РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»
рабочая программа (1 класс)

Программа внеурочной занятости «Творческая мастерская» рассчитана для детей 7-8 лет, учащихся 1 класса.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Программа «Творческая мастерская» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Социальная значимость данного курса состоит в том, что в процессе создания работ, у ребят происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_1_klass.docx59.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

УТВЕРЖДЕНО

Протокол №____

 От___________________ 2022 года

Директор МБОУ СШ №3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

 общекультурного направления

«Творческая мастерская»

Для 1 класса

на 2022-2023 учебный год

Воспитатель ГПД:

Вершкова Марина Юрьевна

г.Балахна, 2022

Содержание рабочей программы:

1. Пояснительная записка…………………………………………………………...……3

2. Общая характеристика учебного предмета……………………………......................5

3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета........................8

4. Содержание тем учебного курса……………………………………………………..10

5. Календарно-тематическое планирование……………………………..…………......12

6. Описание материально-технического обеспечения образовательного

процесса……………………………………………………………………….……….…14

  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной занятости «Творческая мастерская» рассчитана для детей 7-8 лет, учащихся 1 класса.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Программа «Творческая мастерская» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Социальная значимость данного курса состоит в том, что в процессе создания работ, у ребят происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

  1. Общая характеристика учебного курса

Актуальность данного курса заключается в том, что занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Очень важно обращать внимание на формирование у обучающихся потребностей в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Основная цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего  интерес к художественному творчеству, моделированию и  лепке. 

Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:

1 год обучения

Образовательные

1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы;

2. Познакомить со свойствами материалов и инструментами;

3. Научить применять инструменты и приспособления;

4. Познакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами;

5. Обучить приемам художественного моделирования из бумаги;

6. Изучить технику конструирования поделок из природного материала, пластилина.

Развивающие

1. Расширять художественный кругозор;

2. Развивать мелкую моторику рук;

3. Развивать внимание, память.

Воспитательные

1. Воспитывать усидчивость, аккуратность;

2. Адаптировать детей к школе;

3. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.

Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала.

Для занятий  объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление поделок, различных полезных предметов для школы и дома.

Основные принципы, положенные в основу программы:

- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе,  накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

        

        Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

        Методы работы:

  1. словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  2. наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  3. практические методы: изготовление поделок и изделий. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.

  1. Ценностные ориентиры содержания

        Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 35 минут у каждой подгруппы:

1 класс - 66 часа в год;

        Личностными, метапредметными и предметными результатами освоения учебного курса «Творческая мастерская» являются:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт, специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины.

        Планируемые результаты изучения курса

В результате реализации настоящей программы будут достигнуты следующие воспитательные результаты:

К концу 1 года обучения учащиеся должны

 знать: 

  • название и назначение материалов – бумага, пластилин;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея.
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

уметь: 

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.

      

4. Содержание  тем курса

Распределение материала курса

1 класс

п/п

Тема раздела, модуля, курса

Количество часов (всего)

Из них (количество часов)

теория

практика

I

Вводное занятие

2

2

-

II

Работа с пластилином

16

2

14

III

Работа с бумагой

21

2

19

IV

Работа с подручным материалом

13

0

13

V

Художественное творчество

22

0

22

VI

Итоговое занятие

2

2

-

Итого:

76

8

68

Основные изучаемые вопросы:

Тема 1:  Вводное занятие (2 часа):

  • Введение в образовательную программу 1 года обучения;
  • Требования к поведению учащихся во время занятия;
  • Соблюдение порядка на рабочем месте;
  • Соблюдение правил по технике безопасности;
  • «Из истории происхождения  ножниц» (беседа).

Тема 2: Работа с пластилином (16 часов):

  • Рассказ о глине и пластилине;
  • Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу);
  • Лепка по замыслу детей.

Тема 3: Работа с бумагой (22 часа):

  • Рассказ «Из истории бумаги»;
  • Беседа «История создания ножниц»;
  • Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно – оригами;
  • Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу «Веселые лягушата».

Тема 4: Работа с подручным материалом (13 часов):

  • Моделирование с помощью подручного материала.

Тема 5: Художественное творчество (22 часа)

  • Знакомство с разными техниками рисования

Тема 6: Итоговое занятие (2 часа):

  • Рефлексия изученного материала;
  • Анкетирование учащихся;
  • Выставка творческих работ.

  1. Календарно-тематическое планирование программы

1 класс

№ п/п

Наименование темы

Дата проведения

План

Факт

Вводное занятие (2 часа)

1

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности

01.09

2

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности

01.09

Работа с пластилином (16 часов)

3

Волшебный пластилин. История его появления

08.09

4

Исходная форма – шар.

Лепка изделия «Кукла - неваляшка»

08.09

5

Лепка простых по форме овощей, фруктов

15.09

6

Изделие «Чудо плоды»

15.09

7

Рисование пластилином «Осенние листочки»

22.09

8

Изделие «Кто на листике живет?»

22.09

9

Лепка простых по форме насекомых и животных

29.09

10

Изделия из пластилина «Осьминог»

29.09

11

Рисунок жгутиками «Цветик – семицветик»

06.10

12

Рисование пластилином.

Рисунок «Рыбка»

06.10

13

Изделие «Торт»

13.10

14

Изделие «Улитка»

13.10

15

Пластилиновая мозайка.

Изделие «Клубничка»

20.10

16

Поделка из жгутиков «Сказочное дерево»

20.10

17

Изделие «Аквариум»

27.10

Работа с бумагой (22 часа)

18

Рассказ «Из истории бумаги»

27.10

19

Беседа «История создания ножниц»

10.11

20

Художественное моделирование из бумаги

путем складывания (оригами)

10.11

21

Знакомство с аппликацией.

Аппликация из кругов «Птичка – невеличка»

17.11

22

Изготовление аппликации по образцу

«Львенок»

17.11

23

Поделка из бумаги и картона «Ёжик»

24.11

24

Поделка из бумаги и картона «Волшебный карандаш»

24.11

25

Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Собачка»

01.12

26

Поделка «Лягушонок»

01.12

27

Объемная аппликация «Гусеничка»

08.12

28

Работа с бумагой в технике гармошка.

 «Грибочки-гармошки»

08.12

29

Аппликация из обведённых ладошек

«Ладошка – осьминожка»

15.12

30

Закладка для книги «Веселыё зайчик»

15.12

31

Поделка из бумаги «Тигренок»

22.12

32

Аппликация из треугольников «Кот»

22.12

33

Мастерская Деда Мороза «Новогодняя игрушка»

29.12

34

Мастерская Деда Мороза «Снежинка»

29.12

35

Поделка «Пингвин»

05.01

36

Поделка «Снегирь»

05.01

37

Поделка «Сказочная птица»

12.01

38

Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Петушок»

12.01

39

Аппликация «Олень»

19.01

Работа с подручным материалом (13 часов)

40

Аппликация из ватных дисков «Снеговик»

19.01

41

Аппликация из цветных салфеток и пластиковых тарелок

26.01

42

Аппликация из ватных дисков «Котёнок»

26.01

43

Аппликация из цветных салфеток «Бабочка»

02.02

44

Поделка из втулок «Зайчишка»

02.02

45

Поделка из обрывных кусочков салфеток «Цыплёнок»

09.02

46

Аппликация  из ваты «Лебедь»

09.02

47

Аппликация из ваты  «Мишка»

16.02

48

Аппликация из цветных салфеток и пластиковых тарелок

16.02

49

Поделка из втулок «Танк»

23.02

50

Поделка «Самолёт» из пластикового стаканчика

23.02

51

Поделка из пластиковых трубочек «Цветок»

02.03

52

Поделка из втулок от туалетной бумаги «Лисёнок»

02.03

Художественное творчество (22  часа)

53

Рисование поздравительный открытки

09.03

54

Сюжетное рисование «Букет для мамы»

09.03

55

Рисование тычками «Сказочное растение»

16.03

56

Рисование на мокрой бумаге «Маки»

16.03

57

Рисование в технике выдувания «Павлин»

26.03

58

Сюжетное рисование «Цветочный сад»

26.03

59

Рисование по мокрой бумаге «Краски весны»

30.03

60

Рисование тычками «Мимоза»

30.03

61

Сюжетное рисование «Летим в космос»

06.04

62

Сюжетное рисование «Космической ракеты»

06.04

63

Сюжетное рисование «Ранние пташки»

13.04

64

Рисование штрихами «Птицы»

13.04

65

Сюжетное рисование «В мире сказок»

20.04

66

Рисование пальцами и ладошкой «Курочка и цыплята»

20.04

67

Рисуем открытку ко Дню Победы

27.04

68

Рисуем салют Победы

27.04

69

Сюжетное рисование «Божья коровка»

04.05

70

Смешивание краски с черным цветом «Ночь на море»

04.05

71

Рисование на тему «Удивительные бабочки»

11.05

72

Сюжетное рисование «В мире бабочек»

11.05

73

«Цветы сказочные и фантастические»

18.05

74

Коллективная работа «Цветочная сказка»

18.05

Итоговое занятие (2 часа)

75

Рефлексия изученного материала.

Выставка творческих работ

25.05

76

Рефлексия изученного материала.

Выставка творческих работ

25.05

Принципы краеведческого воспитания и образования:

  1. Принцип научности;
  2. Принцип демократичности;
  3. Принцип практической направленности;
  4. Принцип гуманизации.

6. Описание материально-технического обеспечения

 образовательного процесса:

Литература для педагога:

  1. Бахметьев А., Т. Кизяков «Оч. умелые ручки», Росмэн, 2019;
  2. Гудилина С. И. «Чудеса своими руками»,  М., Аквариум, 2018;
  3. Гукасова А. М. «Рукоделие в начальных классах», М., Просвещение, 2019;
  4. Гусакова М. А. «Аппликация», М., Просвещение, 2017;
  5. Гусакова М. А. «Подарки и игрушки своими руками», М., Сфера, 2019;
  6. Докучаева Н. «Сказки из даров природы», Спб., Диамант, 2018;
  7. Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 2019. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).
  8.  Лутцева Е. А. Технология: 1-4 классы: Программа. М., Вентана-Граф, 2018;
  9.  
  10.  Нагибина М. И. «Природные дары для поделок и игры», Ярославль, «Академия Развития», 2017;

Литература для учащихся

  1. Гусакова М. А. «Аппликация»,  М., Просвещение, 2017;
  2. Гусакова М. А. «Подарки и игрушки своими руками»,  М., Сфера, 2019;
  3. Гусева Н. «365 фенечек из бисера», Айрис-Пресс , 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Мастерская слова»

Программа курса внеурочной деятельности " Мастерская слова"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Литературная мастерская" для 3 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Литературная мастерская" для 3 класса. Расчитана  1 год, 1 час в неделю, с тематическим планом....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Творческая мастерская"

Данная рабочая программа разработана и расчитана для детей с ОВЗ.Особенностью данного курса является  оптимальное общее развитие  каждого ребёнка и в соответствии с ФГОС НОО, в котором значи...

Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Творческая мастерская"

Данный материал можно использовать при составлении календарно - тематического планирования по данному направлению. Данное КТП создано в помощь учителю с целью расширения и углубления сведени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творческая мастерская" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности с тематическим планированием...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческая мастерская»

Цель: воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству,  вовлекать детей  в активную творческую деятельность, сформировать  навыки и умения работы с материалами различного происхождени...