«Формы и методы отслеживания развития общеучебных умений и навыков»
опыты и эксперименты на тему
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Тальменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
VIII вида».
Тема: «Формы и методы отслеживания развития общеучебных умений и навыков»
Учитель начальных классов
Кузнецова М.Е.
Тальменка 2013 год
В ходе учебного процесса каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же (по объёму и содержанию) учебного материала. Одна из причин этого в различном уровне сформированности учебной мотивации.
Что такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой- с безразличием? Мотивация- это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребёнка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряжённому умственному труду.
Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.
Учение имеет полимотивированный характер, т.е. к нему побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства. Все мотивы можно разбить на следующие группы:
- учебно – познавательные (интерес к знаниям, познавательная потребность, любознательность);
- непосредственно-побуждающие ( яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием);
- перспективно-побуждающие (чувство долга и ответственность).
.
Мы сгруппировали приёмы ориентировки учащихся, направленные на активное мотивированное овладение системой знаний и способами деятельности, согласно этапам организации учебной деятельности. Перед вами таблица, где указаны приёмы, которые в той или иной степени используются в практике начального обучения. Опыт показал, что их эффективность зависит от целей и задач конкретного занятия, особенностей содержания учебного материала, уровня сформированности учебной деятельности учащихся и других факторов.
Работа со школьниками в этом направлении ведется нами как через содержание учебного материала, так и с помощью межпредметных связей. На уроках анализируется значимость изучения определенных наук для овладения профессиями, раскрывается многообразие трудовой деятельности взрослых. Во внеурочное время проводятся профориентационные беседы и классные часы, встречи с людьми разных профессий, экскурсии на производственные предприятия и в другие учреждения села с последующим обсуждением особенностей деятельности водителей, продавцов, милиционеров и т. д. Мы стремимся к тому, чтобы младшие школьники участвовали в посильном общественно полезном и значимом труде. Такая целенаправленная систематическая работа способствует формированию положительной, устойчивой, внутренней значимой учебной мотивации, необходимой для повышения качества обучения младших школьников. Таким образом, сегодня перед школой ставятся новые, более сложные задачи, связанные с деятельностным методом в обучении. От передачи знаний, умений и навыков школа сегодня переходит к передаче обобщённых способов действия, и центральное место в этом процессе отводится развитию учебной самостоятельности
Принципы проведения уроков:
1. Принцип свободы, сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Он предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с терпением и уважением к личности каждого ребёнка, его мнению, точке зрения. Психологическая свобода, атмосфера доверия предоставят ему возможность утвердиться в поиске новых идей и новых знаний. Принцип свободы реализуется через выбор учениками заданий, уровня их сложности, иточников информации, партнеров по труду, уровня самостоятельности.
2. Принцип действенного подхода к обучению, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Ученик сам осуществляет поиск различных путей решения заданий, в результате чего активизируется его мыслительная деятельность. 3. Принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе выполняемых ими заданий.
4. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка предполагает введение в традиционный учебный процесс разнообразных методических приёмов, специфически направленных на развитие аналитико-синтетической сферы ребёнка, памяти, внимания, мышления и пространственного воображения.
Обучение детей выбору преследует следующие цели и задачи:
- даёт опыт мышления, возможность обдумывать и принимать решения;
- даёт возможность определить свои интересы;
- учит планировать свою деятельность.
Возможность выбора в первую очередь осуществляется через организацию работы в группах. Преимущества использования обучения в группах:
- не все ученики готовы задать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не понятно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью и к учителю;
- дети учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения;
- формируется собственная точка зрения, ученики учатся её аргументировать, отстаивать своё мнение;
- ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями;
- развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Умение работать в сотрудничестве приобретается постепенно. Это должно стать одной из стратегических целей учителя. Шаги:
- помогите ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение( навык);
-помогите учащимся понять, из чего это умение состоит;
- организуйте практику;
-убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет он выполняет задание по овладению умением;
- стимулируйте учащихся в том, чтобы они помогали друг во время практики;
- создайте ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата;
-стимулируйте подобную практику до тех пор, пока дети не почувствуют потребность в её постоянном применении.
Алгоритм построения процесса обучения на уроке может быть таким:
1.Психологический настрой на урок.
2.Интеллектуальная разминка.
