Портфолио - метод отслеживания достижений
учебно-методическое пособие на тему
ПОРТФОЛИО –
метод отслеживания личных достижений
ИЗ ИСТОРИИ ПОРТФОЛИО
Понятие "портфолио" пришло из Западной Европы в ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
n В настоящее время термин «портфолио» применяется в финансовой системе для обозначения состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев, шире - как обозначение представленных достижений фирмы.
n Идея применений портфолио в школе происходит из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-начале 90-х годов начался настоящий бум.
n Портфолио, согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений», - визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации; досье, т.е. собрание документов, фотографий, образцов работ.
ПОРТФОЛИО
• это набор работ индивидуума, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину
• это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуума
• это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определенный период его деятельности
Портфолио - это коллекция работ учителя за определённое время. Форму его выбирает сам автор. Строгих правил ведения портфолио нет. Это индивидуальное творчество.
Основная цель портфолио –проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Правила составления портфолио:
n как можно более точно сформулировать портфолио, самокритично оценив свои возможности и способности;
n определить вид и структуру портфолио, виды рефлексии и критерии оценки;
n собрать имеющиеся документы и материалы и расположить их в определённом порядке; составить перечень;
n все документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рецензентов, авторов рекомендаций;
n важно периодически пополнять портфолио соответствующими документами и отслеживать результаты работы в соответствии с поставленными целями;
n указать источники используемой для работы информации, описывать средства и методы работы; регулярно писать рефлексивные заметки.
Накопительная функция
n Достижения учителя
Ø Грамоты
Ø Сертификаты
Ø Классификаторы и др.
n Набор рабочих материалов
Ø Опорные конспекты
Ø Конспекты открытых уроков
Ø Лабораторные, практические работы
Ø Тесты
Модельная функция
n Отражает динамику развития учителя
n Показывает результаты самореализации
n Демонстрирует стиль преподавания
n Помогает проводить рефлексию
n Помогает спланировать деятельность
Типы портфолио учителя
1.Портфолио документов
2. Портфолио материалов и творческих работ
3. Портфолио отзывов
4. Комплексный портфолио
I. Портфолио документов как витрина достижений
n сертификаты;
n дипломы;
n лицензии;
n свидетельства и т.д.
II. Портфолио материалов и творческих работ
n авторские разработки;
n управленческие концепции и технологии;
n авторские программы и проекты;
n методические рекомендации и т.д.
III. Портфолио отзывов (оценок)
n рецензии;
n характеристики;
n благодарности;
n отзывы;
n резюме и т.д.
IV. Комплексный портфолио
n набор документов;
n набор отзывов;
n набор авторских материалов и творческих работ по теме портфолио в соответствии с его назначением, демонстрирующих усилия и прогресс, персональный или коллективный.
Основными принципами составления портфолио учителя являются:
n системность;
n полнота и конкретность представленных сведений;
n объективность информации;
n презентабельность.
1.Учебные достижения учащихся
· Результаты успеваемости по итогам годовой аттестации.
• Результаты промежуточной аттестации.
• Результаты итоговой (государственной) аттестации (как в традиционной форме (обязательные экзамены и экзамены по выбору учащихся), так и в форме единого государственного экзамена).
2.Внеурочные предметные достижения учащихся
• Предметные олимпиады.
• Предметные конкурсы.
• Научно-практические конференции.
• Иные предметные мероприятия.
3. Результаты деятельности педагога как классного руководителя
• Итоги психолого-педагогического мониторинга в классе.
• Занятость учащихся во внеурочное время.
• Деятельность органов ученического самоуправления.
• Итоги участия класса в коллективных мероприятиях разного уровня.
• Работа с родительской общественностью.
• Динамика правонарушений в классе.
• Отзывы родительской общественности о деятельности педагога.
• Отзывы учащихся о деятельности педагога.
4.Результаты внутришкольного контроля
• Учебной деятельности учащихся.
• Воспитательной деятельности учащихся.
• Школьной документации.
5.Методическая работа
• Использование современных образовательных технологий.
• Проектная деятельность педагога.
• Исследовательская и экспериментальная деятельность.
• Активное участие в формах методической учебы внутри общеобразовательного учреждения.
6.Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
• Наставничество.
• Публикации.
• Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
• Сотрудничество с учреждениями повышения квалификации.
Диагностика профессиональной деятельности позволяет:
Учителю:
- реально представить результаты своего труда
- увидеть свои резервы
- иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию
Администрации:
- осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя
n Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности.
n Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:
• повышения или подтверждения квалификационной категории учителя;
• своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.
n Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе).
В функциональные обязанности одного из заместителей директора школы по учебно-воспитательной работе целесообразно включить:
• обучение педагогов
• оказание помощи педагогам
• информирование коллектива
Практическая значимость портфолио:
n Аттестация
n Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ
n Систематизация деятельности учителя
n Стимулирующий фактор
Требования к портфолио:
n высокий уровень теоретической и научно-методической подготовки
n актуальность
n общественная и практическая значимость
n возможность разработки учителем избранной темы
n учет своего опыта, особенностей, условий
n анализ и оценка качества знаний
n эффективность и устойчивость результатов
n оригинальность, творчество, новаторство, обобщение опыта работы, выводы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio.docx | 141.48 КБ |
portfolio.ppt | 479.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОРТФОЛИО –
метод отслеживания личных достижений
ИЗ ИСТОРИИ ПОРТФОЛИО
Понятие "портфолио" пришло из Западной Европы в ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
- В настоящее время термин «портфолио» применяется в финансовой системе для обозначения состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев, шире - как обозначение представленных достижений фирмы.
- Идея применений портфолио в школе происходит из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-начале 90-х годов начался настоящий бум.
- Портфолио, согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений», - визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации; досье, т.е. собрание документов, фотографий, образцов работ.
ПОРТФОЛИО
- это набор работ индивидуума, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину
- это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуума
- это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определенный период его деятельности
Портфолио - это коллекция работ учителя за определённое время. Форму его выбирает сам автор. Строгих правил ведения портфолио нет. Это индивидуальное творчество.
Основная цель портфолио –проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Правила составления портфолио:
- как можно более точно сформулировать портфолио, самокритично оценив свои возможности и способности;
- определить вид и структуру портфолио, виды рефлексии и критерии оценки;
- собрать имеющиеся документы и материалы и расположить их в определённом порядке; составить перечень;
- все документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рецензентов, авторов рекомендаций;
- важно периодически пополнять портфолио соответствующими документами и отслеживать результаты работы в соответствии с поставленными целями;
- указать источники используемой для работы информации, описывать средства и методы работы; регулярно писать рефлексивные заметки.
Накопительная функция
- Достижения учителя
- Грамоты
- Сертификаты
- Классификаторы и др.
- Набор рабочих материалов
- Опорные конспекты
- Конспекты открытых уроков
- Лабораторные, практические работы
- Тесты
Модельная функция
- Отражает динамику развития учителя
- Показывает результаты самореализации
- Демонстрирует стиль преподавания
- Помогает проводить рефлексию
- Помогает спланировать деятельность
Типы портфолио учителя
1.Портфолио документов
2. Портфолио материалов и творческих работ
3. Портфолио отзывов
4. Комплексный портфолио
I. Портфолио документов как витрина достижений
- сертификаты;
- дипломы;
- лицензии;
- свидетельства и т.д.
II. Портфолио материалов и творческих работ
- авторские разработки;
- управленческие концепции и технологии;
- авторские программы и проекты;
- методические рекомендации и т.д.
III. Портфолио отзывов (оценок)
- рецензии;
- характеристики;
- благодарности;
- отзывы;
- резюме и т.д.
IV. Комплексный портфолио
- набор документов;
- набор отзывов;
- набор авторских материалов и творческих работ по теме портфолио в соответствии с его назначением, демонстрирующих усилия и прогресс, персональный или коллективный.
Основными принципами составления портфолио учителя являются:
- системность;
- полнота и конкретность представленных сведений;
- объективность информации;
- презентабельность.
- Учебные достижения учащихся
- Результаты успеваемости по итогам годовой аттестации.
• Результаты промежуточной аттестации.
• Результаты итоговой (государственной) аттестации (как в традиционной форме (обязательные экзамены и экзамены по выбору учащихся), так и в форме единого государственного экзамена).
- Внеурочные предметные достижения учащихся
• Предметные олимпиады.
• Предметные конкурсы.
• Научно-практические конференции.
• Иные предметные мероприятия.
3. Результаты деятельности педагога как классного руководителя
• Итоги психолого-педагогического мониторинга в классе.
• Занятость учащихся во внеурочное время.
• Деятельность органов ученического самоуправления.
• Итоги участия класса в коллективных мероприятиях разного уровня.
• Работа с родительской общественностью.
• Динамика правонарушений в классе.
• Отзывы родительской общественности о деятельности педагога.
• Отзывы учащихся о деятельности педагога.
- Результаты внутришкольного контроля
• Учебной деятельности учащихся.
• Воспитательной деятельности учащихся.
• Школьной документации.
- Методическая работа
• Использование современных образовательных технологий.
• Проектная деятельность педагога.
• Исследовательская и экспериментальная деятельность.
• Активное участие в формах методической учебы внутри общеобразовательного учреждения.
- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
• Наставничество.
• Публикации.
• Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
• Сотрудничество с учреждениями повышения квалификации.
Диагностика профессиональной деятельности позволяет:
Учителю:
- реально представить результаты своего труда
- увидеть свои резервы
- иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию
Администрации:
- осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя
- Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности.
- Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:
• повышения или подтверждения квалификационной категории учителя;
• своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.
- Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе).
В функциональные обязанности одного из заместителей директора школы по учебно-воспитательной работе целесообразно включить:
• обучение педагогов
• оказание помощи педагогам
• информирование коллектива
Практическая значимость портфолио:
- Аттестация
- Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ
- Систематизация деятельности учителя
- Стимулирующий фактор
Требования к портфолио:
- высокий уровень теоретической и научно-методической подготовки
- актуальность
- общественная и практическая значимость
- возможность разработки учителем избранной темы
- учет своего опыта, особенностей, условий
- анализ и оценка качества знаний
- эффективность и устойчивость результатов
- оригинальность, творчество, новаторство, обобщение опыта работы, выводы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие "портфолио" пришло из Западной Европы в Х V - XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента. ИЗ ИСТОРИИ ПОРТФОЛИО
В настоящее время термин «портфолио» применяется в финансовой системе для обозначения состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев, шире - как обозначение представленных достижений фирмы. Идея применений портфолио в школе происходит из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-начале 90-х годов начался настоящий бум.
Портфолио, согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений», - визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации; досье, т.е. собрание документов, фотографий, образцов работ. ПОРТФОЛИО это набор работ индивидуума, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуума это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определенный период его деятельности
Портфолио - это коллекция работ учителя за определённое время. Форму его выбирает сам автор. Строгих правил ведения портфолио нет. Это индивидуальное творчество. Основная цель портфолио –проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Правила составления портфолио: как можно более точно сформулировать портфолио, самокритично оценив свои возможности и способности; определить вид и структуру портфолио, виды рефлексии и критерии оценки; собрать имеющиеся документы и материалы и расположить их в определённом порядке; составить перечень; все документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рецензентов, авторов рекомендаций; важно периодически пополнять портфолио соответствующими документами и отслеживать результаты работы в соответствии с поставленными целями; указать источники используемой для работы информации, описывать средства и методы работы; регулярно писать рефлексивные заметки.
Функции портфолио Модельная Накопительная
Накопительная функция Достижения учителя Грамоты Сертификаты Классификаторы и др. Набор рабочих материалов Опорные конспекты Конспекты открытых уроков Лабораторные, практические работы Тесты
Модельная функция Отражает динамику развития учителя Показывает результаты самореализации Демонстрирует стиль преподавания Помогает проводить рефлексию Помогает спланировать деятельность
Типы портфолио учителя 1. Портфолио документов 2. Портфолио материалов и творческих работ 3. Портфолио отзывов 4. Комплексный портфолио
I . Портфолио документов как витрина достижений сертификаты; дипломы; лицензии; свидетельства и т.д.
II. Портфолио материалов и творческих работ авторские разработки; управленческие концепции и технологии; авторские программы и проекты; методические рекомендации и т.д.
III . Портфолио отзывов (оценок) рецензии; характеристики; благодарности; отзывы; резюме и т.д.
IV. Комплексный портфолио набор документов; набор отзывов; набор авторских материалов и творческих работ по теме портфолио в соответствии с его назначением, демонстрирующих усилия и прогресс, персональный или коллективный.
Основными принципами составления портфолио учителя являются: системность; полнота и конкретность представленных сведений; объективность информации; презентабельность.
Структура портфолио учителя 1. Учебные достижения учащихся 9. Самообразование 8. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка 5. Методическая работа 10. Ступени профессиональной карьеры внутри общеобразовательного учреждения 11. Оценка профессиональной деятельности педагога (школьный и муниципальный уровень, отраслевые и государственные награды) 6. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта 7. Участие в профессиональных конкурсах 4. Результаты внутришкольного контроля 3. Результаты деятельности педагога как классного руководителя 2. Внеурочные предметные достижения учащихся
1. Учебные достижения учащихся • Результаты успеваемости по итогам годовой аттестации. • Результаты промежуточной аттестации. • Результаты итоговой (государственной) аттестации (как в традиционной форме (обязательные экзамены и экзамены по выбору учащихся), так и в форме единого государственного экзамена).
2. Внеурочные предметные достижения учащихся • Предметные олимпиады. • Предметные конкурсы. • Научно-практические конференции. • Иные предметные мероприятия.
3. Результаты деятельности педагога как классного руководителя • Итоги психолого-педагогического мониторинга в классе. • Занятость учащихся во внеурочное время. • Деятельность органов ученического самоуправления. • Итоги участия класса в коллективных мероприятиях разного уровня. • Работа с родительской общественностью. • Динамика правонарушений в классе. • Отзывы родительской общественности о деятельности педагога. • Отзывы учащихся о деятельности педагога.
4. Результаты внутришкольного контроля • Учебной деятельности учащихся. • Воспитательной деятельности учащихся. • Школьной документации.
5. Методическая работа • Использование современных образовательных технологий. • Проектная деятельность педагога. • Исследовательская и экспериментальная деятельность. • Активное участие в формах методической учебы внутри общеобразовательного учреждения.
6. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта • Наставничество. • Публикации. • Открытые уроки и внеклассные мероприятия. • Сотрудничество с учреждениями повышения квалификации.
11. Оценка профессиональной деятельности педагога (школьный и муниципальный уровень, отраслевые и государственные награды) Документы и материалы для включения в портфолио: • Сертификат. • Свидетельство. • Грамота. • Диплом. • Справка. • Отзыв. • Рецензия. • Работы самого педагога (проектные, исследовательские и пр.). • Работы учащихся — победителей конкурсов и пр. • Методические разработки наиболее значимых (открытых) уроков и внеклассных мероприятий. • Копии публикаций. • Фото и видеоматериалы. • Прочие материалы и документы по усмотрению учителя.
Диагностика профессиональной деятельности позволяет: Учителю: - реально представить результаты своего труда - увидеть свои резервы - иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию
Диагностика профессиональной деятельности позволяет: Администрации: - осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности. Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для: • повышения или подтверждения квалификационной категории учителя; • своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога. Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе).
В функциональные обязанности одного из заместителей директора школы по учебно-воспитательной работе целесообразно включить: • обучение педагогов • оказание помощи педагогам • информирование коллектива
Практическая значимость портфолио Аттестация Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ Систематизация деятельности учителя Стимулирующий фактор
Требования к портфолио высокий уровень теоретической и научно-методической подготовки актуальность общественная и практическая значимость возможность разработки учителем избранной темы учет своего опыта, особенностей, условий анализ и оценка качества знаний эффективность и устойчивость результатов оригинальность, творчество, новаторство обобщение опыта работы, выводы
Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем.» О. Уайльд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио учащегося. Листы достижений учеников(1-4кл.)
Листы достижений учеников по годам 1-4 кл. (по основным предметам - русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир)....
Портфолио-как средство достижения личностных результатов.
Портфолио- как средство достижения личностных результатов. Конкурс- "Ученик года" по итогам работы за весь учебный год....
Таблицы для отслеживания достижений обучающихся 4 класса по всем предметам
Удобно для учителей, работающих по программе "Школа России". Сразу заносить данные по отслеживанию результатов обучающихся 4 класса по предметам: русский язык, литературное чтение, математик...
«Формы и методы отслеживания развития общеучебных умений и навыков»
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об...
листы отслеживания достижений у учащихся
Мониторинг качества обучения помогает отслеживать все продвижения и достижения учащихся, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать и оценить результативность обучения, оценить эффективность уч...
Листы отслеживания достижений
листы отслеживания достижений...
Электронное портфолио - инструмент отслеживания успехов и достижений каждого ребёнка.
Электронное портфолио - инструмент отслеживания успехов и достижений каждого ребёнка....