Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Человек и природа в народной культуре"
рабочая программа (2 класс) на тему
На занятиях дети знакомятся с древними идеями и образами на основе анализа произведений народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_i_priroda_v_narodnoy_kulture.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Человек и природа в народной культуре.
2 класс(68 ч)
Сюжет года: «Вслед за солнышком живём!»
Открываем сюжет года
С Новым годом, с новым урожаем! (осеннее новолетие. Начинаем жить по старинному календарю, как наши предки. Календарная обрядовая культура народа как форма взаимоотношений человека и природы.)
«Всякому лету аминь!» (Обряды и обычаи жатвы. Первые осенние праздники народного календаря. Осеннее равноденствие и осенние календарные праздники твоего края.)
А у нас сегодня капустник! Занятие-праздник. (Гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений - нравственная норма в народной жизни.)
Знакомство с древними идеями и образами на основе анализа произведений народного творчества
Нет козы с орехами! (Образ мира и главный закон в жизни людей и природы - по сказкам «Коза, коза, где была?» и «Пошла коза по орехи».)
Чудо-древо. (Образы природных стихий и Мирового древа в народном искусстве.)
«Матушка Покрова, покрой сырую землю и меня молоду!»
(Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в народной традиции.) В гостях у Василисы Премудрой. (Образ женщины в народном прикладном искусстве, загадках, волшебных сказках.)
Загадка, загадка, открой свою тайну! Вселенная в земных образах.)
Дом, дом, открой свою тайну! (Крестьянский дом как образ Вселенной и человека.)
«От чего зачался наш белой свет?» (Происхождение и устройство мира по древним представлениям, отраженным в духовном стихе о Глубинной книге.)
Тайны детских народных игрушек и игр. (Детская народная культура как наследница и хранительница народной культуры взрослых. Пережитки древних представлений в произведениях древнего фольклора и игрушках.)
«Льняные смотрины». Занятие - праздник. (Осенняя ярмарка в школе, посвящённая женским рукоделиям.)
О чем расскажет нам народный костюм. (Символические образы природы в узорах и деталях народного костюма.)
12 ноября - Синичкин день. Сегодня синичка - именинница. (Птицы - зимники. Мастерим и вешаем кормушки для птиц. Птицы, зимующие в твоём краю.)
Встречаем зиму! Кузьминки - первый зимний праздник.
(Понятия о смешном и условном. Небылицы-перевёртёши. Художественная условность, творящая перевёрнутый мир. Слово - творец особой художественной реальности.)
Играем в старинные детские игры. (Накопление материала для работы над особенностями народного поэтического слова как творца особой художественной реальности.)
Готовимся к зимним святкам! (Главный зимний праздник. Сложный состав праздника. Народные обряды и обычаи зимних святок.)
Учимся величать семью, чтобы пожелать ей счастья и благополучия! (Величальная песня типа «Терем»; углубление понимания идеи «Дом как мир»; продолжение разговора о народном поэтическом слове - творце особой художественной реальности.)
Учимся величать наших девочек! (Символические образы величальных святочных песен, посвящённых девушке.)
Учимся величать наших мальчиков! (Символические образы величальных святочных песен, посвящённых юноше.)
«Побеждай, люди!» (Понятие о историко-культурной сложности образа св. Николая по русским народным легендам, былинам, духовным стихам. Связь образа с праздником Рождества Христова в русской и западно-европейской культуре.)
Продолжаем готовиться к зимним святкам. (Праздничное ряженье на святках.)
Наши сверстники на Западе встречают Рождество Христово.
(Понятия о сложном духовном смысле праздника и его отражении в западно-европейской культуре: образы праздника в живописи, литературе, музыке.)
Продолжаем готовиться к зимним святкам. (Старинные игры и развлечения молодёжи на праздничных посиделках.)
Занятия-праздники на зимних каникулах
Зимний солнцеворот и зимнее новолетие. (Зимние обряды и обычаи твоего края.)
У нас - Рождественский сочельник! (Образ праздника Рождества Христова в русской национальной традиции: духовные стихи, иконография праздника, обрядовые действа - хождение со звездой, оформление праздничного стола, кутья и взвар, светлое настроение человека в этот вечер.)
Колядки, колядки! (Рождественское утро: праздничные поздравления и подарки.)
Святочные посиделки. (Праздничная трапеза и игры в дни зимних каникул.)
Очередные занятия в 3 четверти
Сказка, сказка открой свою тайну! (Сказки о животных и волшебные сказки. Пережитки в них древнего одушевления природы.)
Сказка продолжает открывать нам свои тайны. («Тридесятое царство» в волшебных сказках. Каков характер Бабы Яги?)
Сказка продолжает открывать нам свои тайны. (Волшебные сказки о герое-змееборце.)
Рисуем мир по сюжетам волшебных сказок.
Февраль
Февраль зиму замыкает. Сретенье - первая встреча весны. Ждем весну! Готовимся к Масленице! (Образ праздника в русской народной традиции. Вводное занятие.)
Душа ль моя, Масленица! Разучиваем масленичные песни, приговоры, игры.)
Учимся печь блины! (Праздничная кухня и угощения Сырной недели.)
Как потрудился, так и повеселился! (Праздник - награда за труд, трудолюбие - основа народной нравственности. Строим снежный городок и гору для катания на Масленицу.)
«Прощай, Масленица!» (Праздник, посвящённый проводам зимы.) Примечание. Время Масленичной недели, Великого поста, праздника св. Троицы зависит от передвижного дня празднования пасхи, поэтому в программе условно намечено: праздник Масленицы - в феврале, Великий пост - в марте - апреле, праздник св. Троицы - во второй половине мая - в начале июня. Точное время Масленицы и других весенне-летних праздников (кроме приуроченных к дням Сорока мучеников Севастийских, Благовещения и св. Георгия) каждый раз устанавливается в зависимости от дня Пасхи в текущем году.
Март-апрель (С Новым годом)
Обряды и обычаи Великого поста
Примечание. Все три месяца (март, апрель, май) на музыкальных занятиях можно разучивать игровые и хороводные песни, детские народные игры. Они помогут весело провести весенне-летние праздники.
Сегодня чистый понедельник. (Духовный смысл поста в русской народной традиции.)
Тужилка по Масленой. (Традиционная постная кухня.)
Учись доброму, худое на ум не пойдёт. (Традиционные рукоделия в Великий пост. Вышивка, шитье, кружево.)
Увдокия-Весновка. Ждём весну! (Весенние детские заклинки.) Добро творить - себя веселить! (Традиционные рукоделия в Великий пост. Ткачество. Работа с бисером.)
«Половина поста преломилася!» (Готовимся к средокрестью.) «Жавороночки, прилетайте к нам!» (Народный обычай заклинания весны в день Сорока мучеников Севастийских - 22 марта н.с. Весеннее равноденствие. Весенние обряды и обычаи твоего края.)
«Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой».
(Обряды Вербного воскресенья в народной традиции.)
Сами себе готовим детский вербный базар. (Традиции детского подарка на Вербное воскресенье.)
Всякая душа празднику рада. (Обычаи и обряды, духовный смысл Страстной недели.)
В день свят суеты спят, душа радуется. (Традиция пасхального подарка.)
«Христос воскресе! Воистину воскресе!» Занятие-праздник.
(Идея обновления жизни в народной христианской традиции. Искусство колокольного звона на Руси.)
«Не бывать весне на Руси святой без Егория!» (Образ святого Георгия Победоносца в духовных стихах и в русской художественной культуре: иконопись, живопись, литература.)
Май-июнь
Пора скот выгонять! Пора землю будить! (Обряды и обычаи Егорьева дня.)
«Хорошо пастух играет, выговаривает!» (Народные музыкальные инструменты, их глубокая связь с природой, ландшафтом страны, жизнью, обычаями и складом характера людей. Рожок, свирель, жалейка.)
Доброе семя - в добрую пору. (Обряды и обычаи весенней пахоты и сева.)
Летела стрела да вдоль села. (Народные обряды и обычаи праздника Вознесения Господня. Забота об урожае.)
Радуйся, берёзка, радуйся, зелёная! (Народные обряды и обычаи Троицыной недели. Прославление расцветающей природы.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование в 3 классе по авторской программе "Славянская культура" "Славянская культура"
Тематика занятий в 3 классе спецкурса "Славянская культура"...
тематическое планирование по внеурочной деятельности "Календарь природы"
Материал составлен с требованиям ФГОС. Направлен на воспитание любви и бережного отношения к природе, традициям родного народа....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики"
Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первич...
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности по "Основам православной культуры" в 1 классе
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности по "Основам православной культуры" в 1 классе...
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты»....
Рабочая программа и тематическое планирование по внеурочной деятельности для 2 класса «Чтение с увлечением. Удивительный мир природы».
Эффективная организация внеурочной деятельности и формирование читательской компетентности второклассников....
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по теме «Зимние народные игры, забавы».
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по теме «Зимние народные игры, забавы». Задачи:Выявить на...