3.Самоконструкция – составление прогноза по опорным словам или схемам. Открытие детьми нового знания.
4. Ознакомление с материалом учебника и сравнение с прогнозом.
5.Совершенствование изученного.
6. Демонстрация выполненной работы.
7.Рефлексия (духовное состояние после урока).
Для реализации данной модели обучения можно использовать традиционные типы уроков(изучение нового материала, закрепление знаний, комбинированные, обобщающие с сохранением всех основных этапов урока.
Основной метод, позволяющий с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий- метод проблемного обучения. Каждое из занятий имеет тематическое наполнение. Необходимо
организовать правильный режим обучения, так как занятие творческой деятельностью связано с большим умственным напряжением. Не следует форсировать раннее обучение детей, увеличивать объём учебного материала и переутомлять их, побуждая к выполнению большого количества сложных заданий. Учитель лишь в максимальной степени должен использовать те преимущества в развитии интеллекта ребёнка и овладении им курса начальной школы, которые заложены в психофизиологических возрастных особенностях младшего школьного возраста.
Исключительно важное значение для развития интеллекта имеют работоспособность и трудолюбие. Подлинное творчество невозможно без длительного труда. Необходимо воспитывать у детей это качество. Ученик не должен ощущать себя исполнителем чужой воли, это подавляет развитие интеллекта. Нужно незаметно создавать такие ситуации, где ученик чувствовал бы себя ведущим в познавательном процессе. Постепенное увеличение функций учащихся в организации познавательной деятельности обеспечивает высокий уровень объективизации учебного процесса. На любом этапе урока учителю не следует давать готовую информацию, необходимо предоставлять учащимся право первым формулировать темы и цели урока, орфографические правила, математические законы, понятия. Чаще давать ребятам возможность задавать вопросы и высказывать своё мнение. Появляющийся в связи с этим интерес к предметам курса начальной школы и их изучению становится у школьников важнейшим стимулом к накоплению знаний.
Ключевой компетенцией, определяющей новое качество образования, считается оценочная самостоятельность учащихся. Базовым умением в осуществлении оценочной функции ребёнка должна стать сформированная готовность к самоконтролю и самооценке собственной деятельности.
Поэтому специальной педагогической задачей выступает организация последовательной и системной работы по формированию у учащихся инструмента для контроля и оценки действий.
Учебно–познавательные умения и навыки обеспечивают планирование; организацию, регулирование, анализ собственной учебной деятельности. К ним относятся:
- определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
- сравнение полученных результатов с учебной задачей;
- владение различными формами самоконтроля;
- оценивание своей учебной деятельности и установление их причины;
- постановка цели самообразовательной деятельности;
- определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.
Учебно–информационные умения и навыки заключаются в овладении способами самостоятельного приобретения знаний, новой и дополнительной информацией, а также способами смысловой переработки, запоминания и хранения информации.
К ним относятся:
- владение техникой чтения в соответствии с возрастом;
- умение работать с учебником, умение работать с дополнительной литературой;
- умение читать схемы, графики, карты;
- умение самостоятельно оформлять графики, схемы, таблицы;
- умение составлять различные виды планов;
- умение писать конспект, тезисы;
- осуществлять поиск литературы в библиотеке;
- работать с индивидуальными источниками информации, осуществлять наблюдения.
Учебно–интеллектуальные умения и навыки состоят в овладении способами выполнения мыслительной деятельности, постановки и решения проблем, в овладении приемами логического мышления (анализом, синтезом, сравнением, абстрагированием, доказательством, опровержением и т.д.)
Учебно–коммуникативные умения и навыки состоят в овладении способами построения устной и письменной речи в зависимости от условий общения с другим человеком в ходе различных видов деятельности.
К ним относятся:
- владение в соответствии с возрастом устной монологической речью;
- владение в соответствии с возрастом письменной монологической речью; умение списывать текст, записывать под диктовку, писать изложение, сочинение, реферат, рецензию, статью, заявление;
- умение излагать логически свои мысли;
- умение вести учебный диалог;
- владение приёмами риторики;
- владение культурой речи.
Уровни овладения учащихся действиями, соответствующими учебным умениям и навыкам:
4-й уровень – автоматическое выполнение;
3-й уровень – свободно выполняют;
2-й уровень – выполняют по образцу;
1-й уровень – выполняют при помощи учителя;
0-й уровень – не владеют.
