Программа Кружка "Экономика первые шаги"
рабочая программа (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №41»
Муниципального образования г. Братска
Рассмотрено заседанием кафедры классных руководителей МБОУ «СОШ №41» Протокол №_______ От «___»_________2015 г. Руководитель кафедры: ________/_______________ подпись/расшифровка подписи | Согласовано: Заместитель директора _______/_______________ подпись/расшифровка подписи | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СОШ №41» ____________Власова Е.В. Приказ №____ от «____»___________2015 г. |
Рабочая программа
кружка внеурочной деятельности
«Экономика: первые шаги»
на основе авторской программы
для учащихся 2-го класса
Направление: социальное
Использует:
учитель первой
квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 41»
Татарникова А.С.
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторский программы курса Корнеевой О.С. «Экономика: первые шаги» из сборника программ внеурочной деятельности под ред. Н.Ф, Виноградовой, издательский центр «Вентана-Граф», М., 2011.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа кружка рассчитана на учащихся 7-10 лет.
Отбор содержания кружка подчиняется следующим принципам:
1.Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
2.Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. Поэтому одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
3.Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.
С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Программа кружка даёт возможность решать задачи:
- формировать у обучающихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
- обеспечивать осознание взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
- развивать основы потребительской культуры;
- расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
- способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих;
- формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
- показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.
Место кружка в учебном плане
Курс рассчитан на 4 года по 34 часа в год. В соответствии с учебным планом школы программа сокращена на 17 часов. Данная программа составлена на второй год обучения - 17 часов в год (1 час в 2 недели).
Формы организации занятий: используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Форма подведения итогов: обобщающий урок «Экономический марафон»
Ценностные ориентиры содержания кружка
В процессе экономического образования обучающиеся получают представление о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, в искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка
При изучении программы кружка ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Обучающиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют продукт труда многих людей. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Обучающиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).
Ожидаемые результаты
К концу обучения в 2 классе ученик узнает:
—какие бывают потребности;
—почему все потребности нельзя удовлетворить;
—какие бывают товары и услуги;
—где можно приобрести товары и услуги;
—почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека.
К концу обучения в 2 классе ученик сможет научиться:
—соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
—различать товары и услуги.
Учебно-тематический план
Тема | Кол-во часов по авторской программе | Кол-во часов по рабочей программе |
Тема 1. Что нам нужно для жизни Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев). Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. Универсальные учебные действия: —различать потребности по видам; —определять потребности домашних питомцев; —формулировать свои потребности. Практическая и игровая деятельность: —игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»; —рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров». | 8 | 4 |
Тема 2. Хочу, могу и надо Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее). Универсальные учебные действия: —определять потребности своих близких; —оценивать свои желания и возможности их реализации. Практическая и игровая деятельность: —рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?». | 10 | 5 |
Тема 3. Как товары и услуги исполняют желания Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий товары. Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др. Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование Универсальные учебные действия: —соотносить виды товаров и место их приобретения; —различать товары и услуги: понимать разницу между ними; —кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги. Практическая и игровая деятельность: —изготовление изделий из природного материала для подарка; —игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»; —экскурсия в магазин; —экскурсия на почту; —мастер-классы «Я умею и могу научить всех». | 16 | 8 |
Учебно-методическое обеспечение программы
- Н.А. Зайченко. “Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды” Санкт-Петербург 1998 год.
- Н.И.Романовская. “Экономическая игротека” Москва 1994 год.
- Т.О.СмирновойТ.Н.Просняковой “Методические рекомендации в помощь учителю экономики 2–4 классов” (ФНМЦ им. Л.В.Занкова) “Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах” – учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация “Федоров” 2000 год.
- Журнал “Начальная школа” № 1/1998 год.
- “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 13–15/2000 год.
- “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 19–20/2002 год.
- Е.Г.Фирсов. “Интеллектуальные игры для школьников. Экономика”. Ярославль 1998 год.
- Б.А.Райзберг. “Твоя экономика” Москва 1996 год.
Календарно – тематическое планирование
Номер занятия | Название темы занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
Планируемая | Факт. | ||||
« Что нам нужно для жизни », 4 часа | |||||
1 | Потребности — это всё то, что требуется для жизни | 1 | |||
2 | Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев) | 1 | |||
3 | Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов | 1 | |||
4 | Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и разные профессии | 1 | |||
«Хочу, могу и надо», 5 часов | |||||
5 | Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение | 1 | |||
6 | Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания | 1 | |||
7 | Делаю выбор. Желания (потребности) членов семьи, которые необходимо удовлетворять в первую очередь | 1 | |||
8 | Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения) | 1 | |||
9 | Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний? | 1 | |||
«Как товары и услуги исполняют желания», 8 часов | |||||
10 | Товары-предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить | 1 | |||
11 | Продовольственные и промышленные товары | 1 | |||
12 | Где покупают товары? | 1 | |||
13 | Покупатель — продавец | 1 | |||
14 | Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации | 1 | |||
15 | Человек обращается за услугами в дом быта, школу и т.д. | 1 | |||
16 | Образовательные услуги Важность школы и образовательных услуг в жизни человека | 1 | |||
17 | Обобщающий урок «Экономический марафон» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Экономика:первые шаги" на основе авторской программы Смирновой 1 класс 32 ч.
духовно-нравственное или социальное направление...
Рабочая программа факультатива "Первые шаги в науку"
Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Роботоша – первые шаги »
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее - программа) «Роботоша – первые шаги» имеет техническую направленность. Разработана для обеспечения развития...
Рабочая программа экономика:первые шаги
Рабочая программа экономика:первые шаги разработана для обучающихся начальной школы...
Опыт разработки программы кружка «Первые шаги в мир техники»
Опыт разработки программы кружка «Первые шаги в мир техники»Цель программы: развитие УУД и формирование комплекса разнообразных исследовательских умений через предметную область математика- физика- ин...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).Отличная программа.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).Отличная программа....
Рабочая программа "Экономика - первые шаги"
Данная программа содержит материал по финансовой грамотности...