Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Наш край" (краеведение).
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа расчитана на детей 7-8 лет (1 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nash_kray_1_klass.doc | 67.5 КБ |
programma_nash_kray_1_klass.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Наш край» составлена в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир».
Актуальность выбора программы определена следующим фактором:
- изучение родного края – ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся;
- она является пропедевтикой для более глубокого изучения истории, культуры и природных особенностей Ярославской области в последующие годы обучения.
Цели программы:
- изучение исторического прошлого нашего края, истории становления и развития своей школы, культурного наследия региона, природных особенностей родного края,
-формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и становлении своего края.
Задачи:
1. Обучающие
реализовать познавательные и других интересы и потребности ученика через изучение истории своей школы, города, региона.
разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в учебе, делах, общении;
способствовать творческому развитию детей, их гражданскому становлению, удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности
2. Развивающие:
развивать мыслительные процессы;
развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение;
3. Воспитательные:
воспитывать любовь к родной земле, гордость за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.
На изучение отведено 29 часов в год из расчёта 1 час в неделю с 1 октября.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности кружка "Наш край"
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях учащихся.
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Ярославской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
- предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
-задавать вопросы;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия.
- ставить и формулировать проблемы;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Основное содержание программы
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
Требования к результатам освоения программы:
Обучающиеся должны знать:
-название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
-символику страны, края, города, школы;
-традиции русского народа и семьи,
-правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
-условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;
-окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
-существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
-технологию изготовления поделок из природного материала.
-правила ТБ в кружке.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-видеть и понимать красоту живой природы;
-вести простейшие наблюдения в природе;
-воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
-проводить самостоятельно наблюдения в природе;
-распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
-сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
-составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре,
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
-любовь к людям и природе;
-ответственное отношение к окружающей среде;
-доброжелательность к живым существам;
-стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам; доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
-стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Методы и приемы:
- диалоги; элементы дискуссий
- игры-практикумы;
- проблемные ситуации;
- сюжетно-ролевые игры;
- конкурсы, викторины;
- беседы;
- коллективно-творческие дела.
^ Формы проведения
- рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
- экскурсия; поездка,
- практическое занятие, викторина, консультация
- проблемная лекция, работа в музеях
- встречи с участниками исторических событий
Тематическое планирование и виды учебной деятельности:
Дата | Дата | №п.п. | Тема занятия | Виды учебной деятельности |
Тема 1. Введение. | ||||
1. | Краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. | |||
Тема 2. Мой край на карте Родины. | ||||
2. | Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) | |||
3. | Символ России – берёза. | Рисование дерева. Загадки, пословицы. | ||
4. | Понятие край, область, регион. Край, в котором я живу | Выставка рисунков. | ||
5. | Исторические корни города. История возникновения Ярославля. | Изображение герба Ярославля | ||
6. | Улицы нашего города. | Рисуем свою улицу | ||
7. | Достопримечательности нашего города. | Экскурсия по своему району. | ||
8. | Известные люди нашего города. | |||
9. | Викторина «История моего края». | |||
Тема 3. Я и моя семья. | ||||
10. | Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. | Рассказ о членах своей семьи | ||
11. | Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. | |||
12. | Семейные праздники. | |||
13. | Моя родословная | Составить родословную Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» | ||
14. | История моего имени. | Рассказы детей. | ||
15. | Мои дедушка и бабушка. Детские игры наших бабушек и дедушек. | Сочинения детей. Разучивание игр. | ||
16. | Мои родные – участники Великой Отечественной войны. | Сочинения детей. | ||
Тема 4. Моя школа. | ||||
17. | Моя школа. Я – ученик. Традиции школы. | Конкурс знатоков. | ||
18. | Школьная библиотека. | Запись в школьную библиотеку. | ||
19. | Посещение школьного краеведческого музея. | Экскурсия. | ||
Тема 5. Природа родного края. | ||||
20. | Реки и озёра Ярославской области. | |||
21 | Полезные ископаемые нашего края. | Практическая работа | ||
22 | Растительный мир нашей области. | Экскурсия. | ||
23. | Редкие и исчезающие растения. Их охрана. | |||
24. | Животный мир. Домашние и дикие животные. | |||
25. | Роль животных в жизни человека. | |||
26. | Редкие и исчезающие виды животных. | |||
27. | Птицы нашей области. Группы птиц: перелётные, осёдлые. | Практическая работа | ||
28. | Охрана и подкормка птиц. Красная книга. | |||
29. | Викторина «Знатоки родного края». |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Наш край» составлена в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир».
Актуальность выбора программы определена следующим фактором:
- изучение родного края – ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся;
- она является пропедевтикой для более глубокого изучения истории, культуры и природных особенностей Ярославской области в последующие годы обучения.
Цели программы:
- изучение исторического прошлого нашего края, истории становления и развития своей школы, культурного наследия региона, природных особенностей родного края,
-формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и становлении своего края.
Задачи:
1. Обучающие
реализовать познавательные и других интересы и потребности ученика через изучение истории своей школы, города, региона.
разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в учебе, делах, общении;
способствовать творческому развитию детей, их гражданскому становлению, удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности
2. Развивающие:
развивать мыслительные процессы;
развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение;
3. Воспитательные:
воспитывать любовь к родной земле, гордость за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.
На изучение отведено 29 часов в год из расчёта 1 час в неделю с 1 октября.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности кружка "Наш край"
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях учащихся.
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Ярославской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
- предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
-задавать вопросы;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия.
- ставить и формулировать проблемы;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Основное содержание программы
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
Требования к результатам освоения программы:
Обучающиеся должны знать:
-название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
-символику страны, края, города, школы;
-традиции русского народа и семьи,
-правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
-условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;
-окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
-существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
-технологию изготовления поделок из природного материала.
-правила ТБ в кружке.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-видеть и понимать красоту живой природы;
-вести простейшие наблюдения в природе;
-воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
-проводить самостоятельно наблюдения в природе;
-распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
-сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
-составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре,
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
-любовь к людям и природе;
-ответственное отношение к окружающей среде;
-доброжелательность к живым существам;
-стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам; доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
-стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Методы и приемы:
- диалоги; элементы дискуссий
- игры-практикумы;
- проблемные ситуации;
- сюжетно-ролевые игры;
- конкурсы, викторины;
- беседы;
- коллективно-творческие дела.
^ Формы проведения
- рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
- экскурсия; поездка,
- практическое занятие, викторина, консультация
- проблемная лекция, работа в музеях
- встречи с участниками исторических событий
Тематическое планирование и виды учебной деятельности:
Дата | Дата | №п.п. | Тема занятия | Виды учебной деятельности |
Тема 1. Введение. | ||||
1. | Краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. | |||
Тема 2. Мой край на карте Родины. | ||||
2. | Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) | |||
3. | Символ России – берёза. | Рисование дерева. Загадки, пословицы. | ||
4. | Понятие край, область, регион. Край, в котором я живу | Выставка рисунков. | ||
5. | Исторические корни города. История возникновения Ярославля. | Изображение герба Ярославля | ||
6. | Улицы нашего города. | Рисуем свою улицу | ||
7. | Достопримечательности нашего города. | Экскурсия по своему району. | ||
8. | Известные люди нашего города. | |||
9. | Викторина «История моего края». | |||
Тема 3. Я и моя семья. | ||||
10. | Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. | Рассказ о членах своей семьи | ||
11. | Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. | |||
12. | Семейные праздники. | |||
13. | Моя родословная | Составить родословную Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» | ||
14. | История моего имени. | Рассказы детей. | ||
15. | Мои дедушка и бабушка. Детские игры наших бабушек и дедушек. | Сочинения детей. Разучивание игр. | ||
16. | Мои родные – участники Великой Отечественной войны. | Сочинения детей. | ||
Тема 4. Моя школа. | ||||
17. | Моя школа. Я – ученик. Традиции школы. | Конкурс знатоков. | ||
18. | Школьная библиотека. | Запись в школьную библиотеку. | ||
19. | Посещение школьного краеведческого музея. | Экскурсия. | ||
Тема 5. Природа родного края. | ||||
20. | Реки и озёра Ярославской области. | |||
21 | Полезные ископаемые нашего края. | Практическая работа | ||
22 | Растительный мир нашей области. | Экскурсия. | ||
23. | Редкие и исчезающие растения. Их охрана. | |||
24. | Животный мир. Домашние и дикие животные. | |||
25. | Роль животных в жизни человека. | |||
26. | Редкие и исчезающие виды животных. | |||
27. | Птицы нашей области. Группы птиц: перелётные, осёдлые. | Практическая работа | ||
28. | Охрана и подкормка птиц. Красная книга. | |||
29. | Викторина «Знатоки родного края». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Революция 1917 года и гражданская война в Астраханском крае." Краеведение.
События в феврале 1917 года в Астрахани. Образование новых органов власти. Установление советской власти в области....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...