Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Роботоша – первые шаги »
рабочая программа (2 класс) на тему
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее - программа) «Роботоша – первые шаги» имеет техническую направленность. Разработана для обеспечения развития технических, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_robbot_malysham.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр творчества и досуга»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
методическим советом приказом директора МБОУ
протокол от ДО «Центр творчества и досуга»
от
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Роботоша – первые шаги »
Направленность: техническая
Возрастная категория: 7-9 лет
Срок реализации 1 год
Составитель:
Колодина О.Н.
педагог дополнительного образования
Черногорск, 2016
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее - программа) «Роботоша – первые шаги» имеет техническую направленность. Разработана для обеспечения развития технических, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников.
Концепция: Необходимость развития в России робототехники и научно-технического творчества молодежи были озвучены на Заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 16.09.2014 года. Освоение технических основ поможет будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, что приведет к сознательному профессиональному самоопределению, повышению производительности и качества труда через развитие автоматизированных систем управления, ускорению развития научно-технической сферы производства.
В Программе «Развитие образования в Республике Хакасия (2016 – 2020 годы)» указывается, что в системе дополнительного образования детей, одними из приоритетным направлениям является - развитие и поддержка технического творчества и изобретательства детей и молодежи
Актуальность: При разработке программы учитывался социальный заказ родителей. По результатам проведенного анкетирования, роботехническое направление является одним из наиболее востребованных в учреждении и городе
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для младшего школьника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности школьников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития учащихся, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что позволяет в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности овладения новыми навыками и расширения круга интересов. ЛЕГО- совершенно новые технологии в образовании. Мир ЛЕГО очень разнообразен и велик. Конструирование роботов и написание программ развивает технические и творческие способности, логические навыки, социальные навыки Конструктор позволяет учащимся воплощать свои замыслы строить и фантазировать.
Отличительные особенности программы:
Особое внимание в программе обращено на развитие логического мышления младших школьников. Учитывая возрастные психофизиологические особенности младших школьников, в основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. При выполнении заданий идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
В ходе решения технических задач учащиеся научатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него абстрактное мышление
Педагогическая целесообразность
Применение учащимися на практике теоретических знаний ведет к более глубокому пониманию основ, закрепляет полученные навыки, формируя образование в его наилучшем смысле. Программирование на компьютере (например, виртуальных исполнителей) при всей его полезности для развития умственных способностей во многом уступает программированию автономного устройства, действующего в реальной окружающей среде. Подобно тому, как компьютерные игры уступают в полезности играм настоящим.
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы
Программа адресована учащимся 7-9 лет.
Условия набора учащихся: принимаются все желающие.
Сроки реализации программы
1. Программа рассчитана на 1 года обучения.
1 год обучения — 36 часов;
Цель программы: создание условий для развития технического творчества учащихся через LEGO– конструирования на занятиях объединения «Роботоша – первые шаги».
Задачи программы:
Образовательные:
- знакомство и освоение программирования в компьютерной среде моделирования LEGO WE DO:
- обучение основам конструирования роботов;
Развивающие:
- развитие интереса к технике, конструированию, программированию;
- развитие внимания, памяти, воображения, мышления (логического, творческого);
Воспитательные:
- способствовать воспитанию личностных качеств: целеустремленности, настойчивости, самостоятельности, чувства коллективизма и взаимной поддержки:
- формировать творческое отношение к выполняемой работе:
Формы проведения занятий и формы текущего контроля
Режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю в неделю Продолжительность занятий – 45 минут.. В середине занятия предусмотрены паузы «Физминутки» продолжительностью 2-4 минуты.
Формы проведения занятий
Формы проведения занятий различны. Программой предусмотрены следующие формы организации деятельности учащихся:
групповая (для выполнения творческих проектов); индивидуальная.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Занятия лекционного типа с демонстрацией таблиц, фотографий, слайдов, видеофильмов, иллюстративного материала
Ожидаемые результаты:
Осуществление целей и задач программы предполагает получение конкретных результатов:
- знание основ программирования в компьютерной среде моделирования LEGO WE DO:
- умение работать по предложенным инструкциям, творчески подходить к решению задачи;
- умение собирать Лего Робота;
- умения довести решение задачи до работающей модели;
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
- адаптация ребёнка к жизни в социуме, его самореализация;
- развитие коммуникативных качеств;
- формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи.
Учащийся должен знать/понимать:
- область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
- основные понятия, использующие в робототехнике: мотор, датчик наклона, датчик расстояния, порт, разъем, USB-кабель, меню, панель инструментов.
- правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.
Уметь:
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- создавать и запускать программы для забавных механизмов;
Оценка результативности образовательной деятельности
Формы текущего контроля
При поступлении в объединение с учащимися производится собеседование.
Уровень обученности определяется через текущий контроль, который проводится в течение учебного года после изучения каждой темы.
При текущем контроле проводится оценка качества усвоения материала через выполнение итоговой работы по теме Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года. Промежуточная аттестация по окончании обучения по программе одновременно является итоговой аттестацией учащихся.
Показатели результативности программы:
По окончанию изучения программы учащиеся должны самостоятельно конструировать и программировать модель. Уметь показать в действии свою модель и объяснить ход своей работы. Показателем результативности обучения являются готовые модели учащихся. В конце учебного года проводится выставка- презентация моделей роботов.
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Раздел 1. Введение | 3 | 2 | 1 |
2 | Раздел 2. Изучение механизмов | 5 | 2 | 3 |
3 | Раздел 3. Программирование WeDo. Изучение датчиков и моторов | 18 | 6 | 12 |
4 | Раздел 4. Проектирование | 10 | 2 | 8 |
5 | Итого | 36 | 12 | 24 |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Раздел 1. Введение | 3 | 2 | 1 |
1.1 | Виды роботов | 1 | 1 | |
1.2. | Первые шаги. | 1 | 1 | |
1.3. | Текущий контроль. Тестирование | 1 | 1 | |
Раздел 2. Изучение механизмов | 5 | |||
2.1. | Виды механизмов | 2 | 2 | |
2.2 | Виды механизмов | 2 | 2 | |
2.3. | Текущий контроль. Разработка, сборка и программирование своих моделей | 1 | 1 | |
Раздел 3. Программирование WeDo. Изучение датчиков и моторов | 18 | 5 | 13 | |
3.1 | Сборка роботов | 4 | 4 | |
3.2 | Сравнение механизмов. | 2 | 2 | |
3.3 | Разработка, сборка и программирование своих моделей | 8 | 8 | |
3.4 | Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели, создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели) | 3 | 3 | |
3.5 | Текущий контроль. Презентация моделей роботов | 1 | 1 | |
Раздел 4. Проектирование | 10 | 2 | 8 | |
4.1 | Спасение от великана | 1 | 1 | |
4.2 | Спасение. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка) | 1 | 1 | |
4.4 | Непотопляемый парусник. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка) | 1 | 1 | |
4.5 | Создание самостоятельных проектов, моделирование, защита. | 6 | 6 | |
4.6 | Итоговая аттестация. Выставка презентация моделей роботов | 1 | 1 |
Содержание программы
1. Введение
Теория: Знакомство с конструктором Лего. Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™. Организация рабочего места. Техника безопасности. Виды роботов, применяемые в современном мире. Как работать с инструкцией. Проектирование моделей-роботов. Символы. Терминология
Практика: Среда конструирования. О сборке и программировании. Текущий контроль. Тестирование
2. . Изучение механизмов
Тоерия: Танцующие птицы. Конструирование (сборка). Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели) Танцующие птицы и умная вертушка. (сборка, программирование, измерения и расчеты)
Практика: Танцующие птицы. Знакомство с проектом. Текущий контроль. Разработка, сборка и программирование своих моделей
3. Программирование WeDo. Изучение датчиков и моторов
Теория: Сравнение механизмов. Танцующие птицы, умная вертушка, обезьянка-барабанщица. (сборка, программирование, измерения и расчеты) Голодный аллигатор.
Практика: Обезьянка-барабанщица. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка) Голодный аллигатор. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка) Рычащий лев. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка) Спасение самолета. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка) Текущий контроль. Презентация моделей роботов
4. Проектирование
Теория: Спасение от великана, Непотопляемый парусник
Практика: Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка) Создание самостоятельных проектов, моделирование, защита. Итоговая аттестация. Выставка -презентация моделей роботов
Методическое обеспечение программы
Успешное проведение занятий достигается благодаря соблюдению основных дидактических принципов: систематичности, последовательности, наглядности и доступности, эффективному применению общественно-признанных современных технологий, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Применяемые технологии
Название технологии Автор | Область применения | Цель использования | Результат |
В.Ф. Базарный Здоровьесберегающая технология | Включены: комплекс упражнений для учащихся на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы; - режим моторной свободы динамических поз. | Обеспечение благоприятных условий для здоровья учащегося. | Повышение уровня усвоения учебного материала в целом вследствие повышения эффективности произвольно-моторной деятельности и физической активности учащихся, снижения напряженности и утомляемости. Отсутствие вредных привычек, случаев травматизма и переутомления учащихся. |
ИКТ | Оптимизация образовательной деятельности. Обучение учащихся навыкам систематизации, обработка и хранение информации | Применяется в рамках проведения практических занятий, виртуальных экскурсий. | Повышение эффективности образовательной деятельности, о чем свидетельствует высокий ЗУН учащихся. Систематизация музейных фондов учреждения с привлечением учащихся. |
Методы и приемы образовательной деятельности
- репродуктивный, словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация),
- графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление),
- метод проблемного обучения (постановка проблемных вопросов и самостоятельный поиск ответа),
- игры (на развитие внимания, памяти, воображения, игра-путешествие, ролевые игры,
- наглядный (рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, схемы, модели, приборы, видеоматериалы, литература),
- создание творческих работ для конкурсов.
Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.
Дидактическое обеспечение
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала необходимы следующие наглядные пособия: набор карточек по темам разделов, с размещенными на них различными схемами, основными понятиями; учебные пособия и тематическая литература; слайды, видео, аудио, мультимедийные материалы;
Материально-техническое обеспечение
Оборудование:
-Комплект LEGO- WEDO- -Компьютер 7 шт с ПО (по одному на группу 2 человека) или индивидуально на каждого.
-Компьютер (учителя) и проектор с экраном для демонстрации-1 шт.
-Диск программного обеспечения LEGO ® EducationWeDo ™
Список использованной литературы:
1. Живой журнал LiveJournal - справочно-навигационный сервис.
Статья ««Школа» Лего-роботов» / / Автор: Александр Попов.
[Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный.
http://russos.livejournal.com/817254.html,— Загл. с экрана
2. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: , свободный http://robotics.ru/.— Загл. с экрана.
3.Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
4 ПервоРобот LEGO® WeDoTM - книга для учителя [Электронный ресурс].
5. Аленина Т.И., Енина Л.В., Колотова И.О., Сичинская Н.М., Смирнова Ю.В., Шаульская Е.Л. под рук В.Н.Халамова «Образовательная робототехника во внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО». Челябинск, «Челябинский Дом печати», 2012.
6.LEGOeducation.com [Электронный ресурс].
7. Программное обеспечение LEGO ® EducationWeDo ™
8.Положения для каждого вида соревнований можно посмотреть на сайте http://wroboto.ru.
9. Актуальность, цели и задачи организации кро в общеобразовательных учреждениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Шаг за шагом в мир знаний"
Программа «Шаг за шагом в мир знаний» является модифицированной: за основу взята авторская программа Верещагиной И.Н. и Роговой Г.В. «Английский для младших школьников». В авторскую программу ...
Дополнительная общеразвивающая программа "Первые шаги к успеху"
Рабочая программа «Первые шаги к успеху» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго по...
Научно-практическая конференция «Шаги к успеху» Проект "МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ В РОБОТОТЕХНИКЕ"
Робототехника - это направление, которое позволяет создавать с помощью образовательных конструкторов различные виды роботов, моделировать их движения, программировать их с помощью компьютера. Конструи...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).Отличная программа.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).Отличная программа....
Проект «Адаптация детей в первой младшей группе» «Ох уж не легки эти первые шаги»
В этом проектерассказывается, как легче пройти адаптацию....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Первые шаги»
Программа «Первые шаги» имеет три блока: «Развитие математических способностей», «Речевое развитие. Подготовка к письму», «Речевое развитие. Обучение грамоте...
Система реализации дополнительной образовательной программы технической направленности "Первые шаги в робототехнику"
Выступление на областном семинаре детского технопарка "КВАНТОРИУМ-63РЕГИОН" г. Самара "Опыт реализации программ технической направленности" 31.10.2023г. Тема выступления "Сист...