Конспект занятия по трудовой деятельности для детей со сложной структурой дефекта.
план-конспект урока на тему
конспект урока "Мир комнатных растений" входит в програмный материал по трудовому обучению и СБО учащихся со сложной структурой дефекта.На уроке Формируются представления о комнатных растениях и способов ухода за ними, уточняются названия строения и функциональные значения частей растения, закрепляются знания детей о потребностях растений в воде, свете, тепле,закрепляются практические навыки детей по уходу за растениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komnatnye_rasteniya.docx | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по трудовой деятельности для детей со сложной структурой дефекта.
Мир комнатных растений.
Подготовили: учитель-дефектолог Титова Е.В.
воспитатель-дефектолог Полетаева Н.Н.
ГКСОУ ВО Специальная (общеобразовательная) коррекционная школа-интернат VIII вида г. Владимир
Цель: Развитие трудовых навыков по уходу за комнатными растениями у детей, через
создание коррекционно - развивающего пространства, необходимого для формирования практической и адекватно оценочной деятельности каждого ребенка.
Образовательная:
- Формировать представления о комнатных растениях и способов ухода за ними
- Уточнять названия строения и функциональные значения частей растения;
- Закреплять знания детей о потребностях растений в воде, свете, тепле
- Закреплять практические навыки детей по уходу за растениями
Коррекционно-развивающие:
- Активизировать словарный запас учащихся по данной теме
- Обогащать словарь: «рыхлить», «опрыскивать», «протирать»
- Развивать мелкую моторику рук при уходе за комнатными растениями
- Развивать внимание, наблюдательность, память.
Воспитывающая:
- Воспитывать интерес к растениям, любовь к природе
- Воспитывать у детей желание ухаживать за растениями и бережное отношение к ним.
- Воспитывать умение работать в коллективе
Предварительная работа: рассматривание комнатных растений; совместная работа по уходу за растениями; изучение названий комнатных растений; работа по схемам «Потребности растений», «Полив комнатных растений», «Строение цветка»; заучивание пословиц о труде; чтение стихотворений и загадок о растениях.
Оборудование: иллюстрации по теме, фартуки для детей, лейки, клеенка, горшки с комнатными растениями, влажные салфетки, пульверизаторы, кисточки для протирания пыли.
Занятия проводят учитель и воспитатель в классе-группе.
Ход занятия:
Учитель: « Послушайте внимательно загадку и сами отгадайте, о чём будет наше занятие. Воздух очищают, создают уют. На окнах зеленеют, и зимой цветут. Что это?»
Дети: «Это комнатные растения».
Учитель: « Правильно сегодня мы с вами будем говорить о комнатных растениях. (Стук в дверь) Ребята, к нам кто-то пришёл».
В дверь входит воспитатель, с куклой в руках.
Воспитатель: «Вы узнали, кто это? Это Юля. Она хочет, чтобы мы вам рассказали, какая история с ней приключилась. Слушайте внимательно».
( рассказ сопровождается картинками).
Учитель: «Оля и Юля - сестрички. Они родились в один день, и им исполнилось по 6 лет. На день рождения они получили много подарков. Мама подарила – мяч дедушка - книгу, папа - «сказочный» дом. А что подарила бабушка? (Воспитатель показывает картинку с цветочными горшками).
Дети: «Горшочки».
Учитель «Правильно, бабушка подарила горшочки, но не простые. Она велела поставить их на окно и поливать каждый день и смотреть, что же
произойдёт. Оля всё сделала, как велела бабушка: поставила на окно
и поливала каждый день свой горшочек. (Воспитатель показывает картинку с лейкой) Через неделю появился росток. (Картинка с маленьким ростком) А скоро на высоком стебле распустился красивый цветок (Картинка с цветком амариллиса). Бабушка сказала Оле, что это и есть чудо-подарок. А у Юли цветок погиб (Картинка с засохшим растением). Как вы думаете почему?
Дети: «Юля не поливала цветок».
Учитель: «Правильно, у Юли цветок погиб, потому что она не ухаживала за ним. Давайте расскажем Юле, что же такое комнатные растения, для чего они нам нужны. И научим ее правильно за ними ухаживать».
Учитель: «Почему их называют комнатными?»
Дети: «Потому что они растут в классе, в комнате».
Воспитатель: «Давайте посмотрим на них». (Воспитатель показывает детям цветы, которые растут в классе) Как выдумаете,для чего нужны комнатные растения?»
Дети: «Для красоты, для уюта, ещё они очищают воздух».
Учитель: «Комнатные растения, кроме того что украшают помещение, повышают нам настроение и успокаивают своим зеленым цветом, обладают способностью сохранять здоровый климат, делают воздух чище. К таким растениям, например, относят: лимон, туя, герань, бегония». (Воспитатель показывает картинки с этими растениями). Что бы правильно ухаживать за растениями, надо вспомнить из каких частей они состоят. Давайте назовем основные части растений и покажем их Юле».
Воспитатель раздает детям гербарий с указанием основных частей растений (1-корень ,2- стебель,3- листья,4- цветок)
Учитель: «Давайте внимательно рассмотрим растения и назовем основные части. (Дети работают за партами, один ребенок у доски) Какая часть растения находится под землей? какие над землей? Рассмотрите растения в горшочках, какую часть мы видим? (стебель, листья, цветок) какая часть невидимая? (корень) Как вы считаете нужно ухаживать за какой- то одной частью растения или за всеми?
Дети: «За всеми частями».
Учитель: Что нужно растению, чтобы оно росло? Вода, солнце, земля, воздух, доброта»
Воспитатель одновременно показывает детям схему «потребности растений», на доске слова: поливать, рыхлить, протирать.
Учитель: Давайте посмотрим на наши растения и вспомним их названия.
(На столе: фиалка, дружная семейка, щучий хвост, герань).
Даша, нам сейчас расскажет об одном цветке:
Ученица читает стихотворение:
Рано-рано поутру
Лейку новую беру.
Мне воды не жалко.
Пей, моя... фиалка!
Воспитатель: А теперь немного отдохнем
Физкультминутка «Цветочки» (музыка)
На окне в горшочке (дети сидят на корточках)
Поднялись цветочки. (медленно встают)
К солнцу потянулись, (поднимаются на носочки)
Солнцу улыбнулись. (разводят руки в стороны)
К солнышку листочки, повернут цветочки, (разворачивают ладони вверх)
Развернут бутоны, в солнышке утонут. (Соединяют руки над головой, медленно разводят в стороны)
Учитель: «Я приготовила вам инструменты по уходу за растениями. Давайте рассмотрим инструменты и определим, для чего они нужны (лейка – поливать, деревянная палочка - рыхлить, пульверизатор - опрыскивать, влажные салфетки и кисточки - стирать пыль с листочков). Посмотрите, на доске записаны слова, прочитаем их и запомним, как они пишутся. (Можно провести словарную работу со словом пульверизатор, в нашем случае дети уже с ним знакомы)
Воспитатель: «Прежде чем начать работу вспомним правила ухода за растениями.
Рыхление. Чтобы земля была мягкой ее нужно рыхлить, глубоко нельзя, чтобы не повредить корешки.
Полив. Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды
Давайте прорыхлим и польем наши цветы. Наденем фартуки и начнем работу».
Дети подходят к столу, на котором стоят горшки с комнатными растениями, с помощью воспитателя и учителя начинают рыхлить и поливать цветы.
Воспитатель: «А теперь я напомню правила, как надо протирать листья от пыли. Мы с вами дышим носиком, а цветочки дышат листочками. Чтобы они могли дышать, они должны быть чистыми.
Растения с крупными листьями будем протирать влажной салфеткой или тряпочкой. Кладем на правую ладошку влажную салфетку, а на левую - листочек и аккуратно от стебелька до конца листочка будем протирать. Давайте попробуем.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: «Другие растения будем опрыскивать из пульверизатора.
Фиалку будем аккуратно сметать кисточкой, так как листья фиалки боятся воды, они могут загнить». Денис, Даша и Алена будут опрыскивать растения, а Андрей и Алеша поработают кисточками. Работать надо дружно, стараться делать все аккуратно».
Дети выполняют задание, воспитатель и учитель в ходе работы помогают им советом, беседуют с детьми с каждым индивидуально о том, как называются растения, отмечают старательных детей. По окончанию работы дежурные убирают рабочее место.
Учитель: «Какие вы молодцы как хорошо у вас все получилось. В нашем классе сразу воздух стал чище и комнатные растения все блестят от чистоты! Юля ты все запомнила, о чем рассказали и что показали тебе ребята? Давайте еще раз напомним Юле, чем мы сегодня занимались на уроке».
Дети по очереди отвечают.
Учитель: «Давайте попрощаемся с Юлей, она теперь знает, как ухаживать за растениями, и сможет вырастить много комнатных цветов. Дома вы сами раскрасите красивые картинки с комнатными растениями и напишите их названия».
Список литературы
1. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. - Пермь, 1992.
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2000.
3. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. - М.: Просвещение, 2002.
4. Рыжова Н.А. Я и природа: учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: Линка-пресс, 1996.
5. Типикина В. Радость общения с природой. // Дошкольное воспитание - №7. - 1993.
6. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию. // Дошкольное воспитание - №7. - 2004.
7. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2008.
8.. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений: 1 ч. / А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. наук; Рос. акад.образования; изд-во “Просвещение”. – М.:Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по здоровьесбережению для детей со сложной структурой дефекта для 5-9-х классов
В программе представлены темы по здоровьесбережению по классам среднего и старшего звена. Дается краткое описание тем. Что должен знать и уметь ученик класса....
Учебные вещи и их назначение (урок развития речи для детей со сложной структурой дефекта)
Данный урок преследует такие учебные цели:интеллектуальное и речевое развитие учащихся; развитие пространственного, речевого и осязательного восприятия и сенсомоторной координации. Расширение словарн...
Инновационные пути включения в образовательную деятельность детей со сложной структурой дефекта младшего школьного возраста
Современное общество стремительно меняется и ставит перед образованием и школой новые цели и задачи. Педагог не может оставаться в стороне от тех коренных преобразований, которые происходят сего...
Конспект урока развития речи в 4б классе для детей со сложной структурой дефекта На тему: «Прогулка по-зимнему лесу»
Конспект урока развития речи в 4б классе для детей со сложной структурой дефектаНа тему: «Прогулка по-зимнему лесу»...
Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)
Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....
Особенности речевого развития детей со сложной структурой дефекта. Специфика работы по формированию и коррекции произношения на специальных занятиях.
В статье рассматривается своеобразие речевого развития детей с нарушениями слуха и первичной задержкой психического развития. Также в данной статье описаны основные направления работ...
Интегрированное логопедическое коррекционно-развивающее занятие для детей с сложной структурой дефекта
ТЕМА: ВЕСНАЦЕЛЬ: актуализация словаря по теме «Признаки весны»ЗАДАЧИ: развитие слухового восприятия; развитие мышления, памяти, внимания, мелкой моторикиОборудование: демонстрационный мате...