Портфолио-как средство достижения личностных результатов.
методическая разработка (3 класс) на тему

Гордиенко Наталья Ивановна

Портфолио- как средство достижения личностных результатов. Конкурс- "Ученик года" по итогам  работы за весь учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    МБОУ  «Бурлинская средняя общеобразовательная школа школа «

 Портфолио ученика, как средство   достижения личностных результатов    младших школьников.

                                                                  Подготовила учитель начальных классов

                                                                            Гордиенко Наталья Ивановна

                                               2015г.  Бурла

  Государственный  Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к результатам.  Два из них (предметные и метапредметные) нам знакомы. Они включают в себя ЗУНы (знания, умения, навыки) по предметам.

  А вот третий вид требований – к личностным результатам -  новый.  Под личностными результатами,  в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника, развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности, развитие системы  ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в  том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

  Чтобы оценить личностные результаты,  нужны новые подходы и новые технологии. Одной из таких  технологий  является – Портфолио.

Портфолио ученика – коллекция работ и результатов учащихся, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. При этом материалы портфоло должны допускать проведение независимой внешней оценки, например при проведении аттестации педагогов. Это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.) и продуктов различных видов деятельности:  как учебной (диагностические работы, оценочные листы,  исследовательские, проектные работы, рефераты и т.д.), так и внеурочной   (творческие  работы, презентации, фотоматериалы),   .

   Рассмотрим что такое ПОРТФОЛИО.    Подготовка рабочих материалов. Составление плана портфолио.

Оформление собственно папок. Информирование учащихся и их родителей о значимости портфолио и необходимости его ведения.( Памятки для родителей и для учеников)  Приложение №2, №1 Учащиеся1 класса не умеют читать им нужна помощь родителей. Затем и памятки для детей.

   Поговорим о личностных результатах. Как их измерять?  Существуют критерии оценки личностных результатов. Составлены таблицы, анкеты, всевозможные опросники.  Например:

«Букет первоклассника»,  «Дневник роста», «Оценка личностных результатов»

  Чтобы проследить личностный рост ребенка, надо научить ребёнка самого анализировать. Это труднейшая работа, которая ведется с 1 класса, с первого урока.

  В соответствии с требованиями ФГОС в Портфолио введены следующие разделы, которые помогают достижению личностных результатов.

УУД

Разделы Портфолио

«Мой      портрет»

«Мои документы»

«Мои       работы»

«Мои достижения»

Личностные

Смысловая линия

«Я сам», «Я чувствую», «Моё отношение»

Автопортрет, «Моя семья», «Это я», «Мир моих увлечений», «Мой режим дня», анкеты, тесты, рисуночные анкеты, рисуночная схема  «Дерево проблем.»

Анализ результатов участия в предметных  олимпиадах, конкурсах, тестировании. Размышления над вопросами «Где я хочу и смогу поучаствовать?» «Что удалось, а что нет?»

Продукты творческой деятельности, отражающие информацию из схемы «Мир моих увлечений», «Мои самые важные поступки в школе и дома»

Самоанализ своих удач и поражений. Ответы на вопрос «Что я планировал и что у меня получилось?»

Моё отношение к моим достижениям.

  Портфолио помогает нам в достижении личностных результатов:

                поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

                поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

                 развивать навыки рефлексивной и оценочной, в том числе самооценочной, деятельности учащихся;

                формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

                закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

В состав портфолио включаются  результаты достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной. коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной жизни, так и за её пределами. Всё составляющее портфолио могут быть оценено только качественно. Что оценивается:  сформированность универсальных и предметных способов действий, сформированность основ умения учиться, и индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности.

Для эффективной работы учителю необходимо учитывать следующие рекомендации:

1.  Содержит ли процесс обучения повторяющиеся требования одного типа, при выполнении которых может быть увиден прогресс? Ориентирован ли процесс обучения на способности? Есть ли возможность индивидуализировать процесс обучения и направить его на креативно-созидательный процесс, который ведет к появлению красивых продуктов? Можно ли выделить время для рефлексии или программа так забита, что все необходимо будет делать в спешке?

2. Есть ли у меня мотивация и возможности взять на себя много работы, но работы интересной? Есть ли у меня возможность так распланировать свое время, чтобы индивидуально консультировать учеников и давать краткие устные и письменные комментарии к их работам, собранным в портфолио?

3. Какие материалы из данного курса могут быть отобраны для портфолио? Какие я уже могу определить заранее, какие могут быть приложены по ходу дела, какие может определить сам ученик?

4. Какие сроки для вложения каких образцов нужно установить?

5. Какие указания к действию, образцы, критерии и точки зрения нужно сообщить ученику для того, чтобы он мог организовать и оценить свою работу?

6. Какие поводы должны быть, чтобы осуществлялся контроль и самооценка? Когда время для обратной связи, беседы и презентации портфолио?

7. Когда и как должен состояться отбор работ для портфолио?

8. Через какую форму презентации можно завершить обучение? Может ли быть сделана выставка или устроены чтения и т.п. ? Кого можно/следует пригласить (родителей, учащихся других классов)?

9. В конце четверти (учебного года) желательно обеспечить школьникам возможность представления портфолио своих достижений. Для этого необходимо оформить небольшой отзыв (рецензию) на портфолио школьника. Отзыв (рецензию) может составить любой преподаватель, работающий в данном классе. По итогам презентации портфолио может быть выдан сертификат, свидетельствующий об особых успехах и достижениях школьника.

Критерии достижения учащихся по которым я вместе с родительским комитетом определяем участников конкурса «Ученик года» в классе.

1.Наличие портфолио.

2.Учебное поле деятельности. Успешность в обучении.

3.Творческая индивидуальность.

4.Участие во внутришкольных мероприятиях.

5.Внеурочная деятельность.

6.Участие в жизни класса.

7.Участие в олимпиадах, проектах разного уровня.

8.Оценка своей деятельности

Школьный конкурс "Ученик года в классе"

Конкурс проводится в течение года и состоит из четырёх этапов:

1- этап отборочный: к участию в конкурсе допускаются все учащиеся,  дети имеют возможность показать свои результаты работы по портфолио .;( на классных часах)

2- этап воспитательный: по результатам анкетирования одноклассников и моего отзыва(рецензии)  портфолио, выявляются  6 участников с наибольшим уровнем воспитанности;

3- этап заключительный: проходит в виде эрудит-шоу, в течение которого выявляется» Ученик года» в  классе

Цель: Выявление лучшего учащегося класса.

Задачи конкурса:

Образовательные:

Формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.

Воспитательные:

Развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся.

Воспитывать навыки творческого усвоения и применения знаний.

Развивать коммуникативные способности учащихся.

Развивать устную речь учащихся.

Развитие мышления:

Проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях.

Приложение 1

ПОРТФОЛИО

Памятка для учеников

Фамилия, имя

Учащегося ___ класса ___  

_____ «Средней общеобразовательной школы___»

СОДЕРЖАНИЕ

Страницы раздела « Мой портрет»:

-Мой портрет (знакомьтесь: это – я)

-Место для фото (или автопортрета)

-Напиши о себе (как умеешь):

        Меня зовут                         

        Я родился                                  (число, месяц, год)

        Я живу в                                

        Мой адрес________________

        Моя семья________________

-Чем я люблю заниматься

-Я ученик

-Я могу делать

-Я хочу научиться в этом году…

-Я научусь в этом году

Составляется вместе с учителем на уроке

Предмет

Чему научусь

Рисунок или пример

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

-Я читаю

-Мой класс, мои друзья, мой первый учитель

-Мой распорядок дня

Время

Дела

Рисунок

Утро

День

Вечер

-Я и мои друзья

Вопрос

Напиши

Нарисуй

Чем я люблю заниматься?

Какая игрушка у меня самая любимая?

Сколько у меня друзей и как их зовут?

Какой у меня самый любимый цвет?

Какие поделки я очень хочу научиться мастерить?

Страницы раздела «Мои документы»

-Правила поведения в школе

-Законы жизни класса

-Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения

-План-памятка «Решения задачи»

-Памятка «Как учить стихотворения»

-Памятка «Работа с тетрадью»

-Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)

-Памятка «Правила общения»

Раздел «Мои работы»

На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы, тесты ,комплексные работы,олимпиадные задания и т.д.

Страницы раздела «Мои достижения»

-Моя лучшая работа

-Задание, которое мне больше всего понравилось

-Я прочитал ….. книг

-Что я теперь знаю, чего не знал раньше?

-Что я теперь умею, чего не умел раньше?

-Мои цели и планы на следующий учебный год:

-Чему я еще хочу научиться?

-Какие книги прочитать?

-Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях

-Мои проекты

-Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)

Для того, чтобы твой портфолио не потерялся, рекомендуем оставлять его на хранение у учителя - предметника в доступном для тебя месте. В данный портфолио вкладывай копии документов и других материалов, а оригиналы сохраняй дома, возможно в “домашнем” портфолио. Копия портфолио необходима для того, чтобы заинтересованные в твоей успешности люди (учитель - предметник, родители, твои одноклассники) могли вместе с тобой отслеживать твою результативность и вносить необходимые коррекции в образовательный процесс.

Завершающим этапом твоей работы с данным документом должна стать презентация твоих достижений, во время которой ты должен продемонстрировать свои успехи и достижения. Ценность данного этапа в том, что ты представляешь себя именно через ту область, в которой ты действительно успешен - это может быть учеба, внеучебная деятельность и т.д. Помни, портфолио - это ТВОЙ документ, который призван помочь тебе увидеть свой труд на занятии, почувствовать себя успешным, подтвердить твои результаты, стать личностью в глазах близких и родным людей.

Если у тебя возникли вопросы по заполнению портфолио, обратись за консультацией к учителю.

Приложение 2

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

Портфолио – это такая папка (портфель достижений), в которой собраны все достижения, успехи, мнения и творческие находки ученика.

1.        Обговорите  со своим ребёнком, где он хочет хранить материалы портфолио. Это может быть: обыкновенная папка-скоросшиватель, папка с файлами.

2.        Договоритесь, что будет делать ваш ребёнок, а что будете делать вы, чтобы портфолио делалось вместе. Можно предложить, что ребёнок будет собирать материалы, а вы их  будет складывать в папку.  Приучайте ребёнка доводить начатое дело до конца, даже если придётся чем-то жертвовать.

3.        Оформление папки начните с титульного листа: на нём фотография ребёнка (какая нравиться ему, а можно взять и не одну, а можно сделать коллаж под названием «Я расту», где ваш ребёнок соберёт фотографии и скомпонует  их, чтобы оформить титульный лист.

4.        Для начала определите,  какие разделы  «будут жить» в вашем портфолио. Мы предлагаем самые основные:

•        «Мой портрет»

•        «Мои документы»

•        «Мои работы»

•        «Мои достижения»

В эти разделы можно поместить свои отзывы, рассказы о себе и друзьях, фотографии с места событий, грамоты, благодарности, письма друзей, именинные медали, вообщем, всё, что относится к темам раздела.

5.        Все разделы лучше сопровождать фотографиями, поэтому без вашей, Родители, помощи не обойтись!

6.        Обсуждайте «пополняемость» портфолио с ребёнком, и не забывайте его хвалить, если портфолио постепенно пополняется.

7.        Демонстрируйте достижения ребёнка, помогите ему составить презентацию своих достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Портфолио ученика как средство достижения личностных результатов младших школьников".

Государственный  Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к результатам.  Два из них (предметные и метапредметные) нам знакомы. Они включают в себя ЗУНы (знания, умения,...

Портфолио ученика как средство достижения личностных результатов мл.школьников

Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов мл.школьников....

«Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках по физической культуре как средство достижения личностных результатов, реализующая интеграцию начальной и основной ступени образования в условиях внедрения ФГОС»

      Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех ...

Формирование коммуникативных УУД как средство достижения личностных результатов.

В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Экономика стала очень динамичной. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войт...

Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников.

Портфолио отражает  индивидуальные  образовательные   достижения и отслеживает личностный рост младшего школьника,  динамику его продвижения в учебной и других видах деятельно...

Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников.

Статья будет полезна классным руководителям, учителям начальных классов, родителям и воспиателям.Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников....

Портфолио как оценка достижений личностных результатов школьников

Портфолио как оценка достижений личностных результатов школьников...