Формирование учебно–познавательных мотивов у младших школьников – возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных возможностей ребёнка
Огромный потенциал совершенствования качества образования скрыт в целенаправленном формировании и развитии общеучебных умений и навыков. Общеучебные умения и навыки являются базисными, фундаментальными способами деятельности, которые отражают основные стороны учебного труда школьника. Умение учиться означает свободную ориентировку в любой научной информации, умение не только применять знания на практике, но и самостоятельно добывать их, занимая постепенно позицию субъекта учебной деятельности.
Какие формы и методы наиболее подходят для развития общеучебных умений и навыков?
1. Учебно–организационные: проблемно – диалогическая технология освоения новых знаний, где учитель – постановщик учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают учебную задачу, используя полученные умения
на уроках.
2 Учебно–интеллектуальные: объяснительно – иллюстрированные методы; репродуктивные, частично поисковые;
3. Учебно–коммуникативные: технология формирования правильной читательской деятельности; - групповая форма организации учебной деятельности учащихся.
4. Учебно -информационные:
- соответствие простого плана;
- пересказ;
- работа с учебниками, энциклопедиями, словарями;
- извлечение информации, представленной в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация);
- представление информации в виде текста, таблицы, схемы.
Учитель начальных классов должен знать, как идёт процесс формирования общеучебных умений и навыков у каждого ребенка. Немаловажную роль здесь играет постоянный анализ процесса обучения младших школьников и динамики его результатов. Особое внимание нужно уделить педагогической диагностике. Анализировать необходимо все формируемые умения на первой ступени обучения.
Педагогическая диагностика определяет не только то, что усвоил или не усвоил ученик, но и показывает, прочему он этого не усвоил. Выполнение диагностических заданий дает возможность не только устанавливать разные уровни усвоения программного материала, но и характеризовать продвижение ученика в развитии.
Выполнение заданий педагогической диагностики позволяет судить о гибкости мышления учащихся, выявлять как дети могут самостоятельно рассуждать, используя свои знания.
Основные критерии формируемых умений и навыков
Вид формируемых умений и навыков | Основные критерии | Баллы | Класс |
1. Навыки чтения и письма | 1. Правильное, осознанное выразительное чтение в соответствии с нормами 2. Понимает прочитанное, отвечает на вопросы. 3. передает самостоятельно содержание текста. 4. По данному началу придумывает продолжение текста. 5. Беглое чтение текста про себя. 6. Умение запоминать и письменно воспроизводить предложение, текст. 7. Безошибочное списывание текста с доски, с книги 8. Умение писать текст под диктовку в соответствии с нормами русского языка.
|
|
|
2. Математические умения и навыки | 1. Вычислительные навыки (умение вычитать, складывать, делить). 2. Умение работать с текстовыми задачами 3. Чтение, запись натуральных чисел и выполнение арифметических действий с ними. 4. Решение уравнений. 5. Умение распознавать и строить при помощи линейки и циркуля геометрические фигуры. 6. Умение измерять длину, высоту и ширину предметов, находить площадь и периметр фигур. 7. определять зависимость между величинами (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость) |
|
|
3. Каллиграфические навыки учащихся | 1. Графическая культура (пропуск букв, замена букв, искажение букв) 2. Правильное использование верхнего соединения (полностью, частично). 3. Правильное использование нижнего соединения (полностью, частично). 4. Определение границ предложения (полностью, частично). 5. Письмо письменными буквами (полностью, частично). 6. Размещение букв на рабочей строке (полностью, частично) правильно. |
|
|
4. Развитие речи (устной и письменной). | 1. Восстановление деформированного текста. 2. Составление рассказа по сюжетным картинкам. 3. Составление рассказа по заданной теме. 4. Продолжение рассказа по заданному началу. 5. Правильное построение диалога. 6. Составление плана к тексту, его запись. 7. Речевая этика. 8. постановка вопросов к прочитанному тексту. 9. Формулирование главной мысли текста. 10. Умение выделять микро-темы в тексте, находить предложения, отражающие основную мысль, в каждой части текста. |
|
|
5. Развитие мыслительной деятельности учащихся. | 1. Умение классифицировать, обобщать, анализировать, синтезировать. 2. Умение отбирать все возможные варианты решения, переключаться с одного поиска решения на другое. 3. Умение рассматривать объект с различных точек зрения. 4. сравнивать различные объекты и их совокупности, устанавливать ассоциативные связи. 5. Выделение общих свойств в рассматриваемых явлениях, процессах. 6. определение причинно – следственных зависимостей. 7. умение составлять по заданной теме, подбирать примеры, иллюстрирующие общее правило, формулировать выводы по результатом анализа. |
|
|
6. Умение самостоятельно организовывать и оценивать учебную деятельность. | 1. Умение использовать потенциал учебника. 2. Умение пользоваться таблицами, схемами, приложениями к учебнику. 3. Умение работать со словарями, справочной, научной, энциклопедической литературой. 4. Умение провести самоконтроль и взаимоконтроль.
|
|
|
Формируя общеучебные умения и навыки, учитель помогает ребенку понять смысл задачи учебной деятельности, определяет цель урока, сообщает её детям, четко разграничивает каждый этап урока, определяет его дидактическую направленность. Ученик должен знать, каким будет конечный результат на данном уроке. Учитель учит детей самостоятельно разрабатывать алгоритм выполнения заданий, побуждая их овладевать методом самоконтроля и взаимопроверки, учит оценивать ответы учеников, давая устный комментарий. На уроках необходимо обучать детей различным видом чтения, уделять внимание формированию осознанного, правильного чтения.
Таким образом, активное мотивированное овладение учащимися системой знаний и способов деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, каковы её структура, характер. Залог успешности обучения младших школьников - это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Учитель должен нести в себе жизнеутверждающее начало, радость и успех!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshcheuchebnye_umeniya_i_navyki.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Тальменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
VIII вида».
Тема: «Формы и методы отслеживания развития общеучебных умений и навыков»
Учитель начальных классов
Кузнецова М.Е.
Тальменка 2013 год
В ходе учебного процесса каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же (по объёму и содержанию) учебного материала. Одна из причин этого в различном уровне сформированности учебной мотивации.
Что такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой- с безразличием? Мотивация- это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребёнка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряжённому умственному труду.
Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.
Учение имеет полимотивированный характер, т.е. к нему побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства. Все мотивы можно разбить на следующие группы:
- учебно – познавательные (интерес к знаниям, познавательная потребность, любознательность);
- непосредственно-побуждающие ( яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием);
- перспективно-побуждающие (чувство долга и ответственность).
.
Мы сгруппировали приёмы ориентировки учащихся, направленные на активное мотивированное овладение системой знаний и способами деятельности, согласно этапам организации учебной деятельности. Перед вами таблица, где указаны приёмы, которые в той или иной степени используются в практике начального обучения. Опыт показал, что их эффективность зависит от целей и задач конкретного занятия, особенностей содержания учебного материала, уровня сформированности учебной деятельности учащихся и других факторов.
Работа со школьниками в этом направлении ведется нами как через содержание учебного материала, так и с помощью межпредметных связей. На уроках анализируется значимость изучения определенных наук для овладения профессиями, раскрывается многообразие трудовой деятельности взрослых. Во внеурочное время проводятся профориентационные беседы и классные часы, встречи с людьми разных профессий, экскурсии на производственные предприятия и в другие учреждения села с последующим обсуждением особенностей деятельности водителей, продавцов, милиционеров и т. д. Мы стремимся к тому, чтобы младшие школьники участвовали в посильном общественно полезном и значимом труде. Такая целенаправленная систематическая работа способствует формированию положительной, устойчивой, внутренней значимой учебной мотивации, необходимой для повышения качества обучения младших школьников. Таким образом, сегодня перед школой ставятся новые, более сложные задачи, связанные с деятельностным методом в обучении. От передачи знаний, умений и навыков школа сегодня переходит к передаче обобщённых способов действия, и центральное место в этом процессе отводится развитию учебной самостоятельности
Принципы проведения уроков:
1. Принцип свободы, сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Он предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с терпением и уважением к личности каждого ребёнка, его мнению, точке зрения. Психологическая свобода, атмосфера доверия предоставят ему возможность утвердиться в поиске новых идей и новых знаний. Принцип свободы реализуется через выбор учениками заданий, уровня их сложности, иточников информации, партнеров по труду, уровня самостоятельности.
2. Принцип действенного подхода к обучению, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Ученик сам осуществляет поиск различных путей решения заданий, в результате чего активизируется его мыслительная деятельность. 3. Принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе выполняемых ими заданий.
4. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка предполагает введение в традиционный учебный процесс разнообразных методических приёмов, специфически направленных на развитие аналитико-синтетической сферы ребёнка, памяти, внимания, мышления и пространственного воображения.
Обучение детей выбору преследует следующие цели и задачи:
- даёт опыт мышления, возможность обдумывать и принимать решения;
- даёт возможность определить свои интересы;
- учит планировать свою деятельность.
Возможность выбора в первую очередь осуществляется через организацию работы в группах. Преимущества использования обучения в группах:
- не все ученики готовы задать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не понятно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью и к учителю;
- дети учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения;
- формируется собственная точка зрения, ученики учатся её аргументировать, отстаивать своё мнение;
- ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями;
- развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Умение работать в сотрудничестве приобретается постепенно. Это должно стать одной из стратегических целей учителя. Шаги:
- помогите ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение( навык);
-помогите учащимся понять, из чего это умение состоит;
- организуйте практику;
-убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет он выполняет задание по овладению умением;
- стимулируйте учащихся в том, чтобы они помогали друг во время практики;
- создайте ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата;
-стимулируйте подобную практику до тех пор, пока дети не почувствуют потребность в её постоянном применении.
Алгоритм построения процесса обучения на уроке может быть таким:
1.Психологический настрой на урок.
2.Интеллектуальная разминка.
3.Самоконструкция – составление прогноза по опорным словам или схемам. Открытие детьми нового знания.
4. Ознакомление с материалом учебника и сравнение с прогнозом.
5.Совершенствование изученного.
6. Демонстрация выполненной работы.
7.Рефлексия (духовное состояние после урока).
Для реализации данной модели обучения можно использовать традиционные типы уроков(изучение нового материала, закрепление знаний, комбинированные, обобщающие с сохранением всех основных этапов урока.
Основной метод, позволяющий с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий- метод проблемного обучения. Каждое из занятий имеет тематическое наполнение. Необходимо
организовать правильный режим обучения, так как занятие творческой деятельностью связано с большим умственным напряжением. Не следует форсировать раннее обучение детей, увеличивать объём учебного материала и переутомлять их, побуждая к выполнению большого количества сложных заданий. Учитель лишь в максимальной степени должен использовать те преимущества в развитии интеллекта ребёнка и овладении им курса начальной школы, которые заложены в психофизиологических возрастных особенностях младшего школьного возраста.
Исключительно важное значение для развития интеллекта имеют работоспособность и трудолюбие. Подлинное творчество невозможно без длительного труда. Необходимо воспитывать у детей это качество. Ученик не должен ощущать себя исполнителем чужой воли, это подавляет развитие интеллекта. Нужно незаметно создавать такие ситуации, где ученик чувствовал бы себя ведущим в познавательном процессе. Постепенное увеличение функций учащихся в организации познавательной деятельности обеспечивает высокий уровень объективизации учебного процесса. На любом этапе урока учителю не следует давать готовую информацию, необходимо предоставлять учащимся право первым формулировать темы и цели урока, орфографические правила, математические законы, понятия. Чаще давать ребятам возможность задавать вопросы и высказывать своё мнение. Появляющийся в связи с этим интерес к предметам курса начальной школы и их изучению становится у школьников важнейшим стимулом к накоплению знаний.
Ключевой компетенцией, определяющей новое качество образования, считается оценочная самостоятельность учащихся. Базовым умением в осуществлении оценочной функции ребёнка должна стать сформированная готовность к самоконтролю и самооценке собственной деятельности.
Поэтому специальной педагогической задачей выступает организация последовательной и системной работы по формированию у учащихся инструмента для контроля и оценки действий.
Учебно–познавательные умения и навыки обеспечивают планирование; организацию, регулирование, анализ собственной учебной деятельности. К ним относятся:
- определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
- сравнение полученных результатов с учебной задачей;
- владение различными формами самоконтроля;
- оценивание своей учебной деятельности и установление их причины;
- постановка цели самообразовательной деятельности;
- определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.
