Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики"
рабочая программа по истории (4 класс) на тему
Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали.Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей, способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_orkse_kursy.docx | 54.01 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
4 класс
Пояснительная записка
Актуальность проблемы состоит в передаче духовно-нравственных ценностей от одного поколения к другому. Дискуссии о необходимости введения предмета, в том или ином виде приобщающего обучающихся к тысячелетним духовно-нравственным ценностям народов нашей страны, велись и в профессиональном педагогическом сообществе, и среди широкой общественности не один год.
В 2009 г. Министерством образования и науки был утвержден новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Он направлен на обеспечение:
- духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурной многонационального народа России.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта нового поколения, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» для IV класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, соответствующей Федеральному компоненту ГОС основного общего образования с учетом авторской программы общеобразовательных учреждений Данилюк А.Я.
Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом на 2012 - 2013 учебный год и рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В базисном учебном пане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классах (1 час в неделю).
Реализация учебной программы обеспечивается УМК, используемых в 2012 - 2013 учебном году:
- «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2012
- «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2012
- «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2012
- Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2012.
Цели, задачи обучения в начальной школе
Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали.
Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей, способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике.
В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики» ученик должен:
Знать / понимать:
- Основные понятия религиозных культур;
- Историю возникновения религиозных культур;
- Историю развития различных религиозных культур в истории России;
- Особенности и традиции религий;
- Описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников, святынь;
Уметь:
- Описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
- Готовить сообщения по выбранным темам.
Школьный курс «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно- нравственное воспитание. Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:
Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
Рациональный или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинстве, о смысле жизни, долге.
Учебный план распределения часов, отведенных на темы
№ | Тема | Количество |
темы | часов | |
I. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 |
1. | Россия - наша Родина. | 1 |
II. | Основы религиозных культур и светской этики. Часть I. | 16 |
2. | Что такое светская этика? | 1 |
3. | Мораль и культура. | 1 |
4. | Особенности морали. | 1 |
5. | Добро и зло. | 1 |
6. | Добро и зло. | 1 |
7. | Добродетели и пороки. | 1 |
8. | Добродетели и пороки. | 1 |
9. | Свобода и моральный выбор человека. | 1 |
10. | Свобода и ответственность. | 1 |
11. | Моральный долг. | 1 |
12. | Справедливость. | 1 |
13. | Альтруизм и эгоизм. | 1 |
14. | Дружба. | 1 |
15. | Что значит быть моральным? | 1 |
16. | Творческие работы учащихся. | 1 |
17. | Подведение итогов. | 1 |
III. | Основы религиозных культур и светской этики. Часть II. | 12 |
18. | Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества. | 1 |
19. | Нравственный поступок. | 1 |
20. | Золотое правило нравственности. | 1 |
21. | Стыд, вина и извинение. | 1 |
22. | Честь и достоинство. | 1 |
23. | Совесть. | 1 |
24. | Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. | 1 |
25. | Джентльмен и леди. | 1 |
26. | Образцы нравственности в культуре Отечества. | 1 |
27. | Этикет. | 1 |
28. | Праздники. | 1 |
29. | Жизнь человека - высшая нравственная ценность. | 1 |
IV. | Духовные традиции многонационального народа России | 5 |
30. | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | 1 |
31. | Подготовка творческих проектов. | 1 |
32. | Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Самые известные мировые религии и влияние их на становление культуры», «Что такое этика?», «Значение религиозной культуры в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. | 1 |
33. | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой друг», «Мой дедушка - защитник Родины» и т.д. | 1 |
34. | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). | 1 |
Всего | 34 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия - наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма - за и против. Образование как нравственная норма. Человек - то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В основу построения уроков в рамках курса ОРКСЭ закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета:
-диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъект- субъектное построение учебного процесса;
-приоритет личностного развития учащихся в интеллектуальной, духовно- нравственной жизни;
-актуальность;
-вариативность (возможность выбора на уровне модуля, проблемы, вопроса, текста для анализа, способов деятельности и презентации образовательного результата);
-опора на самостоятельность мышления учащихся;
-деятельностное обучение, создание коммуникативно-активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;
-соблюдение баланса между теоретическим материалом и текстами для эмпирического и творческого освоения;
-органическое и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Формы и виды учебной деятельности в рамках курса «Основы светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как основа для создания учебной ситуации, которая проектируется учителем с учетом возраста, специфики предмета ОРКСЭ, меры сформированности действий учащихся.
Результаты освоения учебного курса
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Кроме того, важно также иметь в виду, что на стимуляцию познавательной деятельности и творческой активности, учащихся в учебном процессе влияет внеурочная работа, которую необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе преподавания и изучения выбранного модуля данного курса.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Самоконтроль;
Фронтальный контроль;
Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.
Календарно - тематическое планирование курса 4 класс
Количество часов по учебному плану - 34 часа. Количество часов в неделю - 1 час
№ п.п | Тема урока | Цель (конкретного урока) | Содержание (в т.ч. понятия и термины) | Формы деятельности (опыт деятельности учащихся) | Домашнее задание |
1 | Введение в предмет Россия - наша Родина. | -развивать коммуникативные компетенции, -способствовать воспитанию национального самосознания, формированию интереса к изучению предмета, -углубить знания (государственная символика, герои и великие люди России и т.д.) | Россия - наша Родина. Россия- полиэтническое государство, культурные традиции. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы, толерантность. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ о нём. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека. Ответь на вопросы в пособии-стр.5 |
2 | Что такое светская этика? | -способствовать формированию первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России | Что такое светская этика? Этика и ее значение в жизни человека. Основные термины и понятия: культура, мораль, этика | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Ответь на вопросы в пособии-стр.7 Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание. Подготовь вопросы по содержанию статьи. |
3 | Мораль и культура. | -развивать представления о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи; способствовать развитию готовности слушать собеседника | Образцы нравственности в культурах разных народов Принципы морали. Нормы морали Основные термины и понятия: мораль, культура | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Ответь на вопросы в пособии-стр.9 |
4 | Особенности морали. | -способствовать формированию умения правильно оценивать себя и других; воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу. | Особенности морали как особого вида духовно- практической культуры; Методика создания морального кодекса в школе; | Беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Ответь на вопросы в пособии- стр.11 Подготовь рассказ об особенностях морали как особого вида духовной культуры ( опираясь на записи в тетради и текст статьи из пособия). Вспомни или придумай пример (историю из жизни, кино и т.д.), иллюстрирующий одну из особенностей морали. |
5 | Добро и зло. | -способствовать формированию у детей представления о добре и зле; -раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; | Добро и зло. Основные термины и понятия: Добро, зло, гуманность | Беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Ответь на вопросы в пособии- стр.13, создай свою копилку добрых дел и проиллюстрируй их. |
6 | Добро и зло | -способствовать формированию умения правильно оценивать себя и других; воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу. | Добро и зло. Основные термины и понятия: Добро, зло, гуманность | Беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Ответь на вопросы в пособии- стр.15. |
7 | Добродетели и пороки. | -способствовать созданию представлений о понятиях добродетель и порок. | Взаимосвязь добродетеля и добра, порока и зла. Основные термины и понятия: Добро, зло, добродетель, порок. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа | Ответь на вопросы в пособии- стр.17. Подготовь рассказ с примерами добродетельных и порочных поступков. |
8 | Добродетели и пороки. | -способствовать развитию представлений о понятиях добродетель и порок, честь и достоинство | Долг и совесть. Честь и достоинство Основные термины и понятия: Добро, зло, добродетель, порок, чувство собственного достоинства | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа | Ответь на вопросы в пособии- стр.19, 21. |
9 | Свобода и моральный выбор человека. | -мотивировать на развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, | Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа | Ответь на вопросы в пособии-стр. 23, Подготовь рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека.( или подбери примеры из произведений, прочитанных на уроках чтения). |
10 | Свобода и ответственность. | - мотивировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, -способствовать пониманию значения ответственности в жизни человека, -формировать умения планировать, самоконтроля и оценки учебной деятельности | Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. | Работа в группах, анализ ситуационных заданий, беседа, комментированное чтение. Планирование работы, контроль, рефлексия. | Подобрать примеры из литературы, в которых описывается ответственное поведение человека. Рисунок, иллюстрирующий ответственность человека. |
11 | Моральный долг. |
| Долг. Моральный долг. Моральная обязанность. Благодарность. Мораль защитника Отечества. | Работа в группах, анализ ситуационных заданий, беседа, комментированное чтение. Игра: Как бы я повел себя в этой ситуации? Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг». | Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. Приведи примеры ситуаций на тему: «Протяни руку помощи...» |
12 | Справедливость. |
сопереживания чувствам других людей | Справедливость. Моральные правила справедливого человека. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с источниками (сказками), анализ текстов. | Придумать рассказ о справедливом и несправедливом человеке (или приведите примеры из сказок). |
13 | Альтруизм и эгоизм. | -мотивировать учащихся на личностный выбор, -способствовать формированию умения слушать и вести диалог, -формировать умения высказывать и отстаивать свою собственную точку зрения | Альтруизм. Эгоизм. Разумный эгоизм. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему. Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма» | Кого из героев сказок Ш.Перро «Золушка» и В.Губарева «Старик Хоттабыч» можно назвать альтруистом, эгоистом? Обоснуй свой ответ. |
14 | Дружба. |
| Добродетельные отношения. Дружба. Избирательность. Бескорыстность. Методика создания морального кодекса в школе (классе). | Проблемная ситуация: моральный кодекс чести класса. Беседа, групповая работа. | Написать рассказ о своём друге. Приведи примеры ситуаций на тему: «Протяни руку дружбы...» |
15 | Что значит быть моральным? | - мотивировать учащихся на личностный выбор, - способствовать формированию умения слушать и вести диалог, - формировать умения высказывать и отстаивать свою собственную точку зрения | Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы. Что значит «быть нравственным» в наше время? | Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным - это значит...» | Написать мини-сочинение сочинению «Быть моральным - это значит...» |
16 | Подготовка творческих работ (проектов) учащихся. | -способствовать формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, -развивать умение постановки целей и задач, -определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Повторение основных содержательных моментов курса. Проект и этапы работы над ним. Определение темы для индивидуальных творческих работ на основе анализа пройденного материала. | Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом (в том числе индивидуальных). Определение содержание проектной работы. Варианты тем: «Россия - Родина моя», «Всюду добрые люди вокруг...», «Я хочу вам рассказать об одном добром человеке», «Добро и зло в русских народных сказках», «Добродетельные герои сказок Г.-Х.Андерсена, Ш.Перро», «Добродетель и порок в сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», «Вот что значит настоящий, верный друг», «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил (А.де Сент- Экзюпери)». | Работа над проектом. |
17 | Подведение итогов. Творческий отчет. | -способствовать обобщению знаний, понятий и представлений о ценностно- смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры, -развивать умение слушать и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, -способствовать развитию умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Обобщение основных содержательных моментов курса. | Презентация творческих проектов учащихся. | Подумать над вопросом и обсудить с родителями «Что такое семья, и какую роль она играет в жизни человека?» |
18 | Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества |
| Род. Семья. Фамилия. Родословная. Родовой герб | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи | Выполнить задания из пособия для учащихся. Создать родовое древо или родовой герб в виде иллюстрации, презентации, другое. О каких традициях семьи это говорит? |
19 | Нравственный поступок. | - изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие | Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков морального поступка. Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать моральным. Вместе с родителями обсудите утверждение «Цель оправдывает средства». Согласны ли вы с этим утверждением. Обоснуйте свою точку зрения. |
20 | Золотое правило нравственности. | мотивировать учеников на принятие законов нравственности, на поиск нравственных начал в окружающем мире - уметь приводить примеры применения золотого правила нравственности, как действует это правило в жизни | Золотое правило нравственности. Честь. Достоинство | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Вместе с родителями попытайтесь оценить поступки героев сказки или другого произведения с точки зрения золотого правила нравственности. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе. |
21 | Стыд, вина и извинение. | - изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие | Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи | Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия). |
22 | Честь и достоинство. | - формировать общественно значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей | Честь. Достоинство. Кодекс чести. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи | Подбери две-три пословицы, в которых бы говорилось О чести и достоинстве. |
23 | Совесть. | -уметь формулировать разницу между понятиями стыд и совесть, -знать какие компоненты имеет совесть, -уметь приводить примеры ситуаций, в которых они ( или герои литературных произведений) испытывали стыд или им было совестно. - уметь составить план статьи из пособия для учащихся | Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи | Расскажи членам семьи и друзьям о совести, спроси, что нового они узнали, над чем задумались. |
24-25 | Нравственные идеалы | -дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, -способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей | Нормы-образцы нравственного поведения в культуре | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности. |
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества. |
| Нормы-образцы нравственного поведения в культуре России: труженики, патриоты, воины, коллективисты. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, устный рассказ на тему (вопросы и задания из учебника), самостоятельная работа с источниками информации (СМИ, справочная, энциклопедии). | Обсуди с родителями, кого из наших современников можно назвать героями, защитниками Отечества, тружениками, коллективистами, патриотами. Запиши в тетрадь (таблица). |
27 | Этикет. | -познакомить с основными нормами и правилами этикета, - способствовать осознанию их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; -мотивировать на саморазвитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Этикет и его значение. Правила этикета для каждого. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, ситуации - пробы, работа в тетради «Правила этикета» | Вместе с родителями составьте (дополните) перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник (любой человек). |
28 | Семейные праздники. | -познакомить с историей возникновения праздников, -сформировать представление о значении праздника в жизни человека, -способствовать формированию образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, -развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость. | История возникновения праздников. Значение праздника в жизни человека. Выбор подарка - ответственное дело. | виртуальная экскурсия «Праздники у разных народов»; устный рассказ на тему, ситуации-пробы «Подарок». | Сообщение на тему «Необычный» праздник в нашей семье (небольшая презентация). |
29 | Жизнь человека - высшая нравственная ценность. |
| Понятие - Ценности. Жизнь человека - высшая ценность: для самого человека, его близких, общества, мира. Уникальность, неповторимость жизни. | Беседа, комментированное чтение, анализ рассмотренного материала, обобщение (вывод) | Рисунок на тему «Жизнь важна для каждого» |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | -способствовать формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, -мотивировать на личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, -способствовать укреплению веры в Россию. | Категории любви. Любовь - основа нашей жизни. Любовь и уважение к Отечеству. | Беседа, комментированное чтение, размышление на тему. | Подбери примеры (из истории, литературы) беззаветного служения Отечеству. |
31 | Подготовка творческих проектов. |
-формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок. | Повторение основных содержательных моментов курса. Проект и этапы работы над ним. Определение темы для индивидуальных творческих работ на основе анализа пройденного материала. | Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. Определение содержание проектной работы. Варианты тем: «Значение нравственности и этики в жизни человека и общества», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг» | Работа над проектом (по индивидуальной теме) |
32-34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | -способствовать развитию умения слушать и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
| Повторение основных содержательных моментов курса. | Презентация творческих проектов учащихся по индивидуальным темам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".
Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...
разработка урока по по основам религиозных культур и светской этики. Модуль светская этика.4класс.Тема Россия-наша Родина
Урок основы светской этики в 4 классе.Тема : Россия-Родина мояЦели: закрепить знания детей о понятии Россия - наша Родина, о символике России.Задачи: Воспитывать патриотическое отношение к...
Рабочая учебная программа по "Основы религиозных культур и светской этике", модуль "Светская этика"
Рабочая учебная программа по модулю "Светская этика" для обучающихся 4 класса...
Курс "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Светская этика" 4 класс.
Рабочая программа и поурочное планирование составлено на основе программы "Основы религиозных культур и светской этики" 4-5 классы /автор А.Я.Данилюк/ и учебника "Основы светской этики 4-5 класс"....
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Свобода и моральный выбор человека" (учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о свободе, моральном выборе и конфликте, их связиЗадачи урокаДидактические:1. познакомит...
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме: «Каждый интересен» (4 класс, УМК «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» под ред. А.И. Шемшуриной)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о дружбе и особенностях каждого человека как личности. Дидактические:1) дать представление о п...
Технологическая карта по ОРКСЭ по теме "От добрых правил – добрые слова и поступки" (4 класс) УМК: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: 4 класс, А.И. Шемшурина. М.: Просвещение, 2014
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи урокаДидактические:Дать п...