Конспект занятия по трудовой деятельности для детей со сложной структурой дефекта.
план-конспект урока на тему

конспект урока "Мир комнатных растений" входит в програмный материал по трудовому обучению  и СБО учащихся со сложной структурой дефекта.На уроке  Формируются представления о комнатных растениях и способов ухода за ними, уточняются названия строения и функциональные значения частей растения,  закрепляются знания детей о потребностях растений в воде, свете, тепле,закрепляются практические навыки детей по уходу за растениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komnatnye_rasteniya.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по трудовой деятельности для детей со сложной структурой дефекта.

Мир комнатных растений.

                                                       Подготовили: учитель-дефектолог Титова Е.В.

                                                                                 воспитатель-дефектолог Полетаева Н.Н.

ГКСОУ ВО Специальная (общеобразовательная) коррекционная школа-интернат VIII вида г. Владимир

Цель: Развитие трудовых навыков по уходу за комнатными растениями у детей, через

создание коррекционно - развивающего пространства, необходимого для формирования практической и адекватно оценочной деятельности  каждого ребенка.

Образовательная:

  • Формировать представления о комнатных растениях и способов ухода за ними
  • Уточнять названия строения и функциональные значения частей растения;
  • Закреплять знания детей о потребностях растений в воде, свете, тепле
  • Закреплять практические навыки детей по уходу за растениями

Коррекционно-развивающие:

  • Активизировать словарный запас учащихся по данной теме
  • Обогащать словарь: «рыхлить», «опрыскивать», «протирать»
  • Развивать мелкую моторику рук при уходе за комнатными растениями
  • Развивать внимание, наблюдательность, память.

 Воспитывающая:

  • Воспитывать интерес к растениям, любовь к природе
  • Воспитывать у детей желание ухаживать за растениями и бережное отношение к ним.
  • Воспитывать умение работать в коллективе

Предварительная работа: рассматривание комнатных растений; совместная работа по уходу за растениями; изучение названий комнатных растений; работа по схемам «Потребности растений», «Полив комнатных растений», «Строение цветка»; заучивание пословиц о труде; чтение стихотворений и загадок о растениях.

Оборудование: иллюстрации по теме, фартуки для детей, лейки, клеенка, горшки с комнатными растениями, влажные салфетки, пульверизаторы, кисточки для протирания пыли.

Занятия проводят учитель и воспитатель в классе-группе.

Ход занятия:

Учитель: « Послушайте внимательно загадку и сами отгадайте, о чём будет наше занятие. Воздух очищают, создают уют. На окнах зеленеют, и зимой цветут. Что это?»

Дети: «Это комнатные растения».

Учитель: « Правильно сегодня мы с вами будем говорить о комнатных растениях. (Стук в дверь) Ребята, к нам кто-то пришёл».

В дверь входит воспитатель, с куклой в руках.

Воспитатель: «Вы узнали, кто это? Это Юля. Она хочет, чтобы мы вам рассказали, какая история с ней приключилась. Слушайте внимательно».

( рассказ сопровождается картинками).

Учитель: «Оля и Юля - сестрички. Они родились в один день, и им исполнилось по 6 лет. На день рождения они получили много подарков. Мама подарила – мяч дедушка - книгу, папа - «сказочный» дом. А что подарила бабушка? (Воспитатель показывает картинку с цветочными горшками).

Дети: «Горшочки».

Учитель «Правильно, бабушка подарила горшочки, но не простые. Она велела поставить их на окно и поливать каждый день и смотреть, что же

произойдёт. Оля всё сделала, как велела бабушка: поставила на окно

и поливала каждый день свой горшочек. (Воспитатель показывает картинку с лейкой) Через неделю появился росток. (Картинка с маленьким ростком) А скоро на высоком стебле распустился красивый цветок (Картинка с цветком амариллиса). Бабушка сказала Оле, что это и есть чудо-подарок. А у Юли цветок погиб (Картинка с засохшим растением). Как вы думаете почему?

Дети: «Юля не поливала цветок».

Учитель: «Правильно, у Юли цветок погиб, потому что она не ухаживала за ним. Давайте расскажем Юле, что же такое комнатные растения, для чего они нам нужны. И научим ее правильно за ними ухаживать».

Учитель: «Почему их называют комнатными?»

Дети: «Потому что они растут в классе, в комнате».

Воспитатель: «Давайте посмотрим на них». (Воспитатель показывает детям цветы, которые растут в классе) Как выдумаете,для чего нужны комнатные растения?»

Дети: «Для красоты, для уюта, ещё они очищают воздух».

Учитель: «Комнатные растения, кроме того что украшают помещение, повышают нам настроение и успокаивают своим зеленым цветом, обладают способностью сохранять здоровый климат, делают воздух чище. К таким растениям, например, относят: лимон, туя, герань, бегония». (Воспитатель показывает картинки с этими растениями). Что бы правильно ухаживать за растениями, надо вспомнить из каких частей они состоят. Давайте назовем основные части растений и покажем их Юле».

Воспитатель раздает детям гербарий с указанием основных частей растений (1-корень ,2- стебель,3- листья,4- цветок)

Учитель: «Давайте внимательно рассмотрим растения и назовем основные части. (Дети работают за партами, один ребенок у доски) Какая часть растения находится под землей? какие над землей? Рассмотрите растения в горшочках, какую часть мы видим? (стебель, листья, цветок) какая часть невидимая? (корень) Как вы считаете нужно ухаживать за какой- то одной частью растения или за всеми?

Дети: «За всеми частями».

