Портфолио-как средство достижения личностных результатов.
методическая разработка (3 класс) на тему
Портфолио- как средство достижения личностных результатов. Конкурс- "Ученик года" по итогам работы за весь учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_uchenika_kak_sredstvo_dostizheniya_lichnostnyh_rezultatov.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Бурлинская средняя общеобразовательная школа школа «
Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников.
Подготовила учитель начальных классов
Гордиенко Наталья Ивановна
2015г. Бурла
Государственный Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к результатам. Два из них (предметные и метапредметные) нам знакомы. Они включают в себя ЗУНы (знания, умения, навыки) по предметам.
А вот третий вид требований – к личностным результатам - новый. Под личностными результатами, в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника, развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности, развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.
Чтобы оценить личностные результаты, нужны новые подходы и новые технологии. Одной из таких технологий является – Портфолио.
Портфолио ученика – коллекция работ и результатов учащихся, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. При этом материалы портфоло должны допускать проведение независимой внешней оценки, например при проведении аттестации педагогов. Это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.) и продуктов различных видов деятельности: как учебной (диагностические работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы, рефераты и т.д.), так и внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы), .
Рассмотрим что такое ПОРТФОЛИО. Подготовка рабочих материалов. Составление плана портфолио.
Оформление собственно папок. Информирование учащихся и их родителей о значимости портфолио и необходимости его ведения.( Памятки для родителей и для учеников) Приложение №2, №1 Учащиеся1 класса не умеют читать им нужна помощь родителей. Затем и памятки для детей.
Поговорим о личностных результатах. Как их измерять? Существуют критерии оценки личностных результатов. Составлены таблицы, анкеты, всевозможные опросники. Например:
«Букет первоклассника», «Дневник роста», «Оценка личностных результатов»
Чтобы проследить личностный рост ребенка, надо научить ребёнка самого анализировать. Это труднейшая работа, которая ведется с 1 класса, с первого урока.
В соответствии с требованиями ФГОС в Портфолио введены следующие разделы, которые помогают достижению личностных результатов.
УУД | Разделы Портфолио | |||
«Мой портрет» | «Мои документы» | «Мои работы» | «Мои достижения» | |
Личностные Смысловая линия «Я сам», «Я чувствую», «Моё отношение» | Автопортрет, «Моя семья», «Это я», «Мир моих увлечений», «Мой режим дня», анкеты, тесты, рисуночные анкеты, рисуночная схема «Дерево проблем.» | Анализ результатов участия в предметных олимпиадах, конкурсах, тестировании. Размышления над вопросами «Где я хочу и смогу поучаствовать?» «Что удалось, а что нет?» | Продукты творческой деятельности, отражающие информацию из схемы «Мир моих увлечений», «Мои самые важные поступки в школе и дома» | Самоанализ своих удач и поражений. Ответы на вопрос «Что я планировал и что у меня получилось?» Моё отношение к моим достижениям. |
Портфолио помогает нам в достижении личностных результатов:
поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной, в том числе самооценочной, деятельности учащихся;
формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
В состав портфолио включаются результаты достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной. коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной жизни, так и за её пределами. Всё составляющее портфолио могут быть оценено только качественно. Что оценивается: сформированность универсальных и предметных способов действий, сформированность основ умения учиться, и индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности.
Для эффективной работы учителю необходимо учитывать следующие рекомендации:
1. Содержит ли процесс обучения повторяющиеся требования одного типа, при выполнении которых может быть увиден прогресс? Ориентирован ли процесс обучения на способности? Есть ли возможность индивидуализировать процесс обучения и направить его на креативно-созидательный процесс, который ведет к появлению красивых продуктов? Можно ли выделить время для рефлексии или программа так забита, что все необходимо будет делать в спешке?
2. Есть ли у меня мотивация и возможности взять на себя много работы, но работы интересной? Есть ли у меня возможность так распланировать свое время, чтобы индивидуально консультировать учеников и давать краткие устные и письменные комментарии к их работам, собранным в портфолио?
3. Какие материалы из данного курса могут быть отобраны для портфолио? Какие я уже могу определить заранее, какие могут быть приложены по ходу дела, какие может определить сам ученик?
4. Какие сроки для вложения каких образцов нужно установить?
5. Какие указания к действию, образцы, критерии и точки зрения нужно сообщить ученику для того, чтобы он мог организовать и оценить свою работу?
6. Какие поводы должны быть, чтобы осуществлялся контроль и самооценка? Когда время для обратной связи, беседы и презентации портфолио?
7. Когда и как должен состояться отбор работ для портфолио?
8. Через какую форму презентации можно завершить обучение? Может ли быть сделана выставка или устроены чтения и т.п. ? Кого можно/следует пригласить (родителей, учащихся других классов)?
9. В конце четверти (учебного года) желательно обеспечить школьникам возможность представления портфолио своих достижений. Для этого необходимо оформить небольшой отзыв (рецензию) на портфолио школьника. Отзыв (рецензию) может составить любой преподаватель, работающий в данном классе. По итогам презентации портфолио может быть выдан сертификат, свидетельствующий об особых успехах и достижениях школьника.
Критерии достижения учащихся по которым я вместе с родительским комитетом определяем участников конкурса «Ученик года» в классе.
1.Наличие портфолио.
2.Учебное поле деятельности. Успешность в обучении.
3.Творческая индивидуальность.
4.Участие во внутришкольных мероприятиях.
5.Внеурочная деятельность.
6.Участие в жизни класса.
7.Участие в олимпиадах, проектах разного уровня.
8.Оценка своей деятельности
Школьный конкурс "Ученик года в классе"
Конкурс проводится в течение года и состоит из четырёх этапов:
1- этап отборочный: к участию в конкурсе допускаются все учащиеся, дети имеют возможность показать свои результаты работы по портфолио .;( на классных часах)
2- этап воспитательный: по результатам анкетирования одноклассников и моего отзыва(рецензии) портфолио, выявляются 6 участников с наибольшим уровнем воспитанности;
3- этап заключительный: проходит в виде эрудит-шоу, в течение которого выявляется» Ученик года» в классе
Цель: Выявление лучшего учащегося класса.
Задачи конкурса:
Образовательные:
Формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.
Воспитательные:
Развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся.
Воспитывать навыки творческого усвоения и применения знаний.
Развивать коммуникативные способности учащихся.
Развивать устную речь учащихся.
Развитие мышления:
Проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях.
Приложение 1
ПОРТФОЛИО
Памятка для учеников
Фамилия, имя
Учащегося ___ класса ___
_____ «Средней общеобразовательной школы___»
СОДЕРЖАНИЕ
Страницы раздела « Мой портрет»:
-Мой портрет (знакомьтесь: это – я)
-Место для фото (или автопортрета)
-Напиши о себе (как умеешь):
Меня зовут
Я родился (число, месяц, год)
Я живу в
Мой адрес________________
Моя семья________________
-Чем я люблю заниматься
-Я ученик
-Я могу делать
-Я хочу научиться в этом году…
-Я научусь в этом году
Составляется вместе с учителем на уроке | ||
Предмет | Чему научусь | Рисунок или пример |
Русский язык | ||
Литературное чтение | ||
Математика | ||
Окружающий мир |
-Я читаю
-Мой класс, мои друзья, мой первый учитель
-Мой распорядок дня
Время | Дела | Рисунок | |
Утро | |||
День | |||
Вечер |
-Я и мои друзья
Вопрос | Напиши | Нарисуй |
Чем я люблю заниматься? | ||
Какая игрушка у меня самая любимая? | ||
Сколько у меня друзей и как их зовут? | ||
Какой у меня самый любимый цвет? | ||
Какие поделки я очень хочу научиться мастерить? |
Страницы раздела «Мои документы»
-Правила поведения в школе
-Законы жизни класса
-Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения
-План-памятка «Решения задачи»
-Памятка «Как учить стихотворения»
-Памятка «Работа с тетрадью»
-Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)
-Памятка «Правила общения»
Раздел «Мои работы»
На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы, тесты ,комплексные работы,олимпиадные задания и т.д.
Страницы раздела «Мои достижения»
-Моя лучшая работа
-Задание, которое мне больше всего понравилось
-Я прочитал ….. книг
-Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
-Что я теперь умею, чего не умел раньше?
-Мои цели и планы на следующий учебный год:
-Чему я еще хочу научиться?
-Какие книги прочитать?
-Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
-Мои проекты
-Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)
Для того, чтобы твой портфолио не потерялся, рекомендуем оставлять его на хранение у учителя - предметника в доступном для тебя месте. В данный портфолио вкладывай копии документов и других материалов, а оригиналы сохраняй дома, возможно в “домашнем” портфолио. Копия портфолио необходима для того, чтобы заинтересованные в твоей успешности люди (учитель - предметник, родители, твои одноклассники) могли вместе с тобой отслеживать твою результативность и вносить необходимые коррекции в образовательный процесс.
Завершающим этапом твоей работы с данным документом должна стать презентация твоих достижений, во время которой ты должен продемонстрировать свои успехи и достижения. Ценность данного этапа в том, что ты представляешь себя именно через ту область, в которой ты действительно успешен - это может быть учеба, внеучебная деятельность и т.д. Помни, портфолио - это ТВОЙ документ, который призван помочь тебе увидеть свой труд на занятии, почувствовать себя успешным, подтвердить твои результаты, стать личностью в глазах близких и родным людей.
Если у тебя возникли вопросы по заполнению портфолио, обратись за консультацией к учителю.
Приложение 2
Памятка для родителей
Уважаемые родители!
Портфолио – это такая папка (портфель достижений), в которой собраны все достижения, успехи, мнения и творческие находки ученика.
1. Обговорите со своим ребёнком, где он хочет хранить материалы портфолио. Это может быть: обыкновенная папка-скоросшиватель, папка с файлами.
2. Договоритесь, что будет делать ваш ребёнок, а что будете делать вы, чтобы портфолио делалось вместе. Можно предложить, что ребёнок будет собирать материалы, а вы их будет складывать в папку. Приучайте ребёнка доводить начатое дело до конца, даже если придётся чем-то жертвовать.
3. Оформление папки начните с титульного листа: на нём фотография ребёнка (какая нравиться ему, а можно взять и не одну, а можно сделать коллаж под названием «Я расту», где ваш ребёнок соберёт фотографии и скомпонует их, чтобы оформить титульный лист.
4. Для начала определите, какие разделы «будут жить» в вашем портфолио. Мы предлагаем самые основные:
• «Мой портрет»
• «Мои документы»
• «Мои работы»
• «Мои достижения»
В эти разделы можно поместить свои отзывы, рассказы о себе и друзьях, фотографии с места событий, грамоты, благодарности, письма друзей, именинные медали, вообщем, всё, что относится к темам раздела.
5. Все разделы лучше сопровождать фотографиями, поэтому без вашей, Родители, помощи не обойтись!
6. Обсуждайте «пополняемость» портфолио с ребёнком, и не забывайте его хвалить, если портфолио постепенно пополняется.
7. Демонстрируйте достижения ребёнка, помогите ему составить презентацию своих достижений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Портфолио ученика как средство достижения личностных результатов младших школьников".
Государственный Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к результатам. Два из них (предметные и метапредметные) нам знакомы. Они включают в себя ЗУНы (знания, умения,...
Портфолио ученика как средство достижения личностных результатов мл.школьников
Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов мл.школьников....
«Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках по физической культуре как средство достижения личностных результатов, реализующая интеграцию начальной и основной ступени образования в условиях внедрения ФГОС»
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех ...
Формирование коммуникативных УУД как средство достижения личностных результатов.
В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Экономика стала очень динамичной. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войт...
Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников.
Портфолио отражает индивидуальные образовательные достижения и отслеживает личностный рост младшего школьника, динамику его продвижения в учебной и других видах деятельно...
Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников.
Статья будет полезна классным руководителям, учителям начальных классов, родителям и воспиателям.Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников....
Портфолио как оценка достижений личностных результатов школьников
Портфолио как оценка достижений личностных результатов школьников...