Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Наш край" (краеведение).
рабочая программа (1 класс) на тему

Программа расчитана на детей 7-8 лет (1 класс). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_nash_kray_1_klass.doc67.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_nash_kray_1_klass.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Наш край» составлена в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир».

Актуальность выбора программы определена следующим фактором:

  • изучение родного края – ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся;
  • она является пропедевтикой для более глубокого изучения истории, культуры и природных особенностей Ярославской  области в последующие годы обучения.

Цели программы:

- изучение исторического прошлого нашего края, истории становления и развития своей школы, культурного наследия региона, природных особенностей родного края,

-формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и становлении своего края.

Задачи:

1. Обучающие

реализовать познавательные и других интересы и потребности ученика через изучение истории своей школы, города, региона.

разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в учебе, делах, общении;

способствовать творческому развитию детей, их гражданскому становлению, удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности

2. Развивающие:

развивать мыслительные процессы;

развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение;

3. Воспитательные:

воспитывать любовь к родной земле, гордость за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.

На изучение отведено 29 часов в год из расчёта 1 час в неделю с 1 октября.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности кружка "Наш  край"

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях учащихся.

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Ярославской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

- предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия.

- ставить и формулировать проблемы;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Основное содержание программы

Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим
направлениям: 


  • представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой  Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;

  • знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;

  • у
    мения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.

Требования к результатам освоения программы:

Обучающиеся должны знать:

-название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);

-символику страны, края, города, школы;

-традиции русского народа и семьи,

-правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

-условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;

-окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие  цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;

-существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

-технологию изготовления поделок из природного материала.

-правила ТБ в кружке.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-видеть и понимать красоту живой природы;

-вести простейшие наблюдения в природе;

-воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

-проводить самостоятельно наблюдения в природе;

-распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

-сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;

-составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре,

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

-любовь к людям и природе;

-ответственное отношение к окружающей среде;

-доброжелательность к живым существам;

-стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам; доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

-стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Методы и приемы: 
- диалоги; элементы дискуссий
- игры-практикумы;
- проблемные ситуации;
- сюжетно-ролевые игры;

- конкурсы, викторины;
- беседы;

- коллективно-творческие дела.
^  Формы проведения 
- рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
- экскурсия; поездка,
- практическое занятие, викторина, консультация

- проблемная лекция, работа в музеях

- встречи с участниками исторических событий


Тематическое планирование и виды учебной деятельности:

Дата

Дата

№п.п.

Тема занятия

Виды учебной деятельности

Тема 1. Введение.

1.

 Краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.  

Тема 2. Мой край на карте Родины.

2.

 Россия -  наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн)

3.

Символ России – берёза.

Рисование дерева. Загадки, пословицы.  

4.

Понятие  край, область, регион. Край, в котором я живу

Выставка рисунков.

5.

Исторические корни города. История возникновения Ярославля.

Изображение герба Ярославля

6.

Улицы нашего города.

Рисуем свою улицу

7.

Достопримечательности нашего города.

Экскурсия  по своему району.

8.

Известные люди нашего города.

9.

Викторина «История моего края».

Тема 3. Я и моя семья.

10.

Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей.

Рассказ о членах своей семьи

11.

Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

12.

Семейные праздники.

13.

Моя родословная

Составить родословную

Творческий  конкурс  - «Старая фотография рассказала…»

14.

История моего имени.

Рассказы детей.

15.

Мои дедушка и бабушка. Детские игры наших бабушек и дедушек.

Сочинения детей. Разучивание игр.

16.

Мои родные – участники Великой Отечественной войны.

Сочинения детей.

Тема 4. Моя школа.

17.

Моя школа. Я – ученик. Традиции школы.

Конкурс знатоков.

18.

Школьная библиотека.

Запись в школьную библиотеку.

19.

Посещение школьного краеведческого музея.

Экскурсия.

Тема 5. Природа родного края.

20.

Реки и озёра Ярославской области.

21

Полезные ископаемые нашего края.

Практическая работа

22

Растительный мир нашей области.

Экскурсия.

23.

Редкие и исчезающие растения. Их охрана.

24.

Животный мир. Домашние и дикие животные.

25.

Роль животных в жизни человека.

26.

Редкие и исчезающие виды животных.

27.

Птицы нашей области. Группы птиц: перелётные, осёдлые.

Практическая работа

28.

Охрана и подкормка птиц. Красная книга.

29.

Викторина «Знатоки родного края».



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Наш край» составлена в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир».

Актуальность выбора программы определена следующим фактором:

  • изучение родного края – ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся;
  • она является пропедевтикой для более глубокого изучения истории, культуры и природных особенностей Ярославской  области в последующие годы обучения.

Цели программы:

- изучение исторического прошлого нашего края, истории становления и развития своей школы, культурного наследия региона, природных особенностей родного края,

-формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и становлении своего края.

Задачи:

1. Обучающие

реализовать познавательные и других интересы и потребности ученика через изучение истории своей школы, города, региона.

разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в учебе, делах, общении;

способствовать творческому развитию детей, их гражданскому становлению, удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности

2. Развивающие:

развивать мыслительные процессы;

развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение;

3. Воспитательные:

воспитывать любовь к родной земле, гордость за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.

На изучение отведено 29 часов в год из расчёта 1 час в неделю с 1 октября.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности кружка "Наш  край"

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях учащихся.

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Ярославской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

- предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия.

- ставить и формулировать проблемы;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Основное содержание программы

Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим
направлениям: 


  • представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой  Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;

  • знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;

  • у
    мения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.

Требования к результатам освоения программы:

Обучающиеся должны знать:

-название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);

-символику страны, края, города, школы;

-традиции русского народа и семьи,

-правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

-условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;

-окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие  цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;

-существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

-технологию изготовления поделок из природного материала.

-правила ТБ в кружке.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-видеть и понимать красоту живой природы;

-вести простейшие наблюдения в природе;

-воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

-проводить самостоятельно наблюдения в природе;

-распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

-сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;

-составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре,

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

-любовь к людям и природе;

-ответственное отношение к окружающей среде;

-доброжелательность к живым существам;

-стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам; доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

-стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Методы и приемы: 
- диалоги; элементы дискуссий
- игры-практикумы;
- проблемные ситуации;
- сюжетно-ролевые игры;

- конкурсы, викторины;
- беседы;

- коллективно-творческие дела.
^  Формы проведения 
- рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
- экскурсия; поездка,
- практическое занятие, викторина, консультация

- проблемная лекция, работа в музеях

- встречи с участниками исторических событий


Тематическое планирование и виды учебной деятельности:

Дата

Дата

№п.п.

Тема занятия

Виды учебной деятельности

Тема 1. Введение.

1.

 Краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.  

Тема 2. Мой край на карте Родины.

2.

 Россия -  наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн)

3.

Символ России – берёза.

Рисование дерева. Загадки, пословицы.  

4.

Понятие  край, область, регион. Край, в котором я живу

Выставка рисунков.

5.

Исторические корни города. История возникновения Ярославля.

Изображение герба Ярославля

6.

Улицы нашего города.

Рисуем свою улицу

7.

Достопримечательности нашего города.

Экскурсия  по своему району.

8.

Известные люди нашего города.

9.

Викторина «История моего края».

Тема 3. Я и моя семья.

10.

Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей.

Рассказ о членах своей семьи

11.

Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

12.

Семейные праздники.

13.

Моя родословная

Составить родословную

Творческий  конкурс  - «Старая фотография рассказала…»

14.

История моего имени.

Рассказы детей.

15.

Мои дедушка и бабушка. Детские игры наших бабушек и дедушек.

Сочинения детей. Разучивание игр.

16.

Мои родные – участники Великой Отечественной войны.

Сочинения детей.

Тема 4. Моя школа.

17.

Моя школа. Я – ученик. Традиции школы.

Конкурс знатоков.

18.

Школьная библиотека.

Запись в школьную библиотеку.

19.

Посещение школьного краеведческого музея.

Экскурсия.

Тема 5. Природа родного края.

20.

Реки и озёра Ярославской области.

21

Полезные ископаемые нашего края.

Практическая работа

22

Растительный мир нашей области.

Экскурсия.

23.

Редкие и исчезающие растения. Их охрана.

24.

Животный мир. Домашние и дикие животные.

25.

Роль животных в жизни человека.

26.

Редкие и исчезающие виды животных.

27.

Птицы нашей области. Группы птиц: перелётные, осёдлые.

Практическая работа

28.

Охрана и подкормка птиц. Красная книга.

29.

Викторина «Знатоки родного края».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Революция 1917 года и гражданская война в Астраханском крае." Краеведение.

События в феврале 1917 года в Астрахани. Образование новых органов власти. Установление советской власти в области....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...