Учитель: Что нужно растению, чтобы оно росло? Вода, солнце, земля, воздух, доброта»

Воспитатель одновременно показывает детям схему «потребности растений», на доске слова: поливать, рыхлить, протирать.

Учитель: Давайте посмотрим на наши растения и вспомним их названия.

(На столе: фиалка, дружная семейка, щучий хвост, герань).

Даша, нам сейчас расскажет об одном цветке:

Ученица читает стихотворение:

      Рано-рано поутру

Лейку новую беру.

Мне воды не жалко.

Пей, моя... фиалка!

Воспитатель: А теперь  немного отдохнем

Физкультминутка «Цветочки» (музыка)

На окне в горшочке (дети сидят на корточках)

Поднялись цветочки. (медленно встают)

К солнцу потянулись, (поднимаются на носочки)

Солнцу улыбнулись. (разводят руки в стороны)

К солнышку листочки, повернут цветочки, (разворачивают ладони вверх)

Развернут бутоны, в солнышке утонут. (Соединяют руки над головой, медленно разводят в стороны)

Учитель: «Я приготовила вам инструменты по уходу за растениями. Давайте рассмотрим инструменты и определим, для чего они нужны (лейка поливать, деревянная палочка - рыхлить, пульверизатор - опрыскивать, влажные салфетки и кисточки - стирать пыль с листочков). Посмотрите, на доске записаны слова, прочитаем их и запомним, как они пишутся. (Можно провести словарную работу со словом пульверизатор, в нашем случае дети уже с ним знакомы)

Воспитатель: «Прежде чем начать работу вспомним правила ухода за растениями.

Рыхление. Чтобы земля была мягкой ее нужно рыхлить, глубоко нельзя, чтобы не повредить корешки.

Полив. Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды

Давайте прорыхлим и польем наши цветы. Наденем фартуки и начнем работу».

Дети подходят к столу, на котором стоят горшки с комнатными растениями, с помощью воспитателя и учителя начинают рыхлить и поливать цветы.

Воспитатель: «А теперь я напомню правила, как надо протирать листья от пыли. Мы с вами дышим носиком, а цветочки дышат листочками. Чтобы они могли дышать, они должны быть чистыми.

Растения с крупными листьями будем протирать влажной салфеткой или тряпочкой. Кладем на правую ладошку влажную салфетку, а на левую - листочек и аккуратно от стебелька до конца листочка будем протирать. Давайте попробуем.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: «Другие растения будем опрыскивать из пульверизатора.

Фиалку будем аккуратно сметать кисточкой, так как листья фиалки боятся воды, они могут загнить». Денис, Даша и Алена будут опрыскивать растения, а Андрей и Алеша поработают кисточками. Работать надо дружно, стараться делать все аккуратно».

Дети выполняют задание, воспитатель и учитель в ходе работы помогают им советом, беседуют с детьми с каждым индивидуально о том, как называются растения, отмечают старательных детей. По окончанию работы дежурные убирают рабочее место.

Учитель: «Какие вы молодцы как хорошо у вас все получилось. В нашем классе сразу воздух стал чище и комнатные растения все блестят от чистоты! Юля ты все запомнила, о чем рассказали и что показали тебе ребята? Давайте еще раз напомним Юле, чем мы сегодня занимались на уроке».

Дети по очереди отвечают.

Учитель: «Давайте попрощаемся с Юлей, она теперь знает, как ухаживать за растениями, и сможет вырастить много комнатных цветов. Дома вы сами раскрасите красивые картинки с комнатными растениями и напишите их названия».

                                             Список литературы

1. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. - Пермь, 1992.

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2000.

3. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. - М.: Просвещение, 2002.

4. Рыжова Н.А. Я и природа: учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: Линка-пресс, 1996.

5. Типикина В. Радость общения с природой. // Дошкольное воспитание - №7. - 1993.

6. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию. // Дошкольное воспитание - №7. - 2004.

7. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2008.

8.. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений: 1 ч. / А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. наук; Рос. акад.образования; изд-во “Просвещение”. – М.:Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по здоровьесбережению для детей со сложной структурой дефекта для 5-9-х классов

В программе представлены темы по здоровьесбережению по классам среднего и старшего звена. Дается краткое описание тем. Что должен знать и уметь ученик класса....

Учебные вещи и их назначение (урок развития речи для детей со сложной структурой дефекта)

Данный урок преследует такие учебные цели:интеллектуальное и речевое развитие учащихся; развитие пространственного, речевого и осязательного восприятия и сенсомоторной координации. Расширение словарн...

Инновационные пути включения в образовательную деятельность детей со сложной структурой дефекта младшего школьного возраста

Современное общество стремительно меняется и ставит перед образованием и школой новые цели и задачи. Педагог не может оставаться в стороне от тех коренных преобразований, которые происходят сего...

Конспект урока развития речи в 4б классе для детей со сложной структурой дефекта На тему: «Прогулка по-зимнему лесу»

Конспект урока развития речи в 4б классе для детей со сложной структурой дефектаНа тему: «Прогулка по-зимнему лесу»...

Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)

Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....

Особенности речевого развития детей со сложной структурой дефекта. Специфика работы по формированию и коррекции произношения на специальных занятиях.

В статье рассматривается своеобразие  речевого развития детей с нарушениями слуха и первичной задержкой психического развития. Также в данной статье описаны  основные направления  работ...

Интегрированное логопедическое коррекционно-развивающее занятие для детей с сложной структурой дефекта

ТЕМА: ВЕСНАЦЕЛЬ: актуализация словаря по теме «Признаки весны»ЗАДАЧИ: развитие слухового восприятия; развитие мышления, памяти, внимания, мелкой моторикиОборудование: демонстрационный мате...