Учебно–информационные умения и навыки заключаются в овладении способами самостоятельного приобретения знаний, новой и дополнительной информацией, а также способами смысловой переработки, запоминания и хранения информации.
К ним относятся:
- владение техникой чтения в соответствии с возрастом;
- умение работать с учебником, умение работать с дополнительной литературой;
- умение читать схемы, графики, карты;
- умение самостоятельно оформлять графики, схемы, таблицы;
- умение составлять различные виды планов;
- умение писать конспект, тезисы;
- осуществлять поиск литературы в библиотеке;
- работать с индивидуальными источниками информации, осуществлять наблюдения.
Учебно–интеллектуальные умения и навыки состоят в овладении способами выполнения мыслительной деятельности, постановки и решения проблем, в овладении приемами логического мышления (анализом, синтезом, сравнением, абстрагированием, доказательством, опровержением и т.д.)
Учебно–коммуникативные умения и навыки состоят в овладении способами построения устной и письменной речи в зависимости от условий общения с другим человеком в ходе различных видов деятельности.
К ним относятся:
- владение в соответствии с возрастом устной монологической речью;
- владение в соответствии с возрастом письменной монологической речью; умение списывать текст, записывать под диктовку, писать изложение, сочинение, реферат, рецензию, статью, заявление;
- умение излагать логически свои мысли;
- умение вести учебный диалог;
- владение приёмами риторики;
- владение культурой речи.
Уровни овладения учащихся действиями, соответствующими учебным умениям и навыкам:
4-й уровень – автоматическое выполнение;
3-й уровень – свободно выполняют;
2-й уровень – выполняют по образцу;
1-й уровень – выполняют при помощи учителя;
0-й уровень – не владеют.
Формирование учебно–познавательных мотивов у младших школьников – возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных возможностей ребёнка
Огромный потенциал совершенствования качества образования скрыт в целенаправленном формировании и развитии общеучебных умений и навыков. Общеучебные умения и навыки являются базисными, фундаментальными способами деятельности, которые отражают основные стороны учебного труда школьника. Умение учиться означает свободную ориентировку в любой научной информации, умение не только применять знания на практике, но и самостоятельно добывать их, занимая постепенно позицию субъекта учебной деятельности.
Какие формы и методы наиболее подходят для развития общеучебных умений и навыков?
- Учебно–организационные: проблемно – диалогическая технология освоения новых знаний, где учитель – постановщик учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают учебную задачу, используя полученные умения
на уроках.
2 Учебно–интеллектуальные: объяснительно – иллюстрированные методы; репродуктивные, частично поисковые;
3. Учебно–коммуникативные: технология формирования правильной читательской деятельности; - групповая форма организации учебной деятельности учащихся.
4. Учебно -информационные:
- соответствие простого плана;
- пересказ;
- работа с учебниками, энциклопедиями, словарями;
- извлечение информации, представленной в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация);
- представление информации в виде текста, таблицы, схемы.
Учитель начальных классов должен знать, как идёт процесс формирования общеучебных умений и навыков у каждого ребенка. Немаловажную роль здесь играет постоянный анализ процесса обучения младших школьников и динамики его результатов. Особое внимание нужно уделить педагогической диагностике. Анализировать необходимо все формируемые умения на первой ступени обучения.
Педагогическая диагностика определяет не только то, что усвоил или не усвоил ученик, но и показывает, прочему он этого не усвоил. Выполнение диагностических заданий дает возможность не только устанавливать разные уровни усвоения программного материала, но и характеризовать продвижение ученика в развитии.
Выполнение заданий педагогической диагностики позволяет судить о гибкости мышления учащихся, выявлять как дети могут самостоятельно рассуждать, используя свои знания.
Основные критерии формируемых умений и навыков
Вид формируемых умений и навыков | Основные критерии | Баллы | Класс |
1. Навыки чтения и письма | 1. Правильное, осознанное выразительное чтение в соответствии с нормами 2. Понимает прочитанное, отвечает на вопросы. 3. передает самостоятельно содержание текста. 4. По данному началу придумывает продолжение текста. 5. Беглое чтение текста про себя. 6. Умение запоминать и письменно воспроизводить предложение, текст. 7. Безошибочное списывание текста с доски, с книги 8. Умение писать текст под диктовку в соответствии с нормами русского языка. | ||
2. Математические умения и навыки | 1. Вычислительные навыки (умение вычитать, складывать, делить). 2. Умение работать с текстовыми задачами 3. Чтение, запись натуральных чисел и выполнение арифметических действий с ними. 4. Решение уравнений. 5. Умение распознавать и строить при помощи линейки и циркуля геометрические фигуры. 6. Умение измерять длину, высоту и ширину предметов, находить площадь и периметр фигур. 7. определять зависимость между величинами (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость) | ||
3. Каллиграфические навыки учащихся | 1. Графическая культура (пропуск букв, замена букв, искажение букв) 2. Правильное использование верхнего соединения (полностью, частично). 3. Правильное использование нижнего соединения (полностью, частично). 4. Определение границ предложения (полностью, частично). 5. Письмо письменными буквами (полностью, частично). 6. Размещение букв на рабочей строке (полностью, частично) правильно. | ||
4. Развитие речи (устной и письменной). | 1. Восстановление деформированного текста. 2. Составление рассказа по сюжетным картинкам. 3. Составление рассказа по заданной теме. 4. Продолжение рассказа по заданному началу. 5. Правильное построение диалога. 6. Составление плана к тексту, его запись. 7. Речевая этика. 8. постановка вопросов к прочитанному тексту. 9. Формулирование главной мысли текста. 10. Умение выделять микро-темы в тексте, находить предложения, отражающие основную мысль, в каждой части текста. | ||
5. Развитие мыслительной деятельности учащихся. | 1. Умение классифицировать, обобщать, анализировать, синтезировать. 2. Умение отбирать все возможные варианты решения, переключаться с одного поиска решения на другое. 3. Умение рассматривать объект с различных точек зрения. 4. сравнивать различные объекты и их совокупности, устанавливать ассоциативные связи. 5. Выделение общих свойств в рассматриваемых явлениях, процессах. 6. определение причинно – следственных зависимостей. 7. умение составлять по заданной теме, подбирать примеры, иллюстрирующие общее правило, формулировать выводы по результатом анализа. | ||
6. Умение самостоятельно организовывать и оценивать учебную деятельность. | 1. Умение использовать потенциал учебника. 2. Умение пользоваться таблицами, схемами, приложениями к учебнику. 3. Умение работать со словарями, справочной, научной, энциклопедической литературой. 4. Умение провести самоконтроль и взаимоконтроль. |
Формируя общеучебные умения и навыки, учитель помогает ребенку понять смысл задачи учебной деятельности, определяет цель урока, сообщает её детям, четко разграничивает каждый этап урока, определяет его дидактическую направленность. Ученик должен знать, каким будет конечный результат на данном уроке. Учитель учит детей самостоятельно разрабатывать алгоритм выполнения заданий, побуждая их овладевать методом самоконтроля и взаимопроверки, учит оценивать ответы учеников, давая устный комментарий. На уроках необходимо обучать детей различным видом чтения, уделять внимание формированию осознанного, правильного чтения.
Таким образом, активное мотивированное овладение учащимися системой знаний и способов деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, каковы её структура, характер. Залог успешности обучения младших школьников - это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Учитель должен нести в себе жизнеутверждающее начало, радость и успех!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Содержание, формы и методы деятельности учителя начальной школы по формированию у младших школьников умений, навыков ведения здорового образа жизни»
Здоровье –бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так к...
«Нетрадиционный метод обучения основным умениям и навыкам, как один из методов здоворье сберегающих технологий»
laquo;Нетрадиционный метод обучения основным умениям и навыкам, как один из методов здоворье сберегающих технологий»...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ ПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Формы и методы проверки предметных умений обучающихся на уроках математики в начальных классах. Теоретическая часть...
Описание опыта работы по использованию различных форм и методов проверки предметных умений на уроках математики
Описание опыта работы по использованию различных форм и методов проверки предметных умений на уроках математики (4 класс)...
Доклад на тему: "Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе"
Доклад на тему: «Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе» был подготовлен к выступлению на школьном методическом выс...
Деятельностные формы и методы работы в процессе формирования навыков беглого осознанного чтения у младших школьников.
Чтение - один из основных способов приобретения информации, поэтому овладение навыками полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Как ос...
Формы и методы проверки знаний, умений и навыков по математике в начальных классах.
Общим стержневым понятием выступает «контроль».Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.Проверка - выявление и измерение....