Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой на основе авторской программы И. С. Хомяковой и В. И. Петровой. Актуальность программы в необходимости нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Общая характеристика. Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности «Этика: азбука добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabprvneur4klass_etika.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мухановская средняя общеобразовательная школа».
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
_____________/О.В.Тетерина/
«___» ______________ 2016 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружка «Этика: азбука добра»
(духовно-нравственное направление)
4 класс
Составитель: Кардашова Наталья Николаевна, учитель начальных классов,
без категории
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с учетом требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования. Программа разработана для курса 34 часа (1час в неделю), реализуемая в МБОУ «Мухановская СОШ» в 2016-2017 учебном году.
Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой на основе авторской программы И. С. Хомяковой и В. И. Петровой.
Актуальность программы в необходимости нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Общая характеристика. Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности «Этика: азбука добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.
Задачи направлены прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
—личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
—стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
—развивающие нравственное сознание;
—активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу. Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Содержание программы
- Школьный этикет. -9ч
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
- Правила общения. -5ч
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,
без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление
ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
- О трудолюбии. -5ч
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Культура внешнего вида.-7ч
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
- Внешкольный этикет -8ч
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Требования к планируемым результатам изучения программы
Личностные результаты освоения программы. В процессе освоения материалов кружка ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № уро-ка | Тема | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика | Дата кален. | Дата факт. |
Тема 1. Школьный этикет (9 ч.) | ||||||
1 | 1 | Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. | 1 | воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной си- туации; | ||
2 | 2 | Забота о младших. | 1 | совершенствовать знания правил этикета и применять их на практике (настроение, чувства, уважение при выполнении этих правил). | ||
3 | 3 | Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. | 1 | оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||
4 | 4 | Поступки человека и его характер. | 1 | воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной си- туации; воспитывать ответственность человека за свои поступки; | ||
5 | 5 | Поступки человека и его характер. | 1 | воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной си- туации; воспитывать ответственность человека за свои поступки; | ||
6 | 6 | Культура общения. | 1 | совершенствовать знания правил этикета и применять их на практике (настроение, чувства, уважение при выполнении этих правил); | ||
7 | 7 | Культура общения. | 1 | совершенствовать знания правил этикета и применять их на практике. | ||
8 | 8 | Отзывчивость и доброта | 1 | оценивать своё поведение и поведение окружающих; воспитывать ответственность за свои поступки; | ||
9 | 9 | Отзывчивость и доброта | 1 | формировать доброже- лательное и заботливое отношение к людям; | ||
Тема 2. Правила общения (5 ч.) | ||||||
10 | 1 | Культура общения. Игра «Город вежливости». | 1 | использовать в речи слова вежливости; | ||
11 | 2 | Вежливый ли я дома? | 1 | участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказы- вания; | ||
12 | 3 | Приветствия и знакомства | 1 | высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); | ||
13 | 4 | Приветствия и знакомства | 1 | создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положитель- ный, отрицательный); описывать сюжетную картинку (серию); | ||
14 | 5 | Верность слову | 1 | оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; самостоятельно формулировать правила коллективной игры, ра- боты. | ||
Тема 3. О трудолюбии (5 ч.) | ||||||
15 | 1 | Культура физического и умственного труда. | 1 | проводить хронометраж дня; анализировать свой распорядок дня, корректировать его; оценивать свои действия во время уроков, дежурств; | ||
16 | 2 | Золотые руки. | 1 | оценивать значение труда в жизни людей; | ||
17 | 3 | Золотые руки. | 1 | стимулировать оценку учащимися собственного отношения к труду; | ||
18 | 4 | Герои труда. | 1 | оценивать героический труд. | ||
19 | 5 | Герои труда. | 1 | оценивать свои действия во время уроков, дежурств; | ||
Тема 4. Культура внешнего вида (7 ч.) | ||||||
20 | 1 | Что такое культура внешнего вида? | 1 | воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; | ||
21 | 2 | Что такое культура внешнего вида? | 1 | оценивать внешний вид человека; приобщать к чистоте, опрятности, аккуратности. | ||
22 | 3 | Одежда и осанка. | 1 | оценивать внешний вид человека; приобщать к чистоте, опрятности, аккуратности. | ||
23 | 4 | Вежливость и внешний вид. | 1 | оценивать значение опрятности для здоровья, уважения окру- жающих, собственного хорошего самочувствия | ||
24 | 5 | Вежливость и внешний вид. | 1 | воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; | ||
25 | 6 | Чувство, настроение, характер человека | 1 | оценивать значение опрятности для здоровья, уважения окру- жающих, собственного хорошего самочувствия | ||
26 | 7 | Чувство, настроение, характер человека | 1 | оценивать значение опрятности для здоровья, уважения окру- жающих, собственного хорошего самочувствия | ||
Тема 5. Внешкольный этикет (7 ч.) | ||||||
27 | 1 | «Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол. | 1 | использовать доброжелательный тон в общении; | ||
28 | 2 | «Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол. | 1 | формировать вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека | ||
29 | 3 | Осваиваем правило «так нельзя». | 1 | оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведе- ния в общественных местах. | ||
30 | 4 | Цветы в жизни человека. | 1 | воспитывать любовь к прекрасному; знать правила дарения цветов. | ||
31 | 5 | Праздничный этикет | 1 | совершенствовать знания правил этикета на празднике | ||
32 | 6 | Готовимся к празднику. | 1 | совершенствовать знания правил этикета на празднике | ||
33 | 7 | Готовимся к празднику. | 1 | совершенствовать знания правил этикета на празднике | ||
34 | 8 | Праздник «Азбука добра» | 1 | формировать уважение к учителям и родителям |
Перечень учебно-методического и материально – технического обеспечения курса:
Для учителя:
1. Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы).
2. Т.Н.Максимова «Классные часы 3 класс» (серия «Учебный год»), Москва «Вако», 2011
3. Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр») Москва,2010
4. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы», Москва «Вако», 2010
5. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль , Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009..
6.Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 2014.
7. -http pedsovet. su/load/142-1-0-14714 - Педсовет
8. -http: www.proshkolu.ru/user/statsencko42/folder/668213 сайт про школу ру
9. http://school-collection.edu.ru/collection/- единая коллекция ЦОР
10. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
11. Ноутбук
Для учащихся:
1. Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий http://www.megabook.ru;
2. Образовательный ресурсный центр «Этика» ethicscenter.ru
3. Образовательный портал nauki-online.ru
Согласовано Согласовано
на ШМО учителей нач. классов зам. директора по УВР
«___» _____________ 2016 г. «___» _____________ 2016 г.
_____________(Кардашова Н. Н.) ______________(Попутникова Н. С.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность программы определена тем, ч...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие
Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра»
Цель программы: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческог...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» НА СТУПЕНИ НОО ДЛЯ 1-4 КЛАССА
Изучение «Семьеведения» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют з...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «История моей страны» 2 класс
Программа внеурочной деятельности “История моей страны” (духовно-нравственное направление) для 2 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта началь...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся 1 класса»
Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи...