Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"
рабочая программа (4 класс) на тему

Сысуева Яна Николаевна

Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_nravstvennosti.docx39.24 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

 «Уроки нравственности,

или Что такое хорошо и что такое плохо»

(духовно-нравственное направление)

              Программа кружка «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо» в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного  стандарта начального общего образования(Утверждён приказом Минобрнауки от 17 декабря 201 г № 1897), Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, требований к результатам освоения ООП НОО, программы универсальных учебных действий (УУД),планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей , с использованием авторской программы Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности», утверждённой Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе авторской программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности».

I.Пояснительная записка

Кружок «Уроки нравственности» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления

ФГОС второго поколения формулируют основную педагогическую цель-воспитание нравственного, ответственного,  инициативного и компетентного гражданина России. В словесном портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение, выполнять правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих»

  Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё  пережитое в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе происходит формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

II.Общая характеристика предмета

Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.  Данный курс поможет, открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных  ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения  через систему ценностно-ориентированных занятий, знакомящих учащихся с понятиями того «что такое хорошо и что такое плохо».

Отличительная особенность от других программ являются то, что каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования  познавательной и творческой активности учащихся

Формы и методы преподавания

Основные формы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная

Основные технологии: игровая, технология проблемного обучения, объяснительно – иллюстративна

Методы обучения: наглядные, словесные, практические

III Описание места предмета в учебном плане

Данная программа ориентирована  на учащихся 10-11 лет (4 класс). Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности 1 час в неделю и рассчитана на 34 часа

IV. Описание ценностных ориентиров программы

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. 

Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип.

Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации).

Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения.

В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. 

В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. 

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

V. Личностные . метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ.
  • становление      гуманистических       и      демократических    ценностных      ориентации многонационального российского общества;
  • формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-воспитание   художественно-эстетического   вкуса, эстетических  потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной дельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

-развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных         социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных   ситуаций,

-умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

-наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметными     результатами     является     формирование     регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-овладение способностью принимать   и   сохранять   цели   и   задачи внеурочной дельности, поиска средств её осуществления;

-формирование   умения   планировать, контролировать   и   оценивать   учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять эффективные способы достижения результата;

-проводить хронометраж дня. анализировать свой распорядок дня, корректировать, оценивать свои действия во время уроков, дежурств;

-формирование     умения     понимать     причины    успеха/неуспеха    внеурочной     деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД:

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и   задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами и составления текстов в устной и письменной формах;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

овладение логическими действиями   сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей;

-использование в речи вежливых слов;

-высказывание предположений о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни героев произведений):

-создание    по    иллюстрации    словесного    портрета    героя;

 -оценивание    характера    общения (тон, интонацию, лексику),    

-поведения    в общественных местах;

-правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

-оценивание своего поведение и поведения окружающих (на уроке, на перемене)

-воспроизведение основных требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях:

-оценивание внешнего вида человека:

-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях     и     интерпретации     информации     в     соответствии     с коммуникативными и познавательными задачами;

Коммуникативные УУД:

-активное   использование речевых   средств для решения коммуникативных     и познавательных задач;

- использование доброжелательного тона в общении;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение   договариваться   о   распределении   ролей   в   совместной   деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

-осознание   целостности   окружающего   мира, освоение   элементарных   правил нравственного   поведения   в   мире   природы   и   людей, норм   здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-освоение доступных способов изучения общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

-развитие   навыков   устанавливать   и   выявлять   причинно-следственные связи   в окружающем мире.

VI.Содержание программы

Цикл «Я и школа» (1 ч) С днём знаний!

Цикл «Я и природа» (6 ч) Осенняя сказка. Экологическая карусель. Станем друзьями природы. Путешествие капельки. Полюбуйся, весна наступает… Здравствуй, первый листок!

Цикл «Я и семья» (2 ч)  Семейный калейдоскоп. Наши бабушки

Цикл «Я и окружающие» (16 ч) И это тоже я! О профессиях и трудолюбии. В который раз о дружбе… Накануне новогодних праздников. О рыцарстве. День рождения старой ели. О совести. Учимся быть щедрыми. Настроение. Приглашение к разговору. Игры в самих себя. Живи, не требуя награды… Покуда сердца стучаться…

Цикл «Я и здоровье» (4 ч) Мы за здоровый образ жизни. Будь здоров! О вреде курения. Секреты здоровья

Цикл «Я и книга» (1 ч) Сказки Г.Х. Андерсена

Цикл «Я и животные» (1 ч) Кошки

VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности

Цикл

Часы

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Я и школа

1

Анализировать и оценивать  свои и чужие  успехи и неудачи в общении

стимулировать познавательную активность;

способствовать эффективному сотрудничеству в коллективе;

вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к людям, непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях

2

Я и природа

6

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

3

Я и семья

2

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать

высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

 высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный)

4

Я и окружающие

16

осмыслить сущность понятия «доброжелательность», углубить знания учащихся о таких понятиях как доброжелательность, человечность, милосердие, доброта, порядочность, чуткость и т. д.;

учить учащихся рассуждать, задавать вопросы, умению слушать и слышать друг друга, обоснованно строить свои ответы

5

Я и здоровье

4

стремиться к здоровому образу жизни;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

6

Я и книга

4

Оценивать себя как читателя

создавать условия для использования полученных знаний и умений на занятиях для самостоятельного чтения и работы с книгой

7

Я и животные

1

развивать  внимание, память, мышление;

прививать любовь к животным;

воспитывать доброжелательность, навыки  сотрудничества

                           

                   

 Планируемые результаты освоения курса

В результате прохождения программного материала к концу 4-го класса обучающиеся должны иметь:

  • систему нравственных качеств и этическое сознание;
  • потребность в самовоспитании и саморазвитии;
  • чувство уважения к правам и обязанностям человека;
  • чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
  • ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
  • ценностное отношение к природе, окружающей среде
  • потребность в чтении художественной литературы

Требования к оценке знаний учащихся

Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения   программ занятий внеурочной деятельности не предусматриваются. Внеурочная деятельность подразумевает   безотметочные занятия, объектом оценивания становится духовно-нравственное развитие личности ребенка, воспитание потребности к личностному развитию, применения полученных знаний в самостоятельной деятельности, воспитание нравственных чувств и трудолюбия, развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.  Но это не означает, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний учащимися. Поскольку этот процесс индивидуален, необходимы формы контроля, позволяющие предусматривать проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по программе, во-вторых, глубину сформированности учебных умений.

Оценка должна решать, как минимум, две основные задачи:

  • подведение итогов работы;
  • сравнение (с самим собой и другими)

Подходы к оцениванию могут быть представлены следующим образом:

  • вербальное поощрение, похвала,
  • одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности
  • использование технологии портфолио.

Составление портфеля творческих работ и достижений ученика позволит учащимся производить самооценку своей деятельности, самопроверку своих действий по овладению учебным материалом.

Одним из способов оценивания учеником своей деятельности и учителем их учебных результатов может являться систематическое обращение к материалам предлагаемых заданий: учащиеся под руководством учителя формулируют в начале занятия его задачи и анализируют в конце достижение (или недостижение) предполагаемых результатов.

При работе в парах или группах важна качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга, например, в виде создания и презентации творческих проектов. Ученики должны быть ориентированы в большей степени на самооценку, оценка учителем осуществляется в диалоге с учеником, она может быть изменена и уточнена. Педагог, в конечном счете, работает со шкалой требований к качеству обучения, приучая детей самостоятельно определять, какое умение нужно сформировать для решения конкретной содержательной или методической задачи.

Итогом оценки деятельности всей работы может стать проведение в конце учебного года праздника «Мой добрый Волшебник».

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

п/п

Авторы

Название

Год издания

1

Л. В. Мищенкова

Курс «воспитание нравственных качеств» уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» рабочие программы 4 класс

2015

Москва «Рост»

2

Л. В. Мищенкова

Курс «воспитание нравственных качеств» уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» методическое пособие для учителя

2015

Москва «Рост»

3

Л. В. Мищенкова

Курс «воспитание нравственных качеств» уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» рабочая тетрадь в двух частях

2013 Москва «Рост»

4

Интернет ресурсы    

Список литературы 

  1. Агеева И.Д. На ошибках учатся. ПедСовет, № 11, 2004.
  2. Беденко М. Ну, очень задачник. – Киев: А.С.К., 1996.
  3. Булдаков С.В. Загадки. ПедСовет, № 11, 2003.
  4. Бурова И. Герои любимых сказок приглашают к чтению. – М.: Издательский дом «Нева», ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002.
  5. Остер Г. Задачник. – М.: РОСМЭН, 1996.
  6. ПОЧЕМУЧКА. – М.: Педагогика-пресс, 1992.
  7. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: (Электронный документ). Режим доступа:http://window.edu.ru
  8. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: (Электронный документ). Режим доступа:http://school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Дорогою добра"

  Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкрети...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Программа курса «Дети Отечества»

       В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления  кружка «Этика: азбука добра» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деят...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление)

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников....