модифицированная программа по предмету "письмо" для 4-го специального класса для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
рабочая программа (4 класс) по теме
Обучение чтению и письму ведется параллельно. В ходе обучения письму осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке: выкладывание букв из цветных палочек, пуговиц, мозаике, конструирование. Широко используется художественная литература, чтение потешек, стихов, загадок, слушание музыки и пения. Каждая тема повторяется несколько раз, с целью поэтапного усложнения и многократного повторения изучаемого материала. В зависимости от особенностей детей темп прохождения материала может увеличиваться или замедляться.
Обучение ведется в игровой форме, наиболее доступной для детей с глубокими нарушениями интеллектуального развития. Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все сенсорные системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_s_pismo.docx | 57.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Город Краснодар
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 9 VIII вида Краснодарского края
Утверждена
решением педсовета
протокол № 1 от 29.08.2014 г.
председатель педсовета
______________ Т.В.Лесовая
Модифицированная программа
по предмету ПИСЬМО
Класс – 4 специальный для обучающихся со сложным дефектом, расстройством
аутистического спектра
Учитель – Кулиничева Ольга Ивановна
Программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0 - 4 классы / под ред. И.М. Бгажноковой; раздел: Русский язык / авторы А.К. Аксенова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская. – М.: «Просвещение», 2011г.; методических рекомендаций по обучению письму учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, /А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова/, Москва, «Просвещение», 2009 г; программы «Особый ребенок» для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра / И.М Бгажнокова, Пермь, 2010 г.
ЭКСПЕРТЫ:
заместитель директора по УВР
высшая квалификационная категория __________________ А.А.Красилова
учитель русского языка
I квалификационная категория ______________________ Н.Н.Мамрук
учитель музыки, пения
высшая квалификационная категория _____________________ Т.И.Яровая
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленная модифицированная программа составлена для учащихся 4 специального класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра.
Данная программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0 - 4 классы / под ред. И.М. Бгажноковой; раздел: Русский язык / авторы А.К. Аксенова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская. – М.: «Просвещение», 2011г.; методических рекомендаций по обучению письму учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, /А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова/, Москва, «Просвещение», 2009 г; программы «Особый ребенок» для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра / И.М Бгажнокова, Пермь, 2010 г.
Изучаемый материал приведен в соответствие с учебным планом школы и максимально допустимой недельной нагрузкой учащихся 4 специального класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра и рассчитан на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Основные задачи обучения грамоте данной этапа:
- развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, как основы овладения чтением и письмом;
- формирование правильного произношения, различение смешиваемых звуков;
- развитие лексико-грамматической стороны речи учащихся;
- уточнение и расширение словарного запаса детей;
- развитие навыков понимания читаемого;
- обучение правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова;
- изучение печатного варианта буквы и усвоение письменного начертания строчных и прописных букв.
Обучение носит практическую направленность, учащиеся получают лишь элементарные основы грамоты, не требующую от учащихся усвоения каких-либо правил. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на предварительный звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Дети под руководством учителя анализируют звуковой состав слова, а затем из полученных таким образом звуков синтезируют исходное слово. Метод письма-чтения по результатам анализа, по существу, должен содержать своеобразную подсказку того, как из отдельных звуков получается целое слово.
Обучение чтению и письму ведется параллельно. В ходе обучения письму осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке: выкладывание букв из цветных палочек, пуговиц, мозаике, конструирование. Широко используется художественная литература, чтение потешек, стихов, загадок, слушание музыки и пения.
Дети обучаются печатному и/или рукописному образам букв, что происходит не параллельно. Это позволяет исключить ряд трудностей, связанных с одновременным усвоением нескольких образов одной буквы. Некоторые дети остаются на уровне освоения только печатного образа.
Каждая тема повторяется несколько раз, с целью поэтапного усложнения и многократного повторения изучаемого материала. В зависимости от особенностей детей темп прохождения материала может увеличиваться или замедляться.
Обучение ведется в игровой форме, наиболее доступной для детей с глубокими нарушениями интеллектуального развития. Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все сенсорные системы.
При обучении письму следует учитывать неоднородность состава класса и осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся (печатание (письмо) изученных букв (слогов, слов), исходя из ИПО каждого ребёнка).
Коррекционная направленность обучения письму:
- формирование: навыков организации учебной работы, умения работать в коллективе;
- совершенствование мелкой моторики рук;
Развитие:
- фонематического слуха (выделения звуков и перевода их в графемы);
- звуко-буквенного и слогового анализа слов;
- зрительного внимания и памяти;
- слухового восприятия и координации движений;
- буквенного гнозиса;
- тактильной памяти;
- пространственной ориентировки;
- наблюдательности к языковым явлениям
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны уметь:
1 группа (самостоятельно пишущие):
- правильно вести тетрадь, соблюдать чистоту записей;
- знать печатные и письменные буквы алфавита;
- переводить печатные буквы в рукописные;
- различать гласные и согласные звуки;
- знать звонкие и глухие согласные;
- соотносить звук и букву;
- образовывать слоги, слова, сравнивать их;
- различать понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
- списывать с печатного текста;
- писать слуховые диктанты с предварительным звуко-буквенным анализом.
2 группа (пишущие по обводке):
- правильно вести тетрадь, правильно держать ручку;
- узнавать рукописное начертание изученных строчных и прописных букв;
- писать печатные и рукописные изученные буквы по обводке;
- различать их в написанном слове;
- находить из предложенных букв изученные и писать их по обводке;
- образовывать из усвоенных букв слоги, слова, сравнивать их;
- работать с деформированными словами: дополнять одну пропущенную букву в односложных-двусложных словах с опорой на наглядность;
- писать, по возможности, под диктовку изученные буквы, написание которых не расходится с произношением.
3 группа (не пишущие):
- выполнять правила учащихся на уроке;
- слушать обращенную к ним речь и следовать простым инструкциям;
- пользоваться тетрадью, правильно держать ручку;
- правильно произносить изучаемые звуки (самостоятельно или с помощью артикуляции и жестов) и соотносить их с буквами;
- при неполной поддержке руки обводить линии, буквы, слоги;
-на основе произношения педагога находить из предложенных букв изученные;
-печатать самостоятельно или с помощью учителя изучаемые буквы по трафарету.
Материальное обеспечение:
1.Касса печатных букв для демонстрации;
2. Лента букв;
3. Алфавит.
4.Разрезная азбука для учащихся.
5.Фишки для обозначения звуков - красные, синие, зеленые квадраты, кружки;
6. Полоски для обозначения слов, предложений.
7. Набор цветных карандашей.
8. Предметные картинки.
9.Трафареты по обведению печатных и прописных букв для учащихся.
10. Массажёры для пальчиков.
11. Магнитная доска.
12.Карточки-образцы для написания букв с элементами.
13.Маркеры для письма на магнитной доске.
Список литературы:
|
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов | Дата | |
по плану | по факту | |||
Раздел 1. Повторение пройденных звуков и букв. Усвоение рукописного написания букв.
| 19 ч | |||
1. | Письмо строчных букв: а, о, у, ы, э. | 1 ч | 01.09 | |
2. | Письмо заглавных букв: А, О, У, Э. | 1 ч | 03.09 | |
3. | Буквы Аа - Оо. Различение звуков и букв о - а на слух и на письме. | 1 ч | 08.09 | |
4. | Буквы Ии – ы. Упражнения в различение звуков и букв и - ы на слух и на письме. | 1 ч | 10.09 | |
5. | Буквы Уу- Ээ. Различение звуков и букв у и э на слух и на письме. | 1 ч | 15.09 | |
6. | Письмо строчных букв: и, е, ё, ю, я. | 1 ч | 17.09 | |
7. | Письмо заглавных букв: И, Е, Ё, Ю, Я. | 1 ч | 22.09 | |
8. | Составление слов из разрезной азбуки с буквами и, е, ё, ю, я и запись их в тетрадь. | 1 ч | 24.09 | |
9. | Соотнесение звука и буквы, их различение. | 1 ч | 29.09 | |
10. | Гласные звуки и буквы. Схемы рядов гласных звуков. | 1 ч | 01.10 | |
11. | Согласные звуки и буквы. Упражнения в различении гласных и согласных звуков. Письменное распределение звуков и букв на две группы. | 1 ч | 06.10 | |
12. | Согласные звонкие и глухие, различение их на слух и на письме. Работа с символикой. | 1 ч | 08.10 | |
13. | Твердые и мягкие согласные звуки, их различение. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце слова. | 1 ч | 13.10 | |
14. | Слова с ь в середине слова. Упражнение в словообразовании при помощи частицы – КИ. Анализ и письмо слов: конь – коньки;пень – пеньки; хорь — хорьки). | 1 ч | 15.10 | |
15. | Письмо буквы Ъ. Сравнение написания букв ъ – ь. Анализ и запись слов: съел, съезд, въезд, подъезд. | 1 ч | 20.10 | |
16. | Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё и, ю, я. Звуковой анализ слогов. | 1 ч | 22.10 | |
17. | Дифференциации звуков [а-я] и букв А-Я в слогах и словах. | 1 ч | 27.10 | |
18. | Дифференциация звуков [о-ё] и букв О-Ё в слогах и словах. | 1 ч | 29.10 | |
19. | Дифференциация звуков [у-ю] и букв У-Ю в слогах и словах. | 1 ч | 10.11 | |
Раздел 2. Слово. | 7 ч | |||
20. | Составление и запись слов из букв. | 1 ч | 12.11 | |
21. | Слог как часть слова. Деление слов на слоги. Нахождение слов состоящих из одного слога, из двух, из трех слогов. | 1 ч | 17.11 | |
22. | Письмо буквы Й. Сравнение написания букв и – й. Письмо слов с буквами и и й (мои – мой, твои – твой, свои – свой). | 1 ч | 19.11 | |
23. | Составление слов из данных слогов с опорой на картинки. | 1 ч | 24.11 | |
24. | Перенос части слова при письме (с помощью учителя). | 1 ч | 26.11 | |
25. | Большая буква в именах и фамилиях людей. | 1 ч | 01.12 | |
26. | Большая буква в кличках животных. | 1 ч | 03.12 | |
Раздел 3. Дифференциация звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих. | 32 ч | |||
27. | Дифференциация р и л в слогах и словах, сравнительный анализ.Письмо слогов и слов с данными буквами. | 1 ч | 08.12 | |
28. | Письмо строчной и заглавной букв П, п. Составление и запись слогов и слов с П. | 1 ч | 10.12 | |
29. | Письмо строчной и заглавной букв Б,б. Выкладывание слогов и слов, запись их в тетрадь. | 1 ч | 15.12 | |
30. | Дифференциация б–п в слогах и словах, сравнительный письменный анализ. Написание слов типа: палка, банка. | 1 ч | 17.12 | |
31. | Письмо строчной и заглавной букв Т, т. Составление и запись слов с буквой т. Большая буква в именах. | 1 ч | 22.12 | |
32. | Письмо строчной и заглавной букв Д, д. Составление и запись слов: дом, дым, друг, Даша, Дима. Графические схемы слов. | 1 ч | 24.12 | |
33. | Дифференциация д–т в слогах и словах, сравнительный письменный анализ. | 1 ч | 12.01 | |
34. | Письмо строчной и заглавной букв К, к. Написание слогов и слов с буквой к. | 1 ч | 14.01 | |
35. | Письмо строчной и заглавной букв Г,г. Написание слогов и слов с буквой г. | 1 ч | 19.01 | |
36. | Дифференциация г – к – х в слогах, сравнительный анализ. Печатание слогов и слов с буквами Г - К – Х. | 1 ч | 21.01 | |
37. | Буквы С,с. Письмо слов, предложений с буквой с. | 1 ч | 26.01 | |
38. | Письмо букв З,з. Составление и запись слогов и слов с данной буквой. | 1 ч | 28.01 | |
39. | Дифференциация с–з в слогах и словах, сравнительный письменный анализ. | 1 ч | 02.02 | |
40. | Письмо букв В,в. Работа с разрезной азбукой. Запись составленных слов. | 1 ч | 04.02 | |
41. | Письмо строчной и прописной букв Ф, ф. Сравнение написания букв (ф – р). Буква Ф в именах: Федя, Фаина, Федора. | 1 ч | 09.02 | |
42. | Дифференциация ф–в в слогах и словах, сравнительный письменный анализ. | 1 ч | 11.02 | |
43. | Письмо букв Ш, ш. Сравнение написания букв и-ш. Составление и запись слогов и слов с данной буквой. | 1 ч | 16.02 | |
44. | Письмо букв Ж,ж, слогов: Жо, Жу, жа,ож, иж, уж. Списывание слов: жук - жуки, нож – ножи, жаба - жабы, Жора, Жанна. | 1 ч | 18.02 | |
45. | Дифференциация ж – ш. Буквосочетания жи – ши. | 1 ч | 23.02 | |
46. | Сравнительный анализ и письмо слогов и слов с буквами с-ш. Слова: сутки-шутки, усы-уши, крыса-крыша, миска-мишка. | 1 ч | 25.02 | |
47. | Дифференциация з – ж, сравнительный анализ. | 1 ч | 02.03 | |
48. | Письмо букв Ч,ч. Работа с разрезной азбукой. Запись составленных слов. | 1 ч | 04.03 | |
49. | Дифференциация ч–т в слогах и словах, сравнительный письменный анализ. | 1 ч | 09.03 | |
50. | Письмо букв Щ,щ. Сравнение написания букв ш- щ. Составление и запись слогов и слов с данной буквой. | 1 ч | 11.03 | |
51. | Дифференциация ч – щ. Буквосочетания ча-ща чу-щу. | 1 ч | 16.03 | |
52. | Дифференциация с – щ в слогах и словах, сравнительный письменный анализ. | 1 ч | 18.03 | |
53. | Письмо букв Ц,ц. Сравнение написания букв ц-щ. Составление и запись слогов и слов с данной буквой. | 1 ч | 30.03 | |
54. | Дифференциация ц – с. Сравнение и запись слов: сел-цел, цок-сок, свет-цвет, кольцо – колесо и т.д. Графические схемы слов. | 1 ч | 01.04 | |
55. | Сравнение написания букв щ-ш-ц. | 1 ч | 06.04 | |
56. | Дифференциация ц - т слогах и словах, сравнительный письменный анализ. | 1 ч | 08.04 | |
57. | Дифференциация ц – ч слогах и словах, сравнительный письменный анализ. | 1 ч | 13.04 | |
58. | Письмо сходных по написанию строчных букв: о-а, и-ц, ш-щ, ъ-ы-и-й, е-ё. | 1 ч | 15.04 | |
59. | Составление слов из разрезной азбуки с заданными буквами и запись их в тетрадь. | 1 ч | 20.04 | |
Раздел 4. Предложение. | 9 ч | |||
60. | Сопоставление слова и предложения. Деление предложения на слова. Обозначение слов полосками-символами. | 1 ч | 22.04 | |
61. | Построение простого предложения. Составление схем предложений. | 1 ч | 27.04 | |
62. | Оформление предложения: большая буква в начале, раздельное написание слов, точка. | 1 ч | 29.04 | |
63. | Составление предложений с данным словом, на тему, предложенную учителем. Запись предложения с помощью учителя. | 1 ч | 04.05 | |
64. | Составление предложений по сюжетной картинке. Запись предложения с помощью учителя. | 1 ч | 06.05 | |
65. | Списывание предложений, вставка пропущенных слов в соответствии с данными картинками. | 1 ч | 11.05 | |
66. | Упражнения в списывании с печатного текста (из трех простых предложений). | 1 ч | 13.05 | |
67. | Годовая контрольная работа. Написание слухового диктанта с предварительным звукобуквенным анализом. | 1 ч | 18.05 | |
68. | Закрепление изученного. Работа над ошибками. | 1 ч | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 4 класс для детей со сложным дефектом.
Рабочая программа 4 класс для детей со сложным дефектом....
Модифицированная программа по предмету чтение для 4-го специального класса для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Отбор содержания произведён с учётом динамики индивидуального развития учащихся, на основе дифференцированного и индивидуального подхода для дальнейшего развития...
Рабочая программа по математике 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект
Рабочая программа по математике 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект.Обучение в классах для обучающихся, имеющих сложный дефект, в МКОУ С(К)ОШИ VIII вида имеет коррекционно-направленн...
Рабочая программа по предмету РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» в 4 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект, составлена на основе Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных у...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ УЧЕНИКА 3 «Л» КЛАССА ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ
Индивидуальный учебный план и программа Белякова Дениса составлена с учётом особенностей психофизического развития и возможностей ученика. Отбор содержания произведён с учётом возможностей для д...
Создание благоприятной образовательной среды для обучающихся со сложным дефектом, обучающимся на дому
В настоящее время одной из приоритетных задач современного специального (коррекционного) образования является создание единой системы комплексной помощи детям, имеющим сложные нарушения....
«Особенности коррекционной работы в классе для детей со сложными дефектами»«Особенности коррекционной работы в классе для детей со сложными дефектами»
laquo;Особенности коррекционной работы в классе для детей со сложными дефектами»...