Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Творческая мастерская"
рабочая программа по технологии (4 класс)
Данная рабочая программа разработана и расчитана для детей с ОВЗ.Особенностью данного курса является оптимальное общее развитие каждого ребёнка и в соответствии с ФГОС НОО, в котором значительное внимание уделяется организации внеурочного времени детей.В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Эта связь становится более крепкой, если ребенок, изготавливая поделку своими руками, занимает позицию «Я сделаю это сам». Работа над созданием собственной поделки помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие и имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Подарок, сделанный своими руками, – это радость, благодаря которой становятся теплее отношения, что носит не только воспитательный характер, способствует ситуации успеха у ребенка, он обретает уверенность в собственных силах, у него появляется желание достичь хороших результатов. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Если дети изготовят поделки в разных техниках и из разных материалов – для них это будет интересный жизненный опыт, а также момент новизны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
курс внеурочной деятельности "Творческая мастерская" | 52.38 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Салымская средняя общеобразовательная школа № 1»
Выписка из образовательной программы
начального общего образования,
утверждённой приказом
№ 590-0 от 30 .08.2021г
Программа курса
внеурочной деятельности
направление
«Творческая мастерская»
Автор-составитель:
Яшпатрова Любовь Петровна
Рассчитана на детей 7-11 лет
Срок реализации программы: 1год
с. п. Салым
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка к программе
курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская» разработана для занятий с обучающимися начальных классов с учётом требований ФГОС начального общего образования. Программа разработана на основе программы по технологии «Своими руками» (составитель Н.А. Малышева, Технология. 1 кл.: книга для учителя М.: Дрофа, 2009 г.), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Особенностью данного курса является оптимальное общее развитие каждого ребёнка и в соответствии с ФГОС НОО, в котором значительное внимание уделяется организации внеурочного времени детей.
Актуальность данной программы. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут учащимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие его проблемы.
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Эта связь становится более крепкой, если ребенок, изготавливая поделку своими руками, занимает позицию «Я сделаю это сам». Работа над созданием собственной поделки помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие и имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Подарок, сделанный своими руками, – это радость, благодаря которой становятся теплее отношения, что носит не только воспитательный характер, способствует ситуации успеха у ребенка, он обретает уверенность в собственных силах, у него появляется желание достичь хороших результатов. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Если дети изготовят поделки в разных техниках и из разных материалов – для них это будет интересный жизненный опыт, а также момент новизны.
Таким образом, работа над созданием поделки является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.
Программа «Творческая мастерская» создана в помощь учителю с целью расширения и углубления сведений по работе с бумагой и картоном, тканью, нитками, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствования навыков и умений, получаемых детьми на уроках труда.
Цель внеурочной деятельности:
- формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности;
- развитие эстетических чувств и представлений;
- развитие образного мышления и воображения.
Задачи внеурочной деятельности:
- воспитание уважения к народным традициям.
- развитие познавательной активности и самостоятельности.
- развитие индивидуальных и творческих способностей.
- формирование технологической и художественной культуры.
Место внеурочной деятельности в учебном плане: программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская»» предназначена для учащихся с ОВЗ и рассчитана на год обучения. Отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»:
- теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы;
- практические умения и навыки;
- личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы;
К концу обучения учащиеся должны
знать:
- названия необходимых инструментов и их назначение;
- правила подготовки материала к работе;
- правила построения композиции;
- место применения декоративных изделий;
уметь:
- безопасно пользоваться инструментами;
- пользоваться инструментами, предназначенными для лепки, вышивки, квиллинга, торцевания;
- изготавливать поделки в разных техниках;
- эстетически правильно оформить изделие, дополнить его декоративными элементами;
- применять технические приемы для обработки материала;
- оформить готовое изделие соответственно его назначению.
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
- внутренняя позиция положительного отношения к художественному творчеству;
- широкая мотивационная основа к творческой деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания и реализации творческого замысла;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешной творческой деятельности.
Учащейся получит возможность для формирования:
- мотивации к самовыражению и самореализации;
- устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/ не успешности творческой деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
учащийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- понимать, что разные способы и приемы приводят к различным результатам;
- различать задачу урока, направленную на процесс отработки навыка либо на конкретный результат;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
учащийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в творческую и познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной и творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающейся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственные мнения и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
Обучающейся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
учащийся научится:
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных и творческих задач;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (составлять целое из частей);
- проводить сравнения, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку
- устанавливать аналогии;
учащийся получит возможность научиться:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- использовать навыки творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной практике, в самостоятельной работе и в быту.
В процессе изучения курса « Творческая мастерская» учащимся будут освоены виды деятельности:
- освоение основ изобразительной и конструкторской деятельности;
- выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в аппликации, скульптуре, художественном конструировании;
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск информации, создание образа объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления, выбор материалов и инструментов, реализация замысла, корректировка, представление своей работы);
- использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных и прикладных техник, а также их сочетания: аппликации, коллажа. Бумажной пластики, плетения, мозаики, моделирования, конструирования;
- проведение выставок и презентаций своих работ, посещение музеев и экскурсий.
Содержание тем внеурочной деятельности
1.Вводное занятие (1 час)
Вводное занятие. Беседа с целью ознакомления детей с особенностями занятий. Требования к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил техники безопасности во время работы.
2.Работа с природными материалами (8 часов)
Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. Техника безопасности при работе с природным материалом. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, берёзы, цветы, семена и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.
Практические работы: работы над аппликациями; работа с гербариями «Лекарственные растения нашего леса», «Полевые цветы»; создание букета из сухих цветов, тематических композиций. Поделки из шишек.
3.Работа с бумагой и картоном( 10 часов)
Техника безопасности при работе с бумагой и картоном. Бережное использование и экономное расходование материалов. Виды аппликаций. Создание фона для аппликаций. Экономное расположение шаблонов на бумаге для изготовления заготовок деталей. Изготовление аппликации из скрученной бумаги, коврика из разноцветных полос. Правила обведения по шаблону. Правила вырезания деталей из бумаги. Симметричное вырезание деталей листьев из бумаги, сложенной пополам. Пальчиковая гимнастика. Практические работы: аппликации «Черный кот», «Чудо-овощ»; аппликация «Осень пришла». Изготовление картины «На морском дне». Коллективная работа.
Оригами(8 часов)
Рассказ об истории возникновения оригами. Техника безопасности при работе с бумагой и картоном. Особенности изготовления поделок в технике оригами (работа по схеме) Беседа на тему «Собака – друг человека», «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Практические работы: складывание из бумаги кораблика, лягушки, журавлика, кошки, собаки. Изготовление цветов в технике оригами. Составление композиции. Коллективная работа.
Мастерская Деда Мороза. Беседа «Кто такой Дед Мороз?» Технология изготовления ёлочных игрушек.
Практические работы: изготовление открытки « Ёлочка», ёлочных игрушек.
4.Работа с пластилином(10 часов)
История пластилина. Способы получения различных форм из пластилина. Технология изготовления овощей и фруктов из пластилина. Беседа «Овощи и фрукты – полезные продукты» Техника безопасности при работе с пластилином. Практические работы: лепка животных по выбору; лепка овощей и фруктов; лепка на тему «Чудо-птица»; картина на стеклянной основе. Пластилиновое рисование. Коллективная работа.
5.Работа с бросовым материалом(8 часов)
Техника безопасности при работе с бросовым материалом.
Практические работы: изготовление вазочки из банки, камней и пластилина; вазочка из баночки и ниток; изготовление елочки из декоративной бумаги, зубочистки и пенопласта. Коллективная работа.
6.Работа с тканью(5 часов)
История возникновения ниток. Техника безопасности при работе с тканью (иголки, нитки). Технология изготовления аппликации « Снеговик». История кукол. Этапы изготовления куклы. Художественно – декоративная отделка игрушки. Технология изготовления куколки из пряжи.
Практические работы: аппликация из ткани с использованием ватных дисков «Снеговик»; изготовление кукол-оберегов; пришивание пуговиц разными способами.
7.Бисероплетение (5 часов)
Техника безопасности при работе с бисером.
Практические работы: изготовление простейших цветов, листьев; плетение фенечек.
8.Мини – выставка «Мои лучшие работы». Организация мини – выставки.
Перечень педагогических технологий, применяемых при преподавании
курса внеурочной деятельности
- Технология объяснительно-иллюстрированного обучения;
- Дифференцированное обучение;
- Личностно-ориентированное обучение;
- Технология компенсирующего обучения;
- При необходимости в обучении могут использоваться дистанционные образовательные технологии в режимах онлайн и офлайн. Дистанционные формы обучения с использованием Zoom, образовательных платформ, онлайн уроки, видео конференции, видео уроки.
Критерии и нормы оценки результатов обучения
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем выполнения практических заданий и практических работ. Подведение итогов по результатам освоения материалов программы проводится выставка творческих работ.
Учебно-тематический план, включающий практическую часть
Наименование разделов и тем | Количество часов на раздел | Теория | Практические работы |
Вводное занятие | 1 | ||
Работа с природными материалами | 8 | 8 | |
Работа бумагой и картоном | 16 | 16 | |
Работа с пластилином | 8 | 8 | |
Оригами | 10 | 10 | |
Работа с бросовым материалом | 12 | 12 | |
Работа с тканью | 9 | 9 | |
Бисероплетение | 5 | 5 | |
Выставка работ | 1 | 1 | |
Итого: | 68 | 67 |
Распределение часов по четвертям
Четверть | Кол-во часов | Кол-во часов и причины опережения или отставания | ||
по программе | по КТП | факт | ||
1 | 17 | 17 | ||
2 | 15 | 15 | ||
3 | 20 | 20 | ||
4 | 16 | 16 |
Перечень учебно-технического обеспечения
№ п.п. | Средства | Перечень средств |
1 | Раздаточный материал | Раздаточные дидактические материалы по темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащегося (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями по технологии) |
2 | Технические средства обучения | Ноутбук, принтер, доска |
3 | Аудиовизуальные пособия | Учебные видеофильмы на цифровых носителях |
4 | Комплекты инструментов и приспособлений | Стол рабочий, ножницы, набор ручных игл наперсток, набор образцов ткани и ниток. Комплект инструментов и приспособлений для ручных работ. Комплект инструментов и приспособлений для вышивания. Комплект для вязания крючком Комплект для вязания на спицах |
Список дополнительной литературы
№ | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | «Декоративно – прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование | [В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] | под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение 2010) |
2 | Нестерова, Д.В. Рукоделие: энциклопедия/ | Д.В. Нестерова | М.: АСТ, 2007. -158, (2). |
3 | 100 замечательных поделок из всякой всячины | Волкова Н.В., Жадько Е.Г. | – Ростов-на-Дону, 2009. |
4 | Чудеса своими руками | Гудилина С.И. | – М.: Аквариум, 1998. |
5 | Рукоделие в начальных классах | Гукасова А.М. и др. | –М.: Просвещение, 1984. |
6 | Подарки и игрушки своими руками | Гусакова М.А | . – Издательство Мозаика-Синтез, 2008. |
7 | 100 поделок из бумаги. | Г.И. Долженко. | – Ярославль: Академия развития, 2006. |
8 | Своими руками. Технология. 1 класс. | Малышева Н.А. Книга для учителя | М.: Дрофа, 2005. |
9 | Интернет-ресурсы | http://all-origami.ru | |
10 | Умные руки | Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. | – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. |
11 | Лепка в начальных классах. | Конышева Н.М. | – М.: Просвещение, 1985. |
12 | Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий. | Кочеткова Н.В. | Волгоград: Учитель – 2010. |
13 | Кружок изготовления игрушек-сувениров.. | Молотобарова О.С. | – М.: Просвещение, 1990. |
14 | 366 моделей из оригами. | Сержантова Т.Б | – Айрис-пресс, 2006 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности" Мастерская Самоделкина" для учащихся 1 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Мастерская Самоделкина" для учащихся 1 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности мастерская «В мире слов»
Рабочая программа по внеурочной деятельности мастерская «В мире слов»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Мастерская слова»
Программа курса внеурочной деятельности " Мастерская слова"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Литературная мастерская" для 3 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Литературная мастерская" для 3 класса. Расчитана 1 год, 1 час в неделю, с тематическим планом....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел" для 1 и 2 классов. Содержит планируемые результаты, тематическое и календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»
Программа внеурочной занятости «Творческая мастерская» рассчитана для детей 7-8 лет, учащихся 1 класса.В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мастерская добрых дел» (1-4 классы)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности...