РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»
рабочая программа (1 класс)
Программа внеурочной занятости «Творческая мастерская» рассчитана для детей 7-8 лет, учащихся 1 класса.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Программа «Творческая мастерская» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Социальная значимость данного курса состоит в том, что в процессе создания работ, у ребят происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_1_klass.docx | 59.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
УТВЕРЖДЕНО
Протокол №____
От___________________ 2022 года
Директор МБОУ СШ №3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
общекультурного направления
«Творческая мастерская»
Для 1 класса
на 2022-2023 учебный год
Воспитатель ГПД:
Вершкова Марина Юрьевна
г.Балахна, 2022
Содержание рабочей программы:
1. Пояснительная записка…………………………………………………………...……3
2. Общая характеристика учебного предмета……………………………......................5
3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета........................8
4. Содержание тем учебного курса……………………………………………………..10
5. Календарно-тематическое планирование……………………………..…………......12
6. Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса……………………………………………………………………….……….…14
- Пояснительная записка
Программа внеурочной занятости «Творческая мастерская» рассчитана для детей 7-8 лет, учащихся 1 класса.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Программа «Творческая мастерская» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Социальная значимость данного курса состоит в том, что в процессе создания работ, у ребят происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
- Общая характеристика учебного курса
Актуальность данного курса заключается в том, что занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Очень важно обращать внимание на формирование у обучающихся потребностей в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основная цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к художественному творчеству, моделированию и лепке.
Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:
Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала.
Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление поделок, различных полезных предметов для школы и дома.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление поделок и изделий. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.
- Ценностные ориентиры содержания
Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 35 минут у каждой подгруппы:
Личностными, метапредметными и предметными результатами освоения учебного курса «Творческая мастерская» являются:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт, специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины.
Планируемые результаты изучения курса
В результате реализации настоящей программы будут достигнуты следующие воспитательные результаты:
К концу 1 года обучения учащиеся должны
знать:
- название и назначение материалов – бумага, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея.
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.
4. Содержание тем курса
Распределение материала курса
1 класс
№ п/п | Тема раздела, модуля, курса | Количество часов (всего) | Из них (количество часов) | ||
теория | практика | ||||
I | Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
II | Работа с пластилином | 16 | 2 | 14 | |
III | Работа с бумагой | 21 | 2 | 19 | |
IV | Работа с подручным материалом | 13 | 0 | 13 | |
V | Художественное творчество | 22 | 0 | 22 | |
VI | Итоговое занятие | 2 | 2 | - | |
Итого: | 76 | 8 | 68 |
Основные изучаемые вопросы:
Тема 1: Вводное занятие (2 часа):
- Введение в образовательную программу 1 года обучения;
- Требования к поведению учащихся во время занятия;
- Соблюдение порядка на рабочем месте;
- Соблюдение правил по технике безопасности;
- «Из истории происхождения ножниц» (беседа).
Тема 2: Работа с пластилином (16 часов):
- Рассказ о глине и пластилине;
- Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу);
- Лепка по замыслу детей.
Тема 3: Работа с бумагой (22 часа):
- Рассказ «Из истории бумаги»;
- Беседа «История создания ножниц»;
- Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно – оригами;
- Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу «Веселые лягушата».
Тема 4: Работа с подручным материалом (13 часов):
- Моделирование с помощью подручного материала.
Тема 5: Художественное творчество (22 часа)
- Знакомство с разными техниками рисования
Тема 6: Итоговое занятие (2 часа):
- Рефлексия изученного материала;
- Анкетирование учащихся;
- Выставка творческих работ.
- Календарно-тематическое планирование программы
1 класс
№ п/п | Наименование темы | Дата проведения | |
План | Факт | ||
Вводное занятие (2 часа) | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 01.09 | |
2 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 01.09 | |
Работа с пластилином (16 часов) | |||
3 | Волшебный пластилин. История его появления | 08.09 | |
4 | Исходная форма – шар. Лепка изделия «Кукла - неваляшка» | 08.09 | |
5 | Лепка простых по форме овощей, фруктов | 15.09 | |
6 | Изделие «Чудо плоды» | 15.09 | |
7 | Рисование пластилином «Осенние листочки» | 22.09 | |
8 | Изделие «Кто на листике живет?» | 22.09 | |
9 | Лепка простых по форме насекомых и животных | 29.09 | |
10 | Изделия из пластилина «Осьминог» | 29.09 | |
11 | Рисунок жгутиками «Цветик – семицветик» | 06.10 | |
12 | Рисование пластилином. Рисунок «Рыбка» | 06.10 | |
13 | Изделие «Торт» | 13.10 | |
14 | Изделие «Улитка» | 13.10 | |
15 | Пластилиновая мозайка. Изделие «Клубничка» | 20.10 | |
16 | Поделка из жгутиков «Сказочное дерево» | 20.10 | |
17 | Изделие «Аквариум» | 27.10 | |
Работа с бумагой (22 часа) | |||
18 | Рассказ «Из истории бумаги» | 27.10 | |
19 | Беседа «История создания ножниц» | 10.11 | |
20 | Художественное моделирование из бумаги путем складывания (оригами) | 10.11 | |
21 | Знакомство с аппликацией. Аппликация из кругов «Птичка – невеличка» | 17.11 | |
22 | Изготовление аппликации по образцу «Львенок» | 17.11 | |
23 | Поделка из бумаги и картона «Ёжик» | 24.11 | |
24 | Поделка из бумаги и картона «Волшебный карандаш» | 24.11 | |
25 | Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Собачка» | 01.12 | |
26 | Поделка «Лягушонок» | 01.12 | |
27 | Объемная аппликация «Гусеничка» | 08.12 | |
28 | Работа с бумагой в технике гармошка. «Грибочки-гармошки» | 08.12 | |
29 | Аппликация из обведённых ладошек «Ладошка – осьминожка» | 15.12 | |
30 | Закладка для книги «Веселыё зайчик» | 15.12 | |
31 | Поделка из бумаги «Тигренок» | 22.12 | |
32 | Аппликация из треугольников «Кот» | 22.12 | |
33 | Мастерская Деда Мороза «Новогодняя игрушка» | 29.12 | |
34 | Мастерская Деда Мороза «Снежинка» | 29.12 | |
35 | Поделка «Пингвин» | 05.01 | |
36 | Поделка «Снегирь» | 05.01 | |
37 | Поделка «Сказочная птица» | 12.01 | |
38 | Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Петушок» | 12.01 | |
39 | Аппликация «Олень» | 19.01 | |
Работа с подручным материалом (13 часов) | |||
40 | Аппликация из ватных дисков «Снеговик» | 19.01 | |
41 | Аппликация из цветных салфеток и пластиковых тарелок | 26.01 | |
42 | Аппликация из ватных дисков «Котёнок» | 26.01 | |
43 | Аппликация из цветных салфеток «Бабочка» | 02.02 | |
44 | Поделка из втулок «Зайчишка» | 02.02 | |
45 | Поделка из обрывных кусочков салфеток «Цыплёнок» | 09.02 | |
46 | Аппликация из ваты «Лебедь» | 09.02 | |
47 | Аппликация из ваты «Мишка» | 16.02 | |
48 | Аппликация из цветных салфеток и пластиковых тарелок | 16.02 | |
49 | Поделка из втулок «Танк» | 23.02 | |
50 | Поделка «Самолёт» из пластикового стаканчика | 23.02 | |
51 | Поделка из пластиковых трубочек «Цветок» | 02.03 | |
52 | Поделка из втулок от туалетной бумаги «Лисёнок» | 02.03 | |
Художественное творчество (22 часа) | |||
53 | Рисование поздравительный открытки | 09.03 | |
54 | Сюжетное рисование «Букет для мамы» | 09.03 | |
55 | Рисование тычками «Сказочное растение» | 16.03 | |
56 | Рисование на мокрой бумаге «Маки» | 16.03 | |
57 | Рисование в технике выдувания «Павлин» | 26.03 | |
58 | Сюжетное рисование «Цветочный сад» | 26.03 | |
59 | Рисование по мокрой бумаге «Краски весны» | 30.03 | |
60 | Рисование тычками «Мимоза» | 30.03 | |
61 | Сюжетное рисование «Летим в космос» | 06.04 | |
62 | Сюжетное рисование «Космической ракеты» | 06.04 | |
63 | Сюжетное рисование «Ранние пташки» | 13.04 | |
64 | Рисование штрихами «Птицы» | 13.04 | |
65 | Сюжетное рисование «В мире сказок» | 20.04 | |
66 | Рисование пальцами и ладошкой «Курочка и цыплята» | 20.04 | |
67 | Рисуем открытку ко Дню Победы | 27.04 | |
68 | Рисуем салют Победы | 27.04 | |
69 | Сюжетное рисование «Божья коровка» | 04.05 | |
70 | Смешивание краски с черным цветом «Ночь на море» | 04.05 | |
71 | Рисование на тему «Удивительные бабочки» | 11.05 | |
72 | Сюжетное рисование «В мире бабочек» | 11.05 | |
73 | «Цветы сказочные и фантастические» | 18.05 | |
74 | Коллективная работа «Цветочная сказка» | 18.05 | |
Итоговое занятие (2 часа) | |||
75 | Рефлексия изученного материала. Выставка творческих работ | 25.05 | |
76 | Рефлексия изученного материала. Выставка творческих работ | 25.05 |
Принципы краеведческого воспитания и образования:
- Принцип научности;
- Принцип демократичности;
- Принцип практической направленности;
- Принцип гуманизации.
6. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса:
Литература для педагога:
- Бахметьев А., Т. Кизяков «Оч. умелые ручки», Росмэн, 2019;
- Гудилина С. И. «Чудеса своими руками», М., Аквариум, 2018;
- Гукасова А. М. «Рукоделие в начальных классах», М., Просвещение, 2019;
- Гусакова М. А. «Аппликация», М., Просвещение, 2017;
- Гусакова М. А. «Подарки и игрушки своими руками», М., Сфера, 2019;
- Докучаева Н. «Сказки из даров природы», Спб., Диамант, 2018;
- Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 2019. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).
- Лутцева Е. А. Технология: 1-4 классы: Программа. М., Вентана-Граф, 2018;
- Нагибина М. И. «Природные дары для поделок и игры», Ярославль, «Академия Развития», 2017;
Литература для учащихся
- Гусакова М. А. «Аппликация», М., Просвещение, 2017;
- Гусакова М. А. «Подарки и игрушки своими руками», М., Сфера, 2019;
- Гусева Н. «365 фенечек из бисера», Айрис-Пресс , 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Мастерская слова»
Программа курса внеурочной деятельности " Мастерская слова"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Литературная мастерская" для 3 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Литературная мастерская" для 3 класса. Расчитана 1 год, 1 час в неделю, с тематическим планом....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Творческая мастерская"
Данная рабочая программа разработана и расчитана для детей с ОВЗ.Особенностью данного курса является оптимальное общее развитие каждого ребёнка и в соответствии с ФГОС НОО, в котором значи...
Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Творческая мастерская"
Данный материал можно использовать при составлении календарно - тематического планирования по данному направлению. Данное КТП создано в помощь учителю с целью расширения и углубления сведени...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творческая мастерская" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности с тематическим планированием...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческая мастерская»
Цель: воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождени...