Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Наш край" 2 класс (краеведение)
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа включает занятия теоретичесого и практического содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._nash_kray._2_klass.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Наш край» составлена в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования .
Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается
повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-
нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие
обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и
духовной жизни его родного края».
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения
учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских
позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном,
эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между
учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные
ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера,
мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных
ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего
поколения начинается с ощущения родного города, родной земли. Материал по
краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в
нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.
Программа адаптирована к местным условиям, модифицирована за счет введения
местного краеведческого материала. Содержание данного курса направлено на формирование
ценностно-мировоззренческой, социальной, коммуникативной, познавательной,
информационной, рефлексивной компетентностей.
Экскурсионная практика предполагает проведение очных и заочных экскурсий, в ходе
которых учащиеся выполняют задания, а по результатам их выполнения представляют
творческий отчет. В ходе экскурсионной практики учащиеся развивают наблюдательность,
такие исследовательские умения, как умение сравнивать, устанавливать причинно-
следственные связи, умение делать выводы.
Практика творческой деятельности основана на использовании занятий в форме ролевой
игры, выполнении творческих проектов.
Занятия призваны дать достаточно полное и целостное представление об историческом
прошлом родного края и его настоящем.
Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации
учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со
всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными
пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами
телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной
литературой.
Цели программы «Наш край»:
- Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего,
любящего свой город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад
своей малой родины в жизнь огромного государства.
- Воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего
принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.
- Воспитание духовно - нравственной личности.
Задачи:
- Ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью
населения Ярославской области, родного города Ярославля, участием и значением
родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни России.
- Развитие гражданских качеств личности младшего школьника; его патриотического
отношения к России и своему городу; формирование личностно-ценностного отношения и
побуждение деятельной любви к родному месту проживания.
- Укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни
своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между
представителями разных поколений.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся.
- Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в
повседневной жизни.
- Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения
поиска и работы с информацией.
- Ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять
данную технологию в самостоятельной работе.
Данная программа дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем,
глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к
исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую ценность,
принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности.
Программа способствует осуществлению одной из важнейших задач образования:
введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с
которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному
отношению к природному и духовному наследию родного края.
Успешность деятельности определяется методами мотивации, используемыми учителем. Это
социальные, эмоциональные, познавательные, волевые методы.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час занятий в неделю,
Основные виды деятельности:
проведение викторин, выставок рисунков, поделок, фотографий, сбор гербария,
создание проектов, проведение исследований, написание мини-сочинений, мини-газет,
создание электронных презентаций,
участие в акциях по сохранению природы родного края,
коллективно-творческие дела.
Формы проведения:
рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
экскурсия; поездка,
практическое занятие, викторина, консультация
проблемная лекция
Формы контроля:
Основные формы контроля:
Непосредственное участие младших школьников в:
- праздниках;
- конкурсах;
- олимпиадах;
- концертах;
- социальных проектах ( коллективных творческих делах)
Устные выступления учащихся (подготовка сообщений и выступления с докладом).
Анализ продуктов творческой деятельности ребенка.
Основным критерием результативности занятий по внеурочной деятельности «Наш край»
выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного
отношения к истории, культуре и традициям малой родины, показателями которого можно
считать:
- наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия;
активная познавательная позиция младшего школьника; участие в различных проектах,
конференциях, исследованиях, конкурсах;
- широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции
ребенка);
- овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного
края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности,
сочинительством)
- овладение опытом исследовательской и проектной деятельности
Планируемые результаты реализации программы:
- организация гарантированного непрерывного процесса получения, расширения и углубления
знаний об окружающем мире, осуществляющаяся во внеурочной деятельности;
- интегрированность общего и дополнительного образования на основе комплексного изучения
родного края;
- получение каждым учащимся необходимого объёма знаний о родном крае;
- создание комплексной системы внеклассной работы по развитию и реализации интересов
учащихся в различных направлениях краеведческой деятельности;
- создание условий для развития ключевых компетентностей школьников
- отражение результатов исследовательской и поисковой деятельности в печатных и цифровых
формах организации краеведческих материалов;
- приобретение опыта участия в краеведческих конкурсах и конференциях;
- реализация социально-экологических проектов.
- духовно – нравственное развитие личности
Личностными результатами изучения являются:
установка на поиск решения проблем;
критичность;
развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками при постановке и решении
учебных, конкретно-практических и проектных задач, умение не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметными результатами изучения являются:
способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
способность осуществлять информационный поиск;
способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях;
основы умения учиться: различать известное и неизвестное, критериально и содержательно
оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно
совершенствовать предметные умения, делать запрос к различным источникам информации;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в
сообществах разного типа;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Коммуникативными результатами являются:
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
-задавать вопросы;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Тематическое планирование и виды учебной деятельности:
Дата | №п.п. | Тема занятия | Виды учебной деятельности | |
Тема 1. Наша Родина – Россия. | ||||
1. | Наша Родина Россия. Путешествие по карте России. | Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся – тест. | ||
2. | История флага России. | |||
3. | История российского герба. | |||
Тема 2. Страницы истории родного края. | ||||
4. | Славяне. Народные верования. Языческие праздники и обряды. | Проект | ||
5. | Князь Ярослав Мудрый – основатель нашего города. | Беседа с показом презентации. | ||
6. | Экскурсия в музей истории города. | Экскурсия | ||
7. | Грозные дни монголо-татарского нашествия. | Беседа с показом Презентации.э | ||
8. | Викторина «По страницам истории родного края». | Викторина | ||
Тема 3. Традиции моего края. | ||||
9. | Понятие о фольклоре, его жанры. | Исследовательская и практическая деятельность. | ||
10. | Народы, населяющие нашу область. | |||
11. | Многообразие культуры народов, населяющих нашу область. | |||
12. | Старинная русская изба. | Конкурс рисунков. | ||
13. | Традиционный русский костюм: из чего состояла одежда сельчан в разное время (украшения, верхняя одежда, мода, традиции). | Конкурс рисунков | ||
14. | Старинные детские игры | Исследовательская и практическая деятельность. | ||
15. | Итоговое занятие праздник «Посиделки». | Выступления детей. | ||
Тема 4. Я и моя семья. | ||||
16. | История старинной фотографии моих предков. | Фотовыставка | ||
17. | Мои родные в годы Великой Отечественной войны. | Фотовыставка, выступления детей | ||
Тема 5. В гармонии с природой. | ||||
18. | Многообразие животных родного края. | Конкурсы сочинений. Мини-проекты, оформление альбома. | ||
19. | Какие рыбы встречаются в водоёмах края. | |||
20. | Всемирный день защиты животных. | |||
21. | Экскурсия в музей природы. | Экскурсия. | ||
22. | Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. | Конкурсы сочинений. Мини-проекты, оформление альбома. | ||
23. | Грибы ядовитые и съедобные. | |||
24. | Отрицательное воздействие человека на природу. | |||
25. | Предприятия города. Значение для края и страны. Профессии наших родителей. | Исследовательская работа. Знакомство с предприятиями города. Их роль в экономике страны. Познакомить с продукцией предприятий. Рассказы учащихся со слов родителей. Демонстрация продукции предприятий города, области. | ||
26. | Предприятия области. Значение для края и страны. Профессии наших родителей. | |||
27. | Великая Отечественная война в истории нашего края. | Исследовательская работа (подборка литературы, сбор информации, подготовка сообщений о Великой Отечественной войне в истории нашего края). Практическая работа: обобщение и оформление материала. Рассказ. Беседа с показом презентации. Конкурс исследовательских работ. | ||
28. | Люди нашего края в годы Великой Отечественной войны. | Проектная работа (сбор информации о родственниках, участвовавших в становлении области, подготовка сообщений, оформление материала в газете). Создание и защита собственного проекта | ||
29. | Достопримечательности нашего города. | Выставка фотографий города старого и нового. Рассматривание и обсуждение. Беседа с показом презентации. Организация выставки фотографий. | ||
30. | Ярославль - мой любимый город. | Продолжить знакомство и углубить знания учащихся об истории города, в котором они живут. Конкурс рисунков «Мой любимый уголок города» Беседа с показом презентации. Викторина. Практическая работа: конкурс рисунков | ||
31. | Ярославский край в творчестве Н.А. Некрасова. Усадьба в Карабихе. | Беседа с показом презентации. Чтение поэмы «Дед Мазай и зайцы». | ||
32. | Известные спортсмены, музыканты, художники Ярославской области. | Исследовательская работа (подборка литературы, сбор информации, подготовка сообщений) | ||
33. | Культурные и образовательные центры нашего города. | Беседа с показом презентации. Практическая работа: конкурс рисунков | ||
34. | Путешествие по Золотому кольцу. | Беседа с показом презентации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...
Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Программа курса «Дети Отечества»
В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личн...
Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Наш край" (краеведение).
Программа расчитана на детей 7-8 лет (1 класс)....
Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"
Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деят...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие
Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно - нравственной направленности «Капелька доброты» класс 1
Практическая значимость заключается в том, что занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения....