 неделя

23

Работа с тканью. Выкройки мягкой игрушки «Собачка»

1

23 неделя

24

Мягкая игрушка «Собачка». Соединение деталей.

1

24 неделя

25

Работа с тканью. Выкройки мягкой игрушки «Медведь»

1

25 неделя

26

Мягкая игрушка «Медведь». Соединение деталей.

1

26 неделя

27

Плетение макраме. Шестилепестковый цветок. «Цветочная поляна»

1

27 неделя

28

Плетение макраме. Украшения. Брошь для мамы.

1

28 неделя

29

Плетение макраме. Ромашка.

1

29 неделя

30

Чудеса из соленого теста. Декоративные тарелки.

1

30 неделя

31

Пластилин. Корзина с фруктами и цветами.

1

31 неделя

32

Пластилин. Герои сказки «Теремок»

1

32 неделя

33

Создание панно «Весенняя полянка»

1

33 неделя

34

Создание панно «Здравствуй, лето»

1

34 неделя

4 класс

34 часа (1 ч. в неделю)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Фактически

1

Ролевая игра «Мы - четвероклассники». Учимся распределять роли. Пазлы из бумаги

2

1  неделя

2  неделя

2

Декупаж , украшение мозаикой, аппликацией:

1.Декупаж «Ваза под конфеты»

2.Украшение шкатулки мозаикой

3. Аппликация из ткани

2                         2                       1

3  неделя

4 неделя

5 неделя

6 неделя

7  неделя

3

Маскарадные маски, идеи для костюмов:

  1. Маски для карнавала в смешанной технике
  2. Идеи новогодних костюмов

2

2

8  неделя

9 неделя

10 неделя

11 неделя

4

Куклы из сукна и драпа.  Куклы Анишит- Йокоповны и летучей мыши

4

12 неделя

13 неделя

14 неделя

15 неделя

5

Сувениры из пластика, футляры, вышивка:

1.Сувениры из пластика

2.Футляр для карандашей из драпа

3. Вышивка крестом салфетки

2

2

3

16 неделя

17 неделя

18 неделя

19 неделя

20 неделя

21 неделя

22 неделя

6

Сувениры из ниток. Подвеска для цветочного горшка (макраме)

4

23 неделя

24 неделя

25  неделя

26  неделя

7

Бумажные цветы. Композиции из бумажных цветов в технике квиллинг

7

27 неделя

28 неделя

29 неделя

30 неделя

31 неделя

32 неделя

33 неделя

8

Резервный урок

1

34 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлая мастерская» направление художественно-эстетическое 4 класс.

Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности "Весёлая мастерская". Напрвление программы - художественно-эстетическое. Расчитана на учащихся 4 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чудесная мастерская" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чудесная мастерская"...

Программа по внеурочной деятельности "Творческая мастерская. Изонить" 2 класс

Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке,  стеклышком на песке и мн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Творческая мастерская"

Данная рабочая программа разработана и расчитана для детей с ОВЗ.Особенностью данного курса является  оптимальное общее развитие  каждого ребёнка и в соответствии с ФГОС НОО, в котором значи...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творческая мастерская" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности с тематическим планированием...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»

Программа внеурочной занятости «Творческая мастерская» рассчитана для детей 7-8 лет, учащихся 1 класса.В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего ...