Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Наш край" 2 класс (краеведение)
рабочая программа (2 класс) на тему

Программа включает занятия теоретичесого и практического содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma._nash_kray._2_klass.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Наш край» составлена в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования .

Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается

повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-

нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного

развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие

обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и

духовной жизни его родного края».

Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения

учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских

позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном,

эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между

учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные

ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера,

мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных

ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего

поколения начинается с ощущения родного города, родной земли. Материал по

краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в

нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.

Программа адаптирована к местным условиям, модифицирована за счет введения

местного краеведческого материала. Содержание данного курса направлено на формирование

ценностно-мировоззренческой, социальной, коммуникативной, познавательной,

информационной, рефлексивной компетентностей.

Экскурсионная практика предполагает проведение очных и заочных экскурсий, в ходе

которых учащиеся выполняют задания, а по результатам их выполнения представляют

творческий отчет. В ходе экскурсионной практики учащиеся развивают наблюдательность,

такие исследовательские умения, как умение сравнивать, устанавливать причинно-

следственные связи, умение делать выводы.

Практика творческой деятельности основана на использовании занятий в форме ролевой

игры, выполнении творческих проектов.

Занятия призваны дать достаточно полное и целостное представление об историческом

прошлом родного края и его настоящем.

Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации

учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со

всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными

пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами

телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной

литературой.

Цели программы «Наш край»:

  • Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего,

любящего свой город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад

своей малой родины в жизнь огромного государства.

  • Воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего

принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.

  • Воспитание духовно - нравственной личности.

Задачи:

  • Ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью

населения Ярославской области, родного города Ярославля, участием и значением

родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни России.

  • Развитие гражданских качеств личности младшего школьника; его патриотического

отношения к России и своему городу; формирование личностно-ценностного отношения и

побуждение деятельной любви к родному месту проживания.

  • Укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни

своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между

представителями разных поколений.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

учащихся.

  • Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в

повседневной жизни.

  • Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения

поиска и работы с информацией.

  • Ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять

данную технологию в самостоятельной работе.

Данная программа дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем,

глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к

исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую ценность,

принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности.

Программа способствует осуществлению одной из важнейших задач образования:

введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с

которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному

отношению к природному и духовному наследию родного края.

Успешность деятельности определяется методами мотивации, используемыми учителем. Это

социальные, эмоциональные, познавательные, волевые методы.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час занятий в неделю,

Основные виды деятельности:

проведение викторин, выставок рисунков, поделок, фотографий, сбор гербария,

создание проектов, проведение исследований, написание мини-сочинений, мини-газет,

создание электронных презентаций,

участие в акциях по сохранению природы родного края,

коллективно-творческие дела.

Формы проведения:

рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,

экскурсия; поездка,

практическое занятие, викторина, консультация

проблемная лекция

Формы контроля:

Основные формы контроля:

Непосредственное участие младших школьников в:

- праздниках;

- конкурсах;

- олимпиадах;

- концертах;

- социальных проектах ( коллективных творческих делах)

Устные выступления учащихся (подготовка сообщений и выступления с докладом).

Анализ продуктов творческой деятельности ребенка.

Основным критерием результативности занятий по внеурочной деятельности «Наш край»

выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного

отношения к истории, культуре и традициям малой родины, показателями которого можно

считать:

- наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия;

активная познавательная позиция младшего школьника; участие в различных проектах,

конференциях, исследованиях, конкурсах;

- широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции

ребенка);

- овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного

края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности,

сочинительством)

- овладение опытом исследовательской и проектной деятельности

Планируемые результаты реализации программы:

- организация гарантированного непрерывного процесса получения, расширения и углубления

знаний об окружающем мире, осуществляющаяся во внеурочной деятельности;

- интегрированность общего и дополнительного образования на основе комплексного изучения

родного края;

- получение каждым учащимся необходимого объёма знаний о родном крае;

- создание комплексной системы внеклассной работы по развитию и реализации интересов

учащихся в различных направлениях краеведческой деятельности;

- создание условий для развития ключевых компетентностей школьников

- отражение результатов исследовательской и поисковой деятельности в печатных и цифровых

формах организации краеведческих материалов;

- приобретение опыта участия в краеведческих конкурсах и конференциях;

- реализация социально-экологических проектов.

- духовно – нравственное развитие личности

Личностными результатами изучения являются:

установка на поиск решения проблем;

критичность;

развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками при постановке и решении

учебных, конкретно-практических и проектных задач, умение не создавать конфликтов и

находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметными результатами изучения являются:

способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;

способность осуществлять информационный поиск;

способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях;

основы умения учиться: различать известное и неизвестное, критериально и содержательно

оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно

совершенствовать предметные умения, делать запрос к различным источникам информации;

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в

сообществах разного типа;

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Коммуникативными результатами являются:

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Тематическое планирование и виды учебной деятельности:

Дата

№п.п.

Тема занятия

Виды учебной деятельности

Тема 1. Наша Родина – Россия.

1.

Наша Родина Россия. Путешествие по карте России.

Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся – тест.

2.

История флага России.

3.

История российского герба.

Тема 2. Страницы истории родного края.

4.

Славяне. Народные верования. Языческие праздники и обряды.

Проект

5.

Князь Ярослав Мудрый – основатель нашего города. 

Беседа с показом

презентации.

6.

Экскурсия в музей истории города.

Экскурсия

7.

Грозные дни монголо-татарского нашествия.

Беседа с показом

Презентации.э

8.

Викторина «По страницам истории родного края».

Викторина

Тема 3. Традиции моего края.

9.

Понятие о фольклоре, его жанры.

Исследовательская и практическая деятельность.

10.

Народы, населяющие нашу область.

11.

Многообразие культуры народов, населяющих нашу область.

12.

Старинная русская изба.

Конкурс рисунков.

13.

Традиционный русский костюм: из чего состояла одежда сельчан в разное время (украшения, верхняя одежда, мода, традиции).

Конкурс рисунков

14.

Старинные детские игры

Исследовательская и практическая деятельность.

15.

Итоговое занятие праздник «Посиделки».

Выступления детей.

Тема 4. Я и моя семья.

16.

История старинной фотографии моих предков.

Фотовыставка

17.

Мои родные в годы Великой Отечественной войны.

Фотовыставка, выступления детей

Тема 5. В гармонии с природой.

18.

Многообразие животных родного края.

Конкурсы сочинений. Мини-проекты, оформление альбома.

19.

Какие рыбы встречаются в водоёмах края.

20.

Всемирный день защиты животных.

21.

Экскурсия в музей природы.

Экскурсия.

22.

Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения.

Конкурсы сочинений. Мини-проекты, оформление альбома.

23.

Грибы ядовитые и съедобные.

24.

Отрицательное воздействие человека на природу.

25.

Предприятия города.

Значение для края и

страны.

Профессии наших

родителей.

Исследовательская работа.

Знакомство с предприятиями

города. Их роль в экономике

страны. Познакомить с

продукцией предприятий.

Рассказы

учащихся со слов

родителей.

Демонстрация

продукции

предприятий города, области.

26.

Предприятия области.

Значение для края и

страны.

Профессии наших

родителей.

27.

Великая Отечественная

война в истории нашего

края.

Исследовательская работа

(подборка литературы, сбор

информации, подготовка

сообщений о Великой

Отечественной войне в

истории нашего края).

Практическая работа:

обобщение и оформление

материала.

Рассказ.

Беседа с показом

презентации.

Конкурс

исследовательских

работ.

28.

Люди нашего края в годы Великой Отечественной войны.

Проектная работа (сбор

информации о родственниках,

участвовавших в становлении

области, подготовка

сообщений, оформление

материала в газете).

Создание и защита

собственного проекта

29.

Достопримечательности

нашего города.

Выставка фотографий города

старого и нового.

Рассматривание и обсуждение.

Беседа с показом

презентации.

Организация выставки

фотографий.

30.

Ярославль - мой любимый

город.

Продолжить знакомство и

углубить знания учащихся об

истории города, в котором

они живут. Конкурс рисунков

«Мой любимый уголок

города»

Беседа с показом

презентации.

Викторина.

Практическая работа:

конкурс рисунков

31.

Ярославский край в творчестве Н.А. Некрасова. Усадьба в Карабихе.

Беседа с показом

презентации.

Чтение поэмы «Дед Мазай и зайцы».

32.

Известные спортсмены, музыканты, художники Ярославской  области.

Исследовательская работа

(подборка литературы, сбор

информации, подготовка

сообщений)

33.

Культурные и образовательные центры нашего города.

Беседа с показом

презентации.

Практическая работа:

конкурс рисунков

34.

Путешествие по Золотому кольцу.

Беседа с показом

презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Программа курса «Дети Отечества»

       В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личн...

Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"

Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления  кружка «Этика: азбука добра» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деят...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно - нравственной направленности «Капелька доброты» класс 1

Практическая значимость заключается в том, что занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения....