Опыт разработки программы кружка «Первые шаги в мир техники»
методическая разработка по математике (4 класс) на тему
Опыт разработки программы кружка «Первые шаги в мир техники»
Цель программы: развитие УУД и формирование комплекса разнообразных исследовательских умений через предметную область математика- физика- информатика.
Программа кружка рассчитана на один год обучения в 5 классе - 34 часа, 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare_dlya_appo.docx | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт разработки программы кружка
«Первые шаги в мир техники» (физико-математическое направление), для учащихся 5 класса.
Старовойтова С.О., Фёдорова О.В.
В рамках реализации инновационной образовательной программы была разработана программа кружка «Первые шаги в мир техники» для учащихся 5-х классов.
Цель программы: развитие УУД и формирование комплекса разнообразных исследовательских умений через предметную область математика- физика- информатика.
Важно заинтересовать учащихся техническими предметами, научить думать, делать открытия, показать красоту и мощь математического и технического образования. Это способствует пробуждению интереса к изучению точных наук , что крайне актуально в настоящее время.
Программа кружка рассчитана на один год обучения в 5 классе - 34 часа, 1 час в неделю.
Формы проведения занятий кружка: и используемые технологии представлены на слайде:
- беседы;
- практические занятия;
- проведение экспериментов;
- коллективные и индивидуальные исследования;
- самостоятельная работа;
- консультации;
- защита проектной или исследовательской работы.
Используемые технологии:
- технология исследовательской деятельности;
- проектной деятельности;
- элементы проблемного обучения;
- технология ИКТ;
- технология развития критического мышления;
- игровые технологии.
Наибольший интерес у учащихся вызывали практические занятия, проведение экспериментов, коллективные и индивидуальные исследования, Ведущей технологией на занятиях кружка являлась технология исследовательской деятельности.
Содержание программы представлено на слайде: (сл. 1)
Сущность учебно-исследовательской деятельности.
Цели и задачи исследования. Определение темы, предмета и объекта исследования.
Понятие о методах исследования (эмпирические и теоретические). Эксперимент.
Сбор материала для исследования. Структурирование проекта или исследования.
Оформление результатов и подготовка к защите. Анализ подготовленного исследовательского продукта.
Оно отражает основные этапы проектной и исследовательской деятельности.
Как раскрывалось это содержание с адаптацией к возрасту учащихся и предметной направленности рассмотрим на примере фрагмента занятия по теме «Учимся выдвигать гипотезу».
Учитель предлагает учащимся создать различные модели машинок из конструктора ЛЕГО, а затем выявить самую быстроходную модель. Учащиеся обсуждают как следует организовать соревнования, приходят к общему мнению, что надо использовать на всех моделях одинаковые электрические двигатели, имеющиеся в конструкторе.
Учитель предлагает обдумать, и предположить, какие особенности конструкции позволят увеличить скорость модели. (ребята формулируют предположения: модель должна быть устойчивой, компактной, обтекаемой, лёгкой и т.д)
Учитель отмечает, что все высказанные предположения являются гипотезами. Которые можно проверить экспериментальным путём.
Обсуждается о ход эксперимента. Ребята предлагают провести одновременный старт всех моделей и выявить победителя. Для большей достоверности предлагается провести несколько заездов. Результаты фиксируются в заранее заготовленной таблице.
По окончанию эксперимента ребята сопоставляют результаты и особенности конструкции моделей. Учащиеся делают выводы о подтверждении или опровержении высказанной ими гипотезы.
Таким образом, на данном занятии формировались следующие исследовательские УУД:
умение формулировать гипотезу, намечать пути проверки гипотезы, проводить элементарные исследования и наблюдения, выявлять закономерности.
В процессе разработки программы кружка «Первые шаги в мир техники» было подготовлено тематическое планирование. Особенность его в том, что Наряду с темой и элементами содержания к каждому занятию был составлен примерный перечень УУД, формирование или совершенствование которых предусматривали цель, задачи и содержание изучаемого материала.
На слайде фрагмент тематического планирования. (сл. 2)
1) Тема занятия: «Теоретические методы исследования» Анализ, синтез, классификация, обобщение (изучение признаков делимости чисел).
Формируемые УУД:
регулятивные: умение составить план действий в соответствии с поставленной задачей, умение выдвигать гипотезу, понимать необходимость её проверки;
познавательные: умение выделять общий признак нескольких объектов, сравнивать, классифицировать и обобщать факты;
коммуникативные: строить позитивные отношения в процессе деятельности, критически относиться к собственному мнению, при необходимости корректировать его.
Знакомство с данными методами исследования проводилось на примере изучения признаков делимости чисел.
По заданиям, предложенным учителем, учащиеся самостоятельно проводят сравнение свойств и состава чисел, классифицируют их, обобщают факты и выдвигают гипотезы.
(сл. 3)
Следующий пример это занятие по теме «Правила постановки и анализа результатов эксперимента».
2) Тема занятия «Правила постановки и анализа результатов эксперимента» (лабораторная работа по изучению освещенности с использованием датчиков Лаб Диск Гломир)
Формируемые УУД:
регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, умение понимать и использовать таблицы, схемы;
познавательные: умение извлекать информацию из предоставленных источников, приобретение опыта самостоятельного поиска информации, умение анализировать результаты;
коммуникативные: умение формулировать проблему, готовность к обсуждению разных точек зрения и выработки общей позиции в ходе выполнения групповой работы.
Обратите внимание на формируемые умения. На занятии проводилась лабораторная работа по изучению освещённости в помещениях гимназии и на рабочих местах в классах с использованием датчиков Лаб Дисков Гломир. Была организована групповая работа. Каждая группа двигалась по своему маршруту, измеряя освещённость в заданных местах.
Результаты замеров сравнивались с нормами СанПина. Учащиеся делали выводы и пытались дать рекомендации.
В ходе реализации программы проводился мониторинг уровня сформированности различных УУД и исследовательских умений учащихся. О методике мониторинговых карт было сказано ранее. Анализ показал положительную динамику и результативность проведённой работы.
(сл. 4) Примеры работ, подготовленных учащимися посещавшими кружок «Первые шаги в мир техники»
№ | Тема работы | Класс | Кол-во участников |
«Изучение уровня шума в гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» | 5 кл. | 2 чел. | |
«Знай меру» | 5 кл. | 2 чел. | |
«Изучение интереса учащихся 5-х классов к компьютерным играм» | 5 кл | 2 чел |
Завершает программу список литературы, адресованной, как учителю, так и учащимся.
Программу можно найти на сайте гимназии №73 «Ломоносовская гимназия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование кружка"Первые шаги в мире информатики"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по информатике,2класс, 2часа в неделю(вторая половина дня)....
Рабочая программа "Экономика:первые шаги" на основе авторской программы Смирновой 1 класс 32 ч.
духовно-нравственное или социальное направление...
Рабочая программа факультатива "Первые шаги в науку"
Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Роботоша – первые шаги »
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее - программа) «Роботоша – первые шаги» имеет техническую направленность. Разработана для обеспечения развития...
Рабочая программа экономика:первые шаги
Рабочая программа экономика:первые шаги разработана для обучающихся начальной школы...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).Отличная программа.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).Отличная программа....
Рабочая программа "Экономика - первые шаги"
Данная программа содержит материал по финансовой грамотности...