Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_nravstvennosti.docx | 39.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Уроки нравственности,
или Что такое хорошо и что такое плохо»
(духовно-нравственное направление)
Программа кружка «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо» в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования(Утверждён приказом Минобрнауки от 17 декабря 201 г № 1897), Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, требований к результатам освоения ООП НОО, программы универсальных учебных действий (УУД),планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей , с использованием авторской программы Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности», утверждённой Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе авторской программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности».
I.Пояснительная записка
Кружок «Уроки нравственности» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления
ФГОС второго поколения формулируют основную педагогическую цель-воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В словесном портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение, выполнять правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих»
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе происходит формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
II.Общая характеристика предмета
Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. Данный курс поможет, открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения через систему ценностно-ориентированных занятий, знакомящих учащихся с понятиями того «что такое хорошо и что такое плохо».
Отличительная особенность от других программ являются то, что каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности учащихся
Формы и методы преподавания
Основные формы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная
Основные технологии: игровая, технология проблемного обучения, объяснительно – иллюстративна
Методы обучения: наглядные, словесные, практические
III Описание места предмета в учебном плане
Данная программа ориентирована на учащихся 10-11 лет (4 класс). Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности 1 час в неделю и рассчитана на 34 часа
IV. Описание ценностных ориентиров программы
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал.
Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип.
Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации).
Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения.
В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания.
В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
V. Личностные . метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ.
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной дельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,
-умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
-наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной дельности, поиска средств её осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять эффективные способы достижения результата;
-проводить хронометраж дня. анализировать свой распорядок дня, корректировать, оценивать свои действия во время уроков, дежурств;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха внеурочной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД:
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами и составления текстов в устной и письменной формах;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей;
-использование в речи вежливых слов;
-высказывание предположений о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни героев произведений):
-создание по иллюстрации словесного портрета героя;
-оценивание характера общения (тон, интонацию, лексику),
-поведения в общественных местах;
-правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
-оценивание своего поведение и поведения окружающих (на уроке, на перемене)
-воспроизведение основных требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях:
-оценивание внешнего вида человека:
-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
Коммуникативные УУД:
-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование доброжелательного тона в общении;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
-осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
VI.Содержание программы
Цикл «Я и школа» (1 ч) С днём знаний!
Цикл «Я и природа» (6 ч) Осенняя сказка. Экологическая карусель. Станем друзьями природы. Путешествие капельки. Полюбуйся, весна наступает… Здравствуй, первый листок!
Цикл «Я и семья» (2 ч) Семейный калейдоскоп. Наши бабушки
Цикл «Я и окружающие» (16 ч) И это тоже я! О профессиях и трудолюбии. В который раз о дружбе… Накануне новогодних праздников. О рыцарстве. День рождения старой ели. О совести. Учимся быть щедрыми. Настроение. Приглашение к разговору. Игры в самих себя. Живи, не требуя награды… Покуда сердца стучаться…
Цикл «Я и здоровье» (4 ч) Мы за здоровый образ жизни. Будь здоров! О вреде курения. Секреты здоровья
Цикл «Я и книга» (1 ч) Сказки Г.Х. Андерсена
Цикл «Я и животные» (1 ч) Кошки
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности
№ | Цикл | Часы | Основные виды учебной деятельности учащихся |
1 | Я и школа | 1 | Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении стимулировать познавательную активность; способствовать эффективному сотрудничеству в коллективе; вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к людям, непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях |
2 | Я и природа | 6 | проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
3 | Я и семья | 2 | участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный) |
4 | Я и окружающие | 16 | осмыслить сущность понятия «доброжелательность», углубить знания учащихся о таких понятиях как доброжелательность, человечность, милосердие, доброта, порядочность, чуткость и т. д.; учить учащихся рассуждать, задавать вопросы, умению слушать и слышать друг друга, обоснованно строить свои ответы |
5 | Я и здоровье | 4 | стремиться к здоровому образу жизни; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме |
6 | Я и книга | 4 | Оценивать себя как читателя создавать условия для использования полученных знаний и умений на занятиях для самостоятельного чтения и работы с книгой |
7 | Я и животные | 1 | развивать внимание, память, мышление; прививать любовь к животным; воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества |
Планируемые результаты освоения курса
В результате прохождения программного материала к концу 4-го класса обучающиеся должны иметь:
- систему нравственных качеств и этическое сознание;
- потребность в самовоспитании и саморазвитии;
- чувство уважения к правам и обязанностям человека;
- чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
- ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
- ценностное отношение к природе, окружающей среде
- потребность в чтении художественной литературы
Требования к оценке знаний учащихся
Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения программ занятий внеурочной деятельности не предусматриваются. Внеурочная деятельность подразумевает безотметочные занятия, объектом оценивания становится духовно-нравственное развитие личности ребенка, воспитание потребности к личностному развитию, применения полученных знаний в самостоятельной деятельности, воспитание нравственных чувств и трудолюбия, развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье. Но это не означает, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний учащимися. Поскольку этот процесс индивидуален, необходимы формы контроля, позволяющие предусматривать проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по программе, во-вторых, глубину сформированности учебных умений.
Оценка должна решать, как минимум, две основные задачи:
- подведение итогов работы;
- сравнение (с самим собой и другими)
Подходы к оцениванию могут быть представлены следующим образом:
- вербальное поощрение, похвала,
- одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности
- использование технологии портфолио.
Составление портфеля творческих работ и достижений ученика позволит учащимся производить самооценку своей деятельности, самопроверку своих действий по овладению учебным материалом.
Одним из способов оценивания учеником своей деятельности и учителем их учебных результатов может являться систематическое обращение к материалам предлагаемых заданий: учащиеся под руководством учителя формулируют в начале занятия его задачи и анализируют в конце достижение (или недостижение) предполагаемых результатов.
При работе в парах или группах важна качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга, например, в виде создания и презентации творческих проектов. Ученики должны быть ориентированы в большей степени на самооценку, оценка учителем осуществляется в диалоге с учеником, она может быть изменена и уточнена. Педагог, в конечном счете, работает со шкалой требований к качеству обучения, приучая детей самостоятельно определять, какое умение нужно сформировать для решения конкретной содержательной или методической задачи.
Итогом оценки деятельности всей работы может стать проведение в конце учебного года праздника «Мой добрый Волшебник».
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Авторы | Название | Год издания |
1 | Л. В. Мищенкова | Курс «воспитание нравственных качеств» уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» рабочие программы 4 класс | 2015 Москва «Рост» |
2 | Л. В. Мищенкова | Курс «воспитание нравственных качеств» уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» методическое пособие для учителя | 2015 Москва «Рост» |
3 | Л. В. Мищенкова | Курс «воспитание нравственных качеств» уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» рабочая тетрадь в двух частях | 2013 Москва «Рост» |
4 | Интернет ресурсы |
Список литературы
- Агеева И.Д. На ошибках учатся. ПедСовет, № 11, 2004.
- Беденко М. Ну, очень задачник. – Киев: А.С.К., 1996.
- Булдаков С.В. Загадки. ПедСовет, № 11, 2003.
- Бурова И. Герои любимых сказок приглашают к чтению. – М.: Издательский дом «Нева», ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002.
- Остер Г. Задачник. – М.: РОСМЭН, 1996.
- ПОЧЕМУЧКА. – М.: Педагогика-пресс, 1992.
- Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: (Электронный документ). Режим доступа:http://window.edu.ru
- Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: (Электронный документ). Режим доступа:http://school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Дорогою добра"
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкрети...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...
"Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра» для детей – 6,5 – 7,5 лет"
срок реализайии 1 год....
Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Программа курса «Дети Отечества»
В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деят...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие
Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление)
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников....